Собор мон-ря Ошкванк. 963–973 гг. Собор мон-ря Ошкванк. 963–973 гг. Для искусства IX-X вв., интенсивно развивавшегося в мон-рях Тайка, также характерна связь с культурой Византии и традициями арм. архитектуры доараб. времени. Зодчество Тайка развивает темы триконха (Ис), тетраконха (Мухладжи-килисе), варианты свободного, полусвободного и вписанного крестов (Эгрек, Вачедзор), крестово-купольного триконха (Ошкванк (Ошки), 963-973), тип вписанного креста с квадрифолием внешних стен (Бобосгер), тетраконха с галереей, тетраконха с угловыми нишами (Чамхус), шестиконха (Олту, Кягмис-Алты), однонефных залов (Покрванк) и трехнефных базилик (Пархал, Дорт-килисе, обе 60-х гг. Х в.) и др. Масштаб крупных храмов (29 ´ 44,7 м в Ошкванке), их конструктивные особенности (применение комбинированных тромпово-парусных переходов к основе купола) и стилистические приемы (напр., применение фасадной аркатуры) восходят к арм. архитектуре VII в. и связаны с именем еп. Тайка и католикоса Нерсеса III, строителя храмов в Ишхане, Олту и, вероятно, в Банаке (Бане). В эпоху Багратидов наиболее значительные памятники созданы в правление Давида Куропалата: монастырские соборы в Ошкванке, Хахуле (Хахули, 2-я пол. X в.), Дорт-килисе и Пархале отличаются вытянутыми пропорциями всего здания или его зап. рукава, высотой, богатством орнаментации баз и капителей внутренних столпов (вероятно, визант. воздействие). Своды соборов укреплены частыми подпружными арками, «ложкообразные» тромпы в основах парусов украшены резными раковинами. Базилика мон-ря Дорт-килисе. 984 г. Базилика мон-ря Дорт-килисе. 984 г. Алтарные преграды этого времени неизвестны. Алтарные возвышения высотой в 1-2 ступени могли иметь орнаментированную фронтальную стенку (Дорт-килисе). Специфической чертой крупных соборов Тайка является наличие обращенных к алтарю ниш в вост. гранях зап. пары подкупольных столпов (Ошк, Ишхан) или аналогичных столпов трансепта (Пархал). В Дорт-килисе к зап. граням приалтарных пилонов примыкают приподнятые на высоту 1,5-2 м каменные кивоты с арочными перекрытиями. Особенностью храма в Ишхане является амбулаторий (VII, IX или XI в.), отделенный от полукружия апсиды аркатурой. В большинстве церквей Тайка жертвенник и диаконник сообщались с апсидой.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ (Карсская) [груз. ] (XIII-XVI вв.) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) с кафедрой в г. Кари (ныне Карс, Турция). Географическое положение Единственное описание территории К. е. сохранилось в достаточно позднем источнике нач. XVI в. «Подвластные католикосу первосвященники и паства в Самцхе-Саатабаго». В нем сообщается, что в «паству кариели» (Карийского архиерея) входили «весь Кари и [земли] по эту сторону границы Кола и Олтиси, Гагчевани и Кагзевани» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 245; Бакрадзе. 1878. С. 83). Под «всем Кари» подразумевались окрестности города. К груз. провинциям Кола и Олтиси относились земли у истоков р. Куры (ныне р-н Гёле в иле Ардахан) и в бассейне р. Олту (ныне р-ны Олту, Шенкая, Нарман в иле Эрзурум); т. о., территории «по эту сторону границы Кола и Олтиси» охватывали области на южном склоне водораздельного хребта Аллахюэкбер (примерно соответствует совр. тур. р-ну Селим в иле Карс). Область Гагчевани (позже тур. санджак Гечеван) - ныне юж. часть р-на Сарыкамыш (в иле Карс) на левом берегу р. Аракс; Кагзевани (ныне Кагызман) - город и одноименная провинция на правом берегу р. Аракс. С северо-востока К. е. граничила с Анисской епархией . Граница проходила вдоль высот, разделяющих бассейны рек Карс и Ахурян (Арпачай). С северо-запада хребет Аллахюэкбер отделял К. е. от Дадашенской и Банской епархий. С запада и юга К. е. от территорий Валашкертской епархии отделяли хребты Соганлугский и Агрыдаг. На востоке и юго-востоке К. е. граничила с провинциями Ашорни и Сурмари, на к-рые распространялась юрисдикция Армянской Апостольской Церкви . Ныне территории К. е. соответствуют илю Карс (Турция). История Древнегрузинское слово «кари» () обозначает род, родовое поселение. Топонимы с компонентом «кари» характерны для Вост. Грузии, в частности Картли (Брачулткари, Мтиулткари и др.). Географические наименования такого типа засвидетельствованы также в юго-зап.

