Дворцы христианских преемников Константина по убранству и обстановке мало чем отличались от описанного дворца Константинова – и потому могли быть и были наиболее желанными местами для заседаний византийского Общества Любителей Просвещения. Кроме столичных царских чертогов местами для заседания этого же общества служили летняя царская резиденция за городом 1111 , патриаршие палаты 1112 , более удобные помещения у частных просвещенных лиц столицы 1113 , школьное здание, если школа находилась в ведении знаменитого ученого богослова 1114 . Во дворцах для заседания Общества Любителей Просвещения назначалась определенная зала, как это было во дворце Константина Великого . Здесь один из чертогов сделался, по выражению Евсевия, «обычной аудиторией» этого императора 1115 . Что касается слушателей, собиравшихся на рассматриваемые собрания, то состав их был очень разнообразен. Сюда принадлежали епископы 1116 , царские родственники, члены синклита, придворные особы, ученые разного рода 1117 , наконец, народ столичный, всегда любопытный и очень интересовавшийся словесными состязаниями. Собрание слушателей было иногда чрезвычайно велико 1118 . Деятельных членов византийского Общества Любителей Просвещения, т. е. таких членов, которые принимали на себя задачу занимать и поучать любознательную публику – подобных лиц во все века находилось в Византии много. Начать с самого византийского императора. Византийские императоры были большими охотниками готовить речи и рассуждения и читать их публично. Эти государи произносили публично сочиненные ими речи, которые на тогдашнем языке назывались σιλντια (от латинского слова silentium), т. е. такие ораторские произведения, которые требовали от слушателей сосредоточенного молчания. Царственные ораторы могли брать очень разнообразные темы для своих речей, включая и темы религиозно-нравственного и строго богословского характера 1119 . Императорам противостояли в этом отношении патриарх и епископы, приближенные ко двору; по своему личному побуждению или же вызываемые к тому какой-либо необходимостью, они принимали на себя дело публичных ораторов 1120 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Местом заседания византийского Общества Любителей Духовного Просвещения большей частью был царский дворец. Так было при основателе этого общества, так оставалось и впоследствии. Кстати, скажем несколько слов о византийском дворце Константина Великого , в котором происходили при нем заседания описываемого общества. Как скоро мы узнаем, чем был дворец, построенный Константином, то придется согласиться, что лучшего места для открытия и первоначальной деятельности Общества Любителей Просвещения и придумать было невозможно. Дворец Константина был так устроен и обставлен, что он как будто бы и предназначался сделаться прибежищем для лиц, ищущих христианского просвещения. Этот дворец был совсем не тем, чем были дворцы прежних государей римских. Здесь не слышно стало праздной «болтовни», здесь слышатся теперь «гимны славословия Богу», священники сообщают тон придворной жизни. Даже придворная прислуга и лейб-гвардия отличаются правилами христианского благочиния и проникнуты благочестивым настроением. Разумеется, сам хозяин чертогов озаботился о том, чтобы слуги царские и телохранители были взяты из числа лиц, достойных быть вблизи благочестивого венценосца. Это были люди лучших нравственных качеств. Украшения дворца и те сделались вестниками, что в нем живет христолюбивый государь. Одна из лучших палат дворца украшена была драгоценной мозаикой в христианском вкусе. Здесь «в вызолоченном углублении потолка, в самой середине его сделано было из драгоценных камней и золота великолепное изображение знамения страданий Христа». Каждый, поднимавшийся по ступеням крыльца, ведшего во дворец, сейчас же мог заметить, что он всходит в ясилище царя-христианина. Над дверьми царских палат утверждена была картина, сделанная из воска и расписанная цветными красками. Картина изображала следующее: лик императора, над головой его крест, а под ногами его дракон, низвергающийся в бездну. Она, картина, указывала на победу Константина над врагами христианства, действовавшими под влиянием тайного врага рода человеческого. Картина с умыслом поставлена была на внешней стороне дворца – «на показ всем», чтобы все знали, что владыка Римской империи ревностный христианин 1110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

