18. Кавелин. Задачи психологии. 1872. 19. Кандинский. Общепонятные психологические этюды. 1881. 20. Каптерев. Педагогическая психология. 1883. 21. Карпентер. Основания физиологии ума. 1877. 22. Карус. Сравнительная психология. 1867. 23. Кленке. Система органической психологии. 1856. 24. Лотце. Основания психологии. 1884. 25. – Микрокозм. 1870. 26. Льюис. Вопросы жизни и духа. 187576. 27. – Изучение психологии. 1880. 28. Манассеин. О значении психических явлений. 1878. 29. Marion, Lecons de psychologie appliquee a l’education. 1882. 30. Мейнерт. Механика душевной деятельности. 1880. 31. Мори. Сон и сновидения. 1867. 32. Nahlowsky, Das Gefuhlsleben. 1862. 33. Оболенский. Физиологическое объяснение некоторых элементов чувства красоты. 34. Психологические заметки о первоначальном воспитании и обучении. 1876. 35. Рибо. Болезни памяти. 1881. 36. – Болезни воли. 1884 37. – Наследственность. 1884. 38. Румпель. Философская пропедевтика или основания логики и психологии. 1878. 39. Скворцов. В области практической философии. 1883. 40. Смирнов. О сознании и бессознательных душевных явлениях. 1875. 41. Смит. Теория нравственных чувств. 1868. 42. Спенсер. Основания психологии. 1879. 43. – Основания науки о нравственности. 1880. 44. Троицкий. Немецкая психология в текущем столетии. 1883. 45. – Наука о духе. 1882. 46. Ульрици. Тело и душа. 1869. 47. – Нравственная природа человека. 1878. 48. Ушинский. Человек, как предмет воспитания. 1873. 49. Чистович. Курс опытной психологии. 1868. 50. Баталин. Элементарный курс логики. 1878. 51. Боровский. Учебник практической логики. 1881. 52. – К вопросу о современном преподавании логики в сред. учеб. заведениях. 1881. 53. Владиславлев. Логика. 1881. 54. – Учебник логики. 1882. 55. Грот. К вопросу о реформе логики. 1882. 56. Диттес. Практическая логика. 1873. 57. Джевонс. Основы науки. Трактат о логике и научном методе. 1881. 58. – Элементарный учебник логики. 1881. 59. – Основания логики. 1879. 60. – Новая система формальной логики в изложении С. Орлова. 1881.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

Иван. Кулешов доносил Святителю Митрофану, что «в нынешнем 200 (1692) году пойман в Орлове орловский беглый солдат Матюшка Шемаев и посажен был в приказной избе за приставы. И мая в 13 день, у тех приставов драгунов Орловской соборной церкви священник Антоний, пришед в приказную избу к ним, Федору Ушакову с товарищами и того беглого солдата Матюшку взял у них на свои поруки, и их Федора и товарищей к себе в дом хлеба есть без ведома моего. И пришед де тот священник Антоний с ними со всеми к себе в дом, и того беглого солдата Матюшку у себя в дому оставил, а им Федору с товарищи его не дал; из двора его, Федора с товарищи, бил с ослопьем, и бранил де их матерно и псами называл, и грозил де им, – хотел из пищали убить; и он, де Федор Ушаков с товарищи от него, священника Антония, со двора на великую силу убежали. А ныне, государь, ведомо учинилось, что он, священник Антоний, того беглого солдата Матюшку, проводил утайкой с Орлова на Воронеж, а с Воронежа на Дон с донскими казаками отпустил» (Орлов. акты, стр. 432). Но, в то время, сельское духовенство, по свидетельству современников, при своей бедности мало чем отличалось от поселян. Оно наравне с ними обрабатывало землю (Катошихин говорит: «мужик за соху и поп за соху»), подвергалось всякого рода унижениям со стороны мирян из-за куска насущного хлеба, нередко поселяне духовных своих отцов грабили и до полусмерти били совершенно невинно (Орлов. акты, 446 стр.). Находясь в таком унизительном положении среди невежественных мирян, оно не имело и средств, и времени из-за постоянных сельских занятий думать о своем образовании, и потому случалось, что иной священник не умел писать, даже не мог подписать своей фамилии (Воронеж. Губерн. Ведом., 2-й, 1862 г.). В гораздо лучшем и более независимом состоянии от властей всякого рода было духовенство монашествующее. Оно имело свои поместья, вотчины и не будучи обременено семейством, имело, повидимому, более средств и времени к образованию себя. Но и среди тогдашнего монашествующего духовенства встречаются факты возмутительного своеволия и самоуправства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

