Основной жизненной задачей, определяющей все направление и постановку духовного развития и деятельности у нас, христиан, – и нашего поведения, и склада нашей личности, должно быть, по евангелию, стремление к царству Божию и вечной, всеобъемлющей правде его: «… ищите прежде (раньше и больше благ земных) царствия Божия и правды его и сия вся (эти блага) приложатся (сами собою даны будут, в смысле придачи) вам» 354 . – Но как мы и сказали, в царство Бога не может войти ничто нечистое 355 , со светом не может соединиться мрачное. Поэтому у темного, грешного человека обращение т. е. именно – поворачивание пути его к Богу, должно начинаться с покаяния, почему первый призыв и Крестителя, и Самого Христа, и апостолов – «… покайтеся», или как говорил ап. Петр, «… спасайтеся от рода сего развращенного» 356 . В развитии дальнейшего содержания жизни возрождающегося духа, Евангелием производится коренная переоценка всех наших земных ценностей. Прельщающие нас своею призрачной красотою обычные блага и наслаждения жизни представляются здесь лишь бременем для нашего духовного я , лишь помехою для нравственного нашего совершенства. Отказ же от них – даже до того, чтобы самую душу погубить ради Христа и Евангелия – и есть по ним и основа всяких истинных благ, и приобретение, закрепление за человеком ничем не погубляемой жизни. «Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, – так ясно и определяюще говорит Господь, – тот сбережет ее» 357 . И когда Петр, уже к концу земной жизни Спасителя, сказал Ему: «… вот мы оставили все и последовали за Тобою». Иисус ответил им: «… истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для царствия Божия, – и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной» 358 . Так, сытость, бережение жизни и богатства мира, есть по Евангелию нищета, растрачивание жизни и голод, и убожество духовные. И по не менее ясному слову Христа: «… всякий из нас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Его учеником» 359 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Социальная несправедливость заставляет, подталкивает некоторых людей пользоваться услугами всемирного Вавилона, и это – форма отступничества от Христа. Общение со всемирным Вавилоном – это участие в коллективных грехах тех людей, которые составили заговор против Бога и против Помазанника Его. Как сказано в Псалтири: «Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его» ( Пс.2:2 ). Слова: «елея же и вина не повреждай» истолковываются следующим образом. «Словами же: “елея и вина не повреждай”, указывают, что из-за страха не следует отвергать Христово врачевание, оставляя без него уязвленных грехом и впавших в разбой и тем допуская смерть к похищению тех, которые имеют побороть свое грехопадение по милости долготерпеливого великого Бога». Елей – это то, чем совершается елеопомазание в Таинстве соборования перед большими праздниками. Вино – это то, что приносится в алтарь для пресуществления во время Божественной Евхаристии. Пшеница, о которой мы читали выше, – это то, что используется для изготовления хлеба, который тоже приносится в алтарь и во время пресуществления становится Телом Христовым. То есть, мы должны принимать елей, вино и хлеб на храм, на наши духовные нужды, не повреждая их. Что значит «не повреждая»? Это значит: нельзя принимать милостыню на духовные нужды от нечестивых людей. Поэтому я немножко с подозрением отношусь к тем храмам, где все сияет, все уже восстановлено, всё в самом лучшем виде. Откуда в наше время можно достать такие средства? И я спокойно отношусь к храмам, где есть какие-то материальные проблемы, это сразу показывает нам то, что эти храмы созидаются за счет верующих, а не за счет тех воров-бизнесменов, думающих отгородиться от Божьего гнева церковными стенами, которые они восстанавливают. Не отгородятся они от Божьего гнева стенами, которые они восстанавливают, потому что в Писании, в 4 Книге Царств сказано: «Серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе не вносилось в дом Господень: священникам оно принадлежало» ( 4Цар.12:16 ). Принимать на храм такие пожертвования, которые от греховной жизни даются, нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Таким