Луговой. Николо-Пешношский монастырь. Собор Николая Чудотворца. Никольский собор Карта и ближайшие объекты Николо-Пешношский монастырь. Собор Николая Чудотворца Кирпичные стены Пешношской обители сооружались отдельными участками с начала XVII и в первую половину XVIII столетия. Наиболее древние западная и северная части крепостных стен с боевыми ходами, амбразурами и зубцами уже в XVII веке оказались включенными в массив примыкающих к ним жилых и служебных корпусов. Собор Николая Чудотворца находится на территории Николо-Пешношского монастыря. Построен в начале XVI века. Перестраивался в конце XVII и конце XVIII веков. Реставрировался в середине 60-х годов прошлого столетия. Находится на территории интерната, проход закрыт. Есть возможность осмотреть южную и восточную стороны. Никольский каменный храм постройки (предположительно) первой четверти XVI в., первоначально одноглавый, известен истории со времён Ивана Грозного. Начиная с монастырских описей конца XVII в. (1685-1868 гг.), собор во имя Николая Чудотворца значится о пяти главах. Четыре новые главы были крыты черепицей. При настоятеле Макарии (Брюшкове) храм был перестроен и расширен: пристроены трапезная и две крытые паперти. При занятии территории Николо-Пешношского монастыря психоневрологическим диспансером здание Никольского собора было отдано под столовую. Восстановленный в 2011 г. и торжественно освящённый 19 декабря того же года одноглавый каменный (из красного кирпича) крестово-купольный четырёхстолпный храм с тремя разноуровневыми апсидами ссовместил в своей архитектуре черты прошлого и настоящего. Его украшает одна глава, установленная на высоком световом барабане с восемью узкими щелевидными окнами. В основании барабана - восемь кокошников с килевидным завершением. Орнаментальный керамический фриз дважды опоясывает храм - вокруг барабана и по периметру здания. С трёх сторон собор окружает паперть постройки XIX в., украшенная портиками с муфтированными колоннами (с поперечными выступами вокруг ствола колонны). Фасады разделены на три части лопатками и завершаются килевидными закомарами. 

http://sobory.ru/article/?object=13995

Из книги " Николо-Пешношский монастырь " , ООО " Родники " , Дмитров, 2012г. Высокая белая колокольня – одно из самых примечательных строений Николо-Пешношского монастыря. Ее высота – более 40 метров, и с нее раздается колокольный звон удивительной силы и чистоты. Колокольня — восьмигранная, четырехъярусная, с наружными галереями, сложена из кирпича со вставками белого камня. Помещения на колокольне соединены внутристенными лестницами. В стенах проделаны узкие «шахты», устроенные для вентиляции для усиления звука. Внизу ширина колокольни — 15 метров, кверху она сужается, поэтому ширина верхних ярусов около 10 с половиной метров. Нижняя часть колокольни была возведена, предположительно, еще в первой трети XVI века, а два верхних яруса достроены в 1793 году. В нижнем помещении были похоронены настоятели обители архимандрит Макарий (Брюшков) (†1811), иеромонах Максим (Погудкин) (†1850), архимандрит Сергий (†1857) и известный благотворитель, московский купец Алексей Григорьевич Мокеев (†1792). В 1859 году по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) в нижнем ярусе устроили придел во имя преподобного Мефодия Пешношского с резным позолоченным иконостасом. Сейчас там находится храм во имя преподобного Мефодия, который был освящен в 2010 году. На втором ярусе до 1786 года находилась церковь во имя Богоявления, затем — монастырская библиотека. Но в 2013 году Богоявленский храм был восстановлен. В старину на звоннице было 10 колоколов. Самый большой из них весил более трех с половиной тонн. Когда в 1777 году пришел указ передать этот колокол из Николо-Пешношской обители в переяславский кафедральный собор, этого не допустили крестьяне, которым полюбился его звон. Тогда около ста жителей окрестных сел Говейнова и Рогачева не позволили увезти уже снятый колокол. Забрать его удалось лишь со второго раза, после усмирения «бунтовщиков». Впоследствии этот пешношский колокол из Пересялавля был перевезен в Петербург, где украшал своим звоном Петропавловскую церковь. На колокольне были установлены часы с боем, которые и сейчас украшают колокольню. В 1960-х годах колокольня превратилась в руины, обрушились даже своды нижних ярусов. К началу 1970-х годов ее отреставрировали, восстановили обвалившиеся элементы, починили фасады и возобновили некоторые утраченные детали.

