ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских Преосвященного епископа Аркадия (Остальского; 1881-1937) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и исповедничестве Преосвященного Василия (Преображенского; 1876-1945), епископа Кинешемского, на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских Преосвященного епископа Василия (Преображенского; 1876-1945) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о мученической кончине и подвиге юродства Христа ради блаженного Алексия (Алексея Ивановича Ворошина; †1937) на предмет его канонизации для общецерковного почитания. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации блаженного мученика Алексия для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, с предложением о написании иконы Собора новомучеников и исповедников Российских XX века. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить предложение Синодальной комиссии по канонизации святых о написании иконы Собора новомучеников и исповедников Российских XX века. 2. Правящим Преосвященным направить в Комиссию по канонизации святых свои эскизы или проекты иконы Собора новомучеников и исповедников Российских XX века.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4938906...

Закрыть Знаковое событие для Русского Мира В Институте стран СНГ прошла презентация «Малороссийской библиотеки» 22.01.2022 1154 Время на чтение 5 минут Фото: Предоставлены автором Презентация «Библиотеки», представленная руководителем отдела Института по связям с Русской Православной Церковью Кириллом Фроловым, прошла 20 января в связи с очередной годовщиной Переяславской Рады. «Библиотека» представляет собой внушительный список трудов известных писателей Западной Руси XVII-XIX вв. В презентации приняли участие известные исследователи, пишущие на тему Украины: Александр Чаленко, Павел Тулаев, Олег Неменский, Сергей Моисеев и др. В он-лайн режиме в мероприятии приняли участие о.Игорь Кучерук, Александр Дудчак, Яна Амелина, Дмитрий Куницкий, Дмитрий Скворцов и др. Отмечу то, что особенно запомнилось. А.Чаленко: на Украине в городской среде сформировалась русская, или южнорусская, а отнюдь не малороссийская или украинская идентичность. Это характерно для многих регионов Украины, кроме, естественно, запада. Донбасс, само собой разумеется, – регион практически со сформировавшимся русским самосознанием. Огорчила информация о позиции Россотрудничества в отношении русинов. Они не были признаны нашими соотечественниками («Пусть ими занимается Словакия и другие европейские страны, которые признали их юридически»). Интересен был рассказ о.Игоря Кучерука. Выпускник раскольнической семинарии, он испытал духовный переворот, посетив Почаевскую Лавру. О.Игорь – автор двухтомника, посвящённого жизни и деятельности новомученника – архиепископа Аркадия (Остальского). Много интересного было в репликах как сидящих в президиуме, так и находящихся в зале – о том, что митрополиту Киевскому Онуфрию было предписано проповедовать на украинском языке. О том, что на Украине главный праздник будет отмечаться в день Крещения, в то время как у нас День России отмечается в непонятную для многих дату 12 июня. Приводились слова известного писателя Западной Руси Зубрицкого о том, что на территории Германии распространено более 100 наречий, тем не менее народ считается единым. В настоящее время Украина нашпигована НАТОвским оружием, поэтому вопрос о членстве или нечленстве её в НАТО не столь важен.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/22/zn...

