Общины театинцев создавались гл. обр. в городах: в Турине, Генуе, Венеции, Милане, Палермо, Мессине и Лечче. С XVII в. орден действовал во Франции и Португалии. Католич. св. Джованни Леонарди. Скульптура в ц. Санта-Мария-ин-Кампителли (Рим). ХХ в. Католич. св. Джованни Леонарди. Скульптура в ц. Санта-Мария-ин-Кампителли (Рим). ХХ в. В 1531 г. католич. св. Иероним (Джироламо) Эмильяни организовал в Венеции, Бергамо и Комо приюты для сирот и беспризорных детей, где подвизались как клирики, так и миряне; позднее он основал Об-во служителей бедным (см. Сомаски ), конгрегацию регулярных клириков для ухода за немощными и нищими. Члены новой конгрегации оказывали помощь бедным и пострадавшим от войн и болезней. Под управлением сомасков находились несколько госпиталей, сиротские дома и приюты для раскаявшихся проституток, однако основной задачей конгрегации было обучение и наставление в вере (катехизация) сирот и мальчиков из бедных семей. Орден регулярных клириков св. ап. Павла (известны как варнавиты , по названию ц. св. Варнавы в Милане, ставшей резиденцией ордена) был создан в 1530 г. представителями знати - католич. св. Антонио Марией Дзаккариа, Бартоломео Феррари и Джакомо Антонио Мориджа; в 1533 г. бреве «Vota per quae vos» орден утвердил папа Римский Климент VII (1523-1534). Варнавиты ухаживали за больными в госпиталях, оказывали помощь заключенным в тюрьмах, вели активную пастырскую деятельность: проповедовали в городах, организовывали проповеднические миссии в деревни, исповедовали. Постепенно члены ордена стали заниматься педагогической деятельностью в открытых ими школах и интернатах для мальчиков. В XVI в. орден действовал только в Италии, но после того как в орденский устав были внесены изменения, позволившие открывать новые школы (1608), общины, госпитали, приюты и образовательные учреждения варнавитов появились во Франции, в герц-стве Савойя, Австрии, Венгрии и Чехии. В 20-х гг. XVIII в. в ведении ордена находилось более 700 школ (см.: Bireley. 1999. Р. 35). В 1574 г. католич. св. Джованни Леонарди основал в Лукке общину регулярных клириков Богоматери (леонардины, по имени основателя ордена); в 1583 г. новый орден был утвержден Алессандро Гвидиччони, еп. Лукки, в 1595 г. деятельность леонардинов одобрил папа Климент VIII (1592-1605) и передал орден в юрисдикцию Папского престола (бреве «Ex quo majestas»). Членов ордена объединяло особое почитание Пресв. Девы Марии и активная социальная деятельность: леонардины проповедовали, исповедовали и причащали мирян, ухаживали за больными в госпиталях, принимали последнюю исповедь и причащали умирающих. Также они наставляли детей в католической вере; орден содержал несколько школ для мальчиков. Леонардины действовали фактически только в Италии (в Риме, Генуе, Милане и Неаполе).

