«Не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф 5:17) — эти слова являются ключом к пониманию Ветхого Завета и в то же время задают тон всему Евангелию. Евангелие есть исполнение того, о чём говорится в Ветхом Завете, — без Ветхого Завета Новый теряет всякий смысл. В 13-й главе говорится, в общем, о том же: «Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (13:52). Что значит «Новый» и что значит «Ветхий Завет»? Новый — не в смысле его противоположности Старому Завету, как мы часто думаем, а Новый (греч. кайнос или лат. novus) в смысле — всегда новый. Не случайно слова Спасителя во время Тайной Вечери: «Сия есть кровь Моя Нового Завета» — на латинский язык переведены как: « Hic est enim canguis mens novi et aeterni testamenti» («Это Моя кровь Нового и Вечного Завета»). Латинское слово novus уже не вмещает того, что на греческом выражено словом кайнос, так что переводчику приходится прибегнуть к замене одного слова двумя: «новый» и «вечный». Я бы перевёл на современный язык это слово как «вечно новый»: «Сия есть кровь Моя вечно Нового Завета», «неустаревающего Завета». Сам термин «Старый», или «Ветхий», как мы обычно говорим, в достаточной мере условен. Лучше всё-таки говорить не Ветхий, а Моисеев Завет (данный при Моисее), или Завет, заключённый с отцами, но во всяком случае не Ветхий, потому что ничего ветхого в нём нет. Завет, данный отцам, и Завет, данный нам, — в этом вся разница двух Заветов. «Не нарушить пришёл Я, но исполнить» — это первый момент Нагорной проповеди, присущий только Евангелию от Матфея. Второй — о клятве, когда Спаситель обращается к Нам с такими словами: «…не клянись вовсе: ни небом, потому Что оно Престол Божий; ни землёю, потому что она подножие Ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: " да, да " , " нет, нет " , а что сверх этого, то от лукавого» (5:34-37).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

11. – Не будет никогда и от века не было другого Бога, Трифон, – так я начал говорить ему, – кроме Того, который сотворил и устроил все нами видимое; и не иного Бога почитаем нашим, а другого вашим, но признаем одного и того же, который вывел отцов ваших из земли египетской рукою крепкою и мышцею высокою, не на другого кого уповаем (ибо нет другого), кроме того, на которого и вы, – Бога Авраама, Исаака и Иакова. Наша надежда, впрочем, не через Моисея и не через закон; иначе не было бы различия между вами и нами. Но я читал, Трифон, что должен быть некогда последний закон и завет крепчайший всех других, который надлежит соблюдать всем людям, желающим получить наследие Божие. Закон, данный на Хориве, есть уже ветхий закон и только для вас, иудеев, а тот, о котором я говорю, – для всех людей вообще; новый закон, положенный над законом, отменяет древнейший, и завет последующий подобным образом уничтожает прежний. Нам дарованы закон вечный и совершенный, и завет верный, это – Христос, после которого нет более ни закона, ни постановления или заповеди. Не читал ли того, что говорит Исаия: «… послушайте Меня, послушайте, люди Мои, и внемлите Мне, цари: от Меня выйдет закон и суд Мой во свет народов; приближается скоро правда Моя, и явится спасение Мое, и на мышцу Мою будут уповать народы» 215 . О том же новом завете Бог говорит через Иеремию: «… вот придут дни, – говорит Господь, – и Я сделаю новый завет с домом Израилевым и с домом Иудиным, – не такой, какой положил Я с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской» 216 . Итак, если Бог предвозвестил, что Он установит новый завет и притом такой, который будет светом для народов, а мы видим и уверены, что именем этого самого распятого Иисуса Христа люди обратились к Богу от идолослужения и другого беззакония, и до смерти пребывают в своем исповедании и сохраняют благочестие; то все могут понять и из самых этих действий, и из сопровождающих их чудес, что Он есть новый закон и новый завет и упование тех, которые из всех народов ожидали благодеяний от Бога. И мы, которые приведены к Богу через этого распятого Христа, мы – истинный духовный Израиль и род Иуды, Иакова, Исаака и Авраама, который в обрезании получил свидетельство и благословение от Бога за свою веру и был назван отцом многих народов – как это будет доказано в дальнейшем рассуждении моем.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

