А с кем боролся Иаков? «Ты боролся с Богом», – сказано ему ( Быт.32:28 ). А пророк Осия говорит: «Возмужав, боролся с Богом. Он боролся с Ангелом» ( Ос.12:3 ). И своего сына Иосифа Иаков напутствует такими словами: «Бог, пред Которым ходили отцы мои..., Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» ( Быт.48:15–16 ). Не сказано «да благословят», но «да благословит», – Бог опять оказывается тем же, что и Ангел. Кто вывел Израиль из Египта? Конечно же, Бог: «Так говорит Господь Бог Израилев: Я вывел вас из Египта» ( Суд.6:8 ). Но вновь – «пришел Ангел Господень из Галгала в Бохим и сказал: Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю» ( Суд.2:1 ). В чем же дело? Просто необходимо знать, что еврейское слово maleax и греческое aggelos не содержат в себе указания на некоего тварного духа, участника небесной иерархии. Они значат просто «посланник, эмиссар». Эти слова могут прилагаться к людям, которые представляют интересы пославших их владык. Поэтому именование кого-то ангелом не означает непременную принадлежность к иерархии небесных тварных духов. Христос есть Ангел по отношению к Отцу: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» ( Ин.17:18 ). Христос Сам есть апостол Отца, посланник Отца, Ангел Отца. Именно Он называет Себя в Ветхом Завете «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова», и Он есть Иегова. И этот же Ангел стал человеком во Христе. То есть, если выразиться проще, то можно сказать, что ветхозаветный Бог Иегова есть не только Отец, но и Сын Божий, воплотившийся в Иисусе Христе. Тому есть и другие указания из Священного Писания. В книге пророка Исаии говорится: «Ибо Я Иегова, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой» ( Ис.43:3 ) – Перевод архимандрита Макария, и далее: «Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня»( Ис.43:11 ). То же сказано и у пророка Осии: «нет спасителя, кроме Меня» ( Ос.13:4 ). То есть Бог Иегова в Ветхом Завете называет Себя Спасителем, причем подчеркивая, что единственный Спаситель. Но давайте обратимся теперь к Новому Завету. Наверное, сложно и сосчитать, сколько раз назван Иисус Христос Спасителем. Назван апостолами, прекрасно знающими Писания, и что единственный Спаситель – Иегова. Отсюда можно заключить, что апостолы отождествляли Иегову со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Вникни тщательно в это изречение: извел меня из чрева, которое показывает, что Он родился, будучи без мужа исторгнут из утробы и плоти девической. Ибо по-другому рождаются от брачного союза. 26 . Он не стыдится принять плоть от этих членов, будучи Сам Творец членов. И кто же говорит нам об этом? Говорит Иеремии Господь: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя ( Иер.1:5 ). Если при сотворении людей касается членов и не стыдится, то вменит ли в стыд творить святую плоть, покрывало Божества для Себя Самого? Бог и доселе образует младенцев во чреве, как написано в книге Иова: Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня? ( Иов.10:10–11 ). Нет ничего скверного в составе человеческом, если не будет осквернен он прелюбодеянием и невоздержанием. Сотворивший Адама, сотворил и Еву, и как мужской пол, так и женский Божественными сотворен руками. Ни один член в теле первоначально не сотворен скверным. Да умолкнут все еретики, порицающие тело, или, лучше, Самого Творца. Но мы вспомним слова Павла: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа? ( 1Кор.6:19 ) Также и пророк говорит от лица Иисуса: плоть моя от них ( Ос.9:12 ), и еще написано негде: Поэтому Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить (ср. Мих.5:3 ). Какой же признак этого, он говорит потом: тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И каково обручение Девы, святой Невесты? И обручу тебя в верности (ср. Ос.2:20 ). И Елисавета, разговаривая с Ней, подобным образом говорит: И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа ( Лк.1:45 ). 27 . Но порицают нас и эллины, и иудеи, говоря, что невозможно было родиться Христу от Девы. Эллинам заградим уста собственными их баснями, ибо вы, говорящие, что бросаемые камни превращались в людей, почему говорите, что невозможно родить Деве? Вы, баснословящие, что из мозга родилась дочь, почему говорите, что невозможно родиться Сыну из Девственной утробы? Вы, говорящие, что Бахус произошел от бедра вашего Юпитера, почему отвергаете нашу истину? Знаю, что говорю такое, что неприлично слушать ныне, впрочем, чтобы ты при случае мог обличить эллинов, я предлагаю это, обращая собственные их басни против них же.