И здесь всем нам, как никогда прежде, необходимо общественное согласие. Как писал в давние времена апостол Павел " люби ближнего твоего как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом " . А что мы наблюдаем сегодня в нашей стране? Мы наблюдаем двадцатикратный разрыв в доходах между самыми богатыми и самыми бедными категориями населения. Более 70% российского населения живет на грани прожиточного минимума! Разве это " не угрызаете " и " не съедаете " ? Разве при таком совершенно несправедливом распределении национального богатства можно всерьез говорить о предотвращении глобального экономического кризиса? Ведь что сделал Рузвельт, которого американские олигархи обвинили в симпатиях к социализму? Он обязал американские корпорации в условиях финансового кризиса направлять до 5% своих прибылей на борьбу с безработицей и решение других социальных проблем. А наши олигархи на последнем съезде РСПП заговорили о необходимости отказаться от уплаты двухмесячного пособия работнику в случае его увольнения (сокращения). Вот ведь аморальная мораль! И не ведомо им, что в " Основах социальной концепции Русской православной церкви " , принятой на юбилейном Архиерейском соборе в августе 2000г. записано, что " материальные блага не могут сделать человека счастливым " и что " погоня за богатством пагубно отражается на духовном состоянии человека и способна привести к полной деградации личности " . Не это ли происходит сегодня со многими российскими олигархами и не в этом ли корень провала экономических реформ последних десятилетий? История российских реформ убедительно свидетельствует о том, что когда эти реформы осуществлялись в соответствии с православными ценностями, в соответствии с духовными установками русской православной церкви, они достигали большего успеха и в большей степени служили русскому народу. И наоборот, когда экономические реформы их содержание и способы осуществления, оказывались в противоречии с идеалами православной веры и духовными установками русской православной церкви, когда они ориентировались на заимствования, подражательство, слепое копирование чужекультурных установок и правил, они завершались провалом. Для экономиста-атеиста или бизнесмена-хапуги подобные рассуждения покажутся, возможно, неубедительными. Но цель данной публикации - не убеждать кого-то в чем-то, а выявить закономерности исторического развития российской экономики. Те же, кто пытается игнорировать эти закономерности сами рано или поздно оказываются банкротами.

http://ruskline.ru/analitika/2009/10/07/...

Отдельный интерес представляет октябрьское интервью Патриарха Кирилла журналу Forbes France. Говоря об «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года — а в разработке этого документа он, как известно, принимал самое активное участие, — глава Церкви указал на расхождение духа этого документа с идеей «естественного эгоизма человека» и подчеркнул, что «стремление к самообогащению как высшей цели жизни» противно христианскому мировоззрению», но стимулируют эти стремления «финансово-экономические элиты, транснациональные корпорации», а не «экономическая наука». Сегодня независимые западные ученые все чаще признают: деградация системы образования и культурных институтов на Западе — это сознательная политика ради достижения чисто экономических целей. Активно слушая Баха или читая Данте, человек становится менее активным покупателем, отчего страдает рыночное общество и прибыли его бенефициаров. А это, в свою очередь, толкает правящие элиты на позиции воинствующего антиинтеллектуализма. Итог такой тенденции, по мысли Предстоятеля нашей Церкви, — «нравственная деградация обезбоженного общества». По мнению Патриарха Кирилла, экономика — составная часть социально-нравственного целого и решение экономических вопросов в отрыве от нравственных и социальных невозможно. В качестве иллюстрации этого тезиса он справедливо ссылается на опыт православных монастырей. Вполне очевидно, что там отсутствовало, к примеру, частное присвоение ссудного процента в отличие от опыта финансово-биржевого капитализма. Вред от «средневекового ростовщичества времен Фомы Аквинского», говорит Патриарх, сравним с «сегодняшним разрушительным влиянием микрофинансовых организаций» и «так называемых коллекторских агентств». Также, по мнению Патриарха Кирилла, для экономики критически важен такой фактор, как институт семьи. «Капитализму, который не умеет " производить людей " , поощряя семейные ценности, приходится завозить новых потребителей извне. Из тех регионов, где действуют другие модели поведения», — завершает Предстоятель Русской Православной Церкви свою мысль.

http://patriarchia.ru/db/text/5863681.ht...

