Рукописи изготавливались на заказ в монастырских или епископских скрипториях. Существенные изменения произошли в культуре письма. На смену меровингскому письму (полуунциал) пришел каролингский минускул, сформировавшийся в скрипториях Сев. Франции во 2-й пол. VIII в. В IX в. унификация богослужебных книг в ходе литургической реформы Каролингов способствовала распространению нового стиля письма по территории Франкской державы. К лучшим образцам каролингских рукописей относятся Евангелие Карла Великого (Евангелие Годескалька; придворная школа, 781-783), Евангелие из Сен-Медара (придворная школа, ок. 800), Первая Библия Карла Лысого (Библия Вивиана; Сен-Мартен в Туре, 845-846), Вторая Библия Карла Лысого (Эльнон, 871-877), Псалтирь Карла Лысого (придворная школа, до 869), Сакраментарий Карла Лысого (придворная школа, 869-870), Евангелие Луазеля (Реймс, 1-я пол. IX в.), Евангелие Эббона (Овиллер, 20-30-е гг. IX в.), Сакраментарий Дрогона (Мец, 844-855) и др. Античная традиция и каролингская литература Формальное возрождение империи, потребность в новом идеологическом обосновании власти и ее церемониальном оформлении, унификация богослужения и богослужебной лит-ры способствовали росту интереса к наследию рим. культуры. С кон. VIII в. поиск, копирование и тиражирование памятников античной лит-ры стали целенаправленной гос. политикой. Ряд произведений античных авторов являлся обязательным для изучения в школах («Энеида», «Георгики» и «Буколики» Вергилия, стихотворения Горация, прозаические и поэтические произведения Овидия, речи Цицерона, пьесы Теренция, эпическая поэма «Фарсалия» Аннея Лукана, «Сатиры» Ювенала и проч.); в IX в. эти сочинения во многих экземплярах встречаются на всей территории державы Каролингов. Рабан Мавр преподносит соч. «Похвала Кресту» папе Римскому Григорию IV. Миниатюра. До 840 г. (Vindob. 652) Рабан Мавр преподносит соч. «Похвала Кресту» папе Римскому Григорию IV. Миниатюра. До 840 г. (Vindob. 652) В кон. VIII - IX в. активно переписывались исторические труды многих античных и раннесредневековых авторов, как христианских, так и языческих.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Особое место в богословских спорах IX в. занимал вопрос о соотношении Божественного предопределения, благодати и свободы воли человека. Эта полемика восходит к спорам блж. Августина с Пелагием и его последователями, а также к «полупелагианским» спорам V - нач. VI в. Главной фигурой, участвовавшей в споре IX в., был Готшальк из Орбе. Согласно его учению, в отношении людей имеет место двойное Божественное предопределение (gemina praedestinatio): «Я верю и признаю, что всемогущий и неизменный Бог провидел и предопределил святых ангелов и избранных людей к вечной жизни. А самого диавола, главу всего демонического, со всеми отступниками и с ними осужденных людей, подданных диавола, равным образом (pariter) предопределил Своим справедливейшим судом к заслуженной вечной погибели на основании провидения их дурных поступков» ( Gotteschalcus Orbacensis. Confessio//PL. 121. Col. 347). Двойное предопределение не означает, что есть 2 разных предопределения. Напротив, предопределение одно, но имеет как положительную, так и отрицательную сторону: «Что говорит и святой Исидор [Севильский]: «Двойное означает предопределение избранных к покою (requiem) и осужденных к смерти»» (Ibid. Col. 350). Т. о., грешники никак не могут исправиться, а Христос умер только за предопределенных к вечной жизни. Против учения Готшалька выступил Рабан Мавр. Его возражения можно свести к следующему: взгляды Готшалька несправедливы к Богу; они противоречат Свящ. Писанию, в к-ром обещана награда тем, кто ведут добродетельную жизнь; Готшальк, т. о., ошибочно утверждает, что Христос напрасно пролил кровь за тех, кто не спасутся, и что Бог является источником греховных поступков. Рабан Мавр обвинял Готшалька в том, что, согласно его учению, грешник предопределен совершать дурные поступки, из чего следует, что источником такого действия является Бог: «[Готшальк говорит], что Божественное предопределение есть как к добру, так и ко злу; и такие есть в этом мире, которые вследствие Божественного предопределения пойдут к смерти и не смогут от ошибок и греха себя исправить…» ( Rabanus Maurus. Epistola ad Hincmarum Remensem//Œuvres théologiques et grammaticales de Godescalc d " Orbais/Éd. D. C. Lambot. Louvain, 1945. P. 6). Однако на основании сохранившихся сочинений Готшалька такого вывода сделать нельзя. Кроме того, Готшальк был обвинен в неуважении к Церкви, поскольку спасение, по его мнению, не зависит от деятельности Церкви, в неуважении к таинствам, т. к. он ограничивал действенность таинств Крещения и Евхаристии только для избранных ко спасению. В 848 г. Готшальк предстал перед участниками Собора в Майнце, где присутствовал кор. Людовик Немецкий. Председательствовал на Соборе Рабан Мавр, изложивший свои возражения против учения Готшалька. После Собора Готшальк был отдан под надзор архиеп. Гинкмара Реймсского. В 849 г. по инициативе архиеп. Гинкмара Реймсского Готшальк был осужден Собором в Кьерзи, подвергнут бичеванию и пожизненно заточен в аббатство Овиллер близ Реймса.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

