Потому начинает так: " дары различны, но Дух один и тот же " (ст.4). Прежде всего он вразумляет того, кто получил меньший дар и из-за этого скорбит. О чем, говорит, ты скорбишь? О том, что не получил столько, сколько другой? Но вспомни, что это – дар, а не долг, и получишь утешение в скорби. Потому он прямо и выразился так: " дары различны " . Не сказал: знамения, или чудеса, но: дарования, названием дара убеждая не только не скорбеть, но и чувствовать благодарность. Вместе с тем, говорит, представь и то, что хотя ты получил дар меньшей меры, но удостоившись получить его оттуда же, откуда и получивший больше, ты имеешь одинаковую с ним честь; ты не можешь сказать, что ему даровал Дух, а тебе ангел; и тебе и ему даровал Дух. Потому и прибавляет: " но Дух один и тот же " . 3. Хотя есть различие в даре, но нет различия в Даровавшем: из одного источника получили и ты и он. " И служения различны, а Господь один и тот же " (ст.5). Чтобы усилить утешение, (апостол) приводит и Сына и Отца. Самые дары называет здесь другим именем, желая и чрез это доставить большее утешение. Потому и говорит: " служения различны, а Господь один и тот же " . Услышав о даровании, получивший меньше, может быть, стал бы скорбеть; но, услышав о служении, не станет, потому что это слово означает труд и работу. Что ты скорбишь, говорит, если Бог другому повелел трудиться больше, а тебя пощадил? " И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу " (ст.6-7). Что такое, скажешь, действие? Что такое – дарование? Что такое – служение? Только различные названия, а предметы одни и те же. Он называет и дарование и служение действием. " Исполняй " , говорит, " служение твое " (2Тим.4:5); и: " я прославляю служение мое " (Рим.11:13); также к Тимофею: " по сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе " (2Тим.1:6); и к Галатам: " ибо Содействовавший Петру в апостольстве содействовал и мне у язычников " (Гал.2:8). Видишь ли, как он не полагает никакого различия между дарами Отца (и Сына) и Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2063...

Далее мы читаем такие радостные слова: « Дети выросли …» ( Быт. 25:27 ). Наконец-то дети выросли! Вы видите, здесь нам не дается описание событий, как все происходило. История эта, как мы с вами уже установили, с 12-й главы Книги Бытия по 50-ю – это история одной семьи! История Авраама Фарровича, потом Исаака Абрамовича, потом Якова Исааковича, а потом Иосифа Яковлевича – это действительно история одной семьи, поэтому нам очень важно изучить вот эти главы – с 12-й по 50-ю. Хорошо бы, если бы мы в храме жили! Но мы в семьях живем, нам приходится покидать святые места и возвращаться к нашим домашним. Апостол Павел пишет: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим. 5:8 ). В Новом Завете семья называется домашней церковью; это очень важно усвоить ( Рим. 16:4 ; 1Кор. 16:19 ; Кол. 4:15 ; Флм. 1:2 ). И мы читаем далее: « Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах » ( Быт. 25:27 ). Вот здесь мы видим проблему: «дом – улица». Есть такая проблема и у современных детей. Так вот, Исав живет на улице, он такой уличный мальчишка. А Иаков такой, как бы сейчас сказали, «маменькин сыночек», «домашний ребенок». Но это – на первый взгляд. Если более внимательно, глубже посмотреть на это обстоятельство: кого нам напоминает Исав, о котором сказано, что он был «человеком искусным в звероловстве, человеком полей» ( Быт. 25:27 )? Он нам напоминает Нимрода, организатора построения Вавилонской башни, того самого Нимрода, который был создателем первой империи, конфедерации царств против Бога. О нем же тоже сказано, что «он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод…» ( Быт. 10:9 ). Хотя даже отцы по-разному истолковывают это место. Например, Златоуст говорит о Нимроде, что искусный зверолов выполнял как бы роль палача. Если кто-то нарушал законы Божии, он находил и казнил, потому что задача государства – казнить злодеев. Но большая часть отцов говорит, что Нимрод – это прообраз антихриста. Он – организатор построения Вавилонской башни, и он искусный зверолов: он уловлял в свои сети не только животных, но и людей. И Исав – это как бы продолжение линии Нимрода, нечестивого Нимрода.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

