Свободным самоопределением сотворенное существо на веки вечные отделяется от самого источника жизни и в этом отрешении испытывает крайнюю, беспредельную муку. Это – решимость умереть навсегда, окончательно. Но в каком смысле может вечно страдать то, что навеки умерло? Очевидно, страдание «второй смерти» не может быть ни длящимся переживанием во времени, ибо время для умершего этой смертью навсегда остановилось, ни состоянием вечной жизни, ибо именно от вечной жизни данное существо навсегда отрешилось. Это страдание для переживающего его существа, как сказано, может заполнять только единый миг – тот миг, которым для него заканчивается время. Но в этот миг духовный облик существа, его переживающего, утверждается на веки вечные: оно определяется навсегда к смерти. Стало быть, в данном случае «миг» совпадает с вечностью и потому вмещает в себя ту беспредельность страдания, которая соответствует беспредельности утраты. Говоря иначе, действительность ада есть действительность перехода, который совершается навсегда, – переход от жизни к смерти, от бытия к небытию. В известном тексте св. Писания ад именуется «воскрешением суда». – И изыдут сотворшие благая в воскрешение живота, а сотворшие злая – в воскрешение суда ( Ин. 5:29 ). И се есть вторая смерть ( Апок. 21:8 ). Значит, ад определенно приурочивается к заключительному моменту мировой истории, к суду, который отделяет то, что наследует жизнь, от того, что обречено на смерть. «Воскрешение суда» есть именно то воскрешение, за которым следует «живот вечный». В этом и заключается ответ на целый ряд религиозных сомнений. Ад возмущает совесть, поскольку мы представляем себе жизнь в аду, жизнь обреченную на бесконечные мучения. Но именно жизни в аду нет, есть только бесконечная и вечная смерть; а смерти там некого жалить, потому что в аду нет живого. Оттого и сказано: смерть, где твое жало, ад, где твоя победа ( Ос. 13:14 ; 1Кор. 15:55 ). Ад существует вечно не как состояние какой-либо мучащейся жизни, а именно как «воскрешение суда», т.е. именно как акт окончательного отделения от жизни, коему праведным судом Божиим суждено на веки его необходимое последствие – логическое и жизненное – смерть. Ад не есть какое-либо субстанциальное бытие, чрез само себя существующее. – Он существует лишь чрез Божий суд и в этом суде; сам же в себе он пуст и призрачен. В нем есть беспредельное страдание. Но не забудем, что это – страдание не того, что живет вечно, а того, что некогда жило, страдание, не совершающееся во времени и не пребывающее в сверхвременной действительности (ибо в аду нет ничего сверхвременного), а страдание, уже совершившееся в тот последний роковой миг, когда данное существо своим преступлением и праведным Божиим судом навсегда извержено во «тьму внешнюю».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

Второй, после Адама, праведник древнего мира есть Авель – первый мертвец в роде человеческом и первый мученик, а посему и первый наследник возвращаемого рая. Крайне прискорбно, что первая смерть последовала от руки братней, но крайне утешительно, что первая смерть была святая, мученическая. Диавол не мог радоваться той персти, в которую обратил тело человека; а проклятая в делах человека земля с радостью прияла сию святую персть в начало освящения своего. Невинная кровь Авеля, по уверению апостола, соделалась преобразованием всеосвящающей Крови Сына Божия ( Евр. 11:4 ). Третий дивный муж был Енох. О нем говорится в Писании, что он " ходил с Богом» ( Быт. 5:22 , по евр. подлиннику); то есть, занимаясь постоянно богомыслием, приблизился к Богу до того, что вступил в некоторый род особенного, постоянного сообщения с Богом, подобного, может быть, тому, в коем по временам бывал в раю до падения первый человек. Таким образом, Енох вне рая покаянием и верою достиг того, что потеряно в раю легкомыслием и непослушанием. Поскольку сей праведник