http://sobory.ru/article/?object=13994

248 Прохоров Г. М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Повесть о Митяе. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2000. С. 34–35. 251 Григорьев А. П. Сборник ханских ярлыков русским митрополитам. Источниковедческий анализ золотоордынских документов. СПб., 2004. С. 67–68, 121–127. 259 Калайдович К. Ф. Историческое и топографическое описание мужеского общежительного монастыря святого чудотворца Николая, что на Пешноше, с присовокуплением устава его и чиноположения. М., 1837. С. 7–9; О Николо-Пешношском монастыре см. также: Николаевский Пешношский монастырь (Московской губернии, Дмитровского уезда). М., 1893; Пешношский патерик. Подвижники благочестия Николаевского Пешношского монастыря. М., 1998 (репринт издания: Цветник Пешношский. Подвижники благочестия Николаевского Пешношского монастыря. М., 1898); Руднев В. Строитель иеромонах Максим, настоятель Николаевского Пешношского монастыря. М., 1871. 260 О Мефодии Пешношском: Руднев В., священник. Преподобный Мефодий, игумен пешношский, чудотворец. Житие преподобного составлено к торжеству 500-летия со дня блаженной кончины его (1393–1893 гг.). М., 1893; Преподобный Мефодий игумен, пешношский чудотворец. М., 1893. 263 Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. 2-е изд., испр. и доп. М., 1909. С. 33. Прим. 1. 278 Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 213–214. 283 Акты московских монастырей и соборов 1509–1609 гг. из архивов Успенского собора и Богоявленского монастыря. Вып. 1. М., 1984. С. 229. 287 Житие св. Феодора, архиепископа ростовского (печатается по синодальному списку 1723 г. 580). Сообщил архимандрит Леонид//Душеполезное чтение. Ежемесячное издание духовного содержания. 1892. 5. С. 9. 309 Экземплярский A. B. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г.. T. II. СПб., 1890. С. 50. 311 Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984. С. 270, 279. 316 Повесть о Борисоглебском монастыре (около Ростова) XVI в. Сообщение X. Лопарева. СПб., 1892. С. 5–6. (Памятники древней письменности. Вып. LXXXVI); Издано также: Повесть о преподобных отцах Феодоре и Павле, первоначальницех и строителях обители Борисоглебской, что на реке Устье и о начале Борисоглебской ярмарки 2-го мая. Ярославль, 1875. (2-е изд.: Ярославль, 1884).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил Мефодиевский храм Николо-Пешношского мужского монастыря 13 июля 2010 г. 16:30 10 июля 2010 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин великого освящения Мефодиевского храма Николо-Пешношского мужского монастыря (Дмитровский район Московской области) и Божественную литургию в новоосвященном храме. Владыке сослужили благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховской Роман , настоятель Николо-Пешношской обители игумен Григорий (Клименко), благочинный Дмитровского церковного округа протоиерей Афанасий Чорногуз, настоятели мужских монастырей Московской епархии. На Литургии присутствовал глава администрации Дмитровского района В.В. Гаврилов. По окончании богослужения к митрополиту Ювеналию с приветственным словом обратился настоятель монастыря игумен Григорий, который поблагодарил владыку за отеческое попечение о братии и преподнес Его Высокопреосвященству панагию. Затем к архипастырю обратился В.В. Гаврилов. Глава администрации Дмитровского района обещал, что в следующем году, когда обители исполнится 650 лет, она будет полностью восстановлена. В.В. Гаврилов подарил митрополиту Ювеналию образ Спасителя. В ответном слове владыка Ювеналий отметил исключительную значимость возрождения древней порушенной святыни не только для Подмосковной земли, но и для всей России: «Мне кажется, что в последние дни в нашей епархии проходит нескончаемая череда праздников, потому что мы очень часто освящаем новосозданные храмы и восстановленные из руин наши святыни. Мы рассматриваем это как явление великой милости Божией к нам. В Московской области много мужских и женских монастырей, и мы считаем, что каждый человек, который сегодня переступает порог монастыря или храма Божия, должен хотя бы на короткое время окунуться в атмосферу святости, молитвы и здесь духовно преобразиться. Об этом мне хочется сказать в присутствии настоятелей и настоятельниц наших монастырей. Мы стремимся не только тщательно возродить порушенные святыни, но и восстановить в полном соответствии с историей духовной чистоту монашеской жизни. И огромная ответственность наших монашествующих состоит в том, чтобы не только словом, но жизнью и делами, своими поступками учить благочестию, любви и доброделанию».

http://patriarchia.ru/db/text/1219041.ht...

