Вникни тщательно в это изречение: извел меня из чрева, которое показывает, что Он родился, будучи без мужа исторгнут из утробы и плоти девической. Ибо по-другому рождаются от брачного союза. 26 . Он не стыдится принять плоть от этих членов, будучи Сам Творец членов. И кто же говорит нам об этом? Говорит Иеремии Господь: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя ( Иер.1:5 ). Если при сотворении людей касается членов и не стыдится, то вменит ли в стыд творить святую плоть, покрывало Божества для Себя Самого? Бог и доселе образует младенцев во чреве, как написано в книге Иова: Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня? ( Иов.10:10–11 ). Нет ничего скверного в составе человеческом, если не будет осквернен он прелюбодеянием и невоздержанием. Сотворивший Адама, сотворил и Еву, и как мужской пол, так и женский Божественными сотворен руками. Ни один член в теле первоначально не сотворен скверным. Да умолкнут все еретики, порицающие тело, или, лучше, Самого Творца. Но мы вспомним слова Павла: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа? ( 1Кор.6:19 ) Также и пророк говорит от лица Иисуса: плоть моя от них ( Ос.9:12 ), и еще написано негде: Поэтому Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить (ср. Мих.5:3 ). Какой же признак этого, он говорит потом: тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И каково обручение Девы, святой Невесты? И обручу тебя в верности (ср. Ос.2:20 ). И Елисавета, разговаривая с Ней, подобным образом говорит: И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа ( Лк.1:45 ). 27 . Но порицают нас и эллины, и иудеи, говоря, что невозможно было родиться Христу от Девы. Эллинам заградим уста собственными их баснями, ибо вы, говорящие, что бросаемые камни превращались в людей, почему говорите, что невозможно родить Деве? Вы, баснословящие, что из мозга родилась дочь, почему говорите, что невозможно родиться Сыну из Девственной утробы? Вы, говорящие, что Бахус произошел от бедра вашего Юпитера, почему отвергаете нашу истину? Знаю, что говорю такое, что неприлично слушать ныне, впрочем, чтобы ты при случае мог обличить эллинов, я предлагаю это, обращая собственные их басни против них же.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

е. [дочерью] диавола, всегда стремящегося к похищению добычи. И в самом деле, ты сделала дом Мой вертепом разбойников, ты восстала против Меня; сыны твои устроили засаду против Меня, Сына Моего и Духа Моего; разве не поругание для св. Троицы в том, что по твоему почину Римляне били по главе тростью Судию Израиля со словами: «Христос, укажи нам, кто ударил тебя?» ( Мф.26:67–68 ), или когда один из служителей твоих ударил Его по лицу говоря: «Так ли ты отвечаешь первосвященнику»? ( Ин.18:22 ). Так [должно понимать] согласно Еврейскому тексту, с которым вполне сходны Акила, Симмах, Феодотион и Пятое издание. Но согласно тексту LXX, смысл совершенно другой. Он представляет, так сказать, особое начало для [новой] мысли. Ныне синагога оградится ограждением, и те, которые, заключены в ней, скажут: «Он устроил против нас теснины», и подчиненные Римскому владычеству племена Израиля будут биты по щекам, ибо Господь отнимет у Иуды и Иерусалима и крепкого, и сильного, и мудрого художника и искусного в слове [или: помощника], и пути его доныне остаются закрытыми и загражденными: он не может уходить из плена, но угнетается самою тяжкою властию ( Ис.3:1,2 ). Если же согласно вышеприведенному смыслу мы пожелаем сказанное понимать в отношении к Церкви, то приведем в доказательство этого место из пророка Осии, где прелюбодейца говорит: «Я пойду вслед за любовниками своими, которые дали мне хлеб мой, и воду мою, и одежду мою, и полотно мое, и масло мое и все, что мне полезно» ( Ос.2:5 ). И после этого Бог, желая воспрепятствовать нечестивейшему помышлению [ее], не допустил ее исполнить то, что она хотела, ибо Он преградил путь ее, чтобы она не последовала по стопам любовников своих и не прелюбодействовала далее. Действительно Он говорит: «Поэтому, вот я прегражду ее пути рожнами и заставлю оградою пути ее, и она не найдет своей тропинки, и пойдет она вслед любовников» [иные прибавляют: своих] «но не достигнет до них, и будет искать их, но не найдет, и будет говорить: » Пойду и возвращусь к мужу своему прежнему, потому что мне у него было хорошо» ( Ос.2:6,7 согл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