Для православной монархии в России пока нет условий, считает протоиерей Всеволод Чаплин 22 июня 2007 г. 12:28 «Идеал православной монархии не должен быть опорочен поспешным его применением», — сказал заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Всеволод Чаплин, выступая в дискуссии на международной конференции «Христианство, культура и нравственные ценности». Форум прошел в Российской академии наук 19-21 июня, в нем приняли участие представители Русской Православной Церкви, Римско-Католической Церкви, а также историки, богословы, общественные деятели. Тема симфонии властей и возможности установления монархии в России была затронута на одном из заседаний. Отвечая на вопрос о том, насколько идея симфонии актуальна сейчас для России, о.Всеволод отметил: «Идеал симфонии властей прописан в «Основах социальной концепции РПЦ», однако в истории он никогда не был осуществлен. «Основы» не исключают такого общества, при котором более религиозно обоснованные формы государственного устройства все же возможны». Зампред ОВЦС подчеркнул, что пока в России рано говорить о наличии условий для реализации этого идеала: «Любой здравомыслящий христианин стремится к тому, чтобы этот идеал не был опорочен его поспешным применением. Представим себе, что завтра кто-то объявит себя православным монархом, не имея общественной поддержки, не имея основы в качестве должного духовного воспитания людей. Во-первых, он никогда не приобретет реальной власти, а во-вторых, — дискредитирует саму идею, превратит ее в самопародию». Для  устойчивого развития любого общества необходим духовный стержень, убежден о.Всеволод. «Если общество не объединено духовным идеалом, который простирается за пределы жизни одного человека, одного поколения и даже вообще земной жизни человека, если общество объединено только деньгами, развлечением, комфортом и гордыней, то его ждет крах. Если оно процветает, как сейчас на Западе, то это ненадолго. Я убежден: чем более быстрыми темпами оно процветает, тем быстрее наступит конец», — утверждает представитель РПЦ. По его словам, апокалиптическая перспектива актуальна для всех: «И мы, и Запад либо погибнем, либо придем к иной форме общественного измерения нашей жизни. Возможно, еще какое-то время Господь даст возможность людям жить осознанно». «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/260631.htm...

Православная журналистика в последние годы развивается довольно бурно, порой помпезно, – но хаотично и очень непрофессионально. Большинство газет делаются в аляповатом дизайне, без четкой внутренней структуры и единого подхода к подаче материалов. Снимки – низкого качества, тексты написаны детским языком, заголовки инертны и не динамичны. Размыты возрастные, образовательные и социальные границы читательской аудитории. При этом руководство и духовники изданий могут быть уверены, что именно так и надо делать православную газету. Несколько необязательных советов тому, кто собрался делать церковное периодическое издание Источник:  Православный журнал МДА «Встреча» Православная журналистика в последние годы развивается довольно бурно, порой помпезно, – но хаотично и очень непрофессионально. Большинство газет делаются в аляповатом дизайне, без четкой внутренней структуры и единого подхода к подаче материалов. Снимки – низкого качества, тексты написаны детским языком, заголовки инертны и не динамичны. Размыты возрастные, образовательные и социальные границы читательской аудитории. При этом руководство и духовники изданий могут быть уверены, что именно так и надо делать православную газету. Общецерковное дело Если посмотреть на проблемы церковной периодики шире, то можно отметить, что в Русской Православной Церкви нет ясной концепции и дей-ственной мотивации к профессиональному ведению информационной и PR-дeяmeльhocmu. Есть только один официальный церковный документ, регламентирующий эту работу – небольшая глава в «Основах социальной концепции». Наблюдается и организационная разобщенность: информационно-издательской деятельностью независимо друг от друга занимаются ОВЦС, пресс-служба Московской Патриархии, Издательский Совет, Православная Энциклопедия, общество «Радонеж», издательства, епархии… В семинариях до сих пор нет курса православной журналистики, нет никаких методических пособий, а потому единственной площадкой профессионального роста остаются форумы православных журналистов. Но и они не выполняют главной своей функции – повышения качества церковной прессы. Конечно, у их участников бороды длинные и платочки белые, но люди они в большинстве своем очень далекие от журналистики, от понимания профессиональных задач. А потому практически всегда на таких форумах тема подменяется, разговор переходит в набившие оскомину стенания: «Почему нет православного телеканала?» и «Почему в газетах так мало и так плохо пишут о Православной Церкви?»

http://pravmir.ru/kak-zavoevat-chitately...

