10. Налимов А.М., священник. В этом же соборе с Заблоцким служил агент гестапо, «Являясь священником Лужского Казанского собора,5 октября 1941 года был привлечен членом «Православной Миссии в освобожденных областях России» - Начисом Яковым Владимировичем и по обвиняемым по данному делу Заблоцким Н.Ф. для сбора интересующих «Православную Миссию и германское военное командование сведений и проведения антисоветской пропаганды. В 1941-1943 гг. занимался сбором сведений о политических настроениях населения, отношении населения к немцам, установленным немцами порядком, власовскому движению партизанам, систематически передавал собранные им сведения Заблоцкому Н.Ф. и Начису Я.В. для немецкого командования. Летом 1942 года был завербован немецким офицером в качестве секретного агента контрразведки. Выполняя задания контрразведки, собирал сведения и в 1942 неоднократно передавал их немецкому офицеру. Кроме того, совместно с Заблоцким Н.Ф. служил благодарственные молебны в честь Гитлера и фашистских войск...». 11. Петров - Костенков Ефим , сведений нет. 12. Плескач С.Д. В 1942 завербован как секретный немецкий агент. Подтвердил свое сотрудничество с оккупантами, доносил, хотел уйти с немцами. С сер. 1944 работал в строительном батальоне на ст. Инно Финляндской ж.д. и служил регентом в Николо-Богоявленском соборе Ленинграда. О деятельности Плескача протодиакон Юдин показал: « Выполняя задание немецкого коменданта полковника Лизер, Плескач неоднократно сообщал немецким властям в 1942 и 194 годах о появлении партизан в Гдовском районе, в деревнях Рудно, Краспивно, Прибуш, Спицыно, Кануновщина. После доносов Плескач С.Д. немцы посылали карательные экспедиции для поимки партизан» . «Примерно в августе 1943 г,будучи в д. Рудно на богослужении, от одного крестьянина я узнал, что у него сын в партизанах и об этом я сразу же сообщил немецкому коменданту в д. Рудно». Военным Трибуналом войск НКВД ЛВО приговорен к 15 годам каторжных работ за измену Родине. Скончался от туберкулеза, отбывая срок в лагере.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/22/...

В России помянут погибших на подлодке " Курск " Санкт-Петербург, 12 августа 2009 г. В трех регионах Северо-Западного федерального округа - Мурманской и Архангельской областях, а также в Санкт-Петербурге - 12 августа почтят память экипажа подлодки " Курск " , погибшей девять лет назад в Баренцевом море. Подводный атомный крейсер " Курск " затонул 12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море, в 157 километрах к северо-западу от Североморска. На его борту находились 118 членов экипажа, все они погибли. Как сообщил РИА Новости председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин, в северной столице погибших на " Курске " будут вспоминать родственники моряков, ветераны-подводники и представители ВМФ РФ и Ленинградской военно-морской базы. " В полдень родные и близкие погибших моряков соберутся в Николо-Богоявленском морском соборе, где настоятель храма, протоиерей Богдан отслужит панихиду по воинам, в море погибшим " , - сказал собеседник агентства. Затем в Военно-морском инженерном институте и в Нахимовском военно-морском училище состоится возложение цветов к памятным доскам, на которых увековечены имена выпускников этих учебных заведений, погибших на " Курске " . В 14.00 торжественно-траурная церемония с участием роты почетного караула и военного оркестра начнется на Серафимовском кладбище, где похоронены 32 погибших на " Курске " моряка. Состоится возложение цветов и венков и воинский церемониал. После этого протоиерей Алексий, настоятель Чесменской церкви, отслужит на кладбище заупокойную литию, сказал собеседник агентства. На Серафимовском кладбище Петербурга похоронены 32 члена экипажа погибшей субмарины, в том числе и командир корабля, капитан 1 ранга Геннадий Лячин. Мемориал на Аллее Героев Серафимовского кладбища был открыт к третьей годовщине гибели " Курска " . В Северодвинске Архангельской области, где была построена подводная лодка, по традиции пройдет траурно-торжественный митинг в память о погибших, сообщает сайт администрации города.