1 По прекращении мятежа Павел, послав за учениками и дав им наставления, простился и отправился в Македонию. 2 Пройдя же эту область и наставив их обильным словом, пришел в Елладу 3 и, проведя там три месяца, решил возвращаться через Македонию, потому что Иудеи готовили на него покушение во время предстоявшего ему морского пути в Сирию. 4 Сопровождали его Сосипатр Пирров Вериянин, а из Фессалоникийцев Аристарх и Секунд, и Гаий Дервянин и Тимофей, Асийцы же – Тихик и Трофим. 5 Они пройдя вперед, ожидали нас в Троаде. 6 Мы же отплыли после дней Опресноков из Филипп и в пять дней прибыли к ним в Троаду, где провели семь дней. 7 В первый же день недели, когда мы были собраны для преломления хлеба, Павел беседовал с ними, намереваясь отправиться в путь на следующий день, и продолжил слово до полуночи. 8 Было достаточно светильников в горнице, где мы были собраны. 9 Сидел в окне некий юноша, по имени Евтих, погружаясь в глубокий сон по мере того, как затягивалась беседа Павла. Погруженный в сон, он упал с третьего этажа и был поднят мертвым. 10 Павел, спустившись, лег на него всем телом и сказал: не смущайтесь, ибо душа его в нем. 11 Поднявшись наверх и преломив хлеб и вкусив, и еще немало побеседовав до зари, отправился в путь. 12 Между тем отрока привели живого, и были они утешены безмерно. 13 А мы пошли вперед на корабль и отплыли в Асс с намерением взять оттуда Павла: ибо он так приказал, намереваясь сам идти сухим путем. 14 Когда же он встретился с нами в Ассе, мы, взяв его, прибыли в Митилину; 15 отплыв оттуда, на следующий день поравнялись с Хиосом, а на другой день дошли до Самоса и днем позже пришли в Милет. 16 Ибо Павел рассудил проплыть мимо Ефеса, чтобы не получилось у него потери времени в Асии; ибо он спешил, если бы это было для него возможно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. 17 Из Милета он послал в Ефес и вызвал к себе пресвитеров церкви. 18 И когда они прибыли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, когда пришел в Асию, все время с вами жил,

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

2 . Посему относительно сего двойного вида пищи надлежащим образом было сказано у того же Давида: «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя припитает». 7 Если ты желаешь жить духом – говорит – питайся созерцанием (богомыслием) и ненасытным познанием истины и озарениями, очищающими твою душу и возвышающими; если же благочестиво ты заботишься о телесной пище, то и ее Он учредит для тебя приятной и менее связанной с трудом, которую ты возымеешь тогда, когда всецело сосредоточишься в себе. Только будь осторожен, чтобы не ущербить благодать (которую получил от Бога), и стой на страже от всесторонних ловушек: с одной стороны – от гордости и от того, чтобы нечто высокое о себе думать; а с другой стороны – от скупости и от того, чтобы сберегать без труда нажитое имущество, как бы и с трудом собранное, и стараться накоплять поступающие доходы или дурным образом использовать то, что хорошо приобретается, – на основании чего, вот, некто заявляющий: «пощусь дважды в субботу», 8 впал в гордость; скупостью же стали раньше одержимы те, которые ниспосылаемую им, как дождь, с неба пищу накопляли, как бы захваченную ими, а не по благодати посланную им, 9 показывая свое ничтожество или неверие Тому, Кто всегда во время оскудения может еще изобильнее помочь им. Поэтому Он показал, что фарисей остался без вознаграждения за свое пощение; от иудеев же Он отнял благодать, будучи разгневан на них и за то, и за другое: потому что Он «гордым противится», 10 и от неимеющих – т. е. от дурным образом пользующихся – и то, что они имеют, отнимается, 11 и то, что Он дал им по Своей благости, это за их порочность Он берет обратно. Итак, поскольку мы ныне, желая приобрести Божию милость и благодать Свыше, предприняли вкушать позволяемую – и в отношении вида, и в отношении количества – пищу, то, что именуется у нас «постом», как Церковь установила для нас этот прекрасный закон в эти дни, то нам достоит напомнить нечто о посте и начертать его