Митрополит Ювеналий обратился к пастве с архипастырским словом: «Дорогой отец Алексий! Возлюбленные братья и сестры! Благодарю вас за приветствие, а особенно за ваши труды в этом святом месте. Всякий раз, когда мы приходим в храм Божий, за Божественной литургией читается отрывок из Евангелия. Каждый раз мы чувствуем, что за Литургией от имени Христа произносится благовестие для каждого из нас. Сегодня мы слышали о том, как один человек спросил у Господа: " Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? " ( Лк. 18:18 ) И Христос говорит ему известные вещи, перечисляет то, что мы называем заповедями Божиими. Человек спешит сказать, что все это он от юности сохранил, а Господь-сердцеведец говорит ему: " Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною " ( Лк. 18:22 ). Я замечу, что так последовали за Христом апостолы. А тот человек " опечалился, потому что был очень богат " ( Лк. 18:23 ). Господь тогда сказал: " Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! " ( Лк. 18:24 ). Для нас это большое назидание. Среди нас нет слишком богатых людей, но по велению сердца, по заповеди Божией, не только те прихожане, которые трудятся, но и пенсионеры предлагали свои средства для строительства храма Божия. Я думаю, что это и о вас сегодняшнее Евангелие: не для того, чтобы обличить, но похвалить, вразумить, наставить, и чтобы вы радовались, что находитесь на пути ко спасению. Великое дело Божие вы совершили! В последние годы мы обращаем особое внимание на восстановление порушенных древних храмов, и Господь нам помогает: мы уже несколько храмов таких восстановили, спасли, и будем это продолжать дальше. Но храмы воздвигаются и там, где их никогда не было, и делается это по велению сердец наших людей — так, как это произошло здесь. Когда мне сообщили, что можно приехать на освящение вашего храма в феврале, я спросил: " Зачем ждать до февраля? Что-то еще не готово? " Мне сказали, что все уже сделано, и тогда я решил, что в самое первое свободное от поездок воскресенье приеду к вам. Я радуюсь, что вижу вас в этом святом храме, потому что храм ведь для людей строится, и здесь вы находите спасение, радость и утешение. Пусть же до скончания века стоит эта церковь, призывая людей ко спасению и наследию жизни вечной! Благодарю тебя, батюшка, за приветствие, за твои труды, за дивный образ, который мне преподнесли. А мне хочется оставить в этом храме изображение Честнаго и Животворящего Креста Господня, чтобы вы, имея этот крест в алтаре, после Божественной литургии прикладывались к нему, и чтобы все вспоминали о нашей сегодняшней встрече, о нашем богослужении, и пусть всех вас хранит Господь силой Животворящего Креста!»

http://patriarchia.ru/db/text/5549176.ht...

По освящении воды, архиерей приступил к освящению елея. В своей молитве к Богу он испрашивал «ему силу благодатию Пресвятого Духа,» чтобы все, помазуемое им во славу Божию, было «освящено, и благословенно и Богу благоугодно и приятно». Следя за действиями освящения елея, возливаемого на камень при совершении закладки храма, народ из молитв священнодействовавшего уразумевал, что это делалось по примеру патриарха Иакова, который возлил елей на камень, после того как он увидал в таинственном видении самого Господа и воскликнул: «Здесь дом Божий и врата небесные» ( Быт. 28:11–12 ). Мысль присутствовавших на торжестве закладки храма невольно переносилась в седую древность времен патриархальных, когда Иаков, преследуемый гневом своего брата, бежал в Харран и, застигнутый ночью в поле, лег, положив себе камень под голову, уснул и видел во сне лестницу до небес, по которой восходили и нисходили ангелы Божии и на верху которой стоял сам Господь, говоривший патриарху: «Я Господь Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака, (не бойся). Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему... И благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные»... То, что обещано было патриарху Иакову в таинственном видении, теперь, с пришествием на землю Сына Божия, исполнилось на деле: крестная смерть Христа Спасителя в действительности примирила человека с Богом и соединила горний мир с дольним. В выражение такого значения христианских храмов, как лестницы, ведущей нас чрез крест на небо, тотчас же по освящении воды и елея, водружается животворящий крест на месте основания храма. Архиерей, окропив его св. водою, вознес молитву к Богу, в которой испрашивал, чтобы Господь благоволил знамением страшным и силою креста своего оградить место сие во славу Распятого Бога нашего, Безначального Отца и Пресвятого Духа и чтобы «всегубительный ангел и вся сопротивные силы отступили от него». – После молитвы священнослужащие взяли крест и водрузили его на приготовленном месте, с пением следующего тропаря: «Когда водрузился крест, то шатание врагов низпаде и потребися; а человек, прежде отверженный, опять в рай входит».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