http://pravenc.ru/text/1681043.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИШХАНИ [груз. , от арм. главный], муж. мон-рь (30-40-е гг. IX в.- не ранее XVI в. и до XVIII в. с перерывами) и кафедра Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), культурно-лит. центр груз. исторической юго-зап. пров. Тао. Основан прп. Григорием Хандзтийским (Ханцтели) и свт. Саввой Ишхнели в Кларджетской пуст. Расположен в Тортумском ущелье, на правом берегу р. Олту (Олтиси), в т. н. Грузинской долине (близ Юсуфели, иль Артвин, Сев. Турция). Мон-рь воздвигнут на высоком плато, сохранились 2 церкви. На востоке от И. находится одноименная турецкая деревня Ишхан, на северо-востоке от нее - руинированная Ишханская крепость. Ишханское плато с 3 сторон окружено горами: на севере и востоке - Карьол (Кариели), на юге - Арафек, на юго-востоке - Ургюндюз. История Сведения об И. содержатся в груз. средневек. исторических материалах, а также в многочисленных эпиграфических памятниках кафоликона И. Об истории постройки кафоликона И. и об основании здесь обители и епархиальной кафедры стало известно после публикации Жития прп. Григория Ханцтели, осуществленной Н. Я. Марром в 1911 г. Житие было создано Георгием Мерчуле в 951 г. (Hieros. Patr. 2, XI в.- Георгий Мерчуле. 1911; 1963. Т. 1. С. 248-319; Он же. 1982. С. 107, 204; Он же. 1999. С. 253, 324). Прп. Григорий, считающийся возобновителем монашества в Грузии, в VIII-IX вв. подвизался в Тао-Кларджети, где он и его ученики основали много монастырей; прп. Григорий стал архимандритом 12 обителей Кларджетской пуст. В Житии рассказывается, что 1-я церковь в И. была построена в 30-х гг. VII в. арм. епископом-халкидонитом св. Нерсесом III Таеци (католикос Армении в 641-661/2). По мнению В. Джобадзе, этот храм был разрушен в 30-х гг. VIII в., во время нашествия на Грузию арабов под рук. полководца Мервана ибн Мухаммада (Мурвана Глухого) ( Djobadze. 1992. P. 192). Кафоликон мон-ря Ишхани. Общий вид Кафоликон мон-ря Ишхани.