1195 Нельзя не добавить, что взгляды Григоры разделяли потом в Византии некоторые астрономы и хронисты. К чести Григоры нужно сказать, что, по заявлению самих западных ученых, папа Григорий XIII в XVI в. произвел исправление юлианского календаря почти в том самом роде, как проектировал греческий ученый XIV в. 1196 В заключение нашей беседы скажем несколько слов о значении византийского Общества Любителей Духовного Просвещения для своего времени. Один византийский историк говорит о единоплеменном ему народе: «Теперь тайны богословия кажутся понятными даже для самих ремесленников, и все ждут прений так же нетерпеливо, как скот – молодой травы и лугов», – замечает не очень разборчивый в выражениях историк. Случалось, что народ прямо требовал от патриарха, чтобы сам он или кто-либо из лиц ученых непременно принимал на себя задачу публично состязаться с какими-либо иномыслящими в вере. 1197 Это свидетельствовало, что народ византийский с большим удовольствием смотрел на публичное разъяснение в особенности богословских вопросов. И значит существование Общества Любителей Просвещения, в котором не всегда происходило спокойное чтение рефератов, но и велись споры и состязания, отвечало потребностям и склонностям публики. Еще больше имело значение это общество как для тех ученых, которые принимали деятельное участие в нем, так и для раскрытия самых вопросов, которые обсуждались здесь. Попасть в действительные члены византийского общества любителей, т. е. быть причисленнным к кружку лиц, имевших право произносить речи и читать рефераты на его собраниях – многие ученые того времени считали великой для себя честью тем больше, что не легко и не всякому удавалось добиться этого. 1198 И недаром добивались этой чести. Если хоть наполовину есть правды в том, что говорит Никифор Григора о кружке любителей просвещения, группировавшемся около императора Андроника (а Григора называет его Академией, Лицеем и Стоей, митрополией мудрости, акрополем учености), то подобный кружок мог быть в высшей степени полезен для успехов науки, и в особенности богословия, знание которого тогда считалось необходимой принадлежностью каждого просвещенного человека, начиная от самого царя и до последнего из тех лиц, кто причислял себя к образованному классу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

—483— XI Отношение Общества Любителей Духовного Просвещения, от 14 августа за 79: «Общество Любителей Духовного Просвещения, имея празд­новать 17 сентября сего 1913 года пятидесятилетие своего существования в Москве, надеется, что Императорская Московская Духовная Академия разделит с ним Юбилейное торжество. Программа празднества такова. 1) 16 сентября, в 6 часов вечера совершение всенощного бдения в Князе-Владимирской церкви Епархиального дома и, затем, панихида по усопшим членам Общества. 2) 17 сентября, в 9 часов утра совершение Божественной Литургии и после нее Благодарственного молебствия в том же храме. 3) осмотр Епархиальной Библиотеки и Церковного Музея при ней. 4) вечером, в 7 часов, торжественное собрание в Большом зале Епархиального дома. Предметы собрания: а) вступительная речь; б) чтение исторической записки; в) речь о задачах Общества; г) чтение приветствий, прием депутаций и отдельных представлений. Если Императорской Московской Духовной Академии будет угодно почтить этот праздник назначением депутации, то Совет Общества покорнейше просит Академию сообщить о сем заблаговременно». Определили: Поручить Преосвященному Ректору Академии приветствовать Общество Любителей Духовного Просвещения, по случаю исполнившегося пятидесятилетия его существования, телеграммой от имени Совета Академии. XII Прошение и. д. доцента Академии по кафедре церковного права Н.Д. Кузнецова : «Опыт обнаружил большие затруднения при совмещении чтения лекций в Академии по должности доцента с судебной и общественной деятельностью, причем от последней в настоящее время я не считаю возможным отказаться. Поэтому, покорнейше прошу уволить меня от должности доцента Академии по кафедре церковного права». —484— Справка: По § 109 лит. в. п. 2 устава духовных академий «увольнение от службы доцентов и профессоров» значится в числе дел Совета Академии, представляемых через местного Епархиального Архиерея на утверждение Святейшего Синода. Определили: Просить ходатайства Его Высокопреосвященства перед Святейшим Синодом об увольнении и.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Письма к генерал-инспектору всей пехоты и артиллерии, графу А.А. Аракчееву (в копии и. д. обер-прокурора Святейшего Синода К.С. Сербиновичу и Санкт-Петербургскому купцу И.И. Крохоткину)//Душеполезное чтение. М. 1892, ч. 2. июль, стр. 467–471. Письма к игумении Спасо-Бородинского монастыря Сергии (1852–1859). Тверь, 1890. Письма к архиепископу Смарагду Рязанскому (1833–1843)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. Сергиев Посад. 