5. Как же мы докажем им, что один законодатель нового и ветхого завета? Этими, оставшимися у них, апостольскими изречениями, которые, по–видимому, заключают в себе обвинение закона, а на самом деле особенно возвышают его и показывают, что он есть вещание божественное и свыше пришедшее. И это было делом премудрости Духа, что обвинители закона, прельщенные готовым изречением, невольно и неведомо приняли защиту, написанную в пользу его, чтобы если они захотят видеть истину, то имели в этом изречении руководство для себя, а если останутся в неверии, то не имели бы уже никакого прощения, как неверующие ко вреду своего спасения и тому, чему они по–видимому веруют. Итак, где новый завет говорит, что один законоположник его самого и ветхого? Во многих и в разных местах; но мы пока постараемся привести отрывок, и у манихеев сохраняющийся еще и теперь. Какой же он? « Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? », говорит апостол, « ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной » (Гал. 4:21, 22)? Услышали еретики слова: « одного от рабы », и тотчас воспользовались ими; они думали, что эти слова — обвинение закона и, отрезав их от связи с прочими, удерживают, как одобряющие их. Мы же покажем из этого отрывка, что один законоположник. « Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. В этом есть иносказание » (Гал. 4:22, 24). Что значит: « иносказание »? События ветхого завета были прообразами событий завета благодати: как там две жены, так здесь два завета. Во–первых, в этом он показывает сродство нового завета с ветхим, когда этот был прообразом того; прообраз не противоположен истине, но сроден ей. Если бы Бог ветхого завета был противоположен Богу нового, то ветхий не мог бы прообразовать этими женами преимущество нового завета; а если бы он и прообразовал, то Павлу не следовало пользоваться этим прообразом. Если же скажут, что Павел сделал это, снисходя к немощи иудеев, то ему нужно было бы, проповедуя и эллинам, вводить эллинские образы, и напомнить об исторических событиях, бывших у эллинов. Однако он не делал этого, — и весьма справедливо, потому что эти события не имели ничего общего с истиной, а иудейские суть Божии вещания и законы; поэтому ветхозаветное и имеет великое сродство с новым заветом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

5. Покрывает голову клобуком (монахине же под клобук надевает апостольник): «Брат наш (имя) принимает шлем спасения и непостыдной надежды, чтобы отражать всякие диавольские козни и покрывает голову свою покрывалом смирения и постоянного послушания, в знак духовного совершенствования, чтобы отвращать свои взоры и не видеть суеты — во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 6. Обувает в сандалии : «Брат наш (имя) обувается в сандалии, чтобы быть готовым благовествовать мир, быть ревностным и тщательным на всякое послушание и на всякое доброе дело, — во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 7. Вручает четки : «Возьми, брат (имя), духовный меч, который есть слово Божие и постоянно пребывай в Иисусовой молитве, чтобы всегда иметь тебе в своем уме, сердце и на устах имя Господа Иисуса Христа, непрестанно произнося: «Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй меня грешного». Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 8. Вручает ручной крест, благословляя : «Прийми, брат (имя), щит веры — крест Христов, которым ты угасишь разженные стрелы лукавого и всегда помни слова Господа: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф. 16:24). Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 9. Вручает зажженную свечу : «Возьми, брат (имя), эту свечу и смотри, что отныне своею чистою, добродетельною жизнью и благонравием, ты должен быть светом для мира, как и сказал Господь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 10. После всего этого настоятель благословляет постриженного : «Брат наш (имя) принял обручение ангельского образа, облекся во всеоружие Божие, чтобы быть способным побеждать всю борющуюся с ним силу начальников, властителей и мироправителей тьмы этого века и поднебесных духов злобы, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». Братия : «Господи, помилуй.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3849...