В IX в. франк. мон. Теотгиз вскрыл саркофаг Е. и увез ее мощи (по всей видимости, их часть) в королевство франков. По повелению Реймсского архиеп. Гинкмара мощи Е. после проверки их подлинности были помещены в аббатстве св. Петра в Овиллере близ Реймса (ныне деп. Марна, Франция). В хронике Сигиберта из Жамблу (XII в.) это событие отмечено под 849 г. ( Sigebertus Gemblacensis. Chronica//MGH. SS. T. 6. P. 339). От мощей происходили многочисленные чудеса. Мон. Альтман из Овиллера составил Житие Е. (ActaSS. Aug. T. 3. P. 580-599) и Сказание о перенесении ее мощей. В Риме подлинность мощей, хранившихся в Овиллере, не была признана. Равноапостольные Константин и Елена. Роспись ц. Спаса Преображения на Ковалёве в Вел. Новгороде. 1380 г. Равноапостольные Константин и Елена. Роспись ц. Спаса Преображения на Ковалёве в Вел. Новгороде. 1380 г. Аббатство Овиллер во время Французской революции (1789-1799) было закрыто, но мощи Е. удалось спасти. В 1819 г. они перешли во владение ордена Св. Гроба Иерусалимского и затем были переданы парижской ц. святых Лупа и Эгидия (Сен-Лё-Сен-Жиль), где находятся в наст. время. На стенах церкви висят благодарственные таблички с именами получивших исцеления от мощей Е. Честная глава Е. хранится в Трире в крипте кафедрального собора св. Петра. Она была подарена собору и горожанам в 1356 г. Карлом IV, имп. Свящ. Римской империи и кор. Чехии. Кроме того, в наст. время частицы мощей Е. находятся в Киккском мон-ре (Кипр), в афонских мон-рях Ксенофонт и вмч. Пантелеимона, в мон-рях Агия-Лавра (близ Калавриты), ап. Иоанна Богослова Ипсилу (о-в Лесбос), Пресв. Богородицы Турлиани (о-в Миконос), в церквах Константина и Е. в Айос-Констандиносе (ном Фтиотида) и св. Лазаря (Кофинас, о-в Хиос) и др. ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 190). Все Жития, посвященные равноапостольным Константину и Е. (BHG, N 361x-369k; BHL, N 3772-3790), являются вторичными по отношению к сообщениям церковных историков и отделены от них значительным промежутком времени.

http://pravenc.ru/text/189737.html

Августина и свт. Исидора Севильского, Г. учил, что в отношении судеб людей имеет место двойное предопределение (gemina praedestinatio): одних людей — к благодати и спасению, других — ко греху и «справедливому осуждению» (ad peccatum et ad peritum). Вслед. этого грешники не могут исправиться, а Христос умер только за предопределенных к праведной жизни, т. к. если бы Бог хотел спасти всех, то тогда даже одна неспасшаяся душа знаменовала бы крушение божественного всемогущества. Поскольку из доктрины Г. следовало также, что спасение не зависит от Церкви, Рабан Мавр (допускавший наличие лишь предопределения к спасению) добился на Соборе в Майнце (848) осуждения Г. по 3пунктам: проповеди ереси, незаконному принятию священнического сана и самовольному уходу из мон-ря. Г. был отдан под надзор Реймсского архиеп. Гинкмара , к к-рому Рабан Мавр обратился со специальным посланием. По инициативе архиепископа Г. был вторично осужден на Соборе в Кьерзи (849), подвергнут бичеванию и приговорен к пожизненному заключению в мон-ре Овиллер. Против учения Г. выступили архиеп. Гинкмар в трактате «О предопределении Божием и свободном произволении» (De praedestinatione Dei et libero arbitrio, 856/60) и Иоанн Скот Эриугена в соч. «О божественном предопределении» (De divina praedestinatione, 857). В то же время позицию Г. поддержали неск. богословов: Луп из Ферьера в «Книге о трех вопросах» (Liber de tribus quaestionibus, 856/60), еп. Пруденций из Труа († 861), а также Ратрамн из Корби, составивший по заказу кор. Карла II Лысого трактат «О предопределении Божием» (De praedestinatione Dei, ок. 850), где учение Г. поддерживалось, но возможность предопределения ко греху отвергалась в силу того, что предзнание Бога относительно буд. человеческих греховных поступков вовсе не является причиной их совершения. Находясь в заточении в мон-ре Овиллер, Г. продолжал выступать в защиту своего учения, посвящая ему новые сочинения («Confessio», «Confessio prolixior» и др.), а также вступил в новый спор с архиеп.

