Не останавливаясь ни на одном объяснении, мы со всею очевидностью должны признать, что только нечто чудесное, из ряда вон выходящие могло побудить языческую принцессу взять еврейского младенца в свою семью. Объяснение может быть и в словах: «и вот, дитя плачет» – здесь неожиданным является то, что плачущего младенца называет Писание словом «отрок» (ивр. наар). То есть что-то не по-младенчески взрослое увидела принцесса в отроке-младенце. Сказанное принцессой: «это из Еврейских детей» должно было указывать на некое заметное отличие еврейских детей от египетских, например, на обрезание. Но есть красивое ветхозаветное предание о том, что принцесса не могла найти кормилицу для младенца среди египтянок. Малютка отказывался питаться от языческих грудей, и, как следствие этого: Исх.2:7 . «И сказала сестра его (т. е. Мариам – О. С.) дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца?». Словами «не сходить ли мне и не позвать ли» сестра Моисея как бы реагирует на бесполезные действия, уже осуществленные принцессой Египта в ее попытках найти кормилицу для маленького. Исх.2:8 . «Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца». Слово, переведенное у нас как: «сходи», на иврите гейлихи, правильнее перевести как «отнеси», со смыслом: «возврати». Конечно, Мариам скрывала свое родство с Моисеем, но она была еврейка, младенец был еврей, и принцесса могла повелеть вернуть его на время к евреям, что бы обеспечить ему кормилицу. «Тогда подошла Мариам, не печальная и не радостная, чтобы приличной наружностью скрыть свое настоящее намерение» 20 . Здесь сестра Моисея называется словом налма, т. е. юница, или «девица». Это слово однокоренное со словом элем («юноша»). Этим самым Слово Божие показывает, с какою юношескою бодростью Мариам поспешила к матери с радостным известием. Так как все еврейские слова женского рода сопряжены со словами мужского рода и следуют за ними, неся прежде всего их смысловую нагрузку, то слово алма, связанное со словом элем, всегда означает девицу и никогда женщину, о чем следует помнить, изучая стих из пророка Исайи: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис.7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Быт.35:5 . И отправились они [от Сихема]. И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых. Ревность Иакова по чистоте веры и послушание ему его семьи вознаграждается ниспосланною Богом безопасностью ее со стороны соседних племен, между тем как после сихемского кровопролития Иаков ожидал нападения ( Быт. 34:30 ) со стороны соседей; напротив, они сами испытали страх перед чтителем Бога истинного («ужас Божий», ср. Исх. 23:27 ). Быт.35:6–7 . И пришел Иаков в Луз, что в земле Ханаанской, то есть в Вефиль, сам и все люди, бывшие с ним, и устроил там жертвенник, и назвал сие место: Эл-Вефиль, ибо тут явился ему Бог, когда он бежал от лица [Исава] брата своего. Луз – прежнее, ханаанское имя местности, со времени видения Иакова ( Быт. 28:19–20 ) получившей имя Вефиль («дом Божий»); в данное время имя Луз еще было общеупотребительным, поэтому Иаков вторично дает имя этой местности: Вефиль или Эл-Вефиль (ср. Быт. 31:13 ), построив там, согласно обету своему ( Быт. 28:22 ), жертвенник. Мотив названия: «тут явился ему Бог, когда он бежал...» В еврейском тексте имя Бог (Haelohim) в данном месте имеет сказуемое во множеств. числе, что бывает при имени Bohim весьма редко. Вместе с Онкелосом можно здесь видеть указание на явление Бога вместе с Ангелами. Быт.35:8 . И умерла Девора, кормилица Ревеккина, и погребена ниже Вефиля под дубом, который и назвал Иаков дубом плача. Кормилица Ревекки Девора – без сомнения, та кормилица Ревекки, о которой, как спутнице Ревекки в Ханаан, замечено в Быт. 24:59 , без упоминания, впрочем, имени ее. Она могла прибыть в стан Иакова в одно из посещений им Хеврона (трудно допустить, чтобы в течение 10 лет он, хотя бы один, ни разу не навестил отца и мать). Традиция иудейская говорит, что Ревекка, согласно данному ей обещанию Иакову ( Быт. 27:45 ) по истечении 14 лет пребывания Иакова в Харране послала туда Девору с известием, что Иаков может теперь возвратиться. Некоторые раввины, впрочем, полагали, что здесь Девора упомянута вместо Ревекки, о смерти которой нет нарочитого упоминания (ср. Быт. 35:27, 49:31 ). Вблизи