Есть частные особенности в языке книги Аввакума, ко­торые укрепляют, утверждают высказанное нами суждение о раннем – в эпоху расцвета – происхождении этой священной книги. Мы разумеем здесь троякого рода дан­ные, почерпаемые из «жизни слов». Во-первых, мы отметим, что для выражения одних и тех же понятий Аввакум пользуется совсем другими терминами, чем свя­щенные писатели халдейской эпохи, как раз теми, кото­рые имеют место у представителей цветущего периода священной литературы – времени Исаии и раннейших. Это – во-вторых. Наконец, в принадлежности писателя нашей книги к генерации Исаии убеждает нас довольно значи­тельное число παξ λεγομνων и редких выражений у Авва­кума, свидетельствующих о классическом достоинстве его языка. I. Укажем примеры того, что Аввакум употребляет терминологию, свойственную более древним священным писателям, а не ту, которую употребляют позднейшие писатели, принадлежащие халдейской эпохе, не исключая даже Софонии. – В Авв. 1:3 понятие насилия выражается терминами и . Преимущественно они употребляются в книгах более ранних – ( Быт. 6:11, 13; 49:3 ; Исх. 23:1 ; Вт. 19:16; Ам. 3:10; 6:3 ; Мих. 6:12 ; ; Притч. 3:31; 10:6, 11; 13:2; 16:29; 26:6 ), а – в пророческих раннейших по преимуществу ( Ис. 13:6; 16:4; 22:4; 51:19; 59:7; 60:18 ; Ос. 7:13; 10:14; 12:2 ; Ам. 3:10; 5:9 ; Иоиль 1:15 ; Пр. 21:7; 24:2), и, хотя в позднейшей литера­туре они всё-таки встречаются, но гораздо реже – уже как классические выражения ( Соф. 1:9 ; Мал. 2:16 ; 1Пар. 12:18 ; Иер. 6:7; 48:3; Иез. 45:9 ), а в общем приобретают в позднейшей литературе права гражданства термины – и ( Соф. 1:15 ; Иер. 4:31; 6:24; 14:8; 15:11; 16:19; 30:7; 49:24 ; Дан. 12:1 ; Авв. 3:16 ; Зах. 10:11 ): вернее будет сказать, что указанные выразительные термины Аввакума сменяются ме­нее яркими и конкретными. На смену ( Авв. 1:4 ; Пс. 76:3 ) выступает (Иер. 6:7) с его многочисленными произ­водными; в Авв. 1:10 имеем мн. ч. – ( Суд. 5:3 ; Пс. 2:2 ; Пр. 8:15; Ис. 40:23 ), а в позднейшей литературе преобладает ( Соф. 3:13 ; Иер. 1:18 ), а также только с халдей­ской эпохи – и ( Ездр. 9:2 ; Неем. 2:16 ; Иер. 51:23; Иез. 23:6 : Дан. 3:2 ). У Аввакума ( Авв. 1:10 ; Ис. 23:12 ; Наум 3:14 ), у позднейших священных писателей – ( Соф. 1:16; 3:16 ; Зах. 14:10 ; 2Пар. 26:15 ). Аввакум употребил слово ( Авв. 2:8 ; это – очень употребительный термин – Исх. 10:5 ; Лев. 14:17 ; Числ. 31:32 ; Вт. 3:11; 28:54; Нав. 12:4; 13:12, 27; 23:12 ; 2Цар. 21:2 ; Ис. 38:10 ; Мих. 5:2 ; Соф. 2:9 ), писатели эпохи плена и послепленной заменяют его 4Цар. 21:14 ; Неем. 7:72 ; Иер. 25:20; 40:15; 41:10; Иез. 9:8; 25:16 ; Агг. 1:12 ; Зах. 8:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Согласно ВЗ, культ В. был распространен прежде всего в сев. царстве (3 Цар 16. 16-28; 4 Цар 10. 