Одно звуковое призывание Имени Божия недостаточно: «Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи! войдет в Царство; но исполняющий волю Отца Моего небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! не от Твоего ли Имени мы пророчествовали? Не Твоим ли Именем бесов изгоняли? и не Твоим ли Именем многие чудеса творили? и тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:21—23). Нелегко нам слышать эти слова: страшен суд Божий: «Господи, Иисусе, помилуй и спаси мя грешного».    Сознавая обетованное нам чрез Христа сыноположение, прославим Создавшего нас. Призывая Имя Иисуса Христа, дадим ему звучать в нас со свойственными ему силою и величием; пусть оно сотворит нас причастниками славы Его: пусть чрез Имя сие вселится в нас Его мир, превосходящий всякий разум (ср.: Ин. 14:27; Фил. 4:7). После многих лет молитвы сим Именем да даст нам Бог познать полноту заключенного в нем откровения: Чудный Советник; Бог крепкий; Отец Вечности; Князь мира; Господь Саваоф (Ис.9, 6, 8:18; Деян. 4:12). «Господи, Иисусе Христе, Сыне Бога Живого, помилуй нас и мир Твой».    В смирении должны мы призывать Имя Божие. Вот, Христос, Владыка мира, воплотившись, как человек смирял Себя даже до крестной смерти. И потому превознесено Имя Его превыше всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем: Отец посадил Его «одесную Себя на небесах... поставил Его... главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (ср.: Еф. 1:20—23).    «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, и Церковь Твою, и мир Твой, молитвами Богородицы, святых апостолов и всех от века святых Твоих».    Путь наших отцов требует крепкой веры и долготерпения, тогда как наши современники пытаются схватить все духовные дары, включая даже непосредственное созерцание Абсолютного Бога, нажимом и в короткий срок. Нередко среди них встречается склонность провести параллель между молитвою Именем Иисуса и йогой, или «трансцендентальной медитацией» и подобное сему. Полагаю нужным указать на опасность такого заблуждения — опасность смотреть на молитву как на простейшее и легкое «техническое» средство, приводящее к непосредственному единению с Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   После двух безуспешных покушений возбудить в Господе нашем Иису­се Христе похоть плоти и чувство гордости житейской и склонить Его к проявлению Своей чудодейственной силы ради целей себялюбивых, дья­вол приступает к Нему с третьим, наиболее решительным искушением, Он перестает уже скрывать свою цель — сделать Христа своим рабом чрез тайное лукавое увлечение Его на путь нравственного падения, на путь стра­стей; нет, он дерзает явно склонить Его сделаться рабом, слугою искусите­ля, поклониться ему. Он мечтает совершенно отклонить Иисуса Христа от Его призвания — совершить волю Отца Небесного о спасении челове­чества крестною жизнию и крестною смертию… Что же делает с этою целью искуситель? Он возводит Спасителя на высокую гору, во мгновение времени показывает Ему все царства вселенной и славу их и говорит Ему: Тебе дам власть надо всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее, итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое (Лк.4:5—7). Но Господь Иисус Христос и это последнее, решительное искушение духа злобы победоносно отразил тем же оружием слова Божия. Тогда Иисус гово­рит диаволу: отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему покло­няйся, и Ему одному служи (Мф.4:10). Нелегко объяснить, каким образом после двух безуспешных попыток искусить Богочеловека дьявол осмелился приступить к Нему с новым ис­кушением, и притом с искушением таким решительным, таким дерзко-самонадеянным. Он предлагает Спасителю совершить не какой-либо еди­ничный поступок, несообразный с достоинством и призванием Его… Нет, он дерзко требует от Спасителя поклонения себе… Он требует, чтобы Спа­ситель отдал всего Себя, со всеми Своими силами в его власть, направил всю Свою деятельность на служение дьяволу, сделался полным рабом его. Как объяснить такую наглую дерзость, хотя бы то и со стороны дьявола? Возможно и вероятно, что дьявол не понял вполне своих предыдущих поражений. Потерпев посрамление в двух первых попытках, он мог объяс­нить свое первое поражение мыслью, что Иисус Христос, видимо, нелег­ко может быть уловлен в сеть похоти плоти и гордости житейской.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Поэтому, когда спросят у меня, чем будут заняты святые в оном духовном теле, я скажу не то, что вижу, а то, чему верую, согласно со словами псалма: «Я веровал, и потому говорил» (Пс. 115:1). Именно, я скажу, что святые будут видеть Бога в самом теле своем; но посредством ли тела они будут видеть Бога, подобно тому, как посредством тела мы видим теперь солнце, луну, звезды, море и землю со всем в них находящимся? Вот вопрос, на который ответить нелегко. В самом деле, дико было бы сказать, что святые тогда будут иметь такие тела, что не в состоянии будут, хотя бы и хотели, закрывать и открывать глаза. Еще более было бы дико утверждать, что там всякий, кто закроет глаза, не будет уже видеть Бога. Ведь если пророк Елисей, отсутствуя телом, видел, как слуга его Гиезий от Неемана сириянина, которого упомянутый пророк исцелил от проказы, принял дары, что по мнению непотребного раба должно было остаться тайной, так как господина его при этом не было (4Цар. V:8-27), то не тем ли более святые в оном духовном теле все будут видеть не только с закрытыми глазами, но даже и отсутствуя телом? Тогда наступит то совершенное, о чем говорит апостол: «Мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится». Затем, желая пояснить некоторым подобием, как может это быть, он говорит, насколько от будущей жизни отличается настоящая жизнь, притом жизнь не каких-нибудь людей, а даже одаренных особенной святостью: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (I Кор. XIII:11-12).    Итак, если уже в настоящей жизни, где даже пророчество людей удивительных так сравнимо с тою жизнью, как младенец — с мужем, Елисей, однако, видел своего раба принимающим дары, когда сам при этом не был; то когда душу не будет отягощать тленное тело, а тело нетленное никоим образом не будет ей помехой, будут ли святые нуждаться в том, чтобы видеть телесными глазами, в которых не испытывал надобности отсутствующий Елисей, чтобы видеть своего раба? Ибо в переводе Семидесяти слова пророка к Гиезию были такие: «Разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился на встречу тебе человек тот с колесницы своей?» (4Цар.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Ερχομαι ταχ» многократно встречается в Откровении: ближайший текст 22:12, где это слово с очевидностью исходит из уст Самого Христа, но и 22:5, 16; 3: 11, а также 16:15. Это так же, как и предыдущее слово Христово, относится, очевидно, к Парусии, однако применяется не столько онтологически, как в предыдущем случае, сколько хронологически, говорится на языке человеческого времени. Однако что же означает здесь скоро? Какое же значение ему здесь приписывается: эсхатологическое – конца мира или же историческое, некоего потрясающего события, миру предстоящего? На этот вопрос нелегко ответить исторически, поскольку в разные времена оно звучало и воспринималось по-разному. Первенствующая церковь понимала это буквально в смысле каждодневного ожидания конца мира и второго пришествия, на почве чего развивалась известная страшливость и суетливость, от которой ап. Павел остерегает фессалоникийцев. В первом послании к ним он считает ещё возможным заверять их: «сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью, ибо, когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами имеющую во чреве, и не избегнут» ( 1Фес. 5:2–3 ), то во 2Фес. 2: 2–3 он уже прямо увещевает: «Молим вас, братие, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами (посланного), будто уже наступает день Христов». От навязчивой идеи о скорости внезапного пришествия Христова уже со II-ro века начинают обороняться молитвой de mora finis. Эта идея нарочито внушается в известные дни, указанные Типиконом (под звуки сладкогласного пения: «се Жених грядет в полунощи»). С победной (хотя всё-таки не побеждающею нашей косности) силою она возвещается в Откровении. Можно для этого искать религиозно-исторического «объяснения» из психологии момента, но можно – конечно, и должно – придать этому слову Христову всю силу пророчества Его о Своем пришествии. В таком случае оно получает значение призыва к определённому строю души, мысли и всей жизни, к «бдению» («блажен раб, его же обрящет бдяща»). Такой эсхатологизм был основной тональностью, свойственной первохристианской церкви, хотя ею и быстро утраченною.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