http://pravenc.ru/text/1237981.html

впрочем еще ниже, в митрополии трансильванской). Первому или старшему из двух митрополитов присвоено было наименование митрополита  πσης Ογγρας  κα Πλαγηνν, т. е. всея Угрии и сопредельных областей (см. Кодина у Ралли и Потли V, 501 fin., Acta Patriarchat. I, 494), и с титлами  ξαρχος  κα πρτιμος он имел занимать место после митрополита никомидийскаго (Кодин ibid., -которое в росписи сего последнего есть седьмое в ряду митрополичьих, ibid. 499); второй назывался митрополитом  το μρους Ογγροβλαχας τςκατ τν Σεβερνον (Acta Patriarchat. II, 519, 312), и с титлом  πρτιμος (ibid. I, 535) сначала занимал место после митрополита мелитенского (ibid. I, 536), а потом амасийского (Кодин у Ралли и Потли V, 502 нач., – из коих первое в каталоге Кодина есть 13-е в общем ряду, а второе – 12, ibid. стр. 499). Кафедра первого митрополита, вероятно, была в одном городе с столицей государства, т. е. сначала в Арджисе, а потом, по перенесении, столицы в конце XIV или в начале XV столетия из Арджиса в Торговище, в сем последнем; его епархию, как следует заключать от указаний относительно епархии второго митрополита, составляла восточная часть Валахии, начиная на западе от реки Алуты (Олту), или так называемая нынешняя большая Валахия. Епархию второго митрополита, судя по тому, что он называется митрополитом  το μρους Ογγροβλαχας τς  κατ τν Σεβερνον, составляла западная часть Валахии, начиная на востоке от той же реки Алуты, или нынешняя так называемая малая Валахия, потому что Северином, северинским краем, называлась именно эта сейчас указанная область; кафедра его, вероятно, находилась в том городе, по имени которого называлась область и епархия, т. е. Северине (быв основан римлянами, как думают, назван был по имени импер. Александра Севера; существуя до настоящего времени в виде небольшого местечка и называясь в настоящее время Zöreny – Чёрени, см. Бюшинга Erdbeschreibung, ч. 1-й т. 2-й, стр. 1625 (в Гофмановом Lexicon Universalë Severinum – vulgo Sverin), находится на Дунае между западной границей Валахии и городом Чернецом, ближе к сему последнему, насупротив развалин бывшего Траянова моста чрез Дунай; на имеющихся у нас картах – на одном он называется Turnul, на других Severiner Thurn и Turnu Severin) 204 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1907 г. в частное наемное здание вместимостью до 250 чел. в центре г. Кагызман (ныне на территории Турции) была переведена полковая (с 1882) ц. во имя блгв. кн. Александра Невского при 1-м Запорожском имп. Екатерины Великой казачьем полку. 17 дек. 1909 г. освящена возведенная в г. Ольты (ныне Олту, Турция) ц. во имя блгв. кн. Александра Невского, учрежденная при 1-м Горско-Моздокском полку Терского казачьего войска в 1882 г. Построена по проекту Вержбицкого, отличается разнообразием примененных материалов: серого колотого камня с раствором для стен, красновато-коричневого и светло-бежевого туфа для архитектурных деталей. Храм хорошо сохранился, утрачены лишь главы и шатер колокольни. Ист.: Вестник Эриванского правосл. прихода. Эривань, 1909-1912; Дамиан (Говоров), архим. Речь при наречении во епископа Ереванского//ПрибЦВед. 1916. 21. С. 503-506; Интервью с еп. Серафимом//Бакинский рабочий. 1930. 27 февр.; То же//Известия. 1930. 1 марта; Возобновление молитвенно-канонического общения между двумя Православными Церквами - Грузинской и Русской: Выписка из журнального Определения Священного Синода при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси от 19 ноября 1943 г. 12 [О признании автокефалии Грузинской Православной Церкви]//ЖМП. 1944. 3. С. 7. Лит.: Цитович Г. А., свящ. Кавказский военный округ// Он же. Храмы армии и флота: Ист.-стат. описание. Пятигорск, 1913. Ч. 1: Храмы армии. С. 410-425; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 1. С. 304-305; Т. 3. С. 18-19; Т. 4. С. 171-172; Т. 5. С. 427-430; Т. 6. С. 68-69; Такаишвили Е. Археол. экспедиция 1917 г. в южные провинции Грузии. Тбилиси, 1952; Митр. Антоний (Романовский): Некролог//ЖМП. 1962. 12. С. 20-22; Долженко И. В. Хозяйственный и обществ. быт рус. крестьян Вост. Армении. Ереван, 1985; она же. История переселения и основания рус. селений в Закавказье//Русские старожилы Закавказья: Молокане и духоборцы. М., 1995. С. 22-38; она же. Хозяйственный быт рус. крестьян Вост. Армении (XIX - нач. ХХ в.)//Там же. С. 53-88; Комарова О. Д. Этнокультурные процессы среди рус. населения Армении//Русские в совр. мире. М., 1998. С. 171-196; она же. Русская диаспора на территории бывшего СССР//Там же. С. 48-73; Губонин. История иерархии. С. 552, 601, 648, 713, 766, 777.

