Киевского Флавиана (Городецкого) и архиеп. Владимирского Николая (Налимова), «проходивших экзаршее служение на Кавказе», и «грузин-епископов» - Ковенского Кириона (Садзаглишвили) и Гурийско-Мингрельского Леонида (Окропиридзе) (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 3. Ед. хр. 1799. Л. 17). В 1916 г. Святейший Синод вновь вернулся к обсуждению проекта о реорганизации церковных структур на Кавказе, автором к-рого стал прот. сщмч. Иоанн Восторгов. На заседании особой комиссии 29 февр.- 1 марта было предложено вместо Г. Э. создать Кавказскую митрополию. Одна из 8 митрополий РПЦ - Кавказская - охватывала бы территории от Ростова-на-Дону до Эрзурума, а кафедра митрополита должна была бы размещаться в одном из городов Сев. Кавказа. Территории Сухумской епархии предполагалось включить в состав Екатеринодарской и Кубанской епархий; Самачабло (Горийский у., сев. районы Грузии) выделить из состава Грузино-Карталинской епархии и включить в Северо-Осетинскую епархию; территории Эриванской губ. и Карсской обл. ввести в новообразованную Бакинскую епархию; Самурзакань (Сухумский окр.) и Аджарию (Батумский окр.) присоединить к Гурийско-Мингрельской епархии. По проекту предполагалось основать Душетскую и Самтавройскую епархии, а также сохранить 2 вик-ства: Горийское и Кахетинское (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 25452, 27259. Л. 48; Ф. 13. Оп. 3. Ед. хр. 1799. Л. 4; Оп. 27. Ед. хр. 4651. Л. 18; Ф. 12. Оп. 13. Ед. хр. 1799. Л. 28; Цнобис пурцели. 1916. 524. С. 3). Сторонники проекта полагали, что тяжелая политическая обстановка требовала нового перераспределения епархий, противники реформ, в число к-рых входила основная часть членов Святейшего Синода, указывали на то, что это еще более усугубит ситуацию (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 6. Ед. хр. 808. Л. 52). Проект был утвержден обер-прокурором, но не одобрен большинством членов Синода и имп. Николаем II ввиду неблагоприятной политической обстановки на Кавказе, поэтому документ не вступил в силу (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 3. Ед. хр. 2152. Л. 7). Тем не менее экзарх получил дополнительный титул - «митрополит Карталинско-Кахетинский» (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 27. Ед. хр. 4651. Л. 66-67). Г. Э. в период русско-японской войны (1904-1905) и первой революции (1905-1907) С началом войны Грузинский экзарх по указанию Святейшего Синода развернул активную патриотическую агитацию (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 1905. Л. 121): на страницах «Духовного вестника» печатались военно-патриотические призывы, среди населения распространялись брошюры и листовки (ДВГЭ. 1905. 13/14. С. 22), в действующую армию были направлены сотрудники Экзархата, к-рые работали в полевых лазаретах, принимали участие в военных операциях и вели антидезертирскую агитацию (Там же).

