Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Новгородских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) МАКАРИЙ (XVI в.), Оредежский, основатель Успенского монастыря на р. Оредеж, прп. (пам. 9 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) МАКАРИЙ (Головин) († не ранее 1684), прп. (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МАКАРИЙ РИМЛЯНИН (2-я пол. XIV или XVI (?) в.), прп. (пам. 19 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Новгородский, основатель Макариевской Успенской пуст. на р. Лезна (ныне Тосненский р-н Ленинградской обл.) МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря МОИСЕЙ († 1363), свт. (пам. 25 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Новгородский (1326-1330, 1352-1359) МОИСЕЙ (XIV или 1-я треть XV в.), прп., Белозерский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских и Соборе Вологодских святых) МСТИСЛАВ (ГЕОРГИЙ) РОСТИСЛАВИЧ († 14.06.1180), кн. Новгородский, Храбрый, блгв. (пам. 14 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ (ок. 1180-1228), кн. Галицкий (1219-1227), блгв. кн. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128873_3.html

апокрифических книг//Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.): Сб. ст. М., 1996. С. 75-97; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1 (по указ.); Медведев И. П. К истории изучения переводной новгородской письменности кон. XV ст.//НИС. СПб., 1997. Сб. 6 (16). С. 165-174; Квливидзе Н. В. Икона Софии, Премудрости Божией, и особенности новгородской литург. традиции в кон. XV в.//Сакральная топография средневекового города. М., 1998. С. 86-96. (Изв. Ин-та христ. культуры средневековья; Т. 1); Григоренко А. Ю. Духовные искания на Руси кон. XV в. СПб., 1999 (по указ.); Макарий (Веретенников), архим. Окозрительный устав архиеп. Новгородского Геннадия//АиО. 1999. 4 (22). С. 177-181; он же. Новгородский святитель Геннадий и его церк.-просветительские труды//Ист. вестн. М.; Воронеж, 2000. 2 (6). С. 30-62; он же. Свт. Геннадий Новгородский: (Хронол. вехи жизни и деятельности)//Макариевские чт. Можайск, 2003. Вып. 10. С. 28-60; Ромодановская В. А. Кириллическая латинская Псалтирь XV в. из Новгорода//200 лет первому изданию «Слова о полку Игореве». Ярославль, 2001. С. 166-171; она же. К характеристике интерлинеарной части Чудовской латинской Псалтири//ТОДРЛ. 2004. Т. 55. С. 379-386; Цветков М. А. Захар стригольник в послании архиеп. Геннадия//Новгородский арх. вестн. 2001. 2. С. 19-24; Плигузов А. И. Полемика в Русской Церкви 1-й трети XVI ст. М., 2002 (по указ.); он же. Послание архиеп. Геннадия Новгородского еп. Прохору Сарскому в контексте с правилами новгородских кормчих кон. XV-XVI вв.//НИС. СПб., 2003. Сб. 9 (19). С. 179-196; Романова А. А. Некоторые дополнения к биографии Новгородского архиеп. Геннадия//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Тез. докл. науч. конф./Ред. В. Ф. Андреев. Новгород, 1994. С. 56-59; она же. Древнерус. календарно-хронол. источники XV-XVII вв. СПб., 2002 (по указ.); она же. Эсхатологические ожидания XV в. и записи в пасхалии//Российское гос-во в XIV-XVII вв. СПб., 2002. С. 217-242; Фролов А. А. Конфискации вотчин Новгородского владыки и мон-рей в посл.