http://pravoslavie.ru/31539.html

В северо-западных епархиях проходят памятные мероприятия, посвященные девятой годовщине гибели АПЛ «Курск» 12 августа 2009 г. 13:00 В трех регионах Северо-Западного федерального округа — Мурманской и Архангельской областях, а также в Санкт-Петербурге — 12 августа почтят память экипажа подлодки «Курск», погибшей девять лет назад. Подводный атомный крейсер «Курск» затонул 12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море, в 157 километрах к северо-западу от Североморска. На его борту находились 118 членов экипажа, все они погибли. Как сообщил РИА «Новости» председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин, в северной столице погибших на «Курске» будут вспоминать родственники моряков, ветераны-подводники и представители ВМФ РФ и Ленинградской военно-морской базы. «В полдень родные и близкие погибших моряков соберутся в Николо-Богоявленском морском соборе, где настоятель храма отслужит панихиду по воинам, в море погибшим», — сказал собеседник агентства. Затем в Военно-морском инженерном институте и в Нахимовском военно-морском училище состоится возложение цветов к памятным доскам, на которых увековечены имена выпускников этих учебных заведений, погибших на «Курске». В 14.00 торжественно-траурная церемония с участием роты почетного караула и военного оркестра начнется на Серафимовском кладбище, где похоронены 32 погибших на «Курске» моряка. Состоится возложение цветов и венков и воинский церемониал. После этого протоиерей Алексий, настоятель Чесменской церкви, отслужит на кладбище заупокойную литию, сказал собеседник агентства. На Серафимовском кладбище Петербурга похоронены 32 члена экипажа погибшей субмарины, в том числе и командир корабля, капитан I ранга Геннадий Лячин. Мемориал на Аллее Героев Серафимовского кладбища был открыт к третьей годовщине гибели «Курска». В Северодвинске Архангельской области, где была построена подводная лодка, по традиции пройдет траурно-торжественный митинг в память о погибших, сообщает сайт администрации города.

http://patriarchia.ru/db/text/718116.htm...

