Внимание Древнерусского государства привлекали и половецкие племенные объединения, прочно обосновавшиеся в степях Европы во второй половине XI в. «Половецкий вектор» внешней политики Владимира Мономаха привел к серии походов русских дружин на вежи (селища) донских (донецких) и лукоморских (приазовских) половцев. Особо известны походы 1111 и 1116 гг., во время которых были взяты половецкие городки Сугров, Балин и Шарукань, которые, по мнению ряда исследователей, находились в среднем течении Северского Донца. Христианские жители Шарукани встретили русское воинство православными дарами. В этой части Половецкого Поля располагались владения ханов из династии Шаруканидов, которые поддерживали тесные военные, экономические и дипломатические связи с киевскими и черниговскими князьями, роднились и воевали с ними. Поход новгород-северского князя Игоря на вежи хана Кончака в 1185 г. воспет в эпической древнерусской поэме – «Слове о полку Игореве». Поход закончился пленением князя Игоря в ставке хана Кончака на Торе (в районе совр. Славянска), бегством Игоря из плена и последующим династическим союзом. В XIII-XIV вв. крупнейший православный анклав существовал на средневековом городище у с. Маяки в Славянском районе, отсюда происходят многочисленные предметы христианского культа. У с. Ильичевка Краснолиманского района был выявлен христианский некрополь, рядом с которым находилось древнерусское поселение. XV век на территории Донбасса практически не оставил письменных или вещественных источников. После разгрома в конце XIV в. оседлых поселений население края составляли кочевые народы распавшейся Золотой Орды. В начале XVI в. Среднее Подонцовье вошло в орбиту влияния Русского государства. С этого времени тут функционировала сторожевая служба, задачей которой являлось отслеживание перемещений кочевников по степи с целью предупреждения регулярных набегов на центр России и ее окраины. Во второй половине XVI в. Донецкий край был далекой степной окраиной Русского царства и одновременно еще более далекой окраиной Крымского ханства, куда во время засухи приходили кочевать татарские орды. Через Приазовье и Подонцовье проходили также пути вторжений татар на русские земли, там же ездили российские сторожа, а также отряды, преследовавшие татар после их завоевательных походов с целью отбить пленников. В 1571 г. сторожевая служба была реформирована, стала регулярной и охватывала огромные территории южного и восточного российского пограничья. На территории Донбасса сторожа патрулировали среднее течение Северского Донца, станицы выходили в степь вплоть до побережья Азовского моря.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/29/doktri...

Так же наняснейшаго и великаго Государя Владислава четвертаго, Божиею милостию короля Польскаго, и великаго князя Литовскаго и иных Его королевскаго величества новгородка северскаго и черниговским и иных городов воеводам и приказным людям, чрез те рубежи и межи, как в сей записи описаны, непреступовати: и великаго Государя нашего Царя, и великаго Князя Алексея Михаиловича всея России Самодержца, и многих государств Государя и обладателя, Его Царскаго Величества земли Путивльской, и иных городов и уездов; и городищь Недригайловскаго, Городецкаго, Каменнаго, Ахтырскаго, Ольшанскаго; и тех городищь, и иных Царскаго Величества земель, к Новогородку Северскому и Чернигову, и к иным городам чрез тот описанный рубеж, как в сей записи написано, не переходити; и земель не освоивати, и невступатись; и насильства никотораго нечинити; и земель пахотных и непахотных, и сенных покосов, и рыбных ловель и вод, и лесов и бортных ухожьев, и бобровых и иных звериных гонов, и всяких угодий чрез рубеж, не принимати, и не владети никакими угодии; а ведати рубеж обе стороны по томуже, как мы об их великих Государств судьи, меж себя в сих договорных межевых записях написали и постановили. – А будет с которой стороны, кто – нибудь, чрез рубеж перейдёт, пашнями пахотными, или бортными ухожьи, и сенными покосы, и рыбными ловлями, и иными какими-нибудь угодии, учнуть владети, или рубеж кто почнет портить, и великаго Государя Царя, и Великаго Князя Алексея Михаиловича всея России Самодержца, и многих государств Государя и обладателя, Его Царскаго Величества Украинским воеводам, и всяким приказным людем, которые будут у Путивле и в иных городах. Так же наияснейшаго и Великаго Государя Владислава четвертаго, Божиею милостию Короля Польскаго и великаго князя Литовскаго и иных Его Королевскаго величества Украинским Новгородко Северскаго и Черниговским и иных городов воеводам и старостам, и державцам, и всяким приказным людям, которые в тех городах будуть; меж себя согласиться: и на те места от себя послати добрых людей, и велеть о