а когда насытились, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня» (13:5–6). Поэтому Ягве снова уведет в пустыню, чтобы говорить к его сердцу: «Посему вот, Я увлеку ее, приведя ее в пустыню, и буду говорить к сердцу ее... И она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской» (2:14–15). И также: «Я Ягве Бог твой от самой земли Египетской, опять поселю тебя в кущах, как во дни праздника» (12:9). Постоянное обращение к дальнему прошлому, когда совершалось призвание Израиля, а также дающие себя чувствовать в его проповеди отзвуки заповедей Десятословия показывают, насколько он напитан преданием о пребывании Израиля в пустыне. Пустыня в его глазах может быть не только местом встречи с Богом, но тоже местом испытания и наказания: «Я разоблачу ее донага и выставлю ее, как в день рождения ее, сделаю ее пустыней, обращу ее в землю пустую и уморю ее 27 » (2:3) Пустыня есть также место воссоединения народа со своим Богом: «Поэтому вот, я увлеку ее, приведу ее в пустыню и буду говорить к сердцу ее» ... «И будет в тот день, говорит Ягве, ты будешь Меня звать: «муж мой», и не будешь более звать Меня: «Господин мой». Таким образом, тема пустыни служит Осии как свидетельствование об очистительном значении страданий. б) Тема брака: Осия называет Ягве, Бога Израилева, отцом Израиля, когда речь идет о прошлом избранного народа (11:1 и след. ср. 1:8–10), и супругом Израиля, когда речь идет о настоящем и о будущем. Тема эта будет воспринята всем последующим пророческим преданием ( Иез.16 , Ис.50:1–3, 54:1–6 ). Она вносит момент любви в богословие Завета-Берита и представляет Берит как общее дело, совместно творимое Богом и Его народом. Как уже было подчеркнуто, она тесно связана с собственным жизненным опытом Осии, которому, через посредство его несчастливого брака, Бог открыл тайну своей всепрощающей и спасающей любви. в) Тема суда: Орудием суда, также как у Амоса, будет, согласно предсказанию Осии, наступающая ассирийская мощь. В прошлом врагами Израиля были Филистимляне и Сирия. Начиная с середины 8-го века и на протяжении целого столетия (734–612), главная опасность будет надвигаться со стороны Ассирии: Осия рисует ассирийскую опасность в образе ветра, поднимающегося с востока:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Вот почему погибают от руки Ииуя многочисленные сыны и внуки Ахава, и сановники его, и названные братья (приближенные) царя Охозии, и жрецы Вааловы, все завлеченные и захваченные хитростью Ииуя. Все эти люди без исключения не только были осквернены культом Ваала, но и были ревностные его распространители, будучи под прямым влиянием цариц Сидонянок – Иезавели и дочери ее Гофолии, – и составляли как бы главную охранную стражу этого культа. Поэтому не должно смущать нас количество человеческих жертв, принесенных Ииуем 1010 : оно было необходимо для спасения и Израиля, и Иуды, от полного разложения. Мы увидим ниже как погибла в Иерусалиме Сидонянка по матери Гофолия; мы здесь укажем, что при Ииуе культ Ваала и Астарты был совершенно уничтожен в царстве Израильском: и хотя в 4 Ц. XIII, 6 мы читаем, что в Самарии при Иоахазе, появляется «дубрава», но мы очень сомневаемся, чтобы это был возврате к культу Астарты, так как в стихе 4-м этой главы сказано об Иоахазе, что он «помолился Господу (Иегове), и услышал его Господь», а в стихе 6-м сказано: «однако ж не отступали от грехов дома Иеровоама, что означает культ тельцов, но не культ языческий. Настоящее идолопоклонство действительно опять является в Израиле после падения династии Ииуя и после смут в Израиле при Осии, сыне Илы (XVII, 1), когда сыны Израилевы «стали поступать по обычаям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых... и поставили у себя статуи и изображения Астарте... и служили идолам (ст. 8 – 12)... «и устроили дубраву и поклонялись всему воинству небесному, и служили Ваалу... и проводили сыновей своих через огонь, и гадали, и волшебствовали» (ст. 16–17). Это новое проявление идолопоклонства, в течение девяти лет царствования Осии, было и последним проявлением его, так как это были последние девять лет существования царства Израильского 1011 . В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан 1012 и в городах Мидийских (4 Ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Они чтут новомесячия и субботы и вместе с тем оскверняют эти дни корыстолюбием, неправдою и притеснением бедных ( Ам.8:4–6 ). В других случаях усердные праздничным торжествам, в тех случаях, когда праздники затрагивают их денежный интерес и затрудняют наживу, тяготятся ими, желают, чтобы они скорее миновали и развязали им руки для торгового плутовства, мелких прибылей и безжалостного закрепощения бедных в рабство (св. Ефрем Сирин ). Более того: места священных собраний обращаются у них в места разврата. На вершинах гор они приносят жертвы, а на холмах совершают каждения под дубом и тополем и теревинфом и вместе с тем предаются разврату: любодействуют дочери их и прелюбодействуют невестки их: а сами отцы и сыновья развратничают с блудницами и с любодейцами приносят жертвы ( Ос.4:13, 14 ); т.е. культ израильский вместо, чтобы служить духовной пользе народа, обратился в школу разврата, тем более омерзительного, что разврат этот освящался религиозно. Дело дошло до того, что Израиль позаимствовал у язычников в числе других мерзостей и институт кедешей или гиеродулов, обрекавших себя на гнусное служение богине Ашере (срв. Вт. 23:17; 3Цар. 14, 24, 15, 12; 22, 46 ). Несомненно в этом смысле пророк Осия говорит о принесении отцами и сыновьями жертв с блудницами (Kedeschoth имеет в Священном Писании специальное значение для обозначения женщин, продававшихся за известную плату, которая шла в доход храма). Возможно, что и слова пророка Амоса Ам. 2:7 : «отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое» 144 , заключают намек на этот же позорный институт, ибо оскорбление святого имени Иеговы через разврат ближайшим образом могло иметь место именно при религиозном бесчинстве. У пророка Осии, кроме Ос.4:14 , более или менее определенно говорится об этой священной проституции в Ос.6:10 : «в доме Израиля (в Вефиле) Я вижу ужасное; там блудодеяние у Ефрема, осквернился Израиль». Наконец, представители официального культа, которым вверена тора для научения народа истинной жизни ( Ос.4:5 ), не отвечают своему назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