9:18). Там был закон, поэтому (Павел) не заслуживал великой награды; а это было делом произволения, потому он получил великую награду. 4. Все это сказано мной не без причины, но ради закона Божия, чтобы показать, что он не тяжек, не обременителен, не труден и не неисполним. Теперь же докажем это и самыми словами Христа. « Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ». Знал это и Христос, что многие будут обвинять закон в трудности: посему не предложил его просто и в отдельности, но тут же припоминает и древний закон, чтобы через сравнение показать и легкость (закона), и свое человеколюбие. А как, — послушайте. Не сказал просто: « Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем » (слушайте это со вниманием); но прежде напомнил о древнем законе, говоря: « Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ». Видел ты два закона — древний и новый, (один), который дал Моисей, и (другой), который вводит сам Он? Впрочем, и тот (Моисеев) Он же дал, потому что и через Моисея Он говорил. А откуда видно, что и тот закон дал Он же? Приведу свидетельство не из Иоанна и не из апостолов, так как у меня теперь состязание с иудеями, но из пророков, которым они, кажется, верят, — из них докажу, что и древний, и новый (завет) имеют одного Законодателя. Итак, что говорит Иеремия? « Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет » (Иер. 31:31). Видишь и нового (завета) имя в ветхом? Видишь, что, и это название известно стало за столько лет? « Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет ». Но откуда видно, что и ветхий завет Он же (Христос) дал? Сказавши: « Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет », (Господь) присовокупил: « не такой завет, какой Я заключил с отцами их » (Иер. 31:32). Это так; но все еще мы не доказали своего предмета. Надобно выставить на вид и объяснить все, что представляет случай к спору, чтобы наше слово со всех сторон было чисто и чтобы бесстыдным не осталось никакой отговорки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

10:1-4). Потом, показывая, что Христос совершал эти чудеса, присоединил: " … ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос " (ст. 4). И естественно: не природа камня изводила воду и те потоки, но сила Христа, поражая камень, заставляла источники истекать. Потому он и назвал камень духовным, и сказал, что он следовал (за ними); чувствен­ный же камень не следует, но находится на одном месте; всюдуприсутствующая и во всём чудотворящая сила - она прорвала и камень. Если иудей не может выносить этих слов, мы победим его собственным его оружием, не беседуя ни о чём из Павла, Петра и Иоанна, но из его пророков, чтобы он знал, что у него дела, а у нас понимание (их). 3. Итак, кто из пророков это говорит, - что Он дал ветхий завет? Освящённый от утробы (матери) Иеремия, сиявший в юности. Где и когда? Слушай его слова, и из сказанного ясно научись. Итак, какие это слова? " Вот наступают дни, говорит Господь … " (Иер. 31:31). Сначала, он вдруг поднимает слу­шателя, и пробуждает дух слушающих, показывая, что не его это слова, но пославшего его Бога. " Вот наступают дни … " . Потом показы­вает, что он с нами беседует о будущих вещах. Итак, каким образом Он дал ветхий (завет), если беседует о будущем? Подожди и не безпокойся, и тогда ясно увидишь блеск истины. Когда он это говорил, закон был дан и нарушен, а новый ещё нет. Итак, уяснив это в ваших мыслях, примите разрешение недоумений для многих. " Вот наступают дни, говорит Господь … " , обозначая настоящее время, " … когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их … " (ст. 31, 32). Спрошу иудея, спрошу немощного брата: кто дал новый завет? Конечно, всякий скажет, что Христос. Итак, Он и ветхий (дал), - потому что сказавши, что " … заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил … " , (тем) показал, что Он завещал и тот; итак, обоих заветов один Законодатель. А когда, скажи мне, Он завещал ветхий? " … В тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской … " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Потом, показывая, что Христос совершал эти чудеса, присоединил: «ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» ( 1Кор.10:4 ). И естественно: не природа камня изводила воду и те потоки, но сила Христа, поражая камень, заставляла источники истекать. Потому он и назвал камень духовным, и сказал, что он следовал (за ними); чувственный же камень не следует, но находится на одном месте; всюду присутствующая и во всём чудотворящая сила – она прорвала и камень. Если иудей не может выносить этих слов, мы победим его собственным его оружием, не беседуя ни о чём из Павла, Петра и Иоанна, но из его пророков, чтобы он знал, что у него дела, а у нас понимание (их). 3. Итак, кто из пророков это говорит, – что Он дал Ветхий Завет ? Освящённый от утробы (матери) Иеремия, сиявший в юности. Где и когда? Слушай его слова, и из сказанного ясно научись. Итак, какие это слова? «Вот наступают дни, говорит Господь» ( Иер.31:31 ). Сначала, он вдруг поднимает слушателя, и пробуждает дух слушающих, показывая, что не его это слова, но пославшего его Бога. «Вот наступают дни». Потом показывает, что он с нами беседует о будущих вещах. Итак, каким образом Он дал Ветхий (Завет), если беседует о будущем? Подожди и не беспокойся, и тогда ясно увидишь блеск истины. Когда он это говорил, закон был дан и нарушен, а новый ещё нет. Итак, уяснив это в ваших мыслях, примите разрешение недоумений для многих. «Вот наступают дни, говорит Господь, – обозначая настоящее время, – когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их» ( Иер.31:31, 32 ). Спрошу иудея, спрошу немощного брата: кто дал Новый Завет ? Конечно, всякий скажет, что Христос. Итак, Он и Ветхий (дал), – потому что сказавши, что «заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил», (тем) показал, что Он завещал и тот; итак, обоих Заветов один Законодатель. А когда, скажи мне, Он завещал Ветхий? «В тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской» ( Иер.31:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

2. 3. Новый Завет Новый Завет (греч. Καιν Διαθκη – [кэни диафики]), предсказанный пророком Иеремией, Бог заключает не с одним конкретным народом, а с сообществом верующих, распространившихся по всему миру, и заключает не через посредника, а через Своего Единородного Сына, воплотившегося Господа Иисуса Христа. Знаком пребывания в Новом Завете отныне является участие в Божественной Евхаристии, через вкушение тела и крови Христовой:        «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, едите; сие есть Тело Мое. И взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:26 −28). Через это вкушение происходит приобщение к Жертве Господа, которая была однажды принесена за спасение мира ( 1Пет. 1:18 ). Христос заключает с верующими Завет, предварительно искупив их от греха и от рабства дьяволу , подобно тому, как и Синайский Завет был заключен после освобождения евреев от власти фараона. Нравственные условия, которые выдвигаются к верующим для пребывания в Завете, также напрямую связываются Христом с Его жертвой: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас, (так) и вы да любите друг друга» ( Ин. 13:34 ). Новизна этой заповеди не в том, что верующие призываются к любви (такую заповедь знает и Завет Ветхий: «люби ближнего твоего, как самого себя» – Лев. 19:18 ), а в том, что эта любовь, в подражание Христу, не должна ни бояться, ни избегать, в случае необходимости, самопожертвования. Поскольку крестный подвиг Христа стал центральным событием мировой истории, и превзошел все прочие деяния Божьи по отношению к человеку, то авторы новозаветных писаний сохранили для обозначения Нового Завета греческий термин διαθκη (диафики), следуя тому смыслу, который придали ему переводчики Септуагинты. Завет представляется не как договор, а как «завещание», которое мыслится теперь конкретно – как завещание Сыном Божьим «вечного наследия» тем, кто верует в Него ( Евр. 9:15 ). По мысли св. ап. Павла, как обычно, завещание вступает в силу только при смерти завещателя, так и Завет Иисуса Христа сделался действенным, благодаря Его смерти на Кресте, через которую Он даровал верующим жизнь вечную ( Евр. 9:15 −17).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