1863–1894; 1870. Кн. 12, стр. 28–43. Письма митрополита Филарета к попечителю Московского учебного округа графу С.Г. Строганову//Душеполезное чтение. М. 1895, ч. 2, стр. 102–103. Письма к синодальному обер-прокурору А.П. Толстому//Душеполезное чтение. М. 1891, ч. 3, стр. 653–654; 1892, ч. 2, стр. 467–471. Письмо к министру народного просвещения графу Д.А. Толстому//Душеполезное чтение. 1882, июль, стр. 350. Письмо к графине А.Г. Толстой (11 марта 1866)//Душеполезное чтение. М. 1895, ч. 1, стр. 473. Письма к М.М. Тучковой (три письма)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М.-Сергиев Посад. 1863–1894; 1868. Кн. 4, стр. 85–89. Письма к игумении Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой) (1828–1850)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М.-Сергиев Посад. 1863–1894; 1868. Кн. 5, стр. 61–144. Письма к московскому военному генерал-губернатору П.А. Тучкову (два письма)//Душеполезное чтение. М. 1885, ч. 2, стр. 245 и 249. Записки митрополита Филарета о средствах прекратить затруднительное положение Вознесенского монастыря по причине ветхости зданий//Душеполезное чтение. М. 1885, ч. 2, стр. 245–249. Письмо к президенту императорской Академии Наук С.С. Уварову (12 июня 1832)//Душеполезное чтение. М. 1895, ч. 1, стр. 302–303. Письмо к и. д. обер-прокурора Святейшего Синода князю С.Н. Урусову (два письма от 23 августа 1864 года)//Душеполезное чтение. М. 1891, ч. 3, стр. 654–655. К московскому гражданскому губернатору И.Б. Капнисту (от 15 июля и 10 августа 1844 года)//Душеполезное чтение. М. 1891, ч. 3, стр. 655–657.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

555 28 ноября (11 декабря) 1917 г. Совнарком принял написанный В. И. Лениным декрет о запрещении кадетской партии, которая определялась как «партия врагов народа», ее лидеры подлежали аресту, вскоре многие члены партии были арестованы, были также запрещены некоторые газеты из числа оппозиционных. – Примечание. 556 После победы Октябрьской революции в центре «триумфальное шествие революции» замедлилось, дойдя до Урала. При таких условиях Тобольск, в который были переправлены Временным правительством из Петрограда Император Николай II и его семья, продолжал жить в это переходное время, которое затянулось на 4,5 месяца, своей обособленной жизнью. В центр приходили измышленные и провокационные известия о побеге бывшего Императора, о начавшемся в Сибири монархическом движении и прочие недостоверные известия, которые опровергал особыми телеграммами тобольский правительственный комиссар. Согласно газетным сообщениям, в Смольном пытались реагировать на доходившие сведения. Так, военно-революционный комитет снарядил особую экспедицию в Тобольск, численностью в 500 матросов, для захвата монархического центра (День. 1917. 2 декабря). Вероятно, это был просто карательный отряд, который наводил «порядок» на Северном Урале и который дошел до Тюмени. В Тюмени отряд распался и до Тобольска не добрался. – Примечание. 558 Общество было основано в 1863 г. в Москве митрополитом Московским Филаретом в целях «распространения в духовенстве и прочих классах народа познаний религиозно-нравственных, отвечающих Православной Церкви». Оно состояло из 203 членов духовных и светских лиц и управлялось советом во главе с почетным попечителем московским митрополитом. Общество ставило целью содействие развитию богословской науки, распространение литературы духовно-нравственного направления; организовало и содержало епархиальную библиотеку для нужд духовенства. Издавало «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». – Примечание. 559 Боголюбский Николай Иванович (1856–1936), протоиерей. В 1880 г. окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия. В 1887 г. удостоен степени магистра богословия. В 1902–1911 гг. профессор богословия Сельскохозяйственного института, в 1911–1918 гг. профессор богословия в Московском университете. Председатель общества любителей духовного просвещения. С 1918 г. ректор Православной Народной Академии и протоиерей Елоховского Богоявленского собора. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. В 1923 г. участник обновленческого лжесобора, избран в состав «Высшего церковного совета». Доклад был опубликован: Боголюбский Н. И., прот. Митрополит Филарет и Общество любителей духовного просвещения//Филарет, митрополит Московский.: Сб. Сергиев Посад, 1918. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Определили: Принять к сведению. XIV. Отношение Совета Общества Любителей Духовного просвещения, от 27 сентября за 93: «Совет Общества Любителей Духовного Просвещения приносит свою глубокую благодарность Императорской Московской Духовной Академии за ее теплое участие в юбилейном торжестве Общества, выраженное в ее приветственной телеграмме и личном присутствии на оном трех достойнейших ее представителей, и просит принять в Академическую Библиотеку Исторический очерк жизни Общества за 50 лет и указатель к журналу «Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения» с 1880–1912 гг. Определили: 1) Принять к сведению. – 2) За приносимые в дар академической библиотеки издания выразить Совету Общества благодарность. XV. Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что от Императорского Московского Румянцевского Музея им получен в дар для академической библиотеки один экземпляр юбилейного издания Московского Публич- —561— ного и Румянцовского Музеев: «Архангельское Евангелие 1092 года», каковой и сдан по принадлежности под расписку г. библиотекаря Академии. – Музею за ценное пожертвование выражена благодарность отношением от 31 октября за 572. Определили: Принять к сведению. XVI. Отношения: а) Управления Императорской Публичной Библиотеки, от 8 октября за 2142, с уведомлением о получении возвращенной Советом Академии рукописи под 268 (Сборник конца XVIII – нач. XIX века). б) Того же Управления, от 16 октября за 2325 с препровождением на трехмесячный срок, для научных занятий проф. стипендиата Н. Кочанова, книг: 1) Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft 1882 и 2) Revue des etudes juives – 31. в) Того же Управления от 18 октября за 2344, с пре­провождением на трехмесячный срок, для научных занятий доцента Н.Л. Туницкого, следующих рукописей: 1) Q. I. 1406 – Сборник XV в., 2) Q. I. 1187 – Сборник XV–XVI в. 3) Из Древлехранилища Погодина 1024 – «Златая Матица» XV в: и 4) Из Древлехранилища Погодина, 798 – Сборник XVI в. г) Императорского Московского Румянцовского Музея, от 14 октября за 1333, с препровождением для научных занятий экстраординарного профессора Д.И. Введенского , книги: 1) Osburn, Monumental History of Egypt.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Призывая на Вас Божие благословение с глубоким почтением и совершенною преданностью имею честь быть“... В тот же день препроводил я к Председателю Моск. Общества Любителей Духовного Просвещения, о. протоиерею И.Н. Рождественскому сто рублей при официальном письме следующего содержания: „Известно, что Общество Любителей Духовного Просвещения предполагает, в память совершившейся столетней годовщины со дня рождения в Бозе почившего преосвященнейшего митрополита Московского Филарета, издать сборник статей, относящихся к изображению многосторонней деятельности сего великого иерарха и Святителя. Вполне сочувствуя этому предприятию почтенного Общества и желая, по мере возможности, споспешествовать осуществлению оного, препровождаю при сём в ваше распоряжение сто рублей. —751— 1883 г. Призывая на Вас Божие благословение, с братской о Христе любовью имею честь быть“... В ответ на это достопочтенный о. Протоиерей писал мне от 10-го февраля: „Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейщий Архипастырь! Не судите меня строго, не вините много за столь поздний ответ на ваше благосклоннейшее письмо с приложением ста рублей на издание Сборника по случаю столетнего юбилея со дня рождения Московского Митрополита Филарета. Мне хотелось доставить Вашему Высокопреосвященству удовольствие видеть плоды вашего первого вклада с благословением. Но сбор этих плодов позатянулся; впрочем не могу жаловаться на скудость их. С разных сторон от чтителей Святителя, без всяких с моей стороны домогательств, прислано мне до полутора тысячи рублей. Это даёт мне возможность приступить к печатанию Сборника. Благословите, Высокопреосвященнейший Владыко, поместить в этом Сборнике и вашу речь, произнесённую в зале Московской Городской Думы в день празднования юбилея; хотя она и была уже напечатана в разных повременных изданиях, но в Сборнике вернее сохранится и войдёт как светлая черта в очертание лика Святителева. От имени Общества Любителей Духовного Просвещения принося Вашему Высокопреосвященству благодарность за ваш вклад на издание Сборника, с глубоким чувством почтения и преданности испрашиваю себе и семейству моему Архипастырского благословения“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

