4:4-5), — ясно показывая, что Один Бог, давший обещание чрез пророков о Сыне, и Один Иисус Христос Господь наш, Который от семени Давидова по рождению Своему от Марии, и что Сей Иисус Христос есть предопределенный Сын Божий в силе по Духу Святыни чрез воскресение из мертвых, чтобы быть Ему перворожденным из мертвых, как он есть первородный во всей твари; Сын Божий, сделавшийся Сыном Человеческим, чтобы чрез Него нам получить усыновление, потому что человек носит, принимает и содержит Сына Божия. Поэтому и Марк говорит: «начало Евангелия Иисуса Христа Сына Божия, как написано у пророков» (Мк. 1:1), зная Одного и Того же Сына Божия Иисуса Христа, Который был возвещен пророками, Который есть Эммануил от плода чрева Давидова, «Вестник великого совета» (Ис. 9:6) Отца, чрез Которого Бог воссиял восток и даровал праведного дому Давидову и воздвиг ему рог спасения (Лк. 1:69) и «поставил свидетельство в Иакове», как говорит Давид, рассуждая о причинах Его рождения, «и положил закон в Израиле, да узнает Его иной род, дети, которые родятся от сих, и они восставая расскажут сыновьям своим, чтобы возложили надежду свою на Бога и взыскали Его заповеди» (Пс. 77:5-7). И опять ангел, благовествуя Марии, говорит: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь престол Давида Отца Его» (Лк. 1:32), исповедуя Того Самого, Который есть Сын Всевышнего, Его же и Сыном Давида. И Давид, зная чрез Духа устроение пришествия Его, по которому Он владычествует над всеми живыми и мертвыми, исповедал Его Господом, сидящим одесную Всевышнего Отца (Пс. 109:1).    4. И Симеон, который получил от Духа Святого обещание, что он не увидит смерти прежде, нежели увидит Христа Иисуса, принимая на руки Его, перворожденного от Девы, благословил Бога и сказал: «ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по Слову Твоему с миром, ибо видели очи мои Спасение Твое, Которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и Славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29-32), сим исповедуя, что Младенец, Которого он держал в своих руках, Иисус, рожденный от Марии, Он есть Христос Сын Божий, Свет для всех и Слава самого Израиля, и мир и успокоение усопших.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В восьмой день по рождении, по закону, Младенец был обрезан, и Ему дано имя Иисус; а в сороковой день Его принесли в храм иерусалимский. В это время жил в Иерусалиме благочестивый старец Симеон, которому обещано было Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа. Симеон пришел в храм, взял к себе на руки Предвечного Младенца и сказал: «ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; ибо очи мои видели спасение, которое Ты уготовал перед лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего, Израиля!» От этого события Симеон получил название Богоприимца. Тут же находилась и престарелая 84-х летняя вдова, пророчица Анна, которая стала прославлять Господа, явившегося во плоти. Обрезание Господа празднуется 1 января, Сретение – 2 февраля, а память Симеона Богоприимца и Анны пророчицы – 8 февраля. Поклонение волхвов Еще Иосиф и Мария оставались с новорожденным в Вифлееме, как в Иерусалим пришли с востока волхвы или мудрецы, которые, увидав на небе необыкновенную звезду, решили, что явление ее должно означать рождение Спасителя и пошли по пути, указанному движением звезды. Придя в Вифлеем, волхвы с радостью заметили, что звезда остановилась над одним домом. Они вошли в него, увидали Божественного Младенца, пали перед Ним на колена и с благоговением поднесли Ему дар: золото как Царю, ладан как Богу и смирну (растение, из которого приготовлялось драгоценное масло, миро) как человеку, который должен умереть за грехи всего мира. Избиение вифлеемских младенцев Ирод, правитель Иудеи, приказал волхвам, в бытность их в Иерусалиме, известить его, когда отыщут родившегося Мессию; но волхвы, по повелению Божию, отправились в свою страну иным путем. Тогда разгневанный Ирод, не зная, как отыскать Младенца-Христа, велел умертвить всех детей мужеского пола от двух лет и ниже, как в Вифлееме, так и в его окрестностях. В это время Иосиф, по повелению Ангела, явившегося ему во сне, бежал с семейством своим в Египет и пробыл там до конца жизни Ирода; возвратившись же в Иудею, поселился в своей родине Назарете. Иоанн Креститель

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobroe...