186 А.А. Орлов-Соколовский по окончании Московской консерватории работах в театральных оркестрах в Астрахани и в Москве – в Малом театре и Кружке любителей музыки. В 1884 году переехал в Казань; в театре П.М. Медведева дирижировал оперными спектаклями, с 1887 года был директором Казанского отделения Русского музыкального общества и руководил симфоническими концертами. В 1886 году открыл общедоступную музыкальную школу, в которую вложил все свои сбережения. Школа стала значительным явлением в жизни города, к концу 1880-х годов в ней насчитывалось около трехсот учащихся. Одаренные дети из бедных семей обучались бесплатно либо вносили половину платы. В школе существовали классы фортепианный, оркестровый, пения и драматического искусства. Практические трудности привели Соколовского к краху возглавляемой им театральной антрепризы (1888–1889), а затем и школы, расход на содержание которой превышал приход от платы за обучение. Несмотря на поддержку попечителей и частные займы, долги росли. После отъезда Орлова-Соколовского из Казани школа постепенно угасла. 187 Крупнейший ученый-ориенталист и педагог-миссионер Николай Иванович Ильминский был, так сказать, вычеркнут из ряда советских и постсоветских изданий. Между тем своей деятельностью он вписал одну из самых светлых страниц в историю просвещения многочисленных восточных народов, в особенности народов Поволжья. Сын пензенского протоиерея, Н.И. Ильминский окончил Пензенскую духовную семинарию и физико-математический факультет Казанской духовной академии, где, помимо основных наук, с большим успехом изучал арабский и татарский языки. По окончании курса (1846) был оставлен в академии как бакалавр восточных языков. В 1847 году вошел в комитет по переводу богослужебных книг на татарский язык вместе с известными учеными-ориенталистами А.К. Казем-беком и Г.С. Саблуковым . Направлялся в Египет и Сирию для изучения ислама и арабского, турецкого и персидского языков. По возвращении преподавал на вновь открытом противомусульманском отделении Казанской духовной академии. С 1858 года служил переводчиком в Оренбургской пограничной комиссии и занимался изучением тюркской филологии. Позднее вновь преподавал в Духовной академии и на кафедре арабско-турецкого языка в Казанском университете (1862–1872), редактировал «Известия» и «Записки» университета.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Управлением замосковных имений Екатерины II – Богородицкой и Бобриковской волостями в Тульской губернии и Киясовской в Московской – занимался князь Сергей Васильевич Гагарин, который привлек на помощь в этом деле знаменитого писателя и ученого А.Т. Болотова. Богородицкое и Бобриковское имения были куплены Екатериной IIдля внебрачного сына Алексея (от фаворита Григория Орлова). По имени волости он получил вымышленную фамилию Бобринский. Внуком этого побочного сына царицы и, одновременно, правнуком управляющего ее имениями и был упоминавшийся князь Лев Николаевич Гагарин, владевший Киясовым и Ситне-Щелкановым в 1850-е годы. В 1858 году Лев Николаевич Гагарин был избран дворянством Серпуховского уезда, к которому относилось Ситне-Щелканово и Киясово в те годы, членом Московского губернского комитета об улучшении быта помещичьих крестьян. В 1862 году его неожиданно избрали предводителем всего дворянства Московской губернии. В этой высокой должности он оставался сравнительно недолго – шесть лет, но на его долю выпало непростое время отмены крепостного права и масштабных реформ. Начало и конец жизни князя Л.