Обличает пророк и священников, которые веру в Бога свели к бездушным обрядам, пренебрегая наставлением народа в законе Божием: " Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения. Так как ты отвергнул ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною. И как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих. Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; славу их обращу в бесславие. Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию стремится душа их. И что будет с народом, то и со священником: и накажу его по путям его и воздам ему по делам его» ( Ос. 4:6–9 ). Далее пророк призывает тех, которые еще способны внимать его проповеди : «Итак, будем стремиться познать Господа. Как утренняя заря явление Его, и Он (Сын Божий) придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю». Вот, что Богу дорого в поступках людей: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» ( Ос. 6:1–3, 5–6 ). При виде надвигающегося уничтожения Израильского царства, пророк напрягает все усилия, чтобы пробудить чувство покаяния. Но видит пророк и то, что будет после бедствий, что относится к концу времен, когда произойдет полное обновление народа Божия, когда все бедствия и самая смерть будут уничтожены: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! Где твое жало? Ад ! Где твоя победа?» ( Ос. 13:14 ). Отдельные фразы из книги пророка Осии часто цитируются новозаветными писателями (смотри: Ос. 11:1 , Мф. 2:15 ; Ос. 6:6 , Мф. 9:13 ; Ос. 2:23 , 1Пет. 2:10 ; Ос. 13:14 , 1Кор. 15:55 ; Ос. 10:8 , Лк. 23:30 и другими). Содержание книги пророка Осии следующее: о неверной жене и неверности Израиля (1–2), о верности Божией (3), обличение Израиля (4–7), суд Божий над Израилем (8–10), ряд кратких бесед на ранее затронутые темы (11–14). Заканчивается книга обещанием спасения праведным (14). Книга пророка Исаии В первой половине восьмого века до Р. Х. жил Исаия – один из величайших пророков всех времен. Наделенный от Бога высокими духовными дарованиями, Исаия принадлежал к высшему столичному обществу и имел свободный доступ в царский дом. Обладал пророк широким государственным кругозором и крупным поэтическим талантом. Сочетание в нем этих исключительных качеств делают его книгу уникальной в древней письменности. Книга пророка Исаии обилует предсказаниями о Мессии, о Его благодатном Царстве и о новозаветных временах, благодаря чему пророка Исаию называют «ветхозаветным Евангелистом».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Слова эти представляют, без сомнения, глоссу, вошедшую в текст с полей. Ос.13:6 . Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то пре­воз­носилось сердце их, и по­тому они забывали Меня. Ос.13:7 . И Я буду для них как лев, как скимен буду подстерегать при дороге. Ос.13:8 . Буду нападать на них, как лишен­ная детей медведица, и раз­дирать вместилище сердца их, и по­едать их там, как львица; по­левые звери будут терзать их. Господь был добрым пастырем Израиля, пасшим его на прекрасных пажитях. Но Израиль оказался неблагодарным и забыл Господа. За это Господь отныне будет для народа, как лев, барс, (kenamer, как барс, рус. как «скимен») и медведица, которые терзают свою добычу (ср. Ос 5.14 ). Пророк имеет в виду начавшиеся и предстоящие Израилю бедствия. Вместо слов: «буду подстерегать» (aschur) при дороге в слав. «на пути Ассириев»: LXX (а также Вульг., Сир) ошибочно приняли aschur (от schur обтащить вокруг, подстерегать) за имя ассириян. Ос.13:9 . Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя. Евр. т. ст. 9-го допускает различные переводы. Большинство комментаторов его переводит: «губит тебя Израиль (то), что ты против Меня, твоей опоры». Другие: Я погибель твоя, Израиль, кто поможет тебе? (Новак). В слав., «в погибели твоей, Ис раилю, кто поможет тебе?» Ос.13:10 . Где царь твой теперь? Пусть он спасет тебя во всех городах тво­их! Где судьи твои, о которых говорил ты: «дай нам царя и начальников»? Ст. 10-й не говорит о том, что у Израиля нет уже царя: пророк указывает только на беспомощность Израильских царей, ввиду вступления врага во все города. «Говорил ты: дай нам царя и начальников», указание на отпадение Израиля от дома Давида. Ос.13:11 . И Я дал тебе царя во гневе Моем, и отнял в негодовании Моем. Употребленные пророком глагольные формы ( дал, отнял) выражают действие часто повторяющееся и могут быть переведены наст. временем. Пророк говорит о царской власти вообще. Вместо слова отнял в слав. т. «утвержахся» (греч. 5: возможно, что σχον возникло из первоначального απσχον – удалил.