Господь повторит над Израилем времена странствования по пустыне, выгонит его из своей доброй и прекрасной земли «с большими и хорошими городами, которых он не строил, с домами, наполненными всяким добром, которых он не наполнял, с колодезями, которых он не высекал, с виноградниками и маслинами, которых он не садил» ( Втор.6:10–11 ), выгонит в сухую и бесплодную пустыню, но выгоняя, не всецело впрочем, его отвергнет от Себя, не лишит его окончательно своего прикрывающего и спасающего попечения и своего водительства, как не лишал этого попечения и этого водительства его отцов, когда они, выведенные Богом из Египта, странствовали по пустыням, – наказывая, накажет временно ( Ос.12:10 ). «Я говорил к пророкам», раскрывает Господь мысль слов предшествующего стиха, Я Иегова, Бог твой от самой земли Египетской, – «Я умножал видения, через пророков говорил в притчах» (см. напр. гл 1 и 3; Ис.5 ; Иез.16 и др.). Господь постоянно, начиная от земли Египетской, проявлял Себя как Бог Израиля, посылая пророков, Он не упускал ни одного способа для того, чтобы только как можно яснее и сильнее возвестить Израилю волю свою и даруемое ему спасение. Но Израиль постоянно глух и слеп оставался ко всем возвещениям Божиим, он не внимал постоянным Божиим о Себе и своем благодатном завете напоминаниям, совершенно предался греху и идолослужению, отчего и не может далее оставаться ненаказанным: «Если Галаад (представитель здесь всей восточной иорданской земли царства Израилева) беззаконие» (ср. Ос.6:8 ), если он нравственно сделался ничтожным, нравственно совершенно пал; «то только ничто и сделались они», то за свое полное нравственное падение, за свое нравственное ничтожество они и не заслуживают ничего более, как только полное физическое ничтожество, заслуживают полное погубление «в Галгале» (см. Ос.4:15, 9:15 ). Как Галаад здесь есть представитель всей восточной иорданской земли царства Израилева, так Галгал есть представитель западной иорданской земли этого царства) «приносят они в жертву тельцов», приносят жертву Богу в местах, где Бог не повелел приносить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Господь показал через пророка и через его семью, как живет богоизбранный народ и что его ждет. Картина получилась довольно ужасающая: «Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа» (Ос. 1: 2). Медленно перечитаем этот библейский стих, чтобы он усвоился хорошенько. Всмотримся в открывшуюся Осии перспективу… Обывательский образ о пророческом даре («бонусе») рассыпается в пыль. Что видит Осия? Народ Божий «духовно блудодействует», то есть служит не Единому Богу, а разнообразным богам Ваалам (см.: Ос. 11: 2). Народ подобен жене, постоянно изменяющей своему законному мужу. И всё это безобразие описывается не «просто» резкими словами Осии, за которые его могли возненавидеть и подвергнуть жестокой расправе. Всё это проясняется через повседневную мучительную трагедию его личной жизни, не только через нелицеприятные слова об окружающей действительности. Жена Осии ведет разгульную жизнь. В семье появляются дети блуда. Они от Бога получают имена, которые ничем не лучше обидных прозвищ: дочь Лорухама (в переводе: Не-Помилованная), сын Лоами (в переводе: Не-Народ-Мой). Каждый день в доме Осии и на залитых солнцем улицах во всеуслышание звучат имена детей, в которых впечатано пророчество о суровом суде Божием над народом. Будет суд – по идее он уже начался. И этот народ не может претендовать на какое-то особое отношение Судьи. Оно попрано ногами, былое особое отношение. У Осии каждый день на глазах позор и в ушах позорище. Позор налицо. Народ Божий разделился на отдельные царства, отношения между ними весьма конфликтные. Братья мирно не живут. И позор налицо. Народ Божий разделился на отдельные царства, отношения между которыми весьма конфликтные. Братья мирно не живут. Ослабел народ Божий от многих беззаконий и порочных страстей, постигли его тяжкие духовные болезни. В людях Божиих помимо открытого язычества распространяются и языческие перетолкования Завета с истинным Богом. Как это? Люди воспринимают поклонение Богу святых патриархов и пророков – не как личные отношения, а магически: «Я принесу Богу отцов всесожжение, все положенные обряды совершу. И будет у меня дом – полная чаша». Таким объязыченным израильтянам Господь объясняет: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6: 6). Эти небесные истины повторяет и Христос (см.: Мф. 9: 13).