18-29). По этим текстам можно реконструировать культ В. почти во всех его аспектах, среди культовых объектов В. упоминаются храм («дом Ваала», 3 Цар 16. 32; 4 Цар 10. 21), «высоты» (Иер 9. 15), идолы (Ос 11. 2; 4 Цар 11. 18), «статуи» (4 Цар 3. 2), алтари (Суд 6. 25; 3 Цар 16. 32); жрецы приносят ему жертвы всесожжения (4 Цар 10. 23-25), упоминаются человеческие жертвоприношения (Иер 19. 5); перед его идолом преклоняют колена и целуют его (3 Цар 19. 18); на его культовый праздник (   - праздничное собрание), к-рых было несколько (    - дни служения Ваалу, Ос 2. 13), собираются толпы народа (4 Цар 10. 20); от его имени говорят пророки (3 Цар 18. 19; Иер 23. 13). Учитывая иконографическую связь угаритского В. c образом быка, поклонение израильтян, и в частности жителей сев. царства, (золотому) тельцу можно рассматривать как поклонение В. Сакральная (храмовая) проституция нигде в ВЗ прямо не соотносится с культом В., но его характер как божества плодородия наряду с выраженными сексуальными мотивами в угаритских повествованиях о В. позволяют исследователям также связывать этот религ. феномен с ваализмом. Борьба c ваализмом оставила заметный след в богословии ВЗ. Преимущественно в поэтических текстах при описании Яхве обнаруживаются нек-рые параллели в образах, присущих угаритскому В.: борьба с морем, морскими чудовищами и драконом Левиафаном (Пс 73. 13-14.; Ис 27. 1; Иов 7. 12); явление в буре с 7 громами (Пс 28. 3а, 4а, 4б, 5, 7, 8; ср. KTU 1. 101. 3-4); жилище Яхве располагается на горе Цафон, как и в угаритских текстах (в Синодальном переводе в Пс 47. 3 - «северная сторона»; ср. топоним Ваал-Цефон в Исх 14. 2). Кроме того, евр. выражение       - шествующий на небесах (Пс 68 (67). 5), переводимое многими как «едущий по пустыне», возможно, получает подтверждение в эпитете угаритского В.     - «едущий [верхом] на тучах». Лит.: Kapelrud A. S. Baal in the Ras Shamra Texts. Copenhagen, 1952; Donner H. , Roellig W. Kanaanäische und aramäische Inschriften. Wiesbaden, 1962-19641, 1966-19692. 3 Bde; Dietrich W. , Loretz O. , Samartin J. Die keilalphabetische Texte aus Ugarit. Kevalaer, 1976. Bd. 1. (AOAT; 24/1); Шифман И. Ш. Балу//Мифологический словарь/Ред. Е. М. Мелетинский. М., 1991. с. 85-86; Albertz R. Religionsgeschichte Israels in alttestamentlicher Zeit. Gött., 1992; Day D. Baal//ABD. Vol.1. P. 545-549; Handy L. K. Among the Host of Heaven: The Syro-Palestinian Pantheon as Bureaucracy. Winova Lake, 1994. p. 99-102; Dictionary of Deities and Demons in the Bible/Ed. K. van der Toorn, B. Becking, P. W. van der Horst. Leiden; N. Y.; Köln, 1995; Wyatt N. The Religion of Ugarit//Handbook of Ugaritic Studies/Ed. E. Watson, N. Wyatt. Leiden; Boston; Köln, 1999. P. 529-585; О пер. с угарит., введ. и коммент. И. Ш. Шифмана. М., 1999; Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2001. Т. 1: От каменного века до элевсинских мистерий. С. 132-151.

