Аминь» (Матф. 28:20). Верим и уповаем, что эти обетования Христовы касаются и нашего дела здесь, и посему приступайте ко храму сему без опасений, с дерзновением, соберитесь возле него, составьте одну дружную семью, «союзом веры и любви связуеми». Вы знаете, что у нас в России храм и приход тесно связаны между собою. Пусть будет так и у вас. Любите свой храм и чаще посещайте его. Русские люди издавна слывут за набожных и за любителей святых Божиих церквей: храмами стоит и красуется святая Русь. К сожалению, иные русские, попав заграницу, по малодушию стыдятся сохранять здесь добрые обычаи своей родной веры и отречением от оных думают снискать себе уважение иностранцев. Горькое и печальное заблуждение: отступников никто не уважает! Не говоря уже о том, что Господь нам изрек о таковых: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38). Вы же не тако: в православной вере стойте, родные предания держите и храм Божий любите.    Объединяясь около храма, вы и из самих себя созидайте «храм духовен» (1 Пет. 2:5), чтобы самих себя, свою душу, свою жизнь посвящать на служение Богу. Не забывайте, что как храм ваш, так и вся ваша церковная община имеет миссионерское значение: «вы — род избранный, ...люди взятые в удел», дабы возвещать окружающим вас инославным чудный свет православия (1 Пет. 2:9).    В одной из дивных молитв при освящении храма мы просим Господа о том, чтобы созданный храм служил нам «во управление жития, во исправление благаго жительства и во исполнение всякия правды». Посему при освящении вашего храма нахожу благовременным умолять вас словами святого апостола Петра, которые имеют близкое приложение и к вам. «Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, возстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь.., дабы» окружающие вас инославные, «видя добрыя дела ваши, прославляли Бога» и церковь вашу. «Такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей; как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии, будьте покорны всякому начальству, всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4014...

Русские люди издавна слывут за набожных и за любителей св. Божиих церквей: храмами стоит и красуется св. Русь. К сожалению, иные русские, попав за границу, по малодушию стыдятся сохранять здесь добрые обычаи своей родной веры и отречением от оных думают снискать себе уважение иностранцев. Горькое и печальное заблуждение: отступников никто не уважает! Не говоря уже о том, что Господь наш изрек о таковых: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми ангелами ( Марк.8:38 ). Вы же не тако: в православной вере стойте, родные предания держите и храм Божий любите. Объединяясь около храма, вы и из самих себя созидайте храм духовен ( 1Петр.2:5 ), чтобы самих себя, свою душу, свою жизнь посвящать на служение Богу. Не забывайте, что как храм ваш, так и вся ваша церковная община имеет миссионерское значение: вы – род избранный, люди взятые в удел, дабы возвещать окружающим вас инославным чудный свет Православия ( 1Петр.2:9 ). В одной из дивных молитв при освящении храма мы просим Господа о том, чтобы созданный храм служил нам во управление жития, во исправление благагожительства и во исполнение всякия правды. Посему при освящении вашего храма нахожу благовременным умолять Вас словами св. Ап. Петра, которые имеют близкое приложение и к вам. Возлюбленные, прошу вас, как пришельцев и странников удаляться от плотских похотей, возстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь, дабы окружающие вас инославные, видя добрыя дела ваши, прославляли Бога и церковь вашу. Такова есть воля Божия, чтобы мы делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей; как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божий, будьте покорны всякому начальству, всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь. Более же всего имейте усердную любовь друг к другу, ибо любовь покрывает множество грехов. Будьте все едино мысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры. Служите друг другу, каждый тем даром, какой получили от Бога, дабы во всем прославлялся Бог чрез Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь ( 1Петр.2:11–17; 3:8; 4:8–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Во