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Новое отношение к пространству как к подвижной материи, находящейся во власти трансцендентных сил, стало причиной возникновения новых типов храма. Известные с позднего Ренессанса пространственные решения подвергались преобразованиям, к-рые лишили их однозначности: центрические композиции утратили «покой» и «ясность», базиликальные - абсолютное господство продольной оси «вход-главный алтарь»; происходила дивергенция центрического и базиликального типов ( Norberg-Schultz. 1971. P. 74-96). В центрических купольных храмах появился развитый хор, перекрытый самостоятельным куполом: церкви Сант-Алессандро-ин-Дзебедия (1602-1629, Лоренцо Бинаго; 1629-1630, Франческо Мария Рикини; купол возведен в 1693 Джузеппе Квадрио) и Сан-Джузеппе (1607-1630, Ф. М. Рикини) в Милане, Санта-Мария-делла-Салуте в Венеции (1631-1687, Бальдассаре Лонгена). План в виде равноконечного греческого креста трансформируется, поскольку одна из осей приобретает главенствующее значение, как в ц. Санти-Лука-э-Мартина в Риме (1634-1664, Пьетро да Кортона). Овальный объем «нанизывается» на один из рукавов креста, усложняет его конфигурацию и выделяет его среди прочих, как в ц. Сан-Карло-аи-Катинари в Риме (1612-1620, Розато Розати). Базиликальный храм превращается в последовательность «нанизанных» на одну ось центрических пространств, как в церквах Санта-Мария-Маддалена (1631-1699, Карло Фонтана и др.; фасад возведен в 1735 Джузеппе Сарди) и Санта-Мария-ин-Кампителли (1662-1728, Карло Райнальди) в Риме. Введение 2 перпендикулярных друг другу осей (Санта-Тереза в Капрароле, 1620-1623, Джироламо Райнальди) почти стирает грань между центрическим и базиликальным храмом, поскольку пространство разворачивается сначала в одном направлении, затем в перпендикулярном ему. У Гварино Гварини центрический храм получает новую пространственную ось - вертикальную: пример - неосуществленный проект ц. Падри-Сомаски в Мессине (ок. 1660-1662). Стремление к цельному пространству, владевшее умами архитекторов эпохи барокко, для большинства мастеров, по замечанию К.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

план церкви, правильный 8-гранник, по мысли архитектора, напоминал корону, посвященную Пречистой Деве. Уникальный облик здания создают гигантские волюты, соединяющие купол и основной объем и активно выдающиеся вперед. Базилика гармонично сочетается с окружающими зданиями (таможней, семинарией Сомаски (ныне Патриаршая семинария), готической ц. св. Григория) и одновременно неповторима в барочном зодчестве. стиль барокко господствовал и в скульптуре В., в творчестве Дж. дель Моро, Дж. Кампаньи, К. Молли (главный алтарь ц. Санти-Джованни э Паоло, ок. 1650). Искусство В. XVIII в. живет прошлым, большее значение приобретает живопись, в т. ч. монументальная, напр. в творчестве Тьеполо (росписи палаццо Лабиа, ок. 1750), а также жанр портрета (Р. Каррьера), бытовой картины (П. Лонги) и ведуты (городского пейзажа), прославленной А. Каналетто, Ф. Гварди, работы к-рых пользовались спросом у туристов и повлияли на европ. школы пейзажа, в т. ч. на русскую, напр. на творчество Ф. Я. Алексеева (2-я пол. XVIII в.). Древние памятники архитектуры В. стали предметом любования и воспроизведения в работах рус. пейзажистов эпохи романтизма, напр. братьев Н. и Г. Чернецовых (1-я пол. XIX в.), А. Н. Мордвинова (50-е гг. XIX в.) и др. Искусство В. XIX в. провинциально, но в Европе растет интерес к ее истории и художественным сокровищам, особенно после публикации в 1853 г. 3-томного труда «Камни Венеции» (Stones of Venice) англ. критика Дж. Рёскина, положившего начало жанру эссе в совр. искусствознании. Путешествия в В. оказывали влияние на рус. художников 2-й пол. XIX в. (М. А. Врубеля, В. И. Сурикова), а также рус. критиков и искусствоведов (П. П. Перцова, П. П. Муратова, посвятившего В. отдельные главы эссе «Образы Италии», опубл. в 1911-1912). В XX в. город становится одним из излюбленных центров туризма, различных выставок и фестивалей. Лит.: Ruskin J. The stones of Venice: In 3 vol. L., 1851-1853. N. Y., 1985; Soranzo G. Bibliografia veneziana. Venezia, 1885. Bologna, 1968; Перцов П. П.