http://pravenc.ru/text/153777.html

12 саддукеи. Аристократическая партия, ориентированная на эллинистическую культуру и активно сотрудничавшая с римскими властями; из Писания признавали только Пятикнижие Моисея; не верили ни в воскресение мертвых, ни в существование ангелов и духов, ни в грядущий всеобщий суд над человечеством. 12 Моисей написал. История, которую саддукеи рассказали Иисусу (ст. 19–23), основана на законе о левирате ( Быт. 38,13–30 ), согласно которому в случае преждевременной смерти мужчины, не оставившего после себя наследника, его ближайший родственник был обязан продолжить род покойного ( Руфь 3,4 ). 12 этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний? См. ком. к 12,18. 12 при купине. См. Исх. 3,1–6 . Поскольку саддукеи признавали богодухновенным только Пятикнижие, Иисус ссылается именно на книги Моисея, тем самым доказывая, что саддукеи не понимали и Пятикнижия. 12 слушай, Израиль! См. Втор. 6,4 . Здесь в очередной раз возникают споры вокруг Писания, и Иисус цитирует этот стих, известный как «Шема» (евр.: «слушай») и ставший великим исповеданием монотеистической веры Израиля. 12 Вторая. Здесь Иисус соединяет Втор. 6,4.5 с Лев. 19,18 текстом, который Иаков называет «законом царским» ( Иак. 2,8 ). 12 всесожжении. Книжник одобряет ответ Иисуса и добавляет к нему обоснование из Писания, найденное им самим ( 1Цар. 15,22 ; Ос. 6,6 ). 12 недалеко ты от Царствия Божия. Сравнивая богатого юношу из 10,21 («одного тебе недостает») и Никодима ( Ин. 3,1–21 ), можно отметить, что в обоих случаях имеется нужда в новом рождении, открывающем вход в Божие Царство. Согласно Деян. 6,7 , многие люди, подобные этому книжнику, вошли в Царство Божие после дня Пятидесятницы. 12 в храме. См. ком. к 11,15. Кроме «двора язычников» на территории храма находились «двор женщин» (дальше которого женщины не могли заходить) и «двор Израиля», предназначенный для мужчин-иудеев. 12 сам Давид. Слова Иисуса и данное Им истолкование основываются на том факте, что автором данного псалма является Давид. сказал Духом Святым. Иисус признает, что сочинения Давида богодухновенны.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Народ Мой! С этого обращения – – начинается обвинительная речь YHWH, обращённая к израильскому народу ( Мих.6:3–5 ). Обычный тон обвинительных речей суров, но здесь нет этой суровости, речь YHWH больше похожа на самозащиту. Цель этой речи – не осуждение Исраэля и не расправа над ним, а поиск пути примирения с ним. Народ YHWH должен осознать свою неправоту и повиниться перед своим Богом. Несмотря на нарушение завета с YHWH, на непослушание Ему и неблагодарность, несмотря ни на что, этот народ по-прежнему остаётся Его народом. В Мих.6:5 это обращение повторяется. Что Я сделал тебе? Чем отягощал тебя? YHWH не сделал своему народу ничего плохого, ничем его не отяготил, не утомил (глагол – hifil от корня ), ничем не затруднил его путь. Вся история взаимоотношений YHWH с Исраэлем представляет собой череду оказанных этому народу ясных и несомненных благодеяний, первое из которых – освобождение от рабства ( Мих.6:4 ). Ср. Ис.5:4 : «Что ещё надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему?». Отвечай Мне! Исраэлю нечего ответить в своё оправданье, не в чем обвинить YHWH. Хотя на пути из Мицраима Исраэлю действительно приходилось преодолевать трудности (см. Исх.18:8 и Числ.20:14 , где – существительное от того же корня, что и глагол ), но