Процессия с честными мощами свт. Иоасафа следует по белгородским улица. 16 сентября 2014 года. Фото: С. Минаков/Православие.Ru      Воистину: Белгород, вся Белгородчина стали процветать, когда снова оказались под покровом святителя Иоасафа Белгородского, то есть когда его честные мощи, чудесным образом обретенные в Санкт-Петербурге вместе с мощами преподобного Серафима Саровского , возвратились в город. Три года назад русское Православие отметило 100 лет со дня прославления святителя Иоасафа, состоявшееся в 1911 году по инициативе и при непосредственном содействии Государя Николая II Александровича. Утром 16-го сентября 2011 года крестные ходы, шедшие в течение нескольких дней в Белгород из Ровеньков, Алексеевки, Старого Оскола, Красного, Прохоровки, Красной Яруги, Грайворона, Губкина и других городов и районов области, а также из соседствующих с Белгородчиной областей Украины, собрались в пяти пригородных точках и двинулись по улицам Белгорода на Свято-Троицкий бульвар. Конечным пунктом их движения стал нововозведенный на Свято-Троицком бульваре, рядом с домом 20, храм-часовня во имя святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца. В день прославления свт. Иоасафа. Белгород Фото С. М. Прокудина-Горского с колокольни Св.-Троицкого монастыря. 4 сентября 1911 г      Как и в нынешнем году, так и тогда мощи небесного покровителя Белгорода из кафедрального Спасо-Преображенского собора в праздник Преображения Господня были перенесены через два квартала в Николо-Иоасафовский храм на старом кладбище, где находится не только знаменитый камень из иоасафовой «пещерки», на коем полтора века простояла рака с честными мощами святителя, но и некоторые личные вещи епископа. В Николо-Иоасафовском соборе архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн накануне юбилейных торжеств совместно с духовенством епархии совершил переоблачение мощей святителя Иоасафа Белгородского. Новое облачение, пошитое к празднованию 100-летия со дня канонизации, сходно с тем, что изображено на иконе святителя. В три часа дня священство, после молебна и чтения акафиста святителю Иоасафу вынесло на своих плечах раку (к юбилею была изготовлена новая) со святыми мощами и с большим числом прихожан проследовало по улицам Попова, Соборной площади и Свято-Троицкому бульвару к новому храму-часовне.