http://pravoslavie.ru/74723.html

На протяжении всего отдела Ос.6:4–11:7 обличительная речь пророка, с каждым стихом как бы все более и более повышающаяся в гневных тонах и наконец разрастающаяся в беспощадный почти обвинительный акт против безумного и неблагодарного народа, по-видимому, с неизбежностью предуказывает на полную гибель народа. Но в момент высшего своего напряжения она прерывается благовестием: Иегова – милосерд; несмотря на все преступления Израиля, Он не может совершенно оттолкнуть его от Себя: Он не истребит Ефрема и не только не истребит, но, по Своей любви к Израилю, некогда соберет его со всех стран мира («от моря», «из Египта» и «из Ассирии»). Хотя Израиль, избранный сын Иеговы ( Ос.11:1 ), оказался недостойным любви Отца Своего, Бога ( Ос.11:2–7 ), хотя он справедливо заслужил наказание, но в конце концов он все же пребывает в милости у Иеговы: когда окончатся дни наказания, Израильтяне, по гласу Иеговы соберутся с быстротою птиц к Нему (срв. Ис. 60:8 ; Пс. 54:7 ) т. е. засвидетельствуют делом свою отныне непоколебимую верность Ему, и будут наделены благами мирной жизни «в своих домах» («вселю их в домы их» срв. Ам. 9:15 ), притом не просто, как прощенные грешники, но как восстановленные в утерянных правах сыны Божии: «встрепенутся к нему сыны с запада» (ст. 10) 250 . Третий круг пророческих угроз, начинающийся с 11:12, простирается до 13:13 и заканчивается, как и предыдущие два, пророчеством – в таких выражениях: от власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? раскаяния в том не будет у Меня» (ст. 14). Как и в предыдущих отделах, и здесь речь пророка о милости Божией к Израилю является завершением гневных обличений и грозных предсказаний, развивающихся у пророка в обычной форме постепенного повышения негодования до крайнего, по-видимому, предела, разрешающегося (негодования), в конце концов, однако ж, обетованием божественного снисхождения и любви, т. е. и здесь пророком строго выдержано обычное у него расположение мыслей по основной формуле его религиозного мировоззрения, хотя Израиль согрешил и непременно будет наказан (срв.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Ос.9:4 . Не будут воз­ли­вать Го­с­по­ду вина, и неугодны Ему будут жертвы их; они будут для них, как хлеб по­хорон­ный: все, которые будут есть его, осквернят­ся, ибо хлеб их – для души их, а в дом Го­с­по­день он не войдет. Ос.9:5 . Что будете делать в день торжества и в день праз­дника Го­с­по­дня? Пророк говорит о тяжестях плена, когда прекратятся законные жертвы. «Они будут для них, как хлеб похоронный» – с евр. kelechem onim lahem, « как хлеб похоронный для них». Хлеб похоронный (слав. «хлеб жалости») – хлеб нечистый, оскверненный присутствием в доме умершего (ср. Лев.21:1, 22.4 ; Чис 19.14 ; Втор 26.14 ). Русск. переводчики поняли это сравнение в отношении к жертвам и потому добавили: «они будут» (т. е. жертвы). Но из дальнейших слов стиха следует заключать, что пророк говорит об обычном хлебе, а не о жертвах, и потому вместе с многими комментаторами выражению можно придать вид; «как хлеб похоронный – будет для них хлеб их». Пророк хочет выразить мысль, что в плену Израиль будет оскверняться даже и хлебом, потому что за прекращением всех жертв этот хлеб не будет освящаться через принесение его Господу; он будет только хлебом «для души их» (­ для них), «а в дом Господень он не войдет». Ос.9:6 . Ибо вот, они уйдут по причине опустоше­ния; Египет соберет их, Мемфис по­хоронит их; драгоцен­ностями их из серебра завладеет крапива, колючий терн будет в шатрах их. В ст. 6-м представляется картина будущей гибели Израиля. «Египет соберет их» – как видно из следующих слов ( «Мемфис похоронит их») – соберет для погребения. О Египте и столице его, города нижнего Египта Мемфисе, пророк опять говорит, как в Ос 8.13, 9.3 в общем смысле. – Вместе с погибелью народа, по словам пророка, запустеет и страна. Упоминание о «драгоценностях из серебра» нет нужды понимать об истуканах (Новак): соответственно контексту (ср. «в шатрах их») лучше видеть здесь речь о драгоценностях в домах. – Греч. и слав. т. ст. 6-го отступает от подлинника. Слово Египет LXX отнесли к первому предложению; отсюда получилось чтение: «от труда (­ опустошения) Египетска». Подлежащим при tekabzem, «соберет их», LXX считали слово «Мемфис». Название города Махмас явилось в греч.-слав. по ошибке переводчиков, прочитавших machmas вместо евр. machmad вожделенное, драгоценное.