Господь не досаждал своему народу этими трудностями и преградами, а напротив, спасал его от них. У Исраэля нет оснований считать себя брошенным на произвол судьбы и предъявлять Богу претензии. Можно отметить игру слов, построенную на созвучии и ( Мих.6:4 ). Я вывел тебя из земли Мицраим, из дома рабства искупил тебя… События прошлого становятся поводом для обвинения Исраэля в непослушании. Ср. Иер.2:5–8 ; Ос.11:1–5, 13:4–6 ; Ам.2:9–11 . Буквально значит возвёл тебя. В Торат-Моше в Мицраим часто нисходят, опускаются (корень , ср. Быт.12:10, 39:1 ), а из Мицраима восходят, подымаются (корень , ср. Быт.13:1 ; Исх.3:8, 17:3, 32:1 ; Лев.11:45 ; Числ.14:13 ; Втор.20:1 и др.). «Восходят» в еврейском языке и все приходящие в Святую Землю откуда бы то ни было, тем более приходящие в неё из Мицраима, который для евреев, переживших освобождение из рабства и для их потомков, всегда остаётся духовным и экзистенциальным дном.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

II . Идейные корреляции исследуемого учения в Ветхом Завете Перейдем к анализу идейного содержания рассмотренного сюжета. В нем заключена важная идея сродства человека с окружающей природой, прежде всего, с царством животных (Быт 1:24-25) [Лопухин, 2015, 6]. Обладая чувственным физическим телом, происходящим из земли, Адам является, хотя и высшей , но неотъемлемой частью материального мира, связанной тесными узами с другими его элементами. Такое мироощущение отчетливо прослеживается в целом ряде других ветхозаветных фрагментов. Вспомним, к примеру, рассказ о грехопадении и одном из его последствий — проклятии всей земли за ослушание человека (Быт 3:6-7, 17-19; 5:29; ср. Рим 8:19-23), повествование о первом человекоубийце Каине и его проклятии от земли, отверзшей свои уста, чтобы вкусить кровь его брата (Быт 4:8, 11-12), или история о всемирном потопе, пришедшем, чтобы истребить все живое на земле за злодеяния человека (Быт 6:5-7; 7). Примечательно, что после завершения бедствия, Господь заключает Свой завет не только с семейством Ноя, но и со всеми животными, вышедшими с ним из ковчега. При этом своего рода представителем всей земли в этом договоре является именно человек (Быт 9:8-11). Сюда же отнесем повествование о казнях египетских, поражавших не только население страны фараона-богоборца, но и ее животный мир (Исх 7-12). Наконец, укажем и на тотальное истребление городов Иорданской долины (Содом, Гоморра и др.) за безмерное нечестие их жителей, сопровождавшееся природной катастрофой, истребившей все живое в целом регионе, погрузившемся на дно Мертвого моря (Быт 19; ср. Быт 14:3). Страдания земли за нечестие народа — мотив, не чуждый и пророческой проповеди (Ис 24:1-6; Ос 4:1-3: Зах 5:3; Мал 4:6). Из указанных отрывков видно, что земля (флора и фауна) в Библии несет на себе бремя человеческих деяний (отнюдь не только в техногенном смысле), их судьбы — не две параллельные, непересекающиеся линии, но единая реальность взаимосвязи и взаимозависимости. Иначе говоря, человек, взятый из земли, но сотворенный по образу Божию, мыслится Его сотрудником и соработником, перенявшим в седьмой день эстафету созидания и возделывания материального мира (Быт 1:26-28; 2:2-3) как наместник или домоправитель верховного Владыки всей вселенной (Исх 9:29; Втор 10:14; Пс 23:1; Ис 66:1), нравственно ответственный за все то, что происходит не только с ним, но и с природой.

http://ruskline.ru/opp/2021/10/29/biblei...

