В 1944-1950 гг. мн. священнослужители и миряне подверглись репрессиям. В апр.-мае 1944 г. управлением НКГБ по Одесской обл. была ликвидирована «антисоветская группа» из 11 представителей РПМ, к-рые обвинялись «в сотрудничестве с румынскими разведывательными органами, в оказании помощи оккупационной власти, в распространении ненависти против большевиков». 5 окт. 1944 г. был арестован свящ. Митрофан Остапчук, вернувшийся к священнослужению осенью 1941 г., с авг.-сент. 1944 г. являвшийся настоятелем одесской Входоиерусалимской ц. 20 янв. 1945 г. за активное сотрудничество с РПМ был приговорен к 10 годам лагерей настоятель одесской Кирилло-Мефодиевской ц. свящ. Виктор Чемена. В марте 1945 г. подвергся аресту благочинный церквей Одессы прот. Феодор Флоря, 3 нояб. он был приговорен к 10 годам лагерей (после освобождения в 1952 служил в храме в с. Слободзея (ныне г. Слобозия, Приднестровская Молдавская Республика); † 1957). В 1944 - нач. 1945 г. арестовали священников Николая Добровольского, Александра Арвентьева, Алексия Пасечника из г. Котовска (ныне Подольск), Гавриила Хреновского (служил в одесском Ильинском соборе), Георгия Сагайдачного и Тихона Бабича (служили в Григорие-Богословской ц.), Пахомия Шкарупина из Ильинского собора, Андрея Голоносова из Успенского собора, Антония Грудко из Крестовоздвиженской ц., Михаила Гдешинского из Григорие-Богословской ц., псаломщика Петра Гдешинского из Ильинского собора, настоятеля муж. мон-ря в Балте иером. Зосиму (Черкеза), Серафима Навалова и др. В 1945 г. подверглись аресту одесские священники Матфей Макогон, Симеон Китаев, диаконы Иоанн Доган, Димитрий Коваленко, схиигум. Пантелеимоновского мон-ря Пахомий (Карунин), архим. Александр (Баженов). В 1947 г. в Одесской обл. были репрессированы архим. Серафим (Смычков) и Петр Котов, свящ. Успенского собора и преподаватель Одесской ДС. В 1950 г. арестовали протодиакона одесского собора Антония Рынского и диакона одной из городских церквей Петра Сербина. 30 сент. 1947 г. еп. Сергий (Ларин) был перемещен на Ростовскую и Таганрогскую кафедру, вместе с ним последовал служивший в Одессе иером. Пимен (Извеков; впосл. патриарх Московский и всея Руси). В том же году Николаевскую и Херсонскую епархию присоединили к Одесской и Кировоградской, епархия получила наименование «Херсонская и Одесская», ее центр находился в Одессе.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

В Киево-Печерской лавре прошло заседание Синода Украинской Православной Церкви 18.08.2021 12:43:06 КИЕВ 17 августа 2021 года после Божественной литургии в седьмую годовщину интронизации Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в Успенской Киево-Печерской лавре прошло очередное заседание Синода Украинской Православной Церкви. Заседание возглавил Блаженнейший митрополит Онуфрий. На заседании был принят ряд кадровых решений в связи с тем, что 18 июня с.г. отошел ко Господу митрополит Луганский и Алчевский Митрофан, председатель Отдела внешних церковных связей УПЦ и постоянный член Синода Украинской Православной Церкви. Новым управляющим Луганской епархией определено быть митрополиту Ровеньковскому и Свердловскому Пантелеимону. На Ровеньковскую кафедру поставлен архиепископ Овидиопольский Аркадий, являвшийся викарием Одесской епархии. Председателем Отдела внешних церковных связей и постоянным членом Синода Украинской Православной Церкви назначен митрополит Черновицкий и Буковинский Мелетий. Синод утвердил новый состав Комиссии по делам монастырей, а также включил новых членов в состав Комиссии по канонизации святых. Было благословлено образование двух мужских монастырей: в честь Рудосельской иконы Пресвятой Богородицы в Белоцерковской епархии и в честь Похвалы Пресвятой Богородицы в Мукачевской епархии. Утверждены наместники двух монашеских обителей — Пантелеимоновского мужского монастыря Одесской епархии и Спасо-Преображенского мужского монастыря Бориспольской епархии. Рассмотрев рапорты епархиальных Преосвященных, Синод благословил местное прославление в лике святых ряда подвижников благочестия: в пределах Бориспольской епархии — священномученика Михаила, пресвитера Зазимского (днем его памяти установлено 27 ноября); в пределах Ровенской епархии — святителя Иерофея, епископа Острожского (день памяти — 30 апреля); в пределах Балтской епархии — преподобного Антония Балтского (день памяти — 22 августа); в пределах Кировоградской епархии — священномучеников Николая и Платона пресвитеров (днем их памяти будет 15 июня). Синод Украинской Православной Церкви также избрал насельника Киево-Печерской лавры архимандрита Агафона (Опанасенко) епископом Коктебельским, викарием Феодосийской епархии. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2021/08/18/v-kievo-pe...

ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 20 июля 2012 года 20 июля под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. 20 июля, 2012 20 июля под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. 20 июля в синодальном зале резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви (Свято-Пантелеимоновский монастырь в Феофании) под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. Ж У Р Н А Л 49 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Одесского и Измаильского Агафангела о распределении Одесской епархии на две самостоятельные. ПОСТАНОВИЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Одесского и Измаильского Агафангела принять к сведению. Ж У Р Н А Л 50 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира — СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира об открытии (возрождение) в Киеве подворья Свято-Пантелеимоновского на Афоне монастыря. Справка 28 марта 2012 на имя Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира поступило письмо от игумена Свято-Пантелеимоновского на Афоне монастыря архимандрита Иеремии с просьбой благословить возрождение в Киеве подворья Свято-Пантелеимоновского монастыря. 8 мая 2012 Священный Синод Украинской Православной Церкви (журнал 36) принял поддержать предложение игумена монастыря архимандрита Иеремии и направить соответствующее ходатайство Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, который 2 июля 2012 года в письме за 01/3252 на имя Блаженнейшего Митрополита Владимира сообщил о свое благословение на возрождение (открытие) в Киеве подворья Свято-Пантелеимоновского на Афоне монастыря.

http://pravmir.ru/zhurnaly-zasedaniya-sv...

Свою помощь врачам предложили и Одесские монастыри Украинской Православной Церкви. По благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, одесские Свято-Успенский, Свято-Пантелеимоновский и Свято-Иверский мужские монастыри, а также Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь предоставили медработникам временное жилье на период карантина в Одессе. Необходимость во временном жилье возникла из-за того, что в связи со стремительным распространением инфекции светские власти приняли решение отменить междугороднее транспортное сообщение, и многие врачи, проживающие за пределами Одессы, не могли попасть на работу в город. Зато теперь медперсонал имеет возможность проживать в двух- и четырехместных номерах со всеми удобствами. «Все мы должны не только исполнять предписания государственной власти, но и делать дела милосердия, сострадания, любви», – подчеркнули в Одесской епархии.      Как известно, сегодня в зоне особого риска находятся люди пожилого возраста, имеющие различные хронические заболевания, — коронавирус COVID-19 больнее всего бьет именно по хроникам, страдающим болезнями легочной системы, диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Поэтому эти категории граждан нуждается в особо тщательном соблюдении условий самоизоляции, а также в телесной и душевной помощи и поддержке. О больных и немощных, запертых в своих квартирах, подумали в Псковской епархии и создали специальные волонтерские бригады – Службы помощи. Об этом сообщил в своем обращении митрополит Псковский и Порховский Тихон. Его Высокопреосвященство отметил, что теперь монахи, монахини, а также молодые прихожане приносят больным и немощным продукты и медикаменты, помогают им по хозяйству. «Не смущайтесь, что они придут в медицинской маске и перчатках – это необходимо для вашей же безопасности. Всё, что будет вам принесено – сумки с едой, пакеты, – волонтеры или вы должны протереть спиртом или дезинфицирующими растворами», – говорится в обращении митрополита Тихона. О подробностях оказываемой социальной помощи сообщил и монах Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Августин (Заярный): «В каждом доме нас встречают очень радушно. Кому-то надо было помочь с лекарствами, кому-то с продуктами. Те, у кого возникали проблемы с деньгами, получили крупы, картофель, другие продукты бесплатно. Всем мы еще раз напомнили о том, что необходимо соблюдать режим самоизоляции».