тех обидах и неправдах, сыскивати, и с которой стороны нибудь виноватаго сыщуть, и виноватому мсотря по вине, наказание учинять, и в великих винах казнити; чтоб промеж порубежских мест, воровства и неправды не было; а темиб неправдами, Государскаговечнаго докончания, которое вечное докончание, оне обои Великие Государи, учинили; и чрез обоих великих послов,– Царскаго Величества боярина и наместника Польскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Дмитрий Володихин: «Киеву не впервой становиться русским приграничным городом» 15.11.2023 14:51:18 Повестка нынешней вооруженной борьбы за Донбасс впервые была заявлена на политической арене так давно, что даже представить себе сложно, какие у нее глубокие корни. Она вообще не прозвучала бы, если бы великий князь Иван III не создал единое суверенное государство из крошева раздробленной Руси, из множества полунезависимых государственных образований, а если вглядываться в историю нашу до самого ее основания, то осколков великой единой «Империи Рюриковичей». Чтобы было понятно: до Ивана III существовала Русь. Государь правил между 1462 и 1505 годами. Он ушел. После него осталась Россия. Наша страна – плод объединения русских земель, произведенного во второй половине XV века. Но как только миру было явлено лицо России, великой державы от самого рождения – моментально начались конфликты с соседями. Большой Орде, осколку Золотой Орды, пришлось выбить зубы во время сражения на реке Угре в 1480 году. Орда хотела взимать дань, как в прежние времена. Россия не желала платить, поскольку время изменило расклад сил. Убедительнее оказалась молодая русская сила. Гораздо более серьезным противником оказалось Великое княжество Литовское. По тем временам – государство-мастодонт. Территориально больше России, многолюднее, богаче. Держава эта вдоволь накушалась русских земель, присоединяемых сначала более или менее мирно, чуть ли не в духе «мы защитим вас от Орды», а потом уже огнем и мечом. Подавленные восстания, залитые кровью русские области… И конечно, упорное стремление – эту бы энергию да в мирных целях! – окатоличить подвластную Русь, дать ей иную культуру. И наплевать, хочет ли этого само население. Итог: две масштабных, кровопролитных войны между Москвой и Вильно. В нынешнем 2023 году мы отмечаем 520-летие завершения второй из них. По перемирию 1503 года Великое княжество Литовское отдало России Торопец, Чернигов, Путивль, Брянск, Дорогобуж, Мосальск, Мценск, Трубчевск, Новгород-Северский, Гомель, Стародуб-Северский и множество других городов. Новорожденная Россия приобрела земли, превосходившие по площади огромную Новгородчину. Стоит напомнить, что уже после первой войны России с западным соседом крупным призом нашей страны стала Вязьма.

http://radonezh.ru/2023/11/15/dmitriy-vo...

Историческая справка: «Территория нынешнего Донбасса, как и все южные просторы России и Украины, после татаро-монгольского нашествия длительное время оставалась незаселенной. Освоение «Дикого Поля» шло медленно, в борьбе с Крымским ханством. К середине XVIII века в пределах нынешней Луганско й области был заселен лишь левый берег Северского Донца. Осваивать территорию правого берега Донца, таившую несметные богатства, мешали частые набеги кочевников - крымских татар и ногайцев. В.И. Подов «Славяносербия», 1998 г. «Глобус». «После воссоединения Малороссии с Россией под руководством Богдана Хмельницкого (1648 - 1654 годы) из-за ужасов войны в Дикое поле усилился приток запорожцев и беглых крестьян из-за Днепра и Дона. В казачьих поселениях и городках вдоль Северского Донца и Дона было налажено металлургическое, горное и кузнечное производство.» А.Ф. Горелик, Т.В. Вихров, К.И. Красильников «История родного края», 1995 Луганск. - Вот и давайте рассмотрим формирование традиции народа, пришедшего обживать эти земли в XVIII веке. Кто съезжался сюда? Кто формировал нашу землю? Это, в первую очередь, Донские казаки, которые контролировали пограничные земли, принявшие на себя роль буфера между Царской Россией и «Диким полем». Это и Запорожские казаки, также участвующие в освоении земель Донбасса. Это и сербы, валахи и молдаване, призванные в середине XVIII века императрицей Елизаветой на защиту рубежей Царской империи. Это ссыльные люди из России, беглые крепостные крестьяне из Воронежа, Белгорода, центральной Украины, это мастеровые из Тулы, Москвы и так далее. - В наш край с разных сторон съезжались люди самых разных национальностей. Интернациональный такой у нас Луганск. Из официальной истории нашего края мы знаем: «Войны, которые вела Российская империя с Турцией за выход к южным морям, привели к заселению Донбасса восточнославянским населением (крестьянами из центральной России, Правобережной Украины и Слобожанщины), а также выходцами с Балкан (сербами и валахами), христианским населением Крыма (греками и армянами).»