В этой связи следует отметить, что у протестантов не может быть законного священства, так как апостольское преемство у них уже с началом реформации прекратилось. Отрицание иерархии повлекло за собою и другие отрицания, в том числе отрицание всех таинств, за исключением крещения. Для некоторых протестантских исповеданий и Евхаристия является только обрядом, установленным в воспоминание Тайной Вечери и Страстей Господних. Но другие, считая, что евхаристические хлеб и вино остаются всегда только хлебом и вином, утверждают, что причастники, в силу своей веры, все же причащаются Тела и Крови Господа. (2) Учение об оправдании верой В противовес преувеличенному значению в католичестве личных заслуг человека перед Богом, последователи Лютера учат, что добрые дела не составляют необходимого условия для спасения человека, что они даже могут быть вредны, так как развивают самомнение, фарисейскую гордость. Благодать Божия, действуя на человека, внушает ему веру в Иисуса Христа, и эта вера, которая ставит человека в непосредственное отношение к Искупителю, и доставляет человеку спасение, делает его праведником. В доказательство своего учения об оправдании одной верой, лютеране ссылаются на слова ап. Павла: «Мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» ( Рим.3:28 ), и далее: «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» ( Гал.2:16 ). Но в этих и подобных выражениях ап. Павел нисколько не отрицает значения добрых дел для спасения, а только отвергает неправильный взгляд иудеев, которые в горделивой самоуверенности надеялись достигнуть спасения точным, формальным выполнением внешних предписаний закона, помимо сердечной веры в Иисуса Христа. Эта вера, по апостолу Павлу, должна быть живой, деятельной, то есть соединенной с добрыми делами. Она должна «действовать любовью» ( Гал.5:6 ); «если я, — говорит он, — имею всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» ( 1Кор.13:2 ). Сам Спаситель говорит: «Не всякий, говорящий мне: Господи! Господи! войдёт в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ). Но особенно ясно мысль о необходимости добрых дел для спасения изложена в послании ап. Иакова, которое протестанты до того не любят, что отвергают даже его подлинность: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? … как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак.2:14, 26 ).

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-inoslavie

Если во имя веры человеку прощаются решительно все грехи, если для спасения дела и поступки его не имеют никакого значения, то открывается полная свобода для безнравственной жизни, а это также противоречит духу христианства. Этим утверждается полный личный произвол. Успокаивая, усыпляя совесть человека тем, что он уже спасен, если он имеет веру, на деле лютеранство приводит человека не к смирению, а к гордости. Догмат лютеранства об оправдании только верой противоречит Слову Божию. Последнее ясно учит, что одной веры, в смысле признания основных религиозных истин, недостаточно для спасения. Такой верой обладают не только порочные люди (ср.: Мф. 7:21-23 ; Рим. 2:13 ; Иак. 2и т. д.), но даже и бесы (см.: Иак. 2:19 ), однако ни те ни другие, конечно, не наследуют Царства Божия. Только вера, проявляющаяся в добрых делах, то есть когда они являются естественным следствием нравственного, доброго настроения, есть вера живая, а не мертвая (ср.: Иак. 2:17-13, 26 ). Все ссылки лютеран на некоторые места Священного Писания, якобы подтверждающие справедливость их учения об оправдании, при ближайшем рассмотрении оказываются несостоятельными. Например, они приводят такие слова апостола Павла к римлянам: «мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» ( Рим. 3:28 ). Но ведь здесь апостол говорит о тех людях, которые думали оправдаться перед Богом без веры в Иисуса Христа! О необходимости же доброделания в христианстве он учит ясно и часто: «всем нам ну жно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5и др.). Лютер писал в своем сочинении «О добрых делах» (1520): «Христианин, который живет с доверием Богу, все знает, все может, всегда понимает, как следует поступать, и всегда весело и свободно, не ради того, чтобы хвалиться своими заслугами и добрыми делами, а потому, что ему приятно угождать Богу. Он служит Богу, не ожидая награды, лишь затем, чтобы сделать Ему приятное».