второй месяц следующего года (535), в самое время основания скинии Моисеем, была произведена торжественная закладка нового храма. Все торжество закладки было произведено «по уставу Давида», с песнопением священников и левитов, которые с трубами и кимвалами славили Господа; «и весь народ громогласно восклицал, славя Господа за то, что положено основание дома Господня». Но многие при этом, особенно старики из священников, левитов и старейшин, видевшие прежний храм, не могли удержаться от слез, «и плакали громко», «и не мог народ распознать восклицаний радости от воплей плача народного». Затем приступлено было к самому построению храма. При отсутствии достаточных средств, труд этот был тяжелый и медленный, тем более, что явились противники этого дела в лице самарян, которые, считая Палестину теперь своим владением, враждебно отнеслись к переселенцам и разными наветами пред персидским правительством добились даже указа об остановке работ. Работы возобновились опять при Дарии Гистаспе, который подтвердил указ Кира, и народ, ободряемый пророками Аггеем и Захариею, еще с большим усердием принялся за труд, и здание было закончено в шестом году царствования Дария (515 г.), через 21 год после закладки его основания. Совершено было торжественное освящение нового храма, который строился по образцу первого, хотя и из менее ценных материалов. Кроме 700 жертв всесожжения было принесено двенадцать козлов в жертву за грех, «за всего Израиля по числу колен». Восстановлены были по уставу Давида «чреды» священников и левитов для служения при храме, хотя для того, чтобы составить полное число этих чред, пришлось оказавшиеся налицо четыре чреды разделить каждую на шесть частей. Освящение закончено было торжественным совершением Пасхи. Слух о возобновлении храма и богослужения в нем распространился по всем пределам Персидской монархии, где только оставались иудеи и, ободренные успехом своих собратьев, многие из них решились хоть теперь воспользоваться указом Кира; и вот собралась новая партия переселенцев, которые в числе полторы тысячи семейств направились в святую землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 Божий храм Обращаясь к коринфянам, апостол Павел пишет: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор 6:19–20). Таким образом, человек уподобляется храму, причём как в храме возносится хвала Богу, так и человек призван к прославлению Творца. Человек, являющийся венцом творения Господня, уподобляется жилищу Бога Живого — храму. В другом месте Апостол языков опять говорит на эту тему: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы (1 Кор 3:16–17). Как разорение храма, так и надругание над человеком, согласно Священному Писанию, является большим грехом: А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной (Мф 5:22) — говорит Христос. В свою очередь, в образе храма имеются антропоморфные элементы и храм уподобляется человеку. Высказывания об этом встречаются, например, у современных авторов. Академик Д. С. Лихачев, говоря о красоте русской природы, русской души пишет в “Заметках о русском”: «Московские церкви XVI и XVII вв. не случайно напоминают игрушку. Недаром у церкви есть глаза, шея, плечи, подошва и “очи” — окна с бровками или без них. Церковь — микрокосм…» 1 . Таким образом, мы видим аналогию: храм — это место особенного присутствия Живого Бога; человек есть вместилище бессмертной души. Трёхчастный храм (алтарь, центральная часть и притвор) соответствует трёхчастной человеческой природе (дух, душа и тело). В святом Крещении каждому человеку даётся Ангел хранитель и имя святого угодника Божия. Храм освящается в честь святого или священного события. Богослужебная жизнь Церкви даёт нам ещё одно подтверждение этого соотношения: храм — человек. В древности в силу действовавших тогда богослужебных уставов праздновался не престольный праздник, как ныне, то есть не именины храма, а день его рождения, то есть дата освящения 2 . В современном церковном календаре сохранилась только одна такая память из русской истории: 26 ноября полагается память освящения храма мученика Георгия в Киеве, воздвигнутого князем Ярославом в честь своего Небесного покровителя.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-svyatyin...