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Король сделал еще шаг вперед: в июле месяце прислал уже прямо от себя к Иоанну кревского наместника Никодима Техановского с прежним требованием присылки великих послов в Литву и с опасною грамотою на них. В Думе решили: Никодима отпустить, а к королю послать сына боярского доброго, для того чтоб с королем дела не порвать; а не послать к королю человека, то вперед задрать о мире будет тяжело. И отправили в Литву сына боярского Хлуденева с опасною грамотою на королевских послов. Хлуденев возвратился уже в ноябре и объявил, что к Рождеству будут в Москву великие литовские послы – полоцкий воевода Ян Юрьевич Глебович с товарищами; Хлуденев сказывал также, что по дороге честь ему была велика, кормы давали вдоволь и чтили его. Ян Глебович явился к назначенному сроку, и переговоры открылись; они начались спором о том, кто первый начал войну – литовцы или русские. Говорили бояре с послами о том многие речи; бояре говорили: королевы люди начали, а послы говорили: великого князя люди начали – и долго о том говорили. Послы говорили, что король посылал гетмана на северские города, потому что эти города его; король Казимир отдал их Шемякину и Можайскому, и те изменили и передали их Москве. Бояре отвечали, что северские города были к Киеву, а Киев – отчина великому князю; и о том речей спорных и бранных много говорили. Когда эти споры наскучили, послы сказали, что не для чего говорить о старине, а надобно найти доброе дело, как бы между государями мир устроить. Когда бояре согласились говорить о настоящем деле, то начался спор, кому первому излагать свои условия; бояре настояли, чтобы первые говорили послы, и те начали требованием Новгорода и Пскова. Бояре отвечали: «И прежде о том бывали речи, да плода не было и не будет. Зачем говорить нелепости, от которых плода никакого нет? Где Новгород, где Псков? И конца тому нет, откуда идут ваши речи». После многих спорных речей послы сказали: «Много поговоривши, как бы к концу приговориться» – и стали требовать мира, какой был между Казимиром и Василием Темным. Бояре назвали и это бесплодными речами. Послы стали говорить о мире Uoahha III с Александром, Василия с Сигизмундом; бояре, разбранившись с ними, пошли прочь, и великий князь велел послам ехать на подворье.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

царей наших Аще несть отдания, кондак святаго, глас 8: Если нет отдания, кондак святого, глас 8 Звезду Российскую, от Киева возсиявшую/и чрез Новград Северский в Ростов достигшую,/всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую,/ублажим златословеснаго учителя Димитрия,/той бо всем вся написа, яже к наставлению,/да всех приобрящет, якоже Павел, Христу/и спасет правоверием души наша. Звезду Российскую, от Киева воссиявшую,/и чрез Новгород Северский Ростова достигшую,/всю же страну сию учением и чудесами озарившую,/прославим златословесного учителя Димитрия./Ибо он для всех написал, все что служит к наставлению,/дабы как Павел всех для Христа приобрести,/и спасти правой верою души наша. Икос: Праведным о кающихся на Небеси,/нам же, грешным, на земли о тебе, праведниче Димитрие,/подобает возрадоватися,/яко новаго тя к Богу молитвенника о нас стяжахом,/егоже достойными похвалами ублажающе,/сице от радости зовем:/радуйся, Ростовская похвало и всея России прославление. Икос: Праведным на небесах – о кающихся,/нам же, грешным, на земле – о тебе, праведник Димитрий,/подобает возрадоваться,/ибо в тебе мы нового молитвенника о нас к Богу обрели./Тебя достойными похвалами ублажая,/мы от радости взываем так:/“Радуйся, Ростова похвала и всей России слава!” Песнь 7 Ирмос: Росодательну убо пещь/содела Ангел/преподобным отроком,/халдеи же опаляющее/веление Божие мучителя увеща вопити:/благословен еси, Боже отец наших. Песнь 7 Ирмос: Росоносною соделал печь/Ангел для благочестивых отроков,/а Божие веление, халдеев опалявшее,/мучителя убедило взывать:/“Благословен Ты, Боже отцов наших!” Якоже трие отроцы в пещи вавилонстей/огненную силу угасиша молитвою,/тако ты, богоявленне Димитрие,/возникший огнь в саможегомых скитах ученьми твоими потребил еси./Отнюдуже тя за спасение душ погибающих/Господь прослави чудесы и нетлением,/мы же святолепными песньми ублажаем. Как три отрока в печи вавилонской/силу огня угасили молитвою,/так ты, Богом явленный Димитрий,/огонь самосожжений, возгоревшийся в скитах, учениями твоими истребил./Потому за спасение душ погибающих/Господь тебя прославил чудесами и нетлением,/мы же подобающими святому песнопениями ублажаем.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obretenie...