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Итак, мы становимся подлинно свободными, когда Бог создает нас, т. е. образовывает и творит не так, чтобы мы были людьми, это Он уже сделал, но чтобы были добрыми людьми, что делает Он теперь Своей благодатью, чтобы мы были новой тварью во Христе Иисусе (Гал. 5:16), сообразно чему сказано " сердце чистое сотвори во мне, Боже " (Пс. 50:12) (бл. Августин. Энхиридион, гл. 31). Бог обещает не только простить грехи верующих, но и вложить в их сердца искреннее стремление к праведности: " Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не вспомяну более " (Евр. 10:16-17; Иер. 31:33). Те, кто действительно прощены и приняты Богом, будут являть плоды этого в своей жизни, ибо та же благодать, которая пробуждает в сердцах верных искреннее упование на Христа, " научает нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке " (Тит. 2: 12) (о чем мы подробнее поговорим ниже). Если же наша добродетель является предварительным условием, при котором обетование обретает силу, то любое обетование сразу же недействительно, ибо в силу нашей падшей природы мы не можем выполнить никаких предварительных условий. Напомню: никто не имеет ничего своего, кроме обмана и греха (II Аравсийский собор, кан. 22). Мы должны быть ревностны к добрым делам, но наша надежда может быть основана только на обетованиях Божиих. Теперь мы можем перейти к следующему вопросу: об оправдании верой. Оправдание верой " Оправдание " — одно из ключевых понятий для Апостола Павла. Попробуем определить, прежде всего, что означает само это понятие. Соответствующее греческое слово может иметь два разных значения: а) провозглашать праведным, выносить оправдательный приговор; б) соделывать реально и фактически праведным. Не подлежит никакому сомнению, что Бог намерен сделать верующих реально и фактически праведными. Христос пришел спасти людей не только от возмездия за грех, но и от греха как такового (Мф. 1:21). Вопрос не в этом, а в том, когда и на каком основании Бог выносит верующему оправдательный приговор: на основании праведности нашего Искупителя, Иисуса Христа, " Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением " (1 Кор. 1:30), причем еще до того, как верующий соделается реально и фактически праведным, или же на основании того уровня реальной и фактической праведности, которого верующий достигнет на момент смерти, усваивая благодать Божию личными усилиями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Как известно, именно на учении Павла об оправдании верою Лютер построил свою сотериологическую теорию, согласно которой добрые дела, совершаемые человеком, не имеют никакого значения для его спасения. В проповеди, произнесенной 1 января 1532 года, Лютер, комментируя Гал. 3:23–24 , говорил: «Вот что имеет в виду св. Павел: во всем христианском мире проповедники, а также слушатели должны преподавать и сохранять ясное различие между Законом и Евангелием, между делами и верой». И далее разъясняет: Нам следует понять, что «закон» означает не что иное, как Божие Слово и повеление, в котором Он указывает нам, что делать и чего не делать, и требует от нас послушания или «дела»... Женщина должна заботиться о детях, предоставляя главе семьи брать на себя руководство. Это ее заповедь. Слуга должен повиноваться своему хозяину и делать все прочее, что относится к работе слуги... Закон, по названию и фактически, есть то, что вынуждает нас делать наши дела. С другой стороны, Евангелие или вера есть доктрина Слова Божия, которая не требует наших дел. Она не повелевает нам что-то делать. Наоборот, оно предлагает нам просто принять предложенную благодать прощения грехов и вечной жизни и дает это нам. Это значит, что мы ничего не делаем; просто получаем, и позволяем, чтобы нам дали то, что нам обещано и передано в Слове... Евангелие предлагает нам прийти к Божьему дару и подарку, к Его помощи и Его спасению. Мы просто протягиваем нищенскую суму – и нам подают. 