В Житии описано неск. типов религ. практики в X в.: деятельность клириков, уклад и быт в общежительных мон-рях, отшельничество. Управляя делами одной из церквей близ г. Туль, И. из Г. познакомился с диак. Бернером, к-рый стал его 1-м духовным наставником (под его влиянием И. из Г. начал изучать лат. грамматику). На мировоззрение И. из Г. оказала влияние Гайза, воспитанница мон-ря св. Петра в Меце. Несмотря на юный возраст и знатное происхождение, она поразила святого серьезностью суждений о христ. служении. Под влиянием разговоров с Гайзой он задумывался о «новой жизни» (vita nova, vita perfectior), начал изучать Свящ. Писание и творения отцов Церкви, «читая и перечитывая их, пока не запомнит прочитанного наизусть». И. из Г. пытался жить отшельником, но к нему приходили люди, и это мешало уединению; начинал петь в церковном хоре, однако оставил это занятие, т. к. «Бог не наделил его певческим даром». Желая отказаться от имущества и удалиться от мира, он обнаружил, что ни в одном из известных ему мон-рей не соблюдался строго устав, поэтому самостоятельно искал духовных наставников. В Вердене он познакомился с затворником Гумбертом, которого горожане почитали как святого. Следуя его примеру, И. из Г. стал умерщвлять плоть, пренебрегая заботой о теле, и строго соблюдал пост. Узнав о некоем Лантберте, к-рый жил аскетом в лесах на возвышенности Аргон, И. из Г. отправился на его поиски. Однако, согласно Житию, этот отшельник превратил умерщвление плоти и суровое воздержание в самоцель, оттеснив на задний план нечто большее, что должно быть у истинного праведника (Ibid. 22-23). И. из Г. совершил паломничество в Рим, путешествовал по Италии и посетил мон-ри Монте-Кассино , Гаргано , Сан-Сальваторе в Неаполе. Вернувшись из Италии, он познакомился с Эйнольдом, бывш. архидиак. в г. Туль. По предложению Мецского еп. Адальберона I († 964) И. из Г., Эйнольд и Гумберт из Вердена удалились в мон-рь Горце, разоренный венграми и оставленный в 933 г. бежавшими монахами. Эйнольд был избран аббатом, а И. из Г., отличавшийся деловыми качествами, взял на себя хозяйственные дела. Он пожертвовал монастырю свое имущество, через нек-рое время в Горце вступили его младшие братья, при обители поселилась и его мать, на к-рую были возложены заботы об одежде монахов (Vita Iohannis. 45). В Житии нашла отражение основная идея монашеских реформ X-XI вв.: жизнь по образцу «vita communis» в монашеском сообществе, подчиненном строгому уставу, когда братия едина в мыслях и устремлениях, как «одно сердце и одна душа» (Деян 4. 32), открывает возможность для достижения вершин состояния аскезы. Агиограф дает подробную характеристику сложившегося вокруг Эйнольда и И. из Г. круга единомышленников. Он пополнялся прежде всего кафедральными канониками и др. духовными лицами из Меца, Туля, Вердена и окрестных монастырей (Vita Iohannis. 46-71).

http://pravenc.ru/text/471237.html

переводе блж. Иеронима Стридонского (с его обширным предисловием), сделанном в 404 г. Сохранились краткая и пространная редакции (древнейшие рукописи XI и IX вв. соответственно). 1. Собственно «Правила» (Praecepta=Pr.) - самый большой и сложный текст собрания, повторы в к-ром свидетельствуют о том, что текст пополнялся новыми правилами и после смерти П. В. 2. «Правила и установления» (Praecepta et Instituta=Inst.) - свод правил, обращенный к главе дома, к-рый является ответственным за недельную службу в мон-ре. Пахомиевы мон-ри делились на «домы» (οκος, domus), т. е. на некие группы монахов, объединенных сначала по роду занятий, на к-рые они назначались главой мон-ря; так, уже в Тавенниси, когда число братьев увеличилось до 100, П. В. разделил мон-рь на 3 дома: один включал в себя тех, кто готовили братии еду, другой - тех, кто заботились о больных, третий - тех, кто находились при вратах и занимались наставлением новичков (G1. 28, Bo. 26). 3. «Правила и суды» (Praecepta atque Judicia=Jud.) - свод правил (большая часть из них есть и в Pr.), предусматривающих наказания за различные проступки. 4. «Правила и законы» (Praecepta ac Leges=Leg.) - предписания главам домов и их заместителям и правила о проведении службы. Сохранились и копт. фрагменты (древнейшая ркп. V-VI вв.), показавшие, что блж. Иероним, переводивший с греч. языка, в целом верно следовал оригиналу, переведенному в свою очередь с коптского. Пахомиане, не знавшие копт. язык, имели в своем распоряжении не дошедший до наст. времени греч. текст «Правил»; сохранились лишь т. н. Excerpta Graeca - поздняя переработка и сокращение «Правил», сделанные в общежительном мон-ре, уже не имевшем отношения к Пахомиевым обителям. Проблема происхождения «Правил», авторство к-рых традиционно приписывается самому П. В. и оригинал которых в этом случае должен был быть написан на саидском диалекте копт. языка (родном языке П. В.), остается предметом научных дискуссий. Вопрос о том, какая часть «Правил» была составлена самим П.