На шестой день они пришли в Вифлеем, где прожили седьмой день. В восьмой же обрезали младенца по закону и дали ему имя Иисус, возвещенное ангелом еще прежде зачатия его во чреве 155 . Одна старушка, еврейка, взяла крайнюю плоть младенца 156 и скрыла ее в сосуде нардового мира. Но у неё был сын, продавец благовонного мира, которому, передавая драгоценный сосуд, она сказала: «Не продавай этого сосуда с нардовым миром, если бы тебе предлагали за него 300 динариев». Это есть тот самый сосуд, который приобрела Мария грешница и помазала голову и ноги Господа нашего Иисуса Христа, осушив их волосами головы своей. По прошествии десяти дней, они пришли в Иерусалим, а в сороковой день по рождении поставили младенца пред Господом и принесли за него жертву, ибо по закону Моисееву всяк мужеский пол, разверзающий ложесна, свят Богу. И был в храме муж Божий, совершенный и праведный, по имени Симеон, имевший от роду сто двенадцать лет. Ему дано было обетование от Господа, что он не вкусит смерти, пока не увидит Христа Сына Божия во плоти. Когда Симеон увидел, что младенец, подобно светоносному столпу, сиял на руках своей обрадованной девы – матери, госпожи Марии, и что, как царя, окружали его ангелы и прославляли его, то воззвал громким голосом, говоря: «Бог посетил народ свой, и Господь исполнил обетование свое». И сейчас же поклонился ему. Потом взял младенца на свою одежду и, лобызая ноги его, сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, потому что очи мои увидели спасение Твое, которое Ты уготовал пред всеми людьми, свет во откровение языков и славу народа Твоего, Израиля». Была также в храме Господнем Анна пророчица, дочь Фануила, от рода Асирова, жившая с своим мужем семь лет от девства своего, вдова лет восьмидесяти четырех. Она никогда не отходила от храма Господня, пребывая в посте и молитве. Анна также поклонилась младенцу и сказала: «В Тебе спасение миру». «Случилось же, что, когда родился Господь Иисус в Вифлееме иудейском, во дни Ирода царя, пришли в Иерусалим волхвы от востока, как предсказал Зороастр, и тщательно разведывали у иудеев, говоря: «Где родившийся царь иудейский, ибо мы видели звезду его на востоке и пришли поклониться ему».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

После этого чрезвычайного события Мария пошла в страну нагорную, в город Иудин, в дом Захарии, и там получила подтверждение архангельского благовестия. Едва услышала приветствие Пресвятой Девы, жена Захарии, Елисавета, исполнившись Св. Духа, воскликнула громким голосом: благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего! И откуда мне это, что пришла Матерь Господа моего ко мне? ( Лk. I, 42–43 ). В ответ на это Пресвятая Дева излила свои благочестивые чувства в величественной, торжественной, пророческой песне: Величит душа моя Господа... песни, которую мы ежедневно слышим за утренним богослужением. Эта торжественновозвышенная песнь в действительности имеет немало сходства с песнью Анны, матери Самуила. После сего Мария возвратилась в свой собственный дом в Назарете и оставалась там до того времени, как Иосиф должен был отправиться вместе с Нею в свой отечественный г. Вифлеем, по случаю народной переписи, согласно повелению кесаря Августа. В этом-то городе, переполненном на сей раз по случаю переписи массой народа, не нашлось для Той, которая родила Господа славы, другого пристанища, кроме вертепа, а для Ее Сына, Богомладенца Иисуса, иной колыбели, кроме яслей. Тогда была ночь, и вот открылось чудное явление пастырям вифлеемским, которые содержали стражу у стада своего: им предстал ангел Господень и возвестил им рождение Спасителя, и внезапно с ангелом явилось многочисленное небесное воинство, прославлявшее Бога и взывавшее: Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение... На убогий вертеп указывала блестящая небесная звезда, и ведомые ею волхвы с Востока пришли с дарами поклониться Богомладенцу Иисусу. В осьмой день Богоматерь с Иосифом обрезали Богомладенца, согласно с требованием закона, и нарекли Ему имя: Иисус. Затем, по исполнении дней очищения, они принесли Его в Иерусалимский храм, чтобы представить пред Господа и по закону принести жертву. Престарелый старец Симеон, давно уже чаявший Утехи Израилевой и пришедший тогда по вдохновению во храм, взял Богомладенца на свои руки, благословил Бога и пророчески произнес высоко-вдохновенную молитву, так часто слышимую нами теперь на церковных богослужениях, именно: Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром... В этой чудновдохновенной песне Богоприимца Симеона слышится также пророческое слово и к Пресвятой Богоматери о скорбях и душевных муках, Ее ожидающих. И Тебе самой, сказал он, обращаясь к Пресв. Деве, оружие пройдет душу ( Лk. II, 29–35 ). Иосиф же и Матерь Его, замечает св. еванг. Лука по сему случаю, дивились сказанному о Нем (ст. 33). Нельзя определенно выразить те чувства и мысли, которые наполняли душу Преблагословенной при сем и предыдущих случаях. Евангелие говорит только: и Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце своем (ст. 