Тогда же и Рапсак нападает на самый Иерусалим и отверзши необузданные уста против Бога, произносит известные богохульнейшие слова. Тогда же в стане Ассирийском погибли сто восемьдесят пять тысяч (воинов) в одну ночь, пораженные рукою Ангела. В настоящем случае об этом не без пользы сказано, потому что слово пророческое искусно применяется к каждому событию: то обличает оно жителей Самарии, то угрожает неприятельским нападением жителям Иерусалима, предвозвещает плен, возбуждает страх, обещает помощь, призывает к обращению. В пророчестве не опущено ни одного слова, ни одного выражения, необходимых для пользы заблуждавшихся в то время. Оно говорит: Ос.1:2. Начало словесе Господня во Осии: и рече Господь ко Осии.    Бог начинает открывать в пророке тайны, как подобное же ясно сказано чрез другого пророка: «на стражи моей стану, и взыду на камень, и посмотрю еже видети, что возглаголет во мне» Господь Бог (Авв.2:1); ибо Бог всяческих дает откровение святым, сообщая их уму знание будущего. Так и блаженный Давид говорит: «услышу что речет во мне (ν μο) Господь Бог: яко речет мир на люди своя» (Пс.84:9). Точно так же и блаженный Пророк Захария выражается подобными же словами, говоря: «и рече... ангел глаголяй во мне» (Зах.1:9); ибо ангелом святые пророки обыкновенно называют слово Божие, как возвещающее им и ясно открывающее волю Бога и Отца. Об этом засвидетельствует и пророк Исаия, говоря: «яко всякую одежду собранну лестию с примирением отдадут, и восхотят, да быша огнем сожжени были. Яко отроча родися нам, ... и нарицается имя его: велика совета ангел» (Ис.9:5—6). А что откровение святым было недоступно телесным органам и сообщалось не языком и словами, как это бывает у нас, — в этом удостоверяет Павел, говоря: «искушения ищете глаголющаго во мне Христа» (2Кор.13:3). Итак, выражения, что было слово Божие «во Осии», по моему мнению, не на что иное может указывать слушателям, как на то, что откровение было «во Осии», и что знание будущего осияло его наподобие света, просвещающего не телесные очи, но ум и сердце.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Тон песни пророческий, и что здесь царь есть Мессия, достаточно ясно из содержания». Против исторического толкования нужно поставить на вид, что Жених псалма берет единовременно нескольких невест, что нигде не обычно; далее, о нем говорится, что он господствует вечно (ст.7), поставляет своих сыновей князьями всей земли (ст.17), прославляется всеми народами земли (ст.18), но главное, что царственный Жених называется прямо Богом (ст.7–8). Вследствие таких сильных внутренних оснований, которые уже отчасти говорят и против толкования его в прообразовательно-мессианском значении, LXX считали этот псалом исключительно мессианским; такое толкование во времена Иисуса Христа было распространено и межу иудеями, как видно из Евр.1:8,9 (ср. и таргум), а равно и теперь между многими из иудеев. Отцы Церкви все объясняют о Мессии. – Царь есть Мессия; первая из невест – ветхозаветный народ, первенец, εκλογη из народов; после того, как Предтеча действовал уже, как друг жениха ( Ин.3:29 ), Христос сначала обратился к Израилю, в котором давно действовал Логос, и который