Андреевский мужской монастырь (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Андреевский мужской монастырь в Пленницах — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви, расположенный в Москве, у подножья Воробьёвых гор. В зданиях монастыря расположены Синодальная библиотека, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации, учебный комитет и институт перевода Библии. Содержание История [ править править код ] Андреевский монастырь, 1708–1709 гг. Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьёвых круч, в Пленницах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVII века. В «Житии милостивого мужа Ртищева » о начале монастыря говорится: «Поискав, обрете место близ царствующего града Москвы, отстоящее двемя поприщема, на брезе реки Москвы, в горах, идеже бе церковь святого великомученика Андрея Стратилата, к жительству иноческого собрания потребно… За благоволением царским и благословением святейшего патриарха Иосифа устои на том месте монастырь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и первым настоятелем его был назначен Досифей. Другой источник утверждает, что «по указу царя Алексея Михайловича келарь Новоспасского монастыря Пафнутий Еропкин получил поручение организовать здесь монастырь». Ф. М. Ртищев, памятник «1000-летие России» в В. Новгороде Монастырь был создан с училищем «ради обучения словенороссийского народа детей еллинскому наказанию»; в монастыре поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым ещё в 1646—1647 годах из нескольких малороссийских монастырей. В 1649 году сюда были привлечены учёные иноки Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий, а в 1650 году — Дамаскин Птицкий. Возникшее «Учительное братство», объединившее образованнейших монахов той поры «ради учения книжного», стало по существу первой по времени возникновения академической структурой в Москве. В 1652 году в монастыре поселились киевские певчие с регентом и композитором Фёдором Тернопольским. Открытие училища состоялось в конце 1652 года. В это время Епифаний (Славинецкий) сочинил вирши, в которых назвал монастырь Андреевским: «Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола, обитель сия бысть созданна». Число братии в обители не превышало 60 человек, а учёных старцев было не более 10—15.

http://azbyka.ru/palomnik/Андреевский_му...

поиск:   разделы   рассылка Анна Данилова Самый молодой наместник о самом древнем монастыре Источник:  Православие и Портал " Православие и мир " начинает цикл материалов о православных монастырях, начнем с Москвы, и двинемся дальше, беседуя с наместниками, священниками и готовя фоторепортажи об обителях. Сегодня – Новоспасский монастырь. Москва, станция метро Пролетарская. Прямо к реке и чуть направо купола Новоспасского. Через подземный переход – узкая дорожка ко входу в монастырь. Пять часов вечера: звонят к всенощной. Цветущие деревья и клумбы так разнообразны, что видна рука хороших садовников. Но не только в них дело: в монастыре уникальный микроклимат, растут абрикосы, и насельники приглашают специалистов за этим микроклиматом понаблюдать. Здесь находится усыпальница Романовых и здесь похоронен Великий князь Сергей Александрович, градоначальник Москвы. Здесь похоронена княжна Тараканова. Здесь молятся перед чудотворной иконой Всецарица. Это самый старый московский монастырь и единственный монастырь во имя Иисуса Христа. За свою историю он успел поменять свое местоположение, первоначально в 1330 году в Кремле был возведен Спасский собор (отсюда и название башни – Спасская), возник Спасский монастырь. Сгорев в пожарах, он был восстановлен Иваном Калитой. Здесь же Иван Калита и сам принял монашество. В 20 годы иконы в Кремле заменили на надписи " Религия – опиум для народа " и звезды, " Новоспасский мужской монастырь обращен в тюрьму, и первым заключенным в ней был настоятель этого же монастыря епископ Серафим, с ужасом говоривший свидетелю об условиях этого заключения " . С 1918 года здесь находился концлагерь. Новая советская власть производила здесь расстрелы. В 1991 году монастырь был открыт вновь, и в этом году празднуется 20 лет со дня открытия монастыря. Владыка Алексий (Поликарпов), возглавлявший монастырь с 1991 года теперь – архиепископ Костромской и Галичский, а Новоспасский монастырь живет под руководством епископа Саввы (Михеева). Покоями настоятеля это место назвать сложно – поднимаемся на второй этаж по высокой и довольно шаткой лестнице, чувство, что стройка здесь в самом разгаре. Поскрипывает деревянный пол самого старого монастыря в Москве. Возглавляет теперь самый старый монастырь самый молодой в Русской церкви епископ – владыка Савва. Ему 31 (!)год и он только месяц в епископском сане, в монашестве – 10 лет.

