Итак, истина несомненная, что как бы кто ни был грешен, но если обратится к Богу с искренним раскаянием и утвердит в душе намерение исправить свою жизнь, тот непременно Богом будет прощен и Господь явит таковому Свое милосердие. А в виду этого и вы, знающие за собой множество грехов, не отчаивайтесь, выкиньте из головы ложную мысль, что Бог вас не простит и скорее спешите к Нему с покаянием и слезами, и Господь ваше сердце – сокрушенное и смиренное – не уничижит. Вам окончательно нужно оставить всякое сомнение в милосердии к вам Божием и скорее спешить к Господу, за всех грешников пострадавшему, всех грешников к Себе призывающему. (Из жизни преподобного Симеона Столпника. Четьи Минеи, 1 сентября) Не прилепляйся к миру земному Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. Лк.16:31 Человече! Для чего ты прилепляешься к миру этому и всему, что в нем? Не знаешь ли, что все это не существовало и не будет существовать вечно, но быстро исчезало и исчезнет как дым. Всякая сладость и красота плотская, вещественная, все блага мира этого, к которым ты пристращаешься, которыми ты утешаешься и услаждаешься, от которых ты радуешься и веселишься, которыми ты хвалишься и на которые ты надеешься, превращалось и превратится в зловонный гной, червей и, наконец, в землю. Чья надежда не обманчива была на все земное? Кто будет счастлив из таких людей в будущей жизни? Никто! Почему? Потому что без добрых дел все земное ничтожно для будущей жизни, все ничтожно, что люди с великим старанием и усиленным трудом ищут и приобретают на земле. Все быстро как тень и дым исчезало и исчезает, как сон прельщало и прельщает, и как льстец обманывал и обманывает. Где имевшиеся дорогие кареты и все земные сокровища? Все в земле. Где царь и воин? Где богатый и бедный? Где большие полки рабов? Все посреди неузнаваемых горбов. Зная это, для чего ты суетишься, о чем скорбишь и от чего мучаешься напрасно? Знай, что вся земля целиком и все, что есть на ней, без добрых дел не принесут тебе никакой пользы после смерти в будущей жизни и не освободят тебя от вечной муки.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Как поясняется в «Руководстве к писанию икон», Архангел Божий Иегудиил «изображается держащим в правой руке золотой венец как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами как наказание грешным за леность к благочестивым трудам». «Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудиться для славы Божией, – пишет архиепископ Херсонский Иннокентий . – Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не просто венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию». Согласно Священному Преданию Православной Церкви, Бог послал святого Архангела Иегудиила предшествовать народу, исповедующему единого истинного Бога, при покорении земли языческих народов. Моисей после сорокадневного поста и молитв взошел на гору Синай, где Бог дал ему закон, который вся ветхозаветная Церковь должна была соблюдать. И передал Моисей народу Божию слова, сказанные Господом: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела Моего хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил тебе; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем» ( Исх. 23:20–21 ). Тогда Господь и открыл людям, что не только каждый человек, но даже народ нуждается в постоянной помощи Ангелов Божиих на пути к тому месту, которое «приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ). Христианам же, труждающимся в сфере искусства, напротив, необходимо особенно почитать святого Архангела Иегудиила, помощника всех славящих Господа, так как подлинной задачей, истинным назначением и единственной целью настоящего искусства может быть только прославление человеком своего Творца. Труд и творчество именно во славу Божию – есть небесное украшение земной жизни людей. Вот к такому искусству побуждает нас, ленивых и нерадивых, Архангел Господень Иегудиил, в руке которого золотой венец – награда всем усердствующим в трудах для славы Бога нашего. Только такое искусство, которое окружено попечением и заботой святого Архангела Иегудиила, соделывает славным наше земное отечество, а нас – достойными венцов небесных, нетленных, золотых.