Ввиду таких обстоятельств, Апостолам предстояло, во-первых, раскрыть и утвердить истину воскресения человека и, во-вторых, показать, что пришествие Христово, хотя и должно быть ожидаемо, но не так скоро, как думали некоторые. Говоря о воскресении, Апостолы понимают обыкновенно воскресение всего человека по душе и по телу, и потому полемизируют не только с отрицающими воскресение тела, но и с отрицающими вообще жизнь загробную. Они указывают на всю безотрадность их учения и говорят: Для чего же было бы тогда крещение, для чего терпение в бедствиях ( 1Кор.15:29–30 . Сравн. 2Пет.3 )? В противоположность этому пагубному учению, они смотрят на земную жизнь человека, как на время сеяния, за которым, по совершении праведного суда Божия, должна последовать жатва, или воздаяние каждому по мере того, что сделано им, живя в теле, доброго или злого ( 2Кор.5:10 . 2Тим.4:6 . Евр.9:27–28 . 1Пет.4:17–18 ). В частности, по поводу отрицания воскресения тела, более подробно говорит апостол Павел в послании к Коринфянам. Он поставляет там эту истину в тесную связь со всеми другими истинами Христианской церкви и указывает, что отвержение ее невозможно без отвержения этих последних. Особенно в близкой связи стоит она, по учению апостола, с истиной воскресения Иисуса Христа, так что, отвергая ее, пришлось бы отвергать и эту основную истину христианства, а с отвержением воскресения Христа становилась бы тщетною и проповедь Апостолов и вера во Христа и надежда на обещанные Им блага. Если же о Христе проповедуется, говорит он, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его ( 1Кор.15:12–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Ибо пришел Милующий их, и распят, и воскрес, дав честную кровь Свою за иудеев и за язычников. А они говорят: «рцыте, яко украдоша Его, хранящий суетная и ложная!» О Воскресении же Его говорит и Исаия: «Воздвигнет из мертвых Пастыря овец великого» ( Евр. 13:20 ); и присовокупил «великого», чтобы не почли Его равночестным пастырям предшествовавшим. 21. Итак, поскольку имеем у себя пророчества, то да будет у нас и вера. Пусть падают падающие неверием, потому что сами того желают. А ты стал на камне веры в Воскресение, и ни один еретик да не убедит тебя говорить хульно о Воскресении. Ибо манихеи до ныне утверждают, что Воскресение Спасителево мечтательное, а не слушают Павла, который пишет: «бывшем от семени Давидова по плоти» ( Рим. 1:3 ), и далее говорит еще «из Воскресения от мертвых Иисуса Христа Господа нашего» (4). И к ним опять продолжает речь и говорит: «И не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? или кто сойдет в бездну, т. е. Христа из мертвых возвести» ( Рим. 10, 6 . 7)? А подобно этому, предостерегая, и в другом месте также написал: «Поминай Иисуса Христа, восставшаго от мертвых» ( 2Тим. 2:8 ). И еще: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал» ( 1Кор. 15, 14. 15 ). А далее говорит: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (20) и что явился Кифе, потом двенадцати» (5). Ибо, если не веришь одному свидетелю, то имеешь двенадцать свидетелей. «Потом явился более нежели пяти стам братии в одно время» (6). Если не верят двенадцати, то пусть примут пятьсот. «Потом же явился Иакову» ( 1Кор. 15:7 ), брату Своему, первому здешнему епископу. Поэтому, если такой епископ видел Воскресшего Христа Иисуса в прежнем Его образе, то не будь неверующим и ты, ученик Его. Но скажешь, что брат Иаков свидетельствовал по благорасположению. «А после всех явился и мне» (8), Павлу, врагу. Какое же свидетельство проповедующего врага бывает сомнительно? Прежде был я гонитель, а теперь благовествую Воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Но они говорят: скажите... украли Его ( Мф.28:13 ), (они), чтущие суетных и ложных ( Иона 2:9 ). О воскресении же Его и Исаия говорит: Который вывел их из моря с пастырем овец Своих ( Ис.63:11 ); присовокупил он: великого, чтобы не почли Его имеющим равное достоинство с предшествовавшими пастырями. 