Примечание . Впредь до надлежащей организации митрополичьих округов и окружных Соборов прославление совершается Святейшим Патриархом со Священным Синодом. 2. Ходатайство о прославлении угодника Божия к местному почитанию исходит от местного православного населения, с благословения епархиального Архиерея. 3. Для причтения угодника Божия к лику местночтимых святых необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидетельствована даром чудотворения по кончине его и народным почитанием его. 4. Прежде прославления святого чудеса его, записанные чту­щими его память и священнослужителями, проверяются особой комиссией, назначенной епархиальным Архиереем, с благословения Митрополита или Высшей Церковной Власти. 5. При проверке чудес заявители о них и свидетели дают показания под присягой о действительности записанных чудесных знамений. 6. Свидетельствование и открытие мощей для причтения угод­ника Божия к лику местночтимых святых необязательно. Если свидетельствование мощей угодника Божия производится, то оно совершается с благословения Святейшего Патриарха и в присутствии его представителя. 7. С благословения епархиального Архиерея составляется или просматривается ранее составленное житие святого и определяется соответствие жития свидетельствам и записям современников святого и летописным записям и сказаниям. Из жития святого составляется пролог или синаксарь для Богослужебного употребления. 8. С благословения епархиального Архиерея составляется церковная служба святому (тропарь, кондак, стихиры и канон), а до составления таковой – служба правится по общей Минее. Вновь составленные Богослужебные песнопения и молитвы допускаются к Богослужебному употреблению с благословения Святейшего Патриарха и Священного Синода. 9. День празднования святому устанавливается с благословения окружного Собора или Высшей Церковной Власти. 10. Имя святого вносится в общецерковный месяцеслов с указанием о местном праздновании святому. 11. По получении благословения на прославление угодника Божия о предстоящем торжестве возвещается ко всеобщему све­дению чрез напечатание в «Церковных Ведомостях» патриаршей грамоты, краткого жития прославляемого святого, тропаря и кондака ему, каковые к данному времени должны быть составлены.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕВЕЖИН (Тимофеев) Иван Андроников, рус. мастер печатного дела кон. XVI - нач. XVII в., сын известного московского типографа 2-й пол. XVI в. Андроника Тимофеева Невежи . Н. начал принимать участие в типографской деятельности на Московском Печатном дворе еще при жизни отца и занял его место, когда тот отошел от дел. Впервые имя Н. упоминается в колофоне Часовника 1598 г., в к-ром наряду с привычным указанием на «мастерство Андроника Тимофеева сына Невежи и прочих о Господе сработников» специально отмечаются «труды Иванца Невежина с товарыщи». Это упоминание по времени почти совпадает с созданием в типографии нового шрифта (его употребление отмечено А. С. Родосским уже в следующем издании - Минее общей 1600 г. меньшего формата). В последние годы работы мастера Невежи были обновлены трафареты для орнаментального убранства изделий, эти нововведения также связывают с началом работы Н. в типографии. В очередной раз имя Н. появляется в московских изданиях только тогда, когда из них исчезает упоминание его отца. В качестве мастера, трудившегося над книгой «с прочими сработниками», он назван в колофоне Триоди Цветной 1604 г., работа над к-рой была начата в конце апр. 1603 г., и впосл. еще в 5 изданиях. Последней книгой Н. стала Минея служебная на нояб., ее печатание завершено 17 сент. 1610 г. Еще одно издание - Минея служебная на дек.- осталось незаконченным: события Смутного времени привели к временному закрытию Печатного двора. Н. начал самостоятельно работать в типографии, когда московские власти приняли решение о расширении печатного производства: было увеличено количество станов и соответственно мастеров. К Н. присоединились Анисим Михайлов Радишевский, а затем и Никита Фёдоров Фофанов, к-рые заново обустраивали свои станы, резали шрифты и необходимое для изданий орнаментальное убранство. Унаследовавший типографские материалы от отца, Н. был во многом избавлен от этих хлопот, хотя, используя прежний шрифт, он занимался созданием новых досок орнаментики (А. С. Зёрнова считала, что они исполнены в традиц. манере). Даже применяя старые доски, Н. стремился к тому, чтобы они воспринимались как часть именно его типографских материалов; не случайно, напр., с изображения на гравюре ап. Луки при печатании Апостола в 1606 г. было срезано указание на «мастера печатного» Невежу.