Н. Гагарина сопровождали трагические события. Он вырос сиротой – мать умерла, когда ему не исполнилось и семи лет, а отец был застрелен злоумышленником, когда юноше шел четырнадцатый год. Однако «раннее сиротство, бывающее всегда великим несчастием и нередко причиною гибели для молодых людей, не подействовало вредным образом на Гагарина…благородный мальчик чувствовал, что у него нет другой опоры, кроме той, которую найдет он в самом себе», – писал в воспоминаниях его друг М.Н. Лонгинов. У Льва Гагарина был единственный сын Владимир «бывший истинным утешением и светлою надеждой родителей». В начале 1868 года Гагарин с женой и сыном поехал заграницу для лечения Владимира от тяжело перенесенной скарлатины, но поездка закончилась бедой. 22 июля князь Л.Н. Гагарин гулял с сыном по сухому дну пруда, когда неожиданно открыли шлюзы. Вода, быстро затопившая все вокруг, погубила обоих. Спастись удалось только воспитателю мальчика. «Потеря такого человека, каким был покойный Гагарин, чувствительна не для одних родных и многочисленных друзей его, но и для всего русского общества», – писал об этой трагедии М.Н. Лонгинов.

http://sobory.ru/article/?object=09247

Публикация 71 письма. 422. Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов: Его жизнь, личность и морал.-аскет, воззрения: В 2 ч. — Киев: тип. 1-й Киев, артели печ. дела, 1915. — Ч. 1. — 417 с., 9 л. ил. — Из содерж.: [Письмо о. Варфоломею от 17 апр. 1834 г.; Отрывки из писем к о. Варфоломею и С. Д. Нечаеву б. д.; Письмо К. П. Брюллову от 27 апр. 1847 г.: (в сокр.); Из письма А. А. Волоцкому от 22 марта 1861 г.; Завещание-письмо П. А. Брянчанинову от 9 июля 1862 г.]. — С. 181–183, 193–194, 286–288, 322–324; Прил.: с. 204–205. 423. Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов: Его жизнь, личность и морал.-аскет. воззрения: В 2 ч. — Киев: тип. 1-й Киев. артели печ. дела, 1915. — Ч. 2. — 408, VI, 291 с., 2 л. портр. — Из содерж.: [Письмо М. П. Вагнер о кн. Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями»]. — Прил. 1. — С. 120–122 1-й паг.; Письма епископа Игнатия к разным лицам. — Прил. 2. — С. 83–280 3-й паг.: факс. — С. 204–205. 303 письма (1824–1867 гг.), большая часть без адресатов и дат. Среди названных адресатов: С. А. Боборыкина, П. А. Брянчанинов, Н. В. Голоушева, А. М. Горчаков, А. А. Жандр, митр. Исидор, М. А. Купреянова, еп. Леонид (Краснопевков), Д. А. Мельников, Михаил (Чихачев), А. А. Орлова-Чесменская, архим. Пимен (Мясников), А. А. Плещеев, С. И. Снессорева, А. А. С., А. В. Ж., К. В. Г. 424. Приготовление к вечности: (Из писем епископа Игнатия Брянчанинова)//Рус. инок. — 1916. — С. 774. 425. Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к архимандриту Игнатию (Васильеву)/Сообщ. Е. А. Лебедев; Примеч. П. Флоренского]//Богосл. вестн. — 1917. — С. 179–237. 45 писем (1847–1859 гг.). 426. Печать и знамя Христовы: (Из писем епископа Игнатия Брянчанинова)//Вестн. Рус. зап.-европ. патриаршего экзархата=Messager de l " exarchat du patriarche russe en Europe occidentale. — Париж, 1952. — С. 24–26. Без указания адресатов и дат. 427. Письмо к мирянину: О силе покаяния//Православ. жизнь=Orthodox Life. — Jordanville; New York, 1970. — С. 12–14. — (Прил. к журн. «Православ. Русь»).