Базилика как архитектурный тип доминировала в христианском храмостроительстве на всем протяжении IV и V веков. В западном христианском зодчестве прямоугольная в плане базилика сохранилась в качестве основой архитектурной формы и в последующие столетия. На Востоке же, начиная с VI века, развивается купольная архитектура и формируется новый тип храма — купольная базилика. Этот тип, являющийся предшественником крестово-купольного храма, доминирует в храмовой архитектуре христианского Востока в период с VI по IX век. Купольная базилика VI и последующих веков представляет собой новый шаг в развитии церковной архитектуры в сравнении с базиликами IV века. Архитектурные формы купольных базилик подчеркивают сакральный характер храмового пространства, отличаются большим разнообразием, сложностью и гармоничностью. Византийский храм, каким он сложился в IV-VIII веках, состоял из трех частей — алтаря, храма и нартекса (притвора). В трехнефных храмах алтарь занимал восточную часть центрального нефа, тогда как в северном нефе ставился жертвенник, а южный мог использоваться в качестве ризницы. Нередко ризница представляла собой отдельное от храма помещение или специальную пристройку. Алтарь отделялся от храма преградой, которая в ранневизантийских храмах представляла собой либо низкий парапет, состоявший из резных плит, либо портик из нескольких колон, на капителях которых покоится широкая прямоугольная балка — архитрав. На архитраве размещались изображения Христа и святых. В отличие от более позднего по происхождению иконостаса, в алтарной преграде отсутствовали иконы, и пространство алтаря оставалось полностью открытым для взоров верующих. Алтарная преграда нередко имела П-образный план: помимо центрального фасада, у нее было еще два боковых фасада. В середине центрального фасада размещался вход в алтарь; он был открытым, без дверей. Посреди храма (особенно это касалось больших по размеру храмов и кафедральных соборов) устанавливался амвон — возвышение для чтеца. Именно на амвоне происходила Литургия оглашенных, включавшая чтение Священного Писания и проповедь.

http://patriarchia.ru/db/text/5419154.ht...

При изучении темплонов XI – XII веков бросается в глаза еще один немаловажный факт: среди дошедших до нас архитравов лишь происходящий из церкви Влахернитиссы в Арте украшен полуфигурами святых (Богоматерь между двумя ангелами), все же остальные лишены антропоморфных изображений, будучи полностью заполнены орнаментом (стилизованные аканфы, арочки, кресты, розетки, плетенки и т. д.). Это говорит о том, что широко распространенный в более раннее время обычай высекать на архитраве изображения святых почти сошел на нет по причине появления таких сильно вытянутых по горизонтали икон, которые ставились на архитрав. Конечно, живописными средствами было куда легче, чем скульптурными, воссоздавать как образ «Деисуса», так и многофигурные евангельские сцены. По этому пути и пошло дальнейшее развитие темплона. Было бы естественно предположить, что уже в XI – XII веках начали размещать иконы в интерколумниях темплона, по сторонам от «святых дверей». Однако этому противоречат находки, сделанные в св. Софии в Охриде, в Дафни, в Нерези и в Самарина. Здесь на фланкирующих алтарную преграду восточных столбах храма найдены остатки декоративных скульптурных арочек, обрамляющих мозаические либо фресковые иконы Богоматери, Христа и патрона церкви (в Нерези им был св. Пантелеимон). Следовательно, эти иконы еще не перекочевали в интерколумнии, оставшиеся свободными. В сочетании с украшенными одним орнаментом архитравами темплоны XI – XII веков были, таким образом, полностью лишены изображений святых. А это, естественно, выдвигало на очередь задачу ставить иконы на архитраве, иначе верующим было не на что молиться (если, конечно, не принимать во внимание изображения на фланкировавших темплон восточных столбах). Посмотрим теперь, что говорят литературные источники о темплонах XI – XII веков. Довольно раннее свидетельство Льва из Остии не оставляет сомнения в том, что алтарная преграда уже в середине XI века украшалась иконами. Описывая алтарную преграду, воздвигнутую при аббате Дезидерии (1058–1086) на Монте Кассино, Лев говорит о шести серебряных колоннах, между которыми были подвешены под архитравом пять вытянутых в ширину икон; на архитраве стояли тринадцать икон квадратной формы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/tri-frag...