http://pravenc.ru/text/162054.html

стат. указатель г. Пскова”, 56, 44. 1807 . Николаевский из Корельского городка, мужской, давно уничтоженный, в окрестностях нынеш­него гор. Кексгольма, Выборгской губ., в Финляндии, на сев.-зап. берегу Ладож­ского оз. Существовал в XV ст. и по переписн. окладн. книгам Водской пя­тины 1500 г. имел во владении несколь­ко населенных деревень. “Временник Общ. ист. и древн.”, 1852 г., XII, 30, 74, 119, 143 (Пе­реписн. кн. 1500 г.); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 34. 1808 . Николаевский – Красногородский, мужской, совсем несуществующий, при гор. Красном, Смолен­ской губ. О нем известно только, что в 1642 г. настоятелем его был архи­мандрит Неофит. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 1016; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 548 (литовского гор. Красного). 1809 . Николаевский – Кречев – Особный, мужской, ныне погост Кречев, Новгородской губ., Старорусского у., в 5 вер. к сев.-вос. от Старой Руссы, на левом берегу р. Полисти (см. “Воен,– топогр. карту 10 вер. в дюйме”, лист 42). Существовал в XV ст., когда в 1443 г. здесь была поставлена кам. церковь св. Николая, архиеп. Новгород. Евфимием. В 1572 г. Никольскому особному м-рю на Кречеве дана была жалов. грамота архиеп. Леонидом. По описи 1615 г. в нем значилось: «храм каменн, да трапеза дервянная Николай чудотв. и Александр Свирский , да в приделе Онуфрий Вели­кий и Петр Афонский и Нерукотворенный Образ». В 1676 г. приписан к Ивер­скому м-рю. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 874; Архим. Макарий, “Церков. ист. опис. гор. Стар. Руссы”, 1866 г., 75; Строев, “Спис. иер. и наст.”, 116, 70; “Акты истор.”, I, 181 (Ж. гр. 1572 г. строит. Иоакиму и священноиноку Киприану); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 32; “Временник Общ. ист.”, 1857 г., XXV, 98 (о приписке к Ив. м-рю); “Русск. истор. Библиот.”, V, 833, 329 (таже грам. 1676 г. ми­троп. Корнилия о приписке к Ивер. м-рю). 1810 . Николаевский – Кушеверский, мужской, ныне погост Кушеверский, Новгородской губ., Боровичского у., в 80 вер. к сев.-вост. от Борович, между р. Песью, озер. Сокольник и Игор. По описи 1581 г. значится: «В Кузмо-Демьянском погосте в Кушевере Ца­рев и Вел. кн. монастырь на черном лесу. А в нем церковь Никола Чудотв. на Крутом на реке на Песи. А на мо­настыре кельи: келья строителя Пимена, да 3 кельи, а в них старцы, да дво­рец конюшенной, да дв. гостиной, да дворец, а в нем живут монастырские детеныши, да дворец коровей». Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож., XI, 294; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.”, при­лож., 31; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Корнилию о высылке в Москву келейной рухляди бывшего архиеп. Н. Г. 1621, авг. 28//Там же. Ф. 1260. Оп. 1. 61; Арх. СПб ИИ РАН. Ф. 117: Коллекция П. И. Савваитова (челобитные Н. Г. царю Михаилу Феодоровичу 1614 г.: 40, 47, 49-51; грамоты и памяти Н. Г. разным лицам: 30, 39, 46, 55; челобитные и отписки Н. Г. разных лиц: 31, 45, 48, 59 и др.); РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 62. Л. 1294-1354. Соч.: Суворов Н. И. О присоединении Двины, Ваги и Каргополя от Новгородской к Вологодской епархии при царе Иване Васильевиче Грозном и вторично при царе Михаиле Федоровиче: [Две челобитные архиеп. Вологодского Нектария царю Михаилу Федоровичу 1613 г.]//Вологодские ГВ. 1862. 28. Ч. неофиц. С. 114-115; он же. Описание Вологодского кафедрального Софийского собора. М., 1863. Прил. С. 175-178. 40 (1-4) [Грамоты Н. Г. на Вологду]. Ист.: Грамота патр. Филарета Никитича Новгородскому митр. Макарию о разрешении Вологодского архиеп. Нектария, жившего на смирении в Новгородском Кириллове мон-ре, 1621, 24 мая//ЧОИДР. 