Наш настоятель по воскресеньям иногда показывает видеофильмы, в т. ч. лекции профессора Осипова. Не будет ли некрасиво, если я предложу ему ознакомиться с материалами о догматических заблуждениях Осипова? Предложите ознакомиться с информацией, о которой, возможно, не знает настоятель. Это не будет нарушением церковной этики. Проф. Осипов и игумен Никон Откуда у Осипова такие взгляды? Ведь он – воспитанник игумена Никона (Воробьева) , который, в свою очередь, все свои поучения основывал на книгах святителя Игнатия (Брянчанинова) . Но ничего подобного воззрениям Осипова у них нет. Игумен Никон пишет Осипову-студенту: «Сравни писания Игнатия (Брянчанинова) и каких-либо профессоров богословия. Какая резкая разница! Ты это хорошо ощущал». В другом месте: «Имея вполне заслуженное звание доктора богословия, можно совершенно не верить не только во Христа, но и бытие Божие отрицать». Почему так трансформировались ощущения Осипова? Неужели это стало результатом его участия в различных экуменических собраниях и совещаниях? Если бы Осипов был бы воспитанником игумена Никона, то он воспринял бы его дух. У игумена Никона все страницы его книг пропитаны слезами покаяния. А у Осипова я не нашел даже следов сомнения в своих богословских гипотезах; у него нет смирения, которое видит границы рассудочных познаний и бережно относится к церковным традициям. У Осипова в его выступлениях чувствуется протестантская агрессивность против Традиции и Предания Церкви. В моих статьях содержится критика неправильных концепций Осипова, а не его как человеческой личности – о чем будет судить Бог . Я критикую публично ошибочные взгляды Осипова, поскольку они выходят за пределы его личности и внутренних убеждений, и активно распространяются им и его последователями в народе как православное учение и голос Церкви. Здесь уже дело идет не о личной дискуссии по отвлеченной богословской проблематике, а об изменении православного мышления у широкого круга верующих. Долг священника – бороться против лжеучений, и я не могу не повиноваться этому долгу. О диаконе Андрее Кураеве

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Мы убеждены, что любое начинание в области миссионерского, катехизаторского, церковно-образовательного, просветительского и тому подобного служения должно опираться на осмысленное восприятие молитвенного опыта Церкви: «Духовная школа, – писал игумен Никон (Воробьёв) в частном письме к своему послушнику, – даёт некоторые теоретические знания христианства. При этих знаниях, имея вполне заслуженное звание доктора богословия, можно совершенно не верить не только во Христа, но и бытие Божие отрицать. Только опыт, реальное общение со Христом даёт живую, зрячую веру. Приобретается она многими скорбями, искушениями, падениями и восстаниями и прочим, приводящими сначала к смирению (разные есть степени смирения), а потом к духовным дарованиям. В семинарии и Академии должны не заниматься схоластикой, а действовать на сердце и волю, а не на разум и память только» . Духовное образование и способствующее его формированию наставническое учительство и руководство должны быть неразрывно связаны с молитвенным опытом и умением этот опыт передавать от поколения к поколению. Учитывая эти важнейшие моменты, сразу оговоримся, что означенные в заголовке статьи понятий «просвещение» и «наставление» рассматриваются нами в дискуссионном поле: с одной стороны, они имеют отношение к рационалистически прагматической и позитивистской системе мысли в рамках современной секулярной культуры и связанным с этой системой «просвещенческими» тенденциями педагогики и психологии, с другой – совершенно иное понимание семантика просвещения и наставничества имеет в христианской аскетике и учении о молитве. К сожалению, оба указанных дискурса в современной гуманитаристике часто смешиваются. Иногда становится невозможно понять, что подразумевает тот или иной контекст, например, педагогической или же богословской работы: просвещение как повышение образованности, грамотности и общей эрудированности или же как духовный рост и совершенствование человека в христианской традиции? Таким образом, мы считаем важным проведение концептуального различения этих неравнозначных аспектов понятия «просвещение» и соответственной ему категории Если формулировать ещё более точно, то наша цель состоит в том, чтобы показать принципиальное различие между секулярным и церковным пониманием «просвещённости» и «наставничества».