" Кто во Христе, тот новая тварь " (2 Кор. 5, 17). Быть во Христе - значит не только веровать в Него, но и жить в Нем, т.е. духовно соединиться с Ним, ибо истинная вера только та, которою весь человек оживотворяется и обновляется во Христе, которою он во Христе живет и пребывает, а Христос в нем. Вся христианская жизнь должна быть не чем иным, как непрестанной борьбой против наследственного греха и истреблением его через Святого Духа и через истинное покаяние. Чем более человек подавляет наследственный грех, тем более, день ото дня, в нем обновляется образ Божий. Цель же человеческой жизни, как объяснил преп. Серафим Саровский, - " стяжать Духа Святаго " , т.е. такое обновление человеческой духовной природы, чтобы в человеке снова изобразился образ Божий и через веру во Христа он мог соединиться с Богом. Благодаря своему себялюбию, гордости и любочестию, человек был некогда отвергнут от Бога, лишившись совершенства, данного при сотворении, в нем отобразился образ сатаны, теперь он должен через воссоединение с Богом дойти до прежнего совершенного состояния. Совершенство же человеческое состоит в соединении с Богом. Поэтому Сын Божий и должен был сделаться человеком, чтобы человеческая природа вновь соединилась с Богом и таким образом снова была доведена до своего совершенства. Подобно тому, как Божеское и человеческое естество лично во Христе соединены, так и все мы должны со Христом, как с высочайшим, вечным благом, быть соединены через веру по благодати, дабы исправлено было глубокое повреждение нашей природы. Поэтому у пророка Осии сын Божий говорит: " Обручу тебя Мне навек в милостях и щедротах " (Ос. 2,19) ( " И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии " (Ос. 2,19). - Прим. ред.), ибо мы - члены тела Христова - должны быть так соединены со своим Главой, чтобы ни жизнь, ни смерть не могли нас разлучить со Христом. Между рождением Христа от Девы Марии и нашим возрождением есть что-то общее. Недаром то и другое совершает Один и Тот же Дух Святой. И так же непостижимо совершает Он наше возрождение, как непостижимо было Его участие в Рождестве Христовом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/442/...

Так и мы, кто не следует за Господом с полной и совершенной верой, отрекшись от богов чуждых, стоим, так сказать, на разделительной меже. Мы рассечены чуждыми богами, как беглецы, и, колеблющиеся и сомневающиеся, не защищены нашим Господом. Разве это не то, что духовно представляли себе пророки о любящих Иерусалим, когда говорили: «Все друзья его изменили ему, сделались врагами ему» ( Плач.1:2 )? Так уразумей, что много тех, кто любит душу твою, соблазнившись ее красотой, с кем блудодействовала она. О таких душах сказано: «Пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду» ( Ос.2:5 ) и прочее. Но такая душа теперь пришла к тому, что говорит: «Пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь» ( Ос.2:7 ). Итак, ты вернулась к своему первому мужу; ты, несомненно, вызвала недовольство своих любовников, с которыми блудодействовала. Таким образом, если ты не останешься со своим мужем в непреклонной вере и не соединишься с ним в совершенной любви, то вследствие многих дурных поступков, совершенных тобой, каждое твое движение и каждый взгляд и даже твоя походка вызовут его подозрения, не чересчур ли они игривы. Он не должен более видеть в тебе ничего легкомысленного, ничего распущенного, ничего чрезмерного. Но стоит тебе лишь слегка отвести взгляд от твоего мужа, как он сразу же непременно вспомнит твое прежнее поведение. И если ты изгладишь прошлое, впредь он может доверять тебе, но ты должна не только не делать ничего непристойного, но даже и не помышлять о чем-то подобном. Ибо посмотри, что сказано: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» ( Мф.12:43–45 ). Если внимательно отнесемся к этим словам, то сможем ли мы быть беспечны даже в незначительном? Ибо нечистый дух пребывал в нас до того, как мы уверовали, до того, как пришли ко Христу, когда душа наша, как я уже сказал, прелюбодействовала против Бога со своими любовниками – демонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Таково