http://pravoslavie.ru/73651.html

В Белгороде прошли торжества по случаю 103-й годовщины канонизации святителя Иоасафа Белгородского 19 сентября 2014 г. 16:38 16-17 сентября 2014 года в Белгороде состоялись торжества, посвященные 103-й годовщине канонизации святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца. 16 сентября от Николо-Иоасафовского собора через центр Белгорода к месту обретения мощей святителя Иоасафа — пещерке у здания Белгородской митрополии прошел крестный ход. Шествие возглавили митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн , епископ Губкинский и Грайворонский Софроний и духовенство митрополии. Перед ракой с нетленными мощами был прочитан акафист и совершено славление. Участие в памятных мероприятиях приняли губернатор области Е. Савченко, председатель областной Думы И. Кулабухов, первый заместитель губернатора области, начальник департамента внутренней и кадровой политики В. Сергачев, заместитель губернатора, руководитель администрации области Е. Батанова, мэр Белгорода С. Боженов. После богослужения гости посетили выставку картин, посвященную 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского. Экспозиция открыта в здании митрополии. Автор работ — А. Иванов. Торжества продолжились всенощным бдением, по окончании которого митрополит Иоанн обратился к молящимся с архипастырским словом. «Все происходящее сегодня сугубо символично. Мы пришли крестным ходом с мощами святителя сюда, к месту их обретения. Именно на этом месте 103 года назад десятки тысяч верующих со всей Российской империи присутствовали при их прославлении. И именно здесь были найдены мощи еще одного белгородского епископа — священномученика Никодима (Кононова). И сегодня мы совершали службу, посвященную святителю Иоасафу, которая была написана епископом Никодимом». 17 сентября, в день праздника, в Преображенском кафедральном соборе Божественную литургию возглавили митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, митрополит Курский и Рыльский Герман , епископ Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон , епископ Губкинский и Грайворонский Софроний , епископ Саянский и Нижнеудинский Алексий в сослужении благочинных и духовенства Белгородской митрополии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Среди менее дорогостоящих икон И. массового производства нач. XX в.- работы в масляной технике на цветных фонах мастеров слободы Борисовки (ЦАК при образовательно-методическом центре «Преображение» в Белгороде; БГИКМ, БГХМ - см.: Белгородский гос. худож. музей: Альбом. Белгород, 2009. С. 17). Образцом иконописания поволжских земель или владимирских сел, напр., является икона святителя с избранными святыми на полях из ц. Рождества Христова в Балахне Нижегородской обл. Встречаются расхожие иконы И. в серебряных или в латунных окладах (Ионинский мон-рь в Киеве, ризница ТСЛ, ризница Николо-Иоасафовского собора в Белгороде), а также цветные печатные изображения на металле или на досках разной толщины и формата (напр., московской фирмы А. Жако, частное собрание). Одна из хромолитографий помечена как «   i                  » (Загаецкий свт. Иоанна Милостивого мон-рь близ с. Загайцы Шумского р-на Тернопольской обл.). В иконостасах храмов и приделов, освященных во имя И., находились его иконописные образы. Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Хромолитография. Нач. XX в. (Загаецкий мон-рь близ с. Загайцы Шумского р-на Тернопольской обл.) Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Хромолитография. Нач. XX в. (Загаецкий мон-рь близ с. Загайцы Шумского р-на Тернопольской обл.) Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Роспись Троицкого собора Почаевской лавры. Нач. 10-х гг. XX в., поновление — 70-е гг. XX в. Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Роспись Троицкого собора Почаевской лавры. Нач. 10-х гг. XX в., поновление — 70-е гг. XX в. И. изображался в составе сонма святых, прославленных в Новое время, особенно в кон. XIX - нач. XX в. Так, на столбиках боковых (первоначально центральных) врат (ок. 1914) столичной работы из Казанской ц. Вырицы помещены фигуры новых чудотворцев синодального периода. Вместе со свт. Иннокентием Иркутским И. написан на большом, входившем в серию полотне из Валаамского мон-ря (после 1911, в наст. время в собрании Нововалаамского мон-ря в Финляндии). И. изображен последним в нижнем ряду небесных предстателей царя на иконе Божией Матери «Знамение» с собором благоверных князей и княгинь всероссийских, созданной как дар имп. семье к 300-летию Дома Романовых на московской фирме Оловянишникова (ок. 1913, происходит из Александровского дворца в Царском Селе, в наст. время в ГЭ; см.: Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст./Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. С. 444-445. Кат. R-237). Вместе с новопрославленными и избранными святыми И. представлен на мн. иконах нач. XX в. (напр., из алтаря ц. Смоленской иконы Божией Матери в ТСЛ; из ризницы Данилова мон-ря в Москве; из частных собраний). Борисовскими иконописцами выполнены изображения И. вместе с прп. Сергием Радонежским, также с ап. Иоанном Богословом и арх. Михаилом (БГХМ).