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В заключительном обращении к Израилю пр. Осия эту мысль о покаянном настроении, как необходимом выражении любви к Богу, раскрывает особенно отчетливо. «Обратись, Израиль, к Господу Богу Твоему» ( Ос.14:2 ) Это, по объяснению пророка, равносильно: «возьмите с собою (молитвенные) слова, и обратитесь к Господу; говорите Ему: отыми всякое беззаконие, и прими во благо, и мы принесем жертву уст наших» (ст. 3). Мысль пророка ясна: доказать любовь к Господу можно сознанием нужды в прощении грехов. Полное примирение с Богом возможно лишь под условием, что все беззакония, которые теперь разделяют Иегову и Израиля, отняты прощением. А прощение достигается сердечным раскаянием во грехах, смиренной мольбой о прощении, искренним, добрым молитвенным расположением «прими во благо» 128 , принесением, как жертвенного дара, покаянной молитвы («и мы принесем жертвы уст наших»). Выражение следующего 4 ст. исчерпывает кратко сущность всех раскрытых в книге мыслей пророка о любви к Богу, как всецелой преданности только Ему одному. Если вопиющим нарушением любви к Богу со стороны народа израильского было обращение к чужим богам и к другим источникам помощи, то, наоборот, обратить любовь свою к Господу значит для Израиля разорвать решительно со всем, чему он до сих пор отдавал свое сердце: а) должны быть отвергнуты им суетные надежды на стороннюю помощь, к которой так часто и так бесполезно обращался Израиль. б) Израиль больше не должен искать, как делал раньше ( Ос.10:13 ), опоры в каких бы то ни было внешних силах: (не будем садиться на коня), ибо у него одна опора – Иегова ( Ос.13:9 срв. Ос.1:7 ). в) Израиль должен вырвать самый корень того зла, которое породило все его несчастия, – свою преступную и бессмысленную привязанность к идолам: («не будем более говорить изделию рук наших: боги наши»), ибо Израиль, как народ завета, имеет только одного Иегову своим Богом ( Ос.8:2; 13:4 ) и на Него одного должен уповать ( Ос.12:6 ). Израиль должен, наконец, признать, что с этой стороны нелепо рассчитывать ему на спасение: «Ассур не будет уже спасать нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Осия не обходит вниманием социальные язвы общества, но остриё его пророческой критики направлено против другого греха — идолопоклонства, которое для него — духовное прелюбодеяние, измена Единому Богу: «Народ Мой вопрошает своё дерево, и жезл его даёт ему ответ; ибо дух блуда ввёл их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего. На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом, и тополем, и теревинфом, потому что хороша от них тень» (Ос. 4:11–13). Но близится наказание: «Оставил тебя телец твой, Самария! воспылал гнев Мой на них; доколе они не могут очиститься?» (Ос. 8:5). Звучат угрозы: «В куски обратится телец самарийский!» (Ос. 8:6); «За тельца Бет-Авена вострепещут жители Самарии и сам он отнесён будет в Ассирию...» (Ос. 10:5–6); «Ефрем сделался виновным через Ваала и погиб. И ныне прибавили они          грех ко греху: сделали для себя литых истуканов из серебра своего, по понятию своему, — полная работа художников, — и говорят они приносящим жертву людям: “целуйте тельцов!”» (Ос. 13:1–2). Но для Осии идолопоклонство — это не только грубый фетишизм, не только поклонение тельцам, установленным ещё Иеровоамом I на заре израильской независимости от деспотической власти давидидов, и не только религиозный синкретизм, выражавшийся в культах плодородия и почитании ваалов наравне со Всевышним. Осия квалифицирует как идолопоклонство внешнюю политику своей страны, вектор которой постоянно меняется: «Ефрем смешался с народами, Ефрем стал как неповороченный хлеб... И стал Ефрем как глупый голубь, без сердца: зовут египтян, идут в Ассирию» ( Ос. 7:8, 11). Всю третью четверть VIII века над Ближним Востоком нависала грозная тень всесокрушающей военной машины Ассирии — первого в мировой истории государства, претендовавшего на мировое господство. Как перед лицом этой очевидной угрозы следовало вести себя правителям слабеющего Израиля? Состоять в вассальном договоре со сверхдержавой или вступать в альянсы против неё? В армии и в правящем классе были разные взгляды на то, куда должен быть направлен вектор внешней политики царя. Проассирийская и антиассирийская придворные партии соперничали между собой. То одна партия побеждала в этой борьбе, то другая. В зависимости от того, какие настроения господствовали в армии и при дворе, на престоле оказывался то сторонник вассального союза с Ассирией, то его противник. За время от смерти Иеровоама II до падения Самарии (четверть века) на самарийском престоле побыло шесть царей, четверо из которых умерли насильственной смертью. За убийством одного царя и заменой его другим обычно следовала и смена внешнеполитического курса страны. Нередко и сама Ассирия вмешивалась во внутренние дела Израиля, поддерживая проассирийски настроенных князей и военачальников и инициируя свержение непослушных израильских царей.

