(Речь перед началом нового учебного года, произнесенная в Актовом зале Московских духовных академии и семинарии в 1978 г.) В этот первый, знаменательный и торжественный день нового учебного года, освященного молитвой к Подателю премудрости и разума — Богу, к вам, вновь поступившим воспитанникам наших духовных школ, обращаемся мы со словами приветствия и добрых искренних пожеланий. Избранием Пастыря и Блюстителя душ ваших ( 1 Пет.2:3 ), Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Которому от века ведомы грядущие судьбы человеческие, вам выпадает жребий высшего служения на земле — служения Богу и народу Божьему. Таинственно глубоки и непостижимы разумом пути спасительного Промысла Божия, приведшего ныне вас в духовную школу, на стезю богословского образования. Господь видимо избрал вас от мира ( Ин.15:3 ) и ввел в этот вертоград Божественной премудрости, в землю обетованную, осененную Небесным омофором Пресвятой Богородицы и освященную стопами великого светильника Русской Церкви, преподобного и богоносного отца нашего Сергия. Воистину, место сие свято есть, ибо здесь утверждена лествица высокая духовного восхождения и богопознания. Теперь, оглядываясь на пройденный вами путь, должны вы уразуметь, что все вы с самого дня своего рождения были под облаком милости и благости Божией, все ели один и тот же духовный хлеб жизни ( Ин.6:3 ) и все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного Божественного камня — камень же был Христос ( 1 Кор.10:3-4 ), непоколебимо утвердивший храм вашей веры. А вера ваша требовала порой для своего подтверждения то знамений и чудес, то рационального философского обоснования. Подобные притязания, однако, теряли всякую значимость в свете Священного Писания, отрицающего то и другое и содержащего поэтому “для иудеев соблазн, а для еллинов безумие” ( 1 Кор.1:3 ). Преодолевая этот соблазн и это безумие, познавая в религиозно-молитвенном делании Христа, “Божию силу и Божию премудрость” ( 1 Кор.1:3 ), вы, восходя от силы в силу, утверждались в истинной вере, основанной не “на мудрости человеческой, но на силе Божией” ( 1 Кор.2:3 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-rechi...

Следуя своему обычаю, апостол, таким образом, и в Риме начал свою проповедь с иудеев, причём, не имея возможности, как узник, посетить их синагогу, пригласил их сам к себе и начал с самооправдания, дабы объяснить им причину своих уз. Это объяснение послужило поводом к началу его проповеди о Христе: «Я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян» – так начал апостол свою проповедь. Иудеи отвечали Павлу, что они не получали никаких писем о нём и никто не делал им также и устно неблагоприятного отзыва о нём. Но о христианстве они слышали как «о ереси», о которой везде спорят, и хотели бы сами слышать о нём от него. В назначенный самими иудеями день уже не только знатнейшие, но и очень многие пришли к апостолу, желая его послушать, и он с утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, то есть учение христианское, приводя им пророчества о Христе Иисусе как о Мессии из закона Моисеева и пророческих ветхозаветных книг. Следствием беседы было то, что одни убеждались его словами, а другие не верили. Они уходили, ведя спор между собой, и Павел напомнил им в момент их ухода грозные слова Исаии пророка, предсказавшего ожесточение и неверие Израиля (в 6:9–10), заключив их тем, что спасение Божие будет предложено язычникам: они и услышат. Заканчивается книга Деяний апостольских свидетельством о том, что св. Павел целых два года жил в Риме на своём иждивении, принимая всех приходящих к нему, «проповедуя Царствие Божие, и уча яже о Господе нашем Иисусе Христе, со всяким дерзновением невозбранно». Два года, очевидно, до освобождения от уз, а содержали апостола, надо полагать, заботившиеся о нём римские христиане. Отсюда апостол Павел написал свои послания к Филиппийцам, Ефесянам, Колоссянам, Филимону и Евреям. Неожиданное окончание книги Деяний в самый интересный момент прибытия св. Павла на суд кесарев убедительно свидетельствует о её подлинности и о том, что она написана в это время и до вторых уз апостола Павла и его мученической кончины в 67 году. Читать далее Источник: Четвероевангелия. Апостол : Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета/Архиепископ Аверкий (Таушев) - Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2005. - 840 с./Апостол. 