С. Булгаков. Утешитель. Aubier, 1946, р. 69—75.    Таким образом, все Божественные имена, относящиеся к общей природе, можно отнести к каждой Ипостаси в аспекте «энергий», то есть аспекте проявления Божества. См., например, у св. Григория Нисского «Слово о Духе Святом, против Македонян Пневматомахоов» (Духоборцев), §13: «Источник Всемогущества — Отец; Всемогущество – Сын; Дух Всемогущества — Дух Святой». P.G., t. 45, col. 1317 А; Св. Григорий Богослов. Слово XXIII, §11: «Истинный, Истина, Дух Истины», P.G., t. 35, col. 1164 Α.    Слово XXX (Богословское, IV), §20; P.G., t. 36, col. 129 Α.    Против Евлогия, II, 17; P.G., t. 36, col. 605 В.    Св. Кирилл Александрийский. Строматы, XXXIII, P.G., t. 75, col. 572 AB; Св. Иоанн Дамаскин. Об образах, III, §18; P.G., t. 94, col. 1337 D – 1340 В; Точное изложение православной веры, I, 13, P.G., t. 94, col. 856 В.    Св. Григорий Богослов. Слово XXXI, §9, P.G., t. 36, col. 144 Α.    См. выражение Εις αιδιον ενκφανσιν у св. Георгия Кипрского: Τομος πιστεως P.G., t. 142, col. 241 A; Ομολογια ibid., col. 250 АС; Απολογια, ibid., col. 266—267; Περι της εκπορευσεως του Αγιου Πνεματος, ibid., col. 290 С и 300 В.    Ер. 38 (alias 43), §4; P.G., t. 32, col. 329 С – 332 А.    Например, пневматологическая формула Синодика св. Тарасия, зачитанного на VII Вселенском Соборе, в которой не отмечена разница аспекта бытия и аспекта проявления. Манси. XII, col. 1122. Искупление и обожение § 1    «Бог соделался человеком, дабы человек смог стать Богом». Эти глубокие слова, которые мы впервые находим у св. Иринея, встречаются затем и в трудах св. Афанасия, св. Григория Богослова, св. Григория Нисского. Впоследствии отцы Церкви и православные богословы повторяли их из века в век, желая выразить в этой лапидарной фразе самую сущность христианства: неизреченное снисхождение Бога до последних пределов нашего человеческого падения, до смерти, – снисхождения, открывающего людям путь восхождения, безграничные горизонты соединения твари с Божеством. Нисходящий путь (καταβασις) Божественной Личности Христа делает возможным для человеческих личностей восходящий путь, наш αναβασις в Духе Святом. Нужно было добровольное уничтожение, искупительный кенозис Сына Божия, дабы падшие люди смогли выполнить свое призвание, призвание к обóжению (δεοσις) твари действием нетварной благодати. Таким образом, искупительный подвиг Христа, или, вернее, в более широком смысле, Воплощение Слова, по-видимому, непосредственно связывается здесь с конечной целью, поставленной перед тварью, а именно – соединением ее с Богом. Если это соединение осуществлено в Божественном Лице Сына, – Бога, ставшего человеком, — то нужно, чтобы оно осуществилось и в каждой человеческой личности, нужно, чтобы каждый из нас также стал богом по благодати, или «причастником божественного естества», по выражению св. апостола Петра (2 Пет. 1:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

они не были. Лит.: Мелиоранский Б. М. К истории противоцерк. движений в Македонии в XV в.//Στφανος: Сб. ст. в честь Ф. Ф. Соколова. СПб., 1895. С. 62-72; Сырку П. А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. СПб., 1898. Т. 1. Вып. 1. С. 266-270; Wittek P. χινες//Byz. 1951. T. 21. P. 421-423; Arnakis G. G. Gregory Palamas, the χονες, and the Fall of Gallipoli//Ibid. 1952. T. 22. P. 305-312; Прохоров Г. М. Прение Григория Паламы с «хионы и турки» и проблема «жидовская мудрствующих»//ТОДРЛ. 