Когда вся эта  работа, проведенная группой людей, которые тогда работали в ОВЦС, была в теоретическом плане обобщена, тогда и возникла идея принять Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, вложив в этот документ православное понимание истории, нравственности, свободы. Затем работа продолжилась дальше и закончилась принятием в прошлом году документа об Основах учения Русской Православной Церкви о правах человека и достоинстве личности. Это абсолютно новаторский документ, это абсолютно новый вклад в мировое богословие, который актуализирует нормы христианского Предания, делает их понятными для современного человека. В этом документе не отрицается человеческая свобода — как ее можно отрицать, если Бог сотворил человека свободным? В этом документе не отрицается положительное значение человеческих прав, потому что когда свобода попирается, ее надо защищать. Люди не могут превращаться в рабов, они должны сохранять, в том числе, свое собственное достоинство. Но достоинство — это нравственная категория, и потому не может быть свободы без сопряжения с нравственностью, не может быть свободы без нравственной ответственности. Если человек будет свободным, но одновременно способным нравственно ориентировать свое поведение в соответствии с той системой ценностей, которая предлагается сокровищницей церковного Предания, — вот тогда мир станет другим. Я привел вам два примера — святоотеческий пример того, как нужно использовать светскую философию и светскую культуру для богословского творчества, и пример того, как категорически нельзя заимствовать философские идеи, чуждые Божественному Откровению. Ни в коем случае нельзя идти по пути конформизма, пытаясь соединить несоединимое, поэтому подлинное богословие всегда требует мужества. Я вспоминаю, как в трудные для нашей Церкви советские времена мы встречались с западными богословами и они, глядя сверху вниз, говорили: «Мы вас призываем к мужественному пророческому служению. Выступите против своей власти!». Мы знали, что в то время означало выступить против власти. Это означало закрыть людям возможность причащаться Святых Христовых Таин, крестить своих малышей; это означало в то время разрушить маленькие островки духовной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/707274.htm...

«Кроме того, документ указывает на важность пастырского попечения о женщинах, ответственность родственников и медицинских работников за их жизни и здоровье, и жизнь и здоровье их детей, подчеркивая недопустимость любых манипуляций с эмбрионами, предполагающих их умерщвление», — добавил В.Р. Легойда. Как сообщил председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Священный Синод постановил принять документ с последующим утверждением Архиерейским Собором в качестве разъяснения и развития соответствующих положений Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. О значении принятого документа рассуждает в интервью «Русской народной линии» член Синодальной комиссии по биоэтике Русской Православной Церкви, доктор философских наук, профессор кафедры биоэтики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Пирогова (Москва), автор книг «Современная медицина и Православие», «Вызовы и Заветы», «Биомедицинская этика» профессор Ирина Васильевна Силуянова: На мой взгляд, принятие документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» имеет большое значение. Работа над ним велась достаточно длительное время, во время которого принимались комментарии, мнения, пожелания людей и общественных организаций. Принятие Документа Священным Синодом чрезвычайно важно именно в данное время. Ведь налицо рост осознания в нашем обществе опасной сущности практики медицинского уничтожения жизни и недопустимости распространения в общественном сознании понятия «право женщины на аборт». Даже в действующем законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» говорится не о праве на аборт, а то, что женщина самостоятельно принимает решение о прерывании беременности. Это большая разница. Возведение убийства ребёнка в статус права человека – недопустимая формулировка и позиция! К сожалению, многие сторонники этого преступного действия трактуют его как некое право человека. Но подчеркну, что в нашем законодательстве и ни в одном международном документе нет права женщины на аборт, что вполне естественно.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/28/u_...