http://pravenc.ru/text/168201.html

Груз. автокефалисты поддерживали российское церковное движение за упразднение синодальной системы, созыв Собора и восстановление Патриаршества. Российский Союз 32 священнослужителей в 1905 г. пригласил в С.-Петербург свящ. Иосифа Чиджавадзе прочитать на собрании доклад об автокефалии ГПЦ, после чего собрание осудило политику Святейшего Синода и Г. Э. (Цнобис пурцели. 1905. 2942. С. 3). Историк Н. Дурново и большая часть груз. духовенства и общественности считали, что русское духовенство некомпетентно рассматривать вопросы, касающиеся устройства более древней, чем РПЦ, ГПЦ (Тифлисский листок. 1906. 2. С. 2). Вопрос об автокефалии был поднят на заседаниях Предсоборного Присутствия, к-рые проходили в С.-Петербурге с 14 янв. по 15 дек. 1906 г. На последнем заседании весенней сессии, в июне, присутствовало 20 чел., с груз. стороны было 7 чел.: епископы Сухумский Кирион (Садзаглишвили), Имеретинский Леонид (Окропиридзе), Гурийско-Мингрельский Георгий (Аладашвили) и Горийский Евфимий (Элиашвили), а также профессора А. Цагарели, А. Хаханашвили, Н. Я. Марр. Позицию груз. стороны поддержали митр. С.-Петербургский Антоний (Вадковский), еп. Курский Питирим (Окнов), еп. Пензенский сщмч. Тихон (Никаноров), еп. Владимирский Николай (Налимов), еп. Ростовский Тихон (Белавин; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 15. Ед. хр. 3238. Л. 157). Против передачи вопроса об автокефалии ГПЦ на рассмотрение буд. Поместного Собора выступали профессора Н. Н. Глубоковский, И. С. Бердников, А. И. Алмазов, митр. Московский сщмч. Владимир (Богоявленский) и архиеп. Томский свт. Макарий (Невский), епископы Могилёвский Стефан (Архангельский), Полоцкий Серафим (Мещеряков), Тамбовский Иннокентий (Беляев), прот. сщмч. Иоанн Восторгов и Т. И. Буткевич (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 15. Ед. хр. 3238. Л. 51). Они считали вопрос безосновательным и связанным с вопросом об автономии Грузии. Положительного решения не было принято (ЦГИАГ. Ф. 1438. Ед. хр. 278. Л. 34). 30 дек. 1906 г., на заключительном заседании Святейшего Синода, где присутствовало 10 чел. (груз. делегация в знак протеста покинула заседание), прот. сщмч. Иоанн Восторгов представил на рассмотрение 2 проекта реорганизации Церкви в Грузии: оставление Г. Э. без изменений или основание Кавказской митрополии. Второй проект был поддержан голосованием 7 против 3 (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 3. Ед. хр. 1688. Л. 2; Закавказье. 1907. 158. С. 2). Г. Э. в 1907-1909 гг.

http://pravenc.ru/text/168201.html

национальной идеи (И. Булулашвили, Г. Джанашвили, М. Кулошвили, К. Тархнишвили, М. Джанашвили и др.). Последнее побудило власти ограничить деятельность ОВПХК, миссионеры-грузины были отозваны. В 90-х гг., видя ответную активность мусульман, власти Г. Э. возобновили не только миссионерскую деятельность, но и попытки русифицировать население. Местные жители сопротивлялись русификации, и эта цель была осуществлена лишь частично ( Тартарашвили. 1982. С. 34). Собор мон-ря Шатберди. X–XI вв. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. 13 июля 1878 г. по решению Берлинского конгресса Аджария, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Кола, Артаани (Ардаган) и Олтиси (Ольты) вошли в состав Российской империи как Артвинский, Батумский и Ольтинский округа. В церковно-адм. аспекте эти территории вошли в состав сначала Гурийской епархии (еп. Гавриил (Туския; 1859-1881), а потом Гурийско-Мингрельской епархии, к-рую возглавил Григорий (Дадиани; 1886-1898), после него - свт. Александр (Окропиридзе; 1898-1903). Правосл. духовенство приложило все усилия, чтобы просветить аджарских грузин-мусульман, к-рые с большой радостью приветствовали «воссоединение с матерью-Грузией», но «не понимали, что означает национальность». Пресса того времени констатировала, что «по своим склонностям, характеру, обычаям, уму и сердцу аджарские грузины настоящие мусульмане, более того - фанатики веры» (Дроеба. 1878. 171). Тур. эмиссары, тайно действовавшие на территории Аджарии, создавали террористические орг-ции, нападали на воинские отряды, занимались поджогами домов и магазинов, проводя антироссийскую агитацию. Им удалось поднять мятежи в неск. селах, а также спровоцировать выселение части грузин-мусульман в Турцию. C призывом к грузинам обратился крупнейший груз. писатель, св. прав. Илия (Чавчавадзе) : «Ну-ка, грузины, теперь только от вас зависит, какими вы предстанете перед новообретенными братьями! Как выполните завет предков - «Брат для брата и для черного дня!» Пришло время доказать, что для вас это не пустые, а исполненные смысла слова!» ( Чавчавадзе.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Мон-рь дважды обновлялся при католикосе-патриархе Вост. Грузии Доментии IV (Багратиони ; 1705-1741). Историк XVIII в. Вахушти Багратиони писал, что из-под фундамента церкви З. «струится вода, которая собирается в каменном бассейне, чтобы она не проливалась... и этой водой лечат недуги». К 1849 г. З. был отреставрирован, но затем вновь подвергся разрушению. М.-Г. Сабинин в «Рае Грузии» писал, что во 2-й пол. XIX в. ц. во имя св. Иоанна Крестителя в З. находилась «в плачевном состоянии». Он также сообщал, что с древности в день памяти прп. Иоанна Зедазнели случается «дивное знамение Божие - течение воды со всего храма в небрежно устроенный бассейн, находящийся на северной стороне внутри храма, в трех саженях от гроба святого». Зедазноба (престольный праздник З.) часто посещали прав. Илия Чавчавадзе, совершавший из своего поместья в Сагурамо пешие прогулки до З., а также гостивший у него нем. литератор Артур Лейст, познакомивший западноевроп. читателя с нек-рыми произведениями груз. лит-ры. В 1885-1889 гг. настоятель мон-ря Шиомгвиме свт. Александр (Окропиридзе) реставрировал З. на личные средства (11 тыс. р.), 10 янв. 1888 г. он «принял монастырь Иоанна Зедазенского» (Иверия. 1888. Янв.) по благословению экзарха Грузии архиеп. Палладия (Раева) . Монашеская жизнь возобновилась, но ввиду труднопроходимости зедазенских лесов, ставших прибежищем для разбойников, З. редко посещали богомольцы. Поскольку мон-рь не владел ни земельными угодьями, ни иными источниками дохода, насельники вскоре вновь покинули обитель. С 1929 по 1944 г. З. стал убежищем для исп. Евфимия (Кереселидзе) , к-рый хранил здесь ценные нотные рукописи Ф. И. Коридзе , продолжая писать музыку для духовных песнопений и работать над церковным календарем. В годы Великой Отечественной войны он был единственным насельником мон-ря; здесь же святой преставился и похоронен у вост. стены церкви. Архим. Рафаил (Карелин) в соч. «Тайны спасения: Беседы о духовной жизни» приводит рассказ одного гурийца, к-рый «во время гонений» встретил в заброшенном З. подвизавшегося там в подвиге молчания архим. Парфения (Апциаури); после Великой Отечественной войны Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе) перевел архим. Парфения из З. в Светицховели (погребен в мцхетском жен. монастыре Самтавро). В 1946 г. гора Зедазени и окрестные леса общей площадью 500 га были объявлены гос. заповедником, крепость и мон-рь - историческими памятниками.