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Господь сказал мне: «Возьми дощечку побольше и начертай на ней писцовой палочкой, орудием человеческим: “Магер-Шелал-Хаш-Баз”. И Я призову надежных свидетелей: священника Урию и Захарию, сына Иеверехии». Я лег с пророчицей; она забеременела и родила мне сына. Господь сказал мне: «Назови его Магер-Шелал-Хаш-Баз. Еще до того, как этот мальчик научится говорить “отец” и “мать”, богатства Дамаска и добычу из Самарии понесут перед царем Ассирийским!» ( Ис. 8:1–4 ). Также: Ис. 20 . Иер. 13:1–11; 16:1–9; 32:1–15; 43:8–13 . Иез. 4–5; 12; 21; 24 . Ос. 1; 3 . Зах. 6:9–15 . К особому разделу жанров можно отнести пророческие речи, обращенные к Богу. Алонсо Шёкель разделяет их на два жанра – исповедъ и пророческая литургия. Последний я бы не относил к категории «речей, обращенных к Богу», так как у текстов, объединяемых этим жанром, – диалогическая структура. 1. Исповедъ находим в Книге пророка Иеремии. Исцели меня, о Господь, и я исцелюсь, спаси меня, и я спасусь, ибо Тебя я славлю! Вот они говорят мне: «Где же слово Господа? Пусть оно исполнится!» Не просил Я тебя посылать несчастья, дня беды не жаждал – Ты это знаешь. Слова уст моих – всегда пред Тобою. Не будь для меня ужасом! Ты – прибежище мое в день бедствия. Гонители мои пусть посрамятся, а я посрамлен не буду, пусть они ужаснутся, а меня пусть минует ужас! Пошли им день бедствия, сокруши их тяжким ударом! ( Иер. 17:14–18 ). Также: . 2. Литургия. Это условное название для пророческих речей, имеющих некоторые «богослужебные» элементы, в том числе – славословия. Стиль пророческих литургий, во многом близок стилю хвалебных гимнов, входящих в Псалтирь. Эти литургии, обычно, содержат диалог двух или более действующих лиц. Два нижеследующих примера – из Книги пророка Осии: Давайте вернемся к Господу: Он растерзал нас, Он и излечит, Он изранил нас, Он и перевяжет рану. Вернет нас к жизни через два дня, на третий день поднимет и будем жить перед Ним. Будем обретать знания, будем стремиться познать Господа. Неотвратим, как заря, Его восход. Он к нам придет, словно дождь, словно ливень, орошающий землю. Как Мне поступить с тобой, Ефрем? Как поступить с тобой, Иуда? Ваша праведность – как утренний туман, как роса, что исчезает на рассвете. Вот за что изрубил Я пророков, убил их словами Моих уст. Мое правосудие воссияет, как солнечный свет! Праведности Я хочу, а не жертвы, знания Бога, а не всесожжений ( Ос. 6:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Грех закоснения его (в отпадении от Иеговы) таков, что равною мерою возмездия за него было бы наказание, которое обрушил некогда в гневе Своем Иегова на Адму и Севоим ( Быт. 19:24–25 срв. Быт. 10:19; 14:2, 8 и Втор. 29:23 ), т. е. совершенное истребление ( Ос.11:8 ). – Но праведный в гневе Своем, Иегова не поступит с Израилем в полную меру правосудия. Иегова взирает на грешников не только очами гнева, но и взором отеческого сострадания. «Повернулось во Мне сердце Мое, воспламенилась вся жалость Моя!» Иегова не сделает по ярости гнева Своего, не истребит в конец Ефрема. Почему? Ответ принадлежит по выразительности и глубине содержания к классическим истинам, открытым в ветхом завете пророческому созерцанию. «Ибо Я Бог, а не человек, среди тебя – Святой». И в Своем наказании грешников Господь ничего не делает, что было бы несогласно с Его божественным существом. Иегова Бог, а не человек; что Он однажды решил, того не изменит. Человеческою меркою невозможно измерить Его высоту, силу и величие, как и исчерпать Его любовь. Если для человека недостижимо полное примирение любви и правды, потому что человек ограничен в своих силах; то у Бога – не так. Иегова не человек, Он Святой среди Израиля, – у которого милость и правда сочетаются без взаимного противоречия. По-видимому, гнев Господень направлен на Израиля с уничтожающею силою. Иегова угрожает Своему народу полною погибелью. Иегова будет для сынов Израиля за их идолопоклонство и забвение Его благодеяний (1–6) «как лев, как скимен будет подстерегать их при дороге; будет нападать на них, как лишенная детей медведица, и раздирать вместилища сердца их и поедать, как львица ( Ос.13:7–8 ). Ефрем подвергнется мукам, которые испытывает родильница. Он находится в смертной опасности, как новорожденный, долго не покидающий утробы матери. И сейчас же после этого следует великое обетование; «от власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их». Муки родильницы, опасное положение, в которое подверг себя Ефрем, имеют, по предназначению Божию, очистительное значение; в момент, когда ад и смерть готовы поглотить Ефрема, милость Божия объявляет недействительною их страшную уничтожающую силу: «смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» И тут, таким образом, цель наказания одна: предавши Израиля заслуженному наказанию, снова привлечь его к Себе (срв.