Несмотря на то, что уже в 1938 г. было дано медицинское заключение о её тяжёлой болезни, требующей ухода, матушку не освободили досрочно, как полагалось в таких случаях. Она отсидела практически весь срок (большая часть которого пришлась на военные годы, когда выживали в лагере чудом), и выпустили её только осенью 1945 г., когда было уже очевидно, что она умирает. Хиония Ивановна приехала к дочери в Мичуринск, а когда вернулась из плена другая её дочь, попросила увезти её умирать поближе к Троекурову. Удалось купить маленький домик в деревне Кривушкино, а через месяц матушка умерла от рака. Память священномученика Тихона и исповедницы Хионии Архангельских празднуется в возрождённом Свято-Димит­риев­ском Иларионовском женском монастыре, где отец Тихон прослужил у престола Божия почти 30 лет, как “свой” храмовый праздник. В их лице Церковь прославила не только духовный подвиг верности в гонениях, но и подлинно христианские супружеские отношения, когда муж и жена воистину становятся единой душой и единой плотью, как это заповедано от Бога. От редакции. Порядок публикации в выпусках “Патерика” вынужденным образом произволен: тексты публикуются в том порядке, в каком поступают в редакцию материалы. Общее руководство подготовкой “Патерика” осуществляет архимандрит Макарий. При подготовке публикации были использованы материалы сайта Саратовской епархии www.eparhia-saratov.ru, книга А. В. Наумова “Русский крест графа Медема”. Саратов, 2007. Над текстом работала О. Новикова. Святой мученик Александр Медем — †1 апреля 1931) Прославлен Юбилейным собором 2000 г. 6 Память празднуется 10/23 ноября, в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) и 7/20 июня (Собор Ивановских святых) Мученик Александр — граф Александр Георгий Людвиг Юлий Оттонович Медем — родился в г. Санкт-Петербурге в 1877 году в семье Оттона Людвиговича и Александры Дмитриевны Медем (урождённой Нарышкиной) и был крещён в лютеранство. Его детство и большая часть жизни прошли на хуторе Александрия Хвалынского уезда Саратовской губернии. Это волжское имение в шесть тысяч десятин было куплено Оттоном Людвиговичем в 1870-х годах в качестве свадебного подарка к его бракосочетанию с Александрой Дмитриевной Нарышкиной, в честь которой и был назван хутор.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