Сотворение земных зверей и человека. Мозаика собора в Монреале (Сицилия). XII в. Сотворение земных зверей и человека. Мозаика собора в Монреале (Сицилия). XII в. Лишившись в результате грехопадения высшего Б., или блаженства , каковым в раю было непосредственное богообщение, человек стал искать Б. в тварях, «хороших для пищи и приятных для глаз» (Быт 3. 6). Однако, утратив возможность вполне наслаждаться земными Б. (Еккл 2. 24; 5. 14; 11. 2-6), неспособный делать только добро и не грешить (Еккл 7. 20), человек испытывает неудовлетворенность (Еккл 5. 9 сл.; 6. 7). Поэтому вся жизнь ветхозаветного человека была направлена на восстановление прежнего богообщения путем исполнения Закона. Представление о благости единого Бога, доступное отдельным ветхозаветным праведникам (Ною, Аврааму, Иакову, Иосифу и др.), открывается всему Израилю во время исхода из Египта: Яхве предстает как освободитель, избавитель от смерти (Исх 3. 7 сл.; 18. 9), приводящий в Землю обетованную, «землю добрую» (Втор 8. 7-10), «текущую молоком и медом». Условием обретения Б. Бог ставит верность Его Завету (Втор 8. 11-19; 11. 8-12). В идее Завета выражена глубинная связь между физическим и моральным Б. народа и отдельного человека и его верностью Богу: забывая Бога, перестав Его любить и нарушив Завет с Ним, Израиль немедленно лишается этих Б., хотя через покаяние может обрести их вновь (Ос 14. 2-3). С течением времени в ветхозаветном сознании все более укореняется представление о том, что верность Богу не обязательно ведет к земному преуспеянию. Все чаще поднимается вопрос о страдании праведных и благоденствии нечестивых, Отрок Яхве оказывается гоним, а пророки убиваемы (Ис 53; Иер 12. 1 сл., 15. 15-18; Пс 21, 72; Иов 23-24). Именно через опыт страдания, смысл к-рого неясен с первого взгляда, постепенно обретается путь к отрешению от непостоянных и обманчивых Б. мира сего; истинное Б. обретается в Боге, Который один остается верен, когда все потеряно (Пс 21. 20; 118. 71; Иер 20. 11). При этом Закон, открывающий путь к Б. (Втор 30. 15), сам начинает переживаться человеком как Б. (Пс 118. 72). Божественная благость в ВЗ стала предметом вдохновенного молитвенного славословия, воплотившегося в библейских песнях и псалмах, воспринятых христ. богослужебной традицией: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (Пс 117. 1), «Вкусите и увидите, как благ Господь!» (Пс 33. 9), «Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя» (Пс 85. 5), «Благ и праведен Господь» (Пс 24. 8, см. также: 2 Пар 5. 13; 1 Езд 3. 11 и др.).

http://pravenc.ru/text/Благо.html

Угроза, изложенная в Ам. 5:11 и 6:14, служит почти буквальным воспроизведением слов из книги Второзакония, 28:30, 28:40, 52. Подобные следы знакомства с Пятикнижием мы находим и у пророка Осии. В Осии, 9:10 он указывает на событие, изложенное в книге Чисел, 25:1–9. В Ос. 11:8 пророк говорит о бедствии древних городов, известном из Втор. 29:23 . Глава 12 (ст. 9 и 12) свидетельствует о знакомстве пророка Осии не только с повествованием из книги Бытия о патриархе Иакове, не только с законом вообще, но и с религиозными обычаями праздника Кущей, который, по утверждению современной критики, был придуман послепленными составителями «священного кодекса». Все это с убедительностью говорит за то, что еще в 8 веке до Р.Х. существовал не только закон вообще, но и все Пятикнижие Моисеево в его настоящем объеме, включая в себя исторические повествования книги Бытия и обрядовые законы книг Исход, Левит, Чисел и Второзакония. Но этого мало. Мы находим довольно ясные признаки существования Пятикнижия в 11 и 12 веках, т.