крайне мало думал о всем настоящем и земном, то, как бы взамен сего, ему открыто было будущее, самое отдаленное и в полноте необыкновенной. По свидетельству апостола Иуды, Енох провидел ясно даже конец великой борьбы семени змия с Семенем Жены – славное пришествие Господа на суд со тьмами Ангелов ( Иуд. 1:15 ). Ходя таким образом всегда с Богом, Енох неприметно преступил черту, отделяющую временное от вечного, и зашел так далеко, что нельзя уже было возвратиться назад – в сию жизнь. Вследствие сего он был, по свидетельству Писания, преложен с плотию на небо ( Быт. 5:24 ). Событие, показавшее всему миру, что страшное определение Божие: «земля еси, и в землю отъидеши» ( Быт. 3:19 ), не есть уже определение, не отменяемое ни для кого; что для смертных потомков Адамовых существует другое определение – любви, в силу коего достойные из них имеют право говорить самой смерти: «где твое жало» ? И самому аду: «где твоя победа» ? ( Ос. 13:14 ; 1Кор. 15:55 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Непричастный греху, Христос, сошед в преисподняя тартара, сокрушил вереи и врата адовы, и, разрушив владычество смерти, воззвал связанные грехом души из челюстей диавола к жизни, – и Божественное торжество начертано вечными буквами Писания, говорящего: где ти смерте жало? где ти аде победа ( 1Кор. 15:55 ; ср. Ос. 13: 14 )? Рассуждая о сем блаженстве восстановленного спасения, (апостол) Павел говорит: «как чрез Адама вошла в сей мир смерть, так чрез Христа возвращено миру спасение» ( 1Кор. 15:22 ), – и в другом месте: первый человек, от земли перстен: вторый человек, Господь с небесе, и присовокупляет: якоже облекохомся во образ перстного, т. е. ветхого, греховного человека, да облечемся и во образ небесного ( 1Кор. 15:47, 49 ), т. е., да получим спасение воспринятого, искупленного, обновленного и очищенного во Христе, человека. Это потому, говорит тот же Апостол, что Начаток, Виновник воскресения и жизни – Христос, потом же – Христовы ( 1Кор. 15:23 ), то есть, те, которые, подражая в жизни чистоте Его (Спасителя), достигнут надежды воскресения Его, дабы с Ним получить обетованную небесную славу, как Сам Господь свидетельствует в Евангелии: «кто, последует Мне, тот не погибнет, но прейдет от смерти в живот» ( Ин. 5:24 ). Таким образом, страдание Спасителя есть спасение человеческой жизни: ибо Он для того восхотел умереть за нас, чтобы мы, веруя в Него, жили вечно, – Он для того восхотел быть на время тем, что – мы (т. е., человеком), чтобы мы, получив обещанную Им вечность, вечно пребывали с Ним. Таков дар Пасхи!.. Потому-то земнородные воспевают с Пророком песнь ежегодного празднества: сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он ( Пс. 117:24 ). Какой это день? Тот самый, который доставил нам Начальник жизни, Источник света, Виновник просвещения, то есть, Сам Господь Иисус Христос, сказавший о Себе: Аз есм день: кто ходит во дни, не поткнется ( Ин. 11:9 ). Это значит: кто во всем следует Христу, тот по следам Его дойдет до престола вечного света, как и Сам Он, будучи еще в теле, молился о нас Отцу, говоря: Отче, хощу, да идеже есм Аз, и тии, т. е., уверовавшие в Меня, будут со Мною ( Ин. 17:24 ): якоже Ты во Мне, и Аз в Тебе, так да и тии в нас будут ( Ин. 17:21 ). Вот – день радости и веселия, в который, достигнув обещанной совершенной славы, мы (народ, воистину, святой), еще в сем веке, подобно ангелам, воспеваем с Пророком Господу таинство будущей хвалы: сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он, – Господь, то есть, Виновник восстановления, искупления и вечной жизни, Господь Иисус Христос, Который есть Царь царствующих и Господь господствующих, без начала и без конца царствующий во Отце со Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Из вышеприведенных свидетельств Св. Писания, свв. отцов и учителей Церкви, ее песнопений, Православного Катехизиса и наших