Он избрал в Свое наследство ( Сир.24:13 ), в Свою собственность ( Ин.1:11 ), и только после уже призваны к мессианскому спасению языческие народы. Сначала церковь образовалась из иудейства, и иудео-христианская церковь представляется главною невестою, а обратившиеся при ее посредстве ко Христу языческие народы должны считаться подругами ее. – Поэтому мы признаем этот псалом прямо мессианским, хотя этим мы не отрицаем, что псалмопевец в поэтическом изображении своей мысли пользовался обстоятельствами Соломонова времени; благочестивый израильтянин в Соломоне, особенно в первые годы его царствования, мог усматривать образ мессианского времени и его обстоятельств. Пророческим взором созерцает псалмопевец будущего Мессию, видит Его в несравненной Его красоте (ст.3), как героя победителя (ст.4–6), как славного Царя вечности (ст.7–9, видит (ст.10–18) нежную Его любовь к Своей невесте ( Ос.2:19–20 ), и к невестам ( Мф.8:11 ; ср.22:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Израиль поставил ее посреде (Ин.8,3) для исполнения смерти, чтобы побить камнями, но Бог, Святый Израилев, явившийся в Своей милости посреде Израиля, совершил исполнение жизни, дал надежду не имеющей надежды. От нее стремительно, в страхе перед явленной посреде Израиля правдой Божией, удаляется сонмище мужей, желавших судить ее по закону, и не знающих, что такое «правда и суд, благость и милосердие» (Ос. 2,19). Она, восставленная, теперь для них «грозна, как полки со знаменами» (Песн. 6,4). Ибо Бог милости хочет, а не жертвы, и Боговедения более, чем всесожжения (Ос. 6,6). Он пишет закон Свой новый — на камнях, омытых водою, на сердцах, обновленных крещением (Иез. 26,25–27). Он воздвигает от камней чад Аврааму (Мф.3,9), чад Нового завета, превозмогающего Ветхий Закон Моисеев, повелевающий «таковых побивать камнями» (Ин.3,5). Пишет не рукою посредника, (Евр. 11,17) но животворящим Духом Своим, перстом Божиим, изгоняя всякую нечистоту (Лк. 11,20), мешающую Богообщению лицом к лицу. В сердце новое вливается Дух Завета воистину kainos — нового, небывалого, а не очередного, но вино не прорывает, а обновляет мехи (Лук.5,37–38). Так совершается «Завет нов» (Иер. 31,31–34). Она была черна — но омыта чернота ее, и теперь она красива, «как завесы Соломони» (Песн.1,4). Незаслуженное прощение даровано ей — ибо крепка, как смерть, любовь (Песн.8,6). Большие воды ее не затопят. «И ты не должна знать другого Бога, и нет Спасителя, кроме Меня» (Ос. 13,4). Ибо он — Бог, а не человек (Ос. 11,9). Ибо только Он — «единственный Человек, способный на такое мужество» — как говорит Богоматерь в античной христианской поэме «Христос Страждущий». Он пребывает верен, ибо отречься Себя не может (2Тим.2,12–13). Он сдержал слово. Он сделал, как сказал: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их (Ос. 13,14). Воды, как огонь, один и тот же для оправдываемых грешников, «которые возлюбили много», и осуждаемых праведников, которые не дали и воды на ноги (Лк.7,44), это — Божественная любовь, дошедшая до смерти и прошедшая через нее, и ставшая для них бичом, по слову мудрого и чистого сердцем сирийского монаха Исаака.

http://pravmir.ru/nedelya-o-strashnom-su...

