(Апостол) хочет соединить всех нас узами любви… Это – прекрасные узы: этими узами мы соединяемся и между собою и с Богом. Эти узы не обременяют и не стесняют связанных ими рук, напротив, дают им бóльшую свободу, открывают им бóльшее пространство для деятельности и делают узников веселее, чем бывают несвязанные. Сильный, находясь в союзе со слабым, укрепляет его и не допускает до погибели, а беззаботного он возбуждает к деятельности. Брат от брата помогаемь, – говорит (Премудрый), – яко град тверд (Притч. 18, 19). Этого союза не может нарушить ни расстояние, ни небо, ни земля, ни смерть, ни что другое; он выше и сильнее всего. Проистекая из единства души, он в одно и то же время может обнимать многих. Слушай, что говорит Павел: Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, – говорю, как детям, – распространитесь и вы (2 Кор. 6, 12–13). Что разрушает этот союз? Сребролюбие, властолюбие, честолюбие и многое другое ослабляет и разделяет членов этого союза. Как же устранить этот разрыв? Если не будет этих (страстей), не будет и препятствий для любви. Вот что говорить Христос: когда умножится беззаконие, во многих охладеет любовь (Мф. 24, 12). Ничто столько не противодействует любви, как грех, – я разумею не только любовь к Богу, но и к ближнему… Итак, если в нас есть добродетель, то любовь не погибнет, потому что добродетель от любви, а любовь от добродетели… Добродетельный человек не предпочитает денег дружбе, он не помнит зла, не оказывает несправедливости ближнему, не наносить ему обид и сам все переносить великодушно. Из этого состоит любовь. Опять, кто любит, тот имеет все эти (качества). Таким образом одно созидается другим. Отсюда видно, что любовь от добродетели, – на что и указывал (Господь), когда говорил: когда умножится беззаконие, во многих охладеет любовь. А что добродетель от любви, об этом говорит (апостол): любящий другого исполнил закон (Рим. 13, 8). Потому необходимо быть одному из двух: или сильно любить и быть любимым, или быть в высшей степени добродетельным. Кто имеет одно, у того необходимо есть и другое; и наоборот, не имеющий любви делает зло, и делающий зло не знает любви. Будем же стремиться приобрести любовь: она предохранит нас от зла. Свяжем себя (узами любви). Пусть не будет у нас ни обмана, ни лукавства. Ничего этого нет там, где есть дружба. Об этом так сказал некий мудрец: Если ты на друга извлек меч, не отчаивайся, ибо возможно возвращение дружбы. Если ты открыл уста против друга, не бойся, ибо возможно примирение. Только поношение, гордость, обнаружение тайны и коварное злодейство могут отогнать всякого друга (Сир. 22, 23–25). c. 86–88. Беседа 9 на Послание к Ефесянам]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Далее представляет и третий (довод), который мог смирить их. Какой же? Тот, что наше знание, хотя бы и соединено было с любовью, однако и тогда несовершенно: " кто думает " , продолжает он,  " что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать " (ст.2). Сильный довод! Я уже не говорю, внушает он, что знание принадлежит всем вообще; не говорю, что, ненавидя ближнего и надмеваясь, ты причиняешь великий вред себе самому; хотя бы ты один владел знанием, хотя бы не гордился, хотя бы и любил брата, – и в таком случае знание твое несовершенно, потому что ты еще не знаешь ничего, как должно знать. Если же мы ни о чем не имеем точного познания, то как некоторые дошли до такого безумия, что говорят, будто они со всей точностью знают Бога? Хотя бы мы имели точное познание обо всем другом, и тогда не можем иметь такого познания (о Боге), потому что невозможно выразить, как велико расстояние между Ним и всем прочим. И смотри, как он низложил гордость их. Не сказал: вы не имеете надлежащего познания о предложенных (предметах), но – обо всем вообще; не сказал: вы, но: всякий, Петр ли, Павел, или кто бы то ни было. Этим он превосходно и утешил и смирил их. " Но кто любит Бога, тому дано знание от Него [ 1 ] " ­– не сказал: познал Его, но: познан Им (ст.3), потому что не мы познали Бога, а Он познал нас. Потому и Христос говорит:  " не вы Меня избрали, а Я вас избрал " (Ин.15:16). И Павел в другом месте:  " тогда познаю, подобно как я познан " (1Кор.13:12). Заметь же, сколькими доводами он низложил гордость их: во-первых, показал, что не одни они зпают то, что знают: " все мы " , говорит, " имеем знание " , во-вторых, – что знание без любви вредно: разум, говорит, кичит; в-третьих, – что и соединенное с любовью не бывает полно и совершенно: " кто думает " , говорит, " что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать " притом, это (знание) они имеют не от себя, а от Бога, даровавшего им, потому что не сказал: познал Бога, но: познан Им; и еще, это (знание) зависит от любви, которой они не имеют столько, сколько нужно: " но кто " , говорит, " любит Бога, тому дано знание от Него " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2054...