6) Св. мученика Логгина сотника (16 октября, день открытия общежития и посвящения в сан игумена). 122 Вот четверо замечательнейших из настоятелей Московской епархии – почти современники, которым обязаны в равной степени те обители, в которых они находились: Макарий – Пешношский, 1788+1811. Игумен, архимандрит, схимонах. Самуил – Староголутвинский, 1800+1829. Строитель. Антоний – наместник Троицкой Лавры, 1831+1877. Архимандрит Вифанский. Пимен – Николо-Угрешский, 1853+1880. Игумен с 1853, архимандрит с 1858, поступил на Угрешу послушником в 1834 году. 123 Отец Мелетий значительное время был казначеем Троицкой лавры, с ноября 1870 года архимандрит Высоцкого Серпуховского монастыря, в 1879 году назначен в Соловецкий монастырь, где с тех пор и находится настоятелем, после архимандрита Феодосия, переведенного в Ростовский Богоявленский монастырь. 124 Николо-Бабаевский монастырь, Костромской епархии, в 35 верстах от Костромы и в 35 от Ярославля, основан был, как гласит предание, выходцами из Николо-Угрешского монастыря, который имел владения в той местности, в Нерехте, близ Больших Солей: деревни и пожни и в Больших Солях, подворье, где жили поселыцики-монахи, управители вотчин. Когда в конце XV века, во время неприятельского нашествия, Большие Соли были разорены, то угрешские поселыцики огородили себе шалаши на берегу Волги и таким образом положили основание новой обители. См. Описание Больших Солей, Е.Лаговского. Кострома, 1861, стр. 7. 125 Крест напрестольный, восьмиконечный, величиной в восемь вершков, серебряный, чеканный, позлащенный, кругом обнизан довольно крупным жемчугом, с шестнадцатью частицами Св. мощей. На рукояти по серебру вырезана надпись: «Жалованье достодолжной памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руси Самодержца, великого государя, святейшего Филарета, патриарха Московского и всея Руси, сделан сей крест в обитель великого чудотворца Христова Николая, что на Угреше, в десятое лето государства его, лета 7131». См. Исторический очерк Николо-Угрешского общежительного монастыря. 1872, Москва, стр. 93. 126 В завещании мануфактур-советника П.М.Александрова († в 1859 году), главного благотворителя Угрешского монастыря, было сказано: «Не выводить никуда архимандрита Пимена, а оставить его до смерти настоятелем Николо-Угрешского монастыря». Завещание это было Высочайше утверждено. 127 Гроб был кипарисный, снаружи ничем не отделанный, а внутри, как обыкновенно, белой шелковой тканью; покров глазетовый белый, с золотыми галунами, высшего достоинства, весьма ценный. Читать далее Источник: Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря [Текст] : биогр. очерк (1810-1880). - [Б. м.] : Свято-Никольский Угрешский монастырь, 1998. - 575 с. - ISBN 5-900022-02-1 : Б. ц. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Дмитрий 22 февраля 2010, 21:13 Николо-Пешношский моастырь должен быть возрождён полностью. Ведь возврщают полностью Новодевичий РПЦ. Тоже самое должно произойти и с Николо-Пешноским. Ведь рядом находятся такие знаменитые святыни как Троице-Сергиева лавра и Иосифо-Волоколамский монатырь. Предстаьте, какая будет линия Святости в северном Подмосковье. Баранов Григорий Евгеньевич 20 февраля 2009, 17:40 Ну а как же мы ? можем помочь ? ведь надо бить в колокола !!! подписи собирать чтоли ? не все же с мёртвой душой ? врачи ведь рядовые есть там? что среди них нет братий и сестр во Христе ? с ними как то работу (разговоры) провести что ли , министр здравохранения что промолчит ? если к ней обраться ? А в Добрынихе таже картина !!! Что же мы всем миром совсем ничего несможем ??? Да даже посредством Вашего - ПРАВОСЛАВИЕ.РУ сайта можно ведь обратить внимание людей к проблеме и всем миром денег собрать и отстроить убогим такой интернат !!! что даже и представить трудно !!! с миру то по нитке.... алексей 20 февраля 2009, 17:40 полностью согласен с авторами статьи .НЕ УБИВАЙТЕ РОДИНУ !!! Раб божий 20 февраля 2009, 17:40 Видел в каком плачевном состоянии находится Николо-Пешношский монастырь. Без слез нельзя смотреть на безобразие, творящееся вокруг монастыря! Психически больные расхаживают по территории поселка, свободно заходят в магазины и покупают спиртные напитки! Администрация психоневрологического интерната 3, принадлежащего департаменту социальной защиты населения Москвы, при этом не препятствует распитию спиртных напитков! Требую скорейшего вывода интерната из стен Николо-Пешношского монастыря! Валентина 20 февраля 2009, 17:40 Уважаемый Владимир Владимирович, президент наш обратите свое внимание на это безобразие! Господин Мэр, а Вы где? или только свеу можете держать по праздникам в храме? Д. Молчанова. 20 февраля 2009, 17:40 Две недели назад удалось отрегулировать вопрос на памятнике начала 18 века - Троицкой церкви в селе Лужки Серпуховского района. Ситуация была схожая - ремонтные работы с нарушением технологий проводились на средства инвестора, без лицензии. После вмешательства Межрегионреставрации незаконные работы были прекращены.