κατω), Я от вышних ( εκ τ. ανω); вы от мира сего, Я не от мира сего». Нижнее, нижние пределы – земля ( Ин.3:31 ), иначе, мир суетливый и преходящий. Вышнее – небо, как по противоположению нижнему, так и по употреблению ( Ин.3:13, 31 ; Кол.3:1–2 ; Флп.3:14 ; Гал.4:26 ). Мысли и жизнь иудеев принадлежат земле; для нее живут они; здесь их сердце, здесь вся любовь; о всем судят они по расчетам земной жизни, превращая самые духовные вещи в круг земной ярмарки. Это то самое, что ныне так хвалят, – утилитарная система. Хвалит ли ее Господь? «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах своих», говорит Он. Вот последствие жизни, располагаемой по утилитарной системе. «Во грехах умрете». Иначе быть не может. Человек создан для Бога, а не для себя, для неба, а не для земли, для вечного блаженства, а не для временного, обманчивого. Христос Господь для того приходил с неба на землю, чтобы восстановить в человеке нормальную жизнь его, испорченную грехом, жизнь для Бога и вечности. Если все это бросается с гордым презрением людьми утилитарными, надежды нет на спасение. – Люди живущие для земли не понимают и не принимают учения небесного. Иудеи превратно поняли слова Христа Иисуса от того, что душа и ум их давно получили превратное направление, к одной земле. «Если не уверуете, что Я есмь: то умрете во грехах своих». Кого желает видеть в себе Спаситель, говоря: Я есмь? Это видно по содержанию речи Его. По всему, что говорил Он иудеям, Он есть спасающий от греха и греховной смерти, обещанный Мессия, Сын Божий. Иисус внушает иудеям ту же самую мысль, которую после проповедовал Апостол: несть иного имене под небесем, данного в человецех, о Нем же подобает спастися нам ( Деян.4:12 ). Ст. 25–26. «После столь продолжительного времени, после знамений и чудес они еще спрашивают: ты кто еси?» (Златоуст). Ответ Спасителя: την αρχην, о τι καì λαλ υμν, нелегко понять. а) Переводят: начаток, яко и глаголю вам. Так и бл. Августин. Но это – самое неудачное объяснение: сказано – την αρχην, а не αρχη; последующие слова перевода не понятны и не во всем верны подлиннику.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