http://pravenc.ru/text/190125.html

В изъяснении значения должности великого дворника и лагофета переводчик приводит разноречивые справки по Палаузову и Накко. По первому – великий ворник (дворник) – это министр юстиции, 52 а у Накко сказано, что великий ворник есть министр внутренних дел 53 . Ввиду этого, заявляет г. Яцимирский, считаем необходимым разъяснить недоумение переводчика по поводу значения должности великого дворника и лагофета у Палаузова и Накко. По объяснению молдавского летописца Уреке, великий дворник был «главным судьей в округе=judector mare n acele prti». A. Д. Xenopol прибавляет, что дворник ведал и дела чисто административные [atrbut ie de ocirmuire], причем судил он при господарском дворе – jude – castor ul curt, ei 54 . Великий же лагофет ведал и скреплял исключительно грамоты, выходившие из господарской канцелярии, и хранил господарскую печать 55 . Происхождение слова «драбанд» переводчик неправильно объясняет от персидского – дарбан (привратник) (вып. 1, стр. 54, примеч.). Это слово [драбанд] взято румынами у немцев вместе с введением института наемников. Слово «крендели» (вып. III, стр. 7) лучше заменить более точным – «калачи», от румынского: colaci. Некоторые названия переданы не вполне точно: вместо Тратуш должно быть Тотруш (вып. V, стр. 3); вместо Белаша должно быть Балаша [вып. V, стр. 17]; вместо Ольту должно быть Олту (вып. V, стр. 24 ); вместо Поливрас (у Павла Бульфараж) должно быть Половрач [вып. V, стр. 35]. Во всем первом выпуске собственные названия и имена передаются очень непоследовательно: наряду с точной русской транскрипцией арабских начертаний согласно рукописи, иногда находим совершенно немецко-русские названия, которых не уразумел ни один румын: иногда более правильное название выведено в скобки или наоборот, иногда в примечании и т. д. Дело в том, что у архидиакона Павла наряду с фонетическими точными названиями, записанными им согласно румынскому произношению, встречаются названия, по которым можно только догадываться о каком именно месте он говорит. Последнее, по нашему мнению, происходит от того, что автору в большинстве случаев передавали эти названия его спутники и переводчики – греки, которые всегда искажали твердые румынские звуки. Выпишем, например, такие же греческие по окончаниям или формам названия: Василури вместо Васлуй (вып. I, стр. 47), Баркалам вместо Пыркалаб (вып. I, стр. 45), бостеникос вместо постельник (вып. I, стр. 51), менимча или бениса вместо румынской весии=погреб (вып. 1, стр. 72) или пивница [вып. V, стр. 37и др.], сатража вместо стража (вып. I, стр. 92), сотникос вместо сотник (вып. I, стр. 93), Нистрос – вместо ’Nistru или Днестр (вып. I, стр. 104), грамматикос вместо грамматик, т. е. секретарь (вып. I, стр. 140), пастрофос вместо пестрев. (вып. V, стр. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИШХАНСКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ] (IX-XVII вв.), Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) с кафедрой ишхнели (Ишханского архиерея) в монастыре Ишхани (в с. Ишхан, иль Артвин, Сев. Турция). Географическое положение Вид на кафоликон мон-ря Ишхани Вид на кафоликон мон-ря Ишхани Сохранилось позднее историческое описание территории И. е. В источнике нач. XVI в. «Подвластные католикосу первосвященники и паства в Самцхе-Саатабаго» территории И. е. определены так: «По эту сторону Гурджибогази, весь Тортоми, ниже Таоскари, по эту сторону верхней части Артануджи называвшийся Сакрулави; а по ту сторону (р. Чорохи.