http://pravenc.ru/text/578038.html

В книге «Праведник наших дней» есть глава «Свидетельства духовной помощи». Отец Николай поясняет, что из обилия чудес, произошедших по молитвам к старцу, были выбраны лишь проверенные, подтвержденные случаи исцеления или какой-либо другой помощи, о которой просил горячим сердцем тот или иной человек. Много таких чудес совершается в наши дни. Но мне хочется привести пример из того времени, когда батюшка был жив. Протоиерей Леонид Константинов, настоятель Николо-Иоасафовского собора в Белгороде, сообщив, что батюшка вытащил из секты баптистов одну супружескую пару, жившую в Белгороде, продолжает: у той пары была восьмилетняя дочь, страдавшая от тяжкого недуга, – у нее постоянно дергалась щека (следствие шока, перенесенного в детстве). Врачи ничем помочь не могли. Отчаявшись, эти люди поехали к отцу Серафиму, и когда он, уже с трудом передвигавшийся, поддерживаемый под руки духовными чадами, шел в храм на богослужение, из толпы народа выскочила девочка со словами: «Исцели меня, отец Серафим!» Батюшка погладил ее по дергающейся щеке и произнес: «Деточка, я не исцеляю, я молюсь». Вот оно, объяснение сути чудес! На обращения к нему людей старец часто отвечал: «Помолился»... Помолился пламенный молитвенник отец Серафим, и та девочка уже на обратном пути домой к великой радости родителей забыла о своем недуге – свидетельствует протоиерей Леонид Константинов. «Сам ритм его жизни – это молитвенное стояние», – пишет другой пастырь, который служит в Крыму. Настоятель храма святого Архангела Михаила в Алупке протоиерей Валерий Бояринцев хорошо знал батюшку и приезжал к нему со своим семейством решать важные жизненные вопросы. По его воспоминаниям, у многих людей после общения с батюшкой происходили очень серьезные перемены в жизни. Например, у молодого человека, что спросил старца с тенью вызова, почему теперь никто не идет в священники (это было приблизительно в 1975 году). Батюшка с улыбкой ответил кандидату физико-математических наук: «Вот Вы и идите». Вопрошавшим был не кто иной, как нынешний ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев.

http://pravoslavie.ru/100976.html

Постоянные болезни и недуги, как отголоски тюрем и ссылок, сопровождали старца. Как не вспомнить слова преподобного Серафима Саровского : «Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига». Батюшка исцеляя других, безропотно нес свои немощи и болезни. Подорванное здоровье не давало возможности быть в храме. Он продолжал служить келейно. Да и власти запрещали ежедневное служение в храме. Правящий архиерей вынужден был благословить батюшку служить по выходным и в праздники. После богослужения в храме батюшка Серафим продолжал до поздней ночи молиться дома, с приезжими духовными чадами. Ложились спать тут же, на пол, а у батюшки – местечко рядом с нами, отгороженное занавеской, и больше никаких удобств. Гонения продолжались. Следили, кто приезжал и общался со старцем. По его благословению мне пришлось переехать в Белоруссию, в город Бобруйск, где я был рукоположен во диакона, а позже во пресвитера. Служил на приходах Гомельской и Брестской епархий. По возможности приезжал в Ракитное, продолжая окормляться у старца. Трудное было время. Много пришлось претерпеть. Господь по молитвам старца укреплял и поддерживал. Батюшка Серафим говорил: «Надейтесь, Божия Матерь не оставит. Вы пойдете вслед за Ней по Ее стопам». Действительно, по его молитвам, храмы, где я служил, именовались в честь Пресвятой Богородицы. И я верю, что по молитвам угодника Божия архимандрита Серафима, Матерь Божия приняла меня под Свой Покров в Свято-Успенской Почаевской лавре. Господи, Иисусе Христе, молитвами приснопоминаемого отца Серафима, помилуй нас». Протоиерей Леонид Константинов Из воспоминаний протоиерея Леонида Константинова, настоятеля Николо-Иоасафовского собора в Белгороде. «В октябре 1979 года я и отец Иоанн Абрамук, настоятель Крестовоздвиженского храма, поехали в Ракитное к архимандриту Серафиму. Об этой поездке отец Иоанн говорил мне давно, и я немного побаивался. Я понимал, что это были своего рода «смотрины»: дело шло к моему рукоположению в сан диакона. Отец Иоанн поручался за меня, брал на себя ответственность перед правящим архиереем. Поэтому, чтобы еще раз убедиться в моем искреннем желании служить Богу и Церкви, он и повез меня к знаменитому старцу, которого по всей России считали прозорливым...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Белгороде пройдет Фестиваль православных образовательных кино- и видеопрограмм «Свет, побеждающий тьму» 12 декабря 2007 г. 12:14 По благословению председателя архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна в рамках ежегодной Международной научно-богословской конференции «Иоасафовские чтения» 23-24 декабря в Белгороде состоится Фестиваль православных образовательных кино- и видеопрограмм «Свет, побеждающий тьму». В организации и проведении фестиваля примут участие Белгородская и Старооскольская епархия , департамент молодежной политики и спорта правительства области, управление образования и науки и управление по делам молодежи Белгородской области. 23 декабря в 16.00 в кинотеатре «Победа» состоится торжественное открытие фестиваля. С приветствиями выступят архиепископ Белгородский Иоанн, губернатор Белгородской области Е.С. Савченко, наместник Сретенского ставропигиального монастыря г. Москвы архимандрит Тихон (Шевкунов). Будут продемонстрированы два 25-минутных фильма: «Псково-Печерский монастырь» (автор — архимандрит Тихон (Шевкунов)) и анимационный фильм «Моя любовь» (по произведениям И. Шмелева). 24 декабря работа фестиваля будет проходить по трем секциям. Работа I секции «Мир семьи и детства» (Всероссийский кинофестиваль «Семья России») будет проходить в Образовательно-методическом центре «Преображение» при Преображенском кафедральном соборе г. Белгорода. Руководители секции — благочинный Грайворонского округа, настоятель Свято-Никольского храма г. Грайворона священник Андрей Колесников и председатель конкурсной комиссии Всероссийского кинофестиваля «Семья России» Г.Г. Алексеева. Работа II секции «Образовательные возможности киноискусства» будет проходить на социально-теологическом факультете БелГУ. Руководители секции — настоятель Смоленского собора г. Белгорода протоиерей Павел Вейнгольд и народный артист России, ведущий телепрограмм ГТРК «Белгород» В.А. Стариков. Работа III секции «Исторические и духовно-краеведческие фильмы о Святом Белогорье» будет проходить в Белгородской духовной семинарии. Руководители секции — благочинный II Белгородского округа, настоятель Николо-Иоасафовского собора г. Белгорода протоиерей Леонид Константинов и краевед, доктор исторических наук А.Н. Крупенков. 24 декабря в 18.00 в актовом зале Белгородской семинарии состоятся подведение итогов, вручение дипломов и премий , торжественное закрытие фестиваля и концерт. Сайт Белгородской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/336871.htm...