выдающихся богословов явствует, что, понимаемая в обширном смысле слова, Церковь обнимает небо и землю и состоит из всех разумно-нравственных существ, стремящихся к истинной жизни в Боге. Для определения объема Церкви необходимо принимать за точку отправления Божие призвание всех верующих к истинной жизни и получение ими ее в Церкви. Жизнь есть ν, сущее; смерть же и ее корень – грех, зло, не есть в истинном смысле сущее, а, наоборот, – не сущее, μ ν, т. е. не долженствующее существовать. « ντα δ στι τ χαλ, οχ ντα δ τ φαλα», пишет св. Афанасий Алекс 60 . Вот почему вышепоставленный вопрос о том: кто суть члены Церкви? решается правильно лишь в том случае, когда богословы отправляются не от смерти, а от жизни, не от одной Голгофы, а, вслед за нею, и от живоносного гроба Господня 61 . Слово Божие представляет в пользу высказанной мысли многочисленныя свидетельства. В день Пятидесятницы, в своей речи к народу, св. Ап. Петр говорит, между прочим, следующее: «Егоже Бог воскреси, разрешив болезни смертныя». Замечательны дальнейшие слова Апостола: « якоже не бяше можно держиму быти Ему от нея » Деян. 2, 24 ; ср. Пс. 15, 8–11 . Вслед за своею Главою – Господом и мы, по словам Ап. Павла, «спогребохомся убо Ему крещением в смерть, да якоже воста Хри­стос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем ». Римл. 6, 4 . «Егда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда будет слово написанное: по­жерта бысть смерть победою. Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа?» 1Кор. 15, 54–55 ; ср. Иса. 25, 8; Ос. 13, 14 . «Смерти празднуем умерщвление, адово рузрушение, иного жития вечнаго начало», воспевает Церковь в праздник св. Пасхи. «Христос воскресе, смерть поправый, и мертвыя воздвигнувый: людие веселитеся!..» Что же касается Голгофской жертвы, то она в предвечном совете Божием предопределена была, именно, для того, чтобы грешные люди « убелили ризы своя в крови Агнчи» Апок. 7, 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Это необходимо для будущей жизни; она будет воздаянием человеку за его земную жизнь, и потому он должен услыхать оценку всей своей земной жизни, чтобы сообразно с этою оценкою, сообразно с своими делами получить ту или другую степень блаженства или степень мучения. 14 и 15 ст. составляют заключение к видению суда. После того, как совершился мировой переворот и по действию Божия всемогущества явился новый мир с обновленною тварью, после того, как одни из людей были определены для вечной блаженной жизни, а другие для вечных мучений, после всего этого должны прекратить свое существование смерть и ад. Они, по выражению Апокалипсиса, были ввержены в озеро огненное (14 ст.). Под именами смерти и ада нельзя здесь видеть 1531 людей, бывших во власти смерти и ада; о них говорится в 15 стихе. Но нельзя также согласиться и с тем мнением, что смерть и ад суть названия демонов, как их властителей 1532 , или облеченные плотию существа, имеющие значение только в видении 1533 ; тогда и о них, как о дьяволе, было бы сказано, что они будут мучиться (20:10). Свящ. Писанию, а в том числе и Апокалипсису не чуждо употребление олицетворений; как олицетворения, можно рассматривать названия смерти и ада и в нашем месте. Как апостол Павел говорил: Смерть! Где твое жало? Ад ! Где твоя победа? ( I Kop. 15:55 ; ср. Ос. 13:14 ), так в этом же смысле мог говорить и Иоанн в Апокалипсисе: смерть и ад ввержены в озеро огненное. Это выражение равносильно другому выражению ап. Павла. Последний враг упразднится – смерть ( 1Кор. 15:26 ). Смерть – прекращение земной жизни тленного человеческого тела: ад – место, где души людей ожидают времени страшного суда и вечных воздаяний. Но когда суд уже совершился, когда наступила вечная жизнь (21:4), тогда и смерть и ад неуместны и излишни. Они должны быть ввережны в озеро огненное (не прибавлено, как 20:10: где будут мучиться; очевидно, мы имеем дело лишь с понятиями), т.