1426 Словарь исторический о святых, сл. Варнава, и Исторические записки о Костроме и ее святых протоиер. II. Островского, Кострома, 1864, стр. 81 fin., § 7. 1431 См. слово на обретение мощей преп. Кирилла, напечатанное в Чтениях Общ. Ист. и Древн. 1894 г., кн. III. Мощи обретены были 7-го Ноября 1648-го года, внесены в новопостроенную церковь 22-го Августа 1652-го года. В этот промежуток времени, как должно думать, и было установлено празднование. В слове не говорится прямо об установлении празднования, но говорится, что «днесь блаженную блаженнаго отца Кирилла память празднуем». 1439 Преп. Никандр представляет собою единственный из досинодальных, не совсем понятный для нас, примерь того, что имя его без службы внесено в месячную минею (под 24-м Сентября: «Преподобнаго отца нашего Никандра пустынножителя, Псковскаго чудотворца»). 1443 См. иеромон. Иоасафа Церковно-историческое описание Владимирских достопамятностей, М. 1857. стр. 80–81. – При Грозном Боголюбскому не было празднуемо, а были петы по нем панихиды, см. Доброхотова Памятники древности во Владимире Кляземском, М. 1849, стр. 61. 1450 См. краткие сведения об епископах Феодоре и Иоанне, читаемые при их печатной службе (у нас под руками издание 1870-го года, напечатанное в Московск. синод. типографии). 1454 Известие о мощах епископов Феодора и Иоанна при той же печатной службе, cfr Синодик недели православия в Вивлиофике Новикова, VI, 430. 1455 Ibidd. Покровы положила, один в 1578-м году, другой – в 1581-м году, «князь Володимера Андреевича княгиня Евпраксия удельная». Но или надписи сомнительны, или они передаются в Известии неверно. Должно разуметь в них или супругу, или мать Старицкого князя Владимира Андреевича. Но супруга называлась Евдокией, а мать – в мipe Евфросинией, в монашестве Евдокией, и обе погибли вместе с князем от руки Грозного в 1569-м году, – Карамз. IX, 83. 1456 О мощах не совсем понятным для нас образом епископ между прочим писал в своем представлении, что остается неизвестным, «в каком оные ныне качестве находятся».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этот Степан, или Серафим, оказался человеком бездарным“ и пр. (стр. 76). Таков рассказ, записанный московским историком. Епископ и даже митрополит сначала Московский, а потом Петербургский, первый член русской правящей церкви – не угодно ли? – из блудников: ради блуда и только ради блуда, он „пострижен (посвящен?) в архиереи“, по мнению С. М. Соловьева. Бедная русская церковь ! Неужели таковы твои епископы и митрополиты? Прежде всего обратим внимание на отсутствие логики в рассказе. Все профессора знали, что они гуляют и ведут беседу с Платоном, который был сам монахом и как видно даже из рассказа покровительствовал монахам. И что же? В ответ на первый стих Платона: „чертоги зрю монарши“, они, забыв всякую деликатность и приличие, будто бы говорят: „погиб Степан от секретарши“. Да ужели же профессора не понимали, что таким ответом они прямо оскорбляли своего главного начальника? „Погиб от секретарши“! Так, значит: монашество есть погибель! И это будто бы мелют профессора духовной семинарии (или академии) пред иерархом-монахом! Здесь нет складу. Еще лучшим опровержением невероятного рассказа служат биографические сведения о м. Серафиме. С. К. Смирнов, проф. Моск. дух. академии, много лет (в 1844–1870 г.) преподававший здесь русскую историю, в „Истории моск.-славяно-греко-латинской академии“ пишет: „Серафим (Стефан) Глаголевский родился в 1757 г. и учился сперва в Калужской, потом в Перервинской и Троицкой семинариях. В 1783 г. перешел в вышеназванную академию, в которой слушал богословие и в то же время поступив на содержание дружеского ученого Общества (находившегося под управлением известного масона Новикова), учился немецкому и французскому языку, на которых мог говорить 47 . В 1785 г. определен в Троицкую семинарию учителем, а через год переведен в славяно-гр.-лат. академию учителем же. Пострижен в монашество в Заиконоспасском монастыре 2 декабря 1787 года“ и т. д. Значит он пострижен вовсе не в бытность семинаристом, и не в Троицкой лавре, как сообщает С. М. Соловьев , а в то время, когда он был учителем академии и притом в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

После литургии позваны были к о. протоиерею Благовещенского Собора на закуску; познакомился там с сыном его – прокурором. – Отсюда на экзамен с Преосвященным Алексеем к М. А. Нейдгарт в ее дом, где собраны из разных училищ, что под ее ведением, ученики и ученицы. Отвечали бойко; она раздавала в подарки ситец и книжки, которые заставляла меня вручать. Тут же пожертвовала на Миссию двадцать пять рублей. – Отсюда на экзамен в Учительскую Семинарию, где почти все ученицы дочери священников бедных. Выпускные, человек более тридцати, экзаменовались и превосходно отвечали. – Домой вернувшись, застал у себя жертвовательницу, госпожу Романову, принесшую разные серебряные вещи на Миссию: ложки, чайник, сахарницу, корзинку и прочее. Что за умилительные жертвы! Я предложил ей сделать бы сосуд для мира из ее вещей. Завтра она известит, найдется ли еще кто-либо помочь ей, чтобы устроить сосуд. – К восьми часам отправился к Михаилу Никифоровичу Каткову, по вчерашнему приглашению Софьи Петровны, в экипаже их. Застал там О. Ал. [Ольгу Алексеевну] Новикову, известную патриотку-писательницу на английском, еще две дамы, очень усердно расспрашивавшие про Японию; Петра Михайловича, старшего сына Каткова, кавалергарда, дочерей – Софью Михайловну, жертвовательницу, и Наталью Михайловну, и мать. Михаил Никифорович входил на короткое время. Он в своей гостиной «весьма редкий гость», как выразилась Софья Петровна. Пришел еще некий Чингис-хан, офицер, магометанин. – Вечер очень оживленно был проведен за разговорами и угощением чаем и фруктами. К одиннадцати часам вернулся домой в карете Каткова. 16 мая 1880. Пятница. В Москве Утром пришла М. [Марья] Платоновна Бенкендорф подписать свое Евангелие, принесла малахитовые четки. – Ал. Фад. [Александр Фадеевич] Лузин, обещавший пожертвовать три облачения; советовали оставить салфетки и прочее для употребления Миссии, а кружева М. Платоновна взялась продать. – В одиннадцатом часу с Преосвященным Алексеем поехали на экзамен в Единоверческое училище, у Церкви Святой Троицы, почти за городом, у Рогожской Заставы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