- Ну да, чудеса, - мысленно хмыкнула я. - Не бывает на свете таких чудес. И уж тем более на глазах. Как можно увидеть, что происходит в душе человека? Хоть и очень симпатичный этот алтарник ромашковского храма - сразу видно, добрый, чистый человек, но я ему не верю.  Потом я буду повторять эту же - почти слово в слово - фразу своим спивающимся друзьям и знакомым (коих, увы, немало), да и родному мужу: - Приходи к нам в общину, там настоящие чудеса происходят. На глазах люди другими становятся. И буду видеть недоверие: - Ну да, " на глазах " . " Чудеса " . Выдумывай больше. Мы не из таковских, нас душеспасительными беседами не проймешь… Это я теперь вижу снова и снова, как восстанавливаются семьи, как молодеют на глазах матери, хорошеют измученные пьянством мужей жены… А главное - вижу глаза тех, кто окружает меня теперь каждую среду " . К слову, не всегда и не все в нашем обществе дают обет трезвости. Тот же Олег следует благословению своего духовного наставника, который сказал: " Можешь не давать обет, но поступай так же, как те, кто дал " . А Владимир вообще считает себя человеком неверующим и, при этом, регулярные посещения собраний общины помогают ему воздерживается от алкоголя и курения уже больше двух лет. О. Алексий создаёт особую атмосферу на собраниях. Домашнюю, семейную, душевную. Он учит нас тактичности, уважению друг ко другу, сердечности, состраданию. Учит не советовать. Хочешь - поделись собственным опытом, выскажи своё мнение, но не навязывай. Учит не вешать ярлыков, не судить и не осуждать. Учит слушать другого и вникать, стараться понять. Старожилы здесь не забывают, кем они были, что прошли, от чего избавились, из какой ямы выбрались, поэтому им сложно превозноситься перед новичками - вот, мол, мы какие молодцы! Наоборот, вновь пришедшие не дают им забыть своё прошлое. Так происходит взаимное обогащение. А новеньким, конечно, пример вот этих благополучных, здоровых, счастливых, сразу видно, людей даёт силу, даёт убеждение, что новый образ жизни не фантастика, а реальность! А главное, батюшка побуждает нас к духовному совершенствованию, показывает путь избавления от страстей.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=175...

Есть уже такой концепт: «розовое христианство» – это когда много говорят о любви, о радости Тут главная подоплека этой самой толерантности (что, кстати, есть изначально медицинский термин и не что иное, как несопротивляемость организма вирусам, а тогда уже его больным тканям начинает вдруг казаться, что недомогают-то, наверное, здоровые…). Чему учат либеральствующие психологи? В книге, кстати, есть образ такого экс-алтарника православного храма, вставшего на службу толерантному режиму в амплуа психоаналитика, – некоего Снида, лезущего в душу, при том что священники уничтожаются. Да той всеядно-неразборчивой любви и сопутствующим ей радостям души и плоти, потому как позитивное – именно толерантное мышление и для здоровья-де полезно (эгоцентризм в самой примитивной версии зацикленности на материальном внушается как ценностная ось), а испытывать негативные эмоции вредно, поэтому вы, мол, и должны любить и принимать всех, какой бы они там ориентации и прочего ни придерживались. – Об этом приятном эрзац-православии уже трубят везде и всюду, – отмечает Михаил Тюренков, – много говорят о его выдуманных «достижениях», а вот о настоящем покаянии, воссоединяющем человека с Богом, о грехе и ереси и их смертоносной сути, об антихристианстве, продвигающем всё это, об эсхатологии, которая неизбежна и всё на самом деле поставит на свои места, стараются не говорить ни-че-го. Как воспитывать детей в этом страшном меняющемся мире? Но: «христианство – это страшно», – говорил почивший не так давно грузинский православный писатель-апологет архимандрит Лазарь (Абашидзе). И книга американки Джорджии Бриггс о таком – настоящем – христианстве. И это Православие: вселенское явление и на все времена. Ибо Дух дышит, где хочет. Фото: Дмитрий Кирюхин      И там, где умножается грех, преизобилует благодать (Рим. 5: 20). Поэтому бояться нечего. Вот и в книге уже дана горячая фаза: враг рода человеческого, неспособный, как бы ни тужился, обмануть и тем самым умертвить души верных Господу, беснуясь в своем бессилии, переходит к их физическому из этого мира истреблению.