Близ Троицкой церкви была встреча и лития и такое множество народа, что, когда шествие вступило на лед и стали переходить через Волгу, лед начал было трещать, но городская полиция вовремя распорядилась, чтобы народ шел врассыпную, а не скучиваясь в одном месте, и таким образом переход совершился благополучно. Поднявшись от берега в гору, гроб с колесницы сняли и, развязав шнуры, крышу открыли; поставленный на носилки, гроб был принят священниками и на плечах несен ими до собора. Отец Пимен очень опасался, чтобы на продолжительном пути не потревожили тело, и потому, когда сняли крышу, он тщательно осмотрел тело и нашел, что оно не изменило своего положения: ни голова, ни митра, ни руки – ничто не тронулось с места, не приметно было ни малейшего признака разложения и ощутительно было только сильное благоухание кипарисного гроба. У церквей были везде литии, по всему городу слышался печальный перезвон; стечение народа по пути к собору было так велико, что, несмотря на широту улиц и обширность площадей, была теснота и давка. Погода была ясная, морозило слегка, и воздух был до того неподвижен, что свечи, несомые около гроба, горели всю дорогу. Был уже в исходе пятый час, когда приблизились к собору; тело было встречено преосвященным Геннадием в полном облачении, губернатором и прочими городскими властями в парадной форме, и затем совершена панихида. По окончании оной все участвовавшие в шествии были приглашены в архиерейский дом экономом, отцом Павлом, и там им предложена трапеза, в которой отец Пимен не мог участвовать по крайнему своему утомлению. На следующий день, 20-го числа, в соборе позднюю литургию и потом соборную панихиду служил Богоявленский (Ростовский) архимандрит Нафанаил. Вторую панихиду совершал преосвященный Геннадий в первом часу с городским духовенством, причем один из протоиереев сказал надгробное слово; третью панихиду служил отец Пимен, также с городским духовенством; четвертую – отец ректор и семинарские власти, и потом было совершено много панихид по желанию некоторых граждан и других усердствовавших частных лиц. На гроб была накинута архиерейская мантия, а сверху наложен прекрасный покров из рытого бархата – дар усердия одного из преданнейших почитателей опочившего святителя, московского почетного гражданина Лузина.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Родился 3 января 1900 г. в погосте Поля Демяновского уезда Новгородской губ. в семье священника. Окончил Старорусское духовное училище, в 1913 г. поступил в Новгородскую духовную семинарию, но не окончил ее в связи с закрытием. Служил в церкви псаломщиком, регентом. В 1920 г. был призван в Красную армию, где служил до 1922 г. В 1922 г. был привлечен к суду вместе с отцом, протоиереем Дмитрием Успенским, который был арестован по ложному обвинению в хищении из Никольского храма. В том же году поступил в Петроградский богословский институт, где учился у профессора А. А. Дмитриевского . Затем в 1925 г. поступил на Ленинградские высшие богословские курсы. Защитил кандидатскую диссертацию и был оставлен на курсах профессорским стипендиатом. В 1928 г. поступил в техникум Государственной академической капеллы. В 1926 г. женился на Наталии Ивановне Шторр. В конце 1929 г. она была арестована за помощь своему свекру и была выслана в Иркутскую область. В 1932–1937 гг. учился в Ленинградской консерватории, получил специальность музыковеда. С 1937 г. преподавал на Государственных курсах музыкального образования им. Н. А. Римского-Корсакова, с 1938 г. В Ленинградской консерватории. Был директором Ленинградского музыкального педагогического училища до его закрытия в 1942 г. В 1941–1945 гг. являлся начальником отряда противовоздушной обороны (ПВО), был тяжело контужен. В результате он получил инвалидность II группы. В 1942 г. был регентом в Николо-Богоявленском соборе Ленинграда. Член Поместного Собора Русской Православной Церкви 1945 г. В 1946 г. он защитил в Ленинградской консерватории диссертацию на тему «Лады русского севера» и был удостоен степени кандидата искусствоведения. С 1947 г. преподавал в Ленинградской духовной академии, доцент по кафедре литургики, профессор (с 12 июня 1947 г.). Одновременно руководил регентскими классами при Ленинградских духовных школах. 22 июня 1949 г. защитил диссертацию на тему «Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церквах», за которую был удостоен степени магистра богословия. К концу 1953 г. им была написана докторская диссертация «Профессиональная музыка в России до XVII века», отвергнутая по идеологическим соображениям (решением совместного заседания кафедр марксизма-ленинизма и теории музыки), обвинен в «пропаганде церковщины». Николаю Дмитриевичу пришлось уйти из консерватории. Докторская диссертация под названием «История богослужебного пения Русской Церкви (до середины XVII в.)» была представлена на рассмотрение ученого совета Московской духовной академии. 10 августа 1957 г. за этот труд ему была присуждена степень доктора церковной истории. В 1956 г. был приглашен для работы в Богослужебно-календарную комиссию при Священном Синоде. Член Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 г. 772 Скончался 23 июля 1987 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В СанктПетербурге вспоминают трагическую страницу в города Санкт-Петербург, 9 сентября 2016 г.      Ровно 75 назад фашистские войска отрезали город от большой земли, началась блокада Ленинграда, сообщает сайт Первого канала . У мемориальной доски, установленной на доме номер 14 по Невскому проспекту, уже утром по традиции стали собираться люди. Продолжились памятные мероприятия на Пискаревском кладбище, месте, которое стало для жителей Петербурга символом скорби. На территории комплекса покоятся тела около полумиллиона ленинградцев, погибших от голода, холода, бомбежек, а также павших в боях на фронте.      Минутой молчания память жертв блокады почтили сегодня и в Москве. Люди весь день несут цветы к Могиле Неизвестного Солдата в Александровском саду и к памятному знаку города-героя у Кремлевской стены. Малоизвестный факт, но одними из первых медалями «За оборону Ленинграда» были награждены священники. В центре фотографии из архива епархии — будущий патриарх Алексий I. Летом 1941 года он, еще митрополит Ленинградский, обратился к верующим. Позже его послание будут зачитывать и перед уходившими на фронт бойцами, и печатать в виде листовок, и даже разбрасывать с самолетов над оккупированными территориями.      «Кажется, ни на одном языке рядом со словом " родина " не поставлено слово " мать " , как у нас. Мы говорим не просто Родина, но Мать-Родина. Когда Родина в опасности, сердце русского человека разгорается любовью. Он рвется бой за Отчизну, проявляя беззаветную храбрость, полное презрение к смерти», — читает записи из архива его сотрудница. Митрополит Алексий (Симанский) не покинул город, жил в Николо-Богоявленском кафедральном соборе. В самую страшную первую блокадную зиму храм покрылся льдом, не было дров для отопления. Вместо лампадного масла — техническое, свечи кончились. Вино для причастия заменяли разбавленным морсом, а просфоры – крошечными, размером с пуговицу, кусочками суррогатного хлеба. Многие священники лепили их из собственного пайка, а получали, как иждивенцы – 125 граммов в сутки. Но всю блокаду каждый день в ленинградских храмах служили литургии.