http://pravoslavie.ru/130349.html

Архиеп. Никанор (Бровкович) после вступления на Херсонско-Одесскую кафедру в 1883 г. совершил объезд епархии. Самыми бедными приходами оказались церкви Одесского у., где было много нем. колоний, правосл. храмы здесь приобрели черты протестантских кирх. Архиепископ распорядился построить колокольни при тех храмах, где их не было, преобразовать молитвенные дома в полноценные храмы. К 1887 г. в Одессе и предместьях имелось 2 благочиннических округа (Херсонско-Одесская епархия была разделена на 30 округов). В 1-е Одесское благочиние входили церкви: Михаило-Архангельская при жен. мон-ре, греч. Троицкая, Покровская, Сретенская, Успенская, кладбищенская Всехсвятская, Петропавловская, Михаило-Архангельская на Молдаванке, Входоиерусалимская, Александровский молитвенный дом, Казанская, Крестовоздвиженская, Рождество-Богородичная в Нов. Слободке, Рождество-Богородичная на Усатовых Хуторах, Вознесенская на Нерубайских Хуторах, Покровская в Гниляковой Балке, Георгиевская и Крестовоздвиженская в с. Дальник, Успенская в с. Татарка (ныне Прилиманское), Воскресенская на Ср. Фонтане, Троицкий молитвенный дом в с. Кривая Балка, Пантелеимоновский молитвенный дом на Куяльницком лимане. Второе Одесское благочиние включало церкви: Николаевскую карантинную, Александро-Невскую университетскую, Александрийскую институтскую, Рождества Христова больничную, Михайловскую при Михаило-Семеновском сиротском заведении, Благовещенскую при Одесском жен. благотворительном об-ве, Скорбященскую при Стурдзовской богадельне сердобольных сестер, Александровскую при тюремном замке, Георгиевскую при юнкерском уч-ще, Михайловскую при приюте Гладкова, Кирилло-Мефодиевскую при ДУ, Александро-Невскую при коммерческом уч-ще, Александро-Невскую при реальном уч-ще, Покровскую в доме гр. М. М. Толстого, Николаевскую при городском сиротском доме, Димитриевскую при епархиальном жен. уч-ще. В Одесском у. имелись благочиннические округа: Маякский, Севериновский, Очаковский. К 1894 г. в Одесском градоначальстве числилось 12 приходов, в Одесском у.- 53 прихода.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Благодаря личному участию другого известного архипастыря – архиепископа Гавриила (Розанова) в 1838 году торжественно открылась первая Одесская духовная семинария, ставшая в самые короткие сроки ведущим духовным учебным заведением всего Новороссийского края. Преемником архиепископа стал выдающийся богослов, пламенный проповедник и бесстрашный патриот – «Русский Златоуст» святитель Иннокентий (Борисов) (1800-1857 гг.) . Промысел Божий поставил этого светильника Русской Церкви на Одесскую кафедру в один из самых страшных периодов ее истории – период Крымской войны 1853-1856 годов, когда Одесса дважды оказывалась под угрозой полного разрушения ее неприятельским флотом. Всенародное молитвенное прошение перед Касперовской иконой Божьей Матери, организованное святителем Иннокентием, защитило город. Большой вклад в развитие духовной жизни Причерноморья сделали два выдающихся ученых и педагога архиепископы Никанор Бровкович и Иустин (Охотин), при последнем было основано миссионерство и проведен первый миссионерский съезд. Нельзя не упомянуть и преподобного Гавриила Афонского. Будучи настоятелем Свято-Ильинского русского скита Святой горы Афона, преподобный Гавриил в 1893-1905 годах неоднократно посещал Одессу и другие крупные города России. В южной столице империи он основал Свято-Пантелеимоновское подворье и Свято-Ильинский собор (ныне оба – мужские монастыри) и привез в город величайшие святыни: левую стопу святого апостола Андрея Первозванного и чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Млекопитательница», ныне находящиеся в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре. В 1917 году для всей Русской Православной Церкви наступило время тяжелых испытаний. Храмы закрывались, священнослужители и миряне подвергались массовому уничтожению. В 1919 году была закрыта Одесская духовная семинария, в 1920 году эмигрировал за границу митрополит Херсонский и Одесский Платон (Рождественский). Управление епархией захватили обновленцы - раскольники. Единственным храмом, сохранившим верность Святейшему Патриарху Тихону, была Свято-Николаевская портовая церковь, настоятелем которой состоял святой праведный Иона Атаманский (1855-1924 гг.). Этот светильник веры и благочестия, дивный чудотворец Христов в те годы был подлинным столпом, на котором, по сути, держалось Православие в Одессе. Власть обновленцев продолжалась до 1944 года, и только с освобождением Одессы от оккупантов жизнь епархии стала налаживаться.