5. Покрывает голову клобуком (монахине же под клобук надевает апостольник): «Брат наш (имя) принимает шлем спасения и непостыдной надежды, чтобы отражать всякие диавольские козни и покрывает голову свою покрывалом смирения и постоянного послушания, в знак духовного совершенствования, чтобы отвращать свои взоры и не видеть суеты – во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 6. Обувает в сандалии: «Брат наш (имя) обувается в сандалии, чтобы быть готовым благовествовать мир, быть ревностным и тщательным на всякое послушание и на всякое доброе дело, – во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 7. Вручает четки: «Возьми, брат (имя), духовный меч, который есть слово Божие и постоянно пребывай в Иисусовой молитве, чтобы всегда иметь тебе в своем уме, сердце и на устах имя Господа Иисуса Христа, непрестанно произнося: «Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй меня грешного». Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 8. Вручает ручной крест, благословляя: «Прийми, брат (имя), щит веры – крест Христов, которым ты угасишь разженные стрелы лукавого и всегда помни слова Господа: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» ( Мф. 16:24 ). Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 9. Вручает зажженную свечу: «Возьми, брат (имя), эту свечу и смотри, что отныне своею чистою, добродетельною жизнью и благонравием, ты должен быть светом для мира, как и сказал Господь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5:16 ). Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 10. После всего этого настоятель благословляет постриженного: «Брат наш (имя) принял обручение ангельского образа, облекся во всеоружие Божие, чтобы быть способным побеждать всю борющуюся с ним силу начальников, властителей и мироправителей тьмы этого века и поднебесных духов злобы, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». Братия: «Господи, помилуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

7 [ст.] На личность ли смотрите (а раньше апостол говорил (1 и 2 ст.) 9 , что он заочно против коринфян отважен [слав.: дерзает в них], – смело и величественно, со властию пишет им, так как, напротив, в лицо смирен в них, потому что пришествие тела немощно и слово уничиженно)? – зрите, то есть, что касается того, когда я буду у вас, смотрите: если кто почитает себя Христовым, тот пусть хорошенько рассмотрит себя, потому что, как он Христов, так и мы Христовы; пусть тот испытает себя, как пробным камнем, учением Христовым. Что же касается меня, говорит, то если я и больше похвалюсь своею властию, данною мне Господом для создания, а не для разорения вашего, – сделаю это без малейшего зазрения совести. Не сделаю же этого (то есть не скажу, как много я могу сделать с вами по власти, данной мне Господом) для того, чтобы не показаться, что я хочу только устрашить вас своими посланиями, – так как послания, скажут, тяжелы и со властию, а приход тела – немощен, и слово – слабо, как звук, биющий воздух. Такой (кто думает так) пусть знает, что каковы мы в словах послания вдали от вас, таковы и на деле, у вас. Мы не смеем присоединять себя к тем, которые хвалят самих себя: измеряя себя сами в себе и прилагая себя только самим себе (что несправедливо: надобно избирать образец, по которому бы оценивать себя, например, высочайший образец – Господь Иисус, потом Божия Матерь, апостолы и святые), они поступают как неразумные. Мы же не станем хвалиться без меры, но по мере правила, меру коего разделил нам Сам Бог, пославший нас на проповедь, что мы достигаем своим благовестием даже и до вас, потому что я, точно, говорю сущую правду, что и у вас утвердил благовестие и не простираю себя, своих успехов дальше, не хвалюсь без меры чужими трудами, надеясь в сытость нахвалиться вами, по моему правилу, при распространении вашей веры; да думаю и в дальнейших странах благовестить и также не готовым хвалиться по чужому правилу. Кто хвалит себя, тот пусть хвалится о Господе. Не тот искусен, кто себя хвалит, но кого – Бог . Пастырь святой жизни, одушевленный апостольскою ревностию о спасении овец Господних, может обращать это слово апостольское со своим перефразом к пасомым. Во всяком слове апостола заключается удивительная нравственная сила, как воистину в слове Божием: потому-то священник должен не только употреблять в своих проповедях слова Господа, апостолов и евангелистов, но и проникаться их духом. Апостол говорит, между прочим, что если бы он и похвалился больше своею властию, данною от Бога на создание Церкви, то сделал бы это безо всякого стыда, потому что похвалился бы справедливо. Так и мы можем хвалиться. Нам тоже, по преемству от апостолов, перешла большая власть от Господа Иисуса Христа. Но искусен не тот, кто хвалится, а кого Бог восхваляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