http://pravenc.ru/text/2564810.html

В послереформенных Минеях порядок следования различных собраний богородичных иной: он отличается как от наиболее распространенного порядка следования Б1-Б2-Б3-Б4, так и от представленного в некоторых книгах типа Б4-Б1-Б2. Приложение к месячным минеям в современных изданиях книг открывается собранием Богородичных воскресных «на осмь гласов всего лета», соответствующих Богородичным 3 типа (Б3). В этом собрании тексты двух песнопений (гласа 3 на «Господи, воззвах» и гласа 7 на стиховнах) заменены новыми, более пространными. Далее следуют Богородичны 4 типа (те, которые поются, когда есть слава святому в минее), за ними следуют «Богородичны отпустительныя воскресны осми гласов», соответствующие Богородичнам 1 группы в дореформенных Минеях. Последняя, четвертая группа Богородичных в послереформенных изданиях служебных Миней это «Богородичны отпустительныя по тропарех святых, поемыя во все лето, в вечерню же, и на Бог Господь: во утрени и паки в конец утрени» (М 2002, Х, 909). В этой группе Богородичных из более чем 60 текстов только 10 (богородичнов и крестобогородичнов) печатались в дореформенных Минеях в виде приложения (Б2). Состав текстов этой группы совпадает в сентябрьских Минеях 1666, 1893 и 2002 года. Это означает, что в ходе реформы имела место также ревизия наиболее часто используемых текстов богородичных песнопений, часть из которых стала использоваться реже, а часть вовсе перестала употребляться. 3. Сопоставительный анализ языковых особенностей текстов 3.1. Графика и орфография (общие замечания) Подробное сопоставительное палеографическое описание дониконовских и послениконовских литургических книг требует отдельного исследования. Здесь будут представлены только наиболее общие результаты наблюдений, которые можно использовать для сравнения старообрядческих изданий, которые, как известно, различаются прежде всего способом набора и характером шрифтов. Тексты богородичных различаются с точки зрения орфографии не только в разных комплектах, но и в изданиях одного и того же комплекта. Кроме того, в рамках одного и того же издания приложения с богородичными могли печататься отдельно или вместе с текстом всей книги (фолиация может быть как общей, так и особой), тем не менее визуально можно определить, что набирались они для каждой книги заново.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В 1957 г. был переиздан славянский Типикон, 80 и было выдвинуто мнение, что теперь нет нужды в «Богослужебных указаниях». Этим воспользовались, и Богослужебная комиссия была упразднена, более ради того, чтобы отделаться от её «беспокойного» председателя. Владыка был этим чрезвычайно огорчен, – не за себя, конечно, – а потому, что ревновал об упорядочении богослужения и надеялся в этом отношении на работу своей комиссии. (Он даже хотел завещать этой комиссии свою библиотеку.) Он обвинял себя в неумении ладить, делать тактические уступки. Но сил у него уже явно не хватало, в особенности на сопряженные с заседаниями комиссии поездки и волнения. Он писал, что дома за письменным столом он забывает о недостатке сил. Тут он и продолжал трудиться. Закончил и исправил труд о поминовении усопших, собирал, переписывал и исправлял службы русским святым, особенно те, что не вошли не только в основную, но и в Дополнительную Минею. Намеревался составить новую Общую Минею, находя, что помещенные в существующей службы зачастую непригодны для отправления богослужения ряду святых, в особенности русским, например, служба мученице обращена к мученице-деве, тогда как мученицами бывали и жены, к тому же страдавшие не от язычников, а за свое целомудрие и чистоту. Не было также в старой Общей Минее службы благоверным князьям, да и условия жизни русских преподобных были во многом отличны от тех, в каких жили древние отцы Палестины и Египта. Неудачными находил Владыка и некоторые службы, составленные Пахомием Логофетом. 81 Последний почти буквально списывал их с более или менее подходящих служб греческим святым, отчего в них иногда получались нелепости и анахронизмы. Начал Владыка составление Русской Минеи – на сентябрь и октябрь. Исправлял текст богослужебных книг – Октоиха, Минеи – в сторону большей его доступности современному человеку, русификации языка, что считал задачей первой необходимости. Очень сожалел о том, что пропала его работа «О поклонах», которую он писал в Горушке, причем консультировался тогда с единоверцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В седмичные дни по «Бог Господь» поется тропарь святому 430 дважды, на «Слава и Ныне» – Богородичен (Тип., гл. 9). Если же в Минее находятся тропари двум святым или двум празднествам в один день, то тропарь первому святому поется дважды, а на «Слава» тропарь другому святому однажды, на «И ныне» – Богородичен (Тип., 2-го сентября и др.). Богородичен, после тропарей на «Бог Господь», всегда поется по гласу тропаря святого. Если есть тропари двум святым, то Богородичен поется по гласу последнего тропаря. В разные праздники святым поются не одни и те же Богородичны. Так, когда в седмичные дни, кроме субботы, будет святой, которому не положены – всенощное бдение, или полиелей, или великое славословие, тогда поется Богородичен, а в среду и пяток – Крестобогородичен из тех, которые называются «Богородичными отпустительными» и находятся в конце Минеи Месячной (в каждой части), Общей и Псалтири с последованием и озаглавливаются так: «Богородичны отпустительны по тропарех святых, поемые во все лето, в вечерни же и на утрени на «Бог Господь», и паки в конце утрени» (Тип., гл. 57), Если же в седмичные дни, кроме субботы, случится святой, со всенощным бдением, или великим славословием, то поется Богородичен из числа воскресных (Октоиха, на «Бог Господь»), по гласу тропаря святого. Если два тропаря, то – по гласу 2-го. Богородичен называется первым (Тип., гл 3, 5, 12, утреня по «Бог Господь»), он же отпустительный (Тип., гл. 53) 431 , потому что поется в конце утрени по «Ныне отпущаеши». В субботу Богородичен, если только он поется на «И ныне», всегда бывает из числа воскресных (Октоиха). При этом должно заметить следующую особенность: когда в субботу случится святой, которому не положено всенощного бдения или полиелея (Тип., гл. 12), тогда Богородичен первый воскресный поется по гласу тропаря святого. Если же в субботу случится святой с всенощным бдением, или полиелеем (Тип., гл. 15), или великим славословием (Тип., гл. 52), то поется Богородичен настоящего гласа, т. е. того гласа, который пет был в минувшую Неделю (воскресение).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Македонян и несториан,/и учеников Евтиха и Диоскора,/Аполлинария, и савеллианина Севира,/– волков лютых, явившихся в овечьих шкурах,/вы далеко от стада Спасителя/как истинные пастыри отогнали,/нагими, без овчин, трижды злосчастных выставив прекрасно./Потому вас блаженными именуем. [В греческой Минее иные стихиры, глас 6, подобен: Все отложив: Тебя, беспредельное и непостижимое Слово,/ставшее плотью ради нас, Человеколюбец,/провозгласило священное собрание мудрых отцов/совершенным Богом и человеком,/в двух естествах и действиях пребывающим/и двумя волями обладающим/– Одного и Того же по Ипостаси./Потому признавая Тебя единым Богом со Отцом и Духом,/мы с верою поклоняемся Тебе,/их блаженными именуя. Пирра, и Сергия, и Гонория с ними вместе,/Евтиха, Диоскора и хитрого Нестория/вы ниспровергли, славные,/от обеих стремнин сохранив Христово стадо,/единого по Ипостаси Христа ясно провозгласив/в двух естествах, одними действиями являемого./Ему и поклоняясь как человеку/и совершенному Богу со Отцом и Духом,/мы ныне вас прославляем. Несотворенными богоносные отцы согласно провозгласили/божественное действие и божественную волю Обнищавшего,/моей человеческой плоти приписав/тварность и действия, и воли,/избежав благоразумно смешения естеств/и разделения ипостасного, блаженные./Их ежегодными празднествами почитая,/мы верные, согласно славим Христа,/их прославившего. Троицу несотворенную богоносные отцы/единым Господом и Богом/единодушно в сей день провозгласили,/всем простоту единого естества/соответстующим образом показав/при общей воле и действии простом,/безначальным и бесконечным явив Его всем этим./Потому мы воспеваем их, как подражателей апостолам/и их благовестию всех научивших. ] Слава, глас 6. Самогласен: Тайныя днесь Духа трубы,/Богоносныя отцы, восхвалим,/воспевшия посреде Церкве/песнь сличную Богословия,/Троицу Едину непременную,/Существо же и Божество,/низложители Ариевы/и православных поборники,/молящийся всегда Господеви/помиловатися душам нашим. Слава, глас 6: Таинственные трубы Духа –/богоносных отцов в сей день восхвалим, воспевших посреди Церкви/песнь согласную богословия,/проповедавших Троицу единую,/неизменную Существом же и Божеством,/низложителей Ария и православных людей поборников,/всегда молящихся Господу/о помиловании душ наших.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatyh-o...