Беседа 1 1Тим.1:1–2 .  Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей, Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего. Величие апостольского звания. – Где вера, там не нужно исследования. – Против верования в рок и судьбу. 1. Звание апостола было великим, высоким и досточтимым; и мы видим, что Павел везде предварительно указывает на основания этого своего звания, (желая показать), что он не восхищает себе чести, но получил ее и обладает ею по необходимости. Когда он называет себя «званным» ( Рим.1:1 ), и когда говорит: «волею Божьею» ( 1Кор.1:1 ), и опять в другом месте: «это необходимая обязанность моя " ( 1Кор.9:16 ), и когда говорит: «для которого я поставлен» ( 1Тим.2:7 ), – всем этим устраняет (всякую мысль) о любочестии и гордости. Ведь как тот, кто до­могается чести, которая не дана ему от Бога, подлежит стро­жайшему осуждению, так и тот, кто отстраняет от себя и отвергает ее, подлежит другого рода обвинениям – в непослушании и непокорности. Поэтому Павел и теперь, в начале послания к Тимофею, говорить о том же в таких словах: «Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога» Он не сказал здесь: Павел призванный, но: по повелению. Чтобы Тимофей по человеческой немощи не подумал, что (апостол) го­ворит с ним так же, как и с прочими учениками, он таким образом и начал (свое послание). Где же Бог дал ему это повеление? В Деяниях Апостольских находим, что Дух (Божий) говорил: «отделите Мне Варнаву и Савла» ( Деян.13:2 ). И везде в своих посланиях Павел прибавляет к (сво­ему имени) имя апостола, научая слушателя не думать, что ска­занное им есть слово человеческое, – потому что посланник ни­чего не говорит от своего лица; следовательно, назвав себя посланником, он тотчас обращает мысль слушателя к Тому, Кто его послал. Вот почему он во всех посланиях ставит это имя напереди, делая через это достоверным свое слово, – и (здесь) говорит так: «Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Смотреть на Него. Смотреть и видеть Человека! Как ни унижен человек вследствие грехопадения, как ни сделался он нечистым, немощным, малым, кратковременным, тленным, при всем том он есть высшее существо видимого мира, красота и венец телесных тварей, властитель и распорядитель мира, его окружающего. Но краснейший паче всех сынов человеческих Человек Христос Иисус ( 1Тим.2:5 ) вчера и сегодня и во веки Тот же ( Евр.13:8 ), Он сидит одесную Бога, пред именем Иисуса преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних ( Флп.2:10 ). И мы видели этого Человека, этого Сына Человеческого, последнего Адама ( 1Кор.15:45 ), причастного нашей плолш ц крови ( Евр.2:14 ), во всей истине Его человечества, с плотью и костями, с язвами на руках и на ногах, стоящим, говорящим и действующим, памятующим и любящим. Можно ли отвести взор от этого желаннейшего сердцу человеческому образа Христова? Человек и Бог! Бог и человек! Что может устоять против этого неизреченного союза милости и истины, правды и мира? Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас ( Рим.8:31-34 ). Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь, воскресшу Тебе. Сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем! Но, братия, веселящиеся о Христовом Воскресении! Нельзя довольно ни наслушаться Христа, ни насмотреться на Христа. Да сопровождает Он Сам вас повсюду и Своим словом, и Своим образом! Да скажет вам тайну лучшей, совершеннейшей радости и да покажет вам неприступное величие вечной Своей славы! Да явит над всеми нами безмерное Свое благоутробие, да и мы, узники греха, к свету идем веселыми ногами, Пасху хваляще вечную! Аминь. Беседа в понедельник Пасхи Приидите, пиво паем новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа, в Нем же утверждаемся