Следствием побед Иеровоама было то, что народ после продолжительных бедствий и самых тяжких притеснений со стороны врагов начал снова жить спокойно в домах своих, как и в прежние времена ( 4Цар.13:5 сн. 4Цар.14:27 ). Невозмущаемое благоденствие народа, продолжавшееся до конца долговременного царствования Иеровоама, и богатство, как плод его завоеваний, вдохнули в израильтян беспечность и гордость: не крепостию ли нашею, говорили израильтяне, имамы роги ( Ам.6:13 )? Но Пророки израильские сильно восставали против такой самонадеянности. Уповал еси, говорит Пророк Осия, на оружие твое, во множестве силы твоея. И востанет пагуба в людех твоих, и все огради (крепости) твои погибнут» ( Ос.10:13 ). Забыл израиль Сотворшего и, и возгради требища (чертоги), и иуда умножи грады утверждены, но послю огнь на грады его, и потребит основания (чертоги) его ( Ос.8:14 ). И будет в той день сокрушу лук израилев со удоли Иезраелеве ( Ос.1:5 ). Сыны же иудины помилую; и спасу я о Господе Бозе их, и спасу их не луком, ни мечем, ни бронию, ни конми, ниже конниками ( Ос.1:7 ). – Израильтяне надеялись на множество укрепленных городов и гордились обширностью своих владений. Посему, Пророк Амос, указывая им на судьбу соседних народов, которые не избавились от поражения ни крепостью городов, ни обширностью своих владений, говорит: Мимоидите Халану и видите, к прейдите оттуду в Емиф великий, и снидите оттуду с Гев иноплеменников (Филистимлян), крепчайшие от всех царств сих: аще больше (не больше ли) пределы их предел ваших ( Ам.6:2 )? Се Аз воздвигну на вы, доме исраилев, язык, глаголет Господь Бог сил, и сокрушат вас еже не внити в Емаф и до водотечи западов (от Емафа до потока пустыни Ам.6:14 ). И погибнет бегство от скоротекущего, и крепкий не удержит крепости своея, и храбрый не спасет души своея, и стреляяй из лука не постоит, и быстрый ногами своими не уцелеет, и конник не спасет души своея, и крепкий не обрящет сердца своего в силах, наг погибнет в той день, глаголет Господь ( Ам.2:14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pror...

He будучи в состоянии, или вернее не желая подняться до понимания духовно нравственного существа Иеговы и нравственных условий действительности культа, Израиль вместе с тем жертвенные свои священнодействия сводит к исканию только чувственной радости и телесных наслаждений. Израиль бегает за своими любовниками из-за хлеба и воды, шерсти и льна, елея и напитков ( Ос.2:5 ), которые по его мнению, он получает от них (ст. 12). Самые его жертвы – внешне языческий акт, лишенный священного характера, это не религиозные возношения жертвенных даров Богу, а противные пиры, к которым прилежит Израиль, потому что на этих пирах приносящие жертвы могут служить своему чреву. «В жертвоприношениях Мне, говорит Господь устами пророка Осии, они приносят мясо и едят его» ( Ос.8:13 ), т. е. по объяснению блаженного Иеронима : «все усердие к жертвам Израильтяне прилагают из желания есть жертвы, а не с тою целью, чтобы чрез них угодить Богу» (Бл. Иер. Твор. 260). Сердце их не участвует в жертвах, мысли об Иегове и Его нравственных требованиях нет здесь: Сыны Израилевы собираются из-за хлеба и вина ( Ос.7:13 ) 140 , потому что любят, как объясняет пророк Осия, в этих жертвах лакомиться жертвенными лепешками 141 («любят виноградные лепешки»), – «любят блудодейные дары на всех гумнах», ( Ос.9:1 ), радуются до восторга подобно (другим) народам, когда видят хороший урожай, т. е. подобно язычникам устраивают веселие, празднества в честь чужих богов, относя к их милости дарование урожая. Одним словом, культ, привлекает потому, что он льстит грубым, чувственным наклонностям народа. При таком отношении к культу понятно, если Израиль не считается с требованиями нравственной порядочности, если чувственность, господствующая в настроении народа при жертвоприношениях, принимает у него кощунственно безнравственные формы. На одеждах, взятых в залог, сыны Израиля возлежат при всяком жертвеннике, и