И если канонические правила не запрещают священнику брать в руки ножницы (Правила Трулльского Собора 21-е, 42-е), то их и не надо бояться. Что же касается подробностей, какой длины должны быть волосы, то это вопрос уже второстепенный. В общем, я за длинные волосы, но не непомерно длинные. А «венец»? «Венец» никогда прямо не предписывался, и воскрешать традиции надо с разбором 26 . Письма об исправлении богослужебных текстов и качестве отдельных молитвословий и чинопоследований Из письма епископу Афанасию от 6 декабря 1959 года 27 У греков действительно много новых молитвословий. Но этому не всегда нужно особенно радоваться, и не всегда приходится скорбеть о том, что эти молитвословий не вошли в наши книги. Передо мной хорошо изданный μερολγιον (τς κκλησας τς λλδος το τоυς 1959). В нем много новых тропарей, величаний в честь святых для Литургии (перед «И даждь нам, Владыко!» (так в оригинале. – Ред.)) и целых служб, например, Марку Ефесскому , Фотию Константинопольскому . Пышные похвалы и вместе с тем какая-то бессочность, как в тех службах, что мы пытались исправлять. Едва ли есть какая-то реальная польза от перегрузки Миней подобными службами. Мне кажется, в богослужении надо культивировать самое ценное: Октоих, Триодь и то из Миней, что там самое важное, самое несомненное. А Минею общую, пожалуй, лучше было бы вообще изъять: разве можно прославлять по общей Минее? Епископу Афанасию от 25 января 1962 года 28 Ваше Преосвященство, высокочтимый и дорогой Владыко! Из письма, которое несколько дней тому назад я послал Нине Сергеевне, Вы, вероятно, знаете о моем плеврите. Чувствую себя пока очень неуверенно. Температура то приближается к нормальной, то опять поднимается до 37 с делениями. На уроки все же хожу, так как это в одном помещении. Здесь многие сейчас болеют гриппом. Указание Типикона о чтениях на вечерне под Рождество в два «непостных» дня и мне представлялось странным. И я согласен с тем, что Вы пишете о желательности исправления этой «ошибки». Непонятно мне только, как эта ошибка могла закрасться в Типикон и каков ее источник 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