сущность, более же подробно представить бывающую от него пользу и помощь нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Итак, Он попустил быть буре, чтобы они всегда искали Его, потом вдруг прекратил ее, чтобы показать Свою силу, и не взошел на корабль, чтобы сделать чудо поразительнее. «На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку», вошел и сам в другие корабли, пришедшие от Тивериады ( Ин.6:22–24 ). Для чего же с такою обстоятельностью повествует Иоанн? Почему бы ему не сказать: а на другой день переправился на ту сторону и народ? Этим он хочет показать нам нечто другое. Что же такое? Что Христос и народу, хотя не прямо, но косвенно, дал возможность уразуметь случившееся. Видели, говорит, «что там, кроме одной лодки, иной не было,.. и что Иисус не входил в лодку», и вошедши в корабли тивериадские, «приплыли в Капернаум, ища Иисуса» ( Ин.6:24 ). Что другое, в самом деле, можно было подумать, кроме того, что Он перешел море, пешешествуя по нему (потому что нельзя было сказать, что Он переправился на другом каком-либо корабле: «там, кроме одной лодки, – сказано, – в которую вошли ученики Его, иной не было»). Однако же, и после такого чуда, они, пришедши, не спросили Его, как Он переправился, как прибыл, и не позаботились узнать о таком чуде; а что говорят? «Равви! когда Ты сюда пришел» ( Ин.6:25 )? Разве кто станет утверждать, что слово: «когда» ими сказано здесь вместо «как». 2. Следует и здесь обратить внимание на непостоянство их мыслей. Те, которые говорили: «это Пророк», которые старались восхитить Его и сделать царем, нашедши Его, не думают ни о чем таком, но забыв, как мне кажется, о чуде, более уже не удивляются ничему прежде бывшему. Они искали Его, но, конечно, потому, что хотели опять насладиться трапезой так же, как прежде. Перешли некогда Чермное море и иудеи, под предводительством Моисея; но большое различие между тем, что было там, и что – здесь. Тот все совершал молясь, и как раб; а этот – со всею властью. Там вода уступила напору ветра, так что можно было перейти посуху; здесь же было большее чудо: море оставалось в своем естественном состоянии и таким образом носило Владыку на своем хребте, подтверждая изречение, которое говорит: «Он ходит по высотам моря» ( Иов.9:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Аминь. БЕСЕДА 10   " Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания " (Еф. 4:4).   Губительность тщеславия.   1. Когда блаженный Павел желает расположить (христиан) к чему-нибудь особенно высокому, то, будучи исполнен мудрости и духовности, он побуждает к этому предметами небесными – примером самого Господа. Так в одном месте он говорит: " И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас " (Еф. 5:2), и еще: " Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу " (Фил. 2:5, 6). Точно также поступает и здесь. Когда бывают указаны великие примеры, у человека рождается сильная ревность и желание (подражать им). Итак, что же он говорить, побуждая нас к единению? " Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение " (ст. 4, 5). Что же такое " одно тело " ? Верные всех месть вселенной, живущие, жившие и имеющие жить. Угодившие (Богу) до пришествия Христова тоже составляют одно тело. Почему? Потому, что и они познали Христа. Откуда это видно? " Авраам, отец ваш " , – сказано, – " рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался " (Иоан. 8:56); еще: " Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал обо Мне " (5:46). Действительно, не стали бы писать о том, о ком не знали, что сказать. Если же знали, то без сомнения и почитали. Потому-то и они составляют одно тело. Тело не отделяется от духа, иначе оно не было бы телом, – потому что у нас о предметах, соединяемых между собою и имеющих большую связь, обыкновенно говорится: одно тело. Так точно и сами мы в соединении составляем одно тело, при одной главе. При единстве же того и другого, тело хотя состоит и из разных членов, важных и неважных, однако ни лучший из них не вооружается против члена ничтожного, ни первый не подвергается зависти со стороны последнего. И хотя не все (члены) имеют одинаковое отправление, а каждый подчиняется