В 1867 г., по поручению князя Николая, он объезжал Черногорию, выбирая наиболее способных детей в новооткрытые школы. В 1875 году вспыхнуло герцеговинское восстание. В Цетинье образовался особый комитет для подачи помощи раненым и семействам православных жителей, пострадавших от турецких зверств, избравший своим секретарем о. Радичевича. Из С.-Петербурга прибыли Георгиевская и По- —97— кровская общины «Красного Креста». В течение трехлетнего пребывания в Черногории русских санитарных отрядов о. Радичевич был для них самым главным сотрудником, снискавшим себе общую глубокую и искреннюю благодарность за свою полезную делу «Русского Красного Креста» деятельность. В 1885 г. о. Радичевич сопровождал в С.-Петербург новоизбранного митрополита Митрофана, рукоположенного в архиерейский сан в высочайшем присутствии Государя Императора Александра III, а 15 апреля в Гатчине представлялся вместе с митрополитом Их Императорским Величествам и имел счастье беседовать с Государем Императором. По возвращении в Черногорию назначен секретарем духовного управления, каковую должность занимает и доныне. В 1888 году присутствовал в Киеве на торжествах тысячелетия крещения Руси с митрополитом Митрофаном в качестве представителей Черногории. О. Филипп Радичевич преподавал Закон Божий детям черногорского князя, и долгое время состоял законоучителем в женском институте имени Императрицы Марии Феодоровны и в основных цетиньских школах. Вместе с тем он посвящает свой досуг литературным занятиям и собиранию старинных народных песен и сказаний. Несколько статей его помещено в русских светских и духовных журналах. Имеет ордена и медали черногорские, русские, сербские и болгарские 1206 . Митрополия карловицкая. – 6 января 1899 года скончался в Вене после продолжительной и тяжкой болезни преосвященный Герман Опачич, епископ бачский. Преосвященный Герман родился в Слабинье, в бывшей Военной Границе, 8 августа 1857 года. Отец его был священником. Гимназию проходил в Новом Саде, затем два с половиною года слушал юридические науки в венском университете. Богословские науки изучал с 1880 года в Карловицкой семинарии. С 1884 года катихет в карловицкой гимназии, он в 1888 г. вступил в монашеский чин и назначен был профессором Карловицкой семинарии, где и прошел все духовные степени до протосин- —98— кела. 18 октября 1893 года избран в епископа бачского и посвящен 23 апреля 1894 года. Погребен 9 января в Новом Саде, кафедральном городе бачской епархии, рядом с епископом Платоном. Администратором бачской епархии назначен был архимандрит ковильского монастыря Анатолий Янкович 1207 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церковных общин 61 и 20 отделений, православных до­мов 23,557. Епархиальный фонд 23,612 гульд. 2 кр.– Кафедра в Новом Саде. Епископ Митрофан Шевич (с 27 марта 1899 г.). Предшественник его епископ Гер­ман Опачич скончался 6 января 1899 г. Преосвященный Митрофан родился 14 августа 1854 года в Новом Саде. По окончании курса в местной гимназии с аттестатом зрелости, слушал затем два года лекции юридического факультета в Граце и Загребе, а потом выслушал пол­ный курс богословских наук в карловецкой семинарии. В январе 1880 г. он был назначен суплент-профес­сором в задрскую (в Далмации) православную семинарию, а по выдержании профессорского экзамена утвержден был в августе 1881 г. профессором той же семинарии. Не­сколько ранее, 15 апреля 1880 г. он вступил в мона­шеский чин: 16 сентября 1881 г. принял малую схиму с именем Митрофана и посвящен в сан иеромонаха; в 1895 г. возведен в сан архимандрита. Состоя профес­сором задрской семинарии, о. Митрофан исправлял в тоже время и обязанности ректора (с 5 сентября 1885 г. по 1891 г.). с января 1892 г. по конец 1895–1896 учеб­ного года состоял профессором карловецкой семинарии. В 1895 г., состоя еще профессором семинарии, назначен был настоятелем хоповского монастыря (на Фрушкой горе) и управителем монашеской школы. В сентябре 1898 г. перемещен на должность настоятеля крушедольского монастыря. Преосвященный Митрофан известен и своими литературными трудами – переводными и ориги­нальными. Так он перевел с русского и напечатал на сербском языке „Православное исповедание веры» Петра Могилы (в 1888 г.) и „Православное догматическое бого­словие» митрополита Макария в двух томах (в 1894–1896 гг.), и напечатал несколько статей в журнале „Истина» (выходившем в Задре). Он же приготовляет к печати материалы для биографии митрополитов и епископов карловецкой митрополии (часть этих материалов уже на­печатана в „шематизме» или календаре бачской епархии). 