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Как сказано: «Дух творит себе формы». Есть великолепная работа, если слушатели хотят почитать, недавно почившего митрополита Амфилохия (Радовича) Черногорского. Великолепное сочинение на «Азбуке веры» «Миссия Церкви и её методика». Он 9 страниц тезисно описывает, почему невозможно заимствование чуждых методик. Митрополит говорит, что это будет проповедь другого Христа. О чем апостол Павел предупреждает, если вам кто-то будет проповедовать другого Христа: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема». Я не буду называть этих людей, я их очень хорошо знаю, общался с ними. Как сказано в Евангелии: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Все эти попытки были. Но процесс был запущен, 3-4 года это просуществовало. У нас люди все-таки верующие, они понимают, что что-то не то. Поэтому на такой миссионерский факультет, надо говорить прямо, никто не захотел идти учиться. На самом деле в Москве есть великолепные курсы при Елоховском соборе, отличные курсы продолжаются на Кантемировской в храме Апостола Фомы, которые создал священник Даниил Сысоев, Викариатская школа православного миссионера «Просветитель», которая была организована мною по благословению в 2011 году, сейчас уже двухгодичная. Они выросли сами. Когда отец Игорь Фомин, отвечающий за миссионерское служение, встретился со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, то он ему рассказал об этих школах, которые возникли сами. Мы видим, что у людей есть желание. В мою школу поступило 84 человека. Я понимаю, что не всякая птица долетает до середины Днепра. Но 50 человек сейчас учится, 28 хотят получить свидетельство. 17 человек мы выпустили с этих двухгодичных курсов в этом году.

http://radonezh.ru/2021/04/28/missiya-i-...

Когда они пришли к дому Рагуила, тот, узнав, что Товия – его родственник, принял путешественников весьма радушно. Товия напомнил Ангелу, чтобы он переговорил с Рагуилом относительно его желания жениться на Сарре. Рагуил согласился выдать Сарру за Товию, но не утаил и того, что уже погибли семь женихов ее. Брак скоро был совершен. Когда после ужина Товию ввели к невесте в брачную комнату, он поступил так, как научил его Ангел. Господь благословил новобрачных, и они благополучно провели ночь. Утром Рагуил с радостью узнал, что Товия жив, а потому устроил великолепный брачный пир, продолжавшийся две недели. В это время Азария по просьбе Товии сходил в Раги Индийские и по расписке получил от Гаваила деньги и самого его привел на брак. По окончании пира Рагуил отпустил Товию с Саррою, отдал им половину имения своего и завещал взять себе остальное после своей смерти. Между тем Товит и жена его Анна с беспокойством ждали возвращения Товии. Наконец однажды Анна издали увидела сына своего с товарищем и, сказав об этом Товиту, бросилась встречать путников. Навстречу сыну поспешил также и слепой Товит, но на пороге у дверей споткнулся. Товия, успевший уже в это время подойти к дому, подбежал к отцу и поддержал его. А потом, по совету Ангела, приложил желчь рыбы к глазам его. Глаза Товита защипало, он отер их и прозрел. Увидев сына, Товит заплакал и благодарил Господа. Тогда Товия рассказал родителям обо всем, случившемся с ним. После этого в доме в течение семи дней стали праздновать брак Товии. По окончании празднества Товит предложил спутнику взять себе половину всего, что они с Товиею принесли с собой. Мнимый Азария, отозвав Товита и Товию особо, сказал им: «Благословляйте Бога за все то, что Он сделал для вас. Не скрою от вас ничего: когда молился ты, Товит, и невестка твоя Сарра, я возносил пред Богом молитвы ваши. Когда ты хоронил мертвых, я также был с тобою. Я – Рафаил, один из семи Ангелов, которые возносят молитвы святых пред Богом. Итак, прославляйте Бога и запишите все совершившееся в книгу». Товит и Товия пали на лица свои, а когда встали, то Ангела уже не было пред ними.