определенному требованию необходимости, однако, поэтому самому, – что все совершается ими по необходимости, или по требованию различных нужд, – все они равно достойны уважения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Если мы будем беречь его здесь, то, несомненно, погубим и здесь, и там, а если будем раздавать его со многой щедростью, то в той и другой жизни насладимся великим благополучием. Потому желающий сделаться богатым пусть сделается нищим, чтобы быть богатым, — пусть тратит, чтобы собрать, и расточает, чтобы соединить. А если это кажется тебе новым и странным, то посмотри на сеятеля и рассуди, что он не может иначе собрать большего, если не разбросает того, что имел, и не истратит того, что приготовил. Итак, станем сеять и мы, будем возделывать небо, чтобы пожать нам в большом изобилии и достигнуть вечных благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 8 «Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не перед Богом» (Рим. 4:1–2).   Важность и необходимость веры. — Авраам сверх надежды человеческой поверил с надеждою Божией. — Великая сила веры. — Нужно предпочитать любовь всяким знамениям.   1. Сказав, что мир сделался виновным перед Богом, что все согрешили и невозможно спастись иначе, как через веру, апостол старается далее доказать, что такое спасение — основание не для стыда, но для блестящей славы и даже большей, чем слава от дел. А так как спасение, совершающееся со стыдом, внушает некоторую и печаль, то он теперь устраняет такое предположение, хотя уже намекнул на это и прежде, когда (спасение через веру) назвал не только спасением, но и правдой. « Правда Божья », говорит, « открывается в нем » (Рим. 1:17), то есть, он так спасается, как спасается и праведник, с полным дерзновением. И называет это спасение не только правдой, но и явлением Бога, а Бог является в славных, светлых и великих делах. Кроме того, то же самое он раскрывает и в другом месте, излагая речь в вопросах, как он обыкновенно всегда делает для ясности и вследствие уверенности в словах своих. Так поступил он и выше, говорят « какое преимущество быть Иудеем? » И: « имеем ли мы преимущество? » И еще: « где же то, чем бы хвалиться? Уничтожено » (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Если же не хочешь, то благовременно нам сказать слова апостола: чисты мы от крови вашей; мы преподали вам все, и не опустили сказать ничего, что следовало (Деян.20:26); сами вы виноваты, если сделаете себя достойными наказания в геенне. Будем же, возлюбленные дети, подражать Павлу не по вере только, но и по жизни; будем презирать здешнюю славу, чтобы получить славу небесную. Пусть ничто настоящее не увлекает нас; бу­дем презирать блага видимые, чтобы получить блага небесные, или лучше, чтобы чрез последние получить и первые, имея впрочем, в виду преимущественно – достигнуть благ небесных, которых да сподобимся все мы. БЕСЕДА 5     " Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может. Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих " (2 Тим.2:11-14).   Угрызения совести возмущают наш покой. - Страх суда. - Иногда и в настоящей жизни Бог карает нечестивых.   1. Многие из людей слабых отказываются от подвига веры и не переносят нескорого исполнения надежды, но стре­мятся к благам настоящим и по ним судят о будущих. Когда здесь предстояли смерть, мучения, узы, а (Павел) говорил своим слушателям, что они пойдут в жизнь вечную, то иной мог не верить и сказать: что ты проповедуешь, – каким образом, когда я живу, тогда умираю, и когда умру, тогда буду жить? На земле ты не обещаешь мне ничего, и пре­доставляешь на небе? Не даешь малого, и обещаешь великое? Поэтому, чтобы никто не думал так, (апостол) представляет несомненное тому доказательство. Он уже и прежде утверждал это и приводил свидетельства, – именно слова: " Помни Господа Иисуса Христа, воскресшего из мертвых " (2 Тим. 2:8) означают то, что Он воскрес после смерти, – и теперь опять объясняет то же и говорит: " верно слово " , что имеющий жизнь небесную получит и вечную. Почему " если мы с Ним умерли " , – говорит, – " то с Ним и оживем " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