4Цар.17:3 .  Против него выступил Салманассар, царь Ассирийский, и сделался Осия подвластным ему и давал ему дань. 4Цар.17:4 .  И заметил царь Ассирийский в Осии измену, так как он посылал послов к Сигору, царю Египетскому, и не доставлял дани царю Ассирийскому каждый год и взял его царь Ассирийский под стражу, и заключил его в дом темничный. Поставленный царем с ведома Тиглат-Пилезера и, конечно, с обязательством дани ассирийскому царю, Осия, по-видимому, решил воспользоваться последовавшей в 727 году переменой на ассирийском престоле: Тиглат-Пилезера III сменил Салманасар IV 10 (ассир. Sulmanu – asir), царствовавший, по показанию так называемого «списка эпонимов», с 727 по 722 г. до Р. X. Из ассирийских документов о Салманассаре IV известно лишь, что в 3 последние года своего царствования он предпринимал завоевательные походы на запад (точное название стран, куда направлялись эти походы, неизвестно, так как плитки в данных пунктах оказались поврежденными). С этим можно сопоставить приведенное у Иосифа Флавия (Иуд.Древн. 9:14, 2) свидетельство финикийского историка Менандра, что ассирийский царь Салманассар сначала предпринял было войну против всей Финикии, потом заключил мир, а затем через некоторое время подверг пятилетней осаде Тир (может быть, об этой осаде пророчески говорит Ис.23 ). Сопоставляя эти внебиблейские свидетельства с ( 4Цар.17:3–6 ), некоторые ученые библеисты (Евальд и др.) предполагают, что отказ Осии платить дань Салманассару стоит в связи с образовавшейся в то время коалицией западноазиатских государств, в том числе Финикии с Тиром во главе, при поддержке Египта против владычества Ассирии; впрочем, другие исследователи (Кнобель, Шопаде, Смит) относят образование упомянутой коалиции и осаду Тира (по Менандру и И. Флавию) на время более позднее – к царствованию в Ассирии уже Сеннахирима и спустя несколько лет после падения Самарии и Израильского царства. Не настаивая на первом предположении, мы должны, однако, сказать, что самый факт уклонения Осии от данничества Ассирии и обращение за помощью к Египту близко напоминает о предполагаемой коалиции против Ассирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