365-704 с. ISBN 5-7429-0065-1 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Толкование Евангелия на каждый день года. Пятница 3-й седмицы по Пасхе Ин., 23-е зач., 6: 48–54 Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.   Господь – хлеб, прообразом и символом которого была манна. Манны было достаточно для всех. Так и у Христа достаточно благодати для всех верующих в Него. Кто собрал много манны, не имеет лишнего – для употребления ее в своем служении. Кто собрал мало, узнает, что не имеет недостатка, когда достигнет славы небес. Дух Святой открывает нам здесь и за каждой Божественной литургией пасхальный пир веры, непостижимое единство с Богом, таинственнейшее и теснейшее, не сравнимое ни с чем, что может быть на земле. Господь отдает Свою плоть и кровь за жизнь мира. Его плоть и кровь – искупление мира от греха. И предложение вечной жизни всему миру. Потому плоть и кровь Сына Человеческого являет Христа и Христа распятого. Дар Его искупления. В ней – обетование Нового Завета и вечной жизни. Вечная жизнь куплена для нас дорогою ценою – Его телом ломимым и Его кровью проливаемой – во оставление грехов. Это – пища и питие для нас. До этого Господь сравнивает Себя с хлебом – с тем, что питает человека. Его плоть – не видимость и не тени, которыми мир прельщает прилепляющихся к нему. Это истинная пища и истинное питие. «Наше учение согласно с Евхаристией. И Евхаристия в свою очередь подтверждает наше учение», – говорит святой Ириней Лионский. Принятие плоти и крови Христовой неотделимо от принятия верою всего, что говорит и делает Христос. Это духовное вкушение начинается с алкания и жаждания Христа и правды Его. «Дайте мне испить из этого источника, или я умру» – таково состояние души, истинно ищущей Бога. Недостаточно изобразить истину – надо дать силу жить по ней. Нарисованный хлеб не может никого напитать. Христос – истинный хлеб, но и на такой хлеб недостаточно только смотреть – надо вкушать его. Чтобы узнать, как сладка жизнь, как благ Господь. Он питает нас и через обычную пищу. Но здесь тайну нашего ядения и пития Он делает таинством. Духовное возрастание и крепость нового человека зависят от принятия этой небесной пищи.

http://pravoslavie.ru/3228.html

Хочешь ли на себе испытать это незримое, но живо ощущаемое Божие благословение? Примирись и ты от всего сердца с тем, кто немил тебе; сам пойди к нему, сам попроси у него прощения, смирись пред ним во имя заповеди Божией, и ты тотчас ощутишь в своем сердце эту радость, этот мир неизреченный, это счастье, выше которого нет счастья на земле. Но, может быть, ты не имеешь врагов? Слава Богу, тогда постарайся хотя сегодня, для Нового года, сделать какое-либо дело доброе, сделать так, чтоб левая рука твоя не знала, что делает правая: помоги бедняку-сироте, посети болящего, утешь скорбящего, сделай то, что совесть твоя подскажет тебе, и ты будешь счастлив на нынешний день для Нового года, и это счастье так будет приятно для души твоей, что ты не захочешь расстаться с ним и назавтра, и на все дни жизни твоей. Только и будешь думать, как бы побольше сделать добра во имя Божией заповеди и осчастливить ближнего, а чрез то и сам будешь счастлив, так счастлив, что и в самых скорбях твоих будешь радоваться, как заповедует апостол Иаков: «всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна» ( Иак. 1:21 ). Дивно это, непонятно для людей мира сего, но вполне понятно для тех, кто делает добро во имя Божие и верит в благодатную силу добра. В добродетели, в исполнении заповедей Божиих – вот в чем наше счастье, которого никто никогда не может отнять у нас! Оно с нами и на тот свет пойдет! Делай добра побольше, храни свою совесть чистой от греха, слушайся ее почаще, каждый день и каждый час обращайся к Богу, показывай Ему свое сердце, проси Его помощи в исполнении Его святых заповедей, и ты будешь счастлив тем новым, может быть, доселе тебе неизвестным счастьем, которого да сподобит нас Господь на новое лето и на все дни и лета жизни нашей Своей благодатью, молитвами Пречистой Матери Своей и всех святых. Аминь. 