http://pravenc.ru/text/150247.html

Сомаски ); католич. блж. Паоло Джустиниани (1476-1528), реформировавшему орден камальдулов и основавшему конгрегацию камальдульских отшельников с более строгим уставом. К. Т. одобрил деятельность францисканца-обсерванта Маттео да Башо (ок. 1495-1552), основателя ордена капуцинов . В Венеции К. Т. вместе с др. театинцами ухаживал в госпитале за неизлечимо больными, оказывал помощь голодающим и больным во время эпидемии чумы. В 1533 г. была основана обитель театинцев в Неаполе (с 1538 близ ц. Сан-Паоло-Маджоре). В этот период К. Т. окормлял неск. жен. обителей, в т. ч. мон-рь кларисс-капуцинок Санта-Мария-ди-Джерузалемме в Неаполе (см. ст. Капуцины ). При поддержке К. Т. в этом городе был организован приют для падших и раскаявшихся женщин. К. Т. стал инициатором создания благотворительной кассы (ломбарда) для помощи бедным (1539). В 1540-1543 гг. он был настоятелем (препозитом) мон-ря театинцев в Венеции, затем в Неаполе. Весной 1547 г. участвовал в работе генерального капитула ордена в Риме, где было принято решение об объединении с орденом театинцев конгрегации регулярных клириков Сомаски. Вернувшись в Неаполь, К. Т. заболел и 7 авг. скончался. Был похоронен на орденском кладбище близ ц. Сан-Паоло-Маджоре; впосл. его останки перенесли в церковь. С 1615 г. по решению генерального капитула память К. Т. стала отмечаться во всех обителях ордена. Беатифицирован в 1629 г. папой Римским Урбаном VIII . 12 апр. 1671 г. папа Римский Климент X канонизировал К. Т. и способствовал распространению его почитания. Изображается в облачении театинца, в руках - Евангелие, книга с уставом ордена или крест. С кон. XVII в. К. Т. стали изображать с Младенцем Иисусом на руках (напр., скульптура Дж. Л. Бернини в рим. базилике Санта-Мария-Маджоре): святому, служившему после рукоположения во пресвитера 1-ю мессу, было видение Пресв. Богородицы, Которая вверила ему Младенца (об этом К. Т. писал Лауре Миньяни - Le lettere. 1954. P. 16). Соч.: Le lettere di San Gaetano da Thiene/A cura di F. Andreu.

http://pravenc.ru/text/1683995.html

В XVI в. появляется новый тип аскетического движения - братства регулярных клириков, которые постепенно преобразовались в конгрегации. Одна из первых, театинцы , возникла в Риме в 1524 г. Центрами духовной жизни регулярных клириков стали оратории. Попечением о бедных паломниках занималась конгрегация ораториан Филиппа Нери. Похожие группы возникли в Милане ( варнавиты ) и Венеции ( сомаски ). Для всех них был характерен акцент на внутренней жизни и молитве в сочетании с регулярным участием в приходском богослужении. К этому же типу движений относятся иезуиты (Об-во Иисуса), получившие в 1540 г. одобрение от папы Павла III (булла «Regimini militantis Ecclesiae»). Члены Об-ва стали приносить наряду с традиц. обетами бедности, послушания и целомудрия также обет послушания папе. Иезуитам было позволено совершать оффиций приватно и не носить монашеских одежд. Все полноправные члены ордена принимают священство, а сам процесс вступления длительный и поэтапный. В XVI в. был реформирован францисканский орден. При Льве X было официально закреплено разделение на обсервантов, ставших во главе ордена, и конвентуалов , получивших официальную диспенсацию и определенную автономию. Однако те, кто стремились букв. подражать св. Франциску, отделились от обсервантов, чтобы вести жизнь еремитов, и после папского одобрения сформировали новую ветвь ордена - капуцинов . В ордене кармелитов также произошла реформа, во главе которой встала св. Тереза Авильская , выступившая за возвращение к идеалу созерцательной жизни. Внешним символом новых обсервантов стал отказ от ношения обуви (отсюда «босоногие кармелиты», тогда как сохранившие прежние правила жизни получили наименование «обутые кармелиты»). Католическое М. в XVII-XVIII вв. Хотя еще в 1566 г. папа Пий V буллой «Circa pastoralis» утвердил обязательность принятия всеми жен. общинами торжественных (сакраментальных) обетов, в XVII в. появилось множество сестричеств, которые занимались благотворительностью и вели апостольский образ жизни, не проживая в мон-ре и не принимая торжественных обетов. Так, св. Франциск Сальский (еп. Франсуа де Саль) основал орден для вдов, живущих в миру,- «Орден посещения Девой Марией Елисаветы» (визитантки), а его духовный ученик св. Венсан де Поль организовал «Движение дам милосердия». Он также стал основателем миссионерской конгрегации регулярных клириков, лазаристов .