http://religare.ru/2_88022.html

С 2015 г. в сент. в Сумарокове ежегодно проводится фестиваль «Подворье». С 90-х гг. XX в. мон-рь окормляет Московский научно-исследовательский онкологический ин-т им. П. А. Герцена (в 2000 при клинике ин-та устроен и освящен домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица»), где еженедельно совершаются богослужения. Домовый храм во имя мц. Валентины, приписанный к обители, действует в Психоневрологическом интернате 18. А. П. П. Ист.: Выходы государей царей и великих князей, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича всея России самодержцев (с 1632 по 1682 г.)/Изд.: П. М. Строев. М., 1844; Вкладная книга моск. Новоспасского мон-ря. СПб., 1883. (ПДПИ; 39); Кормовая книга моск. ставропиг. Новоспасского мон-ря. М., 1903; Попов Н. П. Рукописи моск. Синодальной (Патриаршей) б-ки. М., 1905. Вып. 1: Новоспасское собрание. С. 42. 7; Павел Алеппский. Путешествие. М., 2005; Описание грамот Коллегии экономии [Описание ГКЭ]. М., 2016. Т. 1; 2018. Т. 2. Лит.: [Ювеналий (Воейков), игум.] Кр. ист. описание моск. ставропиг. 1-кл. Новоспасского мон-ря. М., 1802; [ он же.] Описание состоящего в моск. ставропиг. Новоспасском мон-ре храма Знамения Пресв. Богородицы. М., 1803; Адриан, иером. Кр. описание ставропиг. Новоспасского мон-ря. М., 1821; Иванчин-Писарев Н. Д. Утро в Новоспасском. М., 1841; Снегирёв И. М. Новоспасский мон-рь: С видами сего мон-ря. М., 1843; он же. Новоспасский ставропиг. мон-рь в Москве. М., 1863; Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884-1891. 2 ч.; он же. История г. Москвы. М., 19052, 1990р; Кудрявцев М. В., диак. Чудотворный Нерукотворенный образ Спасителя, что в моск. Новоспасском мон-ре. М., 1886; Скворцов Н. А. Моск. Кремль: Упраздненные мон-ри, соборы, церкви и подворья в Кремле//РА. 1893. Кн. 3. Вып. 9. С. 5-35; Дмитриев И. Д. Моск. 1-кл. Новоспасский ставропиг. мон-рь в его прошлом и настоящем: Ист.-археол. очерк. М., 1909, 1997р; Царские прародители, погребенные в обители Всемилостиваго Спаса на Новом.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie В Египет прибыла монашеская делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Воскресенским Дионисием Служба коммуникации ОВЦС, 28.04.2023. 28 апреля 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Святейшего Патриарха Коптского Тавадроса II в Египет прибыла делегация монашествующих Русской Православной Церкви. Цель визита – паломничество к местам, связанным с историей возникновения и расцвета христианского монашества, а также знакомство с современной жизнью мужских и женских обителей Коптской Церкви.   Визит проходит в контексте развития диалога между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью в рамках деятельности соответствующей Комиссии по межцерковному диалогу и является частью реализуемой в последние годы программы взаимных визитов представителей русского и коптского монашества.   Делегацию возглавляет управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря города Москвы митрополит Воскресенский Дионисий.   В ее состав входят: викарий Новгородской епархии епископ Юрьевский Арсений; заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского монастыря города Москвы игумения Иулиания (Каледа); секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям, секретарь Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью иеромонах Стефан (Игумнов); наместник Антониево-Леохновской пустыни, благочинный монастырей Новгородской епархии архимандрит Митрофан (Письменский); наместник Свято-Успенского Старицкого монастыря (Тверская митрополия) игумен Дамаскин (Леонов); настоятель архиерейского подворья «Введенская церковь» (бывший Свято-Троицкий Макариев мужской монастырь) в г. Калязин (Тверская митрополия) иеромонах Амвросий (Желябовский); благочинный Новоспасского монастыря города Москвы иеромонах Павел (Гелястанов); начальник скита во имя Смоленской иконы Божией Матери, регент братского хора Спасо-Преображенского Валаамского монастыря иеромонах Давид (Легейда); клирик московского Новоспасского монастыря иерей Иоанн Игнатов; помощник игумена Спасо-Преображенского Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Мурог); сотрудник ОВЦС, насельник Свято-Данилова ставропигиального монастыря города Москвы иеродиакон Петр (Ахматханов); насельница московского Зачатьевского монастыря монахиня Иоанникия (Жданова); директор духовно-просветительского центра «Свет Валаама» монах Марк (Зайков); сотрудник Информационного отдела Валаамского монастыря монах Афанасий (Николаев); послушник Новоспасского монастыря А.В. Бесполденов; иподиакон митрополита Воскресенского Дионисия Н.В. Пикулев.