“…Допустим, мы и впрямь увидели во сне или придумали деревья, траву, солнце, луну, и звёзды, и даже самого Аслана. Допустим. В таком случае вынужден заявить, что наши придуманные вещи куда важнее настоящих. Предположим, что эта мрачная дыра — ваше королевство — и есть единственный мир. В таком случае он поразительно жалкий! Смешно. И если подумать, выходит очень забавно. Мы, может быть, и дети, затеявшие игру, но, выходит, мы, играя, придумали мир, который по всем статьям лучше вашего, настоящего. И потому я за этот придуманный мир. Я на стороне Аслана, даже если настоящего Аслана не существует. Я буду стараться жить, как нарниец, даже если не существует никакой Нарнии. Так что спасибо за ужин, но если эти двое джентльменов и юная леди готовы, то мы немедленно покидаем ваш двор и побредём через тьму в поисках Надземья. Этому мы и посвятим свою жизнь. И даже если она будет не очень долгой, то потеря невелика, если мир — такое скучное место, каким вы его описали”. Человек, который говорит Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю (Пс 129:5) принимает решение и твердо его держится — особенно когда это нелегко. Пророк говорит: Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего (Авв 3:17,18). Итак, молитва ведёт к надежде — Бог уготовал нам что-то невыразимо прекрасное; мы принимаем решение поверить этому и жить, исходя из этого. 1 Опубликована в журнале “Новый мир” 5 за 2007 г. — Ред. 2 Точнее, он босыми ногами затаптывает горящие в камине волшебные снадобья, и их одурманивающий запах вытесняется запахом горящей плоти, ужасным, но реальным. — Ред. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/apologeticheskie-zamet...