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Я к Отцу Моему иду ( Ин.14:12 ). Иду к Отцу ( Ин.14:28 ). Иду к Пославшему Меня ( Ин.16:5 ). Я иду к Отцу Моему ( Ин.16:10 ). Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу ( Ин.16:28 ). Я к Тебе иду ( Ин.17:11 ). Иисус и ранее предсказывал, что Он вернется к Пославшему Его ( Ин.7:33 ). Говоря о возвращении к Пославшему, Он подчеркивает, что Его возвращение связано с завершением той миссии, для выполнения которой Он был послан на землю. Говоря же о возвращении к Отцу, Он указывает на Свой сыновний статус, не связанный с Его земной миссией: Он является изначальным, вечным, Единородным Сыном Отца, от Которого родился вне времени и к Которому из времени возвращается в вечность. Тема возвращения к Отцу становится рефреном беседы с учениками: вся беседа проходит под знаком этой уверенности Иисуса в том, что Он возвращается туда, откуда пришел. Он знает, что путь к этому возвращению лежит через смерть; знает, что учеников ждет скорбь, но обещает им, что эта скорбь претворится в радость ( Ин.16:20–22 ). В третьем сегменте рассматриваемого отрывка вводится термин «заповедь» (ντολ), которая вместе с глаголом «заповедать» встречается в прощальной беседе девять раз. Это слово в прямой речи Иисуса употребляется как в отношении заповеди, которую Он получил от Отца ( Ин.5:18; 12:49 ), так и в отношении заповедей, которые Он дает ученикам. Третий сегмент открывает тему любви. Она станет одним из лейтмотивов прощальной беседы Иисуса с учениками. Перейдем к рассмотрению этой темы. 2. Учение о любви Существительное «любовь» (γπη) и однокоренной глагол «любить» (γαπω) в прощальной беседе Иисуса с учениками и следующей за ней молитве Иисуса к Отцу встречаются в общей сложности 31 раз. Рассмотрим последовательно все эти упоминания, из которых выстраивается цельное и последовательное учение о любви: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин.13:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Так как (коринфяне) ревновали о делах духовных, то называет милостыню «благодатию», чтобы прибегали к ней, и «общением», чтобы знали, что они не только дают, но и сами получают. Они, – говорит, – просили нас, чтобы мы приняли такое служение. И не только то, чего мы надеялись (И не якоже надеяхомся) (ст. 5). Это он говорит и в отношении к качеству (милостыни) и к скорбям. «Мы не надеялись, говорит, чтобы находящиеся в таких скорбях и в такой нищете стали нас убеждать и столько просить». И в прочих делах (апостол) показал их тщательность, сказав: но они отдали самих себя, во-первых, Господу, [потом] и нам по воле Божией… Смотри же, как и здесь словами – отдали самих себя Господу – показывает необычайную ревность их (к Богу). Они не покорились частью Богу, а частью миру, но все и самих себя всецело предали Богу. Помогая бедным, они не возносились; напротив, творили милостыню с великим смиренномудрием, с великим послушанием, с великой почтительностью, с великим любомудрием. Что же значит: «по воле Божией»? Так как он сказал: отдали… самих себя нам, то (и указывает), что и это они сделали не по человеческим расчетам, а по воле Божией. Поэтому мы просили Тита, чтобы он как начал, так и окончил у вас и это доброе дело (Во еже умолити нам Тита, да якоже прежде начат в вас, такожде скончает и благодать сию) (ст. 6). И заметь преизобилие любви его (апостола Павла – Л.И.). «Когда, – говорит он, – те просили и убеждали нас, мы заботились о вас, чтобы вам не отстать от них. Поэтому и послали мы Тита, чтобы вы, возбужденные и наведенные этим на мысль, соревновали македонянам», – потому что Тит был там, когда было писано это послание. При этом показывает, что (Тит) еще до увещания Павлова начал это дело, как видно из слов: чтобы он как начал. Потому-то и высказывает великие похвалы Титу, как в начале послания говоря: я не имел покоя духу моему, потому что не нашел [там] брата моего Тита (2, 13), так и здесь, кроме всего вышеуказанного, прибавляя и эти последние слова. Немалая ведь похвала заключается в том, что он прежде начал, – это было знаком горячей и ревностной души. Для того и послал Тита, чтобы самое присутствие его послужило (для коринфян) побуждением к подаянию милостыни. Выхваляет же его для того, чтобы сильнее расположить к нему коринфян, так как и то имеет великую убедительную силу, если убеждаемые расположены к убеждающему. Упоминая же о милостыне в первый, второй и третий раз, прекрасно называет ее благодатью: Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским; и опять: доброхотно …весьма убедительно