http://mospat.ru/ru/news/90288/

5  Троице-Сергиева лавра (1993 г.); Смольный институт и монастырь, Санкт-Петербург (1994 г.); Свято-Введенский монастырь, Ярославль, монастырь Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Соловецкий монастырь (1997 г.); Нило-Столобенская пустынь, Саввино-Сторожевский монастырь (1998 г.); Юрьев монастырь, Новгород (1999 г.); Николо-Угрешский монастырь (2000 г.); Свято-Иоанновский женский монастырь в Санкт-Петербурге, Иверский монастырь на Валдае (2002 г.); Свято-Данилов монастырь, Москва, Ипатьевский монастырь, Кострома, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (2003 г.); Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, Спасо-Преображенский монастырь, о. Валаам (2004 г.); Раифский Богородицкий монастырь, Республика Татарстан (2005 г.); Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, Коневский Рождество-Богородичный монастырь (2006 г.); Веркольский Артемиев монастырь, Архангельская обл., Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь, Печоры, Вятский Успенский Трифонов монастырь, Киров (2007 г.); Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, Псков, Владимирский собор Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, Липецкая область (2008 г.); Свято-Троицкий Сканов монастырь, Пензенская обл., Никольский монастырь, с. Старая Ладога, Ленинградская область (2009 г.); Александро-Свирский монастырь, Ленинградская обл., Санаксарский монастырь, Мордовия, Кирилло-Белозерский монастырь, Вологодская обл. (2010 г.); Казанский Богородицкий монастырь, Свято-Введенский монастырь «Оптина пустынь», Калужская обл., Свято-Троицкий монастырь, Муром, Владимирской обл. (2011 г.); Успенский Колоцкий монастырь, Можайский район Московской обл., Ферапонтов Лужецкий монастырь, г. Можайск, Алексеево-Акатов монастырь, Воронеж (2012 г.); Иосифо-Волоцкий монастырь, с. Теряево Московской обл., Свято-Успенский монастырь, г. Старица Тверской обл., Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, г. С.-Петербург (2013 г.); Спасо-Елизаровский монастырь Псковская обл., Старо-Голутвинский монастырь, г. Коломна Московской обл. (2014 г.); Крестовоздвиженский собор Белогорского Свято-Николаевского монастыря, Пермский край, Храм иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радость Свято-Успенского Далматовского монастыря, Курганская обл. (2015 г.); Свято-Иоанно-Богословский монастырь, с. Пощупово Рязанской обл. (2016 г.); Монастырь Сурб Хач, Республика Крым, Новоспасский монастырь, г. Москва, Церковь Спаса Преображения Свенского монастыря, с. Супонево Брянского района Брянской обл., Житенный монастырь, г. Осташков Тверской области (2017 г.); Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь,  с. Макарьево   Нижегородской обл.  (2019 г.); Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, Архангельская обл. (2020 г.); Богородице-рождественский Бобренев мужской монастырь, Московская обл. (2021 г.); Свято-Троицкий Холковский монастырь, Белгородская обл. (2022 г.).