Отец Аркадий был арестован в то время, когда он выходил из храма после окончания божественной литургии. Его и сотрудников ГПУ окружила толпа верующих, которые сделали попытку отстоять пастыря. После этого часть людей была арестована и заключена вместе с ним в Житомирскую тюрьму. Весть об аресте любимого пастыря облетела город, и в тюрьму стали приносить передачи в таком количестве, что их хватало и заключенным, и надзирателям. Через два дня всем арестованным за защиту священника было предложено освобождение под условием, что они подпишут бумагу, в которой о. Аркадий обвинялся в сопротивлении органам советской власти и возбуждении против нее народа. Арестованные отказались, написав, что пошли за о. Аркадием по собственной воле, но всё же были освобождены. Вскоре состоялся открытый судебный процесс над священником. Отец Аркадий обвинялся в чтении послания Патриарха Тихона, что суд истолковал как деяние контрреволюционное. На суд было вызвано множество свидетелей. Все они говорили об о. Аркадии как об удивительном пастыре, прекрасном человеке, бессребренике, священнике, который всю свою жизнь посвятил служению Богу и людям. Приводилось множество примеров, характеризующих его доброту и исключительную самоотверженность. Однако прокурор, подводя итог свидетельским показаниям, сказал, что данные характеристики, служат не к оправданию священника Аркадия Остальского, а только утяжеляют характер его преступления, показывая в нем человека идейного, убежденного, между тем как проповедуемые священником религиозные идеи противоречат установкам и идеям советской власти; такие люди, как священник Аркадий Остальский, не только не нужны советскому государству, но и крайне вредны для него. Суд приговорил о. Аркадия к расстрелу. Рассказывают, что во время чтения обвинительного заключения и приговора о. Аркадий заснул, и конвоиры вынуждены были его разбудить, чтобы сообщить, что он приговорен к смерти. – Ну что ж, – сказал священник, – благодарю Бога за все. Для меня смерть – приобретение.

http://fond.ru/kalendar/1516/arkadiy/

С местом расположения будущего музея неясностей, похоже, не осталось. Бутовскому приходу четыре года назад передано здание так называ­емых спецскладов МГБ СССР, появившееся на берегу речки Гвоздянки в 1947–1948 годах. Церкви оно досталось в руинированном виде: без подведенных коммуникаций, с порушенными интерьерами. Капитальные стены покрылись трещинами, часть подвалов оказалась затоплена. Сейчас интерьеры понемногу расчищаются, по временной схеме туда подведено электропитание. По мнению инициаторов нового музея, лучшего помещения в окрестностях все равно не найти. «По этому сооружению мы занимаемся архивными изысканиями. Скорее всего, постройка сложена из кирпичей Бутовского конезавода, существовавшего тут до 1930 года, — продолжает Игорь Гарькавый. — Исходя из планировки, можно предположить, что в послевоенное время чекисты использовали здание как автобазу. Но тут была и оружейная комната, а по утверждению местных жителей — даже камеры для содержания узников (причем существует предание, что после войны некоторых из приговоренных к высшей мере наказания именно здесь расстреливали). Как бы там ни было, замкнутая анфилада мрачных коридоров в вытянутом прямоугольном каре в непосредственной близости от расстрельных рвов прекрасно передает мрачную атмосферу тех лет. А общая площадь помещений — около 5 тыс. м2 — позволит разместить здесь как полноценные фондохранилища и постоянные экспозиции, так и временные выставки». В Бутове рассчитывают: будущие временные выставки получится отправлять и в путешествие по стране, знакомя таким образом регионы с наследием нового музея. В качестве пилотного примера этого направления можно рассматривать экспозицию, сформированную недавно в Мемориальном музее пострадавших в Бутове. Она посвящена священномученику Аркадию (Остальскому; † 1937) — соловецкому узнику, которому принадлежит рекорд по длительности пребывания в СЛОНе среди всех заключенных епископов: девять лет. Кстати, этот музей, открытый три года назад местным приходом в восстановленном после пожара 1990-х годов здании комендатуры полигона (историческом флигеле усадьбы купцов Зиминых «Дрожжино»), продолжит свою деятельность, а его опыт обещают обязательно учесть при формировании нового учреждения.

http://e-vestnik.ru/reports/butovo_russk...