http://bogoslov.ru/article/6174492

Ос.7:10 . И гордость Израиля унижена в глазах их и при всем том они не обратились к Го­с­по­ду Богу своему и не взыскали Его. Ср. Ос 5.5 . Ос.7:11 . И стал Ефрем, как глупый голубь, без сердца: зовут Египтян, идут в Ассирию. Пророк порицает ложную политику Израильского царства. Он сравнивает Израиля с голубем, который, в поисках пищи, по неразумению бросается в расставленные сети. Подобно голубю, и Израиль, вместо того, чтобы искать помощи у Бога, ищет ее там, откуда угрожает ему гибель, – у Египтян и Ассириян. Ос.7:12 . Когда они пойдут, Я закину на них сеть Мою; как птиц небесных низвергну их; накажу их, как слы­шало собрание их. Пророк продолжает сравнение, начатое в ст. 11-м. В то время, как Израиль обратится за помощью к народам языческим, Иегова, подобно птицелову, накроет его сетью и «низвергнет» его, как птицу из состояния свободы в состояние плена. «Накажу их, как слышало собрание их» – мысль та, что наказание последует согласно тем угрозам, которые обращены к грешникам в законе. ( Лев.26:14 ; Втор 28.15 ) и в речах пророков ( 4Цар 17.23 ; 2Пар 24.18, 19 ). Вместо слов, как слышало «собрание их» в слав. тексте читается: «в слух скорбения их». Полагают, что вместо adatam собрание их LXX читали zarafam, скорбь их. Ос.7:13 . Горе им, что они удалились от Меня; гибель им, что они отпали от Меня! Я спасал их, а они ложь говорили на Меня. Ос.7:14 . И не взывали ко Мне сердцем сво­им, когда вопили на ложах сво­их; собирают­ся из-за хлеба и вина, а от Меня удаляют­ся. Пророк, обличая народ за удаление от Иеговы и угрожая погибелью (слав. «боязливи суть», δελαιοι, несчастны, жалки) имеет в виду в ст. 13-м ложную политику Израиля, искание помощи у языческих народов и неверие в Иегову, Который неоднократно спасал Израиля. Уклоняясь от помощи Божией, народ этим как бы свидетельствует о том, что Господь не может спасти его, а это есть ложь на Господа ( «они ложь говорили на Меня»). И вообще, вместо сердечного обращения к Богу, израильтяне только вопят на ложах своих, беспокоясь (itgoraru, от gur – собираться, толпиться, также бояться, трепетать Иов 19.29 ; Ос 10.5 ), о хлебе и вине, ставших добычею врагов. Чтение слав. текста «о пшенице и вине сечахуся» ( κατετμνοντα) возникло, думают, потому, что LXX itgoraru (собираются, беспокоятся) производили от garar, означающего в араб. яз, разрезать. LXX, вероятно, усматривали в словах пророка указание на восточный обычай при тяжком горе – истязать себя и делать надрезы ( «сечахуся»). Конец ст. 14-го «а от Меня удаляются» в слав. и у LXX опущен.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Но на меня наводят великий страх, с одной стороны, блаженный Осия, когда говорит, что нас, священников и начальников, ожидает «суд, потому что были западнею в Массифеи, сетью, раскинутой на фаворе» (Ос.5:1-2), воткнутой ловцами душ человеческих, и угрожает «пожать» непотребных пророков (Ос.5:6), истребить «огнем судей их» (Ос.7:7), удержаться на время, «чтобы ставить царей и князей» (Ос.8:10), потому что они царствовали сами собой, а не Богом (Ос.8:4), а с другой стороны, божественный Михей, который не терпит, чтобы «Сион созидаем был кровью», чьею бы ни было, «и Иерусалим неправдой», чтобы «главы его за подарки судили, священники учили за плату, и пророки предвещали за деньги» (Мих.3:10-11). И чем угрожает за это? «Сион распахан будет как поле, Иерусалим сделается грудой развалин, и гора дома этого будет лесистым холмом» (Мих.3:12). Оплакивая же такое оскудение добрых правителей, что едва остается где колос или стебель, когда и князь просит и судья говорит из угождения, и восклицая почти следующими словами великого Давида: «спаси меня, Господи, ибо не стало праведных» (Пс.11:1). Пророк возвещает, что за это