http://azbyka.ru/palomnik/Одесса

Сергий (Ларин Сергей Иванович); (11 марта 1908 – 12 сентября 1967). Родился в семье почтового служащего. С 1915 учился в Петроградской 5-й гимназии, которую окончил как 37-ю советскую школу 2-й ступени в 1926. Прослушал курс лекций в историческом лектории при историко-филологическом факультете Ленинградского университета. Уклонился в обновленчество. Окончил обновленческий Ленинградский Богословский Институт (1930). С 1925 – иподиакон и псаломщик Казанского собора в Ленинграде, с 1926 – диакон. 1930 – священник Скорбященской церкви на Стеклянном заводе, затем служил в других церквах Ленинграда. 1933 (после развода) пострижен в монашество в Тихвинском большом монастыре. Член и секретарь Тихвинского викариального управления. 1934 – настоятель Петропавловской единоверческой церкви на Волховстрое, 1935 – и. о. настоятеля Пантелеимоновской церкви Ленинграда, с 1937 служил в церкви св. Пимена в Москве. 1938 – архимандрит, настоятель Воскресенского собора Москвы, благочинный обновленческих церквей Москвы. С 11 октября 1941 – епископ Звенигородский, второй викарий Московской епархии, с 8 мая 1942 – и. о. председателя Московского Епархиального управления, затем управляющий: Московской епархией, с 5 мая 1943 – епископ Ташкентский и Самаркандский. 27 декабря 1943 принес покаяние и принят монахом. Рукоположен во иеродиакона и иеромонаха, с марта 1944 – третий священник Ильинской церкви Загорска. С 15 августа 1944 – епископ Кировоградский, викарий Одесской епархии, с 1946 – епископ Одесский и Кировоградский, с декабря 1946 – епископ Херсонский и Одесский, управляющий Кировоградской и Николаевской епархией, с 21 октября 1947 – епископ Ростовский и Таганрогский (с февраля 1948 – и Новочеркасский). 19 октября 1949 освобожден и назначен временно управляющим Житомирской епархией, с 13 декабря 1949 – епископ Житомирский и Овручский, с 17 марта 1950 – Гродненский и Брестский, с 2 апреля 1952 – Тульский и Белевский, с 9 февраля 1954 – Астраханский и Сталинградский, с 27 июля 1959 – Омский и Тюменский, с 3 апреля 1961 – архиепископ Пермский и Соликамский, с 10 октября 1962 – Берлинский и Среднеевропейский. 11 мая 1963 награжден правом ношения креста на клобуке, с 20 мая 1964 – архиепископ Ярославский и Ростовский. 30 марта 1961 к. б. Московской ДА.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Напутствуя в дорогу, Харитина благословила Косьму Казанской иконой Божией Матери в небольшом старинном деревянном киоте, с которой преподобный не расставался всю свою жизнь, и которая положена была ему во гроб после кончины. В1896 году Косьма прибывает в Афон и поступает послушником в русский Свято-Пантелеимоновский монастырь. Ревностно исполнял возложенное на него настоятелем монастыря послушание просфорника. В 1897 году мать Косьмы Харитина направлялась в паломничество во Святую Землю. Когда корабль с путешественниками сделал остановку у берегов Афона Харитина письменно просила настоятеля монастыря благословить посетить Святую Землю и Косьме. Благословение было получено — так блаженная родительница вознося благодарение Богу, еще раз увидела сына. В Иерусалиме с Комсьмою произошло два чудесных события, которые предзнаменовали дальнейшую жизнь преподобного. Когда путешествующие были у Силоамской купели произошло следующее. Косьма очень близко стоял у источника, и кто-то нечаянно задел его, и он в одежде неожиданно упал в воду. Существовал обычай погружаться в воду Силоамской купели всем паломникам особенно бесплодным женщинам. Той из них, кто первой успеет погрузиться в воду, Господь даровал чадородие. Люди стали смеяться, говоря, что теперь у Косьмы будет много детей. Но слова эти оказались пророческими, так как у преподобного впоследствии действительно было множество духовных чад. Когда же паломники были в храме Воскресения Христова, они очень хотели помазаться елеем из лампад, горевших при Гробе Господнем. Тогда Ангел Господень, незримо опрокинув среднюю лампаду, излил на Косьму весь елей. Люди быстро окружили Косьму и, собирая руками стекающий по его одежде елей, благоговейно помазывались им. Это событие предзнаменовало то, что впоследствии благодать Божия, обильно почивающая на преподобном, будет через него передаваться людям. Через год после этих событий Косьма был направлен на полтора года нести в порядке очередности послушание у Гроба Господня. Вернувшись на Афон, Косьма был назначен на послушание гостинника в странноприимную для паломников, где подвизался 11 лет. Прилежно исполняя это послушание столь долгое время, Косьма стяжал благодушное терпение и истинное смирение.