III:3) «обрезание», но «истребление»; и не называю Я тебя своею дочерью, но дочерью грабителя, что по-еврейски выражается словами bath gedud ( ), т. е. [дочерью] диавола, всегда стремящегося к похищению добычи. И в самом деле, ты сделала дом Мой вертепом разбойников, ты восстала против Меня; сыны твои устроили засаду против Меня, Сына Моего и Духа Моего; разве не поругание для св. Троицы в том, что по твоему почину Римляне били по главе тростию Судию Израиля со словами: «Христос, укажи нам, кто ударил тебя?» (Мф. XXVI:67—68), или когда один из служителей твоих ударил Его по лицу говоря: «Так ли ты отвечаешь первосвященнику»? (Иоан. XVIII, 22). Так [должно понимать] согласно Еврейскому тексту, с которым вполне сходны Акила, Симмах, Феодотион и Пятое издание. Но согласно тексту LXX смысл совершенно другой. Он представляет, так сказать, особое начало для [новой] мысли. Ныне синагога оградится ограждением, и те, которые, заключены в вей скажут: «Он устроил против нас теснины,» и подчиненные Римскому владычеству племена Израиля будут биты по щекам, ибо Господь отнимет у Иуды и Иерусалима и крепкого, и сильного, и мудрого художника и искусного в слове [или: помощника], и пути его до ныне остаются закрытыми и загражденными: он не может уходить из плена, но угнетается самою тяжкою властию (Ис. III:1, 2). Если же согласно вышеприведенному смыслу мы пожелаем сказанное понимать в отношении к Церкви, то приведем в доказательство этого место из пророка Осии, где прелюбодейца говорит: «Я пойду вслед за любовниками своими, которые дали мне хлеб мой, и воду мою, и одежду мою, и полотно мое, и масло мое и все, что мне полезно» (Осии, II, 5). И после этого Бог, желая воспрепятствовать нечестивейшему помышлению [ее], не допустил ее исполнить то, что она хотела, ибо Он преградил путь ее, чтобы она не последовала по стопам любовников своих и не прелюбодействовала далее. Действительно Он говорит: «Поэтому вот я прегражду ее пути рожнами и заставлю оградою пути ее, и она не найдет своей тропики, и пойдет она вслед любовников» [иные прибавляют: своих] «но не достигнет до них, и будет искать их, но не найдет, и будет говорить: „ Пойду и возвращусь к мужу своему прежнему, потому что мне у него было хорошо» (Осии, II, 6, 7.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

будут сиять во веки веков, как яркие звезды. 4 А ты, Даниил, сохрани эти слова в тайне и запечатай книгу до срока, до времени конца. Многие тогда станут исследовать ее, и знание приумножится“. 5 Я, Даниил, оглядевшись, увидел: стоят еще двое, один на том берегу реки, другой – на этом. 6 И один из них спросил Мужа в льняных одеждах , Который стоял над рекой: „Когда же всему этому непостижимому злу наступит конец?“ 7 И я услышал ответ Мужа в льняных одеждах – Того, Которого я увидел над водами реки. Воздев обе руки к небу, он поклялся Вечно живущим: „ Предел будет положен сему по истечении определенного времени: одного срока, двух и половины срока ; и когда никто уже более не будет сокрушать силу народа Святыни, всё это завершится“. 8 Я слышал это, но не понял и потому спросил: „Господин мой! Что же будет после всего этого?“ 9 „Ступай, Даниил! – сказал он мне. – Ибо это сокрыто и запечатано до срока, до времени конца. 10 Многие будут очищены от скверны, омыты и пройдут испытания, нечестивые же так и останутся в своем грехе; не смогут они понять происходящего, а мудрые – уразумеют. 11 С тех пор, как остановлено было ежедневное священнодействие и вместо него водворена мерзость, приводящая к запустению, пройдет тысяча двести девяносто дней. 12 Блажен, кто ожидает и кто доживет до времени, когда закончатся тысяча триста тридцать пять дней. 13 А ты до конца иди своим путем! Ты упокоишься и восстанешь в конце дней мира, чтобы принять свой удел“».   КНИГА ПРОРОКА ОСИИ « Кольцами и ожерельями себя украсив, к любовникам своим ходила, совсем позабыв обо Мне», – это вещее слово Господне (2:13). Книга Осии начинается с обыкновенной, вполне реальной любовной истории – с рассказа о личной, мучительно пережитой пророком драме. Жена Осии с самого начала их супружества была неверна ему, предавалась блуду. Однако, сколько ни изменяла она ему, он продолжал ее любить. Осия дал ей всё: свою любовь, дом, имя, свою репутацию. А она продолжала ему изменять. Он и увещевал ее, и умолял, и даже наказывал. Но она по-прежнему огорчала своего мужа и ставила его в унизительное положение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