http://bogoslov.ru/article/5480094

Так монах выложил рабочему всю свою подноготную. А этот рабочий, сидя в ближайшие выходные в какой-нибудь кофейне своего городка, перескажет его “исповедь”, чтобы повеселить своих собутыльников, а те разнесут это дальше, и потом о монахе-неудачнике будут чесать языками на всех углах. И нельзя сказать, что этот монах был слабоумным. Знаете, сколько у него было словарей? Древнегреческий язык он знал в совершенстве» 85 . Верное русло Естественную потребность беседовать и рассуждать о своих внутренних проблемах тебе надо направлять в верное русло. Каким образом? Советуйся о сокровенном с духовником. Игумен Никон (Воробьев) писал: «От себя и от дьявола никуда не убежишь. Не бегать, а с помощью Божией бороться надо. Свою борьбу, добродетели и свое душевное устроение надо скрывать ото всех, открывать только духовнику или человеку духовно опытному, иначе можете и себе сильно повредить, и других соблазнить» 86 . Наставник нужен прежде всего для того, чтобы советоваться с ним по всем вопросам, которые ставит перед тобой жизнь как в духовном, так и в материальном плане. Советоваться с духовником надо и о главных проблемах нашего бытия, и о повседневных заботах.  Однажды собеседник старца Паисия Афонского спросил его: – Геронда, как можно понять, в чем причина какого-то явления моей духовной жизни искушение ли это лукавого или виновата моя собственная невнимательность? – Надо пойти и спросить об этом духовника. – Значит, человек не может этого понять сам? –   Даже если он что-то и понимает, уверенным быть не может, сказал старец Паисий. Насколько бы духовным ни был человек, насколько бы хорошо он ни умел сам раскладывать по полочкам касающиеся его вопросы он не может найти внутреннего покоя, потому что Бог хочет, чтобы человек получал помощь от человека и исправлялся через человека. Благий Бог устраивает это для того, чтобы человек смирялся. Человек должен излагать свои помыслы и то, что с ним происходит, своему духовнику, советоваться с ним и не решать трудных вопросов самостоятельно. Христианин, не имеющий духовника, с которым он мог бы советоваться, продвигаясь по своему духовному пути, запутывается, выбивается из сил, плетется в хвосте. Достичь поставленной цели такому человеку очень непросто. Если человек сам разрешает свои проблемы, то, каким бы он ни был мудрым, он остается помраченным, поскольку ведет себя с самоуверенностью и гордостью. А вот тот, кто смиряется, с доверием и самоотверженностью идет к своему духовнику и спрашивает его мнение, получает помощь. Это происходит потому, что в последнем случае Бог обязательно просвещает духовника и духовник дает человеку правильный ответ 87 . Соломка никогда не помешает