- Авт.) по эту сторону горы Орджохи, все Сакавкасидзо, по эту сторону Испир-Трапезундского хребта» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 245; Бакрадзе. 1878. С. 83). Груз. историк XVIII в. Вахушти Багратиони в соч. «История царства Грузинского», в главе «Описание выдающихся мест Самцхе-Саатабаго», опираясь, вероятно, на документ «Подвластные католикосу...», описывает территории И. е. следующим образом: «Выше Артвин соединяется с Чорохи ущельем, выходящим с горы Тортом-Испири, и идет к востоку. На берегу стоит Ишханская крепость, довольно твердая, огромный и прекрасно выстроенный купольный храм. Здесь восседал епископ, пастырь Испири, Тортоми, Байбурди, до Трапезундской горы, а ныне пустует» ( Вахушти Багратиони. 1973. Т. 4. С. 681). Ишханская епархия Ишханская епархия Гурджи-Богаз (Гюрджюбогазы), или «Грузинский проход», находился у истоков р. Евфрат (Карасу); «весь Тортоми» (совр. Тортум) занимал территории ущелья р. Тортум в Имиер-Тао; «ниже Таоскари» - земли по нижнему течению р. Олту, сев.-вост. часть Амиер-Тао. Таоскари (совр. Тавскер на р. Салачур, правом притоке р. Олту) и его окрестности принадлежали Банской епархии . На севере И. е. включала часть Кларджети («по эту сторону верхней части Артануджи называвшийся Сакрулави») до области Артануджи. «Горой Орджохи» назывался хребет между реками Бархал и Мургул. «Сакавкасидзо» - феодальное владение рода Кавкасидзе с центром в Отхтаэклесиа . Т. о., земли в среднем течении р. Чорохи (Чорух) и ее правом притоке Бархал (провинции Пархали и Асиспори в Имиер-Тао) также входили в состав И. е. На юго-западе территория И. е. охватывала провинцию Спери (Испир и Байбурт, лежащие «по эту сторону Испир-Трапезундского», т. е. Лазистанского хребта) в верхнем течении р. Чорохи ( Мусхелишвили. 1980. Т. 2. С. 165-168; Атлас истории Грузии. 2003. С. 55).

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Церковь во имя блгв. кн. Александра Невского в Олту. 1909 г. Фотография. XXI в. Церковь во имя блгв. кн. Александра Невского в Олту. 1909 г. Фотография. XXI в. В 1911 г. в казарменном здании 79-го пехотного Куринского полка близ р. Карс-чай под Карсом (ныне в черте города) была устроена ц. Вознесения Господня на 700 чел., сопутствовавшая полку с нач. XIX в. Церкви принадлежали: колокол, вылитый из частей орудий, отбитых у неприятеля при покорении Вост. Кавказа в 1859 г., весом 81 пуд 23 фунта (приблизительно 1336 кг); пожертвованные имп. Екатериной II Евангелие и священные сосуды. В 1863 г. было основано 2 полковые церкви в Сарыкамыше (ныне на территории Турции). При 155-м Кубинском пехотном полку ц. во имя вмч. Георгия вмещала ок. 1 тыс. чел. и имела 2-ярусный иконостас. Церковь во имя арх. Михаила при 156-м Елизаветпольском пехотном полку (в центре селения) также имела 2-ярусный фарфоровый иконостас. Сооружена по проекту Вержбицкого из местного серовато-бежевого и красного александропольского камня. Здание сохранилось, за исключением завершений; используется как мечеть (Янык-килисе). В 1882 г., с введением положения о назначении священников в казачьи полки, в 1-й Кубанский полк Кубанского казачьего войска, расположенный в сел. Каракурт (ныне на территории Турции), прибыл свящ. Иоанн Сариев. В том же году в каракуртской мечети, преобразованной в 1865 г. осетинами, вероятно, из каменной