http://pravenc.ru/text/199695.html

Монашеская жизнь в З. возродилась в нач. 90-х гг. XX в., З. был освящен Католикосом-Патриархом Грузии Илией II (Гудушаури-Шиолашвили) . Был построен церковный дом (1992-1995), отреставрированы церковь (1994-1995) и рака с мощами прп. Иоанна Зедазнели (1995). К 2009 г. в мон-ре подвизались 5 насельников. По народному выражению, которое цитирует Б. Канделаки, «Зедазени стоит лестницей к небосводу». О З. писали М. Ю. Лермонтов («Мцыри»), Н. А. Заболоцкий («Сагурамо»), Б. Ахмадулина («В Зедазени»), Р. Амашукели («Луна Зедазени») и др. Известные настоятели З.: прп. Иоанн Зедазнели (VI в.); св. диак. Илия (кон. VI - нач. VII в.); Гавриил (1-я пол. IX в.); Михаил (кон. XI в.); Захария (после XI в.); Самуил (после XI в.); свт. Александр (Окропиридзе) (с 1888); исп. Евфимий (Кереселидзе) (1929-1944); игум. Савва (Кучава) (с нач. 90-х гг. XX в.). Г. Марсагишвили, Н. Т.-М. Архитектура Мон-рь расположен на плоском участке склона, ограниченного с юга, со стороны Мцхеты, отвесной скалой, на северо-западе от к-рой размещена военно-оборонительная башня, на востоке - руины крепости. Между ними по всей длине мон-ря (до 140 м) сохранилась ограда (XVII в., с более древними фрагментами); вход на территорию находится между малой и военно-оборонительной башнями. Древний храм представляет собой небольшую зальную церковь (площадь 10,1 кв. м) с прямоугольным алтарем и конхой на тромпах. Предположительно вход был сделан в сев. стене храма. Триумфальная арка конхи, равно как и цилиндрический свод вимы, имеет подковообразное очертание. Капители, подпорка, арка, триумфальная арка сделаны из гладкотесаного камня; снаружи на уровне внутренних капителей проходит 2-ступенчатый карниз из того же материала. Стены возведены из камня грубой обработки. Единственное окно алтаря имеет традиц. для народной архитектуры Картли и Кахети прямоугольную форму. При строительстве 3-нефной базилики католикос Климент включил древнюю церковь в вост. часть сев. нефа новой, в результате чего зап. стена и значительная часть юж. стены древней церкви были разобраны; полностью сохранились сев. стена др. храма, алтарь, могила прп. Иоанна Зедазнели (у сев. стены перед алтарем) и колодец в зап. части.