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Наталья I – либо крепостная актриса известного театра графа В. В. Толстого в Царском Селе, либо графиня Н. В. Кочубей. (1) Катерина I – Екатерина Павловна Бакунина (см. записи в дневнике 1815 г.). (2) Катерина II – по-видимому, актриса Екатерина Семенова. (3) N. N. – возможно, что Наталья II, т. е. графиня Н. В. Кочубей, если под Натальей I имеется в виду крепостная актриса. (4) Кн. Авдотия – княгиня Евдокия Ивановна Голицына, рожд. Измайлова. (5) Настасья – имя написано неясно. Есть предположение, что это «билетерша» в зверинце, которой увлекался Пушкин в 1818 г. (6) Катерина III – Екатерина Николаевна Раевская, жена (с 1821 г.) М. Ф. Орлова. (7) Аглая – Аглая Антоновна Давыдова (1787–1847), рожд. герцогиня де Граммон, жена А. Л. Давыдова, владельца Каменки, где гостил Пушкин. (8) Калипсо – Калипсо Полихрони (р. 1803), гречанка, с которой Пушкин встречался в Кишиневе. (9) Пульхерия – Пульхерия Егоровна Варфоломей (1802–1863). (10) Амалия – Амалия Ризнич; увлечение ею относится к 1823–1824 гг., в Одессе. (11) Элиза – графиня Елизавета Ксавериевна Воронцова, жена М. С. Воронцова. (12) Евпраксея – Евпраксия Николаевна Вульф, которой Пушкин увлекался по приезде в Михайловское. Впоследствии (с 1831 г.) замужем за бароном Вревским. (13) Катерина IV – лицо неустановленное. (14) Анна – возможно, Анна Петровна Керн или Анна Алексеевна Оленина, к которой Пушкин сватался в 1828 г. (15) Наталья – Наталья Николаевна Гончарова, будущая жена Пушкина. (16) Мария (во втором списке) – лицо неустановленное. (17) Анна – вероятнее всего Анна Николаевна Вульф, дочь П. А. Осиповой; увлечение относится ко времени ссылки в Михайловском. (18) Софья – София Федоровна Пушкина (1806–1862), дальняя родственница Пушкина, вышедшая в 1827 г. замуж за В. А. Панина. Пушкин сватался к ней в 1826 г. после приезда из Михайловского в Москву. (19) Александра – Александра Ивановна Осипова (ум. 1864), падчерица П. А. Осиповой, вышедшая замуж в 1833 г. за П. Н. Беклешова. (20) Варвара – лицо неустановленное.

http://predanie.ru/book/221012-avtobiogr...

F.n.I.45, кон. XIV в.; F.I.202, кон. XIV - нач. XV в.). От XV в. только в хранилищах бывш. СССР известно не менее 32 списков памятника восточнослав. происхождения (ПССРК, XV, 194, 323, 1112-1119, 1121-1128, 1592, 2135, 2136, 2694, 2896-2901, 3400; ПССРК, XV. Доп., 161, 275, 337), подсчета более поздних списков не существует, однако известно, что они исчисляются десятками. В б-ках крупнейших рус. мон-рей значится по неск. списков памятника: в собрании Иосифо-Волоколамского мон-ря в 1573 г. их было 8 (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь. С. 73), в Соловецком в 1595 г.- 4 (Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 158), в Кирилло-Белозерском (1601) - 5 (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г. СПб., 1998. С. 124, 129). Во 2-й четв. XVI в. «Паренесис» в полном объеме был включен под 28 янв. в Великие Минеи-Четьи митр. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. [Ч. 1]. Стб. 423-436). В XVII в. редактированием древнейшего перевода «Паренесиса» занимался иером. Евфимий Чудовский (ГИМ. Син. 22), он также правил «Завещание Ефрема Сирина», Житие и похвалу Е. С. (Там же. 397). Ряд Слов для издания «Паренесиса» 1701 г. перевел Ф. П. Поликарпов-Орлов, снабдивший их стихотворным «надсловием» с акростихом «Труд Богодара» ( Пекарский. 1862. С. 50-51). Соотношение переводов иером. Евфимия и Поликарпова-Орлова остается невыясненным. Для рус. книжников в большей степени, чем для южнослав., характерно стремление включить поучения «Паренесиса» и псевдоэпиграфов с именем Е. С. в состав календарных сборников уставных чтений (как триодного, так и минейного цикла). Уже во 2-й пол. XII в. при составлении 2-й редакции Пролога ряд приписывавшихся Е. С. «слов» и извлечений из них был включен в его учительную часть под 30 окт., 5, 8, 17, 18 февр., 6 марта, 31 мая ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. [Ч. 1]. Стб. 121-122, 448-449, 455, 484, 486; [Ч. 2]. Стб. 8-9, 190). При дополнении на Руси (не позднее 20-х гг. XV в.) учительными статьями Стишного пролога приписываемые Е. С. поучения были помещены под др.