http://pravenc.ru/text/2564108.html

совращать с пути истинного – to lead sb astray согласие – consent Содетель – the Author, the Creator, the Maker создавать – to make, create Создатель – the Author, the Creator, the Maker солея – solea сомаски – Somasques сон вещий – prophetic dream сопрестолия – chancel сорокоуст – remembrance of the departed (40 days) сосудохранительница – repository, sacristy, deaconicon софия – sophia социальное евангелие – social gospel социальные братья – Social Brethren социальный евангелизм – Social Evangelism сочельник – Christmas Eve, the Twelfth Night сочетание Христу – acceptance of Christ сочетаться Христу – to accept Christ сочиво – soaked grains (eaten on Christmas Eve) социальная неделя – social week Сошествие во ад – Descent into hell Сошествие Святого Духа – the Advent, Descent of the Holy Spirit Союз американцев за отделение церкви от государства – Americans United for Separation of Church and State Союз евангельских друзей – Evangelical Friends Alliance Союз полного спасения – Full Salvation Church Спас – the Festival of the Saviour Спас нерукотворный – icon of Christ not made by hands спасать – to save, redeem спасаться – to save one’s soul, be saved спасение – salvation, redemption Спаситель – the Saviour, the Redeemer, the Deliverer Список запрещённых книг – Index Librorum Prohibitorum срачица – altar cloth Спор Вуда и Уэра – Wood ‘n’ Ware Conmroversy сребреник – piece of silver; продать за тридцать   to sell for thirty pieces of silver сребролюбец – money-grubber сребролюбивый – money-grubbing сребролюбие – greed for money Сретение Господне – Candlemas, the Meeting of Our Lord and Saviour Jesus Christ, the Presentation of the Lord in the Temple, Nunc Dimittis стабат матер – Stabat Mater Старая святая католическая церковь – Old Holy Catholic Church старейшина – elder старец – (spiritual) elder; elderly monk; spiritual advisor Старогерманские баптисткие братья – Old German Baptist Brethren старокатолик – Old Catholic старокатолический – Old Catholic старокатоличество – Old Catholicism

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

1 . Чин проповедников святого Доминика. Специальность – проповедь и чистое богословие. Из них замечателен святой Фома Аквинский, составитель Суммы. 2 . Меньшие братья святого Франциска Ассизского. Нищенствующий орден, проповедующий примером самоотречение и нравственные подвиги. Из них святой Антоний Падуанский, учредитель хлеба для бедных. На Западе имеют обыкновение обещать не свечку к иконе святого, а известную небольшую сумму на хлеб святого Антония, и на эти деньги, которые полностью идут на прокормление самых нуждающихся в этой местности, содержится и спасается от голода масса несчастных семейств. 3 . Святого Сюльпиция. Специальность: образование клириков. Во Франции все семинарии в их руках. 4 . Святого Иоанна Божьего (братья милосердая). Госпитали, больницы, амбулатории. 5 . Мерцедарии. Выкуп пленных, несчастных должников, лиц, почему-либо потерявших свою свободу, слуг и служащих, стесненных контрактами, долгами или обязательствами. Выкуп рабов от рабовладельцев, защита обиженных и рабочих от эксплуататоров. 6 . Тринитарии. Миссии среди язычников и магометан, помощь христианам в плену у язычников, выкуп их, замен их. Хождение за заразными больными. 7 . Братья народных школ, для детей бедного сословия в городах и селах. 8 . Сомаски. Подбирают покинутых детей. 9 . Братья святого Викентия Павлийского. Орфелинаты. 10 . Братья христианских школ дают начальное и среднее образование. 11 . Ораторианцы. Конгрегация священников, преследующих пастырские добродетели. 12 . Ассумптионисты. Издание газет, брошюр, книг религиозно-церковных. 13 . Мехитаристы. Издание богослужебных книг, исправление и сличение их. 14 . Трапписты. Возделывают почву и превращают пустыни в оазисы. Земледельцы. 15 . Августинцы. Изучают науки богословия. 16 . Кармелиты. Аптеки, целебные травы, при строгом иночестве. 17 . Иеронимиты. Изучение священного писания. 18 . Барнабиты. Изучение наук вообще. 19 . Камиллионцы. Уход за недужными. 20 . Общества Господня. Коллегии для воспитания юношества. Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

