По поводу имевшей место в прошлом поддержки Церковью тех или иных политических систем или доктрин в «Основах социальной концепции» содержатся следующие комментарии: «В ряде случаев такая поддержка была связана с необходимостью отстаивания насущных интересов Церкви в крайних условиях антирелигиозных гонений, разрушительных и ограничительных действий инославной и иноверной власти. В других случаях подобная поддержка была следствием давления государства или политических структур и обычно вела к разделениям и противоречиям внутри Церкви, к отходу от неё части нетвёрдых в вере людей» (V. 2). Святые каноны воспрещают священнослужителям обращаться к государственной власти без дозволения церковного начальства. Так, 2-е правило Сардикийского Собора гласит: «Аще который епископ, или пресвитер, или вообще кто-либо из клира без соизволения и грамот от епископа области, и наипаче от епископа митрополии, дерзнет пойти к царю, таковой да будет отрешен, и лишен не токмо общения, но и достоинства, какое имел… Аще же необходимая нужда заставит кого идти к царю, таковой да творит сие с разсмотрением и с соизволением епископа митрополии и прочих тоя области епископов, и да напутствуется грамотами от них». В 9-м правиле Двукратного Собора осуждаются священники, «дерзающие бити верных согрешивших или неверных, нанесших обиду… Подобает бо священнику Божию вразумляти неблагонравнаго наставлениями и увещаниями, иногда же и церковными епитимиями, а не устремлятися на тела человеческия с бичами и ударами». Там же содержится и такое положение: «Аще же некие будут совершенно непокоривы, и вразумлению чрез епитимии не послушны, таковых никто не возбраняет вразумляти преданием суду местных гражданских начальников. Понеже пятым правилом Антиохийского Собора постановлено производящих в Церкви возмущение и крамолы обращати к порядку внешнею властию». При этом обращаться в органы высшей государственной власти от лица Русской Православной Церкви могут Поместный и Архиерейский соборы, а также Патриарх и Священный Синод непосредственно или через представителей, имеющих письменно подтверждённые полномочия. Контакты и взаимодействие с региональными органами власти осуществляются епархиальными Преосвященными непосредственно или через представителей, также имеющих письменно подтверждённые полномочия. Контакты и взаимодействие с местными органами власти и самоуправления осуществляются благочиниями и приходами по благословению епархиальных Преосвященных. Уполномоченные представители церковного Священноначалия для контактов с органами власти могут назначаться как на постоянной, так и на временной, специальной основе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Третья глава называется «Права человека в христианском миропонимании и в жизни общества». Весьма важна содержащаяся в начале этой главы констатация прямой связи между правом и нравственностью: «Нравственность, то есть представления о грехе и добродетели, всегда предшествует закону, который и возник из этих представлений. Вот почему эрозия нравственности всегда в конце концов ведет к разрушению законности». Это очень важный тезис для любого общества, особенно же для тех, в которых серьезной проблемой является правовой нигилизм. Далее в свете идей первых двух частей определяются «христианские ценности, с которыми должны быть гармонизированы права человека». Они формируют систему координат, в которой должна развиваться и осуществляться концепция прав человека. Во-первых, «права человека не могут быть выше ценностей духовного мира. Христианин ставит свою веру в Бога и свое общение с Ним выше собственной земной жизни. Поэтому недопустимым и опасным является истолкование прав человека как высшего и универсального основания общественной жизни, которому должны подчиняться религиозные взгляды и практика… Важно помнить, что государственные и общественные силы имеют реальную способность и призвание пресекать зло в его социальных проявлениях, но они не могут одержать победу над его причиной — греховностью. Сущностная борьба со злом ведется в глубине человеческого духа и может иметь успех лишь на путях религиозной жизни личности. Святой апостол Павел говорит: " Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных " (Еф. 6, 12). В Православии неизменно присутствует убежденность в том, что общество, устрояя земную жизнь, должно учитывать не только человеческие интересы и желания, но и Божию правду, данный Творцом вечный нравственный закон, действующий в мире вне зависимости от того, согласна ли с ним воля отдельных людей или человеческих сообществ. Этот закон, запечатленный в Священном Писании, для православного христианина выше любых иных установлений, ибо по нему Бог будет судить человека и народы перед Своим Престолом (см. Откр. 20, 12)».