110 Современные комментаторы очень часто читают Павла через призму взглядов Лютера. При таком прочтении прямой антитезой учения Павла об оправдании верой, а не делами закона, становится Послание Иакова, в котором говорится: Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? ( Иак. 2:14–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Объяснение. Объясняя это место, святитель Златоуст говорит: «Будем и мы прославлять Бога верой, дабы в награду за то Он нас прославил. Ибо сказал: «Я прославлю прославляющих Мя»»: 1Цар.2:30 . Для этого мы должны сами решимостью воли предать себя на смерть греху, чтобы восстать к праведной и святой жизни. Всё сие совершается верой, которая возносит к Богу и, дары от Него приемля, возлагает на нас соответственные обязательства: Мф.7:21:19:17 . О добрых делах 2Кор.6:1–2 . «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано; «во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе» ( Ис.49:8 ). Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Объяснение. К числу средств, содействующих тому, чтобы благодать Божия была принята нами не напрасно, относятся, конечно, и те подвиги, которые перечислены апостолом в 5 ст. сей же главы. Это должно вразумить тех, которые, уверяя себя в принятии благодати Святого Духа, не хотят затем заботиться о благочестивых подвигах и добрых делах: Иак.2:24–26 ; Евр.11:38 . Гал.4:19 . «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!». Объяснение. «Вот высшая цель христианской жизни, – чтобы в христианине отобразился Христос, страдания Христовы в его подвигах самоумерщвления, воздержания, поста и друг. христианских добродетелях»: Гал.5:22–24 . Флп.1:11 . «Исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию». Объяснение. Плодами праведности называются добрые дела как следствия оправдания, дарованного Иисусом Христом: Ин.15:7–8 . Таким образом, благодать не только насаждает в нас древо спасения и возращает его, но сама приносит и плоды, которые между тем вменяются в заслугу человеку: Мф.25:34–36 . 2Фес.1:12 . «Да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нём, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа». Объяснение. Прежде апостол говорил, что Бог приидет прославиться в святых Своих: ст.10, теперь он молит Бога, чтобы это сделал Он в Фессалоникийцах. Для Фессалоникийцев же было самым лучшим побуждением прославлять Отца Небесного своими добрыми делами: Мф.5:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Но Апостол Павел, раскрывая в своих посланиях учение об оправдании людей благодатью Божьей по вере в Иисуса Христа, вовсе не отвергал значение и необходимость добрых дел, а лишь восставал против ложной самоуверенности и иудействующих учителей, полагавших спасение во внешних делах закона Моисеева, т.е. в обрезании, соблюдении субботы, омовении рук и прочее. Тот же Апостол Павел в послании к римлянам (II, 6) говорит, что Господь в день праведного суда Своего воздаст каждому по делам его, а в послании к коринфянам пишет, что, если бы кто имел веру всю, так что мог бы горы переставлять, а не имел бы деятельной любви, в том не было бы никакой деятельной пользы ( I Kop. XIII, 2–3 ). О необходимости добрых дел, Богу угодных, говорит и Апостол Петр: «Вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит по делам» ( I Nem. I, 17 ). «Дети мои, – пишет Апостол Иоанн, – станем любить друг друга не словом и языком, но делом», а Апостол Иаков прямо направляет свое слово против ложной мысли об оправдании людей одной верой, он говорит: «Что пользы в том, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Разве может вера спасти его?.. Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Uak. II, 14, 26 ). И Сам Господь говорит, что и порочные люди могут обладать верой в смысле признания существенных религиозных истин, но эта вера недостаточна для спасения: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи, Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали...» И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас: отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Mф. VII, 21–23 ). Впрочем, Лютер порой сам себе противоречит, проявляет непоследовательность в своем учении... «Что же значат добрые дела?» – спрашивает он и сам отвечает: «Очень мало и очень много. Очень мало потому, что для спасения не поможет ни одно дело, но одна только вера; а очень много потому, что