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Другой образ суда над преступной женой – Израилем оканчивается такою же картиною обнаружения и в наказании любви Божией. Иегова загородит путь неверной жене тернами, обнесет ее оградою – это наказание; но в тоже время и воспитательное попечение Господа о судьбе неразумного народа. Загородит Господь путь неверной матери Израиля для того, чтобы она не стала снова на прежние стези свои («и она не найдет стезей своих» Ос.2:6 ) – для того, чтобы она образумилась, обратилась опять к первому мужу своему и поняла, что ее спасение только в единении с ним (и скажет: пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, чем теперь» ст. 7). Иегова накажет неверную мать Израиля; но каково будет завершение этого наказания? Он увлечет ее в пустыню и будет говорить к сердцу ее (будет утешать ее 130 ). И даст ей оттуда виноградники ее, т. е. возвратит ей блага земли, которыми она пользовалась раньше, когда была верною супругою Иеговы; и даст ей в преддверие надежды долину Axop, – обрадует ее тем, что древнюю долину смятения ( Нав. 15 ) обратит в дверь надежды на лучшее и близкое будущее, когда она, претерпев наказание, испытает радость помилования, и очищенная снова возвратится к Господу и вознесет Ему благодарственные песни, как во дни своей юности, в день выхода из земли Египетской ( Исх. 15 гл.). To, что здесь пророк запечатлевает в образах, он неоднократно раскрывает и в прямых положениях. В этом отношении замечательна глава 7-я, где пророком с удивительным подъемом чувства изображены все моменты нравственного воззрения на существо Иеговы и где, как мы видели, с поразительною силою выдвинуты лицом к лицу, как бы в страстной борьбе между собою, правосудный гнев Иеговы с бесконечным милосердием Его к Израилю. За грубо попранную Израилем нежную любовь к своему Богу Господь обрекает виновный народ на тяжкое наказание: он будет изгнан из земли Иеговы, – в Ассирию ( Ос.11, 5 ). Падет меч на города его, и истребит затворы его и пожрет их за умыслы их. Но Израиль заслужил еще худшее.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности. И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа ( Ос. 2:2–5, 13–14, 16–20 ; ср.: Ос. 3 ; Ам. 3 ; Ис. 61:10; 62:5 ; Иер. 2:20–23; 3:1–3; 22: 20–22; 30:14 ; Иез. 16 ; Мал. 2:14 ). Развивая логику этого сопоставления в обратном направлении, можно сделать вывод, что главным содержанием брака, в понимании ветхозаветных пророков, являются верность и взаимная любовь супругов. Взаимная любовь и гармония супругов представлены как содержание благословенного брака в книгах Премудрости – Притчах и Экклесиасте. Суммируя сказанное, можно заключить, что ветхозаветное богословие брака понимало его как единство мужа и жены в любви – единство, прообразующее собой Завет Бога и Израиля 8 . Однако ветхозаветный брак не был совершенен – муж в нем был не просто главой, но «господином», «хозяином» и «владельцем» (ba‘al – Исх. 21:3, 22 ; Втор. 24:4 ) жены, «принадлежащей» (b e ‘ulat – Быт. 20:3 ; Втор. 22: 22 ) мужу, на что указывает и ветхозаветная терминология, применяемая для обозначения вступления в брак: «взять жену» и т. п. ( Быт. 34:4; 29:28; 34:8; 38:6 ; Исх. 34:16 ; Втор. 7:3; 22:16 ; Руфь. 1:4 ; Ездр. 10:44 ), – хотя это и не исключало согласия самой невесты ( Быт 24:57 ) 9 . Подобная терминология прямо проистекала из ветхозаветного брачного права, для которого основой брака был договор, заключавшийся между стороной невесты и стороной жениха и посвященный, главным образом, размерам брачного дара (или его эквивалента в виде работы и проч.) жениха родителям невесты, размерам приданого и различным компенсациям; заключение такого договора и передача дара фактически означали, что брак состоялся. Знаками приниженного положения жены были и допускавшаяся в Ветхом Завете полигамия, и особенности законодательства о расторжении брака, и закон о левирате, одной из основных целей которого была защита женщины, оставшейся вдовой и не имевшей полноценного наследника для наследования имущества умершего супруга.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