вино, взысканное с обвиненных, пьют в доме богов своих ( Ам.2:8 ), т. е. священные, казалось бы, места при жертвенниках они обращают в места разгульных пирушек; лежат около жертвенников, видимо, свидетельствуя тем свое благочестие, но нимало не беспокоясь, что пришли к жертвенникам, совершив дела жестокосердия по отношению к бедным: незаконно присвоив себе одежды, взятые в залог и захватив с собою вино, взятое с обвиненных в качестве взятки за неправильное решение судебного дела (срв. Ам. 4:1; 5:12 ). Они пьют вино жертвенными чашами 142 и поют под звуки гуслей, поют, казалось бы (судя по сопоставлению их игры с музыкальной игрой Давида) священные песни, но не подражают молитвенному благочестию царя псалмопевца, оскверняя святость молитвенных песен пьяным разгулом и не тревожа себя мыслью о бедствующем Иосифе ( Ам.6:4 ) 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Амоса и Осии, где есть намеки на завет в библейском смысле или употреблен сам термин berith, несущественны для рассматриваемого вопроса о религиозной связи между Иеговой и Израилем, и должны быть отвергнуты или как интерполяция позднейшего времени или как не дающие удовлетворительного объяснения слову berith 52 . С тою же целью отстранить всякую необходимость мыслить в прошлой истории Израиля определенный акт торжественного вступления евреев в религиозный союз с Богом отдают – при установлении филологического смысла слова berith – предпочтение значению «повеления, закон, учение» 53 . Тогда дело с «заветом» для древнего времени представляется в виде существования между Иеговой и Израилем отношений божественного патронатства, – причем под понятие berith для того времени подводится вся совокупность религиозных знаний касательно Божества и богоугодной жизни (=культа), получаемых в разное время и по разным случаям. В таком смысле, говорят, употребляет это слово и пророк Осия в Ос 6:7; 8:1 (равно и Ос.2:20 ). Понятие berith у пророков Амоса и Осии. Пророки Амос и Осия знают слово berith. Амос, действительно, употребляет его не в религиозном смысле: именно, термин berith употреблен им ( Ам.1:9 ) в применении к дружественному (братскому) союзу между Израилем и Тиром (срв. 2Цар. 5:11 ; 3Цар. 5:1–12; 19:12–13 ), с существом которого (союза), по слову пророка, не согласуется жестокость тирян, выразившаяся в продаже израильских пленников Едому (идумеям). Пророк Осия употребляет berith двояко: Ос.10:4; 12:1 – в смысле политического союза («заключают союз – berith», «заключают они союз – berith с Ассуром»), в Ос.6:7; 8:1 – в религиозном значении и Ос.2:18 – не прямо в религиозном. Во 2 гл. 18 ст. говорится о заключении Иеговой в грядущие дни милости завета со всякими животными для того, чтобы они не причиняли более никакого вреда Израилю; в 6 гл. 7 ст. Иегова ставит в вину сынам Израиля то, что «они, подобно Адаму, нарушили завет» и в 8 гл. 1 ст. повторяется то же выражение – «нарушили завет Мой».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Замечательно в этом случае употребление у Ос.1:2 предлог вместо обычного в соединении с в значении обращаться с речью к кому, говорить, начинать речь с кем, – сочетание, исключающее всякую возможность понимать слова пророка, как плод его внутреннего размышления, и определенно указывающее на восприятие душою пророка божественного слова извне (срв. Иер.20:9; 15:16 , Иез.2:8; 3:3 36 ) Без сомнения тоже значение имеют и другие обороты речи, где для обозначения способа получения божественного откровения пророки употребляют ( Ам.7:15; 8:2 ; Ос.1:2, 4, 6; 3:1 ) глагол с предлогом . И в них пророки выражают сознание, что источник их пророческих знаний – не их сердце, но божественное слово, исходящее из уст Иеговы. Еще отчетливее та же мысль об объективном источнике божественного откровения утверждается пророками в других выражениях, где они говорят о слове Иеговы: Ам.3:7 : Иегова открывает свою тайну пророкам Срв. Ам. 4:13 : объявляет человеку намерения его; Ам. 4:2 . клялся Господь святостью