http://pravenc.ru/text/2579862.html

Во времена крестоносцев Житие М. и Е. стало широко известно на Западе в латинском (BHL, N 5528: Vie de St. Marine. II: Texte Latine/Publ. par L. Clugnet//ROC. 1901. T. 6. N 3. P. 357-378=Ibid. I: Texte Latine/Publ. par L. Clugnet//Vie et office. 1905. P. 1-32), французском (Ibid. VII: Texte Français/Publ. par L. Clugnet//ROC. 1902. T. 7. N 4. Р. 647-667=Ibid. VII: Texte Français/Publ. par L. Clugnet//Vie et office. 1905. P. 148-191) и нем. переводах (Ibid. VI: Texte Haut-Allemand/Publ. par L. Clugnet//ROC. 1902. T. 7. N 3. Р. 478-487=Ibid. VI: Texte Haut-Allemand/Publ. par L. Clugnet//Vie et office. 1905. P. 125-134; Ibid. VII: Texte Bas-Allemand/Publ. par L. Clugnet//ROC. 1902. T. 7. N 3. Р. 488-500=Ibid. VII: Texte Bas-Allemand/Publ. par L. Clugnet//Vie et office. 1905. P. 135-147). В зап. традиции святая именуется не Марией, а Мариной. Житие В Вифинии жил один благочестивый человек по имени Евгений. После смерти жены (в редакции BHG, N 1163 она названа Евгенией) он один воспитывал их дочь, М., а когда она подросла, решил оставить ей богатое наследство и уйти в мон-рь. Но отроковица пожелала последовать за отцом. Е. раздал все имение нищим и вместе с М. пришел в один общежительный мон-рь, одев дочь в муж. одежды и назвав ее Марином. Никто не обнаружил ничего подозрительного, и М. подвизалась, преуспевая в монашеских добродетелях. Т. к. она не имела бороды и усов, а голос ее был высок и тонок, то мн. иноки считали ее евнухом, а некоторые полагали, что такой голос - следствие аскезы: святая вкушала пищу раз в 2 дня. После кончины отца условия жизни М. стали еще более строгими. Умерщвляя плоть трудами и воздержанием, она получила от Бога власть изгонять из людей злых духов и исцелять болезни. В мон-ре, где подвизалась М., было 40 иноков. Ежемесячно 4 чел. из числа братии посылали работать в огородах на отдаленное монастырское подворье. На полпути от монастыря к подворью находилась гостиница, в к-рой ночевали монахи, идущие на работу или возвращающиеся оттуда. Хозяин гостиницы выделил для иноков особое помещение и всячески заботился о них.