– Тропари, поемые по непорочных в субботу; – Богородичны отпустительные, поемые во все лето, на вечерне же и на «Бог Господь…», и в конце утрени (то же, что 4-е приложение месячной Минеи); – «Отпустительнии всея седмицы» (дневные тропари); – Знаки праздников; – Месяцеслов; – Паремии общие святым; – Прокимены, Апостолы, аллилуарии, Евангелия и причастны общие святым. §8.2. Практическое использование Общей Минеи в современной богослужебной практике В настоящее время Общая Минея может быть использована в следующих случаях. – В случае совершения служб святым, которым нет отдельного богослужения в месячной Минее (в частности, новопрославленным святым 150 ), все изменяемые песнопения можно полностью взять из Общей Минеи из службы святого или святых данного лика. Точно так же можно взять общую службу Богородице, если совершается праздник в честь одной из Ее многочисленных икон, если в Минее нет отдельной службы в честь данной иконы. – Если требуется совершить малому или шестеричному святому полиелей или всенощное бдение (на престольный праздник, а также в дни памяти особо почитаемых святых, например, 17 сентября), то необходимые песнопения, отсутствующие в месячной Минее, можно взять из Общей. В частности, в службе святой мученице Татиане (12 января) в Минее имеются только 3 стихиры на «Господи, воззвах…» и канон на утрене. Если же необходимо совершить полиелей в честь данной святой, то недостающие молитвословия и песнопения (паремии, стихиры на стиховне, тропарь, седальны по кафисмам и полиелеи, прокимен и Евангелие, стихиры на «Хвалите…») следует взять из службы одной мученице в Общей Минее. – При составлении устава любой службы (кроме периода пения Постной и Цветной Триоди) можно пользоваться уставными главами Общей Минеи. – В случае недостатка в храме книг (Триодей и Миней) можно взять из Общей Минеи службу на Пасху или паремии на бденные или полиелейные праздники 151 . – Наконец, в малых или новооткрытых приходах, которые не имеют возможности приобрести комплект месячной Минеи, можно в воскресные дни петь службу рядовому святому или святым по Общей Минее, а в великие праздники пользоваться Праздничной Минеей. §9. Минея праздничная