«И накажу его по путям его и воздам ему по делам его» ( Ос.4:9, 12:2 ). «О человек! Сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» ( Мих.6:8 ). Исходя из всего этого, под делом можно понимать путь обретения божественного ведения, путь ко спасению, путь в Царство Небесное. В этом смысле понятие «дело» имеет духовное значение, раскрывая смысл уподобления человека Богу в творческой активности. Зададимся вопросом, что впереди – дело или духовное состояние человека. Кажется, что, совершая доброе дело, человек чуть ли не механически становится добрым. Но тогда надо вспомнить нам апостольский гимн любви – «Если я раздам все имение мое... а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор.13:3 ). Дело может послужить усовершенствованию человека, но не обязательно – жизнь сложнее. Если принять установку, что дело первично, то мы оказываемся скрытыми материалистами и атеистами – именно таковая установка торжествует в современном секулярном мире. Пророчествуя будущий Суд, Исаия отделяет праведника от его дел и грешника от его дел: «Скажите праведнику, что благо ему: ибо он будет вкушать плоды дел своих» ( Ис.3:10,11 ). Что здесь впереди? Конечно, праведник, ведь суда еще нет, и плоды дел еще не обозначились, а праведник назван праведником. Вот он таков, и поэтому ему благо, поскольку дела его будут плодоблагоносными. И далее – «А беззаконнику горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его», т. е. не дела плохи и поэтому он беззаконник, но беззаконник творит соответствующие его духовному устроению дела. Итак, впереди стоит благочестие или нечестие, а вслед за ними идут соответствующие им дела. Если даже предположить, что нравственный облик человека не оскверняет его дел, то и возможные добрые дела грешника не приблизят его к Богу – «Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри их, и Господа они не познали» ( Ос.5:4 ). Тем более, если дела оскверняются «духом блуда».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иное ждет паству, во главе которой стоит эгоист, предпочитающий всему на свете чувственные блага: «Горе негодному пастуху, оставляющему стадо: меч на руку его и на правый глаз его, рука его совершенно иссохнет и правый глаз его совершенно потускнет» ( Зах.11:17 ), т.е., как изъясняет Григорий Двоеслов , Господь погубит злые дела и замыслы преступных пастырей. Если пастырь – око паствы, то её жизнь столь же печальна и изобилует несчастиями, как жизнь человека, утратившего зрение, в случае отвержения её пастыря Богом: если око твое худо, то и все тело твое будет темно ( Мф.6:23 ); кто ходит ночью (а для слепца – вечная ночь), спотыкается, ибо нет света с ним ( Ин.11:10 ). Если таково значение пастыря, говорят некоторые толкователи, то как же уравнивает Писание в ответственности пастыря и пасомых: «что будет с народом, то и со священником» ( Ис.24:2 ; Ос.4:9 )? В изъяснение этого нужно сказать, что Писание имеет в виду не внешний акт преступности, но вызвавшее его настроение, а оно могло быть одинаковым у пастырей и народа. Кроме того, судя по контексту, в двух указанных местах пророческих книг речь идет совсем не об ответственности пастырей пред Богом, а о следствиях их порочности, Исаия имеет в виду одинаковую внешнюю судьбу священников и народа во время имевших постигнуть Иудею завоевательных вторжений язычников, а Осия – одинаковые следствия овладевшей священниками и народом чувственности; в этом месте прещения на пастырей Осия от лица Божия открывает пагубные последствия страстей, которые не удовлетворяются обладаемым и становятся тем требовательнее, чем уступчивее по отношению к ним человек, как замечает Иероним, разъясняя Ос.4:10 – страсть ненасытима и чем более получает удовлетворения, тем алчнее становится; наоборот блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Как правда насыщает, так беззаконие оставляет чрево питающихся им пустым.» В сравнении падения пастырей с уничтожением дорогого сосуда ( Иер.25:34 ) дана ясно мысль об особом значении их служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Коль скоро Он останется один и тот же, несмотря на то, что и самое небо стареет и применяется как одежда, то и семя Его рабов должно устоять против изменений