1972. Т. 27. С. 329-369; D á n R. «Judaizare»: The Career of a Term//Antitrinitarianism in the 2nd Half of the 16th Cent. Bdpst; Leiden, 1982. P. 25-34; Левинская И. А. Деяния апостолов на фоне евр. диаспоры. СПб., 2000; Bird M. F. Crossing over Sea and Land: Jewish Missionary Activity in the Second Temple Period. Peabody, 2010. Т. И. Хижая И. в Новое и Новейшее время В эпоху Реформации обвинения в «иудействовании» появлялись с особой частотой и имели более серьезные последствия, чем обвинения в «ереси». В «иудействовании» из-за увлечения евр. языком и мистикой обвиняли нем. гуманиста Иоганна Рейхлина (1455-1522); автора 1-го издания НЗ на еврейском языке протестант. гебраиста Себастьяна Мюнстера (1489-1553), а позже сторонника изгнания евреев из Европы, получившего от Иоганна Экка (1486-1543) и Мартина Лютера (1483-1546) прозвище «раввин». Лютер, сам знаток древнеевр. языка, «подозревал» гебраистов своего времени в «иудаизации» христианства. Католики называли И. Ульриха Цвингли (1484-1531) и Жана Кальвина (1509-1564). Андреас Рудольф Карлштадт (1480-1541) обвинил в «иудействовании» племянника Рейхлина, протестанта Филиппа Меланхтона (1497-1560), а по мнению Кальвина, лютеран. литургия возвращала верующих к иудаизму. Испанский антитринитарий Мигель Сервет (1511-1553) в «иудаизации» обвинил католич. Церковь, а всех протестантов, к-рые не соглашались с его взглядом на Троицу,- в евр. интерпретации НЗ. Сервет называл Кальвина «истинным иудеем» (лат. verus judaeus), а Кальвин его - «хорошим раввином» (bonus rabbinus).

http://pravenc.ru/text/1237771.html

Так, в 874 году мы встречаем образование особого графства или жупанства, Дудлеба, с главным городом Петтау, подчиненного графу Гозвину; область этого жупанства состояла из Нижней Паннонии и простиралась до самого Блатенского озера, составляя часть Хорутании. Из этого обстоятельства смело можно заключить, что Коцела не было уже в живых, что власть непосредственная перешла к Карлманну, верховному правителю Хорутании, и, быть может, тогда уже предоставлена была им незаконному его сыну, Арнульфу. Единственно этим переходом господства над Паннонией в немецкие руки и объясняются самовольные действия зальцбургского духовенства в области Мефодиевой еще в 874 году. Действительно, по словам летописца, в упомянутом году архиепископ Теотмар святил церковь в Петтау, в графстве Гозвина 327 . Что же папа? Восстал ли он против нарушения прав законного, им же утвержденного иерарха? По крайней мере выразил ли он чем-нибудь свое недовольство? Источники не говорят ни одного слова, а Мефодий, вероятнее всего, в это же время по нужде переселяется в Моравию 328 . Такое переселение, ввиду смерти Коцела и дерзкого невнимания к правам законного архиепископа со стороны немцев при равнодушии верховной власти церковной, ввиду полной самостоятельности Святополка Моравского, весьма знаменательно и невольно заставляет ставить действия папы в тесную зависимость от политического положения страны. Таким образом, в самом начале высвобождения своего из неприязненных рук немецких Мефодий увидел область свою, столь обширную по назначению, ограниченною в действительности лишь одною Моравией. Жизнеописание Мефодия в точности передает характер его деятельности в Моравии. Она состояла не только в истинном просвещении уже крещенного народа, не только в умножении церквей и расширении богослужения, но и в привлечении к христианству новых народов в лице их представителей – князей. К этой поре следует отнести обращение Мефодием князя в Вислех, тогда же, без сомнения, до третьего путешествия его в Рим, совершилось и крещение чешского князя Борживоя с женою Людмилою 329 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тареевым. (Основы христианства. Изд. 2-е. T. I. Философия евангельской истории. 