Духовная ревность по характеру своему тиха, негневлива, немногословна, снисходительна к недостаткам ближних, и не привносит в душу смущения при обличении, так как действие свое обращает не на ближнего своего, а на грех, живущий в нем, подобно тому, как опытный врач при помощи своего искусства поражает болезнь, не поражая вместе с нею и больного, чем и доставляет последнему облегчение и чувство благодарности. Такая ревность приобретается далеко не сразу и не одними усилиями человеческими. Ее источником является Дух Святый, а приемником дух человеческий очищенный от страстей и приготовленный продолжительной деятельностью по велениям Духа Божия. Производителями же этой деятельности являются с внешней стороны страх Божий и память смертная, которыми нравственная энергия возбуждается как бы нехотя принуждаемая, а с внутренней – ощущение сладости и радости от богоугождения, а также любовь к Богу, которая влечет к Нему так же сильно как жажда влечет к воде всякий животный организм ( Пс. 41:2 ). Итак, возревнуйте, братья и сестры, о спасении своем, ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования ( Евр. 6:10–12 ). Аминь. 2005 г. О любви ко врагам Отдание праздника Пятидесятницы 9/22 июня (На литургии от Матфея, зачало 15, Мф 5:42–48 ). Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Вы слышали, что сказал Господь ветхозаветным людям: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» ( Мф 5:43 ). А нам Он повелел: «Любите врагов ваших» ( Мф 5:44 ). Кто все эти враги, которых велено нам любить? Во-первых, это те, кто ненавидит нас и желает нам зла, кто хочет нам досадить или преследует нас (Мф. :5;11), проклинает и обижает нас (Лк. :6;28), злословит (1Кор. :4;12) и причиняет нам вред. 414 Во-вторых, врагами являются те, кто сознательно отвергают Бога, ненавидят веру и гонят Церковь . Правда, можно встретить мнение, что «ненависть к врагам Божиим законна и угодна Господу», 415 однако милующее сердце, несмотря на всевозможные доводы, «и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были они помилованы», 416 ему «жалко даже и бесов, что они отпали от добра». 417 А доказательством того, что следует любить и отвергающих Бога, служит евангельская история о том, как самаряне не приняли Христа, а Он запретил ученикам своим гневаться на них и наказывать их по примеру пророка Ильи (Лк. :9; 54–56), потому что мы призываемся ненавидеть болезнь, а не больного. Так что «если любишь не только любящих, но и враждующих против тебя, то подражаешь по силе своей твоему Господу», 418 Который в определенное время даже умер за нечестивых врагов Истины (Рим. :5;6).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

И в день первых плодов, когда приносите Господу новое приношение хлебное в седмицы ваши, да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте «Время новых плодов, – по объяснению св. Кирилла Александрийского , – прообразует таинство воскресения Спасителя нашего, ибо естество человеческое процвело в первый раз только во Христе, избавившись от тления и уже отбросивши ветхость греха» (ч. 3, стр. 266). Гл. 29, 35 И в дéнь осмый исхóд бýдет вáм: всякаго дела служéбна да не сотворитé в óн В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте Св. Кирилл Александрийский сему постановлению придаёт такой мессиански-прообразовательный смысл: «Сделало исход свой служение в тенях и наставление в прообразе в день восьмой, в который воскрес Христос, и наступило время обрезания в духе» (ibid, стр. 300). Гл. 31, 6 И послá я Моисéй тысящу от плéмене и тысящу от плéмене с силою их, и Финеéса, сына Елеазáрова, сына Аарóна жерцá: и сосýды святыя, и трубы знáменныя в рукáх их И послал их Моисей на войну, по тысяче из колена, их и Финееса, сына Елеазара, [сына Аарона], священника, на войну, и в руке его священные сосуды и трубы для тревоги «Финеес есть изображение Христа», замечает тот же св. Отец (тв. ч. 1, стр. 202). А «трубы знаменные, предшествовавшие кивоту, – по объяснению св. Ефрема Сирина , – означают трубы пророков, которые взывали: «Идёт Еммануил» (тв. ч. 6, стр. 567). Гл. 31, 8 и царéй Мадиáмских убиша вкýпе с язвеными их и вместе с убитыми их убили царей Мадиамских «В том, что Финеесом убиты сии пять царей, видим, – говорит св. Ефрем Сирин, – образ Еммануила, Который привёл в изнеможение силу греха» (ibid.). Гл. 31, 19 всяк убивый дýшу и прикоснýвыйся убиéному да очистится в трéтий дéнь всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий «Третей день, – по мнению св. Кирилла Александрийского , – означает время воскресения», разумеется, Христова (тв. ч. 1, стр. 206). Гл. 31, 31 И сотвори Моисéй и Елеазáр жрéц, якоже повеле Госпóдь Моисéю