настоящего вида мира ( Пс. 101, 28  и дал.). Что подпавший, по-видимому, погибели в порабощении неприятелями народ Божий возвратится снова к жизни – эта мысль представляется у пророков как пробуждение от смерти. Так, у Осии ( Ос. 6, 2 ) выводится говорящим Израиль после того, как он в своем бедственном состоянии обратился к своему Богу, хотя еще довольно колебательно: Пойдем и возвратимся к Иегове, ибо Он уязвил, и Он исцелит нас, поразил и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня (определенное выражение неопределенного) и в третий день восставит нас, и мы будем жить перед миром Его (Ос. 6, 1–2). Что здесь высказано как надежда народа, который при непостоянстве своем не мог еще быть убежденным в исполнении ее, то в дальнейших стихах является как слово Самого Бога: От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: смерть! Где твое жало? Ад ! где твоя победа? Раскаянья в том не будет у Меня. В связи с нравственным переворотом, какой должен был произойти в обществе с явлением Мессии, поставляется у пророков изображение последней судьбы человека; от времени явления Мессии они переходят к последним временам мира и к самой вечности, так как Мессия полагает начало новой жизни на земле, ведущей к осуществлению целей человеческой жизни в вечности. Поэтому «день Иеговы», т.е. день суда над язычеством, называется у них и последним днем, т.е. началом вечного Царства Божия ( Ис. 2, 12 ; Иоил. 1, 15; 2, 1 ; Иез. 36, 33 ). Понятие о духовном воскресении народа, которое называется «воскресением первым» ( Откр. 20, 5 ), сливается с воскресением тел при конце мира как «вторым воскресением» и служит для последнего основанием. Переход от провозвещения восстановления народа израильского к предсказанию воскресения умерших членов народа представляется у пророков в таком виде. Когда очищенный остаток Израиля снова будет восстановлен и прославлен после своего суда, то этим загадка жизни еще не разрешится.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Рубрики Коллекции Пророчества о Воскресении Христа 3 мин., 30.04.2016 Поделиться В ветхозаветный период многие пророки говорили о будущем приходе в мир Спасителя. Они рассказывали о цели Его служения, о предстоящем предательстве Христа одним из учеников и духовными лидерами Израиля, о суде над Спасителем, Его страданиях и распятии. В череде предсказаний были и слова о том, что земное служение Господа должно закончиться Его воскресением из мертвых. Два из таких предсказаний сделал пророк Осия, который жил в VIII веке до Р. Х. Так, в одном из них, говоря о будущем восстановлении Израиля1, он произнес следующее прикровенное пророчество о воскресении Христа: «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: «пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» (Ос. 6, 1–2). В этих словах пророка особенно важно указание на два дня ожидания и воскресение из мертвых на третий день. Именно столько времени провел во гробе Иисус Христос перед тем, как воскреснуть. Однако у этого пророчества есть и еще один смысл. Оно говорит людям об их собственном воскресении, если они только уверуют во Христа и тогда, по слову пророка, будут жить «пред лицем Его». Пророк Осия Второе пророчество Осии о Воскресении Спасителя стало одним из главных в христианской Церкви. Это известные слова, которые гораздо позднее повторил и святой апостол Павел: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13, 14). Это пророчество – целый гимн славному воскресению Христову, победе Господа над тленом и смертью. В нем выражена вера Церкви в продолжение жизни человека после его видимой телесной смерти, а также надежда на будущее всеобщее воскресение. Царь Давид. Псалтирь, XIV в., Византия Еще одним ярким предсказанием являются слова святого царя Давида, в одном из своих псалмов он возвещает: «плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15, 9–11). В первой части этого пророчества прикровенно говорится о пребывании Господа во гробе. Как было предсказано святым царем Давидом, так все и произошло в дальнейшем: Господь сошел в ад, но не остался там, а вывел за собой праведников, тело Его не истлело, а воскресло, указав тем самым «путь жизни» каждому верующему в Него. Во второй части этого отрывка говорится об истинной радости для человека – предстоять пред лицом Божиим, во власти Которого «блаженство вовек».

http://foma.ru/prorochestva-o-voskreseni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010