http://pravicon.com/info-2750

В 1929 г. в Одессе имелось 10 обновленческих церквей: Вознесенская в слободке Романовке, свт. Григория Богослова, Ильинская, Казанская, Воздвиженская на Пересыпи, Николаевская (трудолюбская), арх. Михаила (бывш. монастырская), Спасо-Преображенский собор, архиерейская Скорбященская крестовая, Сретенская на Новом базаре. В Одесском округе насчитывалось 12 общин. Вознесенская (Мещанская) церковь в Одессе. 1891–1897 гг. Архит. Ю. М. Дмитренко. Фотография. Нач. XX в. Вознесенская (Мещанская) церковь в Одессе. 1891–1897 гг. Архит. Ю. М. Дмитренко. Фотография. Нач. XX в. В 1929-1931 гг. в Одесской обл. в связи с коллективизацией началось массовое закрытие церквей (вне зависимости от юрисдикции), пик кампании пришелся на 1934-1936 гг., когда практически все храмы были переданы местным органам власти с последующей перестройкой и приспособлением под общественно-социальные нужды. 18 нояб. 1929 г. президиум Одесского окрисполкома постановил разобрать Никольскую портовую ц., что было исполнено в конце следующего года. 1 июля 1932 г. была закрыта Пантелеимоновская ц. на Межлиманских хуторах. 9 мая того же года была закрыта Николаевская ц. на Балтской дороге. 2 марта 1932 г. Одесский горсовет принял решение о закрытии Успенского собора. Там планировалось создать Дом обороны ОСОАВИАХИМ и штаб военизации населения. Через год собор был закрыт. В 1931 г. были упразднены Наталиевская ц. на соляных промыслах, Ботаническая ц., Покровская ц. в колонии для малолетних преступников. Алексиевская, Петропавловская и Вознесенская (Мещанская) церкви в Одессе были закрыты в марте 1932 г., в 1936 г. уничтожены. В 1935 г. разобрали ранее закрытую Всехсвятскую ц. на 1-м кладбище. Михайловская ц. на Молдаванке была закрыта последней - 18 мая 1938 г. и позднее взорвана. К 1940 г. в Одессе действовала Димитриевская ц., в области функционировало 9 храмов. Массовые репрессии против духовенства Херсонско-Одесской епархии начались в янв.-марте 1931 г., когда Одесский оперсектор ГПУ арестовал 24 чел., преимущественно священнослужителей: священника Пантелеимоновской ц.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Были закрыты Саратовская, Ставропольская, Волынская духовные семинарии. В мае 1960 года эта участь постигла и Киевскую духовную семинарию. Здания отобрали, семинаристов выгнали и перевезли в Одесскую духовную семинарию. Тогда она находилась в центре города напротив железнодорожного вокзала в здании бывшего подворья Афонского Пантелеимоновского монастыря, где располагались учебные аудитории и административные кабинеты, а общежитие было рядом, в бывшем Ильинском подворье. Преподавательский коллектив в Одесской семинарии, как и в Киеве, составляли почтенные священнослужители, пережившие гонения и репрессии за веру, – прот. Виктор Чемена, прот. Василий Кремлев, о. Николай Концевич. Но карающая рука атеистической власти дотянулась и до Одессы. В 1961 году за оду ночь семинария была захвачена и разгромлена, вещи студентов и преподавателей просто выбрасывали на улицу. Семинарии указано было приютиться на околице города в здании заброшенной гостиницы Свято-Успенского монастыря. Что называется, с глаз долой, из сердца вон. Но вот таким неисповедимым образом было исполнено пророческое пожелание святителя Иннокентия, который хотел, чтобы семинария располагалась возле Успенского монастыря, и студенты могли окормляться у опытных монастырских духовников. – С этого момента началась ваша одесская одиссея: учеба и служение в городе, почетным гражданином которого вы сегодня являетесь, и где вы возродили и воздвигли величественные монастыри и храмы. А с чего все начиналось? – Прежде всего – с семинарии. Свято-Успенский монастырь был благодатным местом для воспитания и становления будущих пастырей. В то время в обители находилось множество прекрасных благочестивых монахов, подвижников благочестия и страдальцев за веру Христову. Они были учителями и веры, и жизни. Чего стоит пример прп. Кукши Одесского, который нес монашеское послушание и на Афоне, и в Иерусалиме, и в Киево-Печерской Лавре, прошел тюрьмы и ссылки, а с 1960-года был в Успенском монастыре. Конечно, семинария находилась в очень стесненных условиях, но общение с такими подвижниками многого стоило.

http://pravoslavie.ru/115407.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010