образом, Царство Божие, состоящее, по апостолу, в правде, мире и радости о Духе Святом, и теперь принадлежит нищим духом, хотя и внутренно только, посредством веры и надежды. В будущей же жизни они вполне и совершенно будут участвовать в блаженстве вечном, где блаженство это не будет нарушаться скорбями мира сего, по неложному обетованию Слова Божия: «и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее уже прошло». Что должно присоединить к молитве, чтобы утвердиться в надежде спасения и блаженства? Какое учение может руководствовать нас в подвиге для достижения блаженства? Что нужно сказать об изречениях, содержащих это учение? Как читается первая заповедь блаженства? Что значит быть нищими духом, и как можно приобрести нищету духовную? Могут ли быть нищими духом и богатые? Не может ли нищета телесная служить к совершенству нищеты духовной? Что Господь обещает нищим духом? Каким образом им принадлежит Царство Небесное? 15. Вторая и третья заповеди блаженства Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. 2Кор.7:10 . Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Мф.11:29 . Не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы. Мф.12:19 –20. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Рим.12:19 . В прошлый раз мы изъяснили учение Слова Божия о нищете духовной, как подвиге, необходимом для достижения блаженства. Подвиг этот, как мы видели, предполагает в человеке другие подвиги, низводящие на него благодать Божию и утверждающие его в надежде на спасение. Все эти подвиги предложены Спасителем в последующих восьми заповедях блаженства. В настоящий раз мы предложим изъяснение второй и третьей из них. Вторая заповедь блаженства читается так: блаженны плачущие, яко тии утешатся.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

18 Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их. 19 Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. 20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. 21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится. 22 Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут. 23 Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет. Отрывок для молитвенного размышления на день (Пс. 33: 1–23): 2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих Что означают непрерывное благословение и непрестанная хвала, когда речь идет о Боге? Как можно благословлять и хвалить, не останавливаясь, пусть даже Бога? В конце концов, нам придется прерваться хотя бы на еду и сон. Между тем псалмопевец сам отвечает на заданный вопрос: он говорит о том, что его душа хвалится Яхве и прославляет, возвеличивает Его имя, к чему автор псалма и призывает присоединиться тех, к кому обращается. Оказывается, прославлять Бога, не останавливаясь, можно, призывая Его священное имя, причем лишь тогда, когда оно войдет в душу человека, определив всю его жизнь: душа на языке Библии означает именно жизнь во всех ее проявлениях, не только духовных, но и природных. Как же этого добиться? Псалмопевец выделяет два основополагающих момента: бедность и страх Божий. Нищий (бедняк) воззвал, и Яхве услышал — так описывает ситуацию автор псалма. А размышления о праведности начинают с обучения страху Божьему. Очевидно, речь идет не о тех или не только о тех, кто беден материально. Конечно, бедняку иногда проще понять, что, кроме Бога, надеяться и опереться ему не на кого и не на что, но иногда это понимают и люди богатые, а материальная бедность и даже нищета сами по себе не обращают человека к Богу. Речь идет, скорее, о бедности как о состоянии духовном. О таком состоянии, когда человек осознает: главного, того, что позволит ему быть праведником, у него нет, а то, что есть, для этого не годится. Праведность человеку по природе не свойственна, она может быть для него только состоянием, притом состоянием, которое ему дается Богом и которое он может лишь принять с тем, чтобы постараться в нем удержаться как можно дольше, в идеале — всю жизнь. В данном случае без страха Божьего никак: речь идет не о страхе наказания, а о священном трепете, который переживает человек в Божьем присутствии.

http://blog.predanie.ru/article/zhivaya-...