http://sedmitza.ru/lib/text/430000/

Дмитрий Мелехов считал, что православная вера является мощнейшим личностным ресурсом в преодолении проявлений заболевания, негативных расстройств и дефекта личности. Он говорил, что в некоторых случаях при шизофрении религиозная вера дает сохранить ядро личности. Он также полагал равно недопустимым со стороны врача «сходу трактовать всякое религиозное переживание как патологию», как со стороны священника – рассматривать все случаи душевного расстройства как проявление «бесоодержимости». Более того, «переживания болезненного происхождения при определенных условиях могут стать источником положительного духовного опыта». Православная антропология говорит о том, что в человеке есть духовная сфера, душевная сфера и тело. И как говорил Дмитрий Мелехов, «когда эти три сферы человеческой личности — дух, душа и тело, находятся в согласии, в гармонии друг с другом, что достигается только при условии преобладающего влияния сферы духа, можно говорить о здоровье». В соответствии с этим болезнь духовной сферы лечит священник, душевной — врач-психиатр, телесной — врач-соматолог (терапевт, невролог и др.).  Понятно, что все три эти сферы между собой неразрывно связаны и болезнь души влияет на состояние духа и состояние тела. Работа Мелехова позднее была опубликована в Настольной книге священнослужителя (8 том) и затем вошла в официальный документ Русской Православной ЦерквиОсновы социальной концепции, раздел «Здоровье личности и народа» (XI.5). Там написано о том, что должно быть четкое разграничение компетенций сфер врача и священника. Это очень важный постулат, потому что, к сожалению, у нас в Церкви многие пытаются свести все душевные болезни к бесоодержимости. И в Церкви, и в обществе есть мощное антипсихиатрическое движение. В Основах социальной концепции сказано: «Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей.

http://pravmir.ru/pora-k-psihiatru-golos...

О таком состоянии человека он же говорит: «...поскольку пришла в мир сей жизнь бессловесных, а человек по названной причине и от такой природы взял нечто... то из-за этого он стал сопричастником и остального, усматриваемого в той природе» 229 . Таким образом, «кожаные ризы», это, с одной стороны, «физиологическое последствие греха, состоящее в замутнении образа и отпадении от того, что согласно природе, возмездие и травма; а с другой – врачевство и благословение, таящие в себе новые возможности, дарованные Богом. В них отпавшему от жизни человеку подаётся возможность выжить в смерти и даже выжить праведно» 230 . Человек может и должен облечь своё биологическое существование в блаженное и вечное бытие во Христе, ибо, по слову апостола Павла: живущие по плоти Богу угодить не могут ( Рим.8:8 ). Рассмотренные нами положения православной христианской антропологии приводят к следующим выводам: 1 . Человек настолько человек, насколько он соответствует идеальному образу человека – своему Первообразу Христу. Чем более подобен человек Христу, тем он более человек. 2 . Нынешнее состояние человека – пребывание в «кожаных ризах» – неестественно для него. Человек способен не только к биологической жизни. Поэтому если сам человек сводит своё бытие только к жизни в «кожаных ризах», даже всячески усовершенствуя их, он рискует вследствие этого потерять свою человечность, отдаляясь от Первообраза. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «...обольщение достижениями цивилизации удаляет людей от Творца, ведёт к мнимому торжеству рассудка, стремящегося обустроить земную жизнь без Бога. Реализация подобных устремлений в истории человечества всегда заканчивалась трагически» (п. VI.3) 231 . Каждый человек сегодня должен понимать возможные последствия технологического вмешательства в природу человека и не относиться к этому безразлично. Французский писатель и политик Шарль Монталамбер как-то сказал: «Если вы не займётесь политикой, то политика займётся вами» 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Государственные деятели призывают рожать как можно больше детей. Эти призывы напоминают лозунги об увеличении поголовья телят на ферме из недавнего прошлого нашей страны. Лживость этих призывов особенно видна, если вспомнить, что люди государству нужны в качестве налогоплательщиков и солдат. Какие-то одиозные личности призывают увеличивать количество детей для спасения России от неизвестных захватчиков. Даже некоторые православные люди связывают добродетель именно с количеством детей, а не с качеством их воспитания и ответственным поведением родителей. В действительности многие православныеродители хотели бы иметь много детей, но то же самое общественное мнение, которое толькочто призывало увеличить рождаемость любой ценой, отворачивается от семьи и не хочет понять ее проблемы. Люди на улице смотрят на родителей с тремя и более детьми, как на душевно болящих. В практических ситуациях общения с государственными службами многодетных родителей выставляют дармоедами и попрошайками. Не следует забывать также о внутреннем мире православной семьи. Не все родители могут спокойно смотреть на возрастание своих многочисленных чад как на рост травы во дворе. Многие родители желают отдать своим детям часть своей душевной и духовной жизни. При этом не все могут одарить любовью «футбольную команду». Для некоторых родителей и двое детей - это много. Что уж говорить о тех семьях, где родители не могут иметь детей по здоровью или количество детей ограничено из-за болезней. Но семья без детей не перестает быть христианской. Муж и жена совершают свое супружеское служение независимо от наличия и количества детей. Современные православные родители просят помощи у Церкви. Просят научить их быть ответственными родителями и достойно отвечать на вызовы современности. Свобода и ответственность Господь не оставляет своих чад, а богословы не прекращают трудиться на ниве осмысления современности. Актуальные вопросы семейной жизни, в том числе и вопрос о детях в семье, совершенно ясно и четко изложены в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», где говорится о высоте христианского брака, о его Божественном установлении, а также о том, что рождение и воспитание детей, по православному учению, является одной из важнейших целей брака. Приводятся удивительные по красоте и мудрости изречения святых отцов об ответственности родителей за воспитание детей.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/38...