7 ст. Служа с усердием, как Господу, а не как человекам. Т. е. как следует служить рабу Христову, со всеусердием – как Самому Господу, а не человеку. 8 ст. Зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. Такое ваше доброе служение господам – во имя служения Господу – не останется от Господа без вознаграждения. Он Судия нелицеприятный и всем воздает должное, будет ли это раб или свободный. 9 ст. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия. Т. е. и вы, господа поступайте и обращайтесь с вашими слугами так же, т. е. о Господе, по Божьи, а потому умеряйте строгость, помните, что над вами есть Господь, которому вы дадите отчет о своем обращении с рабами, не думайте, что за обиду раба, потому что он раб, с вас не взыщется. Господь Судия не – лицеприятный. 10 ст. Наконец, братья мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Познавая волю Божию и стремясь исполнить ее в своей жизни, вы встретите на пути исполнения ее страшное препятствие в борьбе со врагом нашего спасения – диаволом. А посему, братья мои, говорит апостол, выступая на брань, крепость почерпайте в вере в Господа, в вере на Его помощь, и силу в могуществе Его. 11 ст. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских. Но надеясь на помощь и силу Божию, каждый христианин и сам со своей стороны должен облечься, как воин Божий, во всеоружие Божие, т. е. должен быть вооружен всеми возможными оружиями и способами, какие указывает Бог, чтобы во всякий данный момент быть готовым встать против казней дьявольских. 12 ст. Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Помните, братья мои, говорит апостол Эфесским христианам, и мне и вам приходится бороться не с людьми подобными нам, которых всегда и во время мы можем заметить, равно увидеть и узнать их действия против нас, а с духами злобы поднебесными, которые стоят часто за людьми, против начальств, против властей этих темных сил, которые по апостолу являются мироправителями, но не сего мира, как прекрасного Божьего творения, а правителями мира греховного, который во зле лежит, дела которого тьма и совершаются в тайне, о коих срамно есть и глаголати. Вот какого мира начальниками, властями являются злые духи, и какие люди находятся в их власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

87:3). «Рука Твоя да пребудет» (Пс. 88:22) со мною, чтобы «не возвратился я в тление» (Пс. 89:4); но «избавь меня от сети ловца и от заразы, опустошающей в полдень» (Пс. 90:3, 6), чтобы я, будучи «насажден в доме Господнем, цвел, как» финиковая «пальма, и возвышался, как кедр на Ливане» (Пс. 91:13—14), «на долгие дни» (Пс. 92:5). Будь «мне защитой и твердыней убежища моего» (Пс. 93:22), Боже мой, «великий Царь над всеми богами» (Пс. 94:3).    Когда будешь «судить вселенную по правде и народы — по истине Своей» (Пс. 95:13), да наслажусь веч-ным «светом, сияющим на праведника, и веселием» (Пс. 96:11) с правыми сердцем, да спасет меня «десница Твоя и мышца святая Твоя» (Пс. 97:1). Восседающий «на херувимах» (Пс. 98:1), сделай, чтобы я «шел пред лице Твое с восклицанием» (Пс. 99:2), «в непорочности сердца моего посреди дома моего. Сердце развращенное да удалится от меня», но да будут «глаза мои» (обращены) «на верных» святых «Твоих» и да буду жить с ними, «ходя путем непорочности», когда Ты по суду «искоренишь из города Твоего всех делающих беззаконие» (Пс. 100:2, 4,6, 8). «Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Не скрывай лица Твоего от меня, в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое (Пс. 101:2—3)». Будь милостив ко мне во всех делах моих, «избавь от могилы жизнь мою», наполни «благами желание мое» (Пс. 102:4—5).    Призирающий «на землю и она трясется» (Пс. 103:32), Выведший «народ Свой в радости и избранных Своих в веселии» (Пс. 104:43), помоги мне «хранить суд и творить правду во всякое время» (Пс. 105:3); выведи меня «из тьмы и тени смертной» (Пс. 106:10), да «готовым сердцем буду славить и воспевать Тебя» (Пс. 107:2, 4). Сотвори со мною знамение во спасение «ради имени Твоего: ибо блага милость Твоя» (Пс. 108:21), да «во благолепии святыни» (Пс. 109:3), «в совете праведных и в собрании» (Пс. 110:1) «правда моя пребудет вовеки и рог мой вознесется во славе» (Пс. 111:9). И когда Ты повелишь мне «бедному подняться из праха и из брения возвысишь нищего» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