Действовать в полном отрыве от остальных православных архиереев Украины, однако, епископ Константин не собирался, да и ГПУ УССР было заинтересовано в том, чтобы его почин был подхвачен, поэтому оно не препятствовало обсуждению им сложившегося положения с другими епископами, о чем Горожанин сообщал в своей докладной Дерибасу далее: «Указанные выше условия легализации тихоновщины подверглись также детальному обсуждению и находящимся в Харькове епископатом в лице епископов: Бориса Шипулина, управляющего Подольской епархией, Макария Карамзина (правильно: Кармазина – свящ. А. М.), управ[ляющего] Днепропетровской епархией, Аркадия Остальского , викария Дубенского. После обсуждения эти условия признаны слишком тяжелыми для тихоновщины. Основным пунктом, встречающим противодействие со стороны их, является п. 2 об отмежевании от нелегально действующих церковных течений и организаций. В случае принятия этого пункта, они должны будут отказаться от всякой связи с Заместителем Местоблюстителя патриаршего престола и порвать всякую связь с епископами Украины, административно высланными. В результате обсуждения наших условий епископы с своей стороны выставили условия, приемлемые для них: Вполне лояльное отношение к гражданской власти. Полное отмежевание от заграничной церковной эмиграции и осуждение ее за политиканствующий образ действий, несовместимый с идеалами пастырства и вредный для блага церкви. Проведение автокефалии Украинской церкви на строго канонических началах с последующим потом отмежеванием от всех нелегальных течений и тех их представителей, кои не пожелают стать на путь легализации. Вышеуказанные условия легализации, по нашему мнению, неприемлемы для нас. Дальнейшие переговоры ведутся» 1108 . Последний абзац получателем докладной записки был отчеркнут и слева от него нанесена надпись: «Правильно». Как видно, украинские архиереи во главе с епископом Константином готовы были идти на серьезные уступки, но власть хотела еще большего. Пользуясь образом Дерибаса, можно сказать, что епископ Константин соглашался встать перед ГПУ на одно колено, а ему отвечали: нет, только на оба.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

И.В. Гарькавый рассказал, что внимание Его Святейшества привлекли экспонаты и из других залов, в том числе вещи священномучеников. «У нас в Бутово расстреляно более 900 человек по церковным делам, и судьбы некоторых из них иллюстрированы в нашей музейной экспозиции подлинными предметами, — сообщил директор Мемориального центра. — Это всегда имеет очень большое значение, когда не муляж, не копия, а подлинный предмет рассказывает нам о том человеке, который когда-то был его обладателем. Это может быть деталь одежды, это может быть письмо, личный документ, это может быть просто подлинная фотография, сохранившаяся с тех далеких времен. Каким-то образом через эти вещи мы устанавливаем прямой контакт с этими людьми, мы чувствуем, что нет этой временной дистанции, которая нас разделяет, а с другой стороны, понимаем, что эта дистанция есть. Потому что время прошло, потому что этих людей нет, но тем не менее как островки этого прошлого в современности лежат те раритеты, те подлинные вещи, которые для нас это прошлое сохранили». «В подарок Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу наш музей приготовил копию следственного дела владыки Аркадия (Остальского), исповедника веры, расстрелянного на Бутовском полигоне 29 декабря 1937 года, — продолжил И.В. Гарькавый. — Это следственное дело действительно очень интересно, потому что владыка Аркадий только в феврале 1937 года освободился с Соловков. Несколько месяцев он находился на свободе, общаясь со своими духовными чадами, со своими единомышленниками. Вот за это время сотрудники НКВД уже фактически взяли его на прицел, и он был арестован в сентябре 1937 года. Несколько месяцев длились следственные действия, собирались свидетельские показания людей. Они вели себя по-разному. Кто-то из знакомых владыки Аркадия свидетельствовал против него, давая материалы для того, чтобы его обвинить в контрреволюционной агитации и пропаганде. Кто-то, наоборот, отказывался что-либо сообщать о нем. В общем, как и все архивно-следственные дела — это такая кровоточащая рана». 

http://patriarchia.ru/db/text/5436827.ht...

