Издателем продолженного Манси явился некто Г. Вельте (Н. Welte). Полное заглавие нового издания такое: «Sacrorum conciliorum nova amplissima collectio» (Mansi, Martin ет L. Petit). Hubert Welte, Editeur (de 1879 а 1914:Paris), depius 1914 а Arnhem (Hollande); оно предположено в LIII Т. (а практически, ввиду удвоения томов - a, в, или и c в LVI); последние 5 томов (49—53) содержат акты Ватиканского Собора; из них напечатаны первые два тома (49—50). Есть и русское издание актов вселенских Соборов и перевод Казанской Духовной Академии в семи томах.     Издание канонов восточной и западной Церкви было осуществлено Н. Брунсом, Лаухертом. В России существовало, кроме «Книги Правил Святых Апостолов», капитальное издание «Общества любителей духовного просвещения» в Москве: «Правила Святых Апостолов, Святых Соборов - вселенских и поместных и Святых Отцов» с толкованиями, т. I-III. Москва. Последнее издание 1884 г.     Агиографические памятники - акты мучеников и биографии Святых - начали издаваться фламандскими иезуитами, болландистами под заглавием «Аста sanctorum, quot-quot toto in orbe coluntur», т. е. «Деяния Святых, каких только ни почитают во вселенной». Работа их, прерванная французской революцией, была продолжена в XIX b. бельгийскими иезуитами. В настоящее время издание доведено до «ноября» месяца. - Сокращенное издание некоторых критически проверенных актов сделано Рюинаром, Кнопфом, Гебгартом. - У русских есть Четьи минеи митр. Макария от XVI b., Четьи минеи митр. Дмитрия Ростовского, исследование Сергия, архиепископа Владимирского «Месяцеслов Востока», профессора Ключевского «Жития Святых, как исторический источник» и профессора Голубинского «О канонизации Святых в русской Церкви». Требования от историка объективности и аконфессионализма.    При собирании источников, исследовании материала и обрабатывании его, историк должен быть объективен, свободен от ложного патриотизма (шовинизма), а церковный историк от конфессиональных тенденций. - Древний оратор Цицерон (Огаиоп. II, 9—15) говорит: «Ne quid falsi dicere audeat, ne quid veri non audeat» т. е. «историк не должен говорить ничего ложного и не укрывать ничего истинного». Христианский писатель конца III и начала IV b. священномученик, епископ Лукиан сказал: «Μνη θυτον τη αληθεα, ε τις ιστοραν γραφον στι». «Только одной истине должен приносить жертву тот, кто намерен писать историю».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...