http://pravenc.ru/text/199695.html

Другие Православные Поместные Церкви, как и Русская, также не признали самочинную грузинскую автокефалию, в частности Патриархи Константинопольский Герман V и Антиохийский Григорий IV призвали грузин послушаться Патриарха Тихона. Но обращения Восточных Патриархов также не возымели должного действия. В августе 1919 г. Католикос-Патриарх Леонид (Окропиридзе) выпустил открытое послание с ответом на письмо Патриарха Тихона, в котором оправдывал восстановление автокефалии Грузинской Церкви незаконностью ее упразднения светской властью в 1811 г. 414 Таким образом, взаимоотношения Грузинской Церкви с Русской, равно как и с другими Поместными Церквами, зашли в тупик. Впрочем, вскоре Фанар стал искать свой интерес на грузинском направлении и в ноябре 1919 г. отрядил туда своего эмиссара – митрополита Трапезунтского Хрисанфа (Филиппидиса), который в июле 1920 г. сообщил в Стамбул, что, по его мнению, «исключительно примирительное вмешательство первенствующей Константинопольской Церкви... поможет устранить расхождения между Русской и Грузинской Церковью и убедить святейший Российский Синод признать восстановление... автокефального статуса Грузинской Церкви» 415 . (Впоследствии «исключительно примирительное вмешательство» Фанара проявилось в том, что он стал числить Грузинскую Церковь автономной в своей собственной юрисдикции, с чем грузины, разумеется, категорически не соглашались.) Раскольники-обновленцы, коль скоро они стали претендовать на то, что являются законными представителями Православной Российской Церкви, рано или поздно должны были обратиться к грузинскому вопросу. На съезде «Живой Церкви» 1922 г. и на обновленческом «Поместном Соборе» 1923 г. он еще не затрагивался. Между тем в 1923 г. в Грузинской Церкви был произведен переворот, отчасти аналогичный обновленческому перевороту 1922 г. в Церкви Русской. Католикос-Патриарх Амвросий (Хелая), допустивший ряд преступных, с точки зрения советской власти, политических выступлений, был заключен под домашний арест, а церковная власть перешла в руки новоучрежденного ВЦУ под председательством возглавлявшего местную просоветскую «Группу обновления и реформ» епископа Христофора (Цицкишвили).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