1Кор.4:8 .  Вы уже пре­сытились, вы уже обогатились, вы стали цар­с­т­во­­вать без нас. О, если бы вы и в самом деле цар­с­т­во­вали, чтобы и нам с вами цар­с­т­во­­вать! Ап. слишком негодует на безосновательное самопревозношение коринфян, и речь его принимает характер иронии. Павел и другие апостолы живут в скорбях, а коринфяне, напротив, почему-то уже торжествуют. – «Вы уже пресытились». У коринфян исчезла уже нищета духовная, алкание правды, слезы раскаяния, какие должны всегда сопровождать духовное развитие христианина ( Мф. 5:3–6 ). Их духовные потребности как будто вполне удовлетворены. – «Обогатились» – конечно, многочисленными духовными дарованиями, что возбудило в коринфянах большое самомнение. – «Вы стали царствовать», т. е. как будто вошли уже в славное царство Христово. – «Без нас», т. е. так, что мы в этом прославлении совсем не участвуем. 1Кор.4:9 .  Ибо я думаю, что нам, по­следним по­слан­никам, Бог судил быть как бы при­говорен­ными к смерти, по­тому что мы сделались по­зорищем для мира, для Ангелов и человеков. «Ибо». Соединительный предлог показывает, что ироническая речь Апостола еще продолжается. – «Я думаю» – правильнее: «кажется» – «Что нам..». Правильнее: «что Бог нас, апостолов, выставил как последних, как бы осужденных на смерть». Ап. дивится, как это коринфяне могли вообразить, что Апостолы должны после них, «последними» войти в царство Христово, которое Он обещал любящим Его. Ужели, в самом деле, Апостолы должны стоять всегда в положении гладиаторов, приговоренных к смерти, тогда как их духовные чада будут наслаждаться покоем? – «Мы сделались позорищем», т. е. зрелищем, которое собираются смотреть люди разного положения. – «Для мира». Это слово обозначает совокупность всех разумных существ. – «Для Ангелов» – как добрых, так и злых (ср. Еф. 3:10 ). 1Кор.4:10 .  Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. 1Кор.4:11 .  Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и по­бои, и скитаемся, 1Кор.4:12 .  и трудимся, работая сво­ими руками. Злословят нас, мы благо­словля­ем; гонят нас, мы терпим;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

208. Покушается ли тщеславие на искажение лика смирения? Одно лишь смиреннословие, как и показное поведете, противоположны истинному смирению, так как являются от тщеславия. Еще более погибельно – «мнение», т.е. убежденность в своем смирении, что уже относится к гордости. Истинное смирение «не видит себя», оно закрыто простотой или молчанием. Смиряться пред некоторыми – ложное смирение; следует быть смиренным пред всеми. Слепое суждение часто видит смирение в человекоутоднике. " Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием» ( Кол. 11, 18 ). 209. Что Бог открыл нам о внутренней природе смирения? Смирение есть блаженное ощущение в душе благодати Божией, что возможно познать только своим опытом. «...возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим» ( Mф. XI, 29 ). Христос говорить: научитесь не от Ангела, не от человека, не от книги, но – от Меня, то есть от Моего в вас вселения и осияния и действия. Потому и говорить пр. Иоанн Леств., что смиренномудрие есть Божие наименование. 210. Что обещано нищим духом по 1-й Заповеди Блаженства? Блаженство , как предощущение вечного блаженства и приобщение к Царству Небесному . См. учение о Царстве Небесном в Части Второй в изучении 12-го члена Символа Веры . § 27. О второй заповеди блаженства 211. Кого Господь Иисус Христос ублажает во 2-й Заповеди Блаженства? " Блажени плачущии, яко тии утешатся» ( Mф.V, 4 ). Сокрушение, охватившее душу, об удалении от Бога, скорбь о разлучении с Богом, есть духовный плач. После нищих духом Господь причисляет к блаженным тех, кто слезно скорбит о крайнем своем недостоинстве. Так взывал в покаянной скорби пророк царь Давид: «...каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими увлажняю постель мою» ( Nc. VI, 7 ). Так скорбел отрекшийся Апостол: «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И вышед вон, плакал горько» ( Mф. XXVI, 75 ). Так блаженство первое – нищета духа, рождает второе – блаженный плачь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