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рабовладельцы были бесовски прозорливыми миссионерами. Они сознательно крестили рабов, чтоб дядя Том смиренно жил в соломенной хижине, сочиняя очередной «спиричуэл», и нож в руки брал только для срезания плодов при уборке урожая. Может, русская Церковь до революции и была виновата, но тогда не стоит забывать, что под угрозой оказаться в таком состоянии находятся все Церкви в любом христианском народе. Бога надо любить не за то, что Он даст. Бога надо любить как Бога, а не как спонсора. Лучшие сыны Израиля до пришествия Христова поняли, что Тору нужно читать и изучать не «для», а ради сладости самой Торы. Прот. Андрей Ткачев, Миссионерские записки. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — 256 с. : ил.      Известны слова Христа из Евангелия: Милости хочу, а не жертвы (Мф., 9, 13). Эти слова процитированы из книги пророка Осии, и у них есть продолжение: Милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений (Ос., 6, 6). Боговедение – это знание Бога, такая память о Нём, которая стремится стать непрестанной, поучение в Его слове, исполнение заповедей. Послушание младших старшим и подчиненных – начальникам, милосердие, справедливость в судах, верность в браках – это лишь плоды боговедения. Нельзя искать плодов, не окапывая и не поливая корни. Когда умножаются грехи, тогда Господь готов в гневе судиться с жителями земли, и суд у Него с людьми потому, что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле (Ос., 4, 1). Все пророки говорят о Мессии, даже если мы не всегда видим это и понимаем. И все пророки словно едиными устами и единым сердцем говорят: Итак, познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря – явление Его, и Он придет к нам как дождь, как поздний дождь, оросив землю (Ос., 6, 3). Не нужно думать, что этот горячий вопль обращён только к ветхозаветным людям. Не нужно думать, что нам, верующим во Христа, людям Нового Завета, уже нечего познавать больше и стоит успокоиться чтением Символа веры. Познавать Господа, искать Его с раннего утра до позднего вечера обязаны все, кто знает, что Бог есть. Более того, сыны Евангелия должны распаляться большей жаждой благодати, чем сыны Закона. Слова Исайи и Осии должны быть более нам близки, нежели современникам пророков.

http://pravoslavie.ru/82028.html

У них при исполнении богослужебных действий на первом месте стояла материальная выгода: на свою службу они смотрели как на прибыльную статью, как на средство кормления. Пророк Осия выразительно отмечает это: «грехами народа Моего кормятся они и к беззаконию его стремится душа их» ( Ос.4:8 ). Выражение, слишком определенно указывающее на корыстные цели, которые преследовались священниками при совершении жертв: священники желали умножения грехов народа, чтобы получать больше жертвенного мяса для пропитания, так как с умножением грехов народа увеличивалось, конечно, и количество грехоочистительных жертв. О нравственном улучшении народа они, очевидно, не думали. Не думали они и о собственном нравственном совершенстве. К жертвенникам они приступали не только с нечестивыми намерениями (извлечь для себя из принесения жертвы возможно больше вещественных выгод), но с нечистою совестью и руками, запятнанными в крови: «как разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивает на пути в Сихем, и совершают мерзости» ( Ос.6:9 ). Во времена анархии и нравственного падения во дни Осии священники развращены были подобно худшим членам общества: нравственно они пали настолько, что дошли до разбоя и грабежа на большой дороге, собираясь для этой цели даже в банды. Пророк указывает и место, где действовали эти банды священников-разбойников: на пути в Сихем. Этим указанием пророк оттеняет особенную дерзость организованных священниками банд. Нападения свои священники совершали на купцов, которые направлялись в Сихем с юга и с севера для торговых операций, т. е. совершали нападения на очень людных дорогах. На подобное же поведение священников пророк намекает и в Ос.5:1 , где он угрожает судом вместе с домом Израилевым (вероятно разумеются вообще представители народной власти) и с «домом царя» (т. е. с царской фамилией, к которой принадлежали приближенные царя советники и помощники) также и священникам за то, что они были западнею в Массифе и сетью, раскинутою на Фаворе, т. е. за то, что с другими руководителями народной жизни они, вместо того, чтобы наставлять народ, заблуждающийся в путях истинной жизни, не стыдились вовлекать его из-за личных выгод в пороки 145 (срв.