было начало отпадения от Бога, или по Осии, блужения! Очень может быть, что вначале Иеровоам не желал сего отпадения, думал поклоняться истинному Богу только под формой тельцеслужения, а потому установил совершать некоторые праздники, учрежденные Моисеем, на что указывает и пр. Осия ( Ос. 2:13 ). Тем не менее, тельцеслужение было самым гибельным установлением, источным началом всего последующего нечестия. Тельцеслужение, разлучив Израильский народ с Иерусалимским законным Богослужением и церковной Богоучрежденной Иерархей, весьма естественно отдаляло его от истинного Богопочитания, постепенно сближало с язычеством, более и более знакомило с последним, наполняло его духом, затемняло умы, омрачало сердца, сделалось так сказать, мрачным и зловещим облаком в душах Израильского народа между небом и землей, истиной и ложью, доколе не привело к явному решительному разрыву союза с Богом, к полному язычеству и самому отвратительному идолослужению. Сначала поставили идолов только в Вефиле и Дане, потом по указанию пр. Осии, мы видим идолов в Самарии, Галгалах, в Сихеме, в Вирсавии, в горах Галаадских, на Фаворе, на всех высотах, в рощах, под тенистыми деревьями – по всей земле Израильской. «И стали поступать (так описывает религиозное состояние Израильтян писатель четвертой книги царств) по обычаям народов (т.е. хананейских), которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых, и сделали себе изображения двух тельцов, и устроили себе дубраву и поклонялись всему воинству небесному (т.е. небесным светилам) 5 и служили Ваалу 6 , построили себе высоты 7 во всех городах своих, начиная со сторожевой башни, до укрепленного города 8 , и поставили себе статуи 9 и изображения Астарты 10 на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом; и стали совершать курения 11 на всех высотах подобно народам, которых изгнал от них Господь, и проводили дочерей своих чрез огонь 12 , и гадали и волшебствовали 13 » ( 4Цар. 17:8–17 ). Пророк Божий Осия говорит, что Израильтяне поклонялись не одному, а нескольким Ваалам ( Ос.2:13; 11:2; 9:10 ). Действительно, было несколько Ваалов; напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

И знаем мы ясно, что с нами Бог и, следовательно, можем сказать: «С нами Бог, разумейте, народы, и покоряйтесь Ибо если вновь усилитесь» неким опоясывающим мраком, то «вновь побеждены будете, яко с нами Бог» ( Ис. 8:9–10 ) 334 . И как поет Давид: «Ты воссел на престоле», сиречь в сердце моем, «Судия праведный, ты покарал народы», то есть страстные помыслы, «и погиб нечестивый» ( Пс. 9:5 ) демон, таковых помыслов причина. «Изнемогут и погибнут пред лицом Твоим, когда возвратится враг мой вспять» ( Пс. 9:4 ). Ибо поистине нет ничего, что бы врага нашего диавола уничтожило и погубило его против нас приражения, кроме как Бога, явившегося в нас, и лика Его, нами созерцаемого и облиставающего нас божественнейшими лучами в безвидном сиянии. Ведь говорится: «Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюсь?» ( Пс. 26:1 ), а также: «Если и пойду посреди тени смертной, не убоюсь зла, потому что Ты со мной» ( Пс. 22:4 ). И, конечно, для того, чтобы с ним и в нем пребывал Бог и он созерцал [Его] лик, чтобы мог он ликовать и пребывать в уверенности, молит он Бога: « меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Воздай мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» ( Пс. 50:14 ). 10. О том, что удостоенным просвещающей благодати нужно всегда с усердием стремиться к созерцанию Бога Посему надлежит попытаться принять в безмолвии светоносные лучи божественной красоты по священному совету богоносцев и пророков, а скорее, по [изреченному] через пророков увещанию Бога Вседержителя, а подчас и порицанию за нерадение к сему, как, например, через Исаию; «Оставили Меня, источник жизни» ( Иер. 2:13 ), а также: «Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня и народ Меня не разумеет» ( Ис. 1:3 ). Также еще: «Солгал Мне и не помянул Меня и не принял Меня ни в разум свой, ни в сердце свое; и Я, увидев тебя, презираю» ( Ис. 57:11 ). И через Осию: «Меня забыть ( Ос. 2:15  70, слав. 2:13), и далее: «Обручу тебя в правде и вере, и узнаешь Господа» ( Ос. 2:21–22 70, слав.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/put-k-...