21 . Итак, имея пророчества, да пребудем в вере. Пусть падают падающие от неверия, поскольку хотят того; а ты стой на камне веры касательно воскресения, чтобы какой-нибудь еретик не склонил тебя бесславить воскресение. Ибо манихеи доныне говорят, что воскресение Спасителя было в призраке, а не истинное, не внимая Павлу, который написал: Который родился от семени Давидова по плоти ( Рим.1:3 ); и который тут же говорит: из воскресения от мертвых Иисуса Христа Господа нашего (ср. Рим.1:4 ). И в другом месте, обращаясь к ним, говорит: не говори в сердце твоем и проч. кто сойдет в бездну? то есть Христа от мертвых возвести ( Рим.10:6–7 ). Подобным образом для утверждения негде написал: Помни Господа Иисуса Христа... воскресшего из мертвых ( 2Тим.2:8 ). И опять: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал ( 1Кор.15:14–15 ). Но потом говорит: Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших ( 1Кор.15:20 ); и явился Кифе, потом двенадцати ( 1Кор.15:5 ). Если не веришь этому свидетелю, имеешь двенадцать свидетелей. Потом явился более нежели пятистам братий ( 1Кор.15:6 ). Если двенадцати не верят, то пусть примут свидетельство пятисот. Потом явился Иакову ( 1Кор.15:7 ), брату своему, первому епископу паствы сея. Итак, если этот епископ видел воскресшего Христа Иисуса в первом Его образе, то ты, ученик Его, не должен быть в неверии. Но скажешь, что Иаков, будучи братом, по приязни засвидетельствовал: после всех явился и мне ( 1Кор.15:8 ), – Павлу, врагу Его. А какое свидетельство, врагом возвещаемое, бывает сомнительно? Быв прежде гонителем, ныне я благовествую воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Как же это объяснить? Вера в величайшее чудо воскресения из мертвых, которого никакой «чудотворец», а тем паче ученый, мудрец или государственный деятель никогда не мог совершить и не совершит, — и тут же забвение! Оказывается, что веры как состояния ума еще недостаточно для нашего спасения. В Евангелии есть и другой пример человека, который верил в воскресение мертвых, но был при этом тяжким грешником, усугублял свои грехи все новыми и новыми согрешениями и умер без раскаяния. Это Ирод. Услышав о чудесах, которые творили ученики Спасителя, — а к тому времени Ирод уже казнил Иоанна Крестителя — Ирод, несмотря на то что ему пытались возражать, с уверенностью сказал: «Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому такие чудеса совершаются им и его учениками» (см. Мф.14:2 ; Мк.6:14-16 ; Лк.9:7-9 ). Конечно, Ирод ошибался — это ученики Спасителя творили чудеса. Но для нас важно то, что он твердо верил в воскресение из мертвых, — и, тем не менее, эта вера никак не удерживала его от совершения всех его беззаконных дел, в том числе и по отношению к Спасителю. Мы помним, что Понтий Пилат, желая снять с себя ответственность за суд над Спасителем и узнав, что Он родом из Галилее и как бы состоит под властью Ирода, послал Спасителя к нему. Ирод же, вместо тоге чтобы отпустить невиновного человека, решил польстить Пилату и проявил свое по добострастие. Ирод и Пилат до того времени были в плохих отношениях, и теперь Ирод решил воспользоваться случаем извлечь из происходящего политические выгоды 1 примириться с Пилатом ради собственного блага и блага своего крошечного государства. Он отослал Иисуса обратно к Пилату, вместо того чтобы взять на себя ответственность за справедливое освобождение совершенно невиновного человека, пусть он да» и не считал Его пророком. Итак, мы видим, что вера в воскресение из мертвых ничего не принесла ни Ирод ни евреям, которые уже не просто верили, но даже точно знали, что Лазарь воскрес из мертвых. Мы должны ужаснуться от этих примеров и посмотреть на себя, что( проверить, живем ли мы согласно своей вере в то, что Иисус есть пришедший в м Сын Божий, Одно из Трех Лиц Пресвятой Троицы.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