35. Молитва Господня Пример должной молитвы - молитва Господня. Первое слово ее " Отец " учит молиться с любовью и доверием к Богу, второе же " наш " указывает, что надо молиться за себя и за других, и лучше - сообща. Отец наш, Который на небе - указание на небо как на место пребывания Бога есть напоминание о превосходящем все земные понятия Божием совершенстве. В силу этого нельзя не желать, чтобы самое имя Божие было свято для всех и чтобы мы сами, словом и делом прославляя Его, были достойными детьми Небесного Отца. Да святится имя Твое - в этих словах все наше воздыхание о святости. В прошении Да приидет Царствие Твое - мольба о том, чтобы святость Божия просияла всюду, чтобы правда Божия восторжествовала внутри и вне нас и чтобы мир стал царством любви. Но во всей полноте Царство Божие откроется в будущем веке, по всеобщем воскресении из мертвых, и доступ в него будет открыт лишь тем, кто творит волю Божию. А без помощи Божией мы не можем исполнить Его волю, откуда необходимо постоянно взывать: Да будет воля Твоя на земле, как на небе. Волю Божию следует творить охотно, радостно, как творят ее Ангелы и святые. Говоря: Хлеб наш насущный дай нам сегодня, мы просим, прежде всего, хлеба духовного, т.е. евхаристического хлеба, пречистого Тела Господня, о котором Он Сам сказал: " ядущий хлеб сей жить будет вовек " (Ин.6:58). Хлеб насущный - это также Слово Божие, про которое сказано: " не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим " (Лк.4:4). Наконец, под хлебом насущным надо понимать все потребное для нашей земной жизни. Бог, конечно, знает наши нужды, но молитва о них необходима для нашей пользы: она укрепляет веру и ограничивает наши желания; молитва же о нуждах других людей возвышает нас. В прошении о прощении грехов - И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим - должна выражаться нищета духовная, без которой нет ни исправления, ни духовного роста. Прощение грехов же познается в освобождении от их власти над нами. А упоминание о том, что и мы прощаем - это, прежде всего, призыв прощать. Объясняя это прошение, Господь Сам сказал: " если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших " (Мф.6:15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

46 (св. Андрей Критский ) Тема тропологии: О печали по Богу Текст для рассмотрения: Быт. гл. 28–32 Употребляемые категории: ИАКОВ – печаль по Богу ИСАВ – печаль по миру ХАРАН – естественное созерцание ЛАВАН – страх Божий ЖЕНЫ – навыки в деятельности и созерцании: 1. ЛИЯ – навыки и осуществление деятельного любомудрия 2. PAXIЛЬ – навыки и осуществление созерцательного любомудрия НАЛОЖНИЦЫ – «средние» дела ЛЕСТНИЦА ИАКОВА – 12 добродетелей 12 СЫНОВЕЙ – плоды деятельного и созерцательного любомудрия ДЕТИ ЛИИ – деятельные добродетели: 1 . РУВИМ – нищета духовная 2 . СИМЕОН – исповедание 3 . ЛЕВИЙ – послушание 4 . ИУДА – благодарение 5 . ИССАХАР – целомудрие 6 . ЗАВУЛОН – псалмопение ДЕТИ ВАЛЛЫ (СЛУЖАНКИ PAXIЛU) – «средние» дела: 1 . ДАН – пост 2 . НЕФФАЛИМ – бдение ДЕТИ ЗЕЛФИ (СЛУЖАНКИ ЛИИ) – «средние» дела: 1 . ГАД– нестяжание 2 . АСИР – уединение ДЕТИ PAXIЛU – созерцательные добродетели: 1 . ИОСИФ – богомыслие 2 . ВЕНИАМИН – богозрение Жизнь наша именуется долиною плача ( Пс. 83:7 ), потому что все здешнее достойно слез. Любая радость земная проникнута печалью, и всякий, чувствующий неудовлетворительность земного и потребность лучшего, восклицает громко: «Как вожделенны умственные жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая в находящиеся на небесах дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. Блаженны достигшие совершенства и уже живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя. Но блажен и тот человек, которого сила к стяжанию добродетелей – в Тебе и у которого в сердце стези восхождения от земных вещей – к небесным и от худших – к лучшим направлены к Тебе. Проходя долиною плача в сей прискорбной жизни, сии люди открывают в ней источники покаяния, и дождь спасительных слез покрывает ее благословением; они приходят от силы в силу: от одной добродетели – к другой, являются пред Богом на Сионе, стяжевая мир душевный. Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли мне, Боже Иаковлев!» ( Пс. 83:2–9 ) Не случайно блаженным называется тот, кому помощник Бог Иаковлев ( Пс. 145:5 ), способный научить всякого стремящегося к Нему путям Своим ( Мих. 4:2 ), как некогда научил и самого патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