апреля 11, состоялся именной Высочайший указ о разборе духовенства. В силу этого указа все викарные и домовые священники, как состоящие сверх штата, подлежали определению на штатные священнические места, а в случае неимения таковых – укомплектованию на вакантные дьяконские и даже причётнические места; до времени окончательного размещения означенных священников никого кроме семинаристов, на священнические места определять не велено. Этой весьма разумной и целесообразной мерой впервые было положено прочное начало уничтожения сборищ попов на Спасском крестце 159 . Сам митрополит Платон в своей автобиографии так говорит об этом уничтожении: «Перевёл безвестный крестец, который состоял в том, что у Спасских ворот всегда собиралось попов по 10, по 20, по 30, бродяги из разных епархий, отрешённые от мест, а иные и запрещённые и под следствием находящиеся, и нанимались, стоя на крестце, служить обедни при разных церквах за малейшую плату по 10 и по 5 коп. Делало сие нестерпимый соблазн» 160 . Но зло, существовавшее на Руси несколько веков, не могло быть прекращено разом: так прочно укоренилось оно в жизни. Вот почему, несмотря на то что меры митр. Платона оказались вполне действительными, крестцовое духовенство ещё долго существовало в Москве, но уже далеко не в прежних размерах. Остатки попов наймитов были уничтожены уже преемником Платона – архиепископом Августином в 1815 году 161 . О том, как общество любителей духовного просвещения издало правило св. апостолов, св. вселенских и поместных соборов и св. отцов с толкованиями В конце 1874 года в московском обществе любителей духовного просвещения возникла мысль об издании толкований на церковные правила. В журнале этого общества «Чтения в обществе любителей духовного просвещения» за 1875 г., Январь, отдел библиографии, стр. 79–90, напечатана была под заглавием «Об издании толкований на церковные правила» программа предпринимаемого издания. Кому принадлежит составление этой программы, неизвестно. Автор (или авторы) её объясняет в ней: I) побуждение и цели сего издания, II) состав толкований, имеющих получить место в издании, и III) самый способ издания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/istori...

При могущих случиться недоразумениях необходимо обращаться к греческим рукописям Московской синодальной библиотеки. 3) В тех случаях, когда Вальсамон отсылает в своих комментариях на Синтагму к своим толкованиям на Номоканон, следует приводить целиком указанные места или объяснять, что в них содержится. 4) Существуют толкования на многие церковные правила в сочинениях отцов церкви и живших раньше трёх знаменитых комментаторов XII века. Таковы суть: Феодор Студит (1 пол. IX в.) и Никон Черногорец (2 пол. XI в.). Пандекты и Тактикон последнего (столь уважаемые нашими раскольниками), могли бы доставить толкования, по крайней мере, на четвёртую часть правил, содержащихся в синтагме Фотия. Эти толкования (известные и печатной Кормчей) вошли в состав сводной кормчей митрополита Макария. 5) Толкования в определениях и указах св. Синода должны быть приводимы всегда, когда они имеются, а не только в случаях каких-либо неточностей в прочих толкованиях. 6) Корректура греческого текста в предполагаемом издании должна быть лучше той, какая имеется в напечатанной программ издания толкований на церковные правила. В заключение, профессор Павлов выражает уверенность, что качества самого перевода не оставят желать ничего лучшего. За это ручается имя главного редактора профессора канонического права в МДА – А.Ф. Лаврова. Теперь посмотрим, как отнеслась почтенная редакция к замечаниям проф. Павлова, вызванных, как мы видели, обращением самой редакции ко всем «знающим дело православным читателям» с просьбой сообщить свои замечания и указания, направленные к «усовершению издания». Вместе с тем, я опишу и само издание. Как видно из предисловия к первому тому сего издания, мысль издать толкования на церковные правила возникла в обществе любителей духовного просвещения в конце 1874 г., а само печатание началось уже с февральской книжки журнала этого общества «чтения в обществе любителей духовного просвещения» за 1875 г. и продолжалось непрерывно. В 1876 г. общество, не ожидая окончания всего издания, издало отдельно от «Чтений» правила с толкованиями. Передо мной лежат два тома этого издания (третьего т. е. последнего тома у меня теперь нет под руками). В начале первого тома помещено коротенькое предисловие, не имеющее, впрочем, никакого заглавия, в котором, между прочим, говорится, что общество любителей духовного просвещения поставляет себе в обязанность благодарить лиц, сообщавших редакции свои замечания и указания о лучшем ведении дела. Эти лица суть: архиепископ Платон Костромской и Галицкий, доктор богословия Богословский и доктор канонического права А.С. Павлов . В заключении предисловия говорится о сочувствии предприятию со стороны протоиерея Горского, ректора МДА.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/istori...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010