http://pravoslavie.ru/3682.html

И всего удивительнее то, что проводимые сегодня в интернате работы совершенно явно лишены здравого смысла: в то время как мощными ударами «капитального ремонта» наносится непоправимый урон архитектурному памятнику, в департаменте соцзащиты населения Москвы уже практически утвержден проект строительства нового комплекса интерната, который должен быть выстроен рядом и сдан в эксплуатацию совсем скоро – всего через 2 года! Давно пора бы понять, что никакой «капитальный ремонт» на территории памятника в принципе не возможен – он нуждается в систематической и научно обоснованной реставрации, которая требует совершенно другого уровня профессиональных навыков и финансирования. И если психоневрологический интернат, будучи сегодня перенаселенным, не в состоянии решить своих проблем иными путями, то нужно ставить вопрос о скорейшем выводе больных из стен монастыря. Николо-Пешношский монастырь – памятник культуры, музей под открытым небом, такой же, как Архангельское, Кусково, такой же, как Троице-Сергиева лавра, в конце концов. Мыслимо ли в музее содержать психически ненормальных?! Поистине, то, что творится ныне вокруг поселка под названием Луговой, напоминает театр абсурда! Если не вступиться сегодня за архитектурный ансамбль древней обители-крепости, к моменту вывода интерната из монастыря вероятнее всего мы увидим не прекрасные братские корпуса и храмы, а ряд похожие друг на друга безликие бараки. В 2011 году исполнится 650 лет уникальной обители-крепости, основанной учеником преподобного Сергия – святым чудотворцем Мефодием. Какой встретит «вторая лавра» свой юбилей? С какими глазами встретим его мы? Инициативная группа по возрождению Николо-Пешношского монастыря 10 октября 2007 г. скрыть способы оплаты Комментарии Владимир 7 марта 2010, 00:25 Николо-Пешношский монастырь должен быть возвращен церкви и не на бумаге, а на деле! Правительство Москвы затягивает строительство нового здания для интерната, продолжая осквернение уникального памятника - Николо-Пешношского монастыря!

http://pravoslavie.ru/3682.html

Николо-Пешношский монастырь откроютя для верующих в 2009 г. Москва, 2 июля 2007 г. С таким заявлением выступил глава Дмитровского района Московской области Валерий Гаврилов 30 июня во время церемонии воздвижения Креста над храмом преподобного Сергия Радонежского в Николо-Пешношском монастыре. По его словам, через год храм, в котором под спудом покоятся мощи преподобного Мефодия Пешношского чудотворца, будет полностью восстановлен, а к 2009 году прихожане Николо-Пешношского монастыря будут иметь возможность свободно посещать богослужения в возрождаемой обители. Несмотря на то, что решение вопроса о передаче монастыря Русской Православной Церкви затягивается, по соглашению между московской епархией, администрацией района и руководством психо-неврологического диспансера будет сделан отдельный вход для свободного посещения восстановленных храмов и участия в богослужениях. Чин освящения и установки св. Креста на Сергиевскую церковь в Николо-Пешношском монастыре возглавил епископ Серпуховский, викарий Московской епархии архимандрит Роман (Гаврилов). Ему сослужили благочинный Дмитровского округа иеромонах Никон (Крючков), настоятель церкви преподобного Сергия Радонежского в Николо-Пешношском монастыре иеромонах Никон (Головко), настоятель Покровского храма иерей Александр Юзапольский, и духовенство Дмитровского района. Спустя 80 лет разорения и осквернения святынь над «второй Лаврой» воздвигнут Крест Господень. Это событие,- как сказал в своем слове владыка Роман, - знаменует собой начало реального возрождения одного из величайших центров Православия, и, вне всякого сомнения, будет иметь историческое значение в духовной жизни Московской епархии и всей России. Молебен собрал около 300 паломников из разных регионов России. Почтить память Преподобного и помолиться за возрождение монастыря прибыли работники исторического музея Дмитровский кремль, паломнические группы из Москвы, воспитанники Свято-Алексиевской православной гимназии в Ольсово, которые с восстановленными иконами преподобного Мефодия и образом Божией Матери, именуемым «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», живым аналоем предстояли у Креста.