8. Любить смирение и отнюдь не гордиться. 9. Хранить молчание; не говорить ни с кем о бесполезном. Особенно же в церкви нужно стоять кротко и ничего не говорить ни с кем, за исключением самого необходимого. 10. Не быть ленивым к делу Божию, но с бодростью и охотой подвизаться в нем. 11. Не быть яростным, дерзким, гневливым, не помнить зла и не воздавать злом за зло. 12. Не завидовать никому и ни в чем, не клеветать ни на кого, не лгать ни в чем, не осуждать никого за грехи, хотя бы и своими очами видел их. 13. Отнюдь никогда не смеяться. 14. Непрестанно иметь в уме своем Иисусову молитву и размышлять о смертном часе. Жить осторожно во всякий день и час, хранить заповеди Божий и всегда быть готовым стать как на Страшном Суде и дать ответ Богу о всяких своих грехах, ибо говорит Господь: «В чем тебя застану, в том и буду судить тебя», — хорошо, если в добрых делах и покаянии; не-покаявшихся же и не плакавших здесь о своих грехах ожидает лютейшая и не имеющая конца мука. 15. Необходимо всегда пред Богом и духовным отцом приносить истинное покаяние в грехах со всяким усердием, сожалением и умилением, никогда потом не грешить и грехи свои омывать слезами. Все эти дела угодны Всемилосердному Господу Богу, Творцу нашему.  8. О молитве человека, уединившегося в клети сердца своего, поучаясъ и молясь тайно Предисловие Среди вас многие не знают, в чем состоит внутреннее дело богомысленного человека, а также не понимают, что такое богомыслие, и ничего не знают о творимой умом молитве, но - думают, что только теми молитвами подобает молиться, которые написаны в церковных книгах. Что же касается тайной беседы с Богом в сердце и происходящей отсюда пользе, они об этом отнюдь не знают и никогда не вкушали духовной сладости этого. Как слепорожденный только слышит о солнечном сиянии, что же такое сияние, не знает, так и они только слышат о богомысленном поучении и молитве, понимать же не понимают. Они по невежеству своему лишаются многих духовных благ и отстают от добродетельного преуспеяния, которое приводит к совершенному богоугождению. Поэтому, ради наставления простых, предлагается здесь кое-что для внутреннего обучения и для богомысленной молитвы, чтобы желающий с Божией помощью получил хоть немногое научение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1946...

8. Не хвалюсь пред вами тем, что я больше их по власти апостольства, которую дал мне Господь мой, - хотя и никоим образом не останусь в стыде от этой похвалы: ибо для созидания дана она мне, а не для расстройства вас, то есть, чтобы сделать вас совершенными по дарам, а не обогатить грехами. 9. И я не знаю, что у вас совершено мною, как другие хвастаются чем-то большим, чего не имеют у себя, и меньшим, чего тоже не имеют: дабы не показаться мне, что как будто устрашаю вас посланиями моими, чтобы вы устрашились и обратились к нам, благодаря чудесам, кои совершили мы, и страданиям, кои совершены вами. 10-11. Слышал он, что говорили о нем, что дела его не соответствуют словам, и поступки его - изречениям: выставляет, говорили, себя не таким, каков он есть, и пишет о себе то, чего на самом деле не имеет. В виду этого говорит: сие да узнает таковый, что каковы мы оказываемся на слове в посланиях, в отсутствии, таковы и в присутствии, на деле явимся. 12. Ибо мы не смеем сопоставлять, или сравнивать себя с некоторыми, кои себя самих, как знаменитых, представляют пред вами; но мы унижаем себя даже и сравнительно с тем, каковы мы на самом деле. А если и сравниваем и измеряем себя, то с самими собою сравниваем и соизмеряем себя, то есть с ничтожеством нашим. 13. И мы не хвалимся, подобно им, сверх меры нашей, но хвалимся пред тщеславием их по мере правильной, насколько уделил нам Бог, - то есть тем, что Бог соделал нас достойными того, чтобы быть нам благовестниками. 14. Ибо не (так,) как бы не проповедали мы еще вам, распростираем (напрягаем) себя к прославлению у вас: ибо и до вас достигли мы благовествованием Христовым. 15-16. Не хвалимся и чужими трудами, то есть проповедью других евангелистов, или не хвалимся пред теми, кои не знают нас; но надежду имеем в душах наших, поелику возрастающею со дня на день видим веру вашу, так что опять в вас приходится нам величаться этим, и мера законного удела нашего доходит до изобилия, так что дается нам и далее вас благовествовать, - не тем, коим было уже возвещено Евангелие, чтобы не хвалиться нам готовым в чужом уделе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/891/...