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Господь сказал мне: «Возьми дощечку побольше и начертай на ней писцовой палочкой, орудием человеческим: “Магер-Шелал-Хаш-Баз”. И Я призову надежных свидетелей: священника Урию и Захарию, сына Иеверехии». Я лег с пророчицей; она забеременела и родила мне сына. Господь сказал мне: «Назови его Магер-Шелал-Хаш-Баз. Еще до того, как этот мальчик научится говорить “отец” и “мать”, богатства Дамаска и добычу из Самарии понесут перед царем Ассирийским!» ( Ис. 8:1–4 ). Также: Ис. 20 . Иер. 13:1–11; 16:1–9; 32:1–15; 43:8–13 . Иез. 4–5; 12; 21; 24 . Ос. 1; 3 . Зах. 6:9–15 . К особому разделу жанров можно отнести пророческие речи, обращенные к Богу. Алонсо Шёкель разделяет их на два жанра – исповедъ и пророческая литургия. Последний я бы не относил к категории «речей, обращенных к Богу», так как у текстов, объединяемых этим жанром, – диалогическая структура. 1. Исповедъ находим в Книге пророка Иеремии. Исцели меня, о Господь, и я исцелюсь, спаси меня, и я спасусь, ибо Тебя я славлю! Вот они говорят мне: «Где же слово Господа? Пусть оно исполнится!» Не просил Я тебя посылать несчастья, дня беды не жаждал – Ты это знаешь. Слова уст моих – всегда пред Тобою. Не будь для меня ужасом! Ты – прибежище мое в день бедствия. Гонители мои пусть посрамятся, а я посрамлен не буду, пусть они ужаснутся, а меня пусть минует ужас! Пошли им день бедствия, сокруши их тяжким ударом! ( Иер. 17:14–18 ). Также: . 2. Литургия. Это условное название для пророческих речей, имеющих некоторые «богослужебные» элементы, в том числе – славословия. Стиль пророческих литургий, во многом близок стилю хвалебных гимнов, входящих в Псалтирь. Эти литургии, обычно, содержат диалог двух или более действующих лиц. Два нижеследующих примера – из Книги пророка Осии: Давайте вернемся к Господу: Он растерзал нас, Он и излечит, Он изранил нас, Он и перевяжет рану. Вернет нас к жизни через два дня, на третий день поднимет и будем жить перед Ним. Будем обретать знания, будем стремиться познать Господа. Неотвратим, как заря, Его восход. Он к нам придет, словно дождь, словно ливень, орошающий землю. Как Мне поступить с тобой, Ефрем? Как поступить с тобой, Иуда? Ваша праведность – как утренний туман, как роса, что исчезает на рассвете. Вот за что изрубил Я пророков, убил их словами Моих уст. Мое правосудие воссияет, как солнечный свет! Праведности Я хочу, а не жертвы, знания Бога, а не всесожжений ( Ос. 6:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

690 Мф 4, 23. По новому Синодальному русскому переводу: И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях — ред. 691 По новому Синодальному русскому переводу: И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься — ред. 692 Мф. 10, 5. 693 Иез 16, 50–53. 694 По новому Синодальному русскому переводу: В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли — ред. 695 т. е. приобрел — ред. 696 У пер.: должно разуметь — ред. 697 У пер.: должно 698 3ах 5. разуметь — ред. 699 Пс 37, 5. 700 Деян 15, 10. 701 Мк 2, 23; Лк 6, 1. 702 1 Цар 21, 1–6. 1 703 Ос 6, 6. 704 1 Цар 20. 705 Ин 7, 22. 706 Ос 6, 6. 707 У пер.: Милосердия — ред. 708 По старому Синодальному русскому переводу: Никогда не осудили бы невинных — ред. 709 Эта нумерация — по старому Синодальному русскому переводу Евангелия. По новому переводу — стих 9, начало 10–го — ред. 710 Стих 10 — по новому Синодальному русскому переводу — ред. 711 Стихи 11–12 — по новому Синодальному русскому переводу — ред. 712 Конец 14–го (стиха) и далее — по новому Синодальному русскому переводу — ред. 713 Ис 42, 1–2 — По новому Синодальному русскому переводу: Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах — ред. 714 Мф 7, 13. 715 По новому Синодальному русскому переводу Евангелия: И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. — ред. 716 У пер.: разумеет — peд.V 717 По новому Синодальному русскому переводу: бесов — ред. 718 По новому Синодальному русскому переводу: бесов — ред. 719 По новому Синодальному русскому переводу: бесам — ред. 720 Мф 19, 28; Лк22, 30. 721 Лк 11,20. 722 Исх 8, 19. Дана ссылка на: Исх 4, 29 — ред. 723 Втор 9. 724 Лк 17,21. 725 Ин 1,26. 726 Мф 3,2. 727 МФ 21.43. 728 Ин 5, 19. 729 У пер.: Евангелия Марка — ред.