В одном из пассажей книги Осии обличаются сразу оба типа идолопоклонства: идолатрия в прямом смысле слова и идолатрия политическая — союзы с иностранными державами . «Ефрем пасёт ветер и гоняется за восточным ветром, каждый день умножает ложь и разорение: заключают они союз с Ассуром, и в Египет отвозится елей» (Ос. 12:1). Под этим союзом с Ассирией может иметься в виду вассальный договор Менахема , сделавший израильтян данниками Тиглатпаласара III (4 Цар. 15:19–20). Или вынужденный вассальный союз последнего израильского монарха — тезоименитого пророку царя Осии с Салманасаром V (4 Цар. 17:3). Или же и то, и другое, и вообще всё «проассирийское» направление израильской политики. Оно подвергается критике, как и противоположное ему, «проегипетское» направление, о котором говорится тут же: в Египет отвозится елей. На Ефремовом нагорье неприхотливые оливковые деревья растут хорошо и приносят отличные урожаи. Елеем, оливковым маслом Израиль оставался богат даже после того, как его основные плодородные территории были аннексированы Ассирией при Тиглатпаласаре III. В то же время в Египте оливковое масло было импортируемым продуктом. Некоторые комментаторы видят в поставках Израилем оливкового масла Египту признание первым египетского суверенитета над собой (напр. Йеремиас), другие (напр. Бернини, а также Маккарти и Деллер в своих статьях на эту тему) — формальное завершение вассального пакта. Как бы то ни было, Осия здесь критикует внешнюю политику своей страны в целом как опасную и противоречивую. Ассирия и Египет — соперники, невозможно быть одновременно вассалом той и другой страны, занимаясь внешнеполитической эквилибристикой и лавируя между двумя державами. Но если Египет в последней трети VIII века вряд ли способен кого-то наказать за разрыв союзного договора с ним, то Ассирия подобных измен не прощала. Посылая посольство к берегам Нила, отвозя туда елей, Израиль тем самым подписывал себе смертный приговор (ср. 4 Цар. 17:4–6). Итак, преклонение перед политической властью, перед великими державами, перед силой оружия является для Осии идолопоклонством и стоит в одном ряду с фетишизмом, культовой проституцией и поклонением Ваалу.

http://bogoslov.ru/article/6174492

В этих развернутых аллегориях вся история Израиля и Иудеи представлена как череда супружеских измен. Бесконечные вассальные союзы с могущественным державами – Египтом, Ассирией, Вавилоном – и другими окрестными народами на протяжении всего монархического периода израильской и иудейской истории влекли за собой, конечно же, и импорт культов чужеземных божеств. И то и другое – и вассальные альянсы и иноземные культы – проявление неверности, изображаемой Иезекиилем как череда прелюбодеяний жены, которая «расточала блудодейство… на всякого мимоходящего, отдаваясь ему» (Иез 16:15). Наказанием за это стал вавилонский плен: «Это будет сделано с тобою за блудодейство твое с народами, которых идолами ты осквернила себя» (Иез 23:30). Наконец, обратимся ко Второ-Исайе. Бог спрашивает Свой народ: «Где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее?.. Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша» (Ис 50:1). Здесь очевидная параллель с разводным процессом у Осии (Ос 2:1-13), с той лишь разницей, что у Второ-Исайи, пророка искупления и восстановления, этот риторический вопрос, очевидно, должен иметь отрицательный ответ: Бог не давал Своему народу «развода», возвращающиеся из вавилонского плена иудеи не смогут продемонстрировать никакого «разводного письма». Завет с ними остается в силе: «Как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью ( ) восприму тебя» (Ис 54:6-7). «Жена» была «оставлена» (плен), а потом вновь была «принята» (возвращение из плена). Это оставление и отвержение не были «разводом» (в этом – отличие от Осии). Если у Осии происходит «развод» (Ос 2:1-13), а потом восстановление брака (Ос 2:14-23), что вообще-то по закону запрещено (Втор 24:1-4. Иер 3:1), то у Второ-Исайи нет и «развода», есть лишь временное отвержение «мужем» своей «жены» – временное наказание пленом. Бог остается верен, не смотря ни на что, и лишь благодаря Его верности изначальные отношения будут восстановлены и «жена», оставленная «мужем», лишившаяся во время изгнания многих детей, будет вновь принята с прежней любовью.