е. эти понятия должны быть совершенно устранены, лишены своего прежнего значения (19:20). Славянский и русский переводы, следуя recept. 1534 , сокращают чтение 14 ст.; его полное чтение: «это – смерть вторая, озеро огненное» – οτος στν θνατος δετερος, λμνη το πυρς. Вторая смерть – не событие ввержения смерти и ада в огненное озеро, но самое огненное озеро есть вторая смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Это сказано о царстве сирийском, которое действительно за злобу свою в отношении к народу Божию и особенно за вражду царя своего Антиоха против Бога и Его закона, по суду Божию, обречено было на совершенную гибель, так что и следа никакого не осталось от его существования, как будто бы оно сожжено было огнем. Такая же печальная участь была и главного хулителя Бога Антиоха Епифана, который, согласно слову Божию, погиб лютою смертью (см. выше). Затем определение суда Божия изрекается и всем прочим царствам человеческим и, так как они обнаруживали свою боговраждебность в меньшей степени, то у них отнимается только власть или право господства, самое же существование их не прекращается, но даровано продолжение жизни, хотя и на срок (12 ст.). Это с первого взгляда представляется противоречащим тому, что выше сказано пророком о камне, разбившем статую и превратившем все металлы (служащие символом царств) в прах (2:35, 44–45). В действительности же мы видим здесь, что видение пророка лишь только восполняет и разъясняет сновидение Навуходоносора. Последнему дано было понять, что четыре показанных ему царства ко времени открытия на земле царства Христова уже прекратят свое существование; от них и следа никакого не останется. Так с внешней стороны, которая преимущественно открыта Навуходоносору, и было. В видении пророка обращается внимание на внутреннюю сторону дела и дается понять, что хотя суд Божий над всеми боговраждебными царствами человеческими совершится и некоторые из них уже перестанут существовать, однако же дух богопротивления среди людей будет держаться некоторое время и после открытия на земле царства Христова. Так действительно и было. Сам Иисус Христос сказал: ныне суд есть миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон ( Ин. 12:31 ), и однако же это изгнание совершилось не сразу и не вдруг и даже и теперь продолжает совершаться. Царства человеческие и теперь продолжают существовать рядом с царством Божиим и нередко поднимают вражду против него; мало того даже в среде самой церкви Христовой наряду с пшеницею имеются и плевелы ( Мф. 13:24–30 ). И такой порядок имеет остаться до конца сего видимого мира: только тогда и уже окончательно побеждены будут все враги церкви Христовой ( 1Кор. 15:54–55 ; ср. Ос. 13:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Именно это и произошло, когда нарушил заповедь Божию первый человек и одолел соперника своего, не исполнив требований его, ибо захотел ходить вслед суетных ( Ос. 5:11 ). Отчего стал он как безумный и не имущий сердца ( Ос. 7:11 ) – око его потемнело, отвратившись от света Божественного и нечувствие сделалось обыкновенным состоянием его. Голос совести ослабел настолько, что стал еле слышим, а порой и не слышим совсем из-за шума, производимого пожеланиями низшего порядка, не смевших доселе возвышать своего голоса и не имевших на то никакого права. Поэтому неудивительно, что «человек при смятении, царствующем в нем по падении, не может иногда разобрать, чему повиноваться». 1217 К тому же ум падшего человека стал превратно судить, будучи в заговоре с низшими склонностями и чувствами. В угоду чувственным пожеланиям он стал перетолковывать закон и удалять душу от исполнения его под разными предлогами, оправдывая ее порочное действие. При этом он «разные употребляет извороты, преимущественно касательно судимого поступка, напрягаясь подвесть его под случаи, в коих подобные поступки бывают извинительны». 