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Грех для Амоса является злом, внесенным в отношения между Богом и человеком (Ам.9,8). Это есть оскорбление Творца — отказ следовать Его путем. Без слова Господня люди испытывают жестокие нравственные мучения, подобно мучениям умирающих от жажды. «Вот, наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на Землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря и до моря и скитаться от севера к востоку, ища слово Господня, и не найдут его. В тот день будут истаявать от жажды красивые девы и юноши (Ам.8, 11-13). В этих словах, которые так актуальны в наши дни, пророк говорит о жизненном значении духовных ценностей, которые должен искать человек. Не просто совесть, не просто гуманность необходимы человеку, а живое познание Бога, слышание Его слова. Тема суда и воздаяния остается основной у Амоса, ибо он был призван судить судей, чтобы разбудить людей от сна, разрушить оплот суеверия и самодовольства. Пророк Осия В переводе имя Осия означает «помогай Бог». Он стоит первым среди 12 пророков. Хронологически Иона, Амос, Авдий, Иоиль жили немного до Осии; Осия был современником Исаии и Амоса, мы их ставим в одно время. Сын Беерии из десяти колен Израиля. По первой главе мы знаем, что он заключил брак с блудницей или, может быть, с женщиной, разведенной со своим мужем из-за неверности. Это означало для него тяжелейшую ношу, но он взял на себя такой крест. Составителем книги является он сам. Его жизнь закончилась примерно в 722 году. Книга содержит три раздела. 1-й раздел — брачный союз Бога с Израилем (Ос.1, 1-23), знамение Израиля, как неверная жена; 2-й раздел — суд Божий над Израилем (он говорит о нравственной гибели народа, предсказаниях священников царского дома, отклонении от легкомысленного покаяния и обвинение и угрозы народу, который не готов к покаянию (гл. 4-11); 3-й раздел — милосердие Божие (гл. 12-14). Осия, сын Беерии, жил в Израильском царстве во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского (Ос. 1,1). Осия так же, как и Амос, проповедовал о близкой гибели Израиля. Он выступал как религиозный учитель во время умножающихся несчастий и бед, когда перед ассирийским нашествием греховность народа увеличилась.

http://sedmitza.ru/lib/text/432153/

Грех для Амоса является злом, внесенным в отношения между Богом и человеком (Ам 9:8). Это есть оскорбление Творца — отказ следовать Его путем. Без слова Господня люди испытывают жестокие нравственные мучения, подобно мучениям умирающих от жажды. «Вот, наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на Землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря и до моря и скитаться от севера к востоку, ища слово Господня, и не найдут его. В тот день будут ис таявать от жажды красивые девы и юноши (Ам 8:11–13).   В этих словах, которые так актуальны в наши дни, пророк говорит о жизненном значении духовных ценностей, которые должен искать человек. Не просто совесть, не просто гуманность необходимы человеку, а живое познание Бога, слышание Его слова. Тема суда и воздаяния остается основной у Амоса, ибо он был призван судить судей, чтобы разбудить людей от сна, разрушить оплот суеверия и самодовольства. Пророк Осия В переводе имя Осия означает «помогай Бог». Он стоит первым среди 12 пророков. Хронологически Иона, Амос, Авдий, Иоиль жили немного до Осии; Осия был современником Исаии и Амоса, мы их ставим в одно время. Сын Беерии из десяти колен Израиля. По первой главе мы знаем, что он заключил брак с блудницей или, может быть, с женщиной, разведенной со своим мужем из-за неверности. Это означало для него тяжелейшую ношу, но он взял на себя такой крест.   Составителем книги является он сам. Его жизнь закончилась примерно в 722 году. Книга содержит три раздела . 1-й раздел — брачный союз Бога с Израилем (Ос 1:1–23), знамение Израиля, как неверная жена; 2-й раздел — суд Божий над Израилем (он говорит о нравственной гибели народа, предсказаниях священников царского дома, отклонении от легкомысленного покаяния и обвинение и угрозы народу, который не готов к покаянию (гл. 4–11); 3-й раздел — милосердие Божие (гл. 12–14). Осия, сын Беерии, жил в Израильском царстве во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского (Ос 1:1). Осия так же, как и Амос, проповедовал о близкой гибели Израиля. Он выступал как религиозный учитель во время умножающихся несчастий и бед, когда перед ассирийским нашествием греховность народа увеличилась.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010