во епископа Эриванского с одновременным назначением управляющим Сухумской епархией. Только в отличие от обновленцев, русских и грузинских, епископ Антоний расположением власти не пользовался и в январе 1927 г. в результате доноса был арестован и сослан в Марийскую область 419 . 28 января 1925 г. заместитель Католикоса митрополит Христофор (Цицкишвили) обратился к обновленческому лжесиноду с письмом, к которому приложил послание Леонида (Окропиридзе) Патриарху Тихону 1919 г. От себя Цицкишвили писал российским раскольникам: «Грузия есть Суверенная ССР, добровольно входящая в СССР. Принцип насильственного, механического объединения жизнью отвергнут даже в политическом отношении. Если Священный Синод считает Грузинскую Церковь православною и автокефальною, то он, согласно канонам церкви, на территории Грузии не должен иметь никаких епархиальных или каких-либо церковных управлений, а с своей стороны должен содействовать тому, чтобы все православные, живущие в Грузии, – русские, грузины и пр., входили в состав Грузинской церкви». В обмен на согласие обновленцев с таким подходом грузины обещали предоставить местным русским право самим избрать себе епископа, который входил бы в состав епископата Грузинской Церкви 420 . Январское письмо митрополита Христофора было получено обновленцами в Москве только 22 марта. Реагируя на него, их лжесинод 26 марта 1925 г. образовал «Закавказский Митрополитанский Округ» в составе Бакинской, Тифлисской и Сухумской епархий с центром в Баку. «Митрополитом» был назначен «архиепископ» Петр Сергеев 421 . После этого «Священный Синод» обратился к заместителю Католикоса с ответным посланием, в котором, с одной стороны, заявил, что «не может принять на себя ответственности за действия Святейшего Синода или бывшего патриарха Тихона», но в то же время поставил грузинам на вид, что, «будучи суверенной в делах внутреннего самоуправления, Грузия в вопросах общего государственного строительства не порывает связи, а работает в тесном соединении с СССР». «Подобно этому и Священный Синод Российской Православной Церкви, блюдя мир, единение во всей православной Церкви в пределах СССР, признает для обоюдного блага жизненно необходимым для Грузинской Церкви не порывать своей органической связи с центром и соподчиняться ему в моменте общего Собора. Только таким путем может быть осуществлен вполне принцип территориальной автокефалии Грузинской Церкви и вместе с тем не нарушено будет каноническое единство между братскими Церквами – Российской и Грузинской» 422 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиепископ Алексий II Молчанов………1913–1914 Архиепископ Питирим Окнов………………….1914–1915 Архиепископ Платон Рождественский………1915 –1917 Католикосы-Патриархи Кирион III (Садзаглишвили)………………………1917 –1918 2 . Леонид (Окропиридзе)……………………………..1918 –1921 3 . Амвросий Хелая………………………………………1921 –1927 4 . Христофор II (Цицкишвили)…………………….1927 –1932 5 . Каллистрат (Цинцадзе)………………………………1932–1952 6 . Мелхиседек III (Пхаладзе)…………………………1952 –1960 7 . Ефрем II (Сидамонидзе)……………………………….1960–1972 8 . Давид V (Девдариани)……………………………..1972 –1977 9 . Илия II (Шиолошвили)………………….. с 25 декабря 1977 (интронизация) Библиография к главе I «Грузинская Православная Церковь» На русском языке Агабабян Р. Я. Композиция купольных сооружений Грузии и Армении. Ереван, 1950. Алексий, митроп. Речь Святейшему Католикосу-Патриарху всея Грузии Давиду V после его интронизации в Мцхетском соборе//ЖМП. 1972. Амираношвили Ш. Я. История грузинского искусства. М., 1963. Аристин. К вопросу реорганизации Грузинской Церкви//" Духовный Вестник Грузинского Экзархата». 1906. Арсений, архим. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1879 г. СПб., 1880. Бакарадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875. Баратов Сулхан, кн. История Грузии. Тетрадь I. Древняя история. СПб., 1865. Тетрадь II. История средних веков (от принятия христианства до нашествия аравитян). СПб., 1871. Тетрадь III. История средних веков (от нашествия аравитян до освобождения от владычества сельджуков). СПб., 1871. Тетрадь IV -V. История средних веков (от владычества сельджуков до нашествия монголов). СПб., 1871. Берзенов Н. Католикос Антоний I и его похвальное слово в честь знаменитых мужей Грузии. Тифлис,, 1855. Вахуштий. История Грузии. Тифлис, 1885. Волнянский Никита. Святая равноапостольная Нина – просветительница Грузии//ЖМП. 1947. B. C. Материалы к вопросу о церковном управлении Грузии//" Прибавления к Церковным Ведомостям». 1906. Сказание о св. ап. Симоне Кананите, об основании Ново-Афонской обители в Абхазии, на Кавказе и о некоторых знамениях над сею обителью. Одесса, 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