1866. Кн. 3. Смесь. С. 8-10; РИБ. Т. 2. 190. Стб. 865-894; Т. 35. 347. Стб. 663-664; Гневашев Д. Е., Черкасова М. С. Жалованная грамота царя Михаила Федоровича Вологодскому архиеп. Нектарию: Янв. 1614 г.//Ист. архив. 2013. 1. С. 151-167. Лит.: Муравьёв А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1; Суворов Н. И. О вторичном присоединении Двины, Ваги и Каргополя от Новгородской к Вологодской епархии в нач. XVII в.//Вологодские ГВ. 1862. 42. Ч. неофиц. С. 159-160; он же. Ист. сведения об иерархах Древне-Пермской и Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. 1865. 20. Приб. С. 794-798; Каптерев Н. Ф. Ахридские архиепископы и подчиненные им иерархи разных кафедр, являвшиеся в Москву за милостынею в XVI, XVII и в нач. XVIII ст.//ПрТСО. 1888. Ч. 41. С. 105-152; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 19952. С. 194-196; Макарий. История РЦ. Кн. 6; Гневашев Д. Е., Черкасова М. С. Великокняжеские и царские жалованные грамоты Вологодскому архиерейскому дому XVI - нач. XVII в.//Ист. краеведение и архивы. Вологда, 2011. Вып. 18. С. 3-24; Черкасова М. С. Архивы вологодских монастырей и церквей XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012. И. А. Устинова Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2564890.html

Макарий, иером. Онежского Крестного мон. Макарий, митр. Московский и Всея Руси Макарий, митр. Новгородский Макарий, патр. Антиохийский Максентий, римский имп. Максим Грек , прп., св. Максим Исповедник Максим Новый Богослов, св. Максим, адресат дк. Фёдора Максим, митр. Киевский и Владимирский Максимилла, старц. Максимин, римский имп. Максимова Н.В. Малафеев Сёмка, отец Д. Микифорова Малыгин Фёдор Иванович, каргопольский воев. Малышев В.И. Мануил I Комнин, ц. греческий Манькова И.Л. Мардарий, иеродк., келейник патр. Никона в Ф. мон. Маремьяна Феодоровна, адресат пртп. Аввакума Марисов Федот Тимофеевич, с. б., племянник патр. Никона Мария (Мариам), мать Иисуса Христа, библ. Мария Алексеевна, црв., дочь ц. Алексея Михайловича Мария Ильинична (Милославская), црц., первая жена ц. Алексея Михайловича Мария, жена бр. Н.А. Зюзина Мария, сестра Лазаря Четверодневного, библ. Марк, ев. и ап., библ. Марк, стар. Симонова мон. Маркел, архиеп. Вологодский Маркел, ч. дк., сопровождал патр. Никона в ссылку в Ф. мон. Маркелко, стр. Маркина Н.Д. Мартинов Гаврилко, вологжанин Мартарий Зеленецкий, прп. Мартынов Гришка, стр. Мартынова М.В. Мартюхин Иван, посетитель патр. Никона в В.Н.-И. мон. Марфа Алексеевна (в постриге Маргарита), црв., дочь ц. Алексея Михайловича Марфа, игн. Воскресенского мон. Марфа, сестра Лазаря Четверодневного, библ. Маршев, фабрикант Маслеников Иван, земский староста Матвеев Артамон Сергеевич, бр., полковник, гол. стр. Матвеев Герасим, беглый Матвеев Гераська, дк. села Завидова Матвеев Дмитрий, грек, перев., курьер у патр. Никона Матвеева Е.Н. Маттес-Хохлфелд Е. (Mftthes–Hohlfeld Elke) Матфей Властарь , составитель сборника «Синтагма» Матфей, архиеп. Сарайский Матфей, архим., посол халкидонского митр. Гавриила Матфей, ев. и ап., библ. Матфей, патр. Константинопольский Матхаузерова С. Матюшкин Афанасий Иванович, ст., ловчий Матюшкин Пётр Иванович, д. дв., комнатный ст., ок., бр. Махов А.Е. Маясова Н.А. Мезенцов Трошка, гол. казачий Мелетий Грек, иеродк. Мелетий Пигас, патр. Александрийский