Наиболее известный тип иконографии И., получивший распространение после его канонизации, представляет святителя вполоборота влево, на золотом орнаментальном фоне, с нимбом и полями «на эмалевое дело». Цвета и орнаменты облачений, рисунок креста и панагии восходят к сохранившимся на мощах (омофор часто розового или сильно разбеленного цвета), в правой руке - крест, в левой - жезл с зеленым или со светлым сулоком. Лик хорошо узнаваем, написан в академической светотеневой манере; иногда вверху в облаках изображен Иисус Христос. Подобные поясные и ростовые произведения, создававшиеся с 1911 по 1917 г., хранятся в собраниях БГИКМ, в ризнице Троице-Сергиевой лавры, в Спасо-Иаковлевском мон-ре в Ростове, в Николо-Иоасафовском соборе Белгорода, в Покровской ц. белгородского Марфо-Мариинского жен. мон-ря, в ц. арх. Михаила пос. Борисовка Белгородской обл., в образовательно-методическом центре «Преображение» в Белгороде, в ц. Трех святителей в Харькове и др. (см. также иллюстрации в кн.: Акафист иже во святых отцу нашему Иоасафу еп. Белоградскому. СПб., 2008. Вкл.). Поясной образ И. нач. 10-х гг. XX в. (личное исполнено приемом «отборки») украшен первоклассным по мастерству серебряным окладом со сканью и с поделочными камнями (работа К. И. Конова по рис. С. И. Вашкова, ГМИР; см.: Серебряная кладовая Музея истории религии/ГМИР; авт.-сост.: И. А. Павлова, Л. Н. Перова. СПб., 2004. С. 29). Соединение деталей подлинных и взятых с портрета КДА облачений святителя заметно в ряде киевских икон, различных по технике и манере письма, в т. ч. из мастерской Введенского жен. мон-ря (НКПИКЗ). На нек-рых ростовых и поясных иконах И. святитель представлен прямолично, с традиц. жестом (в Богоявленском соборе в Елохове в Москве; в музее при храме прмч. Андрея Критского подворья Константино-Еленинского жен. мон-ря в С.-Петербурге). Уникальный по иконографии поясной фронтальный образ И. с двукирием в правой и крестом в левой руке (слева вверху - образ Божией Матери «Знамение») написан на металле и заключен в раму с литыми элементами в стиле модерн.