http://pravenc.ru/text/2562138.html

В 1774 г. во время восстания Е. Пугачёва, отряд его сторонника П. Евстафьева занял оставленный воеводами г. Темников. Приближение пугачевцев обеспокоило братию, т. к. среди окрестных крестьян были и сторонники повстанцев, готовые разграбить пустынь. По благословению Е. в нач. авг. 1774 г. наиболее ценные предметы ризницы были вывезены на подворье в Арзамас и в приписной Высокогорский Вознесенский мон-рь Ардатовского у.; большая часть братии (более 60 чел.) также переехала в Арзамас, неск. монахов укрылись в лесных кордонах. В пустыни остались лишь 80-летний Е. и неск. престарелых насельников. Повстанцы разграбили находившийся близ Темникова винный завод, но в мон-рь не зашли. 15 авг. того же года братия вернулась в пустынь. Во время голода 1775 г. Е. распорядился в соответствии с монастырским уставом кормить всех приходивших за помощью. Ежедневно по неск. сот человек находили в пустыни спасение от голодной смерти. Когда нек-рые иноки стали роптать, опасаясь, что хлебных запасов не хватит для братии, Е. созвал старейших монахов и сказал: «Не знаю, как вы, а я расположился, доколе Богу будет угодно за наши грехи продолжать глад, обще с народом страдать, нежели оставить гибнуть от глада: какая польза пережить нам подобных людей? Из них, может быть, некоторые до сего глада и нас питали» ( Маркеллин. С. 44). Спустя неделю в пустынь приехал обоз с хлебом, «возов около 50, из какого-то селения, в коем селении, по сказанию извозчиков, их кто-то неизвестный человек нанял, хлеба на возы насыпал и за извоз заплатил, приказал в пустынь отвезть» ( Евгений, иером. Записки//Изв. Тамбовской УАК. 1904. Вып. 49. С. 253). Весной 1777 г. Е. заболел. В письме еп. Владимирскому и Муромскому Иерониму (Фармаковскому) он просил освободить его от настоятельства, поскольку «пришел в крайнюю слабость и телесное изнеможение». В марте 1777 г. Е. был уволен на покой. По его рекомендации 27 марта был избран, а 8 апр. того же года утвержден строителем пустыни иером. Пахомий (Леонов), «человек, вполне достойный, который потом и оправдал это доверие» (Саровская общежительная пуст.: Подробное описание. М., 1908. С. 83).

http://pravenc.ru/text/182129.html

После того как копт. язык начал вытесняться арабским, лит. активность сохранялась в мон-рях, но потеряла свой творческий характер и состояла гл. обр. в подборе, систематизации, а иногда унификации уже существовавших текстов в зависимости от их тематики и церковного употребления. Празднование памяти святых сделало необходимым составление синаксаря. Этот процесс включал не только коллекционирование, но часто сознательную переработку старых текстов, в результате чего появлялись новые типы редакций, к-рые можно разбить на 3 основные группы по характеру поправок. 1) Стилистическая правка - трансформация текста, продиктованная предпочтениями эпохи: так, всем разножанровым текстам (мученичество, житие, чудеса) придавали характерные черты энкомия или гомилии; мученичества обычно давались в том виде, который они приобрели в период циклов (VII-VIII вв.). 2) Фактологическая правка предполагала увеличение числа эпизодов, в некоторых случаях на основании событий, реально происшедших после появления оригинала (напр., обретение или перенесение мощей, посмертные чудеса), но чаще вымышленных. 3) Идеологическая правка - смещение и даже изменение смыслов в соответствии с установками нового соавтора. Так, Житие апы Фиба представляет собой идеологическую редакцию Жития апы Аполло (IV в.). Набор событий остался прежним, текст не претерпел стилистической перестройки в энкомий, но новым оказался главный герой. Слишком прямолинейным следует признать и способ переработки: Житие стало чтением в день памяти Фиба (хотя есть и день памяти Аполло) за счет добавления вводных слов, утверждающих, что перед читателем Житие Фиба, и краткого вступления, в котором сообщается о месте его рождения и о первых, совместных с Аполло подвигах. После ранней смерти Фиба Аполло должен был по велению Божию основать мон-рь на месте его захоронения, а в день его смерти установить «таинство спасительного покаяния», когда все приходящие будут получать отпущение грехов. В начальной редакции это событие было одним из целой чреды связанных с именем Аполло и могло служить символическим указанием на служение общежительного мон-ря миру; в новой же версии, где главный герой - Фиб, оно становится центральным и, приобретая апологетическое звучание, должно подтверждать реальное присутствие Бога в К. Ц.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