http://pravenc.ru/text/376984.html

Подпись генерал-адъютанта князя Орлова. 1863 год. АРЭ. Брюссель. Публикуется впервые. Напротив, исторические свидетельства говорят о том, что до приезда князя Орлова русская церковь в Брюсселе была. Это известно из воспоминаний российского диссидента Х1Х века князя Петра Долгорукова. В июне 1862 года опальный князь приехал в Брюссель, в ноябре основал там небольшую типографию и стал печатать «Листок, издаваемый князем Петром Долгоруким» (в дальнейшем тексте «Листок»). Как вспоминает издатель, некоторые его соотечественники по политическим причинам боялись общаться с ним. Так, русский священник отец Владимир Ладинский, «чтобы не скомпрометировать себя перед петербургским правительством», опасался открыто водить с ним знакомство (Листок, 1863. 7. С. 6). Известно, что первым настоятелем устроенного князем Орловым в Брюсселе храма был священник Николай Белороссив, служивший там с 1862 по 1872 год. А протоиерей Владимир Ладинский, придворный священник из Голландии, до конца 1862 года официально служил в Амстердаме и в начале 1863 года был назначен в храм святой Марии Магдалины в Веймаре (Германия) Тем не менее, вспоминая 1862 год, Долгорукий называет Владимира Ладинского русским священником в Брюсселе , который, судя по контексту воспоминаний, жил там продолжительное время. Долгорукий пишет, как боявшийся скомпрометировать себя отец Владимир, «когда узнал, что над ним за это смеются и называют его трусом, то через полгода ... приходит к нам» (Листок, 1863. 7. С. 6. Выделено нами). Из данного утверждения следует: либо этот священник жил в Брюсселе всё это время, либо должен был периодически приезжать туда, так как там его хорошо знали, и более того, целых шесть месяцев могли наблюдать за его поступками. Разрешение дилеммы может быть только таким: он приезжал в Брюссель для совершения богослужений в существовавшей там домовой церкви, чем и объясняется наличие записи в брюссельской коммуне Иксель под 1847 годом о русском храме. В нём до начала 1863 года приезжавшие из Голландии священники совершали службы. Это было естественно, особенно после установления дипломатических отношений между Бельгийским Королевством и Российской Империей в 1853 году.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Подпись генерал-адъютанта князя Орлова. 1863 год. АРЭ. Брюссель. Публикуется впервые Напротив, исторические свидетельства говорят о том, что до приезда князя Орлова русская церковь в Брюсселе была. Это известно из воспоминаний российского диссидента Х1Х века князя Петра Долгорукова. В июне 1862 года опальный князь приехал в Брюссель, в ноябре основал там небольшую типографию и стал печатать «Листок, издаваемый князем Петром Долгоруким» (в дальнейшем тексте «Листок»). Как вспоминает издатель, некоторые его соотечественники по политическим причинам боялись общаться с ним. Так, русский священник отец Владимир Ладинский, «чтобы не скомпрометировать себя перед петербургским правительством», опасался открыто водить с ним знакомство (Листок, 1863. 7. С. 6). Известно, что первым настоятелем устроенного князем Орловым в Брюсселе храма был священник Николай Белороссив, служивший там с 1862 по 1872 год. А протоиерей Владимир Ладинский, придворный священник из Голландии, до конца 1862 года официально служил в Амстердаме и в начале 1863 года был назначен в храм святой Марии Магдалины в Веймаре (Германия) Тем не менее, вспоминая 1862 год, Долгорукий называет Владимира Ладинского русским священником в Брюсселе , который, судя по контексту воспоминаний, жил там продолжительное время. Долгорукий пишет, как боявшийся скомпрометировать себя отец Владимир, «когда узнал, что над ним за это смеются и называют его трусом, то через полгода … приходит к нам» (Листок, 1863. 