поиск:   разделы   рассылка Евгений Стрельчик, директор по выпуску газеты " Вечерняя Москва " Как завоевать читателя Несколько необязательных советов тому, кто собрался делать церковное периодическое издание Православная журналистика в последние годы развивается довольно бурно, порой помпезно, – но хаотично и очень непрофессионально. Большинство газет делаются в аляповатом дизайне, без четкой внутренней структуры и единого подхода к подаче материалов. Снимки – низкого качества, тексты написаны детским языком, заголовки инертны и не динамичны. Размыты возрастные, образовательные и социальные границы читательской аудитории. При этом руководство и духовники изданий могут быть уверены, что именно так и надо делать православную газету. Общецерковное дело Если посмотреть на проблемы церковной периодики шире, то можно отметить, что в Русской Православной Церкви нет ясной концепции и дей-ственной мотивации к профессиональному ведению информационной и PR-дeяmeльhocmu. Есть только один официальный церковный документ, регламентирующий эту работу – небольшая глава в " Основах социальной концепции " . Наблюдается и организационная разобщенность: информационно-издательской деятельностью независимо друг от друга занимаются ОВЦС, пресс-служба Московской Патриархии, Издательский Совет, Православная Энциклопедия, общество " Радонеж " , издательства, епархии... В семинариях до сих пор нет курса православной журналистики, нет никаких методических пособий, а потому единственной площадкой профессионального роста остаются форумы православных журналистов. Но и они не выполняют главной своей функции – повышения качества церковной прессы. Конечно, у их участников бороды длинные и платочки белые, но люди они в большинстве своем очень далекие от журналистики, от понимания профессиональных задач. А потому практически всегда на таких форумах тема подменяется, разговор переходит в набившие оскомину стенания: " Почему нет православного телеканала? " и " Почему в газетах так мало и так плохо пишут о Православной Церкви? "

http://religare.ru/2_34111.html

Архив Пн Владимир Легойда: Пойдут ли священники на выборы 28 декабря 2010 г. 13:30 Председатель Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда в статье, опубликованной в газете «Известия» от 28.12.2010), прокомментировал положения проекта документа «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах» , подготовленного Межсоборным присутствием Русской Православной Церкви. Уже вторую неделю коллеги-журналисты активно звонят с просьбой прокомментировать «разрешение священникам участвовать в выборах». Похоже, многие ждут, что в 2011 году на выборы двинется целая клерикальная партия. Конечно, внимательное чтение текста соответствующего документа сразу снимает большинство вопросов, но раз их продолжают задавать, приходится отвечать. А заодно и говорить о тех аспектах опубликованных документов, которые остались в принципе незамеченными. Начнем с формальной стороны дела. Обсуждаемый документ — это проект, подготовленный одной из комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и вынесенный наряду с другими на рассмотрение президиума Присутствия на его последнем заседании . Восемь документов опубликовано с целью организации широкой общественной дискуссии, сбора мнений — причем не только православного духовенства и мирян, но и представителей других религий и даже атеистов. Напомню также, что Межсоборное присутствие — это важный для Церкви консультативный орган, созданный в 2009 году для обсуждения актуальных проблем церковно-общественной жизни в период между Поместными Соборами. В эту структуру, работающую на постоянной основе, входит не только духовенство, но и миряне. Присутствие — это интеллектуальная площадка для выработки и обсуждения, но не для принятия новых документов. Решение же о возможности избрания священников в органы власти — как и любые другие принципиальные для Церкви решения — принимает Синод или Архиерейский Собор. Далее — по сути документа. В обозначенном проекте нет никаких революционных изменений, касающихся так взволновавшего некоторых журналистов вопроса. Можно сказать, что документ подтверждает норму, обозначенную в принятых еще в 2000 году «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» . Собственно, в проекте документа четко сказано: «...в данный исторический момент иерархи и священнослужители не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах в любые органы представительной власти». Сноска, вызвавшая вопросы, гласит: «Исключения из этого правила могут делаться только по соображениям крайней церковной необходимости» — тогда Священный Синод или Синод самоуправляемой Церкви в индивидуальном порядке благословляет духовенство на участие в выборах в органы власти.

http://patriarchia.ru/db/text/1371216.ht...