5 . Однажды блаженный Антоний молился в келье и был к нему голос: «Антоний! Ты еще не пришел в меру кожевника, живущего в Александрии». Услышав это, старец встал рано утром и, взяв посох, поспешно пошел в Александрию. Когда он пришел к указанному кожевнику, муж этот крайне удивился, увидев у себя Антония. Старец ему сказал: «Поведай мне свои дела, потому что для этого я пришел сюда, оставив пустыню. Кожевник отвечал: «Не знаю за собой, чтобы я сделал когда-либо и что-либо доброе: по этой причине, вставая рано с постели, прежде нежели выйду на работу, говорю сам себе: Все жители этого города от большого до малого, войдут в Царство Божие за свои добродетели, а я один пойду в вечную муку за мои грехи. Эти же слова повторяю в своем сердце, прежде нежели пойду спать». Услышав это, блаженный Антоний отвечал: «Поистине, сын мой, ты как искусный ювелир, сидя спокойно в своем доме, стяжал Царство Божие; а я, хотя всю жизнь мою провожу в пустыне, но не стяжал духовного разума, не достиг в меру сознания, которое ты выражаешь своими словами». 6 . В Вавилоне дочь одного идолопоклонника была одержима бесом. Один знакомый монах сказал ее отцу, что никто не сможет исцелить его дочери, кроме известных ему отшельников, но и они по смирению не захотят этого сделать. Вот как поступим: когда они придут на торг продавать рукоделия, мы представимся покупателями. Когда они придут в дом за деньгами, то попросим их сотворить молитву, и я верю, что исцелится дочь твоя. Они пришли на торг; там ученик одного старца продавал корзины. Они пригласили его с корзинами в дом, чтобы отдать ему деньги. Когда монах вступил в дом, беснующаяся выбежала ему навстречу и ударила по щеке. Следуя заповеди Спасителя, он обратил к ней другую щеку. Демон ощутил муку и завопил: «О беда! Заповедь Иисуса Христа изгоняет меня!» Девица немедленно очистилась. О случившемся поведали старцам. Они прославили Бога, сказав: «Обычно дьявольской гордыне – падать перед смирением заповеди Христовой». (92) 7 . В Нитрийской пустыне (70 миль на юго-запад от г.Александрии в Египте) жил монах Валент, родом из Палестины. Он много лет изнурял себя монашескими подвигами, так что многие считали его за святого подвижника. Но, обольщенный духом самомнения и гордости, он впал в крайнее высокомерие и вообразил, что ангелы беседуют с ним и служат ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   В число таких обетов, по словам Господа нашего, входит девство: «Не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева материнского родились так, и есть скопцы, которые оскоплены от людей, и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:11-12).    Добровольная нищета, или нестяжание, предложены Господом богатому юноше при условии, что тот исполняет все десять священных заповедей: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:16-21). Сюда же относится совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику (Мф. 16:24; Мк. 8:34; Лк. 9:23). «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною...» (Мф.16:24; Мк. 8:34; Лк. 9:23).    Посвятившие себя исполнению этих обетов называются монахами (от греч. «монахос» — одинокий, отшельник), или иноками.    Монашество имеет три степени. Трехлетний искус, или степень послушника, служит вступлением в монашескую жизнь, чтобы желающие ее испытали прежде свои силы и лишь после того произносили невозвратные обеты. Послушника, или иначе новоначального, облекают с установленными молитвами не в полное одеяние инока, а лишь в рясу и камилавку, и потому эта степень называется также рясофором, то есть ношением рясы, дабы в ожидании принятия монашеских обетов послушник утверждался на избранном пути.    Собственно иночество разделяется на две степени: малый ангельский образ и великий ангельский образ, или схима. Посвящение себя иноческим обетам именуется пострижением. Клирика постригает епископ, а мирянина — иеромонах, игумен или архимандрит. В Номоканоне сказано: «Мирской поп да не постригает монаха, по завещанию, яже в Никеи Святоаго Собора. Како бо даст иному, егоже сам не имать» (гл. 82).    Пострижение должно совершаться в храме самим настоятелем, рядовые иеромонахи могут постригать только по благословению игумена, архимандрита или епископа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010