3. Епархия будимская Основана, как можно думать, в первой половине XVI в. Имеет 1 монастырь Грабовац, протопресвитериатов 2, церквей 63 и 8 капелл, приходов 46, священников 24, а с помощниками 34.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

– Юбилей придворного протодиакона и секретаря духовного управления Филиппа Радичевича. – Митрополия Карловицкая. – † Преосв. Герман Опачич, епископ бачский. – Избрание епископа в бачскую епархию. – Биографические сведения о новом епископе бачском. – Дисциплинарные правила для православного сербского духовенства и другие предметы занятий Архиерейского Собора Карловицкой митрополии в мартовских заседаниях 1899 года. – Воссоединение сербов римско-католического вероисповедания с православною церковью в с. Саитове. – Безуспешные ходатайства членов церковно-народного конгресса перед верховною властью о возобновлении отсроченных заседаний конгресса. – Прискорбный факт раздора в среде православной сербской иерархии. – Митрополия буковинско-далматинская и архиепископия черновицкая. – Восстановление радовецкого епископства. Биографические сведения о новопосвященном епископе радовецком, викарии черновицкой митрополии. – К вопросу о разделении православной архиепархии в Буковине на две епархии – русскую и румынскую. Мемориалы двух депутатов буковинского сейма и православного буковинско-русского духовенства. – Румынизация буковинско-русских приходов. – Недостаток церковно-славянских богослужебных книг. – К построению православных сербских храмов в Которе и Сплете. – Преосвященный Никодим Милаш , епископ далматинско-истрийский – почетный член Московской духовной академии. народа. Разумеем бракосочетание черногорского престолонаследника княжича Даниила с принцессою Мекленбург-стрелицкою Ютою, получившею при переходе в православие сербское имя Милицы. 3 апреля 1899 года совершилось благословение или помолвка нареченных жениха и невесты, о чем князь черногорский Николай сообщил своему народу особым манифестом. «Дорогой наш сын и наследник князь Данило, – сказано, между прочим, в этом манифесте, – вчера, 3 апреля, в субботу, помолвлен в Петрограде, под окрылием и благословением нашего могучего покровителя, Его Императорского Величества Царя Николая, с дочерью его королевского высочества престолонаследника великого герцога мекленбург-стрелицкого, дочерью древнего и славного владетельного дома, дочерью великого германского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Были попытки к устройству церковно-народного конгресса в октябре 1893 г. и в мае 1894 г., но оба раза конгресс не был дозволен верховною властью на том основании, что не оказывалось в наличности сумм на покрытие значительных расходов, сопряженных с созванием конгресса, да и предметы занятий предполагавшегося конгресса не такой важности, чтобы неотложно требовали его созвания. 236 Архиерейский Собор, состоящий из всех наличных епископов под председательством митрополита, необходимо созывается для избрания епископа на вакантную кафедру. Для этой именно цели созван был в Карловцах Архиерейский Собор в первый раз под председательством нынешнего патриарха в октябре 1891 года. Тогда было три вакантных епископских кафедры: темишварская, горно-карловицкая и бачкская. Управление последнею патриарх взял в свои руки; на темишварскую кафедру избран был Никанор Попович, на горно-карловицкую – Михаил Груич. 