Что касается юридической стороны дела, то согласно декретам, которые я вам прочту, соввласть юридически является хозяином этих ценностей. (Читает). Декрет об отделении церкви от государства: «Всё имущество церковное является народной собственностью». Следующий пункт: «Здания передаются местной властью в безвозмездное пользование». Статья 17: «Имущество, которое до настоящего времени находится ещё в ведомстве православных епископов, переходит в непосредственное владение местных советов рабочих и крестьянских депутатов». Я полагаю, что эти декреты вам, защитникам Православной Церкви, знакомы. Так что юридическое право на изъятие ценностей у соввласти есть. Мы ставим вопрос в плоскости фактического разрешения. Настоящее совещание мы собрали по следующим соображениям. Мы являемся властью народной и это уже признано в международном масштабе (Генуя). Каждый день мы заключаем новые договоры с европейскими государствами. И мы, как народная власть, претендуем на церковные ценности как юридический их хозяин. Но в тоже время мы знаем, что в России есть ещё много верующих людей, мы знаем, что духовенство своим авторитетом может повести верующих даже на кровавую жертву. Для нас сотни жертв, допущенные при изъятии ценностей, гораздо опаснее, чем десятки миллионов жертв, погибших на Поволжье. Но мы говорим определённо: мы хотим сговориться с вами для того, чтобы вы добровольно объяснили своей пастве, что это необходимо сделать и по этому поводу вы должны нам здесь высказать своё мнение» 227 . После доклада было предоставлено слово принимавшим участие в этом заседании. " Епископ Аверкий: Вы сказали, что мы можем толкнуть людей на кровавые жертвы? Тов. Николаенко: Нет, я только сказал, что Вы пользуетесь таким авторитетом, что при желании Вы можете толкнуть людей и на кровавые жертвы, но обидеть я Вас не хотел. Я говорил вообще, но не персонально. Епископ Аверкий: Принципиально по этому вопросу мы уже беседовали. Если это есть приказание, то его остаётся только выполнить. Свящ. Гаськевич: Я ничего не могу сказать, раз ценности будут отбиваться силой оружия. Я не могу уговаривать людей идти на смерть, на что угодно, но только не на смерть. Этого ни под каким видом не сделаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

До передачи послания Остальскому он был вызван в комиссию помощи голодающим на совещание, где постановили выделить из среды духовенства в комиссию по изъятию церковных ценностей двух представителей. В день передачи Остальскому послания состоялось собрание духовенства, на коем должен был обсуждаться вопрос о выделении двух священников в качестве представителей в комиссию по изъятию ценностей. Но собрание постановило представителей не посылать и вместе не препятствовать изъятию ценностей из церквей. Об этом был составлен акт священником Бычковским, которое все присутствовавшие подписали. Но где этот акт хранится, он не помнит. Так как послание не было получено через Киевский Синод или же обычным путём, то при передаче последнего священнику Красицкому предостерегал, чтобы он был осторожен в отношении огласки последнего» 302 . В материалах газетной публикации есть интересные подробности показаний владыки Аверкия: «Первым допрашивается Аверкий Петрович Кедров (Епископ Аверкий). Из показаний выясняется, что собрание духовенства у Епископа, о котором упоминает Остальский, имело целью выбор двух делегатов на помощь Волгубкомпомголу, согласно требованию последнего. Но духовенство не сочло себя вправе распоряжаться ценностями, так как они подлежат ведению всей общины, и делегатов не выбрали. С большим трудом обвинителю удаётся получить от свидетеля ответ, что об этом собрании духовенства составлен надлежащий акт, написанный священником Бычковским. Затем из показаний Епископа Аверкия выясняется, что он не был уверен в подлинности присланного ему послания Патриарха. Оно было вложено в простой конверт, при нём не было никаких скреп или препроводительных бумаг. Адресовано оно было прямо на имя Епископа; и он не поинтересовался даже узнать по штемпелю, откуда пакет прибыл. Не будучи уверен в подлинности послания, Епископ Аверкий, однако, очень заинтересовался приводимой в нём точкой зрения на разграничение священных предметов от неосвящённых. Обвинитель указывает, что не только странно проявлять к этому вопросу интерес с чисто академической точки зрения, в момент, когда необходима срочная помощь голодающим.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