http://pravenc.ru/text/542445.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕНА [греч. Ελνη; лат. Helena] (IV в.), св. Афирская (пам. 4 мая). Согласно Житию Е., дошедшему на лат. языке (BHL, N 3794), Е. была дочерью коринфского архонта (rex) Агила, жившего в IV в. и почитавшегося чудотворцем, и его жены Гратулии. В предместье К-поля Афире (ныне Бююк-Чекмедже, Турция) почитание мощей Е. зафиксировано с XII в. Мощи были привезены туда вместе с др. реликвиями из Коринфа (Греция). В нач. XIII в., во время 4-го крестового похода, они были переправлены в г. Труа (Франция) капелланом еп. Труаского Гарнерия де Тренеля, умершего в К-поле в 1205 г., во время этого крестового похода. Греч. оригинал Жития Е. (несохранившийся или несуществовавший) ложно приписывался авторству свт. Иоанна Златоуста. Согласно письму чтеца Халкидонской Церкви Ангемера, он в 1215 г. перевел Житие Е. на лат. язык по заданию труаского капитула. Однако вопрос о происхождении Жития Е. остается открытым: вполне возможно, оно было написано уже в Труа (эта версия более правдоподобна, учитывая, что в Житии акцент сделан на чудесах, совершенных Е., а обстоятельства ее смерти не упом.). Существует гипотеза (первым на эту тему высказывался еще в XVII в. болландист Г. Хенскенс) о происхождении почитания Е.: в Труа почитались мощи некоего отшельника Елена и местные жители по ошибке отождествили их с мощами равноап. Елены , матери имп. св. Константина I Великого (в XII в. в труаском храме почитали уже их). Однако в кон. XII в. аббатство Овиллер доказало, что мощами равноап. Елены обладает именно оно, после чего объектом культа в Труа стала св. Елена греч. происхождения, Житие к-рой было вымышленным текстом, составленным по канонам жанра тогда же. Каноники собора в Труа, желая привлечь паломников и средства для реконструкции храма, пострадавшего в 1188 г. от пожара и в 1228 г. от урагана (когда из-за обвала свода храма была повреждена рака с мощами Е., но мощи почти не были затронуты), способствовали росту почитания Е., предвидя, что у паломников это имя впредь будет вызывать ассоциацию с равноап. Еленой и храм в Труа станет еще более популярным местом паломничества. Не исключено, что дата памяти Е. была также выдумана: на следующий день после праздника Обретения Честного Креста и дня памяти ап. Филиппа. Между 1248 и 1252 гг. в соборе был создан витраж с изображением Е. ( Marsat A. Cathédrale de Troyes: Les vitraux. P., 1972. P. 60). В XIII-XIV вв. почитание Е. распространялось в окрестных районах (зафиксированы упоминания ее в литургических книгах соседних диоцезов Лангра, Реймса и Осера). Культ Е. сохранялся вплоть до янв. 1794 г., когда в ходе революционных волнений большая часть мощей святой была сожжена, а рака уничтожена.