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Тогда Ирод, призвав волхвов, стал расспрашивать их о времени появления звезды и затем сказал им: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Волхвы, выслушав царя, отправились в Вифлеем. Дорогой они увидели, что звезда идет перед ними, как бы указывая им путь. Они последовали за ней и шли до тех пор, пока звезда не остановилась над местом, где был Младенец Иисус. Они вошли в пещеру, увидели Младенца с Матерью Его Марией. И хотя все, что окружало Иисуса, было бедно, они поклонились Ему, как Царю, и поднесли драгоценные дары: золото, ладан и смирну. Когда волхвы, поклонившись Господу, собрались в обратный путь, им во сне явился ангел и повелел не заходить в Иерусалим, но возвратиться домой иным путем. Празднуя Рождество Христово, в Церкви поют гимн, перевод на русский язык которого звучит так: Рождение Твое, Христос Бог наш, явило миру свет познания. Служащие звездам от звезды научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и Тебя познать с высоты Востока. Господи, слава Тебе! Сретение Господне Спустя сорок дней после Рождества Иисуса Христа Пречистая Дева Мария пошла с Младенцем в Иерусалим, чтобы исполнить иудейский закон. Закон этот повелевал, чтобы всякий первенец мужского пола посвящаем был Господу, в память избавления израильских первенцев в земле Египетской. При этом богатые приносили в жертву агнца, а бедные – двух горлиц или двух голубиных птенцов. Мария с покорностью исполнила то, что требовал иудейский закон. Когда Младенца Иисуса принесли в храм, туда вошел благочестивый старец Симеон. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа, и он твердо веровал обещаниям Господа и ожидал пришествия Мессии, или Избавителя. Увидев Младенца, он тотчас узнал в Нем Мессию, взял Его на руки, стал славить Господа и воскликнул: «Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего израильского». Потом, обратившись к Марии и Иосифу, он благословил их и стал пророчествовать о будущей судьбе Младенца.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Это был уже глубокий старец, видевший на своем веку немало великих переворотов и переживший немало тяжелых душевных тревог. Бывали у него моменты тяжелого сомнения, которые особенно трудно было переносить для такой верующей и праведной души, и один такой момент послужил даже орудием его высшего испытания и вместе высшей для него радости. По преданию, читая знаменитое пророчество Исаии о рождении Мессии от Девы, он усомнился в возможности этого, и за это сомнение «ему предсказано было Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» 53 . Обетование было необыкновенно радостное для него, но годы шли за годами, все более налагая на него бремя старческой немощи, а Мессия все не приходил. В последние годы своей жизни он сделался почти постоянным обитателем храма и его притворов, где он непрестанно возносил молитвы о скорейшем исполнении данного ему обетования. И вот в храме явилась пресв. Дева со своим божественным Младенцем. При виде этого Св. Младенца возликовала богопросвещенная душа праведного старца. Своим пророческим духом он понял, что это и есть утешение Израилево, это и есть Мессия, Спаситель мира. По совершении над Младенцем законного обряда, Симеон взял его на свои старческие немощные руки, возблагодарил Бога и произнес ту величественную речь, которая сделалась любимою песнью христианского мира: «Ныне, – сказал он, – отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицом всех народов, – свет к просвещению народов и славу народа Твоего Израиля». Иосиф и Мария дивились всему слышанному, а он, обращаясь к ним, благословил их, прибавив самой пресв. Деве многознаменательные слова, всю силу которых она могла понять лишь впоследствии: «Се, – сказал Симеон, указывая на Младенца, – лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и тебе самой оружие пройдет душу, да откроются помышления сердец». Когда Симеон закончил свое благословение родителям Младенца, к ним приблизилась глубокая старица Анна, известная посетителям храма под именем пророчицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