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Конечно, как успех всякого ученика зависит от его внимания, прилежания и послушания своему учителю, так и благоуспешность наставлений св. Ангела-Хранителя зависит от нас самих, от нашего внимания, усердия и повиновения своему небесному наставнику. Когда мы со всем усердием внимаем своей совести, через которую преимущественно говорит нам Ангел Божий, повинуемся голосу ее, творим благое и угодное Богу и избегаем всякого греховного обольщения, тогда Ангел-Хранитель радуется о нас, молится за нас и утешает нас своим мирным и благодатным присутствием с нами. Когда же, напротив, мы не слушаемся своей совести, поступаем вопреки ее внушениям, стараемся даже заглушить ее голос лживыми чувствованиями и изворотами и даем волю своим страстям и злым похотям плоти, тогда Ангел предает нашу душу «превратному уму – делать непотребства» ( Рим. 1:28 ). В необходимости просить для себя у Господа Ангела как хранителя душ и телес наших мы убеждаемся ежеминутно. Так, телесная жизнь наша очень много страдает от разнообразных болезней, полчище которых так велико, что все усилия врачей не в состоянии уследить за ними, не могут даже исчислить их, тем менее одолеть их и защитить от них нашу жизнь. Все в природе может грозить нам смертью . Умирает человек и без пищи и от пищи, и от воздуха и без воздуха, и без воды и от воды, и от солнца и без солнца, и от грозного удара молнии и от легкого дуновенья ветра. Смерть всю нашу жизнь преследует нас по пятам. Что же спасет нас от нее? Несомненно – одно милосердие и долготерпение Божие, одно охранение и ходатайство о нас нашего Ангела-Хранителя. Домовладыка небесный, назирая вертоград свой, быть может, уже сказал о нас как о бесплодной смоковнице: «вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее» ( Лк. 13:7–9 ). Много опасностей есть в мире и для жизни духовной, для нравственной чистоты сердца нашего и здравия духа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Многие говорят: «Вы должны нам это объяснить, иначе не требуйте, чтобы мы в это поверили». Но я отвечаю вам, что объяснить вам этого не могу, потому что: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» ( Ин.3:8 ). Я не могу все понимать, что касается веяния ветра. Если бы меня просили это объяснить, я бы не смог. Тут может дуть сильный северный ветер, а сто километров отсюда – сильный южный ветер, и если я пойду на несколько сот метров в сторону, там встречу опять ветер совсем в другом направлении. Как бы я мог вам объяснить, почему это происходит? Я не сумел бы. Дорогие друзья, вы бы мне могли сказать, что нет никакого ветра, как нет людей, рожденных от Духа. Я же чувствую, что Дух Божий действует в моем сердце так же, как чувствую дуновение в лицо ветра. Я не могу этого объяснить. Много, чего я не могу объяснить, но я верю этому. Я не могу объяснить сотворение мира. Я могу видеть мир, но не могу знать, как Господь его сотворил из ничего. И все-таки каждый должен допустить, что была творческая сила. Многое я не могу объяснить, во что я верю. Я слышал один раз от одного путешественника, как он говорил, что религия Иисуса Христа есть дело откровения, но не исследования: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего», – говорит апостол Павел ( Гал.1:15–16 ). Как-то общество молодых людей отправилось на прогулку за город. По дороге они согласились, что они ничему не будут верить, чего они не понимают. Один старик, слышавший их разговор, сказал им, когда они кончили: «Я слышал, что вы ничему не хотите верить, чего вы не поймете?» «Да, конечно», – сказали они. «Ну, так вот, – сказал он, – а я сегодня видел, ехав в поезде, как на полях паслись гуси, овцы, свиньи, коровы, и все они ели траву. Не можете ли вы мне сказать, каким путем одна и та же трава превращается в перья, щетину, волос и шерсть? Как вы думаете, каким путем совершается это превращение?» «Да, – сказали они, – тут мы не можем иначе, мы должны верить, хотя мы этого и не понимаем». «Так, – сказал старик, – я тоже не могу иначе, я должен и хочу верить в Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

На земле было познание несовершенное, частичное. Равно и видение Бога на земле, что требуется от всех в Него верующих и о чем свидетельствовал Давид: «Всегда видел я пред собою» 41 . Это лицезрение Бога не земле, по учению того же апостола Павла, несовершенно: «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» познаем ныне Бога; в раю же «лицем к лицу» будем видеть 42 . Все это мы называем: быть, жить, состоять в общении, теснейшем единении с Господом Иисусом Христом. О Нем же мы живем, движемся (сначала на земле, а потом и за гробом) в Его Царстве. Это единение, союз и вечное общение с Господом есть главное основание блаженства праведников, первое основание блага, из которого вытекают и все остальные блага – внутренние и внешние – и без чего невозможно блаженство. Наслаждение