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Крестовоздвиженский храм, 30 мая 1984 года, вечер Отдание праздника Пасхи Христос воскресе! Господь сказал: " Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света " . И в другом месте: " Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века " . Он с нами пребывает - с теми, кто принадлежит к Церкви. Господь принес огонь на землю, свет, и Он страдал, чтобы этот свет разгорелся в сердцах людей. А сказанное Господом " доколе свет с вами " означает, что можно так жить, что света с нами не будет. Человек сам из своей души изгоняет свет, и тогда тьма заполняет все его существование. Почему же один пытается войти в свет, а другой, наоборот, его в себе гасит? Потому что он не верует настолько, чтобы идти путем Христовым. А что значит " будете сынами света " ? Можно быть сыном какого-то существа, и свет - это есть Сам Бог. Если мы будем веровать в свет и по нему жить, мы будем сынами света, то есть сынами Бога. Если мы будем исполнять заповеди Христовы, то станем наследниками Бога, Его сыновьями, то есть сделаемся уже Богу не чужими, а сродниками. И это наше сродство осуществляется через Иисуса Христа. Человек становится со Христом одним телом. А Тело Христово - это есть Святая Церковь. Когда человек причастен Телу Христову, причастен Церкви, он причастен Сыну Божию, он срастворяется с Ним и тем самым усыновляется Отцу, становится сыном Божиим. Далее в Евангелии сказано: " Столько чудес сотворил Он перед ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем " . Впрочем, в Евангелии повествуется, что многие из начальников " уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

" Нас зовет Небо " июня 2022 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Вознесения Господня в Колпине " Мы праздновали сегодня отдание Пасхи, в течение сорока дней наслаждались пасхальной радостью, общением с воскресшим Христом, как бы ходили за Ним каждый день, - сказал владыка в проповеди. - И вот, сегодня, как Он привел апостолов на гору Елеонскую, чтобы вознестись на небо, так и нас собрал в храме, чтобы мы здесь еще раз поклонились воскресшему и вознесшемуся Христу. Он все совершил для нас, что было нужно на земле. Еще в течение сорока дней оставался, наставляя учеников, уча их тайнам Царства Небесного. И когда все исполнил, пошел в ту славу, которую имел до сошествия на землю. Сказал ученикам, что должен уйти от них. Они опечалились. Но Господь успокоил их: " Истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам " (Ин. 16:7). Христос возвестил, что уготовит ученикам обители небесные и пошлет Утешителя Духа Святого, который все восполнит, о чем они забыли, чему Он их учил, и будет вести их по жизни до скончания века. Господь показал, что вся Троица участвует в нашем спасении: Бог - Отец, Бог - Сын и Бог - Дух Святой. Мы верим в Святую Троицу и живем под Ее благодатным покровом " . " Христос, покидая этот мир, благословил всех жить по Его святым заповедям, - продолжил архипастырь. - Он учил тому, что ведет нас в Царствие Небесное. На земле мы странники-пришельцы, долго здесь не живем, редко кто дотягивает до ста лет. Земля - не наша родина. Наша родина - Отечество Небесное, где мы будем жить вечно. Поэтому надо больше думать о вечности. Праздник Вознесения Господня как раз поднимает нашу мысль от земли к небу, куда Спаситель вознесся. Мы созданы людьми, состоим из праха земного и души. Нас постоянно притягивает земля и зовет небо. Но нельзя разрываться между ними. Лучше угождать небесному Господу, нежели нашему праху земному. Если устремляемся к Богу, то отвязываемся от земли. А ведь всем нам предстоит рано или поздно покинуть этот мир " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Обещание радости " июня 2021 