344 стр. и дал. Подробнее в 1-м изд. Жизнь и учение Христа. Часть 1-я. Гл. 2-я, §§ 57–59 и дал.). 329 «Едва ли какой другой факт в земной жизни Иисуса Христа пред­ставляет наиболее твердое Основание для нашей веры в Его богочелове­ческую природу, в Его абсолютно-безгрешную жизнь и чудотворную деятельность и наконец в всемирно-искупительное значение. Его стра­даний и смерти, как чудесный факт Его воскресения» (курсив автора). Так начинает почивший апологет XJX-ю, самую большую и важную, главу («О воскресении Иисуса Христа») своего труда «В защиту христианской веры против неверия» (II вып. Ч. 1-я. Стр. 398). 330 «Конечно», говорит про. Н. Малиновский : «велики чудеса, совершенные Иисусом Христом в Его земной жизни, велико проявленное в них могущество над природой, над жизнию и смертию, над силами ада. Но все эти чудеса, даже и самое дивное из них,– воскресение мёртвых (к временной жизни) творили и пророки (Илия, Елисей, некоторые из апостолов), хотя не с таким полномочием, как Он. Но никогда не было и невозможно представить, чтобы кто воскресил Самого Себя. Воскрес­нуть Самому, своею собственною силою, как воскрес Христос, – не в жизнь временную, а вечную, это возможно только для того, кто, будучи человеком, в то же время есть Бог, Владыка жизни и смерти... И потому самовоскресеннем Господа И. Христа дано Совершеннейшее удостовере­ние в том, что Он не только человек, но и истинный Бог, владычествующий над жизнию и смертию». (О Боге Искупителе. Догматический очерк. Каменец – Подольск. 1906. Стр. 330–331. То же см. Православное Догматическое Богословие. Т. III. Сергиев Посад. 1909. Стр. 327. 331 «Он», – т. е. Христос, «оправдал себя в Дусе». Бысть оправданным в духе для Христа Спасителя значило получить свыше торжественное всенародное подтверждение истины Своего учения, правоты Своего дела, действенности Своей жертвы. И он получил это подтверждение: Он воскрес. Если бы Он не воскрес, то «суетна была бы вера наша».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

Какие богатые смыслом слова: призыв к совершенству, полное отречение от себя, принесение себя в жертву, принесение в жертву всего своего существа и своей жизни; следовать нагим за нагим Христом, как говорят великие духоносные отцы; наконец эсхатологическое созерцание сокровища на небесах, жгучее томление по Царству Божьему. Святой Антоний покидает мир, не так, как это делает мечтатель в погоне за неосуществимой мечтой, но под воздействием Святого Духа, и он углубляется в пустыню, совсем, как Иисус Христос после своего крещения. «Я увлеку ее, приведу ее в пустыню, и буду говорить к сердцу его» ( Ос.2:16 ). Пророк Осия подчеркивает этими словами нечто весьма непосредственное, некую свободу, некую удивительную истинность в отношениях между Богом и человеком с простым сердцем. Весьма символично, что первые отцы в пустыне не хотели принимать правил из боязни подчинить закону ослепительную евангельскую свободу. Не давали они и никаких обетов, и только по­зднее, когда произошла неизбежная демократизация из-за притока человеческих толп, была введена единообразная дисциплина, дабы избегнуть злоупотреблений и для блага массы, «кви нон асцендит ад сублимиа» (которая не восходит на вершины). Следующее имя – это имя святого Пахомия (253–346), молодого воина, обращенного в христианство в одной из общин. Благодаря военному прошлому и опыту жизни в общине он стал основателем первой регулярной монастырской общины. После его кончины его ученики впервые ввели монашеские обеты. Святой Василий Великий (329–379) всецело отдает предпочтение «киновийной» монашеской жизни в организованной общине. При этом соблюдаются такие условия: 1 . Общность имущества по образу апостольских общин. 