места погребения Деворы, названного «Аллон-Бахут» (дуб плача), впоследствии упоминается «пальма Деворы» ( Суд. 4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мы могли бы явиться с важностью, как апостолы Христовы», то есть не требуя почестей, не тщеславясь и не окружая себя копьеносцами, хотя, если бы мы и делали это, не сделали бы ничего странного. Если посланники царя пользуются честью, тем более можно нам. И не сказал: мы терпели 6есчестие, или: не пользовались честью, что значило бы упрекать (фессалоникийцев), но: мы не искали. Итак, если мы не искали славы, хотя и можно было искать, и самая проповедь того требовала, то каким образом мы делаем что-нибудь для славы? Между тем, если бы мы и искали, то и того нельзя было бы поставить нам в вину, потому что тем, которые посланы к людям от Бога, по всей справедливости надлежит, как явившимся ныне с неба вестникам, пользоваться большою честью. И, несмотря на все это, мы не делаем ничего подобного, чтобы заградить уста противников. 3. И нельзя сказать, будто мы с вами поступали так, а с другими иначе. В самом деле, (апостол) то же говорил и в послании коринфянам: «Вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо» ( 2Кор.11:20 ). И еще: «в личном присутствии слаб, и речь его незначительна» ( 2Кор.10:10 ). И еще: «Простите мне такую вину» ( 2Кор.12:13 ). Таким образом и там показывает, что он был весьма смиренным, потому что перенес много (бедствий). А здесь говорит и о деньгах: «Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны» ( 1Сол.2:7,8 ) «Но были, – говорит, – тихи», то есть, мы не обнаружили ни грубости, ни притеснения, ни высокомерия, ни хвастовства; а слова: «среди вас» означают то же, как если бы кто сказал: мы такие же, как и вы, и не получили никакого высшего жребия. «Как кормилица, – говорит, – нежно обходится с детьми своими». Таким должно быть учителю. Льстит ли кормилица дитяти, чтобы заслужить у него славу? Ищет ли она денег от малюток? Бывает ли высокомерна с ними и сурова? Напротив, не бывает ли она нежнее самих матерей? Здесь (апостол) обнаруживает в себе нежную любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других. Не сказал: мы терпели бесчестие, или: не пользовались честью, чтобы не показалось им это упреком, но: мы не искали почестей, хотя этого действительно и требовала проповедь. Ибо, если царских послов мы удостаиваем большой чести, то гораздо более должны почитать посланников Божиих. Посему, как же мы будем делать что-либо ради славы, когда в качестве учителей мы не желали почестей ни от вас, ни от других? Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы. Или: в чести, славе и довольстве; или: мы могли брать от вас и питаться, и быть вам в тягость. Ибо достоинство наше этого требовало, чтобы брать от вас. > Но были тихи среди вас. Тихи, то есть кротки, необременительны. Или: тихи ( " ο) среди вас, то есть незлобивы, нечестолюбивы. Ибо незлобивый ничего такого не помышляет. Выражение среди вас имеет такой смысл: в обращении с вами я был такой же, как и вы, будто не получил высшего назначения. Подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Здесь апостол показывает свою нежную любовь. Льстит ли кормилица ребенку? Ищет ли она денег от малюток? - Так и учителю должно быть кротким и любить тех, которые оскорбляют его, как и кормилица любит своих детей, хотя бы они и били ее. Так мы, из усердия (εεο; у блж. Феофилакта: εεο) к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши. " εεο υ, то есть привязанные к вам, и заботящиеся о вас, из ο (вместе) и ε (соединяю). (Далее блж. Феофиилакт говорит: некоторые прочитали: εεο, то есть желающе, но это неверно). Посему, не только, говорит апостол, мы не брали ничего от вас, но восхотели, то есть сильно желаем истощить для вас даже души свои, если нужно будет. Посему подавать благовествование - дело драгоценнейшее, но отдать душу - гораздо труднее и есть дело необыкновенной любви, - таков его вывод. Потому что вы стали нам любезны. Чтобы не показалось, что он ведет речь обо всем этом потому, что трудился для них, и поэтому должен пользоваться почетом от них, говорит: делаю это не по чему другому, как по любви. Ибо я не ищу вознаграждения, но делаю все ради самого долга.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1049...