– На третий день после Его смерти, то есть точно так, как Он много раз предрекал Своим ученикам. Иисус Христос умер в пятницу и воскрес в воскресенье. Кто первым узнал о воскресении Иисуса Христа? – Воины, которым иудеи велели стеречь гроб Его. Кого они известили о воскресении Иисуса Христа? – Иудейских первосвященников и старейшин. Как старейшины и первосвященники восприняли это известие?Они испугались и забеспокоились, подкупили стражей, дав им довольно денег, и велели объявить всем, «что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали» ( Мф.28:12–13 ). Кто из последователей Иисуса Христа первым узнал о Его воскресении? – Жены, следовавшие за Ним из Галлилеи. Ангелы, представшие перед ними у Его гроба, сказали: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес» ( Лк.24:5–6 ). Как и кому Иисус Христос неопровержимо доказал, что Он воскрес из мертвых?Он доказал, что жив телесно Своим ученикам и последователям, причем не один раз, а многократно, в течение сорока дней являясь им живым, о чем свидетельствуют Евангелия, Деяния апостолов, Послания апостолов и Откровение. Что Иисус Христос делал в течение сорока дней от Своего воскресения до вознесения на небеса? – Он в продолжение сорока дней продолжал говорить ученикам Своим о величайших тайнах Царствия Божия. Почему говорится, что Иисус Христос воскрес на третий день по писанием? – Потому, что о Его воскресении были пророческие слова еще в Ветхом Завете (например, Пс.15:9–10 ; см. Ис.53 ). Сам Иисус Христос сравнивал Себя с пророком Ионой, говоря: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.12:40 ). И еще раз, после Своего воскресения Он говорил апостолам: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день» ( Лк.24:46 ). 2.1.6. Шестой член Символа Веры Как звучит шестой член Символа Веры? – И восшедшаго на небеса, и сидяща одесную Отца. Когда Господь вознесся с земли на небо? – На сороковой день после Своего воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

4. Истина Воскресения Христова, чрез веру проникнув в сознание наше и сердце (мир наших чувств), оказывает на верующих огромное нравственное воздействие, способное преобразить и изменить нашу жизнь – всецело, из состояния чад гнева в состояние чад Божиих. «Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6: 4–5). То есть нравственного и морального перерождения, того, что на языке Библии и означает спасительное рождение свыше. «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10: 9–10). То есть мы живем так, как веруем, и веруем так, как живем. Это всецелое Божие прощение, которое предоставляет человеку возможность начать все снова – «с чистого листа» 5. Есть и спасительный смысл в вере в Воскресение Христово. Когда мы верим в Его Воскресение, мы верим в то, что и сама Смерть Его не была напрасна. Ибо когда Сын Божий умер на Кресте, то и Его враги и друзья начали ожидать, примет ли Бог Отец эту Жертву. И когда Он воскрес, это и была полная спасительного смысла истина о том, что жертва Его принята и мы оправданы. «Который (то есть Христос. – прот. О.С. ) предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4: 25). Само библейское понятие «оправдание» есть термин и понятие юридическое. Представьте себе: идет суд, и судия внимательно следит за словами прокурора и адвоката. И вдруг (!) неожиданно для всех – и для защиты, и для обвинения – судья провозглашает: ОПРАВДАН! «Оправдан» означает, что никогда и не был виновен! То есть такое всецелое Божие прощение, которое предоставляет человеку возможность начать все снова, «с чистого листа». «Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1: 18).