http://pravenc.ru/text/189745.html

По указанию понтифика кор. Карл Лысый велел созвать епископов 6 церковных провинций на Собор в Труа, состоявшийся в окт.-нояб. 867 г. (MGH. Conc. T. 4. P. 229-245). По словам Гинкмара, на Соборе «некоторые епископы, как обычно, поддержали Вульфада, чтобы снискать благоволение короля Карла, и выступили против Гинкмара вопреки истине и священным предписаниям канонов. Но Гинкмар разумно и убедительно противостоял их усилиям...» (Annales Bertiniani. 1883. P. 88). Тем не менее участники Собора вынесли окончательное решение об оправдании Вульфада и др. клириков, рукоположенных Эббоном. Подозревая своих противников в политических интригах, Гинкмар записал в анналах, что еп. Актард Нантский ознакомил Карла Лысого с содержанием соборного послания, адресованного Н. Желая опорочить Гинкмара в глазах понтифика, король якобы направил в Рим послание с обвинениями в адрес архиепископа (Ibid. P. 88-89; ср.: MGH. Conc. T. 4. P. 239-243). К тому времени, когда Актард доставил послания в Рим, понтифик тяжело заболел и занимался гл. обр. полемикой с византийцами. По словам Гинкмара, незадолго до кончины Н. сообщил послам, что намерен помириться с архиепископом Реймсским для совместных действий против византийцев и с этой целью даже поручил ему возглавить западнофранк. епископов (Annales Bertiniani. 1883. P. 89-90). Среди противников Гинкмара Реймсского, обращавшихся за поддержкой к папе Римскому, был богослов Готшальк , к-рый отстаивал учение о двойном предопределении и за это был заточен в аббатство Овиллер. Возможно, за него ходатайствовал перед понтификом еп. Ротад Суасонский. Еще в 864 г. Гинкмар уверял Н. в том, что Готшальк был справедливо осужден как упорный еретик, соблазнивший мн. людей благодаря начитанности и красноречию (MGH. Epp. T. 8. Pars 1. P. 160-163). В 866 г. мон. Гунтберт, последователь Готшалька, бежал из Овиллера, чтобы попросить у папы Римского защиты от Гинкмара, который притеснял его учителя. Гинкмар поручил архиеп. Эйгилю Сансскому убедить Н. в том, что дело Готшалька недостойно внимания понтифика и приговор пересматривать не надо (Ibid.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОТШАЛЬК Готшальк [лат. Gotteschalcus, Gothescalcus, Godescalcus Orbacensis; нем. Gottschalk; франц. Godescalc d’Orbais] (ок. 803–807, Саксония — ок. 867–869, мон-рь Овиллер, близ Реймса), богослов, грамматист и поэт эпохи Каролингов. Сын саксон. гр. Берна. В раннем детстве был пожертвован как облат (см. ст. Облаты ) бенедиктинскому мон-рю Фульда, в к-ром получил начальное образование под рук. аббата Рабана Мавра и в 822 г. пострижен в монашество, затем обучался в мон-ре Райхенау где познакомился и близко сошелся с Валафридом Страбоном . В 824 г. возвратился в Фульду, откуда написал в адрес Майнцского Собора (829) жалобу на Рабана Мавра, обвинив наставника в своем насильственном пострижении, и просил Собор освободить его от монашеских обетов на том основании, что свободного человека нельзя отдать в рабство, даже если это рабство у Бога (servitium Dei). Получив в силу аргументов, изложенных Рабаном Мавром в «Liber de oblatione puerorum» (Книге о пожертвовании отроков), отказ, Г. ушел в аббатство Корби, где его учителем стал Ратрамн из Корби, в 835–838 гг. находился в мон-ре Орбе близ Суасона. Наследственные владения Г. остались за Фульдой. После незаконного рукоположения во пресвитера, совершенного неким хорепископом (840), и паломничества в Рим Г. начал проповедовать в Ломбардии, Фриуле, Далмации, Паннонии и Болгарии, а по возвращении в Германию (после 845) — в верхнерейнских землях и в Майнце учение о двойном предопределении, сформулированное им в соч. «О предопределении» (De praedes-tinatione, ок. 845). Г. полагал, что предложенная им доктрина восстанавливает и развивает учение блж. Августина , в неправильной интерпретации к-рого он обвинял даже блж. Иеронима Стридонского и папу свт. Григория I Великого (Двоеслова). Опираясь на отдельные слова Свящ. Писания (Рим 9. 21: «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой — для низкого?»), а также на нек-рые сочинения блж.