10 января 1923 года после слушания дела протоиерея Александра Поникарова был вынесен следующий приговор Волгубревтрибунала: «Поникарова Александра Димитриевича, 40 лет, Волынской губ., г. Житомира подвергнуть лишению свободы сроком на три года (3) со строгой изоляцией. Принимая же во внимание, что деяние, совершённое Поникаровым, эксцессов не вызвали, и, что все ценности были в конечном итоге сданы полностью, трибунал находит возможным на основании ст. 36-й Уголовного Кодекса приговор в отношении Поникарова считать условным на тот же срок. Все судебные издержки по делу возложить на осуждённого Поникарова...» 322 . Члены Свято-Николаевского братства передавали в допр заключённым владыке Аверкию и протоиереям Аркадию и Юлиану необходимые продукты питания, лекарства и многие другие нужные вещи. Находясь в заключении, о. Аркадий вместе с владыкой Аверкием трудился на лесоповале в Корабельной роще, очищая брёвна от сучьев 323 . В 1922–1923 годах в житомирском допре «свирепствовала эпидемия тифа, поражающая почти всех заключённых и влекущая за собою крайне значительный процент смертности» 324 . Епископ Аверкий перенёс в декабре 1922 года сыпной тиф с осложнённой катаральной пневмонией и с образованием плеврического выпота, а позже страдал и острым воспалением почек при умеренной отечности ног 325 . В начале 1923 года были произведены «дезинфекция камер, белья и одежды заключённых в допре и тюрьподе ГПУ, пропуск заключённых через бани. В связи с обнаруженным заболеванием оспы в житомирском допре, было произведено поголовно оспопрививание всем заключённым допра и ГПУ, и обслуживающему персоналу» 326 . Как писали о владыке Аверкии в удостоверении, он отличался «примерным поведением, ни в чём предосудительном замечен не был и щедро оказывал нуждающимся заключённым помощь всем тем, что сам имеет» 327 . Верующие ходатайствовали о досрочном освобождении владыки Аверкия, и он, решением Волынского губернского суда от 10 августа 1923 года, «от дальнейшего отбытия наказания» был освобождён, «считая оставшийся для отбытия наказания срок условным со всеми вытекающими последствиями». Также Епископ Аверкий по решению суда должен был «в течение трёх суток принести своё раскаяние через печать» 328 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

На собрании он не оставался, так как спешил на похороны, бывшие в тот же день, и перед уходом, заинтересовавшись посланием, просил [Епископа] Аверкия передать ему с кем-либо этот документ для ознакомления, с обещанием возвратить его последнему. Означенное послание было ему в тот же день передано священником Красицким у него на квартире, и в тот же день вечером, в церкви, он просил кого- либо из присутствующих переписать ему последнее. Среди присутствующих первая Хомякова изъявила своё желание переписать таковое, а 28 утром она ему возвратила уже подлинник вместе с копией. В тот же день послание было оглашено, а после этого [протоиерей Аркадий Остальский ] произнёс речь и разъяснил верующим, что они должны помочь голодающим путём изъятия неосвящённых сосудов, а в отношении священных сосудов указал на постановление Двукратного Собора о том, что они не могут быть употреблены на другие надобности кроме богослужебных. Также он высказал своё мнение о том, каким образом могут и священные сосуды прийти на помощь голодающим, а именно: целесообразно будет организовать церковные комитеты, которые обменивали бы освященные сосуды на хлебо-зерно, с тем, чтобы эти сосуды использовались бы только для богослужебных целей. Оглашая послание, он не видел в нём ничего противоречащего законам и декретам советской власти, и о том, что оно является неподлинным, он также не знал. После оглашения он через гр. Величко переслал послание обратно архиерею Аверкию» 300 . В репортаже из зала суда газета «Волынский пролетарий» сообщала: «На вопрос председателя трибунала – признаёт ли он себя виновным -Остальский отвечает отрицательно. Он показывает, что 26 апреля действительно попросил у Епископа Аверкия перед собранием житомирского духовенства разрешение переписать, имевшееся у Аверкия, послание Патриарха Тихона, не зная заранее его содержания. Он знал, однако, что там говорится об изъятии. Он считает мнение Тихона относительно освящённых предметов согласным с церковными канонами; предметы эти, по его словам, могут быть употреблены лишь на цели культа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010