– Вернувшись, застал Преосвященного Алексея одного и откровенно разболтался с ним о многом. В воскресенье нужно будет уехать в Казань, так сегодня и всем говорил. На обратном пути, между прочим, побыть у М. Н. [Михаила Никифоровича] Каткова – на даче, – он просил и говорил, что пошлет деньги о. Владимиру. Конец этой книге; 12-й час ночи 6 июня 1880 года. Саввинское Подворье, на Тверской улице в Москве, – под сводами. Епископ Николай.   В России 7 июня 1880. Суббота. В Москве Утром – к В. Д. [Василию Дмитриевичу] Аксенову, – просил его свести все собранные в Москве деньги вместе и дать мне перевод на них в Петербург, а также дать половину ассигнованной от Миссионерского общества суммы для отсылки в Японию. Звал он для этого к себе в амбар, на Чижовское Подворье, после первого часу. – В фотографию Шимановского – порядочно помучили. – К первому часу – в Благородном Собрании на заседании Общества любителей Российской словесности по поводу открытия памятника Пушкину. Читали: председатель – Юрьев, Тургенев, Писемский, Полонский, Майков, Сухомлинов, депутат от Французского правительства, принявший на свой счет большую половину рукоплесканий, принадлежавших вышедшему в то время Тургеневу. Я сидел около Иванова – помощника попечителя Учебного округа, – князя Мещерского, Mm Новиковой и А. Д. [Александра Дмитриевна] Шереметева. Множество ума, красноречия, блеска, рукоплесканий; при выходе видел коллекцию портретов Пушкина в соседних галереях. Из духовных видел на заседании: Златоустого монастыря архимандрита о. Афонасия и о. А. М. Иванцова-Платонова. Кончилось заседание в четверть пятого. На десять минут был перерыв. Юрьев: «Объявляют заседание открытым», – В амбар к В. Д. Аксенову. По сосчитании всех собранных в Москве денег, оказалось пятьдесят две тысячи. Оставил их у Аксенова до возвращения в Петербург, а из Миссионерского общества двенадцать тысяч он пошлет в Петербург о. Федору Быстрову для пересылки в Японию. Вернувшись и пообедавши с Преосвященным Алексеем, который из деликатности не обедал до сих пор, ожидая меня, отправился ко всенощной – здесь же, на Саввинском Подворье, где и выходил на Литию и Евангелие, – по случаю завтрашнего Великого Праздника Пятидесятницы. После всенощной зашли проститься Катерина Дмитриевна и Софья Дмитриевна Свербеевы, которых принял в комнатах Преосвященного Алексея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Д.В. Новиков Скачать epub pdf Содержание Введение I. Изначальное устроение человека 1. Пять разделений, пять сфер бытия 2. Назначение человека 3. Три силы души 4. Личность и природа II. Состояние человека по грехопадении 1. Грехопадение 2. «Физические» последствия грехопадения: тленность, смертность, страстность, «кожаные ризы» 3. Нравственные последствия грехопадения: всеобщность распространения греха; первородный грех по прп. Максиму Исповеднику 4. Потребность и страсть 5. Учение о восьми страстях в человеке 6. Структура человека по грехопадении III. Благодатное восстановление человеческой природы в Церкви 1. Спасение 2. Восстановление человеческой природы. Христологический аспект 3. Восстановление человеческой природы. Экклезиологический аспект 4. Восстановление человеческой природы. Аскетический аспект 5. Этапы христианской жизни с точки зрения синергии 6. Содержание аскетической практики Заключение     Введение Целостность – существенный признак религиозного сознания, оно возводит все существующее к единому Началу – Богу, Творцу неба и земли и в этом контексте рассматривает все многообразие проблем человека. Вот почему предметом глубокой, «настоящей» религиозной проповеди часто является антропология – целостное учение о человеке в его отношении к Богу, миру и самому себе. Вместе с тем целостность религиозного сознания – особого рода. Мировоззренческая картина антропологии охватывает грандиозные временные рамки – от «внеисторического» бытия первозданного человека в раю до (тоже «внеисторического») преображенного существования в жизни будущего века, за эсхатологическими пределами мира. Это, конечно, открывает новые горизонты исследования и заставляет взглянуть совершенно по-иному на различные человеческие проблемы. Вот как, например, описывал психологию греха, действующего в каждом человеке, Апостол Павел: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то, делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех... Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим. 7, 15–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Добро без наград 08.01.2018 09:01:58 Алла Новикова-Строганова                                                          “Сей есть Сын Мой  возлюбленный, в котором  Мое благоволение”                                             Рассказ Николая Семёновича Лескова “Человек на часах” впервые был опубликован в 4 журнала “Русская мысль” за 1887 год под названием “Спасение погибавшего”. В подзаголовке автор указал точную дату описываемых событий – 1839 год. Писатель обратился к событиям 50-летней  давности – периоду царствования Николая I. Однако здесь легко читается актуальный смысл изображаемого, несмотря на заверения писателя о том, что «теперь всё это уже “дела минувших дней”» . Писатель на протяжении всей своей творческой жизни искал и изображал героя-праведника – деятеля, бескорыстно творящего добро, –  сознательно, а чаще бессознательно, по душевному порыву. В лесковском художественном мире создан целый «иконостас» святых и праведников земли русской, которой нельзя было бы устоять «с одною дрянью», с «изолгавшимися христопродавцами» (VI, 535). Только праведные спасают свою страну от окончательного упадка и гибели: «Господь сказал: если я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу всё место сие. не истреблю и ради десяти» (Быт. 18: 26, 32).  В предисловии к циклу рассказов о праведниках Лесков указал на древнерусское убеждение в том, что «без трёх праведных несть граду стояния» , то есть ни один русский город не уцелел бы, не будь в нём хотя бы трёх праведников. Праведники воплощают идеал, заданный Самим Христом: «Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рождён от Него»  (1-е Ин. 2: 29). «Дети! Да не обольщает вас никто, – взывает святой Апостол Иоанн Богослов. – Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен»  (1-е Ин. 3: 7). Герой рассказа «Человек на часах» – солдат-часовой Постников – тип истинно лесковского “ героя-праведника ”. В мучительной нравственной борьбе он сумел сделать правильный – праведный – выбор, “не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастно врага” .