     Скачать (MP3 файл. Продолжительность 13:47 мин. Размер 13.3 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Сегодня мы слышали историю о том, как Христос увидел женщину, которая 18 лет страдала от тяжелого недуга – была сгорблена и не могла распрямиться. Он подозвал ее и сказал, что она исцеляется от этого недуга, и она разогнулась. Рядом были фарисеи, и один из них стал говорить, что не должно этого делать, потому что день субботний: приходите в любой другой день исцеляться, только не в субботу… Христос обличил его, сказав, что даже скотину, которую имеете, ведете поить в субботний день, неужели эту дочь Авраамову не должно было исцелить? И фарисеи не могли Ему на это ничего ответить, они устыдились. Противившиеся Ему стыдились , – сказано в Евангелии, – а весь народ радовался о всех славных делах Его (Лк. 13: 17). Несчастная сгорбленная женщина – это наша с вами жизнь. Вся наша жизнь такая сгорбленная и больная, мы никак не можем разогнуться и исправить ее. Грех, неправильные поступки, ошибки связали и сгорбили нас. Некоторые говорят: «Я в таком мире живу!» – и этим объясняют свои грехи. В каком таком особом мире живет человек, чтобы он имел право смертно грешить? А раньше христиане жили в другом мире? Или Христос пришел в мир, который был безгрешным, в котором легко было быть святым человеком? И так мы, сгорбленные под этим миром, никак не можем избавиться от греха. Вся наша жизнь сгорбленная и неправильная, потому что мы не находим в себе силы обратиться ко Христу и попросить Его, а главное – не находим в себе силы быть верными Ему. И эта фарисейская закваска присутствует постоянно в нашей жизни. Мы много рассуждаем о посте, и правильно делаем. Сейчас идет Рождественский пост, уже прошло довольно много времени, и мы замечаем, что время прошло, а ничего толком не сделано, а ведь не так много осталось до конца поста. Через 10 дней праздник святителя Николая. И всего ничего до Нового года, когда начинается настоящее безумие, всеобщее торжество объедения и все остальное, что этому сопутствует, бомбардировка наших душ и мозгов, и очень нелегко придется христианам. Поэтому мы должны собраться и подумать, зачем мы постимся: только ли ради того, чтобы не есть масла в среду и пятницу, о чем многие задают вопрос: «А вот правда, что нельзя есть масла в среду и пятницу?» Прочитали в календаре монастырский Устав, и это больше всего их занимает. И при этом те же самые люди говорят: «А я не знаю, в чем исповедоваться! Я ничего плохого не делаю!» – потому что фарисейский дух часто нас захватывает, мы больше думаем об этих вещах внешних, о том, что есть, чего не есть.

http://pravoslavie.ru/117770.html

  разделы   рассылка  распечатать Ответ на клевету на о. Всеволода Чаплина Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Ваше Святейшество! Мы, Ваши верные послушники, всецело поддерживаем Ваши усилия направленные на защиту и утверждение Правды Божией. Мы видим, как благодаря Милости Божией, Вашим усилиям, работе членов Священного Синода и Патриархии, стараниями протоиерея Всеволода Чаплина реализуется замысел Божий о нашем народе. Мы видим как наша нация духовно возрождается, как все больше и больше людей начинают строить свою жизнь вокруг Таинства Евхаристии, как меняются общественные нормы и законы нашего государства, стремясь в русло христианских ценностей. И мы от всего сердца благодарны Богу, что в такой трудный и многозначительный для нашего народа момент, нам даровали таких мудрых Пастырей. Мы чувствуем радость, осознавая, что Русская Православная Церковь не пытается идти путем конформизма, не пытается исказить Истину Божию в угоду миру сему, но наоборот, смело и решительно отстаивает ее в общественном пространстве, как о том писал святитель Николай Сербский: " Человеческий долг состоит не в том, чтобы покориться духу времени, а в том, чтобы время покорить Духу Божиему, святому, вечному, неизменному " . Мы понимаем, что живем в нелегкое время, когда Церковь наша сталкивается с множеством вызовом и испытаний не только из внешней среды, но и изнутри. Со скорбью мы наблюдаем, как сбываются слова святого апостола Павла: " Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням " . Видим как некоторые священнослужители и маргинально-настроенные группы верующих (или тех, кто изображает из себя таковых) искажают святоотечекое вероучение, которое они считают недостаточно прогрессивным для нашего времени, пытаются противопоставлять свои представления о либеральном " христианстве " , реальной Церкви Божией, пытаются стать своими для мира, но не для Бога.

