Флоровский Г.В., прот. Восточные отцы IV века: Из чтений в Православ. богосл. ин-те в Париже. – Репр. воспр. изд. 1931 г. (Париж). – М.: Паломник, 1992. – 239 с. Он же. Восточные отцы V–VIII веков. – Репр. воспр. изд.: Византийские отцы: Из чтений в Православ. богосл ин-те в Париже. (Париж, 1933). – М.: Паломник, 1992. – 260 с. Фудель С.И. Наследство Достоевского/[Общ. ред., вступ. ст., подгот. текста и примеч. Л.И. Сараскиной]. – М.: ЗАО «Рус. путь», 1998. – 285, с.: ил. Хитрово В.Н. Православие в Святой Земле. – СПб.: В.Н. Хитрово , 1881. – 132 с. – (Православ. Палестин. сб.; Т. 1. Вып. 1). Он же. Русские паломники Святой Земли//Чтения о Святой Земле. СПб.: Православ. Палестин. о-во, 1896–1898. Вып. 38–44. Ходаковская О. Протоиерей Философ Николаевич Орнатский //Веди. Алматы, 1998. С. 24–30. Хомяков А.С. Записки о всемирной истории//Полное собр. соч.: В 8 т. – 2-е изд., доп. – М.: Унив. тип., 1900. Т. 5–7. Храм Христа Спасителя: Сб./Сост. Л.Д. Полиновская. – М.: Моск. рабочий, 1996. – 225, с.: л. ил. Хроника//Крымский вестник. 1902. С. 3. Царевский А.С. Происхождение и состав 1 и 2 книги Паралипоменон//Труды Киевской Духовной академии. 1878. С. 79–192; С 221–275. Он же. Уроки по Закону Божию, способствующие усвоению пространного христианского катехизиса Православной Церкви. – Юрьев: Шнакенбург, 1904. – 620 с. Цветков П.И. Александре-Мариинский Дом призрения в первые двадцать пять лет самостоятельного его существования (1879–1904): Очерк. – [Сергиев Посад]: Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. – 107 с., 9 л. ил.: ил. Он же. Новый храм в память почившей в Бозе Государыни Императрицы Марии Александровны. – М.: Унив. тип., 1903. – 12 с., 3 л. ил. Церемониал торжественного открытия святых мощей преподобного отца Серафима, Саровского чудотворца. – Тамбов: Тип. губ. правл., 1903. – 8 с. – Отд. отт. из журн. «Тамбовские ЕВ» за 1903 г. Циркуляр от 22.01.1902 г. Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе гг. губернаторам Кавказского края по восстановлению насильственного, самоуправного или просто самовольного нарушения вла­дения или его границ//Терский календарь на 1903 г. Вып. 12. Владикавказ, 1903. С. 131–132.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Подробное жизнеописание, в т. ч. о епископском служении на Кавказской кафедре. 574 . Никольский С. Я. Юбилейный очерк: Освобождение крестьян и духовенство//Тр. Ставроп. учен. архив. комис. – 1911. – Вып. 1. – С. 1–20 (Прил.). О деятельности свт. Игнатия на Кавказской кафедре по делу крестьянской реформы – с. 6–15:575. Краснов М. В. Просветители Кавказа. – Ставрополь: тип. губ. правления, 1913. – 102 с. О свт. Игнатии – с. 63:576. Самойленко П. Первые шаги: Учреждение самостоятел. Кавказ. епархии//Православ. вестн. Ставрополья. – 1991. – 2. – С. 4. О свт. Игнатии, управляющем епархией в 1857–1861 гг. 577 . Беловолов Г. Святитель Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский//Кавказ. край. – Ставрополь, 1992. – 17–23 февр. 8). – С. 8–9: ил. 578 . Гедеон (Докукин). История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России/Изд. отд. штаб-квартиры всецерков. православ. молодеж. движения (Москва); Штаб-квартира регион. отд. всецерков. православ. молодеж. движения Ставроп.-Бакин. епархии (Пятигорск). – М.: Пятигорск, 1992. – 192 с. – (Материалы по истории церкви; Кн. 1). О свт. Игнатии – с. 122–129:579. Самойленко П. Преосвященный Игнатий (Брянчанинов) //Православ. вестн. Ставрополья. – 1993. – Март. – С. портр. К 150-летию Ставропольской и Бакинской епархии. 580 . Христинин Ю. Старец Игнатий – святой из Ставрополя//Юг. – Краснодар, 1993. – 1. – С. 5:581. Чеха Н. Пока не заключен чертог//Веч. Ставрополь. – 1993. – 27 мая. О служении свт. Игнатия на епископской кафедре. 582 . Быкова Н. Живое слово пастыря//Ставроп. правда. – 1994. – 9 авг. Краткое жизнеописание свт. Игнатия, в т. ч. о служении на епископской кафедре. 583 . Моздор М. Епископское служение святителя Игнатия//К Свету. – 1994. – 11/12. – С. 31–41: ил. На ил.: 1. Икона свт. Игнатия; 2. Гравюра с портрета еп. Игнатия. 584 . Смолич И. К. История Русской Церкви, 1700–1917: В 2 ч./Спасо-Преображен. Валаам. монастырь. – Ч. 1. – М., 1996. – 799 с., 32 л. ил. – Из содерж.: Архиереи Русской Православной Церкви: Ставропольская [епархия]: Кавказские и Черноморские епископы: свт. Игнатий (Брянчанинов) . – С. 755.