При описи выяснилось, что все предметы находились на месте, а одну из книг и икону Божией Матери унес сам послушник Иоанн и не вернул. Областной суд приговорил его за клевету к 4 месяцам тюремного заключения (Дроеба (Времена). Тифлис, 1878. 93. С. 3-4). Фрагменты росписи на сев. стене зала кафоликона Фрагменты росписи на сев. стене зала кафоликона При Н. с древности существовала монастырская школа, где обучали чтению, пению, письму, церковному типикону, богословским предметам. Особенно высок был уровень обучения пению. В школе получили воспитание мн. церковные деятели, оставившие след в истории ГПЦ. В 1891 г. под рук. архим. Макария в Н. на средства мон-ря была открыта церковная школа, рассчитанная на 20 учеников, учителем был назначен С. Хелсупашвили (Иверия. 1891. 32. С. 2). В XIX в. был осуществлен последний этап реставрационно-строительных работ архитектурного ансамбля Н.: были высечены новые кельи, расписанные вост. мотивами и украшенные архитектурными формами тех времен, проведена реконструкция фортификационной системы мон-ря, построены каменные здания бытового и хозяйственного назначения. В 1898 г. с благословения еп. Горийского Леонида (Окропиридзе ; впосл. католикос-патриарх всей Грузии) казначей Н. иером. Дидим (Микиашвили) обновил и благоустроил для жилья ок. 30 поврежденных от дождей старых келий. Кроме того, в Н. можно было подвизаться в кельях, устроенных в пещерах (ок. 10) (Цнобис пурцели (Новостной лист): Газ. Тифлис, 1899. 849. С. 2). Прот. исп. Полиевкт Карбелашвили, посетивший в 1906 г. Н., писал: «Мы осмотрели комнаты иеромонахов. Видели высеченную комнату, высеченную и обустроенную иеромонахом Рафаилом (Буниатишвили). Здесь наглядна келья, устроенная Иоанном Бодбели (митр. Бодбийско-Сигнахский Иоанн (Макашвили).- Авт.) и замечательная церковь св. Димитрия Солунского. Все это перекрыл деревянной балкой и крышей архимандрит Иоанн (Джорджадзе). Несколько лет назад все это перекрыл железом уважаемый архимандрит Амвросий (Хелая) (исп., впосл. католикос-патриарх.- Авт.) и обезопасил обитателей от дождей» (Тбилисская духовная академия и семинария: Газ.

http://pravenc.ru/text/2564744.html

В 1912 г. отец Давид был переведен в Тбилиси настоятелем храма во имя Святого Архистратига Михаила. В течение 12-летней плодотворной педагогической деятельности, совмещаемой с должностью настоятеля храмов, отец Давид был удостоен нескольких духовных наград, до протоиерейства включительно. Потеря супруги произвела глубокий переворот в жизни отца Давида и указала ему путь к более широкому пастырскому поприщу: в 1952 г. протоиерей Давид Иашвили принимает монашеский постриг с именем Димитрий и возводится в сан митрополита Бодбийского. На пути своего церковного служения владыка Димитрий был неизменно добросовестным исполнителем своих сначала пастырских, а затем архипастырских обязанностей, искренне заботился о людях, вверенных ему Богом. В бытность свою на приходе он построил в селе храм на доброхотные пожертвования верующих. Он был прекрасным проповедником, человеком высокой культуры. Помимо проповедей, его перу принадлежат целые тома сочинений. «Характерными чертами его души являлись чуткость, доброта, отзывчивость, исключительная простота, ласковость и обаятельность, располагавшие к нему сердца многих людей» 184 . Митрополит Димитрий похоронен в кладбищенском храме Святых апостолов Петра и Павла в Тбилиси. 8 Католикос-Патриарх Леонид (Окропиридзе; 1861–1921) родился неподалеку от Тифлиса в благочестивой христианской семье. Учился в Киевской Духовной Академии и еще в период обучения принял монашество и был рукоположен в сан иеромонаха. По окончании Академии в 1888 г. работал инспектором училищ «Общества восстановления православного христианства на Кавказе», а затем занимал различные церковные посты в Грузии до 1898 г., когда состоялась его хиротония во епископа Горийского. В марте 1917 г. в качестве Местоблюстителя Патриарха возглавил Временное Управление Грузинской Церкви до избрания Католикоса-Патриарха Кириона. В 1918 г. был избран Католикосом-Патриархом. Известен как духовный писатель и миссионер. 9 Схиархимандрит Андроник (Лукаш; 1889–1974) – глинский старец. В обитель поступил в 1906 г. Нес послушание в монастырской гостинице, на мойке белья, на кухне, в саду, на пасеке, затем – в скиту. В 1915 г. был призван в армию. Попал в плен, провел три с половиной года в Австрии. После окончания войны в 1918 г. вновь вернулся в обитель. В 1921 г. был пострижен в монашество с именем Андроник. После закрытия обители в 1922 г. был келейником епископа Павлина (Крошечкина), викария Курской епархии, и им в том же году был рукоположен в сан иеродиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010