7. С. 6. Выделено нами). Из данного утверждения следует: либо этот священник жил в Брюсселе всё это время, либо должен был периодически приезжать туда, так как там его хорошо знали, и более того, целых шесть месяцев могли наблюдать за его поступками. Разрешение дилеммы может быть только таким: он приезжал в Брюссель для совершения богослужений в существовавшей там домовой церкви, чем и объясняется наличие записи в брюссельской коммуне Иксель под 1847 годом о русском храме. В нём до начала 1863 года приезжавшие из Голландии священники совершали службы. Это было естественно, особенно после установления дипломатических отношений между Бельгийским Королевством и Российской Империей в 1853 году.

http://pravoslavie.ru/43366.html

В 1849 г. принимал участие в военных действиях Венгерской кампании. За отличие, оказанное в сражении при Дебричине 21 июля 1849 г., князь Орлов был произведен в ротмистры. Награждённый орденом св. Владимира 4-й степени, князь вновь был причислен к Свите Государя и в течение 1850-1852 гг. сопровождал Императора в его путешествиях по России и за границей. В 1854 г. уже в чине полковника князь был командирован в распоряжение генерал-фельдмаршала Паскевича на Дунай, для участия в действиях против турок. При штурме форта Араб-Табии, взятием которого он руководил, при осаде Силистрии, в 1854 г. князь Орлов получил девять тяжёлых ран и лишился глаза. Он был награждён орденом св. Георгия 4-й степени и получил золотое оружие с надписью «За храбрость». В 1869 г. генерал-лейтенант князь Орлов был назначен чрезвычайным посланником в Австрию, в мае 1870 г. перемещён на ту же должность в Великобританию и в декабре 1871 г. во Францию. В 1878 г. князь Орлов был произведён в генералы от кавалерии и в этом чине шесть лет спустя перемещён на должность полномочного посла в Берлин. Князь Н.А.Орлов известен также как автор исторического очерка франко-прусской войны 1806 г. В 1858 г. князь Орлов написал «Мысли о расколе» с заметкой «о евреях в России», где проводил мысль о необходимости большей веротерпимости. Почетную известность снискала Орлову и поданная им в 1861 г. Императору записка «Об отмене телесных наказаний в России и в Царстве Польском», в которой он вооружается против телесных наказаний, как против зла «в христианском, нравственном и общественном отношениях». В результате были внесены некоторые изменения в системе уголовных и исправительных наказаний. Расстроенное здоровье заставило князя Н.А.Орлова в последнее время его жизни жить в Фонтенбло, где он и скончался. Сегодня день памяти выдающегося иерарха начала ХХ века, духовного лидера гродненских монархистов, митрополита Киевского, Экзарха Украины Михаила (Ермакова), отошедшего ко Господу 30 марта 1929 года. Он родился 31 июля 1862 г. в Петербурге, в миру звался Василием Федоровичем. Образование получил в Киеве сначала в семинарии, затем в Духовной академии, по окончании которой принял постриг. В революционные годы он возглавлял Гродненскую кафедру, т.е. оказался на передовой борьбы за русские национальные интересы. В Западной Руси было очень сильно польское и еврейское влияние, и владыка активно поддерживал православно-русское национальное движение. Он был почетным председателем Гродненского православного братства, которое по своему составу было сугубо монархическим.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/30/de...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010