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   По творениям свт. Иоанна Златоуста, преп. Иоанна Кассиана, Варсонофия Великого, свт. Тихона Задонского, Оптинских старцев Макария, Амвросия и Анатолия, Иакова, архиеп. Новгородского, еп. Феофана Затворника, Петра, еп. Томского, старицы Матрены Задонской и мн. др.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам, п. 42. С. 83.    Прот. Петр Миртов. Источник утешения. Слово в память погибших при Цусиме//Прибавл. к церковн. Ведомостям. 1912, 20. С. 820.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. III. О истинном христианстве, §§ 427 и 428.    Преп. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы, гл. 125//Добротолюбие. Т. III. С. 261—262.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. IX. Беседа 10 на посл. Римл. С. 590—591.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 149. С. 293—294.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 289. С. 470.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. XI. С. 79.    Он же. Беседа 6 на послан. к Титу.    Преп. Марк Подвижник. Слово 2. Об оправдании делами. С. 47.    Там же. § 56.    Еп. Феофан. Письма//Духовный Вестник. 1896, 43—44. С. 682.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I, п. 159. С. 165.    См.: Пролог на 21 июля.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 31 на Евангелие от Матфея.    Иаков, архиеп. Нижегородский//Прот. Гр. Дьяченко. Практическая симфония. С. 474.    Еп. Гермоген. Минуты пастырского досуга. T. I. М., 1882 г.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. Беседа 28 на Евангелие от Матфея. С. 268.    Преп. Марк Подвижник. Слово 2, §§ 168 и 141.    Преп. Марк Подвижник. Слово 1, § 156.    Свт. Василий Великий//Прот. Григорий Дьяченко. Практическая симфония. С. 485.    Преп. Нил Синайский. Мысли, отводящие от тленного, § 36//Добротолюбие. T. II. С. 282.    Там же, § 9. С. 280.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мир., п. 411. С. 691; п. 53. С. 115; п. 336. С. 598.    Преп. авва Дорофей. Поучение 12.    Листок издания Троице-Сергиевой Лавры, 135. М., 1882. С. 1—2.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 111.    Игум. Антоний. Письма, п. 21 и 255. С. 24 и 323.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

апостолов Петра и Павла, устроенные из злата и серебра, обновил; потом расписал стены собора с наружной стороны. Летописец с восторгом и особенной подробностью говорит о трудах святителя по обновлению и украшению Софийского собора. «Того же 7036 (1528 г.) лета, пишет он, при державе благоверного в. князя Василья Ивановича всеа Русии, повеле боголюбивый архиепископ владыка Макарий устроити царския двери во св. Софею, понеже прежний двери от много лет обетшали, ни которые лепоты не имуще; пресвященный же архиепископ повеле устроити двери сугубее первых в высоту и в ширину. Преже бо начен от божественных икон писания на кивоте, еже над дверми, и на самых дверех, и на столбцех, числом иконнаго поклонения святых яко 66; такоже повеле хитрецем древие угодное различным начертанием устроити с мудрыми подзоры и украшати златом и сребром лиственным, еже есть сусан. Иконописцы же и хитрецы устроиша по велению царския двери вельми чюдно видети и всякие лепоты исполнены; и крест честный на версе дверей постави от камени хрусталя велми чудно устроение, и повеле царския двери поставити в соборней церкви во святей Софеи, и запону устроил от различных тафт, велми лепо видети. Тогда же боголюбивый архиеп. Макарий иконы во святей Софеи повеле по чину поставите: самую чюдную икону св. Софею выше воздвиг, и цареградские иконы, Всемилостивый Спас наш Господь I. Христос стоящ, от злата и сребра велми чюдно устроение, и святии апостоли Петр и Павел, такоже стоящи, от злата и серебра чюдно устроены: и си чюдные иконы противу своего святительского места постави, и пелены от паволок устрои, чюдно и лепо видети, и прочая иконы по чину повеле поставити. И входящу самому боголюбивому архиепископу Макарию во святую соборную церковь св. Софею, и с ним архимандритом и честным игуменом, и священником и дьяконом, и всем православным хрестьяном такову лепоту в церкви видяще, и всем рещи: Господи! освяти любящая дому Твоего. Того же лета, весне, повеле пресвященный архиеп. Макарий иконописцем написати настенное писмо, на стену, у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