(4492 г. от сотв. мира, 1017 г. до Рожд. Хр.). В четвертый год своего царствования Соломон приступил, согласно завещанию отца, к построению храма в Иерусалиме. Храм был устроен по образцу скинии, но был больше и великолепнее. Главное здание храма стояло на вершине горы Мориа и разделялось на две части–святилище и святое святых. Стены храма были сложены из тесаных камней и снаружи обложены белым мрамором, а внутри покрыты золотом, кедровыми досками с резными изображениями херувимов, пальм и распускающихся цветов. Жертвенники и столы были обложены золотом, а светильники, чаши и прочие принадлежности богослужения были из чистого золота. Даже пол был покрыт золотыми листами. С восточной стороны к святилищу примыкал обширный двор, который разделялся невысокою перегородкой на внутренний, более высокий–для священников и внешний–для народа. Во дворе для священников стоял медный жертвенник для принесения жертв и большая медная умывальница, называемая медным морем. Постройка храма продолжалась семь лет. На освящение его Соломон созвал старейшин народа израильского и повелел торжественно перенести во вновь устроенный храм ковчег завета. Когда священники поставили последний в святом святых, слава Господня, в виде облака, наполнила храм, так что они не могли служить. Соломон пал на колени пред жертвенником и, воздев руки к небу, обратился с молитвою к Господу. «Господи, Боже Израилев!» молился царь, «нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу. Небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее храм сей, который я создал имени Твоему! Но призри на молитву раба Твоего. Да будут очи Твои отверзты на храм сей, и услышь всех, кто будет обращаться к Тебе на сем месте». Едва Соломон окончил молитву, с неба сошел огонь и попалил приготовленные жертвы. Ночью после сего Господь явился во сне Соломону и обещал принимать приносимые в храм молитвы, если народ будет исполнять Его заповеди. «Если же», сказал Господь, «отступите от Меня и не будете соблюдать Моих заповедей и пойдете служить иным богам, то Я истреблю Израиль с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который освятил имени Моему, отвергну. И будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов». 52. Слава Соломона и его падение

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

5. «Лествица Иакова» полна Ангелов, поднимающихся от земли и спускающихся к земле. Несут они Богу молитвы всех, а людям от Бога – дары Его любви. Память об этом может ободрить каждого, тем более тогда, когда кажется одиноко и грустно в мире, давно страждущем от «оскудения преподобных». Для верующих это оскудение восполняют Ангелы, и милость Царицы Ангелов – Пресвятой Богородицы. 6. «Лествица Иакова» не только утверждена на земле, но и достигает неба. Этим примером Господь зовет каждого подниматься и устремляться ввысь, к Богу. Ярким и вдохновляющим живым примером, а не только образом, может быть каждому Пресвятая Богородица, Которая достигла высшего из даров богообщения в самом совершенном образе. Всем верным Она будет Помощницей и Заступницей, если стремление к Богу станет смыслом всех исканий в жизни. 7. Наконец «лествица Иакова» – это связь неба с землей, человека с Богом. Неповторимый и совершенный образец ее – Пречистая Дева. Она Сама стала той лествицей, которая возводит к Богу. Понятно становится, почему читается этот отрывок из книги Бытия на всенощном бдении в праздники Пресвятой Богородицы. Книга пророка Иезекииля (XLIII, 27; XLIV, 1 – 4) По окончании же сих дней, в восьмой день и далее, священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я буду милостив к вам, говорит Господь Бог. И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены. Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет. Потом привел меня путем ворот северных перед лице храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господа. Вторая паремия обещает через пророка Иезекииля пленным освобождение и даже храма восстановление. Он, пророк, говорит об устройстве будущего храма и об освящении его. Освящать будущий храм будут семь дней, а на восьмой день священники должны принести жертву, но уже не для освящения храма, а для умилостивления Господа и как знак благодарности Ему и выражение преданности. Пророк в видении видел храм весь, потом ему снова показали восточные врата святилища. Они были закрыты. О них было ему сказано, что Господь прошел ими, и никто уже не должен не только проходить ими, но даже и видеть их открытыми. Нет исключения в таком случае ни царю, ни первосвященнику. Даже для вкушения жертвы первосвященнику дозволено будет подойти через притвор к вратам (слово «елам» не перевели греки; оно означает притвор или галерею), чтобы почувствовать себя как бы перед лицом Бога.

http://pravmir.ru/chto-poetsya-v-xrame-n...