Поэтому-то дочь Рамзеса, смотря с участием на дитя, найденное в тростниках Нила, сказала: «Это из Еврейских детей». Все предупредительные заботы матери пробудились в душе царевны. Она хотела бы малютку воспитать, но едва ли какая-либо Египетская кормилица взяла бы его. Девица, которая до прихода царевны, казалось, наблюдала за плавающей колыбелью, подошла к дочери царя. «Не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтобы она вскормила тебе сего младенца?». «Сходи», отвечала ей царевна. Девица удалилась. По ее зову явилась Евреянка. «Возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату», говорила этой последней царевна 165 . Еврейская кормилица взяла малютку, и он начал сосать молоко, которое ему предложили: он питался от груди матери. Никто и не подозревал того, что молодая посланница царевны были Мариамна, сестра малютки, брошенного в воду, ни того, что кормилица, приведенная ею, была Иохаведа, мать их обоих. В продолжение трех месяцев, Иохаведа скрывала новорожденного малютку в своем доме, пока, наконец, доверила его Провидению, пустив его на реку. По вскормлении малютка, который, без сомнения, с молоком матери всосал первое понятие об истинном Боге, был принесен Иохаведой к царевне. Она привязалась к нему как к сыну. Он имел ту прелесть молодого возраста 166 , которая, трогая наше сердце, возбуждает в нас самое чистое, самое приятное и вместе самое строгое чувство любви. Мы любим дитя, потому что его душа, свежая, как бы только что вышедшая из рук Творца, еще не думала ни об одном из наших несчастий, и она еще не знает ни о чем, кроме любви. Мы любим дитя, потому что оно слабо и имеет нужду в нашей защите, чтобы противостоять первому дуновению, которое может унести его к его небесному отечеству. Мы любим дитя, потому что воплощенная и живая надежда, оно будет одним из борцов за дело Божие, а может быть, и победителей в будущем. Царевна следовала влечению своего сердца. Своего приемыша она назвала своим сыном. Правда, она не дала ему жизни, но она его спасла от верной смерти, а это почти то же значило для нее, что быть его матерью. В память дня и обстоятельств, при которых была найдена эта отрасль отверженного племени, она назвала малютку Моисеем – спасенным из воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

1Фес.2:6–7 . Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы. Поэтому мы не ищем славы от людей – ни от вас, ни от других. Человеческой славы? Что это за слава, которую имеют и дают люди, уже завтра становящиеся добычей смерти, пищей червей и зловонием? Все человеческое без Бога рано или поздно становится зловонием. В зловоние обращается человеческая слава, истина, правда, совесть и душа, и все человеческое существо, когда отлучается от Бога. Только с Богом все человеческое преображается в святое, возвышенное, божественное и прославленное: становятся святы и совесть, и душа, и тело, и желание, и человеческая правда, и человеческая истина, и человеческая любовь, и человеческое добро, и человеческое бессмертие. И так все становится прославленным посредством славы Божией! Мы, Апостолы, могли бы быть для вас тяжестью, могли бы как люди искать от вас славы, принадлежащей учителям Евангелия, посланникам Христовым, благовествующим вам спасение и все чудотворные силы, ведущие к нему. Но мы не делаем этого, поскольку вечная слава наша есть Господь Иисус Христос! То, чего мы желаем, – одно и то же на небе и на земле: чтобы вы прославляли Господа Иисуса Христа как истинного Бога и Спасителя! Делая так, вы косвенно прославляете и нас, принесших вам Евангелие Христово и Самого Господа Иисуса Христа. Люди становятся воистину прославленными только вместе с Господом Иисусом Христом, а любая человеческая слава, кроме славы Христовой, в конечном счете превращается в бич наказания, который будет без милости мучить тех, кто искал ее. 1Фес.2:7 . Но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. По этой причине мы были благи, добры, просты и милостивы, как кормилица нежно обходится с детьми своими. Может, она ищет от младенцев чести и похвалы? Нет, конечно. И вы являетесь нашими духовными детьми, которых мы питаем молоком небесных истин Евангелия, пока не возрастете во Христе. И тогда вы увидите сами, что никакая человеческая слава вам не нужна! Тогда всем своим существом вы почувствуете, что едино есть на потребу ( Лк. 10:42 ) для вас, для нас и для всех людей: неизменный Бог и Господь Иисус Христос и Его чудное и всеспасительное Евангелие. И все, что не исходит от Него, что не ведет к Нему, что не служит Ему, – зловоние, смерть и мучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