просили нас принять дар и участие [их] в служении святым; и еще: чтобы он, как начал, так и окончил у вас и это доброе дело. c. 616–617. Беседа 16 на Второе послание к Коринфянам]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Но, (скажете) для чего ты говоришь это нам, не монахам? Мне вы говорите это? Скажите лучше Павлу, который говорит: " бодрствуя " во всяком терпении и молитве (Кол. 4:2), который говорит: " попечения о плоти не превращайте в похоти " (Рим. 13:14); а он писал это не монахам только, но всем, живущим в городах. Мирянин не должен ничем отличаться от монаха, кроме одного только сожительства с женою; на это он имеет позволение, а на все прочее нет, но во всем должен посту­пать одинаково с монахом. И блаженства Христовы изречены не монахам только; иначе все погибло бы во вселенной, и мы могли бы укорять Бога в жестокости. Если блаженства сказаны только для одних монахов, и мирянину достигнуть их невоз­можно, а между тем (Бог) дозволил брак, то Он сам погубил всех; если в брачной жизни невозможно исполнять свойственное монахам, то все исказилось и погибло, круг добродетелей стал тесен. Как будет " Брак у всех [да будет] честен " (Евр. 13:4), если она служит нам таким препятствием к добродетели? Что же следует сказать? Возможно, очень возможно и имеющим жен быть добродетельными, если пожелают. Каким образом? Если они, имея жен, будут, " как не имеющие " , если не будут радоваться стяжаниям, если будут пользоваться миром, как не пользующиеся (1 Кор. 7:29-31). Если же некоторые находили в браке препятствие (к добродетели), то пусть они знают, что не брак служить препятствием, а воля, зло­употребляющая браком, подобно как не вино производить пьянство, но злая воля и неумеренное его употребление. Поль­зуйся браком умеренно, и ты будешь первым в царствии небесном и удостоишься всех благ, которых да сподобимся все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. 8. БЕСЕДА ВОСЬМАЯ " Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить [жертвы] о грехах " (Евр. 5:1-3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Потому начинает так: " дары различны, но Дух один и тот же " (ст.4). Прежде всего он вразумляет того, кто получил меньший дар и из-за этого скорбит. О чем, говорит, ты скорбишь? О том, что не получил столько, сколько другой? Но вспомни, что это – дар, а не долг, и получишь утешение в скорби. Потому он прямо и выразился так: " дары различны " . Не сказал: знамения, или чудеса, но: дарования, названием дара убеждая не только не скорбеть, но и чувствовать благодарность. Вместе с тем, говорит, представь и то, что хотя ты получил дар меньшей меры, но удостоившись получить его оттуда же, откуда и получивший больше, ты имеешь одинаковую с ним честь; ты не можешь сказать, что ему даровал Дух, а тебе ангел; и тебе и ему даровал Дух. Потому и прибавляет: " но Дух один и тот же " . 3. Хотя есть различие в даре, но нет различия в Даровавшем: из одного источника получили и ты и он. " И служения различны, а Господь один и тот же " (ст.5). Чтобы усилить утешение, (апостол) приводит и Сына и Отца. Самые дары называет здесь другим именем, желая и чрез это доставить большее утешение. Потому и говорит: " служения различны, а Господь один и тот же " . Услышав о даровании, получивший меньше, может быть, стал бы скорбеть; но, услышав о служении, не станет, потому что это слово означает труд и работу. Что ты скорбишь, говорит, если Бог другому повелел трудиться больше, а тебя пощадил? " И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу " (ст.6-7). Что такое, скажешь, действие? Что такое – дарование? Что такое – служение? Только различные названия, а предметы одни и те же. Он называет и дарование и служение действием. " Исполняй " , говорит, " служение твое " (2Тим.4:5); и: " я прославляю служение мое " (Рим.11:13); также к Тимофею: " по сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе " (2Тим.1:6); и к Галатам: " ибо Содействовавший Петру в апостольстве содействовал и мне у язычников " (Гал.2:8). Видишь ли, как он не полагает никакого различия между дарами Отца (и Сына) и Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2063...