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Бутаков А. (Антонов В. В.) Два письма митрополита Кирилла//Возвращение. 1996. 4. С. 23–25. Варнава (Беляев) , еп. Тернистым путем к небу (Per aspera ad astra). M.: Паломник, 1996. Васильева О. Ю. Жребий митрополита Сергия (От «Декларации» до «Памятной записки»)//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: Материалы, 1997. – М.: Православ. Свято-Тихоновский богослов, ин-т, 1997. Вениамин (Федченков) , митр. На рубеже двух эпох. М.: Отчий дом, 1994. Вострышев М. И. Божий избранник Крестный путь святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. М., 1991. Вострышев М. И. Во имя правды и достоинства//Литературная Россия. 1992. 31 янв. Голод 1921–1922 годов и Казанское духовенство/Коммент. Н. Федоровой, Л. Абрамова//Эхо веков. 1998. 3/4. С. 88–94. Голубцов С. , протодиак. Московское духовенство в преддверии и начале гонений, 1917–1922 гг. М., 1999. Голубцов С. , протодиак. Профессура МДА в сетях ГУЛАГа и ЧеКа. – М., 1999. Григорий (Граббе), еп. Завет святого Патриарха. М., 1996. Григорий (Грабб), еп. Русская Церковь перед лицом господствующего зла. Джорданвилль, 1991. Дамаскин (Орловский), иером. Жизнеописание святителя Василия, епископа Кинешемского// Василий (Преображенский) , свт. Беседы на Евангелие от Марка. – М.: Отчий дом, 1996. С. 3–40. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. – Тверь: Булат, 1996. Кн. 2. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. в 10 т. Репринт, изд. – М.: Новоспасский монастырь, 1994–2000. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. – М.: Мос- ков. рабочий: Изд. отд. Всецерков. Православ. молодеж. движения, 1994. 31. Егоров В., свящ. К истории провозглашения грузинами автокефалии своей Церкви в 1917 г. – М., 1917. Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы, 1992– – М.: Православ. Свято-Тихоновский богослов, ин-т, 1996. Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы, 1997. – М.: Православ. Свято-Тихоновский богослов, ин-т, 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А что происходит с человеком, который не хочет исполнять волю Божию или у которого сложилась какая-то греховная зависимость и он не может ее преодолеть, это вопрос, который каждый человек ставит самому себе: как далеко мы готовы пойти, чтобы преодолеть свое человеческое греховное влечение к чему-либо, что не соответствует воле Божией, и пожертвовать своим человеческим желанием или влечением для того, чтобы исполнить волю Божию. Христианская жизнь неслучайно называется подвигом, а люди, которые достигли на христианском пути больших высот, неслучайно называются подвижниками. Подвиг заключается прежде всего в том, чтобы преодолевать в себе греховные влечения, наклонности и зависимости, вслушиваться в волю Божию и стараться ее исполнять. В этом заключается суть христианской жизни.  Хотел бы завершить эту передачу словами Иисуса Христа из Евангелия от Иоанна: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь! Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru , за темою Вийшла друком Церкви з проблем Синодальна з провела заходи спрямування читань «Православна У рамках читань пройде та штучний Сциллою уявних та Секретар з Завершилося XII з «Православ " я — У XII з " Православ " я — " Кирила учасникам XII з «Православ " я — : та звернення] У церковних зв " пройшов круглий присвячений громад Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар [Ihmepb " ю] Московського та Константинопольського у — на початку 1970-х за церковних зв " [Стаття] вкрай [Стаття] Заснування аспект [Стаття] документ «Про православне ставлення до практики благословення " пар, що перебувають у та одностатевих пар " у пленарне Заявление Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства в связи с обсуждением запрета операций по т.н. смене пола в России [Документи] У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи За депутата у захоплено Покровський храм села Православна Церква в небаченого та насильства Представник Церкви взяв участь у Другому миротворчому круглому лютого у пройшов Другий миротворчий круглий Як представник Влада приховати факти порушення прав Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами – пандемия коронавируса – Константинопольський – шлюби – – розколи в –   ihmepb " ю «Исследуйте Писания».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5816118...