Ст. 48. Иудеи, собравшись в Массифе, постились и молились, и, кроме этого, …раскрыли книгу закона из тех, которые язычники отыскивали, чтобы сделать на них изображения своих идолов... Думать надобно, что то были священные книги, на которых язычники изобразили своих идолов, или, чтобы посрамить оные, или, чтобы к сим непременно приучить Иудеев. Обряд, описанный в приведенных словах, имеет одинаковое знаменование с поступком Езекии, который раскрывал перед Богом письмо Сеннахирима 1104 . Глава 4 1105 . Победы Иуды Маккавея (продолжение) а) Шеститысячный отряд Горгия делает ночное движение на Иудеев, но не находит их в стане Массифском (ст. 1–5). б) Разбитие Иудой Маккавеем на рассвете, передового отряда сирийского, отделившегося от армии Никаноровой (ст. 6–15). в) Встреча с отрядом Горгия и разбитие его (ст. 16–25). г) Поражение, нанесенное Иудой 65-тысячному войску Лисия (ст. 26–35). д) Возобновление законного богослужения, очищение храма и приведение его в оборонительное состояние (ст. 36–61). Ст. 52. …В двадцать пятый день девятого месяца – это месяц Хаслев – сто сорок восьмого года…, совершилось обновление храма Иудой, по изгнании язычников из крепости Иерусалимской. Это случилось в 164 году до Р. X., ровно через три года после осквернения храма Сирийцами 1106 . Сто сорок восьмой год считается здесь от начала Сирийской монархии, основанной Селевком Никатором 1107 . Ст. 59. …И установил Иуда и братья его и все собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были... каждый год восемь дней, от двадцатого дня месяца Хаслева... На этот праздник есть указание, между прочим, и в Евангелии 1108 , и до этих пор он празднуется евреями весьма торжественно и великолепно. К числу обрядов этого праздника относится возжение многих светильников – как символ радости, и на этом, конечно, основании праздник этот у Иосифа Флавия называется «праздником светильников». Современное же название этого праздника у евреев есть «Ханука», – что значит – освящение (т. е. освящение храма), и празднуется от 24-го декабря восемь дней. Глава 5. Победы Иуды Маккавея (продолжение) 1109

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Тут находился сам храм, а перед ним возвышался алтарь, на котором мы приносим Господу Богу жертвы всесожжения. Ни в одно из этих трех отделений царь Ирод не вступал (ему это было запрещено как не священнослужителю); он лично участвовал лишь в возведении галерей и внешних стен, которые и были воздвигнуты им в течение восьми лет. Самый храм был отстроен священнослужителями за один год и шесть месяцев. Весь народ преисполнился радости и возблагодарил Господа Бога, во-первых, за быстрое окончание работы, а затем и за ревность царя. При этом они устроили радостный праздник в честь освящения храма. Царь принес в жертву Предвечному триста волов; остальные жертвовали каждый сообразно своим средствам; впрочем, невозможно установить совершенно точное число принесенных тогда в жертву животных. При этом день освящения храма совпал с днем восшествия царя на престол (а этот день уже всегда праздновался), и поэтому теперь празднество отличалось особенным блеском» 180 . Именно за перестройку Второго Храма Ирод и получил прозвище «Великий». Недавно в Израиле археологи нашли гробницу этого царя иудеев. Сообщение о том, что в Иродионе – развалинах знаменитой крепости в нескольких километрах к югу от Иерусалима – найдена гробница иудейского царя Ирода I Великого, стало мировой сенсацией номер один. Интерес историков к этому противоречивому человеку не ослабевает до сих пор. Он восстановил Храм и в то же время воздвиг много капищ в честь римского императора, осуществлял жестокие репрессии против религиозных иудеев и за 40 лет своего правления возродил экономику Палестины и раздвинул границы еврейского государства… Итак, далее мы читаем: Мф.21:12 . «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей». Блаженный Иероним пишет: «Сопровождаемый толпой верующих, которые одежды свои расстилали по пути, чтобы осленок шел, не повреждая ног, Иисус входит в храм и выгоняет всех, которые продавали и покупали в храме: он опрокинул столы обменивавших монеты и разбросал сиденья продавцов голубей и сказал им, – приводя свидетельство Писания, – что дом отца Его должен быть домом молитвы, а не пещерой разбойников или домом торговых сделок» 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