http://pravoslavie.ru/133902.html

Как справедливо отмечает X. Бухвальд 165 , для создания исключительного по силе воздействия пространственного образа Святой Софии важнейшим фактором является огромный размер этого здания. Вероятно, такая задача была поставлена перед архитекторами императором Юстинианом, который хотел, с одной стороны, сохранить конфигурацию предшествующей базилики, а с другой стороны, возвести над ней огромный купол, намного превосходящий все другие существовавшие к тому времени. Результатом стало создание этого шедевра архитектурной и инженерной мысли, не имеющего прецедентов или каких-либо подготовительных этапов в предшествующей традиции 166 и оставшегося непревзойденным в дальнейшем. Архитектурный образ Св. Софии Итак, при всей своей связи с предшествующей позднеантичной и раннехристианской традицией здание Святой Софии представляет собой совершенно оригинальное и новаторское произведение архитектуры. В нем была полностью переосмыслена классическая античная тектоника с ее естественным принципом построения масс снизу вверх, с ее выражением работы задействованных в конструкции сил через соразмерные и подобные человеку ордерные формы, с ее рациональными пропорциями и модулями. В архитектурном образе храма зодчие максимально ярко воплотили идею Божественного присутствия. Рассмотрим более пристально те архитектурные приемы, которые были для этого использованы 167 . Как и в большинстве других ранневизантийских храмов, в Святой Софии первостепенное значение имеет интерьер, а не внешний облик сооружения, хотя он тоже производит сильное впечатление своей огромной величиной и торжественным ритмом выстроенных вокруг купола объемов. Именно на организации и оформлении внутреннего пространства были прежде всего сосредоточены основные усилия архитекторов. Внутри здание имеет ясно выраженную ориентацию по оси запад – восток с четко заданной точкой притяжения – алтарной апсидой в восточном конце. В то же время пространство храма центрировано и имеет вторую, едва ли не более важную смысловую и композиционную доминанту, создающую не менее значимую вертикальную ось здания, – купол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В облике церкви прочитываются и образ духовной твердыни и идея " восхождения души " – от алтаря до купола и далее в небо. Общий объём здания составляют ломаные и кое-где наложенные друг на друга плоскости разного наклона, формы, цвета и фактуры. Его членят лопатки, переходящие в контрфорсы , а между ними – два прямоугольные окна в строгих наличниках, к ним добавляются четыре треугольные люкарны на скатах крыши и узкое алтарное окошко в маленьком угловом выступе-эркере. В последующие годы внешний вид храма был сильно искажён переделками, исчезли многие детали, крыша была выровнена и сплошь покрыта чёрной шиферной плиткой, появился барочный золотистый куполок, но от всего этого ощущение " духовного взлёта " не исчезло. Внутреннее убранство казанского скита (Муазенэ-ле-Гран) Интерьер церкви вполне соответствует её внешним формам. Примечательно, что в соответствии с замыслом архитектора, в здании нет ни одного прямого угла (исключение составляют лишь контуры двух боковых окон), что должно вызывать ощущение " неотмирности " храма, его непохожести на привычные земные сооружения. Внутреннее пространство, следуя законам обратной перспективы, раскрывается от высоко поднятого над полом алтаря вместе с расходящимися стенами, ступенями солеи и повышающимся потолком. Этими линиями эманации " софийных " энергий и определяется внешняя архитектура храма. Описание настенных росписей в Казанском скиту (Муазенэ-ле-Гран) Сокращенное схематическое описание настенных росписей, выполненных о. Григорием Кругом приблизительно между 1964 и 1968 годами (сюда не включены иконостас, алтарная живопись и изображения Св. Престолов, начертанные на потолке): Плоскость А – входная арка : А1 – Господь Ветхий Денми А2 и А3 – Архангелы и апостолы. В алтаре пластическая экспрессия многократно возрастает: взгляд наталкивается на острые углы, выступающие грани, скошенный, изломанный потолок. Здесь многоугольное пространство являет пластическую метафору " пещеры " , раннехристианской крипты , куда нисходит божественный Дух, воплощённый в Христе, где будто взрывается " ад мысленный " и происходит таинство воскресения душ. Заметим, что снаружи стены алтаря доверху выложены местным камнем, что также соответствует образу " пещеры " . По средневековой аскетической традиции алтарное оконце изнутри заставлено иконой.