полуразрушенной крестовой в плане церкви (предположительно IX или X в.), была устроена ц. во имя вмч. Георгия. Здание храма было отремонтировано и снабжено церковной утварью на средства полка и при ходатайстве полкового командира полковника С. И. Жукова (освящена 30 нояб. 1883). Церковь неск. раз поновлялась: в 1886 г. стараниями свящ. Иоанна и полкового командира полковника А. Е. Муратова (расширена, оштукатурена, земляная крыша заменена деревянным сводом под железной крышей, сделаны деревянный пол и потолок, построены хоры) и в 1894 г. при содействии командира полка полковника П. И. Косякина (пристроено 2 выступа, придавшие зданию форму креста, что увеличило площадь церкви (до 17,78×8,53 кв. м), вместимость (до 250 чел.), число окон (6) и дверей (2), с запада устроена деревянная колокольня, на куполе - деревянная глава).

http://pravenc.ru/text/190125.html

Олту (Ольты). Церковь Александра Невского при 1-ом Горско-Моздокском полку. Oltu Kilise /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Ольты - окружной город Карсской области. Проехать в Ольты можно через г. Ардаган (в 101 вер. от Карса). Около 3 тысяч населения (армяне, турки). Учебные заведения: 4-х классное городское училище и одноклассное женское училище. Церковь - при 1-м Горско-Моздокском полку. Церковь 1-го Горско-Моздокского полка Терского казачьего войска в честь Св. Благоверного Великого князя Александра Невского. Престольный праздник 30 августа. Походная (при полку) церковь учреждена в 1882 году. Церковь находится при окраине города, в месте расположения полковых казарм. Сооружена на казенные средства по типу военных церквей; освящена 17 декабря 1909 года. В длину имеет 35 арш., в ширину 18 арш. По штату при церкви положен: один священник. Цитович Г.А. " Храмы армии и флота " . Пятигорск, 1913 Церковь в Ольты была построена по образцовому проекту военных храмов, утверждённому Строительной комиссией в 1901 г. (арх. Ф.М. Вержбицкий). Всего в Российской Империи к 1917 г. было выстроено не менее 69 таких церквей. Церковь 1-го Горско-Моздокского полка Терского казачьего войска в честь Св. Благоверного Великого князя Александра Невского была сооружена на казенные средства и освящена 17 декабря 1909 года. Отличительной особенностью этой полковой церкви была совершенно уникальная облицовка наружных стен туфом разных тонов - тёмно-серого и песочного. С 15.01.1892 г. и по состоянию на 1910 г. полковым священником являлся Иулиан Спиридонович Церетов. С 1921 года, после отхода Карской губернии к Турции, церковь оказалась на территории исламского государства. По-видимому, какого-либо практического использования зданию найдено не было, однако шатёр колокольни, глава, малые луковичные главки и кресты на фасадах турками всё же были ликвидированы. Благодаря тому, что рядом с храмом пролегает оживлённая туристическая трасса, живописные полуруины храма успели стать одной из местных достопримечательностей. В настоящее время здание бывшей церкви находится в заброшенном аварийном состоянии, являясь местом сходок местных бездомных и наркоманов, по вине которых 3 сентября 2017 г. храм серьёзно пострадал в результате пожара. Огнём были уничтожены сохранившиеся деревянные перекрытия, что привело к частичному обрушению крыши. Источники: РГИА ф. 806, оп. 8, д. 397 (1909 г.); Цитовичъ Г.А. Храмы Apмiu и Флота, 1913, с. 425-426; Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=42401