91. Построение Соломоном храма Хирам, царь тирский, когда услышал, что Соломон помазан в царя над Израилем, отправил к нему своих слуг приветствовать его с вступлением на царство. Соломон со своей стороны также послал к Хираму послов и велел им сказать ему, что Соломон намерен построить храм и просит Хирама приказать нарубить кедров с Ливана. Когда Хирам услышал слова Соломона, то обрадовался и затем стал давать Соломону деревья кедровые и кипарисовые, вполне по его желанию. А Соломон платил за это Хираму разными припасами. В четыреста восьмидесятом году по исшествии евреев из Египта начат был постройкою храм в Иерусалиме. Он был построен по образцу скинии и имел также два отделения: святилище и святое святых. Кроме них и в отличие от скинии был устроен притвор с двумя крылами, где хранились священные сосуды, одежды и разная утварь. Окна в храме были сделаны решетчатые с откосами. Когда строился храм, то на устройство его были употреблены обтесанные камни. Ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме во время построения его. Храм, построенный Соломоном, отличался большим великолепием. Около храма устроено было несколько больших дворов, двор священников, двор мужчин, двор женщин и двор язычников. Когда храм был построен, то Соломон созвал старейшин Израилевых, всех начальников колен и глав поколений в Иерусалим, чтобы перенести ковчег завета из скинии. Священники и левиты взяли ковчег, все вещи, которые находились в скинии, и самую эту скинию и перенесли все это в храм. Соломон и все общество Израильское, собравшееся к нему, шли пред ковчегом, принося жертвы из мелкого и крупного скота. Когда священники поставили ковчег завета во святом святых и вышли из храма, облако наполнило дом Господень, и не могли священники стоять на служении по причине облака. Тогда встал Соломон впереди всего народа, поднял свои руки к небу и начал молиться, чтобы очи Божии были отверсты на этот храм день и ночь. После этого принесены были многочисленные жертвы. Так освящен был храм. По случаю освящения его устроен был праздник, который продолжался семь дней. В восьмой день Соломон распустил народ, и он разошелся по домам своим, радуясь и веселясь о всем добром, что сделал Господь рабу Своему, Давиду, и народу Своему, Израилю. Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Вообще мудрый царь этого маленького пастушьего народа обладал такими запасами золота, которым могли бы позавидовать наши современные бумажные банки. Он, по-видимому, не знал, куда девать свое золото, притекавшее к нему ежегодно из Офира, «и от торговли купцов, и от всех царей аравийских». Он делает 200 больших щитов из кованого золота и 300 поменьше; окладывает золотом свой престол из слоновой кости, на 6-ти ступенях с 12 львами. «И все сосуды для питья у царя Соломона были золотые, и все сосуды в доме из ливанского дерева были из чистого золота, из серебра ничего не было, потому что серебро во дни Соломонова считалось за ничто». «И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями», передает нам Библия эти любопытные подробности. «Семь дней и еще семь дней, четырнадцать дней», продолжалось все народное празднество Израиля по случаю освящения храма. Какова была вместимость его двора, можно судить потому, что в «мирную жертву» Соломонова в дни этих празднеств, было заколото на дворе 22.000 голов крупного и 120.000 мелкого скота. Этот ветхозаветный характер храма-двора, обнесенного сквозными галереями и окружающего центральную святыню, недоступную простым смертным, сохранил и Эль-Гарам халифа Омара. Можно сказать, что