XV в. установилось общецерковное празднование прп. Никиты Переяславского († 1186, память указана в агиографических сборниках XV в.- РГБ. Троиц. 761 и 644; ГИМ. Син. 637). В XV в. за пределы отдельных епархий распространилось почитание прп. Димитрия Прилуцкого († ок. 1406) и прп. Авраамия Ростовского († ок. 1073-1077; по др. версиям, XI - нач. XII в. или XIV в.), однако их памяти встречаются лишь в месяцесловах XVI в. Свт. Макарий Московский, с житием. Икона. 1998 г. (ц. Св. Троицы Московского подворья Троице-Сергиевой лавры) В XX в. состояние источниковедческой базы Макарьевских Соборов существенно изменилось. В 1910 г. был опубликован ранее неизвестный список Окружного послания митр. Макария от 26 февр. 1547 г., адресованного архиеп. Новгородскому Феодосию ( Кунцевич Г. З. Подлинный список о новых чудотворцах к Феодосию, архиепископу Новограда и Пскова//ИОРЯС. 1910. Т. 15. Кн. 1. С. 252-257). В 1929 г. был издан единственный летописный источник по этому вопросу - погодная статья Новгородской IV летописи по списку Н. Никольского от 1 февр. 1547 г. (ПСРЛ. 19292. Т. 4. Вып. 3. С. 619). Архим. Макарием (Веретенниковым) был обнаружен и опубликован новый текст грамоты Собора 1547 г. в виде «указца» Обиходника XVI в. из собрания Кирилло-Белозерского мон-ря (РГАДА. Кир.-Бел. 58; изд.: Макарий (Веретенников). 1998. С. 17. Прил. 3). Т. о., на сегодняшний день существует 7 редакций соборного указа 1547 г. Четыре из них представляют собой списки Окружного послания митр. Макария от 26 февр. 1547 г., адресованные: а) в Троице-Сергиеву лавру (РГБ. Троиц. 241. Л. 1-206; изд.: Лебедев Н. Макарий, митрополит Всероссийский (1482-1563). М., 1877. Прил. С. I-II); б) в Вологодскую епархию («на Вологду и Белоозеро») (ААЭ. Т. 1. С. 203-204 (=N 213)); в) Новгородскому архиеп. Феодосию (РНБ. F.I.356. Л. 441-442); г) в «царство Владимерское и Московское и Новгородское и всю Российскую землю владыкам и архимандритам и игуменом и протопопом, попом и диаконом градским и сельским и всем християном», дошедшее в составе Сибирского «Судного списка Максима Грека» (ГПНТБ СО РАН. F. 1. 3. Л. 176-177; изд.: Веретенников П., свящ. (впосл. архим. Макарий). Первосвятительская деятельность Макария, Митр. Моск. и всея Руси († 1563)//ВРЗЕПЭ. 1980/1981. 105/108. С. 213-246). Пятая редакция, опубликованная Н. М. Карамзиным по списку Иосифо-Волоколамского мон-ря (РГБ. МДА. 362. Л. 223-225; изд.: Карамзин Н. М. Примечания к IX тому Истории государства Российского. СПб., 1853. С. 27-29. Примеч. 87), представляет собой пересказ Окружного послания. Шестая редакция Послания сохранилась в виде «указца» в Обиходнике XVI в. из собрания Кирилло-Белозерского монастыря. Седьмая редакция грамоты представляет собой летописную запись от 1 февр. 1547 г. в Новгородской IV летописи (по списку Н. Никольского).