1218 Такое действование ума пагубно влияет на совесть, искажая ее способности, уклоняя ее от правильного действия и делая ее сомнительной. Из слов Апостола Павла, согласно которым все, что продается на торгу, можно вкушать без всякого исследования, для спокойствия совести ( 1Кор. 10:25 ) и если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести ( 1Кор. 10:27 ), видно, что совесть многих, будучи измененной превратными суждениями, не могла определить правильное отношение к пище идоложертвенной и «нечистой». Не могла совесть убедить ум человеческий в том, что всякое создание Божие хорошо ( Быт. 1:31 ) и не может быть нечистым по природе своей, ибо сама сомневалась в правильности подобного суждения. И это после того, как Господь сказал, что не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст ( Мф. 15:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

25. Пречистому Учителю чистоты подобало произойти из чистого чертога. Ибо, если и священствующий, как должно, пред Иисусом воздерживается от жены, то Сам Иисус мог ли произойти от мужа и жены? Во псалмах сказано: «Но Ты извел Меня из чрева» ( Пс. 21:10 ). Вникни тщательнее в слова «извел Меня из чрева»; ими означается, что рожден Сын без мужа, исторгнут из чрева и плоти Девы. Ибо – иной образ рождения у рождаемых по чину супружескому. 26. Не стыдится же воспринять плоть от таковых членов Создатель сих членов. И кто же говорит нам сие? Господь глаголет к Иеремии: «Прежде нежели Я образовал Тебя во чреве, Я познал Тебя, и прежде нежели Ты вышел из утробы, Я освятил Тебя» ( Иер.1:5 ). Поэтому, Кто при создании человеков касается членов их, и не стыдится, Тот ужели бы постыдился создать ради Себя святую плоть, сию завесу Божества? Бог и доныне зиждет во чреве младенцев, как написано у Иова: «Не Ты ли вылил меня, как молоко, и как творог сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня» ( Иов. 10, 10 –11). Ничего нет скверного в человеческом составе, если не оскверним его прелюбодеянием и непотребством. Создавший Адама создал и Еву; и муж и жена созданы Божиими руками. Ни один из членов в теле, каким создан был в начале, не имеет в себе скверны. Да умолкнут все еретики, которые винят тело, паче же Самого Творца. А мы приведем себе на память, что говорит Павел: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» ( 1Кор. 6:19 )? И еще Пророк предрек от лица Самого Иисуса: «плоть Моя от них» ( Ос. 9:12 ). И в другом месте написано: «сего ради даст я до времени раждающия» (Mux. 5, 3). Какое же знамение? Пророк говорит на это: «породит, и прочия от братий их обратятся». И каково обручение сей Святой Девы? «И обручу Тебя Себе в верности» ( Ос. 2:20 ). Подобно этому говорит Елизавета: «И блаженна Уверовавшая, яко совершится сказанное Ей от Господа» ( Лук. 1:45 ). 27. Но не дают нам места и еллины и иудеи и говорят: невозможно было Христу родиться от Девы. Впрочем, еллинам заградим уста их же баснями. Вы говорите, что поверженные камни превратились в людей, почему же утверждаете, что невозможно родить деве? Вы баснословите, что из мозга родилась дочь, почему же называете невозможным родиться сыну из девического чрева? Вы стоите за свою ложь, будто бы Дионис родился из бедра вашего Зевса, почему же отвергаете наше истинное учение? Знаю, что говорю недостойное слуха настоящего собрания, но предлагается сие для того, чтобы тебе при времени укорить еллинов, обращая против них собственные их басни.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Вникни тщательно в это изречение: извел меня из чрева, которое показывает, что Он родился, будучи без мужа исторгнут из утробы и плоти девической. Ибо по-другому рождаются от брачного союза. 