все подземное основание библейского храма и общий план его остались прежние. Арабы времен Магомета были глубоко проникнуты еврейскою религией, и имена библейских царей и патриархов были одинаково священны для араба, как и еврея. Оттого-то патриарху Софронию и удалось убедить грозного завоевателя Иерусалима – пощадить часовню Гроба Господня и основать великую мечеть мусульманства на месте славного храма Соломонова. Оттого-то мечеть Омарова до сих пор полна библейских памятников и библейских легенд. Оттого-то и в общем расположении мусульманской святыни, наследник Магомета старался не нарушить библейских преданий. Магомет явился в этот храм Иеговы только продолжателем и увенчателем великих дел «израильского Сулеймана», последним и большим пророком в ряду древних пророков Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, кто нарушит это повеление царя, должен быть подвергнут жестокой казни: «...будет вынуто бревно из дома его, и будет поднят он и пригвожден к нему, а дом его за то будет обращен в развалины» (1 Езд 6. 6-11). По выражению совр. исследователя, «этот указ не мог бы быть более благоприятным для строителей, даже если бы они сами его составляли» ( Grabbe. 1998. P. 24). В соответствии с рассказом 5-й и 6-й глав возобновление строительства после долгих лет перерыва стало возможным благодаря поддержке пророков (1 Езд 5. 1-2, 6. 14) и, главное, потому, что работа шла по воле Бога и с его постоянной помощью: «...око Бога их было над старейшинами Иудейскими» (1 Езд 5. 5); «...построили и окончили, по воле Бога Израилева...» (1 Езд 6. 14). После указа Дария строительство храма продолжалось уже без препятствий и было закончено «к третьему дню месяца Адара, в шестой год царствования царя Дария» (Иосиф Флавий говорит о 9-м годе царствования Дария и о 23-м дне месяца адара - Ios. Flav. Antiq. XI 107). «Священники и левиты и прочие, возвратившиеся из плена», освятили храм, принесли жертвы Богу и установили череду служения, «как предписано в книге Моисея», а в 14-й день 1-го месяца, после предварительного очищения священников и левитов весь израильский народ праздновал пасху «в радости, потому что обрадовал их Господь». Сообщается о том, что Бог обратил к народу для подкрепления его при строительстве «сердце царя Ассирийского»; возможно, по какой-то причине именно этим выражением обозначен персид. царь Дарий (1 Езд 6. 14-22). Празднование пасхи после завершения строительства и освящения храма оказывается во многом похожим на славословие Бога в начале работ (1 Езд 3. 8-13). В обоих случаях говорится об участии священников, левитов и всего собрания народа; храм называется «домом Бога»; празднование совершается с великой радостью и в полном соответствии с законом. Т. о., восстановление Иерусалимского храма становится делом всей общины, к-рое она исполняет в соответствии с законом Моисеевым. Это всенародное празднование пасхи, по-видимому первое со времени Иосии , стало окончанием долгого периода неверности Израиля Богу и упадка религ. жизни ( Blenkinsopp. 1988. P. 130-131). Обильные жертвы Богу при освящении храма оказываются незначительными по сравнению с упоминаемыми в аналогичном рассказе о храме Соломона (1 Езд 6. 17; ср.: 3 Цар 8. 63; 2 Пар 7. 5); однако принесение 12 козлов «в жертву за грех за всего Израиля, по числу колен Израилевых», которое основано на указаниях Лев 4. 22-26 и др., имело ясное символическое значение - восстановление после возвращения из плена полноты израильского народа. Тема 12 колен повторяется, хотя и не так явно, в др. местах Е. п. к. (1 Езд 8. 24, 35).