http://pravoslavie.ru/155352.html

Москва. Новоспасский монастырь. Новоспасский в честь Преображения Господня, ставропигиальный мужской монастырь Добавить фотографии Автор: Архиповы Маргарита и Владимир Снято: 30 ноября 2014 Добавлено: 30 ноября 2014 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Добавить статью Основание монастыря приписывается великому князю Юрию Долгорукому. Первоначально монастырь находился на месте современного Данилова монастыря. Около 1300 г. при великом князе Иване Калите монастырь был перенесен на Боровицкий холм в Кремле. В 1490 г. великий князь Иван III перенес монастырь на Крутицкий холм, где он и находится поныне. В 1591 г. монастырь участвовал в отражении набегов крымского хана Казы-Гирея. В Смутное время монастырь был опустошен, но при первом царе Михаиле восстановлен и укреплен, наделен вотчинами и землями. Деревянную крепостную стену заменили на каменную. Крепостная стена представляет собой неправильный пятиугольник с пятью башнями по углам плюс еще две в стенах между башнями. Петр I в 1717 г., в знак особого внимания к монастырю и усыпальнице своих родичей, приказал отлить колокол весом в 1100 пудов. Он был разбит во время разграбления монастыря в 1812 г. французами. Весь монастырь тоже сильно разграблен и опустошен пожаром. К 1820 г. все здания монастыря были отремонтированы, из осколков колокола Петра был отлит новый, вдоль западной части крепостной стены поднялся новый двухэтажный корпус, где разместились келии, кухня и прочие хозпостройки. В 30-40-х гг. 19 века обновили и храмы монастыря. В 17 веке монастырь был царским богомольем, в том же веке он использовался и для заточения: сюдя отсылались в 1690 г. престарелые преступники и мятежные стрельцы после бунта; за еретичество здесь содержался настоятель Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Дионисий. Монастырь закрыт в 1918 г. Позднее здесь разместилась особая тюрьма, филиал Таганской. В одной из церквей расстреливали, трупы хоронили у стен на насыпи со стороны Москвы-реки. Здесь была заточена в 1920 г. дочь Л.Н.Толстого - Александра.

http://sobory.ru/article/?object=02851

Статус монастыря среди др. обителей Москвы и окрестностей сохранялся и после перенесения на новое место. Об этом кроме прочего свидетельствует и участие его архимандритов в торжественных гос. церемониях. В чине поставления на великое княжение блгв. кн. Димитрия Иоанновича от 4 февр. 1498 г. отмечен архимандрит обители Афанасий (РФА. 1987. Вып. 3. С. 613). 21 дек. 1505 г., в день памяти свт. Петра, митр. Московского, он по повелению митр. Московского и всея Руси Симона крестил «на реце Москве у тайника» царевича Кудай-Кула (Худай-Кула) «и нарече имя ему во святом крещении Петр», а 25 янв. 1506 г. венчал в Успенском соборе Московского Кремля царевича Петра Ибрагимовича и вел. кнж. Евдокию Иоанновну, сестру вел. кн. Московского Василия III Иоанновича (ПСРЛ. Т. 13. С. 2). 18 окт. 1506 г. архим. Афанасий подписал крестоцеловальную запись кн. Константина Ивановича Острожского (СГГД. Ч. 1. 146. С. 403-404). 29 авг. 1515 г. архим. Афанасий вместе с тезоименитым протопопом освящал храм Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Москве (ПСРЛ. Т. 30. С. 142). Новоспасский мон-рь. Гравюра. Нач. XVIII в. Новоспасский мон-рь. Гравюра. Нач. XVIII в. В 1525 г. архим. Савва Грек вместе с Максимом Греком был обвинен в гос. измене и в ереси и отправлен в заточение в Возмицкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь ( Тихомиров М. Н. Рус. летописание. М., 1979. С. 164; ПСРЛ. Т. 24. С. 222; в Вологодско-Пермской летописи 1-м среди обвиненных назван Савва, оба охарактеризованы как старцы «святыя горы Афонскиа», а из мест наказания отмечен только Иосифов мон-рь (ПСРЛ. Т. 26. С. 313). См. также: ААЭ. Т. 1. 289. С. 341; Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971; Казакова Н. А. Очерки по истории рус. общественной мысли, 1-я треть XVI в. М., 1970 (по указ.)). Обращалось внимание на то, что в росписи Преображенского собора обители имеется изображение прп. Максима Грека, при этом подчеркивалось, что он был учителем архим. Саввы ( Морозов. 1982. С. 22). В то же время, когда создавалась роспись (1689), об архимандрите вряд ли могли помнить, не говоря уже о том, что Савва покинул настоятельство недобровольно и непочетно.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