26 . Он не стыдится принять плоть от этих членов, будучи Сам Творец членов. И кто же говорит нам об этом? Говорит Иеремии Господь: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя ( Иер.1:5 ). Если при сотворении людей касается членов и не стыдится, то вменит ли в стыд творить святую плоть, покрывало Божества для Себя Самого? Бог и доселе образует младенцев во чреве, как написано в книге Иова: Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня? ( Иов.10:10–11 ). Нет ничего скверного в составе человеческом, если не будет осквернен он прелюбодеянием и невоздержанием. Сотворивший Адама, сотворил и Еву, и как мужской пол, так и женский Божественными сотворен руками. Ни один член в теле первоначально не сотворен скверным. Да умолкнут все еретики, порицающие тело, или, лучше, Самого Творца. Но мы вспомним слова Павла: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа? ( 1Кор.6:19 ) Также и пророк говорит от лица Иисуса: плоть моя от них ( Ос.9:12 ), и еще написано негде: Поэтому Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить (ср. Мих.5:3 ). Какой же признак этого, он говорит потом: тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И каково обручение Девы, святой Невесты? И обручу тебя в верности (ср. Ос.2:20 ). И Елисавета, разговаривая с Ней, подобным образом говорит: И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа ( Лк.1:45 ). 27 . Но порицают нас и эллины, и иудеи, говоря, что невозможно было родиться Христу от Девы. Эллинам заградим уста собственными их баснями, ибо вы, говорящие, что бросаемые камни превращались в людей, почему говорите, что невозможно родить Деве? Вы, баснословящие, что из мозга родилась дочь, почему говорите, что невозможно родиться Сыну из Девственной утробы? Вы, говорящие, что Бахус произошел от бедра вашего Юпитера, почему отвергаете нашу истину? Знаю, что говорю такое, что неприлично слушать ныне, впрочем, чтобы ты при случае мог обличить эллинов, я предлагаю это, обращая собственные их басни против них же.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

«И накажу его по путям его и воздам ему по делам его» ( Ос.4:9, 12:2 ). «О человек! Сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» ( Мих.6:8 ). Исходя из всего этого, под делом можно понимать путь обретения божественного ведения, путь ко спасению, путь в Царство Небесное. В этом смысле понятие «дело» имеет духовное значение, раскрывая смысл уподобления человека Богу в творческой активности. Зададимся вопросом, что впереди – дело или духовное состояние человека. Кажется, что, совершая доброе дело, человек чуть ли не механически становится добрым. Но тогда надо вспомнить нам апостольский гимн любви – «Если я раздам все имение мое... а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор.13:3 ). Дело может послужить усовершенствованию человека, но не обязательно – жизнь сложнее. Если принять установку, что дело первично, то мы оказываемся скрытыми материалистами и атеистами – именно таковая установка торжествует в современном секулярном мире. Пророчествуя будущий Суд, Исаия отделяет праведника от его дел и грешника от его дел: «Скажите праведнику, что благо ему: ибо он будет вкушать плоды дел своих» ( Ис.3:10,11 ). Что здесь впереди? Конечно, праведник, ведь суда еще нет, и плоды дел еще не обозначились, а праведник назван праведником. Вот он таков, и поэтому ему благо, поскольку дела его будут плодоблагоносными. И далее – «А беззаконнику горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его», т. е. не дела плохи и поэтому он беззаконник, но беззаконник творит соответствующие его духовному устроению дела. Итак, впереди стоит благочестие или нечестие, а вслед за ними идут соответствующие им дела. Если даже предположить, что нравственный облик человека не оскверняет его дел, то и возможные добрые дела грешника не приблизят его к Богу – «Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри их, и Господа они не познали» ( Ос.5:4 ). Тем более, если дела оскверняются «духом блуда».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010