http://pravenc.ru/text/189575.html

Глава X Очищение храма и празднование его освящения ( 2Мак.10:1–9 ). Вступление на престол Антиоха Евпатора ( 2Мак.10:10–15 ). Победы Маккавеев над идумеями, завоевание их крепостей и наказание изменников ( 2Мак.10:16–23 ). Блестящая победа над Тимофеем, завоевание крепости Газары и умерщвление Тимофея ( 2Мак.10:24–38 ). 2Мак.10:1 Маккавей же и бывшие с ним, под водительством Господа, опять заняли храм и город, Об очищении храма ср. 1Mak IV: 31–54 . По 2Mak VIII: 31 и 33 – Маккавеи заняли город Иерусалим уже после победы над Никанором и Тимофеем. – Около этого времени (IX: 1) заболел и Антиох при возвращении из Персии. По более точному показанию 1Mak IV: 7 – самая болезнь царя вызвана была именно неприятными известиями об этих событиях. Очищение храма последовало – по 1Mak IV: 52 – в 143 г. э. Сел., а смерть Антиоха – по 1Mak VI: 16 – в 149 г. э. Сел. – Между тем, 2Мак Х: 1–8 событие очищения храма помещает как будто после смерти Антиоха (ср. IX: 29 и X: 9). Это объясняется намерением писателя книги уравнять заключения обеих половин своего труда, из коих каждая кончается учреждением особого праздника – первая после смерти Антиоха, вторая – после смерти Никанора («день Никанора» и в соответствие ему как бы «день Антиоха»). В интересах хронологической точности, этот отдел – X: 1–8 – правильнее читать после 36 ст. VIII главы, после же 29 ст. IX главы прямо и удобно читается 9 ст. X главы и далее. 2Мак.10:2 а построенные иноплеменниками на площади жертвенники и капища разрушили. О построении языческих капищ и жертвенников упоминает 1Mak I: 54 и т. д. 2Мак.10:3 Очистив храм, они соорудили другой жертвенник; разжегши камни и взяв из них огонь, принесли жертву после двухгодичного промежутка, сделали кадильницу и свещники и предложение хлебов. «Разжегши камни и взявши из них огонь…» Путем трения или удара камней один о другой добыт был для жертвоприношения особый огонь, чтобы устранить всякую связь нового огня с прежним, оскверненным через употребление его для языческих жертв. – «После двухгодичною промежутка…» : μετ διετ, χρνον – по 1Mak IV: 52 (ср. 1 Мак IV: 54) – этот промежуток должен исчисляться в 3 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И в этом отношении строго разделяются жертвенные части, принадлежащие священникам, от народных, хотя те и другие священны. Кухни для последних не на внутреннем, а на внешнем дворе. Пророк стоял по Иез.44.4 пред фронтоном храма, именно здания святилища. Оттуда он был приведен («мужем» Иез.40.3 ) «ходом, который сбоку ворот», как видно из дальнейшего, описанным в Иез.42.4, 9 (по плану 3: г-и) «к священным комнатам для (евр. «ел», к, LXX, Пешито и Таргум читали «ашер ле» которые для) священников», описанным в Иез.42.13–14 , (LXX: «в преграду – см. объяснение Иез.42.13 , святых жерцев»), именно к тем из двух рядов этих комнат, которые были «обращены к северу», т. е. находились на северной стороне храма. Подле этих комнат было «место», очевидно, непокрытое, свободная часть двора (LXX: «место отлучно» вместо всего дальнейшего) «на краю к западу», букв. «в двух углах к морю (западу)», должно быть L, L» по плану No 3, не одно L потому что нарушалась бы симметрия, и не V, V» (Сменд) потому что место было бы недостаточно свято (задний, черный двор храма). LXX дают, должно быть, пояснительный перевод, когда прибавляют к «воротам» – «яже к югу»: северные ворота внутреннею стороною своею смотрели на юг, а к этой стороне их и должен был подойти пророк от фронтона храма. Иез.46:20 .  И сказал мне: «это – место, где священники должны варить жертву за преступление и жертву за грех, где должны печь хлебное приношение, не вынося его на внешний двор, для освящения народа». Как видно из предшествующего стиха, вблизи тех комнат, где священники должны были по Иез.42.13 есть принадлежащие исключительно им части жертвенных животных, находилось и место для кухонь, в которых эти части варились. Дается и перечень жертв, от которых поступали такие части священникам, представленный уже и в Иез.44.29 ; в жертве всесожжения сожигалось все, а к мирной допускались и миряне. Пророк усиливает здесь свою заботу о несообщении священника несвященным до того, что не допускает даже из несения на внешний двор священнейших частей жертвы (как ранее священных одежд – Иез.42.14, 44.19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.45:4 .  Эта священ­ная часть земли при­надлежать будет священ­никам, служителям святилища, при­ступа­ю­щим к служе­нию Го­с­по­ду: это будет для них местом для домов и святынею для святилища. Чтобы обеспечить особую святость месту, окружающему храм ( «священная часть», слав., точнее «свято – кодеш – от земли»), оно должно быть отдано священникам, «служителям» самого «святилища» (не храма вообще, как левиты – ср. ст. 5) и постоянно «приступающим к Богу», – отдано под «дома» их, – «будет для них местом для домов и святынею для святилища», евр. микдаш – лемикдаш букв. «святилищем (святым местом?) для святилища» – неестественное выражение, почему уже LXX читали первое слово милкад – «отделенное», «и будет им место на домы отлученны (( αφωρισμενους) освящению их», т. е. дома священников, находясь на таком месте, как изолированные, будут соответствовать святости священников; выражение тоже не совсем гладкое; новейшие предполагают в первом микдаш повреждение миграш свободная площадь. Особое место для жилищ священников не противоречит поведению Иез.44.28 : «владения не давайте им в Израиле – Я их владение», потому что настоящий участок (терума ст. 1) принадлежит, собственно, Господу и храму и поселение на нем священников только конкретное выражение идеи, что Господь – удел их (Шред.). Иез.45:5 .  Двадцать пять тысяч тростей длины и десять тысяч ширины будут при­надлежать левитам, служителям храма, как их владе­ние для обитания их. Соответственно меньшей святости левитов, «служителей храма» вообще (не святилища – ср. ст. 4) их участок, по величине равный священническому, в 25 000 х 10 000, но не уменьшаемый площадью храма (так как левитов было больше), не находился в такой непосредственной близости к храму, как священнический, а примыкал к священническому с севера (как видно уже из Иез.48 ). «Как их владение для обитания» – евр. есрим лешахот соб. «двадцать комнат»; в виду неестественности такого смысла (речь могла быть о домах на столь громадном пространстве, как в ст. 4, а не о комнатах, да еще в таком малом количестве), читают, с LXX (ср. Чис 35.2 ; Нав 14.4 ; Нав 21.2 ) – арим лашебет – «грады ко обитанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010