123. Беседа старца с учеником о молитве Иисусовой/Предисл. и примеч. сост. — М.: УНИК, 1999. — XII, 100 с. 124. В помощь кающимся/Православ. братство во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. — М.: Елеон, 1999. — 31 с. 125. В помощь кающимся: Из творений святителя Игнатия Брянчанинова/Моск. Сретен. монастырь, — М., 1999. — 31 с. 126. В помощь кающимся. — СПб.: Сатисъ, 1999. — 16 с. 127. Исповедь: Перечень грехов и пагубных привычек соврем. человека: Добрые правила для причастников. — М.: Синтагма, 1999. — 62 с.: ил., портр. 128. Крестоношение: Избр. творения. С прил. жития свт. Игнатия Брянчанинова, службы и акафиста ему/Псково-Печер. Успен. монастырь; Моск. Сретен. монастырь. — М.: Правило веры, 1999. — 543 с., 1 л. портр. 129. Приготовление к таинствам исповеди и Святого Причастия: Из соч. еп. Игнатия (Брянчанинова)/Православ. братство св. ап. Иоанна Богослова. — М., 1999. — 79 с. 130. Слово о смерти. — Минск: Лучи Софии, 1999. — 333 с.: портр. на обл. — Печ. по изд.: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: В 5 т. СПб., 1905. 131. Слово о смерти. — Минск: Лучи Софии, 2000. — 333 с.: портр. на обл. — Печ. по изд.: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: В 5 т. СПб., 1905. 132. Судьбы Божии. — М.: Уник, 1999. — 32 с.: портр. 133. В помощь кающемуся/Православ. братство во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. — М.: Елеон, 2000. — 32 с. 134. В помощь кающимся. — М.: Рус. хронограф, 2000. — 32 с. 135. В помощь кающимся/Свято-Данилов монастырь. — М.: Данилов. благовестник, 2000. — 63 с. 136. О терпении скорбей по учению святых Отцов, собранное святителем Игнатием Брянчаниновым. — М.: изд. Сретен. монастыря, 2000. — 143 с. 137. Песнь под сенью креста/Ред. и предисл. Г. Беловолова. — СПб.: Сев.-Зап. центр православ. лит. «Диоптра», 2000. — 286 с. 138. Подвиг христиан последних времен: Слова утешения скорбящим, извлеченные из творений святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. С. Молотков. — СПб.: Сатисъ, 2000. — 95 с. 139. Учение Православной Церкви о молитве Иисусовой, извлеченное из творений святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. С. Молотков. — СПб.: Сатисъ, 2000. — 142 с.: ил. — На обл. в подзаг.: Происхождение молитвы Иисусовой. Сила и польза молитвы Иисусовой. Практические указания. Советы из опыта святителя. Предостережения от ошибок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Интересные предметы старого быта, например чугунный витой светец и граммофонная труба, тут же и лампа с абажурами белого молочного стекла, и цепы, и ступы, и корчаги, и пузатые самовары, жестяная нарядная кружка с портретами Николая II и императрицы Александры Федоровны, полученная прадедушкой Иваном Михайловичем на Романовских торжествах в 1913 году. в Костроме, и наряду с этим много книг, сундуки с письмами и бумагами и образа. Это все еще живое, не как украшение интерьера, а как дыхание. Естественно, утро без молитвы не начиналось, за стол без молитвы никто не садился, никто без молитвы из-за стола не вставал. Ребенку много не надо, он это видит, он это воспринимает. —     Вы сказали о своих родителях, что они приехали из деревни в город, а получается, что наибольшие впечатления на вас все-таки оказала ваша историческая родина. Расскажите немного об этом месте. —    Она до сих пор оказывает на меня не просто какое-то влияние, а я считаю, что только благодаря ей, этой исторической родине, я имею точку опоры в жизни. С годами я начала больше понимать внутреннее биение жизни своей «исторической родины». Я всегда думала: какие мне святые близки: мучеников я не понимаю, перед новомучени-ками я испытываю нечто вроде такого внутреннего трепета, я боюсь сказать, что я их понимаю, я их чувствую. По внутренней сути мне близки преподобные, а вот то место, где жила моя бабушка, — оно все исхожено этими самыми преподобными. Это и Ферапонт и Адриан Монзенские, и Иаков Железноборовский, и Паисий Галичский, и Макарий Писемский, Авраамий Городецкий, Макарий Унженский — очень много учеников преподобного Сергия Радонежского, которые основывали монастыри и таким образом как бы осваивали край. Потому что он был населен, как доказали местные ученые, выходцами из Новгорода (по цоканью и другим языковым признакам), но я думаю, что там основную массу все-таки составляли не новгородцы, а местные племена — чудь, меря. Был известный Галич Волынский, а наш Галич назывался «Мерьский». В просторечье это звучало как «Галич мерзкий». Поэтому «Мерьский» постепенно вытеснилось, и он стал просто город Галич.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