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

игорь ковалев 29 июня 2020, 15:49 Namalie.Kmo для вас ближний?/Любить надо всех и еретиков и атеистов,но любовью духовной,которая даётся Богом по мере очищения от страстей и смирения.И я стараюсь поступать по учению Евангелия и св.Отцов.,,Сперва, руководствуясь Евангелием,откинь вражду,памятозлобие, гнев,осуждение и все,что прямо противодействует любви. Евангелие велит молиться за врагов,благословлять клянущих,творить добро ненавидящим,оставлять ближнему все,что бы он ни сделал против нас. " " (св.Игнатий Брянчанинов),,Не завидовать,не искать своего " " и т.д.Это проявления любви,а не потакание страстям и оправдание лжи.Надо полностью принимать учение Церкви,т.е. смирить свой ум и заниматься покаянием и борьбой со страстями. Natalie 29 июня 2020, 11:31 Игорь, успокойтесь. Господь благословляет жизнь на Земле всем народам, несмотря на их религию. Значит Богу так угодно. А как вы, Игорь, исполняете заповедь Бога о любви к ближнему? Поделитесь, пожалуйста. Кто для вас ближний? Вадим К. Евгении 29 июня 2020, 09:32 " Правда, послушные мужчины послушливы до того, что уже перестают быть интересными, и становятся даже jabruder. Простите, но это честное слово. " Евгения, для того чтобы быть интересным, не нужно и необязательно спорить с правдой и дружить с ложью. Если будет позволено, можно уверенно сказать: истинный Бог интереснее лукавого диавола. Ваша душа как-то решила с последним вести у известного дерева интересный, как ей показалось, разговор, и что с этого вышло, не надо напоминать? игорь ковалев 28 июня 2020, 23:51 Евгения,,и становятся даже jabruder " "/Удивительные вещи происходят у нас в Церкви-современные женщины разбираются в догматических и духовных вопросах лучше,чем св.Отцы.Ещё и обвиняют мужчин в отсутствии своего мнения.Да будет вам известно,что высказывание своего мнения по этим вопросам показатель не ума,а гордости,самообольщения и не понимания духовной жизни.Не надо забывать,что ,,Всяк человек ложь " " (Пс 115) игорь ковалев 28 июня 2020, 23:29 Namalie,Aллa.Зaмemuл,чmo люди проповедующие экуменизм,либерализм, обновленчество не любят аскетические творения св.Отцов,не руководствуются ими.А отвергнув покаяние и борьбу со страстями сразу устремляются к любви,радости и омраченным умом оспаривают учение Церкви,забывая,что случилось с гостем из притчи,пришедшем на царский пир в грязной одежде.Отвержение покаяния -это жестокость к себе,а жестокий к себе не может быть не жестоким к другим.Он не может иметь любовь.,,Однако если человек не понимает аскетической жизни Отцов, не интересуется ею,то это означает,что он мертв и вообще ничего не понимает в духовной жизни...Без покаяния и смирения все суетно и есть прелесть " " (игумен Никон Воробьев)

http://pravoslavie.ru/131999.html

Третье – показать, что в христианстве только Православие является истинным воплощением христианства. И в католицизме, и в протестантизме мы находим такие серьёзные повреждения христианства, что они не дают возможности даже и думать о каком-то выборе. Все эти три пункта можно и нужно излагать на языке людей, которые ещё не соприкасались с Церковью. И ещё важный момент, о котором необходимо сказать, — это понятие о грехе. Потому что под грехом обычно понимают узко выраженную волю Божью, которую человек нарушает. Важно человеку, далёкому от Церкви, показать, что грех – это не нарушение воли господина, за которое он будет наказан, а нарушение закона нашего человеческого естества, нашей природы. Нарушая законы нравственные, мы страдаем. Грех является ничем иным, как злом, причиняемым человеком самому себе. Отсюда проблема страданий и скорбей. Не Бог заставляет прыгать из окна и ломать руки-ноги, не Бог устраивает войны в семье – такова природа греха. Это нужно доводить до людей, ибо понятие греха очень часто отталкивает людей от христианства: вот Бог напридумывал заповедей: а заповеди – это препятствия к вольной жизни, — а без Бога сразу становится вольно жить: можно пить кислоту, сидеть на колу, прыгать с десятого этажа… – Возможно ли, целесообразно ли в школах вводить курс Основ духовной культуры, Основ Православия? И какую роль в воспитании детей может иметь школа? – Мы должны понять со всей ответственностью, что не предмет спасает нас, а человек, которые будет читать эту дисциплину. Как рассказывал игумен Никон (Воробьёв), что можно так читать Закон Божий, как читал у них батюшка: уроки превращались в уроки кощунств и острот. Или как отец Сергий Булгаков говорил, что он ушёл из семинарии, потому что убедился, что Бога нет. Или, как пишет митрополит Вениамин (Федченков), что первыми в рядах революционеров были семинаристы. Мы часто уповаем как на магию – «Основы Православной Веры»… Нет такой прекрасной вещи, которую нельзя было бы извратить. Вся суть не в этом. Должна быть свобода, мы должны получить право на это, но реализация права должна проводиться с осмотрительностью и осторожностью. Нельзя это поручать человеку, который вчера крестился, а сегодня горит проповедовать христианство, мало что понимая в нём. Готовить людей надо – вот основная задача. Недаром есть изречение: «гении погибают в своих эпигонах».

http://pravmir.ru/besyi-ne-tolko-veruyut...