«Большою мудростью твоею, посредством торговли твоей, ты. умножил богатство твое, и ум твой возгордился богатством твоим». — говорится также о превозношении сердца ( Ос. 13:6 ): На пажитех их, и насытишася до исполнения, и вознесошася сердца их, сего ради забыша Мя ( Ос. 13:6 ); «Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня» — о сердце каменном ( Иез. 11, 19; 36:26 ): И дам вам сердце ново и дух нов дам вам, и отиму сердце каменное от плоти вашея и дам вам сердце плотяно, и дух Мой дам в вас ( Иез. 36:26-27 ). «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце платяное. Вложу внутрь вас дух Мой» — о необрезанном сердце ( Лев. 26:41 ; Иер.9:26 ). (См. Hesenius, стр. 424-425): И Аз пойду с ними в ярости страною и погублю их в земли врагов их: тогда усрамится сердце их необрезаное и тогда познают грехи своя ( Лев. 26:41 ). «И Я (в ярости) шел против них и ввел их в землю врагов их; тогда покорится необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои». Се, дние грядут, глаголет Господь, и посещу на всех, иже обрезаную имут плоть свою: на Египет и на Идумею, и на Едом и на сыны Аммони, и на сыны Моавли и на всякаго остризающаго власы по лицу своему, обитающия в пустыни, яко вси языцы необрезани плотию, весь же дом Израилев необрезани суть сердцы своими ( Иер.9:25-26 ). «Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных: Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем». Таким образом, в Ветхом Завете сердце (leb [лев], lebab [лева ‘ в]) означает жизнь человека в ее средоточии – и по отдельным ее сторонам (физическую, духовную: чувство, волю, ум), и всю вместе; но вместе с тем сердце является источником нравственной жизни и жизни религиозной. Сердце в ветхозаветной письменности, как и в Новом Завете, является источником высших настроений и переживаний религиозно-настроенного и благоговейно преклоняющегося пред Богом человека ( Пс.26:8; 44:2; 56:8; 85:12; 107:2; 111:8; 118:10-11 ; Иер.17:5 ), но также источником безрелигиозности, отрицания Бога ( Пс.13:1; 52:2 ) и преступлений ( Пс.9:32; 57:3 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце в груди моей ( Иов.19:25–27 )! До чего сильно было в нем такое убеждение, о том говорит он так: О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге резцом железным с оловом, – на вечное время на камне вырезаны были ( Иов.19:23–24 ). Псалмопевец не только выражает вообще веру в будущее воздаяние, но и указывает, в чем будет состоять оно. Праведники не увидят, по его словам, тления ( Пс.15:10 ), воскреснут ( Пс.16:15 ), наследуют землю ( Пс.36:9 ), поселятся в земле живых, будут прославлять Бога ( Пс.26:13 . Срав. Пс.114:8 ), будут вписаны в книгу жизни ( Пс.68:29 ), увидят свет жизни (55:14) и будут жить вечно в дому Божием ( Пс.60:5 ). У него есть даже указание на всеобщий суд Божий. Господь приготовил, говорит он, для суда престол Свой. И Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте ( Пс.9:8–9 ). Путь жизни мудрого, говорится в книге Притчей, вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу ( Притч.15:24 ). Всякое дело, говорит Екклесиаст, Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо ( Еккл.12:14 ). Пророки, утешая народ еврейский приближением времен мессианских, утешают его тем, что с явлением Мессии изменится и участь почивших. Они воскреснут и будут жить вечно. От власти ада, говорится от лица Бога в книге Пророка Осии, Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня ( Ос.13:14 ). В одном из предшествующих приведенному мест Пророк указывает даже, что оживление последует в третий день и чрез то сопоставляет его с трехдневным воскресением Христа. Оживит нас, говорит он, чрез два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его ( Ос.6:2 ). Подобным образом выражает веру в возмездие и Пророк Исаия. Он говорит, что настанет время, когда смерть будет совершенно пожерта ( Ис.25:8 ), когда мертвые воскреснут и все земнородные возрадуются ( Ис.26:19 ). Ввиду этого праведники могут, по его словам, спокойно смотреть на отшествие свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Потом во втором видении, видя Того же Господа, говорит: «И я увидел, посреди престола и четырех животных и посреди старцев Агнца стоящего, как бы закланного, имеющего семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» ( Отк.5:6 ). И еще о том же Агнце говорит: «и вот конь белый и сидевший на нем назывался Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует; очи у Него, как пламень огненный и на голове Его много диадем. Он имел имя написанное, Которого никто не знает, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью, и имя Его называется Слово Божие. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости гнева Бога всемогущего. На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господ господствующих» ( Отк.19:11–16 ). Так всегда Слово Божие имеет, так сказать, очертания будущих вещей и показывало как бы виды распоряжений Отца людям, научая нас Божиему. 12. Впрочем не чрез видения только, которые были видимы, и не чрез слова возвещаемые, но и в действиях Он являлся пророком, чтобы чрез них (пророков) прообразовать и предпоказать будущее. Поэтому пророк Осия взял «жену блудницу», свода действием пророчествуя, что «будет блудодействовать от Господа земля» ( Ос.1:2–3 ), т. е. живущие на земле люди и от такого рода людей Бог благоволит взять Церковь , которая будет освящена чрез общение с Его Сыном, как и та женщина освятилась чрез общение с пророком. И поэтому Павел говорит, что «жена неверующая освящается мужем верующим» ( 1Кор.7:14 ). Потом пророк называет своих детей «не получившими милости и не народом» ( Ос.1:6–9 ), чтобы, как говорит Апостол, «не народ стал народом, и не возлюбленная стала возлюбленною; и на том месте, где они названы не народом, назывались сынами Бога живого» ( Рим.9:25–26 ). То, что пророком, образно представлено чрез действие, Апостол показывает, что оно истинно сделано Христом в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Язык воскресения, который мы находим у Даниила, использовался в пророческой литературе как допленного периода, так и периода плена, но не в качестве обетования индивидуального воскресения 26 . Как Иезекииль в 37-й главе, так и Осия в Ос.5:15–6:3 говорят о национальном обновлении и возвращении народа к Господу в этих терминах, но лишь позже эти отрывки стали трактоваться как обетование всеобщего воскресения. Порок Иезекииль использует восстание людей из могил как образ национального восстановления: «Так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву» ( Иез.37:12 ). Здесь Иезекииль говорит о возвращении народа Израильского из Вавилонского плена, подчеркивая, что без воли Божией и Его власти обновления не будет. Осия, пророк допленного периода, описывает возвращение народа к Господу после национального отступления и предательства: «Пойдем и возвратимся к Господу! Ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны. Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» ( Ос.6:1–2 ). Позже эти слова также были истолкованы некоторыми раввинами как обетование общего воскресения 27 . Во время, когда апостол Павел разрабатывал свое богословие воскресения, в иудаизме было два основных понимания индивидуального воскресения. Одно понимало воскресение в грубом, физическом смысле, как возвращение к жизни, уже прожитой и известной – имевшие физические недостатки до смерти будут иметь их также после воскресения. Вторая позиция выражала более духовное понимание воскресения. Первое мнение было несомненно более распространенным. Оно преобладает во второй книге Маккавейской (7-я и 14-я главы), составленной в первом веке до Р.Х. В 2Мак.7 находится история о мученичестве семи братьев и их матери, которые были приговорены к смерти во время преследований Антиоха Епифана за то, что остались верными закону и отказались выполнять повеление языческого царя вкушать нечистую пищу. А своих страданиях семь братьев и их мать поддерживали и ободряли друг друга, и все они умерли достойно с надежной воскресения. При смерти второй брат сказал царю: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной» ( 2Мак.7:9 ). Третий брат выразил надежду, что любой отрезанный врагами телесный член он снова получит обратно ( 2Мак.7:11 ). Наконец, когда для мучений приведен был самый младший брат, мать обратилась к нему с последним наставлением:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010