вмч. и целителю Пантелеимону//Моск. ЕВ. 1872. 36. С. 285-286; [Повесть о помещике]: Из келейных записок рус. афонского старца. М., 1882, 19075; То же//Душеполезные размышления, 1884. М., 1901. Прил.; То же//Великая стража. 2001. Кн. 1. С. 442-458; Напоминание правосл. христианам о повиновении властям, выписанное из Свящ. Писания. М., 1879, 18834; То же//Душеполезные размышления, 1880-1881 гг. М., 1882. Прил. к вып. 1880. С. 200-211; То же//Великая стража. 2001. Кн. 1. С. 493-501; Чудесное обращение грешника к покаянию//Душеполезные размышления, 1885. М., 1901. Вып. 9. С. 9-11; То же//Дивны дела Твои, Господи. М., 2001. С. 96-97; То же//Великая стража. 2001. Кн. 1. С. 458-459; Жизнь о. Иеронима, духовника Русского Пантелеимоновского мон-ря, им самим рассказанная: [Автобиогр.]// Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. СПб., 1895. Прил. 2. С. 409-422; То же//ДС. 1897. Вып. 11. С. 331-343; Письмо с Афона к уклонившемуся в раскол//Там же. 1899. Вып. 9. С. 270-272; То же//Великая стража. 2001. Кн. 1. С. 504-507 (в соавт. с архим. Макарием (Сушкиным)); Устав Русского на Афоне св. вмч. и целителя Пантелеимона общежительного мон-ря. Б. м., 1903; То же//К Свету. М., 1997. Вып. 16: Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь. С. 155-190; То же//Великая стража. 2001. Кн. 1. С. 542-595; [Духовное завещание]: Памяти иеросхим. Иеронима, духовника обители св. вмч. Пантелеимона//ДС. 1915. Вып. 11. С. 427-431; То же//К Свету. 1997. Вып. 16. С. 44-46; То же//Великая стража. 2001. Кн. 1. С. 414-418; [Повесть о схимонахе, пострадавшем от совета со многими старцами]: Собственноручные келейные записки//Правосл. путь. 1991. С. 90-92; То же//К Свету. 1997. Вып. 16. С. 153-154; То же//Великая стража. 2001. Кн. 1. С. 474-476; [Повесть об иеросхим. Феофане]: Собственноручная запись духовника о. Иеронима//ПрПуть. 1991. С. 75-83; То же//К Свету. М., 1997. Вып. 16. С. 148-153; То же//Великая стража. 2001. Кн. 1. С. 459-467; [Повесть о брате, пострадавшем от совета др. брата]: Собственноручная запись духовника о.