http://pravenc.ru/text/542445.html

Как богослов Г. стал известен критикой учения о предопределении бенедиктинского мон. Готшалька из Орбе, согласно к-рому в отношении судеб людей имеет место двойное предопределение (gemina praedestinatio) Божие: одних - к благодати и спасению, других - ко греху и к «справедливому осуждению», т. е. к погибели (ad peccatum et ad peritum). Согласно этой доктрине, спасение не зависит от благодатной деятельности Церкви. После осуждения в 848 г. по инициативе Рабана Мавра на Соборе в Майнце Готшальк был вторично осужден в 849 г. на Соборе в Кьерзи уже по инициативе Г., в чьей епархии находился Орбе и к к-рому Рабан обратился со специальным посланием. Подвергнутый в Кьерзи бичеванию, Готшальк был заключен в аббатство Овиллер близ Реймса, находясь в к-ром продолжал отстаивать свою т. зр. и создавать новые сочинения. Он предлагал Г. разрешить спор о предопределении судом Божиим , т. е. испытанием 4 кипящими котлами и хождением по раскаленной плите, а также пророчествовал, что через 3,5 года архиепископ умрет и на его место будет избран сам Готшальк. В 863 г. Г. не подчинился приказанию папы Николая I отпустить Готшалька на папский суд в Рим. По вопросу о предопределении Г. написал трактат «De praedestinatione Dei et libero arbitrio» (О предопределении Божием и свободном произволении, 859), впосл. дополненный сочинениями «Epistola ad Carolum regem, priori contra praedestinatianos dissertationi [deperditae] praefixa» (Послание к королю Карлу, прибавленное к прежнему [утраченному] рассуждению против предопределителей, 856), «De praedestinatione Dei et libero arbitrio posterior dissertatio adversus Gothescalcum et caeteros praedestinatianos» (Второе рассуждение о предопределении Божием и свободном произволении против Готшалька и прочих предопределителей, 859/60), а также обращением «Ad reclusos et simplices» (К затворникам и простецам, 849/50). Опираясь на Свящ. Писание и творения отцов Церкви (в частности, на сб. «Ареопагитики» в переводе Гилдуина), Г. говорил о наличии предопределения только к благодати и спасению, но не ко греху и к осуждению; иначе, с одной стороны, Бог Сам выступал бы как источник греха, а с другой - человек освобождался бы от ответственности за свои поступки (что отчасти является искажением позиции Готшалька). Однако, согласно Г., зло попускается Богом, и Он может осудить человека на наказание в предвидении его греха.

http://pravenc.ru/text/165017.html

Elene/Ed. P. O. E. Gradon. L., 1958). В средневек. валлийской традиции существовало предание о Елене, супруге узурпатора Магна Максима (383-388), к-рое отражено в мабиноги «Сон Максена Вледига» (средневалл. Breuddwyd Macsen Wledig, XI-XIII вв.). Согласно мабиноги, Елена была дочерью бриттского правителя из Сегонтия (близ совр. Карнарвона, Уэльс). Вероятно, произошло смешение преданий о Еленах. Об этом косвенно свидетельствует «История королей Британии» Гальфрида Монмутского (составлена в 30-х гг. XII в.), в к-рой рассказывается о Е., дочери Коэла, бриттского правителя Кайрколуна (Колчестера), ставшей супругой «сенатора» Констанция Хлора, резиденция которого находилась в Эбораке (ныне Йорк). Согласно Гальфриду, 3 дяди Е. сопровождали Константина во время похода против Максенция и были возведены им в сенаторское достоинство ( Гальфрид Монмутский. История бриттов; Жизнь Мерлина/Изд. подгот.: А. С. Бобович, А. Д. Михайлов, С. А. Ошеров. М., 1984. С. 52-53). Ряд церквей в Уэльсе и Корнуолле был посвящен св. Елене, однако неясно, какой именно - Е. или легендарной супруге Магна Максима. В ранних англ. церковных календарях до XV в. имя Е. отсутствует, рассказ о ней включен в «Новую легенду Англии» Дж. Капгрейва (1450) и в бретонский Дольский календарь (XV в.). В Англии Е. посвящено 135 церквей ( Farmer D. H. The Oxford Dictionary of Saints. Oxf.; N. Y., 19872. P. 202). Святая упоминается под 18 авг. в ирл. Мартирологе Гормана XII в. (Félire Húi Gormáin: Martyrology of Gorman/Ed. W. Stokes. L., 1895. P. 158-159). В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) под 3 мая указано обретение Е. Креста Господня. В ряде рукописей Мартиролога под 18 авг. отмечена память «в Риме, на Виа Лавикана, св. Елены, матери Константина» (MartHieron. Comment. P. 227, 448-450). После перенесения мощей в Овиллер почитание Е. распространилось на франк. землях. В Мартирологе Узуарда память Е. указана под тем же числом и в аналогичной формулировке, что и в Мартирологе блж. Иеронима (MartUsuard//PL. 124.

http://pravenc.ru/text/189737.html