http://pravoslavie.ru/112033.html

Еще большее значение имеет, по учению Апостолов, воскресение Иисуса Христа. Оно служит не только основанием для веры в воскресение мертвых, но и для всей их апостольской проповеди, для всей возвещаемой ими веры. Если Христос не воскрес, говорит апостол Павел, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших ( 1Кор.15:14–20 ). В тесной связи с событиями смерти и воскресения Христа Спасителя стояло, по учению Апостолов, еще одно событие, тоже имевшее искупительное значение. Событие это есть сошествие Христа в ад и спасение оттуда всех с верою ожидавших Его пришествия. О нем говорится в первом послании апостола Петра и в послании апостола Павла к Ефесянам. В послании апостола Петра указывается на сошествие в темницу духов и проповедь Христову там ( 1Пет.3:19 ), а в послании к Ефесянам – на снисшествие в преисподние места земли и пленение плена ( Еф.4:8–9 ). За воскресением Христа последовало, по учению Апостолов, восшествие на небо, пребывание одесную Бога Отца и покорение Ангелов, и Властей, и Сил ( 1Пет.3:22 ). И этому окончательному моменту славы Христа придается Апостолами великое значение. Как вошедший в самое небо ( Евр.9:24 ) и всегда живый, Он всегда может ходатайствовать за верующих в Него ( Евр.7:24 ), может спасти их до конца и спосадить их с Собою на небесах ( Еф.2:6 . 1Ин.2:1 ). §39. Учение Святых Апостолов о Церкви и Таинствах Как по учению Христа Спасителя, всякий желающий пользоваться плодами учения и дел Его должен быть ветвью той лозы, которая есть Он Сам ( Ин.15:5 ), или, что то же, быть членом основанного Им Царства ( Ин.3:5 ), так точно и по учению Апостолов необходимо быть для того членом тела Христова, или, что то же, Церкви Его ( 1Кор.12:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Скачать epub pdf Почему Церковь так настаивает на том, что Иисус именно телесно, физически воскрес из мертвых? Что это меняет в Его учении? Слова «учение Иисуса» могут сбивать с толку – «учение» это что-то, что можно отделить от учителя. Учение Будды не изменилось бы (и никак бы не пострадало) если бы выяснилось, что никакого Гаутамы Будды на свете не было, а «четыре благородных истины» выдвинул кто-то другой. Это же можно сказать про большинство других учителей – платонизм, как философская концепция, мог бы существовать и без Платона. Если бы Платон умер в юности, к тем же идеям мог бы прийти и кто-нибудь другой. Но «учение Иисуса» невозможно отделить от самого Иисуса. Значительная часть Его учения свидетельствует о Нем Самом. Все учителя говорили как посланники от лица истины, и только Иисус сказал, что Он и есть истина ( Ин.14:6 ). Они говорили о том, что желают обратить людей к свету – Иисус говорил, что Он есть Свет Миру ( Ин.8:12 ) Он говорил, что сошел с небес ( Ин.6:38 ), что видевший Его видел Отца ( Ин.14:9 ), что именно Он, Иисус, придет судить все народы в последний день ( Мф.25:31 ). Иначе говоря, Он утверждал, что в Его лице мы встречаем Бога, Создателя всего существующего, Того, кто определяет нашу временную и вечную участь. Эти поразительные откровения вызвали – как и можно было ожидать – крайне враждебную реакцию: «не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» ( Ин.10:33 ) Иисуса обвинили в богохульстве и мятеже, и приговорили к распятию. После того, как Он умер на Кресте и был погребен, Он воскрес из мертвых и явился ученикам. Бог , которого, по словам обвинителей, якобы хулил Иисус, воскресил Его из мертвых – это полагает печать Божиего одобрения на всем, что Иисус сказал и сделал в годы Своего земного служения. То, что Он говорил о Себе, истинно – Отец Небесный подтвердил это, вернув Его к жизни. Это означает, что Иисус – не древний учитель, от которого остались кое-какие наставления. Он действительно Бог, Судия и Спаситель. Он жив сейчас. Как говорит апостол Павел, «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» ( Рим.6:9 ) и мы можем обратиться к Нему в покаянии и вере; мы можем воззвать к Нему – и Он услышит. Люди могут присоединиться к созданной Им Церкви подданными Его Царства, поступить к Нему на службу, заключить с Ним завет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Женщины должны были повторить перед учениками слова, сказанные им Ангелом, что «Он воскрес из мертвых». Προγει – см. комментарии к