http://pravenc.ru/text/293706.html

Diac. Hist. Langobard. VI 40; Chronica S. Benedicti Casinensis//MGH. Scr. Lang. P. 479). Согласно историческим произведениям XI-XII вв., папа направил в М.-К. латеранских монахов, к-рые якобы сохранили устав и традиции св. Бенедикта. Аббат Петронакс восстановил и расширил монастырскую ц. св. Мартина, в которой поместил реликвии мучеников, принесенные из Бриксии. Также в поздних текстах сообщается о помощи, к-рую оказали Петронаксу братья Пальдон, Тасон и Татон, незадолго до того основавшие мон-рь св. Винцентия (Сан-Винченцо-аль-Вольтурно, пров. Изерния) (Chronica monasterii Casinensis. I 4; ср.: Chronicon Vulturnense. 1925. Vol. 1. P. 150-152). Впосл., как сообщает Павел Диакон, монахи получили поддержку от папы Захарии, который прислал им необходимые вещи, в т. ч. книги, среди к-рых был автограф Устава св. Бенедикта ( Paul. Diac. Hist. Langobard. VI 40). С т. зр. более поздних монастырских авторов, дар папы Захарии означал, что община М.-К. восстановила духовную связь со святым основателем и продолжила бенедиктинскую традицию общежительного монашества (о восстановлении М.-К. см.: Chapman. 1904; Hoffmann. 1967. S. 242-247; Bertolini P. I Longobardi di Benevento e Monte Cassino: La prima ricostruzione//Montecassino. 1987. P. 55-100). Сведения о положении М.-К. при аббате Петронаксе сохранились в Житии св. Виллибальда († 787), составленном его племянницей Хугебургой. По возвращении из паломничества на Восток англосакс Виллибальд и его спутник Тидберхт поселились в М.-К., где в то время жили немногочисленные монахи во главе с Петронаксом. Виллибальд жил в М.-К. с 729/30 по 739 г.; он выполнял обязанности кубикулария церкви (ризничего), затем стал деканом (Reg. Ben. 21) и еще 8 лет занимал ответственную должность привратника (Ibid. 66) поочередно «в обоих монастырях» - верхнем, расположенном на вершине горы, и нижнем, «который стоит внизу, у реки Рапидо» (т. о., уже при Петронаксе аббатство включало 2 обители, которые, однако, считались единым монастырем). Виллибальд проявлял усердие в соблюдении бенедиктинского устава и подавал пример др.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Элладская Православная Церковь. Монастыри ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МОНАСТЫРЬ [Продрома мон-рь], действующий, жен., общежительный, принадлежит Серрской и Нигритской митрополии Элладской Православной Церкви ИОАННА ПРЕДТЕЧИ СКИТ мон-рь, муж., действующий, принадлежит Веррийской, Наусской и Камбанийской митрополии Элладской Православной Церкви КАЛАМИУ монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы Гортинской и Мегалопольской митрополии Элладской Православной Церкви КАЛИ-ПАНАГИЯ муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий; принадлежит Веррийской, Наусской и Камбанийской митрополии Элладской Православной Церкви КАССОПИТРЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ муж., действующий, принадлежит Керкирской, Паксийской и Заморских островов митрополии (Элладская Православная Церковь), находится в пригороде г. Керкира Канони КЕСАРИАНИ мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богорородицы, недействующий, принадлежит Элладской Православной Церкви КЕХРОВУНИУ мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы (с сер. XVIII в. также именуется мон-рем «Владычицы ангелов»), жен., действующий, принадлежит Сиросской, Тиносской и Андросской митрополии Элладской Православной Церкви КИНИГУ мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи, жен., действующий, общежительный (Элладская Православная Церковь) ЛИМОНОС во имя св. Таксиархов (Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила) мужской, действующий общежительный монастырь (Элладская Православная Церковь) ЛОНГОВАРДАС мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», действующий, муж., общежительный, принадлежит Паронаксийской митрополии Элладской Православной Церкви ЛУКУС мон-рь в честь Преображения Господня, действующий, женский, общежительный, принадлежит Мантинийской и Кинурийской митрополии Элладской Православной Церкви МАЛЕВИ мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий, женский, общежительный, принадлежит Мантинийской и Кинурийской митрополии Элладской Православной Церкви МЕГА-СПИЛЕО мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий, муж., общежительный; принадлежит Калавритской и Эйялийской митрополии Элладской Православной Церкви МЕТЕОРСКИЕ МОНАСТЫРИ комплекс мон-рей, расположенный в исторической обл. Фессалия, 2-й по значению центр монашества в Греции после Афона МИРСИНИОТИССА действующий женский монастырь, принадлежит Мифимнской митрополии, освящен в честь Успения Пресв. Богородицы ОЛИМПИОТИССЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ женский (ранее мужской) общежительный действующий мон-рь Элассонской митрополии Элладской Православной Церкви ОСИОС ЛУКАС действующий муж. мон-рь, расположен в Центр. Греции в Беотии, недалеко от ее границы с Фокидой, принадлежит Фиванской и Ливадийской митрополии Элладской Православной Церкви ОСИОС МЕЛЕТИОС жен. действующий мон-рь, принадлежит Мегарской и Саламинской митрополии Элладской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121632_2.html

1879 г. (РГБИ) Самарский Пустынный во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Гравюра. 1879 г. (РГБИ) Важную роль в епархиальной жизни играл Самарский Пустынно-Николаевский мон-рь, расположенный на острове, к-рый образуют реки Ст. и Нов. Самара, близ Новомосковска. В 1787 г. в обители вместо обветшавшего деревянного храма был возведен новый. В 1791 г. мон-рь был приписан к архиерейскому дому. Широко почитался, в т. ч. старообрядцами Стародубья , в то время входившего в Екатеринославскую епархию, инок Самарского Пустынного монастыря Лаврентий († 1799), погребенный в мон-ре. В 1807 г. Самарской обители был передан из Екатеринослава список чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери, названный Самарской иконой Пресв. Богородицы. Ежегодно образ крестным ходом носили по епархии (после 1917 местонахождение иконы неизв., сохр. 3 списка: в Новомосковске, в днепропетровском Свято-Троицком соборе и в собрании Художественного музея Днепропетровска). Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в епархии было основано неск. монашеских общин, преимущественно жен., со временем преобразованных в мон-ри. В 1877 г. из общины был преобразован днепропетровский в честь Тихвинской иконы Божией Матери жен. мон-рь , в 1886 г. статус монастыря получила основанная в 1873 г. в Новомосковском у. Иосифовская жен. община (см. марьевский во имя св. Иосифа Обручника жен. мон-рь ), при обители действовал общежительный скит. В 1897 г. в с. Ивановка на средства помещика М. И. Фадеева была устроена Трехсвятительская Светловская жен. община. В 1903 г. учреждена жен. община в честь иконы Божией Матери «Знамение», в 1906 г. преобразованная в мон-рь (см. «Знамения», иконы Божией Матери, жен. мон-рь в с. Вербовском). В 1885 г. помещик Р. Н. Вербовский в с. Кохановка Павлоградского у. основал Самарский Свято-Троицкий муж. мон-рь. В 1814 г. был учрежден таганрогский Иерусалимский во имя Св. Троицы, св. кн. Александра Невского и свт. Иоанна Златоуста греч. муж. мон-рь , подворье Иерусалимской Церкви (закрыт в 1923). К 1902 г. в епархии действовали ок.