http://radonezh.ru/analytics/dobro-bez-n...

Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Церковь к мирской власти не рвется» Что мешает Церкви добиться запрета абортов в России? Почему во многих храмах нет подготовки к Таинству Крещения? Остается ли у Вас время на молитву? Правмир продолжает публикацию ответов отца Всеволода Чаплина на вопросы читателей. 8 июня, 2011 Что мешает Церкви добиться запрета абортов в России? Почему во многих храмах нет подготовки к Таинству Крещения? Остается ли у Вас время на молитву? Правмир продолжает публикацию ответов отца Всеволода Чаплина на вопросы читателей. Портал «Правмир» продолжает публиковать ответы протоиерея Всеволода Чаплина на вопросы, заданные читателями в период с 19 по 29 мая. Начало: Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Чем дальше, тем больше медиа мне надоедают» Православие — и есть истинное христианство Здравствуйте, о.Всеволод! Вопрос простой и ясный. Как Вы считаете, муки вечные — это именно бесконечные или «очень-очень длинный промежуток»? И как Вы относитесь к тому, что профессор Осипов вносит смуту, зачастую перетасовывая цитаты святых Отцов, и говоря, что муки вечные — не вечные, противореча постановлению 5-ого Вселенского собора? Николай. О вечном наказании людей, недостойных вечного блаженства, говорит Сам Христос. Я, прежде всего, помню Его слова. Батюшка, Как святые отцы и богословы поясняют следующее кажущееся несоответствие: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:40), ведь мы знаем, что Иисус был в сердце земли две ночи (с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье)? Сергей Новиков. «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» сказано во втором послании апостола Петра. Для меня в данном случае важно не столько количество астрономических суток, сколько те реальные духовные дары, та реальная благодать , которую я, как и другие православные христиане, получаю от Господа. Если кто-то из богословов знает более точный ответ на этот вопрос, спросите у них.

http://pravmir.ru/onlajn-intervyu-s-prot...