В Египет прибыла монашеская делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Воскресенским Дионисием 28 апреля 2023 г. 21:13 28 апреля 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Святейшего Патриарха Коптского Тавадроса II в Египет прибыла делегация монашествующих Русской Православной Церкви. Цель визита — паломничество к местам, связанным с историей возникновения и расцвета христианского монашества, а также знакомство с современной жизнью мужских и женских обителей Коптской Церкви. Визит проходит в контексте развития диалога между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью в рамках деятельности соответствующей Комиссии по межцерковному диалогу и является частью реализуемой в последние годы программы взаимных визитов представителей русского и коптского монашества. Делегацию возглавляет управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря г. Москвы митрополит Воскресенский Дионисий . В ее состав входят: викарий Новгородской епархии епископ Юрьевский Арсений; заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского монастыря города Москвы игумения Иулиания (Каледа); секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям, секретарь Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью иеромонах Стефан (Игумнов); наместник Антониево-Леохновской пустыни, благочинный монастырей Новгородской епархии архимандрит Митрофан (Письменский); наместник Успенского Старицкого монастыря (Тверская митрополия) игумен Дамаскин (Леонов); настоятель архиерейского подворья «Введенская церковь» (бывший Свято-Троицкий Макариев мужской монастырь) в г. Калязине (Тверская митрополия) иеромонах Амвросий (Желябовский); благочинный Новоспасского монастыря г. Москвы иеромонах Павел (Гелястанов); начальник скита в честь Смоленской иконы Божией Матери, регент братского хора Спасо-Преображенского Валаамского монастыря иеромонах Давид (Легейда); клирик Новоспасского монастыря г. Москвы иерей Иоанн Игнатов; помощник игумена Спасо-Преображенского Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Мурог); сотрудник ОВЦС, насельник Данилова ставропигиального монастыря г. Москвы иеродиакон Петр (Ахматханов); насельница московского Зачатьевского монастыря монахиня Иоанникия (Жданова); директор духовно-просветительского центра «Свет Валаама» монах Марк (Зайков); сотрудник информационного отдела Валаамского монастыря монах Афанасий (Николаев); послушник Новоспасского монастыря г. Москвы А.В. Бесполденов; иподиакон митрополита Воскресенского Дионисия Н.В. Пикулев.

http://patriarchia.ru/db/text/6023179.ht...