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Вознесения Господня в Колпине " Сорок дней мы радовались Светлому Христову Воскресению, сегодня утром праздновали отдание Пасхи, а за Всенощным бдением мысленно перенеслись на гору Елеонскую, где произошло судьбоносное событие Вознесения Господня, - сказал владыка в проповеди. - Христос в этот день собрал Своих учеников, Свою Мать, ближайших последователей, которые ходили за Ним по Святой земле, и еще раз дал им наставления, призвал продолжать дело, которое Он начал, - спасение людей. Господь пообещал послать к ним в Иерусалим Духа Святого, который восполнит их силы для служения Церкви Божией. Этот праздник, с одной стороны, - расставание с Господом, с другой - обещание радости, поскольку Спаситель сказал, что уходит на небо, чтобы приготовить обители для всех, кто будет следовать за Ним, то есть и для нас. Обещание послать им Святого Духа утешало апостолов, они радовались, хотя долго смотрели на небо, куда Господь вознесся, пока не явились ангелы и не сказали им: " Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " (Деян. 1:10). То есть ангелы пообещали, что Иисус вновь также придет на землю плотию. Тогда апостолы возвратились в Иерусалим " . " Господь много говорил о Царствии Небесном, - продолжил архипастырь. - Он показал, что наш путь тоже лежит на небо, указал дорогу туда, поэтому мы чаще должны думать о небе. Когда мы думаем о нем, это не значит, что забываем землю: нельзя нам отрываться от нее, у нас здесь много обязанностей - гражданских, церковных, семейных. Земля требует сил, труда, но все-таки мы должны думать постоянно о Боге и вечной жизни, все земные дела совершать под знаком вечной жизни. Если будем настоящими последователями Христа, наша жизнь будет другой. Господь даст нам качества, необходимые в Царствии Небесном: любовь, милосердие, смирение. С людьми, обладающими этими качествами, приятно находиться. Дар любви - печать Божия. Если человек любвеобильный, он - Божий, на нем благодать, с ним Бог общается " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Однако совершенно невозможен такой атеизм, который отвергает Бога, исходя из гипотезы, что Он бессердечный владыка, нелюбящий людей и именно поэтому позволяющий им безвинно страдать и погибать. Прометеевский бунт против жестокосердного и не знающего, что значит быть рабом, Бога, в чем упрекает Зевса греческий Прометей, пред лицом Христа выглядит чистой нелепостью. Ведь именно во Христе осуществилось пророчество Прометея, что Бог «смягчится» и «смирится». Царство Божие, которое провозгласил Христос и которое сегодня строит на земле Церковь, есть Царство не силы, но «справедливости, любви и мира» (Префация праздника Царя Христа ); это тот Отчий дом, в который возвращается блудный сын и где его с великой радостью и прощением принимает Отец (ср. Лк. 15, 17-20). Поэтому сущностной чертой религии, учрежденной Христом, является не господство, но служение. Вне сомнения, господство тоже нуждается в служении, но в служении одностороннем – другой служит мне. Таким образом, вопрос Достоевского, почему другой человек, такой же, как и я образ Божий, должен мне служить, совершенно правомочен. Ответ на этот вопрос однозначен: ни один человек не заслуживает того, чтобы другой ему служил. Служение может быть только взаимным: все служат друг другу. И только это взаимное служение согласуется с человеческим достоинством и благородством.       Пример такого служения, как выражения человеческого существования, дал Христос, когда Он, преклонившись перед Своими учениками, умыл им ноги. «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин. 13, 13-14). Здесь Христос не отрицает Своей власти Учителя и Господа, Он даже подчеркивает эту власть, говоря, что Он, Господь и Учитель, умыл им ноги. Христос Бог преклонился перед человеком и этим явил Себя как Любовь, сущность которой ведь и составляет полное отдание себя другому, чему не препятствует даже абсолютное божественное могущество.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Полагаю; как же иначе?     