35:7). Прибыв, сказано, в Вефиль, он сделал то, что было повелено: построив жертвенник, назвал имя этого места « Вефиль. Умерла Девора, кормилица Ревеккина, и погребена ниже Вефиля под дубом, который и назвал Иаков « дубом плача » (Быт. 35:8). Видишь, что он всегда давал местам имена по случившимся на них событиям, чтобы память о них постоянно сохранялась. Но каким образом, спросит кто–нибудь, кормилица Ревекки могла находиться с Иаковом, когда он только что возвратился из Месопотамии, и еще не встречался с отцом? На это можем отвечать так, что она, вероятно, пожелала сопутствовать Иакову, при удалении его от Лавана, чтобы увидеть Ревекку после долговременной разлуки; однако, еще не увидев ее, кончила там свою жизнь. 5. Здесь, если хотите, и мы окончим свое слово, удовольствовавшись тем, что сказано. Но убеждаем любовь вашу позаботиться и о собственной вашей добродетели, и о целомудрии юношей. Отсюда–то рождается, можно сказать, всякое зло. Худые навыки, усиливаясь с течением времени, производят такой вред, что люди, однажды предавшись разврату, уже не могут покориться никакому убеждению, и как пленники влекутся туда, куда направляет их дьявол. Он, наконец, управляет ими, и делает те гибельные внушения, которым юноши с удовольствием следуют, имея ввиду только настоящее услаждение, и не думая о скорбях в будущем. Итак, умоляю вас, подавайте руку (помощи) детям, чтобы за их поступки и нам самим не подвергнуться наказанию. Разве не знаете, что потерпел старец Илий, не исправлявший надлежащим образом недостатки своих детей (1 Цар. 4:18)? Когда болезнь требует разреза, а врач хочет излечить ее какой–нибудь мазью, то болезнь может сделаться неизлечимой, потому что не употреблено соответствующего врачевства. Подобным образом и тот старец, вместо того, чтобы действовать на своих детей мерами, соответственными их проступкам, допускал излишнюю кротость; потому и сам вместе с ними подвергся наказанию. Бойтесь этого примера, прошу вас; имея детей, будем заботиться о воспитании их. Вообще, пусть каждый из живущих вместе прилагает попечение о пользе ближнего и почитает ее величайшим приобретением для себя самого, чтобы всякий, руководимый к добродетели, мог и искушения зла избегнуть, и достигши добродетели, приобретать великое благоволение свыше, которого да возможем достигнуть все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, и Святому Духу, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 60 « И устроил там жертвенник, и назвал сие место: Эл–Вефиль, ибо тут явился ему Бог, когда он бежал от лица брата своего » (Быт. 35:7).   Безопасность Иакова, как стяжавшего вышнюю помощь, и новое Богоявление ему в Лузе. — Человекообразные выражения о Боге не нужно понимать буквально. — Путешествие Иакова от Вефиля в Хеврон и события этого времени. — Увещание слушателей — быть неусыпными, сохранять чистоту совести и умерщвлять плоть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

6 ст. Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: 7 ст. мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Мы могли бы среди вас явиться и вести себя сообразно со своим высоким званием Апостолов Христовых, но мы были тихи, т. е. кротки в обращении с вами и любвеобильны по отношению к вам, подобно тому, как кормилица – мать всю любовь и все заботы отдает нежно любимому дитяти, которого она кормит. 8 ст. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны. Подобно матери кормилице мы по любви к вам не только восхотели передать вам благовестие Божие, но и готовы ради спасения вашего пожертвовать и самой жизнью нашей. 9 ст. Ибо вы помните, братья, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие. Не щадя своих сил и здоровья, изнуряя себя, мы, когда были среди вас и проповедали вам Евангелие, чтобы только не быть вам чем-либо в тягость, дабы кто-либо не сказал, что мы живем на чей-либо счет, работали ночью и днем. 10 ст. Свидетели вы и Бог, как свято и праведно, и безукоризненно мы поступали пред вами верующими, 11 ст. потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, 12 ст. мы просили и убеждали, и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу. Вы, Солуняне, и сам Бог свидетели всей нашей у вас деятельности. Как свята пред лицом Бога, была наша деятельность среди вас, как праведно, т. е. равно одинаково, руководясь духом возвещаемого нами божественного учения, мы вели себя по отношению ко всем вам и как безукоризненно, так что нас нельзя ни в чем упрекнуть, мы поступали среди вас уверовавших во Христа, вы и Бог свидетели. Вам более чем кому-либо известно, как мы каждого из вас, как отец своих детей, с любовью упрашивали оставить идолопоклонство, убеждали начать новый образ жизни и умоляли вас, уверовавших уже во Христа и вставших на путь правый и спасительный, ходить достойно Бога, т. е. жить по заповедям и не уклоняться с этого истинного пути, пути Божия, Который призвал вас в свое Царство и славу, т. е. к вечному блаженству и прославлению с Собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