Богом производит постоянное ликующее действие всех сил, душевных и телесных, как уже прежде было сказано вообще о деятельности души и ее отдельных сил на земле и за гробом. Так как зло есть источник всех печалей и страданий и оно человеку не естественно, – человеку естественно добро и блаженство, для которого он сотворен, – поэтому зла в раю уже нет. Следовательно, состояние праведных душ в этот период совершенно свободно от всякой скорби: «Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной, ибо Агнец, который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их...» «и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» 43 . Точно такое же описание загробного состояния праведников находим и у Исайи ( Ис.25:6–9 ). Но видение святыми загробного адского состояния грешников и живое участие в их бедственном состоянии производит некоторую скорбь, полезную и им и адским страдальцам. Скорбь, подвигающую святых на молитву за адских узников и потому доставляющую спасение и этим последним. Покой, или вечное успокоение от трудов, совершенных на земле ради Царства Небесного ( Откр.14:13 ; Евр.4:3 и 11), составляет отличительный характер блаженной деятельности в раю в этот период.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

На определение глубинной сути Царства Божьего направлены притчи-характеристики Иисуса Христа. Рассмотрим главные из них. «Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем» ( Мф.13:24 ). В этой притче Царство Небесное представлено в виде человека, который сумел не уничтожить пшеницу из-за плевел. А разрешил взрастить пшеницу и сорняк. И затем велел мудро отделить пшеницу от плевел. То есть Царству Небесному присуща мудрость и дальновидность, как и главному герою этой притчи. В другой притче о Царстве Небесном Спаситель говорит так. «Царство Небесное подобно зерну горчичному» ( Мф.13:31 ). Горчичное зерно «меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» ( Мф.13:32 ). Поэтому Спаситель и уподобил в Своей притче Царство Небесное горчичному зерну. Потому что Царство Небесное может вырасти в душе человека и дать человеку, как и горчичное зерно, очень полезный плод. В третьей притче Спаситель сказал: «Царство Небесное подобно закваске» ( Мф.13:33 ). И как закваска для теста является необходимой и дающей вкус, так и Царство Небесное в душе человека является главным компонентом его существования, дающим закваску для мыслей, дел и образа жизни человека. В следующей притче о Царстве Небесном говорится так. «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» ( Мф.13:44 ). Иными словами, Царство Небесное сравнивается с самым ценным сокровищем, ради которого разумный человек продает все, но это сокровище обязательно приобретет. Продолжая Свое поучение о Царстве Небесном, Спаситель сказал: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» ( Мф.13:45–46 ). То есть Царство Небесное подобно умному человеку-купцу, который ради редкой жемчужины продал все, но приобрел великое сокровище. Далее Спаситель говорит: «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных» ( Мф.13:47–49 ). Таким образом, Царство Небесное, как невод в море, вылавливает праведных людей и выделяет их из среды грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Не лишайте Бога возможности вас спасти. Шесть ошибок верующих, но боязливых людей. На письмо читателя отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Подготовила Анастасия Бавинова . Рисунки Александры Шляхтиной//Фома. - — июнь 2019. - С.25-27. - (рубрика « Вопрос номера. Страх смерти »). ВЕРА (раздел). – С.28-51. « Как я три раза отрекся от веры». Священник о своем извилистом пути к Богу /Протоиерей Дмитрий Харцыз , руководитель отделов Норильской епархии по взаимодействию с силовыми структурами и по тюремному служению, руководитель проекта «Духовник-онлайн» в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).  