через веру человек делается христианином, а дела обнаруживают христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Отрывок 3:21–31 имеет преимущественное значение для понимания того, как апостол Павел трактует правду Божию. Содержание этого отрывка можно изложить в двух фразах: 1). Предвечная правда Божия окончательно явила себя во Христе; 2). Любой верующий, иудей или язычник, оправдан верой в то, что совершил Христос, а не исполнением Закона. д. 4:1–25. Пример Авраама Апостол Павел обнаружил в Книге Бытия один древний текст, который делает его богословскую позицию еще более твердой: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (4:3; Быт.15:6). Это место представляет для апостола интерес, потому что оправдание Авраама, о котором говорится в Бытие, предшествовало обрезанию праотца иудеев. Он был оправдан «до обрезания», а не «по обрезании», которое произошло позже (4:3; Быт.17). Оправдание Авраама не было следствием исполнения Закона, который был дан через Моисея гораздо позже (4:13–17). Авраам поверил Богу, обещавшему ему сына, в то время как Аврааму было 100 лет (4:19; Быт.17:1); он «не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу, и будучи вполне уверен, что Он силен исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность» (4:20–22). «А впрочем, продолжает апостол, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (4:23–25). Вторая часть. 5:1 – 7:25. Предыдущая часть была, в основном, догматической по содержанию: ап. Павел изложил в ней следующие темы: явление предвечной правды Божией; наше оправдание верой. Во второй части апостол говорит о нашей жизни оправданных в надежде на будущее спасение. а. 5:1–11. Оправданный человек, ожидающий славы Божией «Итак, оправданные верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (5:1). «Мир», о котором говорит апостол, это великий мессианский дар, а не просто расположение души (Ис.2:4; 60:17; Зах. 9:9; Лк.1:79 см. в ТОВ. ком sub loco). Живя в мессианскую эпоху, начало которой положил Христос, мы не лишены надежды, и апостол Павел говорит: «Мы хвалимся», но добавляет, мы «хвалимся надеждою славы Божией» (5:2). В нынешних превратностях, которых нельзя избежать, испытывается наша стойкость и утверждается наша надежда (5:4); ибо если мы оправдались и примирились смертью Иисуса, то «тем более… спасемся жизнью Его» (5:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

1 . Следуя протестантам, штундо-баптисты отвергают значение добрых дел для достижения вечного спасения; они учат, что человек спасается только верой в искупительные заслуги Христа, а не добрыми делами. В оправдание такого учения, штундо-баптисты, как и все, вообще, протестанты, ссылаются на следующие места в книгах Св. Писания: Рим. 3:24, 28 ; Гал. 2:16 ; Еф. 2:8 . В послании к римлянам ( Рим. 3:24–28 ) ап. Павел пишет: «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде... Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона». Эти слова Апостола заключают в себе величайшую истину: мы получаем оправдание перед Богом только искуплением во Христе Иисусе, по одной благодати Божией, а не по своим заслугам, не по своим подвигам или добрым делам, как бы велики они ни были, ибо, было бы величайшей несправедливостью думать, что за временные дела должно ожидать вечного блаженства; тем меньшее значение имеют дела закона, т. е., выполнение требований обрядового закона Моисеева, о чем Апостол говорит не только в рассматриваемой нами третьей главе послания к римлянам, но и в следующей. Для того, чтобы воспользоваться благодатью искупления во Христе Иисусе, требуется вера, без которой угодить Бугу невозможно и о которой говорит ап. Павел в приведенных словах. Но одной веры, по учению того же самого Апостола, изложенному в том же самом послании к римлянам, для спасения человека еще недостаточно; нужна еще и жизнь, соответствующая вере, т. е., добрые дела, любовь, которую заповедал нам Христос и в которой Сам Бог пребывает. «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру». Ясно, что штундо-баптисты исказили учение ап. Павла об оправдании или, подобно протестантам, поняли его ложно.