24 сентября 2009 года суд Салоник приговорил 14 монахов монастыря, включая игумена, к году тюрьмы условно за нарушение общественного спокойствия, то есть за отказ исполнить предписания властей и покинуть монастырь. Соборный храм Эсфигмена, построенный в начале XIX века, освящен во имя Вознесения Господня. Деревянный позолоченный иконостас соборного храма (1813 год) считается одним из самых красивых на Афоне. В нем сохранились две иконы (великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского) из иконостаса старого собора. На образах Спасителя, Богородицы, Вознесения, Иоанна Крестителя – серебряные оклады русской работы 1850 года. На двух мраморных колоннах, поддерживающих купол в западной части собора, помещены иконы Христа и Богородицы (1673 год). На святом престоле стоит великолепная мозаичная икона Спасителя XIV века. Литийный притвор соборного храма Эсфигмена, в отличие от других афонских храмов, отделен от главной части собора не стеной, а рядом колонн. Главный вход на праздник Вознесения Господня завешивается куском ткани из палатки Наполеона. Этот гобелен работы XVII века был подарен Эсфигмену Патриархом-новомучени-ком Григорием V. Кроме собора здесь параклисы: Успения Богоматери, святых Архангелов, Григория Паламы, святых Константина и Елены, святого Анфима, священномученика Никодимийского, преподобного Нила Святогорского и преподобного Нила Синайского, святителя Геннадия, Патриарха Константинопольского, Введения во храм Пресвятой Богородицы, святых бессребреников Космы и Дамиана, великомученика Георгия, святого Иоанна Милостивого. Трапезная монастыря была построена при игумене Феодорите. Знаменитый пирг Эсфигмена с венецианскими часами, над которым развевается флаг «Православие или смерть», построен в 1854 году. В это же время был построен и другой оборонительный пирг, выходящий на северную сторону Эсфигмена. В Эсфигмене особо почитается несколько икон. Во-первых, икона Христа Вседержителя. Эта мозаичная икона VII века находится в алтаре монастырского собора. Христос на этой иконе изображен во весь рост. По краям иконы изображены апостолы, а снизу – мощевики с мощами неизвестных святых. Икона помещена в серебряный ковчег, сзади которого есть надпись «Помяни, Господи, раба Твоего Григория Смарагды, родителей и детей его».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Итак, вопрос сводится к критерию настоящего человечества, подлинной человечности, истинного гуманизма. Не гуманно по отношению к ребенку предоставить ему свободу делать что хочет. Это значит – лишить присмотра незрелое, недоросшее существо, еще не способное управлять самим собой и самого себя созидать без нашей помощи и общения с нами, всеми остальными членами Церкви, – Церкви, которая есть общность всех Божиих детей во Христе ( екклесиа на греческом языке и означает: собрание, собор, община) . Естественно, не следует выдвигать неумеренные и бесчеловечные требования к ребенку, но нельзя его и недооценивать, как будто только одни мы умны и всё знаем! Ведь многие воспитатели, да и многие родители и даже некоторые духовники, думают, что только они и должны принимать решения и полностью руководить людьми. Человек – это тайна, тайна сама по себе и тайна Божия, и эту тайну надо чтить, необходимо уважать человеческую свободу, существо человека, его богоподобную личность. Но точно так же надо способствовать тому, чтобы детская и вообще человеческая свобода, похожая на молодое растение, правильно и успешно, положительно развивалась и росла, как юная ветвь, привязываемая к колышку. Не получает ветвь роста непосредственно от колышка, но он ей помогает, особенно когда дуют сильные ветры. Поэтому еще премудрый Екклесиаст сказал молодым: « Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих... И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего... И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые [в сербск. яз. «злые». – Примеч. перев .] дни... И возвратится прах в землю... а дух возвратится к Богу, Который дал его... Выслушаем сущность всего: бойся Бога [=в Бога веруй] и заповеди [=законы, правила] Его соблюдай, потому что в этом всё для человека [в сербск. яз. «потому что в этом весь человек». – Примеч. перев. ]» (Еккл. 11, 9–10; 12, 1, 7, 13). Божии законы и заповеди суть правила здоровой и нормальной жизни, жизни богоугодной, спасительной для человека.