9:22–24). Смысл этих слов такой: фараон был сосудом гнева, то есть человеком, который своим жестокосердием воспламенил гнев Божий; многократно испытав на себе Божье долготерпение, он не сделался лучше, но остался неисправимым. Потому (апостол) назвал его не только сосудом гнева, но и совершенным в погибель, то есть готовым к погибели и, конечно, от самого себя и по собственной своей воле. Как Бог не оставил ничего из того, что вело к его исправлению, так и сам он не оставил ничего из того, что служило к его погибели и лишало его извинения. Но, однако, Бог, зная это, переносил все со многим долготерпением, желая привести его к раскаянию, так как если бы не хотел этого, то и не терпел бы столько времени. А так как фараон не захотел воспользоваться (Божьим) долготерпением для покаяния, но уготовал себя во гнев, то (Бог) употребил его на исправление других, чтобы посредством его наказания сделать других более усердными и показать при этом Свое могущество. А что Бог хочет являть Свое могущество не в наказаниях, но иначе — в благодеяниях и милостях — это (апостол) постоянно выше утверждал. Если и Павел не хочет в этом показывать свою силу, потому что говорит: « не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро » (2 Кор. 13:7), то гораздо более Бог. Но так как (Бог) сперва долготерпел, чтобы привести (фараона) в раскаяние, а он не раскаялся, то не малое еще время Он терпел его, чтобы вместе показать и Свою благость, и Свое могущество, не пожелает ли он как–нибудь воспользоваться этим великим долготерпением. И как, наказав (фараона), оставшегося неисправимым, (Бог) показал Свое могущество, так, помиловав многих великих, но раскаявшихся грешников, явил Свое человеколюбие. 9. Но (апостол) не назвал это человеколюбием, а славой, показывая, что это преимущественно составляет славу Божью и что Бог заботился об этом более чем обо всем остальном. Когда же говорит: « которые Он приготовил к славе », то выражает этим, что не все происходит от одного Бога, потому что, если бы это было так, то ничто не препятствовало бы спасаться всем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

[P. 254] Ибо тот, кто произнес это в псалме, перечислил, сколько всего было предоставлено ему Богом, и искал, чем он может воздать Богу, и не находил. Ибо все, что ты хотел бы воздать, ты получил от Него, чтобы вернуть. И что он мог найти для воздаяния? Как мы сказали, братья, то, что он получил от Него, это он и нашел, чтобы воздать. Чашу спасения прииму и имя Господне призову ( Пс.115:4 ). Ибо Кто ему дал чашу спасения, если не Тот, Кому он хотел принести воздаяние? Принять же чашу спасения и призвать имя Господне – значит испить любовь. И таким образом испить, чтобы не только не иметь ненависти к брату, но и быть готовым за брата умереть. Это и есть совершенная любовь, если ты готов умереть за брата. Ее показал Господь в Самом Себе, приняв смерть за всех, молясь за тех, кем был распят, говоря: Отче! прости им, ибо не знают, что делают ( Лк.23:34 ). Но если бы Он так поступил и не имел бы при этом учеников, то не был бы Учителем. Последовавшие за Ним ученики поступали так же. Стефана забивали камнями, а он, преклонив колени, воскликнул: Господи! не вмени им греха сего ( Деян.7:60 ). Он любил убивавших его, ибо в том числе за них он умирал. Послушай и ап. Павла: я буду истощать себя за души ваши ( 2Кор.12:15 ). Ибо он пребывал среди тех, за кого молился Стефан, когда они его убивали собственными руками. 5 . И чтобы вы знали, что именно та любовь совершенна, которую человек, рожденный от Бога, не нарушает и против которой не погрешает, Господь сказал Петру: любишь ли ты Меня? ( Ин.21:17 ), а тот ответил: «Люблю» (ср.: Ин.21:17 ). При этом [Господь] не сказал: «Если Ты любишь Меня, прислуживай Мне». Ведь когда Господь пребывал в смертной плоти, Он алкал и жаждал; когда же Он алкал и жаждал, Его принимали как гостя и прислуживали Ему люди имущие, [отдавая] из своей собственности. Об этом мы читаем в Евангелии (ср.: Лк.8:3 ). В качестве гостя принял Его Закхей и был исцелен от болезни, приняв Его как Врачевателя (ср.: Лк.19:2–10 ). От какой болезни? От болезни алчности.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010