http://drevo-info.ru/articles/23523.html

И все же удивительно — я жду наших встреч почти с предвкушением. Что-то есть в этой девушке, что сложно перестать о ней думать. Как будто она какая сирена, сводящая своим пением с ума. Услышав ее однажды, реагируешь на мельчайшее колебание в ветре — ждешь этого опасного щекотания в ушах. Интересно, что мне пришел в голову такой образ, когда она как раз поет в церковном хоре. «На клир в такой короткой юбочке больше не ходи!» Понемногу Лиза обвыклась в терапии и стала приносить свое раздражение, говоря, что ей легче, когда есть кому это высказать и при этом ни с кем не испортить отношения. Не сказать, чтобы это была адекватная мотивация для терапии, — но и не сказать, чтобы Лиза могла за два месяца прийти к адекватной мотивации. Поэтому пока так. Сегодня Лиза пришла разгоряченная и стала рассказывать о том, как прошла служба, которую ей пришлось провести самой. Оказывается, в эту среду старшая регент доверила Лизе вечернюю службу с некоторым намеком, что Лиза могла бы почаще на буднях заменять ее. Это же повышение, это же новый вызов! Конечно, я ожидала некоторой гордости и довольства — ха-ха. — Служба была полиелейная. И мы вдвоем все это тянули. Ну, я говорю вдвоем — по факту, Саша ждал, что я ему буду тыкать, что читать, а без меня он мог вместо паремий начать читать седальны. Тут она ухмыльнулась. — Ну, вы понимаете… Паремии — на вечерне, седальны — на утрене. Паремии — выдержки из Ветхого… В общем, я пытаюсь сказать, что он может перепутать то, что вообще невозможно перепутать! Итак, основное переживание Лизы — недовольство некомпетентностью коллег по хору и прочих. А чего ты хотела? Однако следует постараться это заметить — это полное отсутствие положительных эмоций. Адекватно ли оно, была ли служба действительно полной катастрофой? — Кажется, вся ответственность была на вас? — Вот именно! Священник подходит спросить про величание, алтарники уточняют, какая сейчас песня канона. Какая сейчас песня канона?! Вы серьезно?! Алтарник не понимает, какая сейчас песня канона?!

http://pravmir.ru/da-ya-tebya-nenavizhu-...

– Вызовите мне, пожалуйста, из алтаря настоятеля, – вежливо попросил алтарника интеллигентного вида мужчина с посеребрёнными проседью висками. Воскресная многолюдная литургия «отошла», почти все богомольцы отправились по домам. В храме, преизобильно наполненном январским солнечным светом, было тихо и покойно. Кадильный дым не успел рассеяться, и его пронизывали солнечные лучи, паря под куполом и озаряя церковное пространство золотым сияньем. После богослужения отец Дионисий любил посидеть в храме и послушать тишину. Ему казалось, что это особенное время Закончив богослужение и наведя порядок в алтаре, отец Дионисий любил посидеть и послушать тишину. Ему казалось, что это особенное время – когда причастился и просто сидишь в одиночестве, уже даже не молясь. Надо постараться не растерять тут же те скромные крохи благодати, которые смог уловить, пытаясь разговаривать с Богом во время совершения Таинства. «Господи, как хорошо и радостно на душе! – думал священник. – А некоторые ещё говорят: давайте, мол, службу сократим, а то люди утомляются. Какое сократим!? Тут придёшь иной раз на всенощную, и только через полчаса каша в голове начинает проясняться… А уж помолиться-то робко и вовсе к шестопсалмию сообразишь… А Евангелие сегодня какое было? Про слепца, который сидел у дороги и вопил, чтобы Спаситель исцелил его. Какой мудрый образ. Наверное, каждый из нас является таковым слепцом, не видя или не желая видеть главное в своей жизни. Но далеко не каждый вопит о желании прозреть, зная, что Господь рядом проходит…» – Батюшка, там у северных врат настоятеля спрашивают, какой-то важный разговор, – прервал размышления священника пономарь. – Ну что ж, разговор так разговор. Сейчас выйду, – ответил отец Дионисий и не спеша, перекрестясь в сторону престола, вышел из алтаря. Его совопросник, солидный джентльмен с лермонтовскими усиками в поношенном, но аккуратном пальто с мокрым от только стаявшего снега меховым воротником, стоял несколько поодаль и с тревожным любопытством смотрел наверх, на сиявшее золотом паникадило, свисающее на цепях из-под купола над центром храма.