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

12 свт. Тарасию К-польскому, 25 февр., 4-го гласа; акростих: Χα γεραρω Ταρσιον τν μγαν (Радуясь, славлю Тарасия великого); 2-я песнь выпала, богородичен 9-й песни заключает общий акростих (канон сохр. только в греч. Минее). 13 прп. Герасиму Иорданскому, 4 марта, 4-го гласа; каждый 1-й тропарь посвящен не святому, а Великому посту (канон сохр. только в греч. Минее). 14 мч. Савину, 16 марта, 4-го гласа, также с посвященными Великому посту первыми тропарями каждой песни (канон сохр. только в греч. Минее). 15 свт. Марку Аретузийскому, диак. Кириллу и иже с ними, 29 марта, 1-го гласа (сохр. только в греч. Минее). 16 сщмч. Артемону, 13 апр., 4-го гласа с алфавитным акростихом (канон сохр. только в слав. Минее). 17 мц. Гликерии, 13 мая, 2-го гласа (сохр. только в греч. Минее, акростих в богородичнах полностью не выдержан). 18 на Рождество Иоанна Предтечи, 24 июня, 4-го гласа; акростих: Κο νς Χ ρς ρδρομον φη π (Общей радости Предтечу восхваляю любовию) (канон сохр. только в греч. Минее, из каждой песни исключено по 1 тропарю). 19 на перенесение мощей сщмч. Фоки, 22 июля, 4-го гласа (канон сохранился только в греч. Минее, в 4-й и 7-й песнях исключено по 1 тропарю, богородичны 6-й и 7-й песней выпадают из акростиха). 20 на положение пояса Богоматери, 31 авг., 4-го гласа; метрический акростих сохранился лишь частично (часть тропарей утрачена): Λιτα σχν Παρθνε (...силу, Дево); акростих в богородичнах 3, 5, 8 и 9-й песней содержит имя автора: ω γ υυ, 2-я песнь выпала; в еще более урезанном виде - по 3 тропаря в каждой песни - этот канон повторен в последовании на положение ризы Богоматери во Влахерне, 2 июля. 21 в Неделю о мытаре и фарисее, 2-го гласа. 22 Богородице, 2-го гласа (опубл. в составе Нового Богородичника прп. Никодима Святогорца. Σ. 23-25). В рим. изданиях греч. богослужебных книг XVIII в. помещено еще 3 канона. 23 на положение ризы Богоматери во Влахерне, 2 июля, 4-го гласа; акростих: Τν σν πθ Δσποινα δοξζω χριν. Γεργιος (Твою благодать, Владычице, любовию прославляю. Георгий).

http://pravenc.ru/text/162173.html

Содержание томов регулярно пополняется за счет добавления новых служб. 2. Минеи на церковнославянском выходят в Издательстве Сретенского монастыря и представляют собой расширенный вариант дореволюционных Миней. Здесь нет разделения томов на части, используется церковнославянский шрифт, для каждой даты рубрика всегда начинается той службой, которая указана в Типиконе, за ней уже следуют службы русским святым и Богородичным иконам (тогда как в «Зеленой» Минее зачастую бывает наоборот: сначала располагается служба тому русскому святому, который более почитаем в приходской практике, нежели греческий, указанный в Типиконе). Службы новопрославленным святым печатаются в Приложении. Что за книга Минея Общая и когда она используется? Эта книга получила свое название потому, что в ней содержатся службы общие для каждого лика святых (например, служба общая апостолу, общая мученикам и др.). Этой книги нет в греческих православных Церквах, она является чисто русским изобретением, и ее составление относится к началу XVII века. В настоящее время кроме собственно Общей Минеи, данное название применяется к еще одной книге – «Минея общая новомучеником и исповедником российским».  В настоящее время Общая Минея используется в основном в одном из двух случаев: 1) В случае совершения служб святым, которым нет отдельного богослужения в месячной Минее (в частности, новопрославленным святым), все изменяемые песнопения можно полностью взять из Общей Минеи из службы святого или святых данного лика. Точно так же можно взять общую службу Богородице, если совершается праздник в честь одной из Ее многочисленных икон, если в Минее нет отдельной службы в честь данной иконы. 2) Если требуется совершить малому или шестеричному святому полиелей или всенощное бдение (на престольный праздник, а также в дни памяти особо почитаемых святых, например, 17 сентября), то необходимые песнопения, отсутствующие в месячной Минее, можно взять из Общей. В частности, в службе святой мученице Татиане (12 января) в Минее имеются только 3 стихиры на «Господи, воззвах…» и канон на утрене. Если же необходимо совершить полиелей в честь данной святой, то недостающие молитвословия и песнопения (паремии, стихиры на стиховне, тропарь, седальны по кафисмам и полиелеи, прокимен и Евангелие, стихиры на «Хвалите…») следует взять из службы одной мученице в Общей Минее. Что за книга Минея Праздничная?

http://azbyka.ru/mineya

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010