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Благоверной княгини Ольги, св. князя Владимира, повесть о св. муч. Борисе и Глебе, о св. кн. Александре Невском, о Всеволоде Псковском и др. Над продолжением и дополнением Степенной книги Макарий в сане митрополита также усердно трудился, как и над продолжением составления житий для своих Четьи-Миней. Доказательством сему служит то, что в сохранившемся списке Степенной книги, писанным в его время, и продолженном до самой его кончины, есть статьи, писанные им самим, напр., описание первых 26 лет правления царя Иоанна Васильевича, и есть статьи, составленные по его благословению и тогда же, а не после, занесенные в Степенную книгу 261 . Вообще, владыка Макарий оставил по себе бессмертную память своими литературными трудами, которых большая часть принадлежит именно времени святительства его в Новгороде. С особенной энергией занимаясь делами церковного управления, архиеп. Макарий своим умом, деятельностью и мудрой распорядительностью на пользу своей паствы, церкви и государства, умел заслужить расположение и державных. В декабре 1527 г. в. к. Василий Иванович, прибыв в Тихвин помолиться Пречистой Богородице о своем здравии и спасении, и «чтобы Господь Бог даровал ему плод чрева», вызвал туда для совокупной молитвы и архиепископа Макария, который пел молебны «соборне с игумены и священники, и божественную литургию совершал о государском здравии и всего православного христианства», и затем с честью был отпущен в свою архиепископию 262 . Неоднократно и после того в. князем давались архиеп. Макарию важные государственные поручения, как мы видели выше, и оказывалось ему со стороны в. князя внимание. Так, в 1530 г. в. князь, назначив в Новгородский Юрьев монастырь настоятелем своего архидиакона инока Силуана, и в 1532 г. в Хутынский – «старца из Осифовы пустыни инока Феодосия, клирика чином», для возведения первого в сан архимандрита, а второго – в сан игумена, отправил в Новгород к архиепископу Макарию 263 . При в. князе Иоанне Васильевиче IV еще более высказалось доверие и уважение к архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Макарию. В 1535 (7043) г. в. князь Иван Васильевич, вместе с матерью своею Еленою писали богомольцу своему архиеп. Макарию в Новгород, что в прежние годы, когда татары делали нападения на Русь, взяли в плен многих боярских детей, мужей, жен и девиц, и что теперь они отпускают их из плена, только требуют за них выкупа. При этом, просили владыку принять с духовенством епархии участие в этом выкупе и собрать со своей архиепископии, не исключая и монастырей, 700 руб. Московских, которые Макарий немедленно собрал и отправил в Москву 22-го ноября. Вслед за тем, в декабре того же 1535 г., юный государь с матерью своею Еленою опять писали владыке в Новгород, прося его благословить и отпустить наместников Новгородских в Литву на дело ратное, против их недруга, а самого приглашали в Москву для совета о земском устроении и для богомолья о здравии и благополучии государя и его матери, и о их христолюбивом воинстве. В то же время и митрополит прислал к нему послание, в котором просил приехать в Москву как для соборного богомолья о благоденствии России, так, особенно, для совещания о делах духовных и земских, и способствовать ему мудрыми советами в государевой Думе 264 . Прибыв в Москву, и здесь представляясь малолетнему государю и его матери (10-го января 1535 г.), он поднес, «по обычаю», многие дары и был принят с честью и любовью. Пробыл в Москве владыка Макарий 18 дней, «по всем церквам ездя, молебная совершая, и два раза служил литургию в храме чудотворца Николая Гостунскаго». Через день бывал у государя, «много печалования творя из своей архиепископии о церквах Божиих, и о победных людех, которых в опале было множество много». И государь уважил его ходатайство, многих помиловал и «самого, доволне одарив», с честью отпустил в Новгород 265 . В том же 1535 г., когда вводилась новая государственная монета, в. князь с матерью опять писали архиеп. Макарию, поручая ему обще с наместниками и дьяками «накрепко беречи новые денги, чтобы безумнии человецы нимало не исказили и старый бы злый обычай оставили, и на покаяние пришли» 266 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010