http://pravoslavie.ru/144372.html

Знали люди, что вела Инна разгульный образ жизни. Меняла кавалеров, как перчатки, выпить не дура была. Под заборами, конечно, не валялась, но любила. Те, кто церковный был да шибко правильный, называли ее между собой блудницей. А кто светский — другим грубым словом. Зарабатывала ли она этим делом или просто любительницей была, никто точно сказать, конечно, не мог. Но что от многих своих хахалей да сожителей поимела Инна различные материальные и вещественные «блага» — это был факт неоспоримый. Да и кавалеры у нее часто были непростые, все больше обеспеченные. В общем, была она девушкой с очень сильно запятнанной репутацией. Ну, была и была. Мало ли таких. В каждом городе есть свои персонажи. Но однажды случилось непредвиденное. Инна заявилась в храм, где как раз алтарничал тот мужчина. Не в боевом раскрасе, как обычно, и не в вызывающей одежде. Но, во-первых, многое не скроешь, а во-вторых, кто-то ее знал. Одна благочестивая бабушка поспешила отодвинуться. Она Инну точно знала, недалеко жила. И начала шептаться с такими же благочестивыми товарками. Кто-то из них подошел к батюшке, он как раз к исповеди готовился. Тоже зашептал. Он только отмахнулся и продолжал заниматься своими делами. Пару раз взглянул в ее сторону, и все. — А Инна встала у самой двери, прижалась к стене и так простояла минут десять-пятнадцать, — рассказывал мне мужчина. — Потом развернулась и ушла. Даже не перекрестилась. «Чистая душа в таком теле» На той неделе Инна пришла в храм раза два или три. Так же стояла по десять минут у двери, а потом уходила. — В какой-то момент я даже подумал: «Ну прямо как мытарь, считает себя недостойной пройти дальше», — вспоминал мужчина. — Так потом и оказалось. Фото: shutterstock.com Когда Инна явилась в храм и на следующей неделе, к ней подошел священник. Она сначала хотела молча уйти, но он ее остановил. Вместе они вышли в притвор и о чем-то говорили. Батюшка вернулся задумчивый и как будто взволнованный. Моему собеседнику было очень интересно, в чем там дело. Но началась служба, и священнику было не до рассказов. Однако в конце алтарник все же спросил.

http://pravmir.ru/i-byla-ona-devushkoj-s...

(И когда скажет чтец: Благослови, владыка, благословляет его так: Бог, Господь всяческих, да укрепит тебя и умудрит тебя учением святым Своим по благодати милости Своей, аминь.) И читают чтецы и добавляют шурая 2 , положенный [на данный день]. Молитва перед Апостолом Освяти, Господи и Боже наш, побуждения помышлений наших, дабы внимать и уразумевать сладостное слышание Твоих животворящих и божественных заповедей, и дай нам Твоею благодатию и милосердием Твоим стяжать от них пользу – любовь, надежду и спасение, – которая необходима для души и тела. Да будем воспевать Тебе постоянную славу беспрестанно, всегда, Владыка всяческих… В дни памяти [святых] и постом [кроме воскресений поста] молятся: Тебя, управителя мудрого и удивительного попечителя Твоих домочадцев, великую сокровищницу, источающую всякие помощи и всякие благости милосердием Твоим, мы умоляем: обратись, Господи, и пощади, и помилуй нас по обыкновению Твоему, всегда, Владыка всяческих… И читают Апостол, и, когда скажет диакон, который читает Апостол: Благослови, владыка, отвечает священник: Христос да умудрит тебя Своим святым учением и соделает тебя прекрасным зерцалом для всех тех, которые внимают тебе. И когда спустится священник с бемы 3 и достигнет алтарных врат, он и диакон склоняются оба, и говорит диакон: Помолимся, мир с нами. И молится священник тихо: Ты сияние славы Отца Твоего и образ ипостаси Родителя Твоего, Который открылся и воссиял в теле человечества нашего и озарил словесных познанием величия Своего, озари, Господи, наши души светом благовестия Твоего и дай нам поучаться в книгах Твоих и направляться заповедями Твоими, животворящими и божественными, Владыка всяческих… (Обращение к тому, кто читает зумара 4 , когда скажет [диакон]: Благослови, владыка, говорит ему священник: Бог, Господь всяческих, да укрепит помышления твои и да очистит пение твое, дабы воспел ты хвалы Ему благодатию милости Его, аминь.) И когда подойдет священник к Евангелию: Слава вечному милосердию, пославшему Тебя к нам. Христос – свет мира и жизнь всяческих, во веки, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010