своею, что... (Также Ам.6:8; 8:7 ). Первое выражение особенно важно потому, что в нем говорится не просто о сообщении пророкам божественного слова, но об откровении им Иеговою Его божественного плана (решения или намерения), касающегося будущей судьбы Израиля, – т. е. того, что уже никаким образом не могло возникнуть или быть произведено силами души самого пророка. В изречениях Ос.11:10 : как лев, Он (Иегова) даст глас свой, – Ам. 1:2 ; Господь возгремит с Сиона и даст голос свой из Иерусалима; Ам. 3:8 : лев начал рыкать, кто не содрогнется? Господь Бог сказал; кто не будет пророчествовать? – выражено сознание, что откровение идет извне, от Иеговы и направляется к человеку с особенною, необыкновенною силою и воспринимается или должно восприниматься тем, кому оно предназначается, тоже в чрезвычайном состоянии душевной взволнованности (см Ос.11:10 : и встрепенутся к Нему сыны с запада; Ам. 1 :2: восплачут хижины пастухов и иссохнет вершина Кармила... Ам. 3:8 : кто не содрогнется?) При этом пророки с точностью отмечают, как это видим напр., из рассказа Амоса о его призвании, время, когда было открыто им слово Иеговы, – указание, не допускающее предположения об изречении пророческой речи после продолжительного размышления или длительного процесса выработки религиозных воззрений, лишь по завершении которого может следовать пророческая проповедь этих воззрений среди народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Исторические сведения наших пророков начинаются первоисторией. Говоря о религиозном отпадении Израиля от Иеговы, прор. Осия сравнивает его с фактом нарушения Адамом завета с Богом: они (израильтяне), подобно Адаму, нарушили завет ( Ос.6:7 ). Данным изречением 13 устанавливается весьма важная истина, что имя «Адам», как собственное имя первого человека, известно было хорошо в 8 ст., а не было, как утверждает собственным именем только P. С. 14 , и что взгляд, по которому первоистория была приготовлением человечества к заключению особенного завета Иеговы с Израилем, входил в круг религиозных понятий, современных пророку Осии. Из патриархальной истории пророками упоминается событие разрушения городов Содома и Гоморры ( Ам.4:11 ), Адмы и Севоима ( Ос.11:8 ). Упоминание это сделано так кратко, а цель, которую имели в виду при этом пророки – именно – историческим примером определить меру наказания за грехи северного царства – так ясна, что вынуждает признать широкое распространение в 8 ст. исторических сведений, идущих из глубины веков, и – не только сведений, которые мог находить пророк Амос в так называемом Иеговистическом отделе пятокнижия (Срв. Ам.4:11 и Быт.18:16–19, 2, 8 ), но и тех, которые заключены во Второзаконии и именно той его части, которая относится к девторономисту 15 (срв. Ос.11:8 и Втор.29:23 ; также Быт.10:19; 14:28 ). В частности, что касается Ам.4:11 , то в этом месте обращают на себя внимание три подробности: во-первых, в таком точно сочетании, как у Амоса, говорится о Содоме и Гоморре еще в двух местах: Ис.13:19 и Иер.50:40 . причем тут исключается всякая мысль о зависимости данных мест между собою (в смысле позаимствования); кроме того, – дважды очень похоже: у Иер.49:18 и Втор.29:23 . Это обстоятельство заставляет думать, что изречение Ам.4:11 о ниспровержении Богом Содома и Гоморры во дни Амоса было ходячим в форме пословицы и на севере и на юге Палестины. Во-вторых, так как данное изречение было в большом употреблении гораздо раньше пророка Амоса, то гипотеза о происхождении Елогистического отдела пятокнижия после Амоса 16 в этом пункте должна встретить сильное для себя затруднение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Ос.10:11 . Ефрем – обучен­ная телица, при­вычная к молотьбе, и Я Сам воз­ложу ярмо на тучную шею его; на Ефреме будут верхом ездить, Иуда будет пахать, Иаков будет боронить. «Ефрем – обученная телица, привычная к молотьбе». Молотьба на востоке производилась так, что связанных волов гоняли по разложенным снопам, и они выбивали