1Ездр.6:15 .  И окончен дом сей к третьему дню месяца Адара, в шестой год царствования царя Дария. Временем окончания храма называется третий день месяца адара шестого года Дария. Во 2Езд 7.5 , как день окончания храма, называется 23 день адара того же года, а у И. Флавия (Иуд.Древн. 11:4, 7) 23-й день адара девятого года. Каким образом получилось это разногласие, трудно сказать. Но дата 1Езд заслуживает предпочтения перед другими ввиду общего строго исторического характера этой книги. Последнего нельзя утверждать ни о 2 Езд, ни о сообщениях И. Флавия касательно персидского периода истории иудеев, В день окончания храма, по-видимому, совершилось и освящение его, так что к началу нового года и приходящимся на это начало праздникам храм был вполне приготовлен для богослужения. 1Ездр.6:17 .  И принесли при освящении сего дома Божия: сто волов, двести овнов, четыреста агнцев и двенадцать козлов в жертву за грех за всего Израиля, по числу колен Израилевых. Говоря об обстоятельствах освящения храма Соломонова, дееписатель сообщает, что тогда принесены были жертвы, которых невозможно исчислить и определить по множеству их ( 3Цар 8.5 ), и что царь Соломон в мирную жертву принес двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого скота (ст. 63). Количество жертвоприношений при освящении храма Зоровавеля, указанное в ст. 17, показывает, как отличалось время послепленное от равной эпохи Соломона. В жертву за грех , как видно из того же стиха, было принесено 12 козлов по числу колен израилевых. Этим обозначалось, что храм создан для всего народа завета, и выражалась надежда на возвращение в страну отцов всего рассеянного Израиля (ср. Иез 37.15–28 ; Иер 31.27 ). 1Ездр.6:19 .  И совершили возвратившиеся из плена пасху в четырнадцатый день первого месяца, Со ст. 19 писатель оставляет арамейский язык и снова обращается к языку еврейскому. 1Ездр.6:20 .  потому что очистились священники и левиты, – все они, как один, были чисты; и закололи агнцев пасхальных для всех, возвратившихся из плена, для братьев своих священников и для себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3, 13-14). Во время освящения храма Соломонова священники внесли ковчег завета Господня во Святое Святых и поставили его под крылья больших херувимов, сделанных Соломоном, и покрывали херувимы сверху ковчег и шесты его, за которые он был носим (3 Цар. 6, 23-28; 8, 6. 7). На двух половинках дверей, сделанных из масличного дерева, через которые был вход из храма во Святое Святых и которые соответствуют царским вратам христианских храмов, Соломон сделал резных херувимов и пальмы и распускающиеся цветы, и двери и изображения на них покрыл золотом. На всех стенах храма он сделал также разные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов. Двери же из притвора (со двора) в храм или святилище были из кипарисового дерева, и на двух половинках их Соломон вырезал также херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе (33 Цар. 6, 29-35, снес. Езек. гл. 41).В притворе храма на 10 подставах, на которых стояли десять медных умывальниц для омовения жертв, на стенках между наугольниками изображены были львы, волы и херувимы, как знамения силы и могущества (Исх. 7, 29. 36). Глава 3. Ветхозаветное учение об ангелах Итак, не подлежит сомнению, что в скинии свидения Моисеевой и в храме Соломоновом были изображения херувимов. Как же смотрят на них враги св. икон? Смотрят как на украшения храма наравне с пальмами и цветами. Это совершенно несправедливо. Как смотрели евреи на херувимов? Как на высшие, ближайшие к Богу, небесные ангельские силы. Ими, как на колеснице, носится Господь Саваоф. Царь Давид говорит о Господе Боге: и воспел на херувимов, и полетел, и понесся на крыльях ветра (Пс. 17, II; Дан. 3, 54). Особенно подробно изображена колесница херувимская св. пророком Иезекиилем по бывшим ему видениям (Иезек. гл. 1 и 10). На херувимах почивала слава Божия, с них сходила, по видению пророка, и опять на них возвращалась (Иезек 10, 4. 18). Посему и Апостол Павел херувимов, осенявших ковчег завета, называет херувимами славы (Евр. 9, 5). Евреи, следуя откровению Божественному, смотрели на ангелов, как на высшие существа, посредствующие между людьми и Богом (Быт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