– Есть у меня подруга, тоже царская дочь; она прежде ко мне в гости приезжала вот как: сама на белом большом муле разубранном, из дальнего Египта его купили. А за ней двадцать пять подруг и служанок на чёрных больших мулах, и двадцать пять евнухов чёрных, и двадцать пять евнухов белых, и 200 человек отборного войска с копьями; только без музыки она ехала. А я хочу теперь съездить к ней и погордиться пред нею, что я гораздо лучше ее. Прикажи, чтобы для всех подруг и служанок моих из Египта белых мулов и ослов больших привезли, и чтобы евнухов было около меня пятьдесят чёрных и пятьдесят белых, и войска чтобы было еще больше, и чтобы всю дорогу, как я поеду, играла предо мной музыка. – Хорошо, – сказал Петро. И тотчас же снарядил корабли в Египет, чтобы везли скорее белых ослов и мулов и войско изготовили бы все в роскошном одеянии. Когда привезли белых ослов и мулов и все было готово к путешествию царевны, кормилица ее, которая ненавидела Петро, сказала ей: – Что ты радуешься и гордишься. Ты бы попросила мужа, чтоб он велел всех мулов и ослов этих серебром чистым подковать слабо, чтобы, как в город будешь въезжать к подруге своей, так подковы бы эти падали и народ бы подбирал их. Посмотри, он тебе откажет в таком великолепии! Сердце царевны раздражилось; она пошла к мужу и сказала ему так, как говорила кормилица, и прибавила: – Я тебя царским сыновьям предпочла и всячески пред тобою смиряюсь, поэтому и ты должен уважать меня!.. – Я уважаю тебя! – отвечал Петро. И приказал, смеясь, подковать не серебром, а чистым золотом, и не только тех белых ослов и мулов, на которых царевна и другие женщины должны были ехать, но и всех коней под евнухов и под войско. Царевна поехала к подруге своей, превознесенная от гордости и от радости, и в той стране все изумлялись и завидовали ей. Народ бежал за ней по улице и подбирал золотые подковы. Возвратившись домой, царевна начала опять думать, что бы еще удивительное достать или сделать. И каждый день придумывала, а Петро, хотя и занят был ум его царскими делами и ежеминутною опасностью

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

" И отдали " , сказано, " Иакову богов чужых " (так как не были их " и серьги, бывшие в ушах у них " ; может быть, и это были какие-нибудь знаки (символы) идольские, а потому и их вместе с идолами принесли к Иакову. " И закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема " (Быт.35:4). Скрыл их, сказано, и истребил, чтобы и сами рабы заблуждения избегли заблуждения, и никто другой не получил от них вреда. Сделав все это, праведник " отправился от Сихема " и направился к Вефилю. Но посмотри опять, какое было о нем попечение Божье, и как ясно все это раскрывает нам Писание. Когда праведник вышел из Сихема, " был " , сказано, " ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых " (Быт.35:5). Видишь, какое промышление, и как очевидна была помощь Божия? Напал на жителей страх, и они не преследовали их. Так как этого именно опасался праведник и говорил: " у меня людей мало; и истреблен буду я " , то и напал на жителей страх, как замечает Писание, " и не преследовали сынов Иаковлевых " . Так, когда Бог благоволит оказать Свою помощь, то и слабых делает крепче сильных, и малочисленных сильнее многочисленных, и нет блаженнее человека, приобретшего помощь свыше. И пришел " что в земле Ханаанской, то есть в Вефиль, сам и все люди, бывшие с ним " (Быт. 35:6). " И устроил там жертвенник, и назвал сие место Эл-Вефиль, ибо тут явился ему Бог, когда он бежал от лица брата своего " (Быт.35:7). Прибыв, сказано, в Вефиль, он сделал то, что было повелено: построив жертвенник, назвал имя этого места " Вефиль . Умерла Девора, кормилица Ревеккина, и погребена ниже Вефиля под дубом, который и назвал Иаков " дубом плача " (Быт.35:8). Видишь, что он всегда давал местам имена по случившимся на них событиям, чтобы память о них постоянно сохранялась. Но каким образом, спросит кто-нибудь, кормилица Ревекки могла находиться с Иаковом, когда он только что возвратился из Месопотамии, и еще не встречался с отцом? На это можем отвечать так, что она, вероятно, пожелала сопутствовать Иакову, при удалении его от Лавана, чтобы увидеть Ревекку после долговременной разлуки; однако, еще не увидев ее, кончила там свою жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010