http://pravoslavie.ru/jurnal/07013116019...

Причина этого – в ослаблении стремления к единству, ослабление готовности и воли к «обращению», к кафолическому обновлению. Именно это в первую очередь заставляет Русскую Православную Церковь пересмотреть свое отношение ко Всемирному Совету Церквей. Негативные тенденции в ВСЦ приводят к тому, что Русская Православная Церковь оказывается перед необходимостью быть готовой к изменению своего статуса в отношениях с ВСЦ. Впрочем, такое решение должно быть принято лишь при полном исчерпании всяких средств по изменению характера ВСЦ. Коротко об авторах Амфилохий (Радович) , митрополит Черногорско-Приморский (р. в 1938 г.), экзарх Печского Патриаршего престола (Сербия), богослов, духовный писатель. Окончил богословский и филологический факультеты Белградского университета, стажировался в Восточном институте в Риме. В 1967 году в Афинах был пострижен в монашество, в 1968 году рукоположен во священника и возведен в сан архимандрита. В 1973 году защитил докторскую диссертацию «Тайна Св. Троицы по учению св. Григория Паламы », затем провел год на Афоне в общении со старцем Паисием Святогорцем († 1993). С 1975 года преподавал в Православном богословском институте преподобного Сергия в Париже, в 1986 году рукоположен во епископа Банатского, в 1991 году возведен в сан митрополита. Обновил и построил заново большое количество церквей в Черногории, основал журнал «Светигора» Сербской Православной Церкви, ведет активную проповедь православия по телевидению и в черногорской печати, много пишет и переводит. Библиография: «Смысл Литургии» (1974, на греч. яз.), «Основы православного воспитания» (Белград, 1983, на сербск. яз.), «Исторические основы толкования Ветхого Завета» (Никшич, 1996, на сербск. яз.). Арсеньев Николай Сергеевич (1888–1977) – русский религиозный писатель, публицист. Окончил историко-филологический факультет Московского университета, посещал различные философские кружки (в том числе «Кружок ищущих христианского просвещения»), находился под сильным влиянием философии С. Н.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Это отчасти – поучения на подвижные праздники годичного круга, изданные по сербск. ркп. 1328 г., 437: на страсти Христовы (редкое) (4), на Пасху (5), на Вознесение (7), на Пятидесятницу (8); отчасти – поучения на праздники неподвижные, изданные по сербск. ркп. XVI в., 450: на Зачатие Богородицы (10), на Рождество Христово (12), на Крещение (13), на Сретение (14), на память перенесения мощей Св. Николая (16), на Успение Богородицы (19). Третьи поучения – на неделю мясопустную и на неделю сырную, – изданные по ркп. 450, относятся к группе древних великопостных слов, впервые рассмотренных А.В.Горским и изданных Е.В.Петуховым 4357 . Все остальные поучения – на неделю цветную (2), на Пасху («Днесь, вьзлюбленни, тьмная места обходить владыка наш…»); 6), поучение к епископом и попом (11), о мытари и фарисеи (20), о блудном сыне (21), о св. посте (23) – отнесены Стояновичем к числу сочинений Климента по чисто субъективным основаниям, которые не находят для себя никакого соответствия ни в их содержании, ни в языке. Под влиянием также чисто субъективных впечатлений издателя в числе творений Климента оказались и напечатанные в приложении – слово на пасху и похвала кресту. —555— Таким образом, Л.В.Стоянович внес в науку значительный вклад открытием и изданием одного несомненного слова Климента, другого – очень похожего на его произведения и целой серии сербских списков поучений проложных и великопостных, до тех пор известных только по русским спискам. Но некоторые несовершенства этого труда в значительной степени ограничивают его право на полное признание в науке. Изданные тексты пестрят обилием неточностей и неверностей, затрудняющих пользование ими для научно-критических целей. Предположения автора относительно принадлежности Клименту восьми последних из поименованных нами поучений и даже целого сборника Белгр. Нар. Библиот. 450 (стр. 83) 4358 до такой степени голословны и неосновательны, что могут быть отвергнуты таким же категорическим образом, каким они предложены 4359 . В тех случаях, когда ак.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010