752. Христос Спаситель на Иордане Мужи, возлюбленные Христу, и любящие общение и братство! Удостойте и ныне благосклонного вашего внимания мою беседу и, отверзши слух свой, приимите слово мое, и внемлите моей спасительной проповеди о Крещении Иисуса Христа, нисшедшего к нам до такой степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Бельгийский министр требует запретить религиозные передачи в стране за цитату из Нового Завета 07.09.2018 Бельгийского министра разгневал стих Послания к Ефесянам 5:22-33 из Нового Завета «жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви», прозвучавший на телевидении, и теперь он требует запретить все религиозные теле- и радиопередачи в стране, сообщает theguardian. Судьба библейской программы на бельгийском телевидении, стилизованной под церковные славословия, теперь под вопросом – после того как католический чтец из мирян зачитал в прямом эфире этот Библейский стих, наставляющий жен повиноваться своим мужьям, и сопроводил его своими комментариями. Свен Гац (Sven Gatz), министр массовой информации во Фландрии (одной из трех административных провинций Бельгии), выступил с требованием запретить в стране все религиозные программы, и в том числе транслируемые теле- и радиовещательной станцией VRT. Ведущий-мирянин, зачитав стих во время библейской телепередачи, пустился в следующие пояснения: «Итак, муж есть глава жены, как Христос глава Церкви. Он отдал свою земную жизнь для спасения ее. Вот почему жена должна повиноваться мужу во всем, как Церковь повинуется Христу». Имя ведущего-чтеца бельгийские СМИ не приводят. «Давно устаревшие поучения, унизительные для женщин, – заявил возмущенный министр Гац в ответ на эти слова. – А что если с подобными поучениями выступил бы имам?» Вскоре после того этот министр, назначенный на должность от фламандской либеральной партии Open VLD, подчеркнул в своем интервью ежедневному бельгийскому изданию Het Nieuwsblad, что намерен выступить с очередной инициативой о запрете религиозных программ на всех каналах вещания, финансируемых государством (впервые подобное намерение он озвучивал еще в декабре этого года). «Я, конечно, не могу разделять и приветствовать подобные идеи, звучащие на общественных каналах вещания, – подчеркнул министр Гац. – Тот факт, что они заимствуются из древних книг, не может служить оправданием для распространения этих устарелых воззрений среди нашего населения. Они давно изжиты и не отвечают нашему времени, а тот факт, что они транслируются службой VRT на всю Фландрию, не что иное как абсолютное сумасшествие».

http://drevo-info.ru/news/24043.html

Потому что она при этом молилась и говорила: Чрево мое затворил Господь. И по её молитве, и по вере и получился такой Пророк. И за три года – она оставила его в трёхлетием возрасте – . Кто из нас согласится в трёхлетием возрасте в Силоме оставить ребёнка, ещё младенца, можно сказать, а самой уйти? Только раз в году видеть его. И, когда пришла, она с Илием этим встретилась и говорит: Вот, господин мой, я выполняю свой обет, который я дала тогда – по Вашему-то вот, пророчеству. Вот это чадо я оставляю Господу навсегда (см. 1Цар. 1:1–28 ). Вот за такую веру Господь и дал ей чадо, чтобы она не скорбела. Да и не скорбели. «Вы – наше письмо, написанное не чернилами, но Духом Бога живаго [как это сказано замечательно], такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами были способны помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а Дух животворит» ( 2Кор. 3:6 ). Конечно, букву надо объяснять: Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы. С детьми также надо говорить серьёзно. Если будете говорить с детьми о «боженьке», а не о Боге, подделываться под их психологию, они сразу уловят это, и будут принимать всё как сказку, и никакого в них не произойдёт . Вот эти мультики и сериалы на религиозные темы воспринимаются – передачи библейских сюжетов в форме вот таких мультипликационных фильмов на религиозные темы – воспринимаются как сказка, а не как действительность. Да нельзя так проповедовать! Нельзя профанировать учение Христово, и низводить его до такого уровня. Вот и будет несерьёзное восприятие. Так. С детьми так же надо говорить серьёзно, но учитывая всё-таки . Не будете же вы сразу объяснять тайну Троичности, или христологические какие-нибудь ереси с ними проходить. Надо учитывать их сознание и интеллект развивать. Почему? Да потому что они наиболее открыты воздействию Святого Духа. И поэтому Спаситель строго сказал, когда под предлогом заботы о Его , что Он устал, не хотели допускать к Нему детей: Не препятствуйте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Божие (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