Теперь, не задерживая войска под Шкловом и Могилевом, стать к хлебным местам Смоленского уезда и оттуда пустить войну к Двине, где у литовских войск домы. С 8 августа возобновились съезды: польские комиссары объявили, что вечный мир возможен только при возвращении Польше всего завоеванного, и предложили перемирие до мая месяца следующего 1665 года с уступкою царю Смоленска и северских городов. Царские уполномоченные соглашались на это осьмимесячное перемирие, но с удержанием всего завоеванного, уступали наконец Витебск с уездом; за уступку навеки Смоленска, северских городов, Динабурга, Малороссии на восток от Днепра и Запорожья предлагали три миллиона да самим комиссарам давали соболей на три тысячи рублей. Комиссары ни на что не согласились и разъехались в сентябре, положив начать новые съезды не ранее июня 1665 года, после сейма. Так окончилось посольское дело. Князь Долгорукий извещал, что гетман Пац стоит в Могилеве в крепости и в пушечной отстрелке, а в поле бою не дает, не вышел и против окольничего князя Юрия Никитича Борятинского; те же неприятельские люди, которые встретились с Борятинским, побиты наголову, и в плен взято шляхты и немцев 32 человека; кроме того, по обеим сторонам Днепра литовских людей во многих местах побивали; над Шкловом и Копосом промыслить нельзя, потому что сторожа в них оставлена сильная и начальные люди верные. Государевым ратным людям стоять теперь в Дубровне хорошо, гораздо сытнее, чем под Копосом и Шкловом, хлеб находят по ямам и на полях жнут и в обоз возят; но перед прежними годами на полях во многих местах хлеба не сеяно, начало зарастать лесом; около Могилева и Шклова все пожжено и разорено; от Днепра до Березы, а в правую сторону близ Двины, в левую по Толочино все разорено и сожжено, люди в полон выбраны и повезены в Русь. Ратным людям дано сроку три дня для отпуска пленников в Русь, а которые безлюдные люди, тем велено продавать, а у себя не держать, потому что в полках появилось много жонок и девок, и надобно очистить души и тела ратных людей от блуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Наряду с этим встречены пластины-вкладыши с ретушью, наличие которых позволяет соотносить материал с кругом постсвидерских древностей. На памятнике Ситнянская Лука-1 выявлены характерные топорики с перехватом. Но при всем этом решить проблему генезиса индустрий отмеченных стоянок пока однозначно нельзя. Видимо, появление ее связано с тем, что Среднее Поосколье, как и Подонье, во второй половине VI – начале V тыс. до н.э. попало в зону миграции в юго-восточном направлении носителей культуры Максимонис маглемезского круга, которая появляется здесь в сильно трансформированном виде. Свидетельства влияния этой культуры выделены А. П. Гореликом в бассейне Северского Донца на базе кремневого комплекса стоянки Хутор Шевченко в особый вариант индустрии яниславицкой культурной области С. 4–23; 20]. Первые свидетельства влияния аренсбургской культуры на мезолит лесостепного Подонья получены в результате проведенных С. И. Бражниковой в 1989 г. разведочных работ в бассейне р. Семенек (правый приток р. Красивая Меча), в ходе которых на памятнике Каширка-2 был найден косолезвийный наконечник постаренсбургского типа с подработкой крутой притупляющей ретушью боковых граней. Другой наконечник найден на этой же реке в материалах стоянки Писарево-1. Он изготовлен на сечении крупной пластины, имеет слабоскошенное, почти поперечное лезвие и обработку боковой грани только с одной стороны С. 107–108; 22. С. 21–28]. Предварительно выявленный кремневый материал можно соотнести с кругом песочноровских памятников. Но в то же время необходимо отметить, что наличие косо- и поперечнолезвийных наконечников в кремневой индустрии верхнедонских памятников скорее исключение, чем правило. А в материалах стоянок Среднего Дона и Среднего Поосколья влияние аренсбургской культуры вообще пока не прослеживается. В предварительном плане, с учетом наличия или отсутствия признаков свидерской и аренсбургской традиций в мезолитических комплексах (прежде всего ранних), очерчиваются три территориальные группы мезолита лесостепного Подонья: 1) Оскольская, входящая в ареал мезолитических памятников Северского Донца, на формирование которой оказала влияние свидерская культура; 2) Верхнедонская правобережная, имеющая в себе признаки влияния отдельных традиций аренсбургской культуры; 3) Верхне- и Среднедонская левобережная без признаков влияния свидерской и аренсбургской культур.