оскудеют у них блага, как бы «поядаемые молью» (Мих.7:4). А Иоиль заповедует нам плач, он хочет, чтобы «служители алтаря рыдали» (Иоил.1:13) в тяжкое время голода; он вовсе далек от того, чтобы дозволить нам роскошь среди бедствия других, не только повелевает «назначить пост, проповедать цельбу, собрать старцев и младенцев» (Иоил.2:15-16) — эти жалкие возрасты, но требует, чтобы священники шли в храм в пепле и вретищах, с глубоким смирением поверглись на землю, «ибо опустошены поля» (Иоил.1:10) от бесплодия, «прекратилось приношение и возлияние в доме Господнем» (Иоил.1:9), и таким уничижением привлекли милость. А что скажет Аввакум? Его речь пламеннее, он с негодованием обращается к самому Богу и как бы вопиет на Владыку Христа за неправду судей, говоря: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не услышишь, буду вопить к Тебе о насилии, и Ты не спасешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие передо мной, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратным» (Авв.1:2-4). Потом у Пророка угроза и следующие слова: «посмотрите и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь; ибо я сделаю дело» (Авв.1:5). Но нужно ли приводить все слова угрозы? Напротив, по моему мнению, лучше присовокупить к сказанному, как Аввакум, вызвав сперва на среду и оплакав многих учинивших что-либо несправедливое и худое, вызывает, наконец, начальников и учителей злонравия, называя порок «развращением мутным», опьянением и заблуждением ума, и говорит, что через них напиваются этим ближние, «как взирают» ко тьме душ своих и «пещерам» гадов и зверей, то есть, обиталищам худых помыслов (Авв.2:15) .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

14 по LXX) как указание на Церковь, полагая, что в соответствии с евр. текстом здесь идет речь о доме идола, в котором нельзя видеть дом Божий ( Theodoret. In Os. 4. 15; Hieron. In Os. 5. 8-9; Суг. Alex. In Os. 5. 8-9). По мнению блж. Иеронима, слова Ос 6. 6: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» - обращены ко всем, находящимся как вне Церкви, так и внутри нее, призывая к покаянию и исправлению своей жизни ( Hieron. In Os. 6. 6-7). При этом пророчество Ос 5. 10: «Вожди Иудины стали подобны передвигающим межи» - интерпретируется блж. Иеронимом как предупреждение для «князей Церкви» «что они не должны ликовать и погибель еретиков считать за свое спасение, но скорее плакать о погибели их» (ср.: Рим 11; 2 Кор 11. 29 - Hieron. In Os. 5. 10). Обращенные с упреком к Израилю слова: «Поставляли царей сами, без Меня» (Ос 8. 4) - для свт. Киприана Карфагенского свидетельствуют о том, что и в истории Церкви «иногда поставляют недостойных - не по воле Божией, но по человеческому своеволию» ( Cypr. Carth. Ep. 3. 1). Подобным образом и призыв: «Сейте себе в правду», сопровождаемый суровыми обличениями (Ос 10. 12-13), используется в древней Церкви для формулировки нравственно-религ. требований, предъявляемых для кандидатов в епископы (Const. Ap. II 3, 5). 4. Эсхатологические прообразы. По мнению прп. Ефрема Сирина, пророчество Ос 1. 11 о собрании вместе сыновей Израиля и Иуды в историческом контексте указывает на времена Зоровавеля и Неемии, но совершение исполнения этих слов следует видеть тогда, когда Господь освободит народ Свой «от сатаны и от руки служителей его, которые воздвигали гонения на мучеников» ( Ephraem Syr. In Os. 1. 11). Это предсказание рассматривается также как указание на день будущего пришествия Иисуса Христа, «в который Он сойдет с небес и воскресит всех мертвых» ( Суг. Alex. In Os. 1. 11). Подобным же образом и Юлиан Экламский считал, что буквальное истолкование этих слов применительно к к.-л. историческому событию выглядит преувеличением, поэтому относит его исполнение к последним временам ( Iulian.