31, 32). Спрошу иудея, спрошу немощного брата: кто дал новый завет? Конечно, всякий скажет, что Христос. Итак, Он и ветхий (дал), - потому что сказавши, что " заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил " , (тем) показал, что Он завещал и тот; итак, обоих заветов один Законодатель. А когда, скажи мне, Он завещал ветхий? " В тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской " . Смотри, как Он показал и легкость исхода, и Свою нежную любовь, н безопасность тогдашнего изведения, и что все египетские чудеса совершал Он. Тем, что Он сказал: " когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской " , обозначил все чудеса, - потому что тот исход был по необычайным знамениям. И " тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь " . Итак, отсюда очевидно, что один Законодатель ветхого и нового завета. Здесь, если кто тщательно вникнет в сказанное, - увидит, что оно полно немалого затруднения, - потому что, говоря о причине, по которой Он намерен давать другой завет, назвал его новым, то есть, необычным: " Я заключу " , - говорит, - " новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь " . И потому, нужно было, чтобы они были наказаны, понесли крайнее возмездие и подверглись тяжкому мщению, - за то, что, вкусив столько чудес и получив закон, они нисколько не сделались лучшими. Но Он не требует от них возмездия, но обещает даже больше прежнего. Итак, сегодня следовало бы присоединить решение и этого затруднения; но так как у нас слово стремится к другому, и мы желаем воспитывать вас так, чтобы не всё от нас учиться, но находить и самим кое-что, -оставляю это для вас, - ищите и найдите. Если увидим, что искали, но не нашли, - тогда и сами протянем руку; а чтобы нахождение сделалось для вас легче, я уже скажу вам наперёд апостольские места, в которых особенно можно найти сокровище и решение этого затруднения, - именно, он (апостол) рассмотрел этот предмет и разрешил в посланиях к Римлянам, Галатам и Евреям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1647...

Иер. 31:31–32 31. Се е грд тъ , глаго летъ Гдь , и завща ю до м илев , и до м дин зав тъ новъ , 31. Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 32. Не по завт, егоже завщахъ оцемъ ихъ, в день, в оньже емш ми за рк ихъ, извест земл к не пребыша в завт моемъ, и азъ не брегохъ ихъ, глаголетъ Гдь. 32. Не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 31–32. «День», в который заключил Бог с народом старый (=«ветхий») завет, не есть день в строго-ограниченном смысле времени, продолжающегося наших 24 часа. Это есть все то время, когда Господь не только «вывел» народ Израильский из Египта, но и вел его чрез пустыню до земли обетованной, – все то время, когда чрез Моисея Господь давал народу те заповеди, которых исполнение свидетельствовало бы о верности народа завету Божию. «День» нужно понимать здесь в смысле промежутка времени, продолжительность которого определяется словами: егоже (завет) завщахъ оцемъ ихъ. Завещание этого завета продолжалось все время путешествия Израиля из Египта до земли обетованной, – все время, события которого изложены в последних четырех книгах Моисея. На место старого Господь установит новый завет, и заключение этого нового завета с народом пророк представляет необходимым по двум причинам: а) к не пребыша в завт моемъ=не исполнили обязанностей, возложенных на них заветом=договором с Богом (ср. Иер. 11:3, 4 ), нарушили этот завет; б) Я, – говорит Господь, оставался в союзе с ними, или (как соответствующее евр. выражение переведено по русски в Иер. 3:14 ) «Я сочетался с ними». Бог не человек, чтоб Ему... изменяться ( Чис. 23:19 ). Израильтяне нарушили завет и за то отвергнуты Богом. Но Бог воздвигнет новое семя (ср. Иер. 31:27 ) и с ним заключит новый завет. Обетование любви и благоволения, данное Богом народу при заключении завета между ними, должно остаться неизменным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Разделы портала «Азбука веры» Можно ли христианину верить в Новый Завет, но не верить в Ветхий? Похожие вопросы 7 Ответов Это невозможно. Ведь Сам Христос, как Бог, был соавтором Ветхого Завета и исполнил его пророчества в Своей земной жизни. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или Пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все ( Мф.5:17–18 ) . Кто-то даже считал, что в словах Христа около 10% составляют цитаты из Ветхого Завета. И сами иудеи свидетельствовали: И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? ( Ин.7:15 ) Спаситель обличал современников в незнании ни «Писаний, ни силы Божьей» ( Мф.22:29 ). И, в заключение, вспомним слова Христа: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ). Для христиан Библия целостна. Только еретики, в частности, маркиониты, отрицали Ветхий Завет. О маркионитах тут . Нет, нельзя. Ветхий и Новый Завет — это единое Откровение Бога. С уважением, В Новом Завете Господь Иисус и Апостолы постоянно ссылаются на Ветхий Завет как на слово Божие. То есть если мы верим Новому Завету, то неизбежно принимаем и Ветхий. Другое дело, что в Библии воля Божия раскрывается постепенно, по мере готовности людей ее вместить, Бог обращается к грешными людям с греховными обычаями — и с великим терпением ведет их к вершине Его Откровения — Боговоплощению в Иисусе Христе.  Поэтому многое в Ветхом Завете отражает условия времени и места, многие его герои являются грешными людьми, живущими в грешном окружении — но Бог принимает их, потому что несмотря на все это, они отзываются на Его зов. Ветхий Завет становится понятен, когда мы видим его в контексте Божиего замысла о спасении мира в Господе нашем Иисусе Христе. В древности был особый тип еретиков — гностики. Они пытались чтить Христа и Новый Завет, как пришедших спасти мир от греха. Но отвергали Бога Отца и Ветхий Завет, как создателей зла, против которых выступил Христос. Ветхий Завет они не признавали Богодухновенным, считая, что эта книга обосновывает зло от Бога, и противится приходу Христа, в подтверждение чего, ссылались на гонения христиан со стороны иудеев-фарисеев.

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-hristi...

Здесь более ясно показывает, что Ветхий Завет отменен. Ибо вводит Бога, чрез Иеремию говорящего, что заключу новый завет (Иер.31:31-34), то есть совершенно новый: не так, как понимают евреи, что Ездра обновил Писание. Ибо Писание не стало новым, но осталось древним, хотя и было им восстановлено. Не такой завет, какой. Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской (Иер.31:32). Чтобы кто-нибудь не подумал, что отменяется тот завет, который был заключен с Авраамом, присоединил: в то время, когда взял их за руку. Ибо, говорит, Я желаю отменить завет, о котором говорится в книге Исход, завет, данный на горе Синае отцам вашим, слившим тельца, тогда как именно завет с Авраамом во Христе получил исполнение. Ибо благословятся, говорит, в семени твоем все народы (Быт.22:18), то есть во Христе. Потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь (Иер.31:32). Видишь ли, что начало зла от нас. Они, говорит, не пребыли, а потому Я пренебрег их. Напротив, блага и благодеяния получают начало от Него. Как бы оправдываясь, приводит причину, по которой Он оставляет их, именно за их непостоянство. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь (Иер.31:33). После тех дней: каких же? Одни говорят, что это дни исхода, когда был дан Моисеев закон. А мне кажется, что он говорит о тех днях, о которых сказал выше: " се дние грядут " . Таким образом, после того, как пройдут те дни, Я положу такой завет, о чем услышишь далее. Вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их (Иер.31:33). Пусть покажет это иудей, когда он получил неписаный закон. Ибо и после возвращения из Вавилона, он дан был Ездрой письменно. Апостолы же ничего не получили письменно, но приняли в свои сердца закон Духа. Посему и Христос сказал: Утешитель научит вас всему и напомнит вам все (Ин.14:26). И буду их Богом, а они будут Моим народом (Иер.31:33). Это совершено было чрез Евангелие. Ибо те, которые прежде служили идолам, ныне, признав истинного Бога, стали Его народом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010