е. во времена судей. Эти признаки находятся в книге Судей, именно в частях ее, признаваемых отрицательной критикой за древнейшие. Так, начало песни пророчицы Деворы ( Суд. 5:1–2 ) сложилась, очевидно, под влиянием вдохновенной песни, воспетой Моисеем и Мариам при переходе через Чермное море ( Исх. 15:1–5 ). Слова «когда Ты выходил, Господи, от Сеира» и далее ( Суд. 5:4–5 ), как по мысли. так и по слововыражению близки к Втор. 33:2 и Исх. 19:18 . Гедеон в словах, сказанных ангелу ( Суд. 6:13 ), почти дословно повторяет Втор. 31:16–17 . Постановления о мирной жертве и мирном хлебном приложении, о которых позаботился он, изложены в книге Левит (гл. 2 и 3). Ангел, явившийся родителям Самсона, повелевает соблюсти над ним обеты назорейства, изложенные в книге Чисел, 6:1–21. Итак, еще во времена судей существовали не только Второзаконие, но и прочие книги Моисеевы. Впрочем, представленные доказательства в пользу древнейшего существования Пятикнижия отрицательной критикой не считаются убедительными.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Сравнительно с этим, оценка поля, на которое высевается хомер (30 сеа) ячменя, в 50 сиклей – необыкновенно низка, если даже понимать ее о доходе одного года. По Неем.5:5 и д., прежние областеначальники ежедневно получали 40 сиклей на хлеб и вино 101 , Неемия, напротив, отказывается от этого дохода, и все-таки за столом его обедает столь много людей, что ежедневно съедались 1 вол, 6 овец, кроме птиц и вина. Цена раба, по видимому ( Исх.21:32 ), – 30 сиклей, ср. Зах.11:12 и Ос.3:1 , и д. В качестве возмездия за обесчещение своей дочери отец получает ( Втор.22:29 ) 50 сиклей. Напротив, Авимелех нанимает шайку вольницы за 70 сиклей ( Суд.9:4 ), что, следовательно, должно считаться очень низкой ценой. Что касается права залогов, то прежде всего следует ответить на вопрос: имели ли израильтяне понятие о закладе, залоге? Слово «еррабон», оттуда происходит греческое αρραβων, встречается в рассказе об Иуде и Фамари Быт.38:17–20 . Соответствующий глагол мы встречаем в Неем.5:2 , где смысл должен быть таков: мы должны заложить своих сыновей и дочерей, свои поля, виноградники и дома, чтобы быть в состоянии достать хлеба. Напротив, неосновательно думают находить залог в других местах в Ветхом Завете. Так, Михаэлис, напр., выходя из того, что в Исх.22:25 говорится об уверительном залоге, усиливается доказать, что Моисею нельзя ставить в вину того, что он не изменил срочного заклада в более правильный залог продажи 103 . Но если бы здесь разумелся заклад, то постановление само по себе было бы лишено смысла: взятую у должника одежду в качестве заклада должно возвратить до вечера, между тем ручательство необходимо не только днем. В действительности и ветхозаветное словоупотребление показывает, что известный закон надо понимать не так. В Иов.22:6 ; Притч.20:16; 27:13 стоит глагол хабал с объектом лица в смысле: высасывать, эксплуатировать, равным образом то же значение слово имеет и тогда, когда оно соединено с объектом вещи. Отсюда данный закон очевиден. Если должник не может отдать назад занятое, то кредитор мог вознаградить себя за убыток из его собственности: но если он взял его верхнюю одежду, то может пользоваться ей только днем, а ночью, когда она необходима владельцу, должен возвратит ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

8 отдал царице Есфири дом Амана. В соответствии с обычаями персидского царства, собственность изменников передавалась в государственную казну. Мардохей вошел пред лице царя. Мардохей получил официальный статус (1,14) и полномочия, принадлежащие ранее Аману. 8:7–8 Формально царь не мог отменить первоначальный указ (1,19), поэтому он поручает Есфири и Мардохею написать другой, который сделал бы предыдущее распоряжение, по существу, недействительным. 8:9–14 Новый указ, изданный спустя два месяца и десять дней с момента обнародования первого (3,12), по форме почти совпадает с текстом, предложенным Аманом (3,12–15). Однако в 3,13 объектом указа об истреблении являются все евреи «малые и старые, дети и женщины». А в 8,11 уже возникает вопрос, считать ли объектом всякого вооруженного противника, решившегося напасть на евреев с их женами и детьми, или же евреи могут применять силу против любого вооруженного противника, будь то мужчина, женщина или ребенок. 