http://pravenc.ru/text/2581621.html

Ос.2:8 . А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала. «Сделали истукана Ваала», евр. asu labbaal: гл. asah с предлогом означает делать что-нибудь ( Ис 1.17 ) и употреблять для чего-нибудь ( 2Пар 24.7 ). В ст. 8 лучше понимать гл. asah в последнем значении. Таким образом, пророк обличает Израиля за то, что серебро и золото, полученное от Иеговы, он употреблял на поддержку культа Ваалов. Под именем Ваала пророк разумеет всех идолов, включая и золотых тельцов, которые в 3Цар 14.9 ставятся наряду с идолами. Ос.2:10 . И ныне открою срамоту ее пред глазами любо­вников ее, и никто не исторгнет ее из руки Моей. «Пред глазами любовников», т. е. пред идолами, которые не помогут Израилю в день суда над ним. Ос.2:11 . И пре­кращу у нее всякое веселье, праз­дники ее и новомесячия ее, и субботы ее, и все торжества ее. Народу угрожает лишением праздников, которые были днями радости. «Праздники ее»: вероятно здесь разумеются праздники годовые – Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. Ос.2:12 . И опустошу виноградные лозы ее и смоковницы ее, о которых она говорит: «это у меня подарки, которые надарили мне любо­вники мои»; и Я пре­вращу их в лес, и по­левые звери по­едят их. Слова пророка могут быть понимаемы прямо об опустошении садов и виноградников. Но кроме того, виноградная лоза и смоковница у ветхозаветных писателей являются образами и вообще всех благ, посылаемых Богом (ср. 3Цар 4.25 ; Ис 36.16 ; Иоиль 2.22 ). Пророк угрожает отнятием этих благ. «Любовники мои» – т. е. идолы. Вместо слов и «Я превращу их в лес» (lejaar) в слав. «и положу Я в свидение» ες μαρτριον; очевидно, LXX вместо jaar (лес) читали сходное по начертанию ed (свидетельство). Конечных слов слав. т. ( «и птицы небесныя, и гады земнии») нет ни в подлиннике, ни в других, кроме греч., переводах. Вероятно, они представляют глоссу, взятую из Ос 2.18 и попавшую с полей в текст. Ос.2:13 . И накажу ее за дни служе­ния Ваалам, когда она кадила им и, украсив себя серьгами и ожерельями, ходила за любо­вниками сво­ими, а Меня забывала, говорит Го­с­по­дь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Текст подлинника не ясен. Русский перевод представляет только одно из пониманий подлинника. В слав. тексте согласно с LXX-ю начало 2-го ст. «юже ловящи лов поткнуша» ( κατπηξαν) отнесено к концу ст. 1. Ос.5:3 . Ефрема Я знаю, и Израиль не сокрыт от Меня; ибо ты блудодей­с­т­ву­ешь, Ефрем, и Израиль осквернил­ся. Ос.5:4 . Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Го­с­по­да они не по­знали. Израиль будет наказан за то, что сердцем его овладел «дух блуда», делающий невозможным обращение к Иегове. Ос.5:5 . И гордость Израиля унижена в глазах их; и Израиль и Ефрем падут от нечестия своего; падет и Иуда с ними. Слав. текст: «и смирится укоризна Израилева». Κα ταπεινωθσεται βρις, «унижена будет гордость Израиля». Ос.5:7 . Го­с­по­ду они изме­нили, по­тому что родили чужих детей; ныне новый месяц по­ест их с их имуще­с­т­вом. Слова родили чужих детей некоторые экзегеты понимают в том смысле, что, уклонившись от служения Господу, израильтяне также вступали в браки с язычницами, от которых и рождали детей. Но слова пророка можно понимать и в общем нравственно-религиозном смысле. Словами «ныне новый месяц поест их с их имуществом», пророк