http://pravenc.ru/text/578038.html

Сделал ксерокопию и с предложением о переиздании обратился к настоятелю Преображенского кафедрального собора г. Белгорода протоиерею Олегу Николаевичу Кобец. Идея была поддержана и творчески развита: было предложено сделать современный поэтический перевод этого произведения, созданного на церковно-славянском языке, и поэтому не совсем понятного современному читателю. Современный поэтический перевод был сделан преподавателем церковно-славянского языка Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), клириком Николо-Иоасафовского собора г. Белгорода протоиереем Игорем Кобелевым. Книга, содержащая вступительные статьи, церковно-славянский текст поэмы и ее современный поэтический перевод, была выпущена в свет белгородским издательством «Крестьянское дело» тиражом всего 500 экземпляров в октябре 2002 г. и сразу же стала раритетом: нигде не продавалась, а весь тираж (кроме 100 экземпляров в качестве гонорара автору перевода) был распределен по библиотекам учреждений культуры Белгородской области. Время, прошедшее со дня выхода в свет первого современного издания поэмы, показало, что это произведение, действительно, является великим шедевром святого автора: оно сразу же вышло за пределы своей эпохи (для сравнения достаточно вспомнить хотя бы произведения современника святителя — великого ученого и поэта Михаила Ломоносова, созданные в свойственном эпохе классицизма, жанре оды, требующем строгого соблюдения «единства места, времени и действия», единого количества слогов и ритма ударений в строках стихов). Поэма святителя Иоасафа, хотя и написана на церковно-славянском языке, вовсе не подвластна никаким жанровым ограничениям ни классицизма, ни романтизма, ни реализма и последующих формалистических изысков «серебряного века», потому что создана с высокой, вечной целью (для раскрытия и удобного восприятия глубоких православных вероучительных истин, учения о спасении человеческой души. Создатель поэмы и автор ее современного перевода в достаточно полной мере использовали свойственную Православию яркую образную систему и эстетически привлекательную поэтическую форму.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3406...