237 Обыкновенно Собор избирает кандидатов на епископские места из лиц, предлагаемых митрополитом, трех на каждое место. За предложенных митрополитом кандидатов каждый епископ подает свой голос письменно, с собственноручным подписом и приложением печати. – В октябре 1893 г. Архиерейский Собор созван был также главным образом для избрания епископов бачкского и будимского. 238 Епископом бачкским избран был и утвержден Герман Опачич, а епископом будимским Герасим Петрович, однако ж избрание его не было утверждено верховною властью. Кроме избрания епископов, в заседаниях этого собора были решены и другие, более или менее важные дела, как-то: выработаны правила для «катехизаторских экзаменов»; определено ввести преподавание русского языка в богословской школе; по просьбе профессоров назначено им квартирное пособие; обсуждались, но не решены были окончательно, проекты о монашеских правилах, о дисциплинарных правилах для белого духовенства и об уставе для богословской школы. Согласно просьбы приходских священников разрешено им, при совершении церковных треб вне домов, покрывать голову камилавкой, для защиты от холода и непогоды. 239

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Будучи протоиереем, он исполнял обязанности и законоучителя в местных школах, и местного представителя в городской думе. Не смотря на столь преклонные лета (новопоставленному епископу 74 года), он еще в полной крепости сил душевных и телесных. 208 5) Епархия Бачкская 211 Кафедра в Новом Саде. Епископ Герман Опачич. Преосвященный Герман родился 1857 г. Отец его был священником. Гимназию проходил сначала в Новом Саде. За тем два с половиною года слушал юридические науки в Венском университете. Богословские науки изучал с 1880 г. в Карловицкой семинарии. С 1884 г. катихет в Карловицкой гимназии, он с 1889 г. состоял вместе и профессором семинарии, где и прошел все духовные степени до протосинкела. 212 Избран в епископа Бачского и утвержден верховною властью 11 марта 1894 г., 213 а посвящен 23 апреля того же года. 214 В «Српск. Сионе» 215 помещено подробное описание чина наречения и посвящения Германа Опачича в епископа. Из этого описания усматриваем, что в том и другом чине есть некоторые особенности сравнительно с практикою русской церкви. В чине наречения есть одна особенность в народном духе. Накануне посвящения в соборной Карловицкой церкви отслужена была малая вечерня в присутствии высокопреосвященного митрополита и двух епископов по особому чинопоследованию (вечерня и потом всенощное бдение отправляются по чинопоследованию св. Пятидесятницы). После вечерни члены Св. Синода сели за стол, приготовленный по средине храма; архидиакон объявил архимандриту Герману, что Св. Синод избрал его во епископа Бачкской епархии, а император избрание его утвердил, на что архимандрит ответствовал, что в силу высочайше утвержденного избрания он принимает назначенную ему епархию. После чего он сел между архиереями за стол, разделяя с ними хлеб и запивая его вином, между тем как архидиакон и иеродиакон с амвона по очереди провозглашали многолетие императору, патриарху, присутствующим архиереям и новоизбранному епископу. После провозглашения многолетия патриарх благословил присутствующий народ и при пении «εις πολλα ετη δεσποτα» вместе с архиереями отбыл в свои палаты. Этим чин наречения и оканчивается. Вечером в тот же день нареченный епископ вместе с высшим духовенством со всею торжественностью совершил всенощное бдение. На другой день за литургией совершена по чину и хиротония, которой предшествовало произнесение Символа веры и установленной присяги. Во время пения «елицы во Христа крестистеся» два епископа, взяв нареченного епископа за руки, обвели трижды вокруг престола, при пении стихир: «Святии мученицы», «Слава Тебе, Христе, Боже» и «Исаие, ликуй», так же как это бывает при рукоположениях во диакона и иерея. Это опять новость, неизвестная в практике русской церкви. Обе эти особенности соблюдены и в нынешнем году, при хиротонии преосвященного Иеремии Мадьяревича, епископа Будимского. 216

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...