В поле, невдалеке от того места, где родился Иисус, пастухи стерегли стада; ночью им явился во свете Славы Господней Ангел Божий и сказал: «Возвещаю вам великую радость, которая будет радостью для всех людей: ныне родился вам Спаситель, Христос Господь, в городе Давидовом. И вот вам знамение: вы найдете Младенца в пеленах, лежащаго в яслях». Едва только Ангел произнес эти слова, как вокруг него явилось множество небесных сил, которые хвалили Бога и восклицали: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение!» После сей хвалы Богу пастухи в ту же ночь поспешили в Вифлеем и, нашедши там все так, как сказал им Ангел, рассказали Иосифу и Марии, равно как и многим другим, что видели и слышали в поле. Все внимавшие им удивлялись, Мария же глубоко затаила слова их в сердце Своем. В восьмой день по рождении Младенец был обрезан и Ему дано было имя Иисус. В сороковой же день Младенца Иисуса принесли во храм иерусалимский, чтобы, как предписано в законе Моисеевом, представить Его Господу. Тогда в Иерусалиме жил один благочестивый старец по имени Симеон, которому обещано было Духом Божиим, что он не умрет, пока не увидит Мессию. В этот именно день, по внушению Святаго Духа, Симеон пришел во храм и, увидев Младенца Иисуса на руках родителей, взял Его к себе и сказал: «Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое!» Марии же сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многим в Израиле и в предмет противоречий, а Тебе самой пройдет меч душу!» Тут приступила также и престарелая пророчица Анна, которая стала прославлять Господа и говорила о Нем всем ожидавшим спасения через Мессию. 4. Поклонение волхвов Еще Иосиф и Мария оставались с новорожденным Младенцем в Вифлееме, как в Иерусалим пришли с востока волхвы (мудрецы) и спрашивали о Мессии: «Где новорожденный Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Уже лет четыреста иудеи с нетерпением ожидали пришествия Мессии, но вот, когда разнеслась весть, что он родился, весь Иерусалим, вместо того чтобы обрадоваться этому, смутился.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Всеми силами своей души чаяли они пришествия обетованного Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. Об этом чаянии слышим мы от святого пророка Исаии: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог ( Ис7,14 ). И это о них, ветхозаветных праведниках, говорил Иисус Своим ученикам: многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали ( Мф 13, 17 ). С каким напряжением всматривались они в даль будущих счастливых времен, когда на землю придет наконец Спаситель человеческого рода! Вся жизнь их была верою в это пришествие, ожиданием его; вот такой своей верой они и угодили Богу. В этом уповании они старались жить праведно, свято, – потому и Церковь ублажает их, наряду с новозаветными святыми, воспевая ныне и обращаясь ко Господу: «...верою праотцы оправдал еси» (тропарь). Можно сказать, что каждый из тех ветхозаветных праведников выразил в своем лице ту или иную особенно характерную именно для него добродетель. Так, например, Авраам – это образ глубокой преданности воле Божией, вплоть до согласия на заклание собственного единственного сына, – настолько он готов был следовать этой воле и повиноваться ей. Исаак выразил собою жертвенность, будучи готовым явиться пред Богом жертвенным агнцем, подобно тому как стал Агнцем Божиим Господь наш Иисус Христос, закланный «за живот мира», за его спасение от вечной смерти. Иаков сподобился дивного видения «лествицы», идущей от земли до Небес, – преобразовательного символа Божией Матери, Которая рождением Сына, Богочеловека Христа, и соединила небо и землю. Ной отличался особой праведностью, за что и удостоился быть спасенным от потопа и стать вторым родоначальником человечества. Иову были свойственны великое многотерпение в скорбях и болезнях и преданность Богу в любых несчастьях. Все они ожидали и жаждали прихода Спасителя, все были бы рады «видеть день Его» – и не увидели. Лишь глубокий старец, святой праведный Симеон Богоприимец, сподобился этой радости, восприняв в храме на свои руки Спасителя и вознеся Ему трогательную молитву: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко (лк 2, 29). С этими словами Симеона отошел в вечность Ветхий Завет и наступил Новый – Завет с Богочеловеком, Сыном Божиим, тогда еще Богомладенцем Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда приближалось время рождества