В IX в., при папе Григории IV, ораторий во дворце на Палатине был перестроен в часовню при греч. монастыре, к-рый был основан на этом месте и носил название «in Palatio» или «Graecorum» («de Graecis»). Первое упоминание о мон-ре, связанное с событиями нач. IX в., содержится в соч. «Перенесение мощей и чудеса святых Маркеллина и Петра» (мучеников Римских) Эйнхарда, однако здесь не указано точное название обители (ActaSS. Iun. T. 1. P. 183). В X в. прп. Савва Младший († 995), монах с о-ва Сицилия, грек по происхождению, прибыл в Рим и остановился в мон-ре К., где впосл. и был похоронен. Под мон-рем К. в Риме, вероятно, следует понимать греч. обитель на Палатине ( Pitra. Analecta Sacra. 1876. Vol. 1. P. 311). Согласно Liber Pontificalis, в 1145 г. в мон-ре К. был избран папа Евгений III (LP. Vol. 2. P. 386). В булле папы Александра III (1105-1181) от 16 апр. 1166 г. мон-рь впервые назван дворцовым (S. Caesarii de Palatio). В перечне рим. церквей 1192 г. в последний раз зафиксировано наименование монастыря греческим (monasterium S. Caesarii Graecorum - Le Liber Censuum de l " Église romaine/Éd. P. Fabre. P., 1889. Vol. 1. Fasc. 3. P. 300-304, 309). Возможно, после XV в. мон-рь и часовня К., находившаяся в нем, прекратили существование. Остатки греч. мон-ря с небольшой капеллой обнаружены А. Бартоли при раскопках дворца Августов и идентифицированы благодаря фрагментам визант. фресок кон. VIII-IX в. Согласно Liber Pontificalis, при папе Льве III (795-816) в «monasterium de Corsas» также находился ораторий в честь К. (LP. Vol. 2. P. 24). По сообщению Дюшена, мон-рь располагался недалеко от базилики Сан-Систо-Веккьо, а ораторий К. из этого мон-ря был впосл. перестроен в церковь, известную в наст. время как Сан-Чезарео-де-Аппия, стоящую на пересечении Аппиевой и Латинской дорог (Ibid. P. 45). В перечне церквей Рима XIV в. она названа Сан-Чезарео-ин-Туррим ( Urlichs C. L. Codex urbis Romae topographicus. Wirceburgi, 1871. P. 173). В нач. XIV в., согласно распоряжению папы Бонифация VIII, в ней должен был быть устроен странноприимный дом. В XV в. при храме нек-рое время существовал жен. бенедиктинский мон-рь. В 1517 г. папа Лев X возвел Сан-Чезарео-де-Аппия в ранг титульной церкви кардинала-пресвитера. При составлении документов в папской резиденции церковь была ошибочно названа церковью во дворце, что привело к дальнейшему отождествлению ее с Сан-Чезарео-ин-Палатио. В 1587 г., при папе Сиксте V, титул ц. Сан-Чезарео-де-Аппия был упразднен, однако в 1600 г. папа Климент VIII утвердил ее в статусе диаконии, которой она является и в наст. время. В 1597-1603 гг. под наблюдением кард. Цезаря Барония происходила реконструкция церкви «в раннехристианском стиле» ( Herz. 1988). После завершения реконструкции Сан-Чезарео-де-Аппия была передана конгрегации регулярных клириков Сомаски (1604).

http://pravenc.ru/text/1684269.html