1137. Четьи-Минеи, 4 февраля. 1138.  …худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15. 33). 1139. Наставление 9. Издание 1844 года. 1140. Epistola 22 ad Evstochium. 1141. Таким образом тогдашний архиепископ Александрийский Феофил объяснил слова и поступок Преподобного римской знаменитости. Римлянка, услышав объяснение, удовлетворилась и успокоилась. Алфавитный патерик. 1142. Отрывок послания к монахам. Библиотека Галланда. Том 7, с. 242. 1143. 7 наставление монашеское. Том 1. 1144. Суд. 16. 4–21. 1145. Гал. 3. 28. 1146. Быт. 3. 12. 1147.  …потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6. 12). 1148. 1 Пет. 5. 8. 1149. Рим. 8. 38. 1150. Иез. 28. По объяснению преподобного Кассияна Римлянина. 1151. Ис. 14. 13, 14. 1152. Ис. 14. 12, 15; Еф. 6. 12. 1153. Откр. 12. 4. 1154. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 7. 1155. Беседа о духах преподобного Антония Великого. Четьи Минеи, 17 января. 1156.  …ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей (Быт. 3. 14). 1157. Страдание святых мучеников Тимофея и Мавры. Четьи-Минеи, 3 мая. То же можно видеть и во многих других житиях. 1158. Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви, § 106. Также: святой Иоанн Златоуст, Беседа на Деяния Апостольские 26, Деян. 12. 15. Житие преподобного Василия Нового, Четьи-Минеи марта 26 Дня. 1159. Алфавитный патерик. 1160.  Душа моя повержена в прах; оживи меня по слову Твоему (Пс. 118. 25). 1161. Беседа 8 на Послание к Римлянам. 1162. Житие преподобного Макария Великого. Четьи-Минеи, 19 января. 1163. Алфавитный патерик. 1164. Ответ 69. 1165. Мф. 12. 44, 45. 1166. Лествицы Слово 18. 1167. Sancti Cassiani collatio, XXIV, cap. IV. 1168. Патерик Афонский, ч. 1, с. 187. Издание 1860 года. 1169. Алфавитный патерик. 1170. Упомянутые преподобные иноки пребывали в непрестанной молитве, и потому они занимались рукоделием вместе с молитвою — с чтением наизусть псалмов или с поучением, то есть с повторением какой-либо краткой молитвы, преимущественно Иисусовой — вне того времени, которое определено было собственно на молитву или на совершение молитвенного правила. Вставая на молитву, они оставляли рукоделие, как свидетельствует святой Иоанн Лествичник: «Никому не должно при молитве заниматься рукоделием, в особенности же делом (делом здесь названо занятие, отвлекающее к себе внимание инока), этому ясно научил Ангел великого Антония». Слово 19.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1266. Требник. Последование малой схимы. 1267. Алфавитный патерик. 1268. Лествица. Слово 5, гл. 33; по переводу старца Паисия. 1269. Изречения Сисоя и Пимена Великих; заимствованы из Алфавитного патерика. 1270. Лествицы Слово 18. Заглавие. 1271. Лествицы Слово 7, гл. 64. 1272. Лествицы Слово 18 и преподобного Симеона Нового Богослова Слово 6. Издание Оптиной Пустыни 1852 года. 1273. Глава 28 Художества и правила святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Добротолюбие. Ч. 2. 1274. 15 духовное наставление старца Серафима Саровского. Издание 1844 года. Москва. 1275.  …развяжите его, пусть идет (Ин. 11. 44). 1276. Слово 1, гл. 6. 1277. Слово 21. 1278. Гл. 69. Добротолюбие. Ч. 1. 1279.  Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. …Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7. 7, 11). 1280. Слово 7, гл. 49. 1281. Слово 6, вышеприведенное. 1282. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 6. 1283. Главы зело полезные, глава О прелести. Добротолюбие. Ч. 1. 1284. Преподобного Лаврентия отцы Киево-Печерского монастыря не допустили вступить в затвор, опасаясь, чтоб он не подвергся бесовской прелести, как подверглись ей преподобные Исаакий и Никита. Для затворнической жизни Лаврентий перешел в монастырь великомученика Димитрия, где «вся стрелы лукавого разжженные водою слез погашая, благодатию Божиею уязвления бесовского странен пребысть». Патерик Печерский. 1285.  Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их (Лк. 6. 26). 1286. Книга 1, глава 2. Добротолюбие. Ч. 3. 1287. Алфавитный патерик. 1288.  …всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18. 14). 1289. Алфавитный патерик, буква А. 1290. Образ изложения заимствован из Евангельской притчи, Мф. 22. 11. 1291. Образ изложения заимствован из Евангельской притчи, Мф. 22, 11. 1292. Лк. 18. 8. 1293.  О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь (Рим. 11. 33–36).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