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Далее Господь говорит: «И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф. 7:23 ). Свят. Иоанн Златоуст учил: «страшнее адского пламени, огня и серы будет для грешников вид Спасителя, Который отворачивается от них и говорит: „Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие“». Итак, высшая форма беззакония – это приписывать себе то, что принадлежит только Богу. А Ему принадлежит всякое доброе дело, которое мы можем сотворить, всякое благо и чудо, всякое пророчество и исцеление, всякое слово благое и всякая добродетель. Сказано: «В мире был, и мир чрез Него начал быть…» ( Ин. 1:10 ). Но особенно нечестив тот, кто и дело своего спасения приписал не Ходатаю и Посреднику Иисусу Христу, а себе и своим тщеславным деяниям, – таковой человек оскорбил Кровь Спасения и попрал Голгофский Подвиг. Св. Амвросий писал: «Они (грешники) оправданы даром, не сделав ничего и не дав ничего взамен. Одной верой оправданы, даром от Бога. Искуплением во Христе. Павел свидетельствует, что благодать Божия – во Христе, так как мы искуплены Христом по воле Божией, чтобы, освободившись, мы могли быть оправданы, как и галатам он говорит: Христос искупил нас, отдав Себя свирепствующему, но недальновидному дьяволу. Считая, что он в состоянии удержать Христа, дьявол принял Его (во ад), однако, не будучи властен над Ним, потерял также всех удерживаемых им в аду». И мы читаем далее: «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» ( Мф. 7:24–27 ). Камень – это Христос! Сказано о Сыне Божием: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это – от Господа, и есть дивно в очах наших» ( Пс. 117:22–23 ). Строители – это иудеи, они много старались сделать сами. Иудаизм и отличается от христианства тем, что в иудаизме человек стремится сам выстроить здание своего спасения. Выстроить и сохранить его. Но это ложь! Человек не способен вне Бога обрести спасение, только своими делами, тем более сохранить дар спасения до конца своей земной жизни. Сказано: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» ( Пс. 126:1 ). Напрасно! Все напрасно! Любые усилия, желания и мечтания – все напрасно. Человек не сможет сам забраться на Небо, сам изменить себя, исправить, преобразить, исцелить от язвы греха и освободить из дьявольского плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И это оправдание, понимать ли его с объективной или с субъективной точки зрения, в обоих случаях есть чистый дар милосердия Божия, ничем не заслуженное чудо искупления человека. Покаянная вера, обусловливающая собой это чудо, как мы видели, ничем не заслуженной евангельской благодати и ни в каком случае не может давать мысль о какой-либо заслуге или о праве со стороны человека на оправдывающую благодать: она есть только способность человека принять в себя этот ничем не заслуженный великий дар милосердия Божия. «Воздаяние делающему (т. е. воздаяние по заслугам), – говорит св. апостол Павел, – вменяется не по милости, но по долгу; а не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» ( Рим.4:4–5 ). Здесь оправдание, очевидно, понимается с объективной точки зрения, как оправдание со стороны Бога. Но эта как бы внешняя праведность отнюдь не остаётся, по учению слова Божия, только внешней, а отражается и во внутреннем состоянии оправданного. «Если исповедуем грехи наши, – говорит другой св. апостол, – то Он (Иисус Христос), будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин.1:9 ): простит и действительно очистит нас, а не сочтёт только нас очищенными, а на самом деле оставшимися будто в нечистоте только прикрытой как бы извне праведностью Христовой. И св. апостол Пётр, говоря на Иерусалимском соборе об оправдании язычников, выразился не так, что Бог будто бы только не вменяет им грехов их, то так, что «сердцеведец Бог верой очистит сердца их» ( Деян.15:9 ). Потому, говоря о внутреннем состоянии крестившихся и присоединившихся к Церкви, Слово Божие изображает это состояние, как полное мира и радости ( Деян.8:39; 13, 52 и т. д.). «Не видя (Иисуса Христа), но веруя в Него, вы радуетесь радостью неизреченной и преславной» ( 1Пет.1:8 ). «Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» ( Флп.4:7 ). «Радуйтесь всегда во Господе и ещё говорю: радуйтесь» ( Флп. 4, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010