http://pravenc.ru/text/178625.html

В поисках нового места для уединенной жизни Г. с частью учеников оставил Болдинский мон-рь и поселился на берегу р. Бебри, в лесу, на окраине Вязьмы. По словам святого, «на месте том бысть сход корчемником и зерньщиком, и съезд разбойником, и душегубство велие, и убийство, и кровопролитие» ( Крушельницкая. Автобиография и житие. С. 211). В 1543 г. в новооснованном вяземском во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ре был возведен и освящен деревянный храм во имя св. Иоанна Предтечи (в честь Усекновения главы?) с трапезной и келарской (дата, приведенная в статье о вяземском мон-ре,- 1542 (ПЭ. Т. 10. С. 139) - неточна). Преподобный получил от вел. кн. Иоанна IV грамоту, по к-рой крестьяне, селившиеся в слободе близ мон-ря, получали освобождение от посадского тягла. Святой имел тяжбу с неким великокняжеским посланником, пытавшимся заставить крестьян платить подати. Устроив обитель и поставив в ней игуменом своего ученика Симеона, Г. вернулся в Болдинский мон-рь. Прп. Герасим Болдинский и свт. Николай, архиеп. Мирликийский, с Казанской иконой Божией Матери. Икона. 2-я пол. XIX в. (Герасимов Болдинский мон-рь) Прп. Герасим Болдинский и свт. Николай, архиеп. Мирликийский, с Казанской иконой Божией Матери. Икона. 2-я пол. XIX в. (Герасимов Болдинский мон-рь) Однако вскоре, ища уединения и избегая почета, преподобный вновь ушел из Болдинского мон-ря и поселился в Брынском лесу, на месте впадения в р. Жиздру р. Бредни. Здесь Г. с учениками поставил церкви Св. Троицы, Введения во храм Пресв. Богородицы и прп. Сергия Радонежского - так был основан Троице-Введенский мон-рь, строителем к-рого стал ученик Г. Петр (Коростелёв). В с. Свирковы Луки (Сверколучье) на левом берегу Днепра (в 40 км от Болдинского мон-ря и 36 км от Дорогобужа), на месте небольшой запустевшей обители, преподобный положил начало Сверколуцкому в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рю. Согласно 2-й редакции Жития святого, ему пытался оказать сопротивление местный землевладелец Я. А. Салтыков, к-рый использовал пустовавшие монастырские постройки для ночлега во время охоты. Преподобный отправился в Москву и получил от Иоанна IV жалованную грамоту на выбранное им под мон-рь место. Салтыков, ставший к тому времени боярином, принял постриг в Болдинском мон-ре (это произошло после смерти Г.), скончался там в 1571/72 г., погребен рядом с первоначальной могилой святого (ранее 1567 состоялось перенесение мощей Г. в Троицкий храм). Когда в Сверколуцкой обители собралось 35 монахов, строителем в ней Г. поставил своего ученика Сергия, сам же вернулся в Болдинский мон-рь. Во всех основанных им обителях Г. установил строгий общежительный порядок и впосл. посещал их. По-видимому, перед кончиной преподобный отдал «болшей» Болдинский мон-рь под покровительство московских властей: «Бил есмя челом царю Ивану Васильевичу и митрополиту Макарию о брежении монастыря» ( Крушельницкая. Автобиография и житие. С. 212).

http://pravenc.ru/text/164547.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010