27 марта 2018 г. 14:30 В Москве состоялась премьера концертного исполнения великопостной поэмы святителя Иоасафа Белгородского В Неделю преподобной Марии Египетской 25 марта в столичном храме во имя святителя Тихона Патриарха Всероссийского при участии трех приходских хоров (праздничного, народного и детского из воскресной школы «Лествица») прошла премьера концертного исполнения поэмы святителя Иоасафа Белгородского «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными, происходящая в человеке-путнике всегда, особенно в дни святой великой Четыредесятницы, описанная по порядку ее седмиц поэтическим образом». Этому выдающемуся, хотя до сих пор не очень широко известному памятнику отечественной духовной словесности исполняется 281 год. На Пасху 1737 года будущий белгородский чудотворец, а тогда преподаватель Киевской духовной академии иеромонах Иоасаф (Горленко) преподнес ее в качестве подарка прибывшему в Киев новому правящему архиерею — митрополиту Рафаилу (Заборовскому). В прошлом веке текст написанной по-церковнославянски поэмы затерялся. Забыли и о самом ее существовании, пока в 2001 году ее первое типографское издание 1892 года не обнаружил в фондах Российской государственной библиотеки ведущий научный сотрудник Белгородского областного государственного историко-краеведческого музея Андрей Папков. Вскоре свет увидел перевод сочинения святителя на русский язык, выполненный клириком белгородского Николо-Иоасафовского собора протоиереем Игорем Кобелевым. Нынешнее представление поэмы в форме великопостного концерта состоялось по инициативе бывшего студента отца Игоря, а ныне настоятеля упомянутого московского храма в Ильинском благочинии Викариатства новых территорий священника Максима Мельниченко. Прочитанные клириком храма священником Алексием Сафоновым стихотворные главы перемежались духовными стихами, кантами, знаменными песнопениями восточнохристианской гимнографии и авторскими сочинениями. Регенту Ирине Зыковой удалось найти деликатную грань музыкального аккомпанемента, не доставляющего слушателям поэмы помех в восприятии ее текста (не слишком, признаемся, простого для понимания современными слушателями). В финале сводный хор исполнил хоровую миниатюру монахини Иулиании (Денисовой) «Всего-то навсего» на слова костромского поэта протоиерея Андрея Логвинова. 27 марта 2018 г. 14:30 HTML-koд для сайта или блога: В Москве состоялась премьера концертного исполнения великопостной поэмы святителя Иоасафа Белгородского В Неделю преподобной Марии Египетской 25 марта в столичном храме во имя святителя Тихона Патриарха Всероссийского при участии трех приходских хоров (праздничного, народного и детского из воскресной школы «Лествица») прошла премьера концертного исполнения поэмы святителя Иоасафа Белгородского «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными, происходящая в человеке-путнике всегда, особенно в дни святой великой Четыредесятницы, описанная по порядку ее седмиц поэтическим образом». e-mail: @

http://e-vestnik.ru/culture/bran_semi_do...

П. Субботин, в частности, указывает: «В 9 часов вечера, когда народное волнение улеглось, в арестный дом прибыли секретарь ЧК Шапиро с начальником тюрьмы Воликом и под конвоем увели епископа Никодима в чрезвычайку. Чтобы скрыть личность владыки, его там наспех постригли, переодели в длиннополую серую солдатскую шинель и студенческую фуражку, отобрали монашеское одеяние и епископский крест, привезли ночью в тюрьму, где в углу двора, около кухни, для владыки в промерзшей земле была вырыта неглубокая могила. Владыку заставили раздеться, после чего В. Саенко, М. Васильев и С. Набоков тремя залпами расстреляли архиерея и сами же его закопали. Приготовленная для епископа могила была вырыта не по его росту, труп в ней не помещался, и его фактически втиснули в эту могилу на коленях лицом вниз. Указываемые позднее другими современниками переломы шейных позвонков, якобы от удара железным прутом, свидетельствуют, что труп владыки практически утрамбовывали в яму. Надзиратель тюрьмы Василий Шварев, присутствовавший при откапывании владыки, потом говорил: Его, видимо, туда утаптывали ногами, чтобы он поместился в ней”». Тело епископа позднее было тайно зарыто убийцами в общей могиле с северной стороны ограды городского кладбища (ныне — старое, закрытое кладбище по ул. Попова, рядом с кладбищенской Николо-Иоасафовской церковью). Несмотря на негласность, к холмику над захоронением горожане неизменно приносили цветы, а по вступлении в Белгород Добровольческой армии в июле 1919 г. тело сщмч. Никодима было перенесено в Троицкий монастырь и торжественно перезахоронено вблизи северного придела монастырского храма, недалеко от пещерки Свт. Иоасафа, где и обнаружено в 2012-м г., через 93 года. Краевед Павел Альбощий при расчистке склепа владыки Никодима Краеведы и раньше указывали, что с северной стороны разрушенного в 1920-е годы Троицкого собора бывшего одноименного монастыря был захоронен священномученик Никодим (Кононов), который служил на Белгородской епископской кафедре с 1913 по 1919 гг.

http://pravoslavie.ru/132487.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010