хочет выразить ту мысль, что жертвы, приносимые в дни нового месяца (новомесячия) не только не принесут спасения лицемерному, идолопоклонствующему народу, но наоборот, приведут его к погибели, «поедят их с их имуществом» (ср. Иер 3.23–24 ) или по тексту слав. с их «причастиями» т. е. земельными наделами (chelkejchem). Вместо рус. «новый месяц» в слав. «ржа» ( ρυσβη), так как LXX, по-видимому, вместо chodesch читали cheres чесотка. Ос.5:8 . Вострубите рогом в Гиве, трубою в Раме; воз­глашайте в Беф-Авене: «за тобою, Ве­ниамин!» Пророк уже провидит вторжение в страну неприятелей. Поэтому он повелевает дать тревожные сигналы в городах. Пророк говорит при этом о Гиве и Раме. С этими именами в Библии упоминается несколько местностей. Пророк, вероятно, имеет в виду Гиву Саулову ( 1Цар 10.16, 11.4 ; ср. Нав 15.57 ; 1Цар 13.16 ; 3Цар 15.22 ; Нав 18.24 ; Суд.19 и Суд.20:1 ), находившуюся между Рамой и Иерусалимом, в 20–80 стадиях от Иерусалима, и Раму Вениаминову, лежавшую вблизи Гивы ( Суд.19:13 ; Ис 10.29 ; 3Цар 15.17 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Осуждение высших слоев общества - тема начальных глав Книги прор. Исаии. «Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф» (Ис 3. 13-15). Но богатеющие не достигнут своей цели, и «многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей» (Ис 5. 9). «Горе» провозглашается неправедным судьям, нарушающим права «малосильных» (Ис 10. 2). Исаия подчеркивает полное опустошение и уничижение Израильского и Иудейского царств и всей З. о. ассир. армией (Ис 1. 7-9, 24-25; 3. 18-26; 5. 26-30; 7. 20; 10. 5-6 и др.). «Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Ис 1. 7). «И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле» (Ис 6. 12). «Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего» (Ис 9. 19) (ср.: Мих 7. 13 - «А земля та будет пустынею за вину жителей ее, за плоды деяний их»). Пророки Осия и Иеремия, используя образы, характерные для традиции изображения исхода израильтян из Египта (Ос 11. 1; 13. 4; Иер 2. 6; 7. 22, 25; 31. 32), восхваляют время странничества по пустыне (Ос 2. 16-17; 9. 10; 13. 5; Иер 2. 2, 6-7; 31. 2-3) и обвиняют народ в неверности Богу, даровавшему им землю (Oc 2. 3-17; 4. 1-3; Иер 3. 1-2). Выражение этой неверности пророки видят в служении израильтян ханаанским ваалам с целью повлиять магическими ритуалами на плодородие земли (Ос 2. 7-15; 4. 14-15; 7. 16; 9. 10; 11. 2; 13. 1-2; Иер 2. 4-8, 20-25; 3. 1-5, 6-10; 5. 7-8; 13. 20-27). Подобно Амосу и Михею, Осия и Иеремия также возвещают суд Божий - опустошение земли, ее потерю и депортацию народа (Ос 8. 13; 9. 3, 6, 17; 10. 6; 11. 5; Иер 4. 23-28; 5. 14-17; 8. 10; 9. 10-15; 10. 18-22; 12. 7-13; 13. 24; 15. 2, 14; 38. 2 и др.). Если «исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд... не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете вослед иных богов на беду себе», то Господь оставит народ «жить на месте сем, на этой земле» (Иер 7. 5-7). Израиль осквернил землю своими грехами (Иер 2. 7), точно так же, как когда-то они служили чужим богам в своей земле, они будут служить чужим «в земле не вашей» (Иер 5. 19). Яхве «выбросит» их из «земли сей» в землю, к-рую они не знают (Иер 16. 13; ср.: 22. 26).

http://pravenc.ru/text/199717.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010