В нашем понимании трезвость - естественное состояние личности, проявляющееся через здравомыслие, воздержание от алкоголя, одурманивающих и прочих веществ и действий; умеренность в потреблении пищи и пития, через непрестанную бдительность над собой, охранение души и тела от скверных пожеланий и дел. Трезвение - процесс духовно-нравственного самосовер-шенствования человека. Главный мотив трезвенного просвещения как духовно-нравственного действия, направленного в общество, опираясь на традиции Православия, можно сформулировать словами из Священного Писания «...идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Вот то, что Господь оставил Своим ученикам перед Своим Вознесением, и это Его наставление является во все века незыблемым, самым главным мотивом духовного и нравственного просвещения людей, всей деятельности нашей Православной Церкви. Исходя из выше изложенных рассуждений, попытаемся дать определение трезвенного просвещения. Трезвенное просвещение - это организованный процесс, имеющий целью формирование трезвенного мировоззрения как системы трезвенных убеждений.Трезвенное просвещение направлено на преобразование духовно-нравственного пространства личности и общества. Трезвенные убеждения - мировоззренческая конструкция, состоящая из системы взглядов и ценностных ориентаций, формирующая у человека осознанную потребность жизни в трезвости, без которой невозможно духовно-нравственное развитие личности. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Основная причина бегства многих наших современников в область алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров... Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов» . Исследованиями установлено: каждый пьяница и алкоголик оказывает деморализующее влияние в среднем на 4-5 человек из ближайшего окружения , в связи с этим очень важно оградить молодежь от разрушительного влияния среды. Необходимо не только возвратиться к утерянным традициям трезвости, но и активно противостоять сложившимся за десятилетия в российском обществе алкогольным традициям. «Основной почвой для возникновения чрезмерного пьянства являются отрицательные явления микросоциальной среды, так называемые «алкогольные традиции»: привычка сопровождать выпивкой большие и малые события, представление о мужчине как обязательно много пьющем человеке и т.п.».

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/06/...