2 . Согласно 4Цар.22:3–10 иудейский царь Иосия начал ремонтировать храм в Иерусалиме в 18-ом году своего царствования. Во время ремонта первосвященник Хелкия нашёл в храме «книгу закона». Это открытие послужило началом широкой кампании против идолопоклонства по всей стране. После этого Иосия возобновил Пасху и установил дату празднования на 14 Нисана – двумя неделями после начала нового года по священному календарю. Очень интересно, что эту Пасху отпраздновали, как написано, «в восемнадцатый год Царя Иосии» ( 4Цар.23:21–23 ). Поскольку и ремонт храма, и очистка земли от идолопоклонства, и многие другие вещи, записанные в 4Цар.22:3; 23:23 , никак не могли быть проведены на протяжении всего лишь двух недель, поэтому кажется очевидным, что 18-ый год царствования Иосии считали не с 1 Нисана а начиная с 1 Тишри. 3 . Еще одно указание на то, что в Иудее год царствования начинался с месяца Тишри, находится в Иеремии 36. В «четвертый год Иоакима» (стих 1), Яхве сказал Иремии записать в книгу все слова, которые Он сказал ему против Израиля, Иуды, и всех народов (стих 2). Это Иеремия сделал через Варуха, своего секретаря [писца] (стих 4). Когда Варух закончил писать, Иеремия попросил его: «пойди, и со свитка, написанного тобою под мою диктовку, зачитай народу все слова Яхве в Его храме, в день поста». ( Иер.36:5–6 , JB [Иерусалимская Библия]) Но что это за пост? 14 Очевидно, это был какой-то особый пост, объявленный по какой-то неуказанной здесь причине. Вероятнее всего причиной была битва при Кархемише в мае-июне того же самого года, т.е. «в четвертый год Иоакима» ( Иер.46:2 ) и последующие события, включая осаду Иерусалима в том же году, согласно Дан.1:1 . Хотя к этому времени Навуходоносор вернулся в Вавилон, из-за смерти своего отца, (как записано в нововавилонской Хронике 5), у евреев были серьёзные причины опасаться, что он вскоре возвратится и продолжит свои действия в Иудее и окружающих землях. На этом фоне «объявление о [букв.: повестка в, вызов в...] посте пред лицом Яхве, для всего населения Иерусалима и для всех людей, которые бы пришли в Иерусалим из городов Иудиных» ( Иер.36:9 , JB, перевод с англ.), выглядит весьма объяснимым. Очень интересно то, что этот пост, во время которого Варух должен был зачитать в слух из свитка то, что он написал, произошёл «в пятый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, в девятом месяце», согласно того же стиха.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

33 В Славянском переводе с LXX-u говорится об осаде Иерусалима Давидом. «Горе граду Ариил, нань же Давид воева. Соберите жита бо от года до года, снесте бо вкупе с Моавом. Озлоблю бо Ариила и будет крепость его и богатство мне: И обсяду тя аки Давид и поставлю окрест тебе острог». – Тема наказания вполне созвучна с темой осады Давидом Иерусалима – «Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился; царствовал сорок лет... И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: «ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые», – это значило: «не войдет сюда Давид». Но Давид взял крепость Сион: это – город Давидов.» ( 2Цар.5:4–7 и сл.). Нет поводов думать, что игра слов «Ариил-Ариил-Ариил» – что-то добавляет к пророчеству. В тоже время надменность осаждаемых вполне созвучна нечестию тогдашних иудеев и их презрению закона Божия (Давид – образно – Господь). Ариил – образное название города-столицы, города-святилища, города-льва. Прим. ред. 34 В Славянском переводе LXX-u в 7-м ст. Ариил и Иерусалим обозначаются как разные города. «И будет аки соние видяй во сне нощию, богатство всех языков, елицы воеваша на Ариила, и вси иже воеваша на Иерусалима, и вси собраннии нань и озлобляющии его.» Следует видимо считать, что слово Ариил использовалось евреями не как название – имя собственное, а как наименование-характеристика. Имеется много случаев, когда переводчики воспринимали словосочетания-определения как имена собственные (к примеру: Иегова – Сущий во веки веков, елохим – Творец Вселенной, адонаи – Праведный Судия. И обратно – Иегова-Ире – «Господь усмотрит». В этом случае правильнее было использовать словосочетание «Иегова-Ире» как имя собственное – местное топонимическое название. Прим. ред. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Исаии. 4-424 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010