Natalie 15 сентября 2022, 21:20 Игорь, а кто без греха? Но жить без любви, милосердия и добрых дел ещё больший грех! «Вера без дел мертва»! А вы читаете много святых отцов, а любви духовной не достигли-сами в этом и признались в одном из своих комментов. Значит вы не можете исполнять заповедь любви по вашей же логике. Так что ваши советы мне не интересны. Простите, но я знаю главное:»Господь милостив и хочет всем спасения!» Это тоже мой последний коммент на эту тему. Игорь Ковалев 15 сентября 2022, 11:45 Natalie, Игумен Никон Воробьёв : " Однако если человек не понимает аскетической жизни Отцов, не интересуется ею, то это означает, что он мертв и вообще ничего не понимает в духовной жизни, — кто бы он ни был — архиерей ли, профессор богословия, монах или священник. " Поэтому надо изучать аскетические творения святых Отцов, которые вы совершенно не знаете, а такой человек по словам игумена Никона " мертв и вообще ничего не понимает в духовной жизни " . Игорь Ковалев 15 сентября 2022, 00:55 Namalie,Paзbe Господь давал заповедь любить всё равно как? " Да любите друг друга;как.Я возлюбил вас... " (Ин.13:34)А Господь нас любит духовной любовью.Жалко при любой любви и даже собаке жалко своих щенков.А вот Апостол Павел даёт такие признаки любви,которая должна быть у нас: " Любовь долготерпит,милосердствует,любовь не завидует,любовь не превозносится,не гордится, не бесчинствует,не ищет своего,не раздражается,не мыслит зла,не радуется неправде,а сорадуется истине... " (1 Кор.13:4)А не имея такой любви мы должны стараться делать дела духовной любви.Ничего больше доказывать вам не собираюсь. Можете всё изучить у св.Отцов,а нет так живите и дальше в неведении,в своих домыслах,что есть грех. Natalie 14 сентября 2022, 22:19 СХИАРХИМАНДРИТ ЗОСИМА (СОКУР): «ЛЮБОВЬ – ЭТО КОГДА ВСЕХ ЖАЛКО». Прекрасно сказано!!! Natalie 14 сентября 2022, 22:10 Игорь, пока вы будете достигать духовной любви, многие годы пройдут или вообще не наступят, как вы сами в это верите. Вывод ваш простой: Все эти годы изучения и познания духовной любви всем запрещается любить ближнего. А это противоречит заповеди Господа!

http://pravoslavie.ru/147928.html

Солнышкина 7 октября 2021, 01:54 Ирина А, " цель брака здесь не обозначена, как единственной для деторождения.Дай Бог,если семья будет многодетной, но, пусть супруги вдвоём решают об этом " Вы здесь противоречие сами себе.Бог даёт или все же супруги вдвоём решают?)Как говорил Амвросий Оптинский " От того человек бывает плох, что забывает, что над ним Бог! " Понятно, что конечная и главная цель брака- спасение,но самый прямой и естественный путь к этому чадородие о чем здесь уже приводились многие цитаты(даже из ОСК).Господь нам сказал: " В мире скорбны будете " поэтому конечно,если супруги не хотят скорбей и трудов от рождения и восп-ния детей,то Бог пошлет другие скорби,может даже более тяжелые,если конечно они правда хотят спастись Алексий 6 октября 2021, 19:12 (Ч.5) Вот и имеем на выходе уже двойные стандарты, как закономерный результат упомянутой ранее секуляризации сознания. Как писал игумен Никон Воробьев: " Если человек не видит своих грехов, это не значит, что их нет у него. Это значит, что человек не только во грехах, но еще и в слепоте духовной. " Тот, кто хочет легализовать грех, все равно этого никогда не добьется, как бы ни старался, потому, что не человек устанавливает законы бытия. Адаму и Еве даны были кожаные ризы и никаких контрацептивов. А все, что в итоге выйдет из таких вот жалких попыток - одно лишь умножение лжи. Алексий 6 октября 2021, 19:11 (Ч.4) Но когда некоторые здоровые физически (из тех, которые, к слову, должны быть таковыми еще и духовно) имеют в своих головах иллюзию, будто бы могут облегчить свой крест и им за это ничего не будет, и забывают слова " кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня " , в сущности пребывая в самообольщении и ослеплении - то здесь мы уже оправдываем свои немощи по полной, будто бы есть у нас на это какое-то моральное право. Ведь иначе развал семьи, не больше не меньше. Однако, все это уж очень напоминает какой-то нелепый шантаж суицидом от покинутых кем-то бывших любовников. Алексий 6 октября 2021, 19:11