зерна копытами; или особыми молотилками, которые они возили. При этом, согласно заповеди Моисея ( Втор 25.4 ), на волов не надевали намордников, так что они могли есть хлеб, который молотили. Вследствие этого молотьба для вола была нетрудной, выгодной и как бы любимой работой. Образ телицы, привыкшей к молотьбе, в отношении к Израилю, означает то, что он привык пользоваться благами, посылаемыми Иеговою, и потому «утучнел, отолстел, разжирел» ( Втор 32.15 ; Ос 13.6 ) и забыл Бога своего. В наказание за это Израиль и Иуда должны будут исполнять тяжкую работу. – Вместо чтения рус. текста «привычная к молотьбе» в слав.: «еже любити прение». LXX вместо ladusch ( молотить), очевидно, читали ladun (от dun судить, препираться). Вместо чтения рус. текста «Иуда будет пахать» LXX гл. jacharo ch (от charach) приняли в несоответствующем контексту значении – быть немым, молчать, а jesaded ( боронить) пунктировали, как jeschadede (от schadad – превосходить силою, осиливать). Ос.10:12 . Сейте себе в правду, и по­жнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Го­с­по­да, чтобы Он, когда при­дет, дождем про­лил на вас правду. Пророк призывает к обращению от греховной жизни. «Пожнете милость» – с евр.: пожните милость. «Распахивайте у себя новину» – образное выражение, имеющее смысл: оставьте греховную жизнь, приготовьте почву для новой жизни. – В слав. вместо слов «пожнете милость» (lephi chesed) читали – «соберите плод живота», греч. εις καρπον ζως (LXX читали по-видимому liphl-chajjim). Вместо слов «дождем пролил на вас правду» в слав.: «дондеже приидут вам жита правды». Ос.10:13 . Вы воз­делывали нечестие, по­жинаете беззаконие, едите плод лжи, по­тому что ты надеял­ся на путь твой, на множе­с­т­во ратников тво­их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Я низвергну все каменные здания, камни, истуканы, изваянные из камня, на окружающую долину как бы в пропасть 16 . Самария стояла на высокой горе и окружена была глубокою долиною. При разрушении Самарии ассириянами (ок. 723 г. до Р. X.) дома и камни, естественно, низверглись книзу, в долины, и открывали самые основания зданий. После трех лет осады Самария была обращена в кучу развалин ( 4Цар. 28:10 ; Сн. Ос. 14:1 ). Мих. 1:7 . И вся изваянная ея сокрушат, и вся мзды ея запалят огнем, и вся кумиры ея положу в пагубу: понеже от найма блуда собра и от найма блужения соврати. С Евр.: «И все истуканы ее будут разбиты, и все дары ее блудодейные будут сожжены огнем, и всех идолов предам разорению. Поскольку она собрала сие блудническими дарами, то и обратится сие на блуднические подарки». Враги (ассирияне), разрушая Самарию, говорит Господь, сокрушат и «вся изваянная ея» – всех истуканов, всякие изваяния, сожгут «вся мзды ея». У восточных язычников древнего мира было в обычае платить за покровительство языческих богов различными приношениями языческим храмам и жрецам; брали с народа даже плату за блуд – от найма блуда. При языческих храмах Астарты в Вавилоне (Мелита), Ниневии, Финикии и других местах были особые, посвященные сей богине рощи ( Ос. 4:13, 14 ), где в особые празднества ее совершались разные непотребства. Плату, вырученную за это непотребство, отдавали жрецам на построение и содержание капиш, идолов, на содержание самих жрецов и идолослужения. Таким образрм, пророк под мздою, или блудническими подарками, разумеет капища, алтари, идолов и все принадлежности языческих храмов. Все это, говорит пророк, враги или сожгут огнем, истребят, потому что все это приобретено непотребством, развратом, или (по евр. тексту) враги обратят на блуднические же подарки в своих местах, на родине, употребят на то же, на что и были собраны. Ассирияне что не сожигали, то все расхищали, не щадя капищ, похитили золотого тельца, коего с плачем провожал народ (см. Ос. 10:6 ). Мих. 1:8 . Сего ради возрыдает и восплачется, пойдет боса и нага, сотворит плач аки змиев и рыдание аки дщерей Сиринских.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010