В 1934 году часть монастырских строений передали Музею архитектуры, благодаря чему они и сохранились. В 1946 году возобновились богослужения в Малом соборе. Иноческая жизнь в обители начала возрождаться в 1991 году. 19 февраля 1992 года в Малом соборе Донского монастыря были обретены мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Новоспасский Преображенский ставропигиальный мужской монастырь Россия, г. Москва, Крестьянская площадь, д. 10, (м. «Пролетарская», м. «Крестьянская Застава»). Новоспасский монастырь – старейшая монашеская обитель города Москвы. Он основан в XIII веке святым благоверным князем Даниилом Московским. Сын князя Даниила Иоанн Калита в 1330 году перенес монастырь в Кремль, откуда в конце XV века обитель была переведена на Крутицкий холм (Васильевский стан) на берегу Москвы-реки и стала важнейшим оборонительным пунктом, отражая многочисленные нападения врагов на город. По своему новому местоположению монастырь получил название «Спас Новый», или Новоспасский. Первоначально все строения обители, кроме соборной церкви Преображения Господня, были деревянными, равно как и монастырские стены, выдержавшие набеги чужеземцев: крымских ханов Девлет-Гирея в 1561 году и Казы-Гирея в 1591 году, а также польско-литовских интервентов. В Смутное время монастырь был разорен и опустошен, поскольку вблизи него пролегала дорога, по которой проходили толпы поляков и литовцев. В это время многое из того, что было пожертвовано великим князем Иоанном III, было утеряно. У стен монастыря воины-ополченцы готовились к окончательному освобождению Москвы от польско-литовских интервентов. «У стен Новоспасского в 1612 год, на Крутицах, князь Пожарский и верная дружина целовали крест, чтобы спасти Москву и положить за нее свои головы». В 1640 году по указу царя Михаила Федоровича деревянную стену заменили каменной высотой 7,5 метра, толщиной в два метра, протяженностью 650 метров, с лучным, мушкетным и пушечным боями, с башнями и стрельницами. Стены представляли собой неправильный пятиугольник с 8ю башнями по углам. Башни помимо военной выполняли хозяйственные функции: в них устраивались кладовые, мастерские, куда выносили монастырские производства, связанные с шумом или неприятным запахом (кузницы, производство посуды, чистку рыбы), в них также устраивалось жилье для служителей монастыря. Для постройки стен и башен из вологодского Белозерского монастыря в 1642 году были затребованы каменщики и кирпичники. Строил стену каменных дел мастер Федор Конь. Каменщики, вызванные Михаилом Федоровичем, поселились вблизи монастыря и образовали слободу, называвшуюся Каменщики, от этой слободы пошли 2 улицы, ведущие от Новоспасского монастыря к Таганской площади – улицы Большие и Малые Каменщики.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь Дата создания: XIII в. Описание: История Монастырь в честь Всемилостивого Спаса был основан св. блгв. князем Даниилом Московским в XIII в. у Серпуховской заставы, где ныне расположен Данилов ставропигиальный мужской монастырь . Сыном св. Даниила Иоанном Калитой перенесен на Боровицкий холм в Кремль, а после начала каменного строительства в Кремле при Иоанне III переведен на нынешнее место — Крутицкий холм и стал в народе называться Спасом на Новом или Новопасским. На прежнем месте, в Кремле, остался Спасо-Преображенский собор, который в течение многих веков был известен как дворцовый храм «Спас на Бору». Спасо-Преображенский собор построен и благоукрашен иждивением первых государей рода Романовых: Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича на месте древнего храма, сооруженного в 1491-1497 гг. над могилами бояр Романовых, предков царственного дома и разобранного «до подошвы» при Михаиле Феодоровиче. Новый собор, ставший по своей величине первым после Успенского собора Кремля, своими сводами покрыл могилы бояр Романовых — предков царственного Дома. Среди погребенных в усыпальнице в подклете собора: родоначальник Романовых — боярин Роман Юрьевич Захарьин (†1543), отец Патриарха Филарета Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, †1586), мать царя Михаила Федоровича — Ксения Иоанновна Романова (Вел. государыня инокиня Марфа, †1631) и его дочь царевна Ирина Михайловна (†1679), другие представители рода Романовых и других знатных родов. В усыпальнице погребены видные иерархи Церкви, среди них — епископы Порфирий (Успенский, †1885) и Петр (Екатериновский, †1889). В монастыре по завещанию перезахоронена инокиня Досифея (†1810), московская старица XVIII — нач. XIX в., 25 лет подвизавшаяся в Ивановском монастыре , известная в миру под именем принцессы Августы Таракановой, дочери императрицы Елизаветы Петровны. Последним погребенным в усыпальнице представителем рода Романовых стал великий князь Сергей Александрович (†1905), дядя св. страстотерпца государя Николая, супруг св. преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, убитый террористом в 1905 г. Его останки перенесены в монастырь из Московского кремля в 1995 г. На территории монастыря воздвигнут памятный крест, воссозданный по сохранившемуся проекту В.М. Васнецова, в точности повторяющий установленный в Кремле на месте гибели великого князя и уничтоженный в XX в.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244622...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010