Христова, Мария и Иосиф из Назарета идут в отечественный свой город Вифлеем, по видимому для того, чтобы там, в исполнение повеления римского кесаря, внести имена свои в общую народную перепись, а в самом деле, по тайному смотрению Божию, для того, чтобы исполнилось древнее пророчество о рождении обетованного Спасителя в Вифлееме Иудейском, как написано у пророка: И ты Вифлееме доме Ефрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных? Из тебе бо изыдет старейшина, еже быти в князя во Исраили, исходи же Его из начала от дней века ( Мих. 5:2 ; Лк. 2:4 ). Когда Мария и Иосиф были в Вифлееме, наступило ей время рождения. Пресвятая Мария рожденного младенца спеленала и положила в ясли; потому что им, как бедным, не было места в градской гостинице. В это время близ Вифлеема, пастухи содержали ночную стражу у своего стада. Вдруг предстал им ангел Господень, и слава Господня осияла их, и они устрашились. Ангел сказал им: Не бойтесь: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людям. Яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете младенца, повита, лежаща в яслех. «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь, и вот вам знак, вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях». И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лк. 2:9–14 ). Когда ангелы отошли от них на небо, пастухи поспешно пришли в Вифлеем, и нашли Марию, и Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи (ст. 15–18). Когда святые родители принесли Младенца Иисуса в Иерусалим, чтобы совершить над ним законный обряд очищения; тогда праведный Симеон, чаявший утешения Израилева, по внушению Святого Духа, пришел в храм, и взяв Младенца Иисуса в объятия свои, благословил Бога, и сказал: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля. Иосиф и Мария дивились сказанному о Нем. Тут была также Анна пророчица: и она, подошедши, славила Господа, и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме ( Лк. 2:22–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Он умер рано, – по человеческому рассуждению. Он сгорел в подвиге. Он пал жертвой своей любви к России. Но, усталый от трудов и борьбы, он мог пред смертью с полным правом сказать: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром...» Да, его очи, действительно, уже видели спасение русской России, ему уже предносился свет её во откровение языком. Он видел начало победы, он имел сладкое утешение сознавать, что его трудом, подвигом и напряжением сил в значительной степени сломлена революция. Как Моисей, не вошёл он в землю обетования, но ему дано было её издали узреть и приветствовать. Он не дожил до полного умиротворения родины. Но он заложил зерно великого дела и увидел его первые ростки. Последние годы его жизни, и особенно его смерть, праведная, бестрепетная, богатырская, – всё это было как бы последним ударом резца великого художника над цельным и величавым его образом. Подвигом добрым он подвизался, течение свершил, веру соблюл, – ныне готовится ему венец правды. Он заслужил право на историческое бессмертие в числе лучших сынов России, потрудившись неустанно, до вечера жизни, для её блага. А бессмертие личное – удел его святой веры. Он служил вечному. Он сеял в дух, а сеющие в дух от духа пожнут в жизнь вечную. Он служил любви к Богу и ближним, к Богу и родине. А любовь не умирает, по слову апостола, не умирает никогда, хотя пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и самое знание упразднится ( 1Кор. 13:8 ). В первые часы после его смерти, когда уже мёртвый положен он был на одре, когда близкие пришли к его праху и склонились в молитве, они услышали слова Псалтири, и их заповедали мне внести в это моё надгробное слово. Кругом царила благоговейная тишина, всё смолкло пред тайной смерти, только тихо звучало чтение псалмов. Казалось, Владимир Андреевич лежал не мёртвый, а живой, и устами псалмопевца говорил плачущим и болезнующим и чающим Христова утешения: «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на людей. Враги нападали на меня... окружили меня, как пчёлы (сот), и угасли, как огонь в терновнике. Именем Господним я низложил их. Не умру, но жив буду, и возвещу дела Господни. Отверзите мне врата правды, войду я в них, прославлю Господа. Вот врата Господни, праведные внидут в них. Камень, который был в небрежении у строителей, соделался главой угла. Это от Господа и есть дивно в очах наших... Сей день сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» ( Пс. 117:9–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010