http://religare.ru/2_103762.html

        Итак, диавол не смог отнять у Него право дать миру новую заповедь. Господь победил, и победа Его вечно пребывает, и уже никогда, и никто, и ничто не умалит этой победы.       Иисус Христос безмерно возлюбил мир: и эту любовь дано было действенно пережить Старцу Силуану, который и сам в ответ полюбил Христа и долгие годы провел в чрезвычайном подвиге за то, чтобы никто и ничто не отнял у него этого дара, и под конец жизни он мог бы, подобно великому Павлу, сказать: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?... Я уверился, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь, не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 35— 39).         Остановившись на словах Апостола Павла, мы поймем, что так говорить он мог лишь пройдя через все эти испытания. И всякий, идущий вслед Христу, как показал опыт веков, проходит чрез множество испытаний. Прошел чрез них и Старец Силуан.       Блаженный старец схимонах Силуан в течение сорока шести лет подвизался на Афонской горе в Русском монастыре Святого Великомученика Пантелеимона. В этом монастыре нам пришлось прожить около четырнадцати лет. В последние годы жизни Старца, с 1931 г. по день кончины его — 11/24 сентября 1938 г., просьбы вынудили нас написать его  житие.  Задача для человека, не имеющего ни дара, ни опыта «писать», — нелегкая: но мы все же решаемся, потому что глубоко и искренно убеждены в том, что на нас лежит долг поведать людям об этом воистину великом человеке.         Настоящая книга по своему содержанию предназначается для узкого круга людей, интересы которых сосредоточены на христианском подвижничестве, и потому главной заботой нашей является не литературное искусство, а возможно более точный «духовный портрет» Старца.         Все наше внимание при общении с ним было поглощено его духовным обликом с единственной целью личной «пользы».

http://isihazm.ru/1/?id=1437

  Медитация, как отвлечение нашего ума от всяких образов, может давать нам ощущение успокоения, мира, исхода из условий времени и пространства, но в ней отсутствует сознательное предстояние Богу личному; в ней нет действительной молитвы, т. е. лицом к Лицу. Это может привести к тому, что увлеченный медитацией удовлетворится психическими результатами подобных экспериментов, и, что хуже всего, восприятие Живого Бога, Абсолюта Персонального станет для него чуждым. Нередки безумные попытки за короткий срок достигнуть “космического сознания” и даже иметь опыт непосредственного общения с Сверх–Личным Абсолютом. По существу же этого рода аскетика становится уходом от Бога Истинного, от воистину Сущего.   Евангельское учение говорит не только о Боге Личном, но и о личном бессмертии спасаемых. Достигается сие чрез победу над миром страстей. Великая, грандиозная задача; но Господь сказал: “Дерзайте, Я победил мир”; и мы знаем, что нелегка была сия победа. И опять Христос учит: “Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Берегитесь лжепророков…” (Мф. 7: 13–15). В чем погибель? В том, что люди покидают открывшегося нам Живого Бога, устремляясь в то “ничто”, из которого вызваны к бытию ради сообщения им бессмертного блаженства в форме богосыновства, чрез вселение в них Бога святой Троицы.   Чтобы поверить Христу, нужно: или иметь детскую простоту: “если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство небесное” (Мф. 18: 3); или уподобиться в безумном дерзновении Павлу, который говорит: “Мы безумны Христа ради… мы немощны… мы в бесчестии… мы как сор для мира, как прах, попираемый всеми доныне” (1 Кор. 4: 10–13); и однако: “никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос” (1 Кор. 3: 11). “Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу” (1 Кор. 4: 16).   Космическое сознание в христианском опыте дается в молитве, подобной Гефсиманской молитве Господа, а не в философском трансцензусе. “И сказал им:…так надлежало… проповедану быть во ИМЯ ЕГО покаянию и прощению грехов во всех народах… Вы же сохранено нерассеянным, и ум установится рядом с сердцем или даже и войдет вовнутрь. Опыт покажет, что этот способ даст уму возможность видеть не самое физическое сердце, но то, что в нем происходит: какие чувства возникают в нем; какие мысленные образы приближаются извне. Такая практика приведет к тому, что монах будет чувствовать свое сердце и пребывать вниманием ума в нем (сердце), уже не прибегая к “психосоматической технике”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010