  Беседа 55   " На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца " (Иоан.8:48,49)   1. Сильно поборать нужно то, что говорят против Бога, и терпеть то, что говорят против нас. – 2. Опровержение аномеев и ариан. – 3. Должно пользоваться временем, не отлагая своего обращения. – Изображение завистливых и зависти.   1. Злоба бесстыдна и дерзка. Когда бы надобно было устыдиться, тогда она еще более ожесточается. Так было и с иудеями. Им надлежало бы придти в умиление от слов и подивиться дерзновению и последовательности Его беседы; а они, напротив, поносят Его, называют самарянином, утверждают, что Он имеет беса, и говорят: " не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе " ? Когда Он говорил нечто высокое, тогда этим людям, крайне бесчувственным, казалось это безумием. И хотя евангелист выше нигде не заметил, что они называли Его самарянином, но из приведенных слов можно заключать, что они часто это говорили. Говорят: " бес в Тебе " . Но кто имеет беса? Тот ли, кто чтит Бога, или – кто оскорбляет чтущего? Что же Христос, – эта кротость, эта снисходительность? " Во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего " , пославшего Меня. Когда надлежало научить их, смирить великую их надменность и наставить не гордиться Авраамом, тогда Он был строг; а когда Ему самому надобно было перенести от них поношение, тогда Он выказывает великую кротость. Когда они говорили: мы имеем отцом Бога и Авраама, тогда Он сильно поразил их; а когда Его самого называли имеющим беса, тогда отвечает кротко, научая нас отомщать за то, чем оскорбляется Бог, и не обращать внимания на оскорбления, наносимые нам. " Я не ищу Моей славы " (Иоан.8:50). Это, говорит, сказал Я с тем, чтобы показать, что вам, как человекоубийцам, не прилично называть Бога отцом; значит, Я сказал это ради чести Его, и за Него Я слышу это, за Него вы бесчестите Меня. Но Я нисколько не обращаю внимания на это оскорбление. Вы дадите ответ в своих словах Тому, за Кого Я слышу это ныне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Миллионы и миллионы людей, особенно в странах «третьего мира», по-прежнему нуждаются в необходимой одежде. Мф.25:43 . «был наг, и не одели Меня»… Но вернемся к следующим проблемам современного нам мира, в чем Христос может обвинить нас в день Страшного Суда: Рост хронических и эпидемиологических заболеваний – во всем мире и в нашей стране растет. Медики ожидают, что к 2013 году количество больных онкологическими заболеваниями вырастет по всему миру до 15 миллионов человек, как сообщил заместитель директора Московского научно-исследовательского онкологического института им. Герцена Валерий Старинский. «Где-то порядка 15 миллионов в 2013 году ожидается, по данным Всемирной организации здравоохранения, больных злокачественными новообразованиями. У нас (в РФ) сейчас на учете 2,6 миллиона человек» 477 , – сказал он. В 2007 году, по данным Минздравсоцразвития РФ, было выявлено 118 367 больных туберкулезом (83,2 на 100 тысяч населения). Огромное количество больных туберкулезом выходит на лиц, находящихся в местах лишения свободы. Христос с особой заботой всегда относился к больным. Сказано: «Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных» ( Мф.8:16 ). Перед Вознесением на Небеса он наставлял Своих учеников словами: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» ( Мф.10:8 ). В Церкви существует и Таинство Соборования, о котором говорится в Послании Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:14–16 ). – Но многие больные в мире по-прежнему остаются и без лечения, и без необходимого присмотра. Мф.25:43 . «был… болен… и не посетили Меня»… Рост количества осужденных и заключенных в тюрьмы – еще одна проблема. Суд – это дело Божие, и те библейские принципы проведения судебного разбирательства, которые установлены в Священном Писании, не соблюдаются мирскими судами. Впрочем, христианин только в исключительных случаях может обращаться в светский суд (см. Деян.26:32 ), для верующих существует суд церковный (см. 1Кор.6:1–7 ). Не пытаясь давать нравственной оценки светским судам, мы обратим внимание на следующие цифры:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010