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Они стали проситься у Изяслава идти на Святослава к Новгороду-Северскому. Изяслав ходил к ним на съезд, где порешили - Давыдовичам вместе с сыном Изяславовым Мстиславом, переяславцами и берендеями идти к Новгороду-Северскому. Изяслав сказал им: " Ступайте! если Святослав не выбежит перед вами из города, то осадите его там; когда вы устанете, то я с свежими силами приду к вам и стану продолжать осаду, а вы пойдете домой " . Давыдовичи отправились к Новгороду, стали у вала и два раза приступали к двум воротам; бились у них сильно, как вдруг получили весть от Мстислава Изяславича, чтоб не приступали без него к городу, потому что так отец его велел. Давыдовичи послушались, дождались Мстислава, и все вместе пустили стрельцов своих к городу, христиан и берендеев, и сами стали полками и начали биться; граждане были сильно стеснены: их втиснули в острожные ворота, причем они много потеряли убитыми и ранеными. Бой продолжался до самого вечера, но город не был взят; осаждающие отступили, стали в селе Мелтекове и, пославши отсюда, заграбили стада Игоревы и Святославовы в лесу по реке Рахне, кобыл 3000, да коней 1000; послали и по окрестным селам жечь хлеб и дворы. В это время пришла весть, что Юрий ростовский заключил союз с Святославом и идет к нему на помощь. Услыхав, что дядя поднялся на него, Изяслав Мстиславич отправил степью гонца в Рязань к Ростиславу Ярославичу с просьбою, чтоб напал на Ростовскую область и таким образом отвлек бы Юрия; Ростислав согласился; мы видели, что враждебный ему племянник находился у Святослава Ольговича, союзника Юриева и ему следовало вступить в союз с врагами последнего; да и без того Ярославичи муромские едва ли могли быть в дружелюбных отношениях к Ольговичам, изгнавшим отца их из Чернигова. Юрий был уже в Козельске, когда узнал, что Ростислав рязанский воюет его волость; это известие заставило его возвратиться и отпустить к Святославу только сына Ивана; когда тот пришел в Новгород к Святославу, то последний дал ему Курск с волостями по реке Сейму: как видно, Ольгович решился не щадить ничего, отдавать последнее, лишь бы только удержать в союзе Юрия и с его помощию достигнуть своей цели, освободить брата.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

XXVI. Северская Украйна Настроение московского люда в Северской украйне и вообще на московском юге как нельзя более благоприятствовало вторжению самозванца, и ему это было очень хорошо известно. До перехода войск самозванца через Днепр ещё в Василькове его наречённый тесть, Юрий Мнишек, выражал определённую надежду на то, что пограничные московские крепости сдадутся им без боя. Неизвестны основания этой уверенности Мнишка, но есть возможность выяснить те обстоятельства, которые подготовили отпадение южных областей от царя Бориса. Исход XVI века отмечен усиленным, вследствие сложившихся в Московском государстве обстоятельств, выходом рабочего населения из центра государства на окраины. Главными причинами, всколыхнувшими народную массу и двинувшими её с привычных мест на поиски новой осёдлости, были передача чёрных и дворцовых земель в частное пользование служилых владельцев и тот переворот, какой произвела в служилом землевладении опричнина. Но и вышедшие на южную границу не долго пользовались там простором и привольем, так как быстрая правительственная заимка „дикого поля» приводила свободное население в зависимость. Даже казачество привлекалось на службу государству и шло служить в пограничные города и на сторожевые пограничные посты и линии. Отсюда являлось глухое недовольство в украинном населении, которое нигде не могло укрыться. Недовольство это должно было расти и увеличиваться, так как служилые тяготы возлагались на население неумеренно и без осмотрительности. Таким образом пришлый на украины люд на родине избыв одного зла, на новых местах находил другое, из крестьян и холопов превратясь в государевых служилых людей. Если раньше он негодовал на „сильных людей», землевладельцев, его кабаливших, то теперь он должен был свою неприязнь перенести на правительство и его агентов, которые угнетали его государевой службой и пашней. К этим постоянным условиям недовольства ко времени появления самозванца присоединились новые обстоятельства, взволновавшие население. Это были последствия трёхлетних неурожаев и голодовки, и последствия подозрительности и опал царя Бориса.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010