http://bogoslov.ru/article/4872312

Для Южного (Иудейского) царства тех веков борьба с хананейской религией не была столь актуальной. Ни от Илии, ни от Елисея, ни от «сынов пророческих» до нас не дошло ни единой строки: ранняя пророческая проповедь была устной. Первые письменные пророческие тексты ­появляются лишь во второй половине VIII века до Р. Х., в Северном (Израильском) царстве. Это книги пророков Амоса и Осии. С этих двух небольших текстов начинается письменная пророческая традиция, которая достигнет своего максимального развития в Иудее: Израильское царство в 722 году до Р. Х. погибнет в результате ассирийского завоевания, 10 колен будут депортированы в коренную Ассирию и там весьма быстро ассимилируются. Но дело пророков Северного царства будет продолжено на Юге, в Иудее. Книги пророков Амоса и Осии вместе с рассказами о пророках Илие и Елисее будут принесены в Иерусалим — и там, во граде Давида, из этой искры, используя выражение Одоевского, возгорится мощное пророческое пламя. У Илии и Елисея, у Амоса и Осии появятся многочисленные последователи — иудейские пророки, чтобы, как сказал Пушкин, Божиим «глаголом жечь сердца людей», сначала под сенью Иерусалимского храма и на улицах Святого города, затем — в плену, «на реках Вавилонских», и вновь — в отстроенном в персидскую эпоху Иерусалиме. В книге пророка Малахии, в самом ее конце, содержатся очень важные слова, представляющие собой прямую речь Бога: Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал. 4, 4–6). Этими удивительными и загадочными словами завершается не только книга Малахии, но и весь раздел пророческих книг. Пророчество на несколько веков умолкает. Следующим пророком Священной истории будет уже святой Иоанн Креститель. Суровый образ его жизни, обличительная проповедь, призыв к покаянию заставили многих его современников задать себе вопрос: не Илия ли это? Не исполнились ли слова Малахии? Если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти (Мф.

http://e-vestnik.ru/analytics/svyatoy_il...

Другими словами, он выражает веру не только в будущее воскресение, но и в жизнь будущего века, исполненную блаженства вследствии лицезрения Бога для праведников 736 . Воскреснуть ли грешники – слова псалмопевца относительно их воскресения довольно не ясны. Яснее выражена вера в воскресение в книгах пророческих. Так, в песни пр. Исаии говорится: оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела (в слав, пер.: воскреснуть мертвии и восстанут, иже во гробех)! Воспряните и торжествуйте поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов (26, 19). Пр. Датилу открыто было в видении: многие (собственно «все, как многие отдельные», т. е. тоже, что все) из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, во веки, навсегда (12, 2–4). И далее говорится Датилу: а ты иди к твоему концу; и успокоишься и возстанешь для получения твоего жребия в конце дней (13 ст.). Пр. Осия говорит о Господе, что Он оживит нас чрез два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его (6, 2). Сам Господь изображается у пророка говорящими от власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа (13, 14)? Многие понимают эти пророчества Осии в смысле метафорическом, подразумевая под «адом» и «смертию», об избавлении от власти которых говорит пророк, те тяжелые условия политической и церковной жизни, в которых находилось царство израильское (Ефрем), для которого преимущественно пророчествовал Осия. Но не отрицая исторических сближений и сопоставлений, какие могут иметь эти места в общем контексте книги пророка Осии, тем не менее нельзя не видеть в них выражения веры в воскресение, в торжество Бога над властью смерти и ада. Допустим, что в том или ином месте пророк утешает и ободряет народ указанием на всемогущество и чрезвычайную помощь Божию, при которых народ может возродиться к новой, совершенной жизни после происшедшего упадка и разложения в нем государственной и церковной жизни, но определение этого всемогущества и помощи Божией дано в таких понятиях и образах, по прямому смыслу которых пророческому сознанию представляются воскресение из мертвых в третий день ( Ос. 6, 2 ) и победа Бога над адом и смертно (13, 14). Во всяком случае апостол Павел в словах пророка Осии прямо видит указание на воскресение мертвых, ( 1Кор. 15, 55 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010