Идею раскритиковали даже в Русской православной церкви. Зампредседателя синодального Отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Александр Щипков в своей статье написал, что " прием данной концепции [российской нации] приведет к реализации доктрины " мира как сообщества регионов " и распаду единых национальных пространств Российской Федерации " . Сменить вывеску В итоге депутаты, эксперты и чиновники, принимавшие участие в обсуждении закона, решили вовсе отказаться от слов о " российской нации " и заявленного законопроекта. Специальная рабочая группа при президентском совете по межнациональным отношениям получила слишком много негативных отзывов о таком названии и о самом понятии " российской нации " , объяснял ее руководитель, академик РАН Валерий Тишков " Коммерсанту " . " Я не знаю, как будет называться, но точно не первоначальный вариант. Он вызвал большой резонанс, а закон должен, наоборот, убирать острые углы " , – сказал тогда руководитель ФАДН Баринов Интерфаксу. В итоге рабочая группа написала проект, который называется " Об основах государственной национальной политики " в России. Итоговый документ, подготовленный рабочей группой, состоит из 18 страниц и называется " Концепция правового акта, регулирующего отношения в сфере укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) " . Русская служба Би-би-си ознакомилась с текстом проекта. В нем в общих чертах описаны цели и задачи государственной национальной политики, ее субъекты и полномочия госорганов. Под " российской нацией " авторы концепции понимают " сообщество народов Российской Федерации, граждан Российской Федерации различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, осознающих свою историческую и гражданскую общность (идентичность), политико-правовую связь с российским государством и российской культурой (согражданство) " . Среди целей государственной национальной политики, согласно документу, указаны обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности и языка, а также укрепление общероссийского гражданского самосознания (идентичности).

http://religare.ru/2_112861.html

Настроения в большинстве епархий канонической Украинской Православной Церкви именно такие, какие показало тайное голосование в Одесской епархии. Люди поддерживают Блаженнейшего митрополита Онуфрия, поддерживают единство Украинской Церкви с Московским Патриархатом. Люди не поддерживают разбойнические действия Патриарха Варфоломея, легализацию раскола, которую он осуществил, и не собираются сами переходить в этот раскол. Екатерина Грачева: Владыка, в связи с трагедией в Керчи журналист и наш коллега Владимир Соловьев призвал, например, вернуть смертную казнь как наказание за подобные преступления. Если бы все было так однозначно в отношении к смертной казни, то, наверное, данная тема не поднималась бы вновь и вновь — и в художественных произведениях, и в книгах, и в кино. Взять хотя бы рассуждения князя Мышкина из «Идиота» об этом. Весь ранний кинематограф, — «Нетерпимость» Гриффита, классика мирового кино – все построено вокруг темы смертной казни. Оправдывать ее или нет? Какое отношение у Вас к этому вопросу? Мы это уже не раз обсуждали, но видите ли Вы связь между религией и отношением государства к смертной казни, между национальной культурой и отношением к смертной казни, и как этот вопрос вообще эволюционировал с течением времени? Митрополит Иларион: Эта тема подробно освещается в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» — официальном документе, который был принят на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Там есть специальный раздел, посвященный смертной казни, где говорится, что ее отмена является желательной опцией с точки зрения Церкви, но конкретные решения по данному вопросу государства должны принимать, исходя из своей внутренней ситуации. Для чего вообще нужна смертная казнь? Ведь она не поможет исправить преступление, которое совершил тот или иной человек. Она может помочь только в том случае, когда этот человек продолжает представлять опасность для общества. Кроме того, издревле смертная казнь использовалась в качестве средства устрашения, но сейчас мы все чаще и чаще видим, что террористические акты совершаются людьми, для которых смерть не страшна. То есть смертная казнь в качестве средства устрашения не работает. Тогда для каких целей она нужна? Какие проблемы поможет решить восстановление смертной казни? Я не думаю, что в наших сегодняшних условиях это поможет решить какие-то проблемы. Гораздо полезнее было бы сосредоточиться не на подобного рода мерах, а на том, чтобы воспитывать молодое поколение.

http://patriarchia.ru/db/text/5297145.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010