2 . Соревнование в делах милосердия. 3 . Бедность как средство для достижения духовной свободы. Святой Василий Великий разработал монашеские правила. (Его «Моралиа» составлены из изречений Священного Писания , сгруппированных в главы; ясно, с какой целью это сделано: следовать шаг за шагом за Господом, осуществляя Его учение).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

А в Александрии и Египте и каждый крещёный мирянин, по большей части, имеет Причастие у себя в доме и сам собой приобщается, когда хочет». Следует здесь же отметить, что в V-VI веках Церковь перестала доверять мирянам самостоятельное обращение со Святыми Дарами. Право получить Святое Причастие в руки сохранилось за священнослужителями и за византийским императором, а позднее – за русским царём в день его коронации (и только). Святой Григорий Богослов Житие Другом юности и всей жизни св. Василия Великого был св. Григорий Богослов . Св. Григорий не раз описывал свою жизнь, и описывал её с подлинным и лирическим драматизмом. Любитель безмолвия, своей волей всегда стремившийся к уединению, чтобы в тиши предаваться богомыслию, – волей Божией он был призван к слову и делу, к пастырскому действию среди житейского мятежа, треволнения и смуты. В смирении своего хотения проходил он свой скорбный и славный жизненный путь. Св. Григорий родился около 330 года в Арианзе, близ Назианза, «малейшего между городами» юго-западной Каппадокии. Отец его, Григорий старший, в это время (с 329 г.) был назианзским епископом; в молодости он принадлежал к своеобразной секте ипсистариев (от ψιστος; – «высочайший», поклонялись Богу как «Высочайшему»), учение которой было смесью христианства, иудейства и персидской религии. Крещение он принял уже в зрелом возрасте под влиянием своей жены Нонны, истинной христианки. Вскоре после крещения он был посвящён во пресвитера, а затем и в епископа Назианза. Св. Нонна, желая иметь сына, усердно молилась об этом и ещё до рождения обещала посвятить его Богу. Под влиянием матери св. Григорий младший с юных лет решил вести безбрачную жизнь. Св. Григорий получил широкое образование. Первоначально обучение он проходил в доме родителей, где особенно усердно изучал Священное Писание, а затем посещал лучшие школы своего времени: в двух Кесариях (Каппадокийской и Палестинской), в Александрии и, наконец, в Афинах. В Кесарии Каппадокийской он впервые встретился со св. Василием Великим , вместе с ним он посещал и Афинскую школу.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

325 Дароносица — сосуд, в котором священник носит причастие для причащения вне церкви. 326 …тех, кои ни горячи, ни холодны, господь обещал изблевать с уст своих… — цитата из Откровения Иоанна, гл. III, 14–16. 327 Слывущий (или словущий) — славный, знаменитый, почитаемый. 328 Моисей, божий избранник — см. прим. к стр. 189. 329 Чермного моря не рассеку и из степи не выведу…— Согласно библейской легенде, Моисей по повелению бога жезлом рассек Чермное море и вывел по нему, как по суше, свой народ из Египта. Фараон и его войско, гнавшиеся вслед за израильтянами, погибли во вновь сомкнувшихся волнах моря (Книга Исход, гл. XIV, 16–24). Степи — пустыни, через которые шли с Моисеем древние евреи из египетского плена. 330 …этап водил — был конвойным при ссыльных, отправлявшихся в Сибирь пешим порядком, «по этапу». 331 Рекреация (лат.), — перерыв для отдыха между занятиями. 