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Всеволод Чаплин Общество: светское или религиозное? " Абсолютное большинство верующих уважает светское государство, его законы и суды " Источник:  Интерфакс-Религия Вызывающее заявление адвоката Хасавова и последующая дискуссия вряд ли пошли на пользу общественному спокойствию. Впрочем, в этой дискуссии, как и в дискуссии вокруг кощунства в храме Христа Спасителя, нет худа без добра. И в том, и в другом случае дискутанты дошли до самого нерва общественных противоречий, с которыми нам предстоит жить и которые придется аккуратно гармонизировать. Отвечая Хасавову, сторонники радикального секуляризма много раз и очень громко повторили известную мантру: мы живем в светской стране, общество у нас светское, политика светская, законы и суды – только светские. Будто и нет в том же обществе значительных секторов верующих людей. Будто не действуют раввинские и церковные суды. Будто мусульманские лидеры не признали того, что религиозное правосудие в их общинах существует, даже если для этого не всегда требуется формальное учреждение шариатских или казыятских судов. Да, абсолютное большинство верующих уважает светское государство, его законы и суды. Да, я, как и большинство моих единоверцев, считаю, что Церкви и другим религиозным общинам не нужно переходить грань, отделяющую их от государства, то есть становиться органами власти или позволять государству решать, что лучше, а что хуже в богословии или церковном управлении. Но при этом последовательно верующие никогда не согласятся с утрированным пониманием светскости, призывающим устранить религию из общественной жизни. Не откажутся они и от того, чтобы следовать Божию закону и оценивать светское право с точки зрения его соответствия высшим духовным и нравственным принципам, данным неизменным Богом. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви читаем: " Право призвано быть проявлением единого божественного закона мироздания в социальной и политической сфере... В тех случаях, когда человеческий закон совершенно отвергает абсолютную божественную норму, заменяя ее противоположной, он перестает быть законом, становясь беззаконием, в какие бы правовые одежды он ни рядился... Человеческий закон никогда не содержит полноту закона божественного, но чтобы оставаться законом, он обязан соответствовать богоустановленным принципам, а не разрушать их " (IV. 2-3). 28 апреля, посещая Народное собрание Болгарии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: " Закон является ни чем иным, как отражением общего морального консенсуса в юридической плоскости. И если закон не соответствует моральному консенсусу, то становится несправедливым, несет отрицательное влияние и разрушает нравственные ценности людей " .

http://religare.ru/2_94185.html

" ...До последнего момента, пока это возможно, мы поддерживаем и будем поддерживать Президента Путина. Не Владимира Владимировича Путина как человека, а Президента Владимира Путина как принцип... " Не углубляясь в анализ этой фразы и даже не выясняя у самого автора, что же он хотел этим сказать, мы попытались осмыслить, в чём же может заключаться тот самый Принцип Президента Путина? То есть, не вдаваясь в подробности политической биографии В.В. Путина как человека, и даже не углубляясь в анализ семи лет его правления (последнего на " Правой " , благо, предостаточно), хотелось бы понять, чем для самого Президента могут стать возможные четыре года правления с 2008 по 2012 гг., и кем он может стать сам за эти годы? Итак, напомним читателям, что " Принцип " - это то, что является основанием для существующего, объединяет в мысли и в действительности совокупность фактов. Для нас, православных консерваторов, главным принципом, безусловно, является не сиюминутный " Основной Закон " (который, впрочем, мы можем уважать как граждане), но Священное Писание, давшее основу Священному Преданию, современной рецепцией которого, в свою очередь, являются " Основы социальной концепции Русской Православной Церкви " . Именно последние, не являясь в строгом смысле императивным " документом, помогают нам воспринимать суетную " Realpolitik " через призму православного мiponohuмahuя. Призма же эта, несмотря ни на что (даже на то, что это не прописано в самих " Основах... " ), утверждает единственный политический Принцип: " Россия - Православная Империя, Третий Рим, Катехон " . И, исходя из этого, должны действовать все, кто её в настоящий момент возглавляет, желают ли они того или нет. Так было и в петербургский период существования Империи, и (как это ни парадоксально) в советский, и (о, ужас!) в ельцинский. Не благодаря, но вопреки некоторым правителям Империя сохранилась и именно сегодня она, находясь, как сейчас модно говорить, в точке бифуркации, способна возвратиться к тому органическому состоянию, которое вот уже почти 90 лет чают практически все русские правые консерваторы: к православной монархии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Участники конференции считают необходимым отметить следующее. 1. Постулаты православной экономической этики, нашедшие свое отражение в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви и Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании, свидетельствуют о возможности правильного духовного отношения к богатству, труду и собственности без ущерба для деловой активности. 2. Формирования этики делового сообщества и профессиональной трудовой этики – необходимые предпосылки перехода страны к инновационной экономике, способные обеспечить социальную стабильность общества и качественный рост экономики. 3. Для успешной реализации стратегии долгосрочного развития страны необходимо развитие массового предпринимательства. Создание условий для творческой самореализации наших граждан в секторе малого и среднего бизнеса позволит заложить прочную основу формирования среднего класса и гражданского общества в нашей стране. В этой связи развитие полноценной конкурентной среды – нравственный императив инновационного прорыва. Препятствующие ему бюрократический произвол, коррупция, рейдерство, монополизм – преступления не только общественного, но и нравственного порядка. 4. Практические формы частно-государственного партнерства и отношений предпринимателей со своими работниками должны вырабатываться с учетом традиций российского народа, укорененных в его культуре православных принципов взаимопомощи, солидарности, справедливой оценки вложенного труда и распределения его плодов. 5. Формирование деловой этики неразрывно связано с общим нравственным состоянием российского общества, на которое огромное влияние оказывают средства массовой коммуникации и, в первую очередь, телевидение. Пропаганда в СМИ насилия, порока, глумления над отечественной историей и традициями недопустима. Участники конференции единодушно поддерживают инициативу создания Общественного совета на телевидении, который бы выносил суждения о качестве вышедшей в общедоступный эфир продукции. 6. Необходимо общими усилиями государства, делового сообщества ведущих религиозных и общественных организаций, политических партий определить в ходе открытой дискуссии ценностные ориентиры развития народного хозяйства и укрепления конституционного строя Российского государства.