1 По прекращении мятежа Павел, послав за учениками и дав им наставления, простился и отправился в Македонию. 2 Пройдя же эту область и наставив их обильным словом, пришел в Елладу 3 и, проведя там три месяца, решил возвращаться через Македонию, потому что Иудеи готовили на него покушение во время предстоявшего ему морского пути в Сирию. 4 Сопровождали его Сосипатр Пирров Вериянин, а из Фессалоникийцев Аристарх и Секунд, и Гаий Дервянин и Тимофей, Асийцы же – Тихик и Трофим. 5 Они пройдя вперед, ожидали нас в Троаде. 6 Мы же отплыли после дней Опресноков из Филипп и в пять дней прибыли к ним в Троаду, где провели семь дней. 7 В первый же день недели, когда мы были собраны для преломления хлеба, Павел беседовал с ними, намереваясь отправиться в путь на следующий день, и продолжил слово до полуночи. 8 Было достаточно светильников в горнице, где мы были собраны. 9 Сидел в окне некий юноша, по имени Евтих, погружаясь в глубокий сон по мере того, как затягивалась беседа Павла. Погруженный в сон, он упал с третьего этажа и был поднят мертвым. 10 Павел, спустившись, лег на него всем телом и сказал: не смущайтесь, ибо душа его в нем. 11 Поднявшись наверх и преломив хлеб и вкусив, и еще немало побеседовав до зари, отправился в путь. 12 Между тем отрока привели живого, и были они утешены безмерно. 13 А мы пошли вперед на корабль и отплыли в Асс с намерением взять оттуда Павла: ибо он так приказал, намереваясь сам идти сухим путем. 14 Когда же он встретился с нами в Ассе, мы, взяв его, прибыли в Митилину; 15 отплыв оттуда, на следующий день поравнялись с Хиосом, а на другой день дошли до Самоса и днем позже пришли в Милет. 16 Ибо Павел рассудил проплыть мимо Ефеса, чтобы не получилось у него потери времени в Асии; ибо он спешил, если бы это было для него возможно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. 17 Из Милета он послал в Ефес и вызвал к себе пресвитеров церкви. 18 И когда они прибыли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, когда пришел в Асию, все время с вами жил,

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Поэтому с убеж­дением сказал: «государи мои! что мне делать, чтобы спастись?» Так, не чудеса только привлекали к апостолам верующих но еще прежде чудес жизнь их. Потому и Христос сказал: «так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). Видишь ли пламенную ревность темничного стража? По­смотри и на ревность Павла. Он не медлил и не оставил его без внимания; но, находясь в узах, в колоде, в ранах, тот­час преподал ему таинства и с ним всему дому его, а после духовного очищения и духовной трапезы, принял и трапезу те­лесную. Но для чего Бог поколебал темницу? Он хотел воз­будить в темничном страже внимание к происходившему; разрешил чувственные узы связанных, чтобы разрешить ду­ховные узы темничного стража.    Наоборот сделал Христос. Когда пришел к нему человек расслабленный, страдавший двояким расслаблением, греховным и телесным, тогда Он наперед разрешил его от расслабления греховного, сказав: «чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк.2:5), а потом, когда неко­торые сомневались, богохульствовали и говорили: «кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк.2:7), Он, желая показать им, что Он есть истинный Бог, желая осудить их собственными их словами, чтобы можно было сказать: «твоими устами буду судить тебя» (Лк.19:22), говорит: ты сказал, что никто не может от­пускать грехи, кроме одного Бога; вот я отпускаю грехи; испо­ведуй же мое Божество; осуждаю тебя твоими же словами (Мк.2:10—12). Там сначала духовное разрешение, а потом чувственное; а здесь наоборот, разрешены сначала чувственные узы, а по­том духовные.    Видишь ли, какова сила песнопений, как сильна хвала, как сильна молитва? Сила молитвы всегда велика; но если молитва соединяется с постом, то делает душу еще более силь­ною. Ныне у нас особенная чистота помыслов; ныне возбуж­дается ум и душа созерцает все горнее. Потому Писание и соединяет всегда молитву с постом. Как и когда? «Не уклоняйтесь, — говорит оно, — друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1Кор.7:5); и в другом месте: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21); и еще в другом месте: «совершив пост и молитву и возложив на них руки» (Деян.13:3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3403...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010