Для уяснения сейчас сказанного внимательно вникнем в обстоятельства, которыми сопровождалось устроение этого святилища. Прежде всего мысленному взору нашему представляется, что чрез все время устроения этого храма, от основания его до настоящего дня освящения, события, относящиеся к устроению его, носят отпечаток лишений, нестроений и вообще много такого, что могло служить препятствием к благоуспешному ведению дела строительства, видны как бы чьи-то усилия к уничтожению начатого храмоздания. Над этим храмом Живоначальной Троицы как бы повторилась участь второго Иерусалимского храма Иеговы, который был оставлен строителями на половине работ по причине многих препятствий, встреченных ими при производстве строительных работ. Оставив храм, иудеи занялись построением собственных жилищ. Свою небрежность в этом отношении строители хотели оправдывать тем ложным предположением, что якобы еще не пришло время построения храма Божия. На обличение их и для возбуждения готовности к продолжению оставленной постройки послан был пророк Аггей, который в обличительной речи своей от лица Божия говорил народу и представителям его: «Не пришло еще время, не время строить дом Господень»... А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? Обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь: одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что?.. За Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому» ( Агг.1:2,4–6 ,9 ). Не то же ли было и здесь, с этим храмом? Не так же ли думать о нем готовы были некоторые, а может быть многие, что не время строить дом Господень, и стали строить свои домы, устроять здания для общественных увеселений, созидать храмы наук и искусств? Там, при построении Иерусалимского храма, Господь возбудил дух правителя народного и первосвященника к возобновлению строительных работ – и здесь было нечто подобное: и здесь был возбужден дух главы города и святителя-первосвященника, которые и увлекли за собой дух городских обитателей к восстановлению развалин храма. Пошли приношения крупные и мелкие; храм стал расти не по годам, а как бы по дням и часам – откуда что бралось! Назначенный в мыслях человеческих к уничтожению, храм этот, по чудному устроению Всезиждущей и Живоначальной Троицы, явился теперь в такой красоте и величии, каким мы его видим. Насколько этот дом Святой Троицы был жалок, беден, уничижен в дни смирения своего, настолько он любезен и великолепен теперь, хотя еще и скуден средствами для будущего своего существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

И подумал, что как он на земле распоряжался своими подчиненными, так будет и там, где он находится. И сказал богач Аврааму: Прошу тебя, отче, пошли Лазаря в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения . И получил ответ, что у братьев есть Закон и пророки, которых они должны слушать. И когда богач сказал: Если кто из мертвых придет к ним, покаются , то получил ответ от Господа: Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят . Эта притча относится ко всему роду человеческому, к каждому из нас, братья и сестры, потому что она напоминает нам о том, как нам нужно употребить свою жизнь, чтобы наследовать Царствие Небесное. И вот это евангельское чтение пронизывает душу и переносит нас в минувшие года, когда мы видели разрушение храмов, убийство священнослужителей. Мы вспоминаем одного из настоятелей, отца Иоанна, который много лет здесь служил и является нашим небесным заступником и покровителем, и видим картину страшного разорения этого храма. Когда я собирался ехать сюда, то познакомился с исторической справкой и видел фотографии, на которых этот храм находится в руинах. И сколько нужно было любви, жертвенности, чтобы сегодня быть здесь, в этом восстановленном прекрасном доме Божием! Я хотел бы особенно поблагодарить отца Андрея, который много лет назад начинал здесь молитву, поблагодарить отца Владимира, который закончил реставрацию этого храма. Когда мы ехали сюда, машина ехала по узкой сельской дороге и ее сильно трясло, и я подумал: " Мне еще повезло, потому что сегодня сухая дорога " . А что бывает, когда зима, весна, распутица, как принято в народе говорить? И я подумал: " Храм-то построен, а смогут ли наши бабушки, дедушки, пожилые люди из сел добираться до этого храма? " Не все ведь машины имеют, и даже на машине в распутицу не проедешь. Наверное, сейчас руководители Домодедовского района стоят и осуждают меня: " Мало ему все! Вот храм отреставрировали, ему еще дорогу нужно! " Но если мы, например, к себе домой проводим водопровод, а вода не будет течь из водопровода, как же люди будут воду пить? Так и для нас: чтобы наслаждаться красотой этого храма, чтобы здесь больше людей было, нужна дорога. И если восстановили неимоверными усилиями этот храм, я верю, что будет и асфальтовая дорога. Я хочу дожить до того времени, когда мне скажут, что можно по асфальтовой дороге проехать на машине к храму. Я очень надеюсь, что будет так.

http://patriarchia.ru/db/text/5057702.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010