http://pravoslavie.ru/140900.html

Теперь давайте представим себе, что Христос поступил бы в этой ситуации не по правде Божией, а по человеческой справедливости, то есть силой сокрушил бы Своих врагов, – что было бы в этом случае? В этом случае конец для всех этих людей был бы печальным – все они без исключения погибли бы в аду… Приведенный пример показывает, какие пути избирает премудрость Божия для спасения погрязшего во зле человека. Показывают это и жития многих святых, молившихся за своих мучителей и до конца желавших им спасения. По словам преподобного Силуана Афонского , святые восприняли от Бога огонь Его любви, и когда в душу приходит этот огонь, то даже своих врагов человек будет любить, как родных детей. Таково действие Божественной любви. По этой причине и стоит наш мир до сих пор, а если бы Господь действовал как справедливый судья, то давно бы мир был стерт и уничтожен правосудием Божиим. Однако кто-нибудь может спросить: хорошо, Господь хочет спасти злых людей и ждет их покаяния. Но почему из-за этого должны страдать добрые люди? Они-то тут при чем? Разве не заслужили они за свою доброту благополучной и мирной жизни? Отвечая на этот вопрос, святые отцы говорили, что для добрых людей зло служит средством испытания их любви и верности Богу. Любовь к Богу непременно должна пройти через испытания. Неиспытанная любовь немногого стоит. Чтобы получить награду и быть увенчанным от Бога, нужно побороться и победить в искушениях – в борьбе со злом и соблазном. Злые люди и демоны, искушая нас, дают нам возможность бороться и побеждать, умножая нашу награду. «Проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой», – говорит об этом царь и пророк Давид. Также и другую пользу приносит христианам испытание мировым злом – при правильном их устроении оно очищает душу от грехов и страстей. Как золото очищается огнем и многократной переплавкой, так и душа очищается огнем многих искушений. Искушения, например, не дают утвердиться в нас самой опасной страсти – гордости. Гордость есть начало, причина и основание всех грехов. Известный старец, игумен Никон Воробьев , говорил: «Победить всякое мнение о себе, свое тщеславие, свою гордыню – равносильно победить весь грех… человек с гордостью не может спастись. При наличии гордости он и в Раю опять может отпасть от Бога уже окончательным падением, подобно демонам. Поэтому в течение всей земной жизни Господь дает человеку познать, что без Бога он ничто, он раб своих страстишек и раб диавола. Вот почему до смерти Господь не позволяет вырвать плевелы, чтобы не повредить пшеницы». В искушениях и испытаниях человек на собственном опыте и со всей очевидностью познает свою немощь и таким образом смиряется. А вместе с гордостью уходят из его души и прочие гибельные страсти – такие, как осуждение, злоба, зависть, гневливость, разврат, злопамятность, мстительность, убийство и многие другие.