Мф.26:32 . Глагол этот не значит, что Иисус Христос пойдет пред учениками, будет вести их в Галилею, но будет находиться уже в Галилее, когда они туда прибудут. Трудно сказать, относится ли ψεσθε к женщинам и ученикам вместе, или только к одним ученикам. Смысл можно передать так: «скажите ученикам Его: Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите»; и так: «скажите ученикам Его: Он воскрес из мертвых. Там Он предваряет вас, женщин (вместе с учениками); там вы, женщины (и ученики), Его увидите». В дальнейшем рассказе Матфей не говорит ясно, что Христос явился в Галилее и женщинам (стих 16). Мейер замечает что μς и ψεσθε относятся к ученикам, а не только к женщинам, которые уже видели Иисуса Христа. По поводу этого можно сказать, что, как видно из рассказов других евангелистов, и ученики также видели Господа перед явлением Его в Галилее. Конец данного стиха и остальная часть 28-й главы потеряны в Сиро-синайской рукописи (Меркс). Мф.28:8 .  И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. (Ср. Мк.16:8 ; Лк.24:8–11 .) Буквально: «и отойдя быстро от гроба» и пр. Ни у кого из синоптиков не выражено точно мысли, что женщины вышли «из» гроба (как в русском переводе), если только не принимать у Матфея чтения ξελθοσαι, встречающегося в нескольких кодексах, вместо πελθοσαι (в Вульгате – exierunt). Марк употребляет ξελθοσαι с π. Замена предлога «от» предлогом «из» в русском переводе была, вероятно, следствием обстоятельства, что Ангел пригласил женщин войти в самый гроб (стих 6), или в пещеру, где он находился. Но большой разницы в смысле при таком или ином переводе не получается. Ταχ – «скорее» – 7-го стиха соответствует то же слово в 8-м стихе. Но вместо «пойдите» ( πορευθεσαι) 7-го стиха здесь δραμον, от τρχω – «бегу». Ангел повелевал им только быстро «идти»; исполняя это повеление, женщины быстро «побежали».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

»Пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб«. Предшествуют апостолам по служению , жены, которые по полу следуют после мужчин, по чину 4 – после апостолов. Но здесь не показывают апостолов медлительными те, кто не внешний вид женщин, а образ Церквей несут ко гробу Господа. Мария и Мария, вторая как первая и первая как вторая. Мария – Матерь Христа, одно (Ее) имя удваивается в (двух) женах, поскольку Церковь , происходящая из двух народов, то есть из язычников и иудеев, единой изображается из двух человек, ибо «первые будут последними, а последние первыми» ( Мф. 20. 16 ). Подходит Мария ко гробу, подходит к утробе воскресения, подходит к рождению жизни, то есть ко Христу, Который вышел из гроба веры, как был рожден из лона плоти; и Того, Кого заключенное девство привело к земной жизни, заключенный гроб возвращает к жизни вечной. Это есть знамение Божества – сохранить Деву нетленной после рождения, это есть знамение Божества – выйти во плоти из гроба. Мария и Мария пришли, чтобы увидеть гроб. Видишь, что они пошли чтобы видеть не на Господа, а гроб, ибо они не искали среди мертвых того, кто был уже жив, ибо они верили, что Господь уже воскрес. Но ангел сошел и отвалил камень. Отвалил камень не для того, чтобы дать возможность выйти Господу, но для того, чтобы показать миру, что Господь уже воскрес, чтобы дать подтверждение веры сослужителям 5 , а не для того, чтобы подать помощь Господу для воскресения. Отвалил камень – ради веры, потому что привален был ради неверия. Отвалил камень, который стал извещением жизни, хотя поставлен был для охраны смерти. Молитесь, братья, чтобы ангел сошел ныне и изгнал всю грубость наших сердец, отворил заключенный наш разум, и засвидетельствовал также, что Христос воскрес из наших душ 6 , ибо как сердце есть небо, на котором Христос живет и царствует, так и грудь есть гроб, где Христос еще удерживается, будучи мертвым и погребенным. Смерть Христова в прошлом. Христос, как человек, страдал, воскрес и был погребен, ныне он есть, живет, царствует, пребывает и остается навсегда как Бог 7 . Слушайте апостола: «Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. ( 2Кор. 5:16 ) «Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога» (6. 10), это означает, что Он живет как Бог 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Hrisolog/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010