Патриарший наместник Московской епархии возглавил престольный праздник Свято-Духовского храма подмосковного села Шкинь 19 июня 2019 г. 12:54 17 июня 2019 года, в день Святого Духа, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Свято-Духовском храме села Шкинь Коломенского городского округа Московской области. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа Московской областной епархии епископ Луховицкий Петр , настоятель Свято-Духовского храма села Шкинь священник Иоанн Новиков, духовенство благочиний города Коломны и Коломенского округа. В храме молились заместитель министра культуры Российской Федерации, председатель попечительского совета по восстановлению Свято-Духовского храма Н.П. Овсиенко, глава Коломенского городского округа Д.Ю. Лебедев, члены попечительского совета по восстановлению храма. Богослужебные песнопения исполнял хор благочиния церквей Коломны под управлением Д. Базанова. За Литургией Патриарший наместник совершил диаконскую хиротонию чтеца Константина Черню. По заамвонной молитве состоялся крестный ход, по окончании которого митрополит Ювеналий обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Ваше Преосвященство, глубокоуважаемый Николай Павлович, дорогой отец Иоанн, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня мы с радостью духовной отмечаем престольный праздник этого храма. И мне хотелось бы обратить ваше внимание на прочитанное Евангелие, где Господь говорит: " Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного " (Мф. 18:19). И дальше сказано: " Где двое или трое будут собраны во имя Мое, там Я посреди них " (Мф. 18:20). Поэтому сегодня в этом церковном собрании Господь пребывает среди нас, и мы имеем дерзновение просить обо всем, что необходимо нам для нашей временной, земной жизни, и для нашего спасения. Мы отмечаем Пятидесятницу, Сошествие Святого Духа, основание Церкви Христовой, которая через века ведет народ ко спасению.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

— Понимаю, — улыбнулся я. – Конечно, понимаю. Рад, что ты это увидел. — Да, увидел… Так что ты не думай. Извини, что так вышло. Тут электричка начала притормаживать, и братва потянулась к выходу. Все по очереди попрощались со мной за руку. Их лица теперь уже не казались мне бандитскими. Хотя, конечно, еще неизвестно, как все могло обернуться, если бы не… И вот тут вопрос – а что именно «…если бы не»? Как это можно назвать? В книге Деяний есть место, которое я часто вспоминаю. Когда апостол Павел в Коринфе столкнулся со злобой своих соплеменников и хотел уйти проповедовать Евангелие язычникам, Бог остановил его неожиданным аргументом: …Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе. Нет, конечно же я не равняю себя с апостолом Павлом. Но вот это – не бойся, у Меня много людей в этом городе – не дает мне покоя. Кто они, эти люди Божьи вокруг нас, еще не проявившие себя как христиане, но уже причисленные Богом к своим? Как научиться видеть их? И в каком месте их нет, если даже в лихие девяностые, в пустой электричке среди десятка грабителей оказался парень, сердце которого когда-то откликнулось на увиденное в Оптинском небе чудо? скрыть способы оплаты Комментарии Евгений Новиков 13 февраля 2017, 16:00 Видимо,все испытывают ощущения ,подобные ощущениям парня из электрички. когда бывают в Оптиной Пустыни. Действительно, непередаваемо светлые.Спасибо Вам за рассказ. Василий 5 февраля 2017, 00:08 В наше время очень сложно понять кто стоит перед тобой, так как люди редко раскрывают свое лицо посторонним. у меня был такой опыт общения: послушался в одном монастыре; по благословлению помогал благодетелям. когда дошло до оплаты (оговорено было заранее) благодетель облил грязью перед духовником. ездить в тот монастырь стал реже. в это же время за помощью обратилась женщина проститутка (простите за прямоту, но это ее работа). казалось бы, духовно падшая, однако зная, что у меня сломался автомобиль предлагала деньги просто так, желая помочь.

http://pravoslavie.ru/100745.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010