http://pravoslavie.ru/22952.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИКОЛО-ПЕШНОШСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Николо-Пешношский монастырь, 2010 год Монастырь был основан во второй половине XIV столетия преподобным Мефодием Пешношским , учеником преподобного Сергия Радонежского . Святой Мефодий выбрал место для пустынножительного отшельничества в 25 верстах от города Дмитрова на реке Яхроме, где и поставил себе келью. Когда место подвигов нового отшельника стало известно, вокруг стали селиться те, кто также ревновал о подвигах монашеского делания. Преподобный Сергий Радонежский часто посещал своего ученика в его уединении. Известно, что преподобные Сергий и Мефодий ископали вокруг кельи два пруда и посадили аллею из вязов, которые сохранились до настоящего времени. Когда число насельников новой пустыни умножилось, встал вопрос о построении нового соборного храма. Преподобный Сергий, как гласит предание, предложил своему бывшему ученику перенести монашеское общежитие на новое место - к высокому берегу реки Яхромы, к устью небольшой речки, которую впоследствии стали называть Пешношей. Преподобный Мефодий, приняв благословение учителя, основал на этом новом месте мужскую обитель. Он сам трудился над построением монастыря, " пеш нося деревья через речку, которая и получила название Пешноша, а по ней и вся обитель стала именоваться Пешношской, или Николо-Пешношской от соборной монастырской церкви, освященной во имя святителя и чудотворца Николы " . Произошло это знаменательное событие в 1361 году. Примечательно, что сам преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря лишь спустя 30 лет со времени основания обители - в 1391 году. Святой Мефодий стремился ввести в своем монастыре строгий устав, но, снисходя к братии, был милостив к их немощам. Слава святой жизни преподобного Мефодия и после его кончины привлекала в основанный им монастырь богомольцев и богатых жертвователей. Среди них - удельные князья Дмитровские Петр Дмитриевич , сын великого князя Московского благоверного Дмитрия Донского и Юрий Васильевич , сын великого князя Московского и всея Руси Василия Васильевича Темного, немало жертвовал на монастырь царь Иоанн Васильевич Грозный .

http://drevo-info.ru/articles/13671886.h...

Митрополит Ювеналий совершил великое освящение главного храма Николо-Пешношского монастыря 21 декабря 2011 г. 16:19 В 2011 году отмечается 650-летие Николо-Пешношского мужского монастыря (пос. Луговой Дмитровского р-на Московской обл.). 19 декабря 2011 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин великого освящения главного храма обители — Никольского собора и Божественную литургию в новоосвященном храме, сообщает сайт Московской епархии . Его Высокопреосвященству сослужили епископ Видновский Тихон , епископ Серпуховской Роман , настоятель Николо-Пешношской обители игумен Григорий (Клименко), настоятели мужских монастырей Московской епархии и сонм духовенства. В архипастырском слове после богослужения митрополит Ювеналий, в частности, отметил: «В этом году мы отмечаем 650-летие основания монастыря, и перед нашим мысленным взором проходят все эти годы, когда благословением преподобного Сергия, усердием его ученика преподобного Мефодия создана была эта обитель. За минувшие годы много славных страниц прошло. Много людей, которые подвизались здесь или пришли сюда, чтобы испросить благословение на труды, обрели спасение. Славная была обитель, которая давала, когда в этом была необходимость, даже настоятелей других монастырей на территории нынешней Московской области. После лавры преподобного Сергия она была второй славной и известной обителью. Но 80 лет назад ее постигла та же участь, что и тысячи монастырей Русской Церкви, тысячи и тысячи наших православных святынь, храмов Божиих... Эта обитель дала четырех преподобномучеников, которые запечатлели своим исповедничеством преданность и веру во Христа. Мы должны благодарить Господа, что живем в благословенное время, когда Церковь свободно и беспрепятственно получила возможность безбоязненно молиться и возрождать традиционные формы своей деятельности, которые были прерваны в прежние годы ХХ века. Сегодня с помощью Божией мы все это совершаем, хотя было не так легко, возлюбленные братья и сестры, получая разрушенные, оскверненные наши храмы и монастыри, приводить их в благолепный вид. Многое и многое в нашей Московской области за короткий срок сделано. Это был всенародный подвиг».

http://patriarchia.ru/db/text/1845161.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010