http://religare.ru/2_59860.html

Председатель ОВЦС выступил перед участниками 33-го Немецкого евангелического Кирхентага 4 июня 2011 г. 14:25 3 июня 2011 года в панельной дискуссии «Справедливый мир — одна из утопий?», проходившей в Дрездене в рамках мероприятий 33-го Немецкого евангелического Кирхентага, принял участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . Кирхентаг — масштабное ежегодное событие в жизни Евангелической церкви в Германии. В его программе — лекции, диспуты и семинары, посвященные актуальным вопросам современности, различные музыкальные и культурные мероприятия. Каждый раз для его проведения выбирается один из городов этой страны. В этом году Кирхентаг, в котором принимают участие 120 тысяч человек, проходит в Дрездене с 1 по 5 июня. В своем выступлении владыка Иларион отметил, что миротворчество, прежде всего, начинается в душах отдельных людей и в их семьях. Отвечая на вопрос участников дискуссии, почему в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви содержится упоминание о справедливой войне, председатель ОВЦС выразил уверенность, что понятия справедливой войны и справедливого мира отнюдь не исключают, а дополняют друг друга. Говоря о характере миротворческой деятельности в современном мире, митрополит Волоколамский Иларион сказал, что очень часто декларируемые благие цели идут вразрез с методами их достижения и конечными результатами. Он, в частности, напомнил, что с начала военной операции союзников в Ираке эту страну покинуло две трети исповедующих христианство жителей. Христиане всего мира призваны сегодня проявить солидарность с теми собратьями по вере в ряде регионах мира, кто подвергается дискриминации и гонениям; представители других религий также должны присоединиться к этому процессу, чтобы способствовать преодолению христианофобии, исламофобии и других заблуждений, часто искусственно преувеличиваемых, подчеркнул глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Владыка Иларион также коснулся темы пацифизма. Он напомнил, что радикальный пацифизм не свойственен христианской традиции, и привел в качестве примера взгляды русского писателя Л.Н. Толстого, фактически поставившего себя вне Церкви. Для православной традиции характерны антропологические воззрения, согласно которым зло находится не вовне, а внутри человека. Человек может служить делу справедливости, сражаясь с оружием в руках; в этом отношении принципиальную важность имеют мотивация и цели каждого конкретного человека, подчеркнул председатель ОВЦС. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1534971.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010