Подготовила Анастасия Спирина//   Фома. - — июнь 2019. - С.28-29. - (раздел « Вера »). Школа «Фомы». Праздник : Вознесение Господне . [Иллюстрированная информация]. Дата : в 2019 году 6 июня; Статус : двунадесятый праздник;  Событие :  На сороковой день после Пасхи Церковь празднует Вознесение Господне. Об этом событии упоминает Евангелие от Марка, более подробно говорит Евангелие от Луки и особенно обстоятельно — книга Деяний апостолов. В этот день Господь, являвшийся апостолам в течение сорока дней после Своего Воскресения, привел их на Елеонскую гору и сказал: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и  будете  Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до  края земли» (Деян 1:8). Затем Иисус, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк 24:50-51); Суть праздника : В день Вознесения произошло то, о чем Христос предупреждал еще первосвященника Каиафу накануне Своего распятия: Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией (Лк 22:69). Так и случилось: через сорок дней после Воскресения Господь вознесся на небо (Мк 16:19). Под небом христиане понимают в данном случае тот духовный мир, в котором от века пребывает Бог и о котором трудно рассказать обычным человеческим языком. Вознесение Христово открывает перспективу вхождения в эту вечность и для нас; Икона праздника Вознесения Господня : Вид иконы и 6 кратких пояснений к ней; Ф акты о празднике . Подготовил Игорь Цуканов ; Ил. : Часовня Вознесения на Елеонской горе. Построена при крестоносцах на месте разрушенного храма; «Стопа Спасителя». По преданию с этого камня  Христос вознесся на Небо; Икона праздника Вознесения Господня. Псков, 1530-1540 гг.; Гробница Захарии. Древнейшее еврейское кладбище на склоне Елеонской горы//Фома. - – июнь 2019. – С.30-31. – (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Праздник »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6194-i...

Нескрываемый интерес верующих к имени и пророческим словам Архангела Уриила был вызван той значительной ролью, какую избрал Творец именно для этого Архангела. Направленный Богом к человеку Архангел предостерегал от нового грехопадения и следующего витка преступлений, за которые Отцом Небесным была назначена справедливая кара. По иконописному канону Православной Церкви святой Архангел по имени Огонь Божий «изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой – огненный пламень». «Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные», – поясняет владыка Иннокентий, архимандрит Херсонский. Ниспускающийся свыше огонь означает всякую Божественную святыню, которую он охраняет в просвещение потемненных человеков. Огненным же мечом Архангел Уриил грозит, а при случае и наказывает непослушных и дерзких в назидание остальным, пытающимся недостойно, без страха Божия, касаться святыни Господней или намеревающимся противостать ей. Святый Архангеле Урииле, просвети мой ум потемневший и оскверненный моими страстями. И моли Бога о мне грешном. Аминь. О, великий Архангеле Божий Урииле! Ты еси сияние огня Божественного и просветитель помраченных грехами, просвети мой ум, сердце мое и волю мою силою Святаго Духа, и настави мя на путь покаяния, и умоли Господа Бога, да избавит мя Господь от ада преисподняго и от всех врагов видимых и невидимых. Святый Архангеле Божий Урииле, светом Божественным озаряемый и преизобильно исполненный огня и пламенной горячей любви! Брось искру огня сего пламенного в мое сердце холодное, и душу мою темную светом твоим озари, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Архангел Салафиил Архангел Салафиил (молитва к Богу) упоминается в Третьей Книге Ездры. Святой Архангел Салафиил, по верованию Православной Церкви, явился Агари в пустыне, когда Авраам отправил ее с сыном в Египет, на родину. «Она пошла, и заблудилась в пустыне... не стало воды... и она оставила отрока под одним кустом и пошла... Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она... подняла вопль, и плакала; и услышал Бог голос отрока... и Ангел Божий с неба воззвал к Агари, и сказал ей: что с тобою, Агарь? Не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку... И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою живою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока» ( Быт. 21:14–19 ). Итак, небесный посланник Салафиил объяснил Агари, что слезы отчаяния не могут помочь, но только молитва к Богу; что «Бог услышал голос отрока», с надеждой молящегося Ему, и исполняет его просьбу. Святой Архангел Салафиил сказал ей вернуться к своему сыну и взять его, молящегося Богу, за руку, дабы ей не только узреть вблизи колодец, но и прозреть духовно. Архангел Салафиил и его горячую молитву к Богу вознес, и ее побудил крепко держаться молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010