332 Притоманный — собственный, домашний, настоящий, истинный. 333 …в дусе хлада тонка…(древнерусск.) — в воздухе, в веянии легкого ветерка. 334 …голубком приоборкается — укроется, воркуя. 335 …учить меня тунгузскому и якутскому языку. — Нил в Сибири изучил бурят-монгольский язык, составил его грамматику и перевел на этот язык многие богослужебные книги. Тунгузский — эвенкский. 336 …щунял келейно…— бранил, усовещивал наедине. 337 Амвон (греч.) — возвышение в церкви для чтения проповеди и т. д. 338 Гурий (ок. 1500–1563) — первый архиепископ в Казани (с 1555 г.) по завоевании ее Иваном Грозным, энергичный и даровитый миссионер, начавший христианизацию края. Православная церковь причислила его к лику своих святых в 1596 г. См. В. О. Ключевский, Древнерусские жития святых как исторический источник, М., 1871, стр. 305 и след. 339 Приточник — говорящий притчами (речь идет о книге библейской — Притчах Соломона). 340 Нетяги (древнерусск.) — слабосильны, не дюжи. 341 …и предков бы наших князь Владимир не окрестил. — Принятие христианства в 989 году киевским князем Владимиром было прогрессивным явлением. Этим актом он укреплял свой союз с Византией, наследницей греческой античной культуры, вводил свое государство, как равноправное, в среду европейских государств.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

ДОСТОИНСТВО Христианское достоинство: см. пятая глава, восьмой статьи, второй книги «О истинном христианстве» (3:411–417). Достоинство христианское состоит в том, чтобы быть истинным ХРИСТИАНИНОМ «Какое де есть истинное благородие христианское?» Ответ: быть истинным христианином, сыном Церкви святыя, живым удом тела Христова, иметь общение со Отцем и Сыном Его Иисусом Христом, сыном и наследником Божиим быть, верою и правдою работать живому и бессмертному Богу, и проч., о чем и сказано и ниже скажется. Сие благородие всякую славу мира сего несравненно превосходит. Вся слава царей и князей мира сего ничтоже пред тем. Не видна сия ныне слава, но откроется в последний день. «Ныне», глаголет Апостол, «чада Божия есмы, и не у явися, что будем? Вемы же, яко, егда явится, подобни Ему будем: ибо узрим Его, якоже есть» ( 1Ин. 3, 2 ) (3:283–284). Достоинство и красота души человека (см. Тринадцатая глава, пятой статьи, второй книги «О истинном христианстве») (3:329–337). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского/Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Воскресши из мёртвых и даровавши людям истинную жизнь, Господь Иисус Христос , после многократных явлений ученикам Своим, вознёсся, наконец, к Отцу Своему и сел одесную Его, где Он всегда есть Божеством Своим, но теперь вознёс туда и человечество, оживотворённое Божеством, и этим положил начало восхождения к Богу и для всех людей, восставших чрез Него для новой жизни в Боге: «и, явлься мног крат учеником своим, възиде на небеса к Отцю, Его же не отлучился бе, и седе одесную Его» 327 «възиде пакы на небо, и седе одесную Отца» 328 , «и на небеса възиде веля нам всхититися по Апостолу в стретенье» 329 , «не презре нас, ни отвержеся нас; но взыска и обрет и на раме понесе, и одесную Отца посади» 330 «имеяшет же с собою Господь и душа человеческы, яже възнесе на небеса в дар своему Отцу, их же в горним граде усели» 331 . Так совершилось дело высочайшей любви Божией к человеку – явление в мире жизни Бога-Троицы. Один от Троицы, Божий Сын, благоволением Бога Отца стал человеком без греха, родившись не от мужа, но осенением Бога Духа Святого, смертью в себе человека – умер для господствовавшего в нём начала и Божеством своим восставил его (человека) в новой, истинной жизни в Боге, умертвив его прошлое земное, смертное, и этим положил начало на земле истинной жизни, начало Царства Божия на земле, ставши источником этой жизни для всех людей, и примером Своей земной жизни и учением указавши содержание жизни этого Царства. Для цельности и ясности повторим значение всего дела Христова словами преподобного летописца: «Господу же нашему Исусу Христу, яко же преже ркохом рожьшуся от святыя девице и хрещешемуся от Ивана, нам образ дав» 332 , да и мы крестимся во имя Его. «Таче потом 12 оученика яже и апостолы нарече. И много я оучаше о царстве небесном сказаше им многажды и многа чюдеса створь пред ними, и пред всим народом. Якоже святое еоуангелие сведетельствует. По сем же смерти вкуси, волею страстию своею. И положен бысть во гробе, и сниде на ада и державу его раздроуши, самого же связа и держимыя им свободи душа, и глагола им идета в рай, они же радующеся идоша хваляще Бога. Сам же в третий день въскресе от мертвых и явися оучеником своим глагола им шедше проповедита еоувангелие по вьсей земли, и вьсь иже веру иметь и крестится, спасен будет, а иже веры не иметь, осудится в муку вечную. По глаголех же сих възнесеся на небеса, и седе о десну Бога и Отца. Апостоли же шедше проповедаху еоуангелие по всей земле, яко же заповеда им Господь» 333 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

– недвижный 350 – неколебимый 119 – нерассеянный 363 – покой 346, 352, 369, 370 – два состояния обожения 391 – движение 316, 317 – божественный круг 420 – бесцветный 351(94), 376(94) – бодрствование 407 – блаженство 387 – веселие 392 – здравый 389 – и чувства 392 – изменение не по сущности, а по деятельности 329–330 – исступление 332, 365 – разделение и нераздельность 333 – разделение на многое 338, 347 – истинное веселие 335 – как часть души 118 – любовь к прекрасному 396, 398 – любомудрый 350 – нагой 359, 378, 382 – окрашивание 328, 350(92) – прост(ой) 376, 392 – разные чины 158 – рассмотрение Писания и творения 387 – свобода 321 – слава 334 – словно жернов 157 – ядущий манну 390–391 – соединен(ие) – с благодатью 388 – с телом и миром 363 – омрачение 94, 392 – никчемный 146 – греховный и извращенный 336 – сознание греховности 402 – упражнение У. памятью о прежних грехах 125 – сосложение со страстями 121 – исцеление 54 – очищенный от страстей 126 – см. также молитва умная умиротворение 94, 406, 414, 419 умопостигаемый 12, 30, 104, 151, 272, 273, 343, 344, 346, 354, 377, 403–405, 408, 413, 421 усидчивость 34 устроение 54, 55, 349, 357, 359, 360, 363 – мирное 33 – монашеское 123 – молчания, безмолвное 349, 356 – простое 353 – обновленное 357 – души 373 – ума 370, 375, 377 – высокое 355 – духовное 362 – бесстрастное 340 – боготворное 320 – боговидное 321, 371, 376 – единовидное 340, 346 усыновлять, усыновление 23, 409 Ф илософ, -ы 145, 153, 463 философские науки 224 философствование 408, 409 Х валение Бога 26, 141, 154 – ежедневное 144 слл., 157 хранение – добра 28 – сердца 97, 99, 101, 103, 104 – мыслей, помыслов 30, 121 – ума 441 христианство 1410, 36 Ц арствие Божие (Небесное) 118, 121, 145, 214, 269–271, 274, 278, 357, 409, 467 целомудрие 12, 18, 21, 23, 33, 118, 241, 345, 346, 389, 441 Ч еловек passim – для чего сотворен 148 – каким был до грехопадения 371 – разумный Ч. лучше всего творения 158 – по благодати превосходит ангелов 365 человекоугодие 31, 125 чревоугодие 12, 36, 55, 121 чтение 125, 407, 435, 436, 438 чувство, -а 88, 146, 341, 343, 344, 346, 358, 371, 376, 379, 392, 396, 421

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010