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

Аминь. Затем священник читает молитвы: Спасителю Господи, Спасителю наш, претерпевый велие искушение в пустыни от диавола, не допусти нас быти его послушными рабами. Яви благодать Твою в сохранении нами данного слова. Помози нам, умудри нас трезвенно пожити во вся дни живота нашего, укрепи наши столы, да не поползновенно прейдем поприще, нам от Тебе, всеблагий, заповеданное. Господи, Боже наш, щедрый и многомилостивый, не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему! Призри милостивым Твоим оком на страждущих от пиянства раб Твоих. Ты веси скорбь их о недуге своем, веси немощь естества нашего, зриши силу великаго и лукаваго искусителя. Вразуми омраченных умом, уврачуй недугуюших, утверди их в благоразумии, укрепи в воздержании, да не обладает ими уныние и ропотливость, да имут заботу о спасении души, о здравии тела во славу Твою и о благоденствии на пользу свою и на благо ближних. Да трезвенно поживут и достойно прославят имя Твое. Аминь. Божией Матери Царице моя преблагая. Совершается обычный отпуст; и, после должного наставления, священник вручает обещаешамуся листки и книжки о трезвости, а также и особую «обетную грамоту». После сего в притворе церкви производится запись давшаго обет в особую книгу трезвенников; правая сторона каждой страницы этой книги отрывается и выдается давшему обет. Молитва об избавлении от недуга пьянства: Господи наш, Господи! Никак мы с собою не сладим; чего не хотим, то творим. Одолел нас грех , одолели нами слабости-страсти наши. Милосердый и Всемогущий! Коснись наших сердец Твоею благодатию, дай силы бороться с грехом, прогони диавола искусителя, посли нам Ангела-Хранителя! Ими же веси судьбами, спаси нас! Ты сам рекл еси, Господи, что пришел Ты грешников спасти; Ты сам сказал, Милосердый, что не хочешь Ты смерти грешника, а ждешь его покаяния; Ты сам изрек пречистыми Твоими устами: грядушаго ко Мне не изжену вон! И вот мы пришли к Тебе, Надежда наша; мы плачем у ного Твоих, Владыко наш Господи! Не отврати лица Твоего от созданий Твоих! Аще мы и грешники, но все же Твои рабы: дай же нам крепость и силу бросить нашу злую, греховную привычку во веки веков. Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю Безсмертному Царю? Коим же дерзновением воззрю на Судию блудный аз? Благоутробне Отче, Сыне Единородный, Душе Святый, помилуй мя. Аминь. Некоторые письма игумена Никона к сестре и ее мужу, пьющему спиртное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

Цель настояшего издания – помочь возрождению и распространению этой чрезвычайно нужной и полезной церковной традиции в противовес разного рода кодированиям, гипнотическим сеансам, заговорам и т. п. После того как священник отслужит «Чин обета трезвости» для тех, кто решился дать Богу обет хранить трезвость, на каждого принявшего такой обет заполняется «Обетная грамота». Образец грамоты помещен в середине брошюры. Его можно извлечь и использовать по назначению. Грамота заполняется в церкви и хранится дома у того, кто принял обет, близ молитвенного уголка. Последование молебного пения при изъявлении обета трезвости (Чин обета трезвости) По увещании дающему обет священником, обычное начало. Великая ектиния: Миром Господу помолимся и прочая. После же: О плавающих О еже простити всякое прегрешение вольное и невольное раба своего (имя) и о еже милостиву быти к нему, Господу помолимся. О еже не помянути грехи юности и неведения его, но милостивно спасение и воздержание ему даровати, Господу помолимся. О еже посетити его посешением Святого своего Духа и исцелити      всяк      недуг      и всяку страсть,      в нем гнездяшуюся, Господу помолимся. О еже благословити доброе намерение и дело раба своего (имя), и благословити благополучно начати и спешно, кроме всякаго      преткновения скончати,      силою, действием и благодатию Пресвятаго Духа, Господу помолимся. О      еже приставити      ему      и делу      его Ангела хранителя, во еже, невидимо отразити вся противныя вещи видимых и      невидимых      врагов, и подати      ему к совершению силу      и во      всем      благопоспешество, силою, действием и благодатию Пресвятаго Духа, Господу помолимся. О      еже избавитися ему      же и      нам от всякия скорби, гнева      и нужды, болезни и      печали, Господу      помолимся. Заступи, спаси, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную. Возглас: Яко подобает Бог Господь. глас 6 и тропарь: Скорый в заступление и крепкий в помощь, един сый Христе, скорое свыше покажи посещение страждушему рабу Твоему и избави его от страстей и горьких болезней; благословив, укрепи его, и в совершение намерение благого дела раба Твоего спешно произведи; вся бо, елика хошеши, яко сильный Бог , творити можеши.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010