К. Итак, поименованные животные служат весьма ясным образом величины каждого, очевидно в добродетельной жизни. А поелику то, что преимуществует и является избранным, всегда числом бывает меньше того, что стоит на втором или на третьем месте, так как бывает редко, то по этой причине и полагается тринадцать тельцов, два овна и четырнадцать агнцев. Поелику же два, сказали мы, было овна, то и число жертв было двойное: вместо семи агнцев полагается четырнадцать, а овнов — два. Разве не естественно было, чтобы много было досточтимых и святых людей, славных непорочностью со стороны подзаконной праведности, как несомненно написал нам божественный Евангелист о Захарии и Елисавете, что «Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» (Лк. 1:6.)?     К. Таким образом, указывая на призвание Израиля, как бы на высшей, средней и низшей ступени, тельцы, овны, агнцы закалаемы были в жертву Богу; при этом число тельцов постепенно уменьшалось, так как и люди избранные, отличающиеся преимуществами и испытаннейшие постепенно уменьшались в числе, и время страдало их редкостью постоянно, даже до седьмого дня, то есть до времени пришествия Спасителя нашего, в которое наступило наконец субботствование в духе и прекращение дел, ведущих ко греху: ибо мы оправданы во Христе, когда настоящий век уже достиг конца. Знамением же этого может служить опять суббота, находящаяся в конце всей седмицы. Посему закон мудро останавливает на субботе принесение древних жертв, то есть подзаконное призвание и сообразное с ним священнодействие, и вместо него вводит как бы священнодействие во Христе, говоря: «В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте; и приносите всесожжение, жертву, приятное благоухание Господу: одного тельца, одного овна, семь однолетних агнцев, без порока, и при них приношение хлебное и возлияние для тельца, овна и агнцев по числу их, по уставу, и одного козла в жертву за грех, сверх всесожжения постоянного и приношения хлебного и возлияния его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

послед. 26-го марта, аще в четверток и пяток 5-й седмицы), тогда служба Великого канона переносится на вторник 5-й седмицы Великого поста (Тип., послед. 25-го марта). Если случится отдание Благовещения в субботу Лазареву, или в Неделю ваий и в один из дней Страстной или Светлой седмицы, то отдания Благовещения не бывает, и поются стихиры и канон попразднства и Архангела на повечерии, в мимошедших днех шестыя недели (Тип., послед. 26-го марта, в конце Устава об отдании Благовещения). После литургии, вечером в самый деть Благовещения, служба, уже принадлежащая дню отдания праздника, состоит или из вечерни и малого повечерия (если вечерня 25-го марта не совершалась до литургии), или из одного малого повечерия (если вечерня была, в 25-е марта до литургии) 903 . И если следующий день (26-е марта) такой, в который полагаются великие поклоны (например, не суббота и не воскресение), то 16-ть поклонов, с молитвою: «Господи и Владыко живота моего» бывает и на вечерне и на повечерии 25-го марта. И затем на утрени, вместо «Бог Господь». поется «Аллилуиа» с троичными гласа (Тип.. послед. 26-го марта, зри 3-е). Июнь 24-го июня – Праздник Рождества честного славного Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. Родители Предтечи Христова, праведные Захария и Елизавета, дожили до глубокой старости, не имея детей. Однажды, когда священник Захария вошел, в свою очередь, в храм для каждения, ему явился, по правую сторону алтаря, Ангел Господень и объявил ему, что жена его Елизавета родит сына и нарекут имя ему Иоанн. Захария усомнился и в наказание за то сделался немым. Когда, в восьмой день по рождении Иоанна хотели назвать его именем Захарии, тогда, мать его сказала, чтобы назвали его Иоанном. Ей заметили, что никто в родстве ее не называется этим именем и спросили знаками самого Захарию, как назвать его сына; он на дощечке написал: «Иоанн имя ему». И тотчас отверзились уста Захарии и он стал говорить ( Лк.1:5–25, 27–80 ). Захария при этом предсказал, что Иоанн будет пророком и Предтечею Господа: «и ты, младенец, наречешься Пророком Всевышняго, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу его спасение в прощении грехов их» ( Лк.1:76 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