8 многие... сделались Иудеями. Обращение в иудаизм представителей других народов из-за страха перед евреями является кульминационным моментом повествования (ср. Ос. 2,9 ; Исх. 15,14–16 ; Пс. 104,38 ). Глава 9 9:1–19 Действуя по указаниям Мардохея, евреи сначала напали и перебили своих врагов в провинциях. Затем, получив разрешение у Есфири, они расправились с врагами и в самом престольном городе Сузы. Последовавшее за этим празднование победы вылилось в пиршество и раздачу подарков. 9 пришло время исполниться повелению царя. Имеется в виду второй царский указ, дающий евреям право отомстить своим врагам (8,13). Первый указ царя нигде далее не упоминается. вышло наоборот. Т.е. действующие персонажи как бы опять поменялись местами. 9:2–3 страх пред ними напал на все народы... страх пред Мардохеем. Глубокий страх перед евреями был вызван на самом деле страхом перед их Богом ( Исх. 15,14–16 ). Обстоятельства изменились настолько, что все, кому надлежало осуществить акцию по уничтожению евреев, в сущности встали на их сторону. 9 поступали с неприятелями... по своей воле. Эти слова следует рассматривать как указание на покровительство их действиям свыше (1,8). Автор умышленно приводит данные о количестве убитых (ст. 6–11), свидетельствующие о том, что евреи не пошли на грабеж имущества своих врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

9–10 Второе послание. Погружение в мрак, горечь и печаль. Этот мрак связывали с затмением солнца (наряду с землетрясением), которое отмечалось в июне 763 г. до н. э. Однако в данном случае это не существенно: мрак однажды уже фигурировал в египетской казни ( Исх. 10:21 и дал.), здесь же он свидетельствует о гневе Господа на Свой мятежный народ. Однажды Египет оплакивал своих первенцев ( Исх. 12:30 ), теперь с той же горечью возрыдает Израиль (10). Вретище подразумевает сетование, обращенное к Богу. Но наступили времена, когда даже покаянная молитва слишком запоздала. 11–12 Третье послание. Духовный голод. День скорби обнаруживает, сколь сильны (или слабы) внутренние ресурсы. Жизнь, обращенная только на наслаждения этого мира, оголится до костей, когда они прекратятся. Потом наступит голод по надежному, авторитетному слову. Но справедливое воздаяние Господа печально: отверженное слово становится отсутствующим. Как не будет места покаянию (10), так не найдут и слова (12). Без слова откровения человек во все времена занят бесплодными делами, вынужден ходить от моря до моря, от Мертвого моря на юге до Средиземного моря на западе, скитаться от севера к востоку, возвращаясь туда, откуда вышел. И не найдут его, то есть слова Божьего, во–первых, потому, что отклоняли его так долго и потому, во–вторых, что северные израильтяне отправятся куда угодно, но только не в Иерусалим, где Господь все еще пребывал (1:2). Гордыня дает знать о себе даже в отчаянии! 13–14 Четвертое послание. Окончательное падение. Надежде народа на будущее – юношам – вынесен смертный приговор за грехи прошлого. Когда слову Божьему не верят, люди начинают верить чему угодно. И тогда ложные религии увлекут юношей, схватят их за руки, чтобы затем вцепиться им в горло, пока они не падут и уже не встанут. 14 Грехом Самарийским – в 4Цар. 17:30 отмечается поклонение богу Ашиму, но это имя означает буквально «грех». Грех самарийский – это поклонение идолам, возможно, вефильскому идолу (или тельцу, см.: Ос. 8:6 ). Но искупление греха – это такая потребность, удовлетворить которую не способны никакие идолы – ничто, кроме предусмотренного Богом пролития крови, не может справиться с этим делом, так было в Ветхом Завете, то же самое и в Новом Завете. Путь в Вирсавию – возможно, паломничество в Вирсавию ставилось в духовную заслугу. 9:1–6 Суд, который обязательно сбудется

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010