С этими словами как бы перекликается возглас Иисуса: " В последний великий день праздника... Иисус возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой " . И тут же следует объяснение евангелиста: " Это сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него " (7. 37-39). Жажда и ее утоление, более того — потоки воды живой, пробегающие через душу! Это один из самых типических и характерных образов мистической жизни души, прикасающейся к Богу. Недаром еще древний псалмопевец пел: " Как лань жаждет потоков воды, так жаждет душа моя Тебя, Боже! " (Пс 41. 1), а Исайя восклицал: " Жаждущие, приходите и пейте! " (55. 1). Здесь, у Иоанна, не только утоление жажды, но верующие в Иисуса сами становятся местом прохождения потоков воды живой - они текут через него. Душа насыщается избытком благодати, избытком присутствия Духа, как уже в прологе Евангелия мы читали: " И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать " (Ин 1. 16). Или вот еще " встреча " , связанная с ощущением близости Божественного: исповедание слепорожденного, которого Он исцелил: " Он же (исцеленный) сказал: верую, Господи! и поклонился Ему " (9. 38). В притче о Добром Пастыре раскрывается тайна Его добровольного отдания Себя ради нас: " Я есмь пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец... " (10. 11). Безмерное, добровольное отдание Себя. " Потому любит, Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою... Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее... " (10. 18). И через это раскрываются просторы Вечной Жизни. " Вор приходит только, для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели в избытке — (να ζων χωσιν κι περισσν χωσιν — 10. 10). И вместе с тем подчеркивается мистическая нота - глубокого, личного общения нашего с Пастырем Добрым. Он зовет Своих овец по имени, и они идут за Ним. " Я знаю моих, и мои знают Меня — как знает Меня Отец и Я знаю Отца - и Я душу Свою полагаю за овец " . Близость, единение овец с Ним коренится в Его единении со Отцом, о чем будет говориться потом в " Первосвященнической молитве " : " Я в них, и Ты во Мне, да будут совершены воедино... "

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Скачать epub pdf Нелегко отрешиться от чувства грусти, когда только что совершено «отдание» праздника Пасхи и перестали петь «Христос воскресе». А между тем, в праздник Вознесения Церковь зовет к радости: не потому ли только, чтобы утешить нас подобно тому, как мать старается своей улыбкой вызвать улыбку на лице огорченного дитяти? Но призыв Церкви уверенный, громкий, твердый. Видно, Церковь имеет ясное знание о чем то новом, что дано Вознесением. И апостолы быстро победили чувство разлуки и вернулись с горы Елеонской «с радостью великою» . Что случилось такое благодетельное, что в нем разсеялась возможность личной грусти? Ряд великих благодеяний, связанных с Вознесением Христовым, открывается нам в писаниях апостолов. Первая истина: Господь вознесся, чтобы ходатайствовать за нас пред Отцем Своим во имя Своей крестной жертвы. Он есть Агнец закланный за нас, стоящий перед престолом Божиим, и вместе Он Сам Первосвященник – Ходатай, возносящий жертву. «Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником», поясняет апостол, ибо здешния жертвы только образы и тени небесного. Но Он, как «Ходатай нового завета» вошел «в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. III и IX гл.). И Отец, любящий Сына, не только принимает Его жертву, как искупление за весь мир, но и отдает Ему власть над миром и суд над миром. Сын Божий взял на Себя весь ответ за нас. «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он ходатайствует за нас». «Если Бог за нас, кто против нас?» Вот первая наша радость Вознесения. Раскрывается, далее, перед нами новая истина. Своим Вознесением Господь соединил небо с землей и открыл людям двери неба и путь в небо . Небо стало для человечества доступным, желанным, своим. «Я вижу небеса отверстыя, и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога», воскликнул во время своей проповеди св. первомученик Стефан. «Знаю», говорит о себе ап. Павел, «человека, который был восхищен до третьего неба и... слышал неизреченные глаголы, которых невозможно человеку пересказать». Нет преграды, нет средостения, открыт свободный вход в Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010