http://pravoslavie.ru/96883.html

Двери кабинета – с левой стороны коридора. Напутствуемый помощником инспектора, вхожу в неё и замираю. Мягкий свет заливает квадратную комнату, полы которой скрывает огромный ковёр. Стены уставлены полками с многочисленными книгами. Перед иконой Спасителя теплится лампада. «Проходи, брат Юрий, не бойся», – звучит необыкновенно глубокий, чуть глуховатый голос. Человек с мудрыми, все понимающими глазами легко поднимается и обходит свой дубовый резной стол. «Спаси Господи», – благословляет он меня в ответ на моё робкое «Благословите, владыко». – Целую властную руку, затем прикладываюсь к щеке, ощущая упругий шёлк густой седеющей бороды. – «Садись, поговорим». Уже тогда я сознавал, что происходящее со мною принадлежит истории, но ничего не записал, и теперь, по прошествии почти четверти века, помню лишь общую атмосферу этой удивительной встречи и навсегда врезавшиеся в сознание отдельные фразы ночной беседы 177 . Вспоминает протоиерей Вадим Балакирев, клирик Николо-Богоявленского морского собора. Середина 1970-х годов, осень. Приём посетителей владыка закончил за полночь, и перед сном необходимо прогуляться. Вадим в подряснике сопровождает митрополита. Весь вечер он дежурил у дверей кабинета, и теперь тоже валится с ног. Идут вдвоём вдоль берега речки Монастырки, потом – вдоль Никольского лаврского кладбища. Святитель вдруг говорит: «Наверное, скоро умру». И далее – рассуждения на тему: где будет могила. Вадим пытается протестовать: «Владыка! Рано об этом говорить! Вы до ста лет проживёте!» Но митрополит продолжает размышлять. – Если «лечь» в Свято-Троицком соборе Лавры, то он не всегда открыт, и доступ к могиле будет затруднён. Лучше – на монастырском кладбище, среди лаврских насельников: оно открыто с утра до вечера. Вдруг навстречу – дежурный милиционер. Видит: люди перед ним солидные, явно не его «клиенты». Но уже второй час ночи, и он, по долгу службы, спрашивает: «Уважаемые! Что здесь делаете так поздно?» А владыка кротко в ответ: «Не ругайте нас, дяденька! Я ведь митрополит. Мы уже уходим».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗВОНАРЬ церковнослужитель, производящий звон при храме или в мон-ре. В РПЦ чаще всего для звона используются колокола, и тогда З. звонит посредством веревок, соединенных с колоколами или колокольными языками (об иной практике звона см. в ст. Било ). При этом исполнительская техника и система управления колокольным набором во многом определяются весом колоколов, их количеством и расположением на колоколонесущем сооружении. Один З. не всегда может справиться с большим количеством колоколов, поэтому в исполнении колокольного звона могут участвовать 2, а иногда и несколько человек. Обычно 1-й З. раскачивает язык большого колокола, а 2-й звонит в малые и средние колокола. В тех случаях, когда колокола разобщены в пространстве (используются наборы неск. колоколонесущих сооружений, либо звон производят на многоярусной колокольне или большой многопролетной звоннице), исполнительские партии распределяют внутри группы З. Такой ансамблевый звон особенно характерен для мон-рей и соборов. Необходимость исполнения колокольного звона артелью З. иногда свидетельствует также об архаичности исполнительской традиции, что наблюдалось, напр., на звонницах псковского типа и звонницах палатного типа (Северо-Западный и Владимиро-Суздальский регионы). Запись звона А. В. Смаргина, сделанная С. Г. Рыбаковым Запись звона А. В. Смаргина, сделанная С. Г. Рыбаковым Использование к.-л. автоматических приводов для правосл. звона нехарактерно, т. к. духовное и личностное начало является здесь одним из важнейших. Попытки некоторых изобретателей кон. XIX в. создать самозвонные устройства, призванные заменить «ручной звон» и облегчить службу или вовсе упразднить служение З., хотя и вызывали интерес, но не имели широкого распространения. Подобные системы с использованием достижений совр. техники изредка практикуются и сейчас (напр., в Николо-Богоявленском соборе в С.-Петербурге), однако целесообразность таких устройств автоматического звона спорна.

http://pravenc.ru/text/199671.html

В 1928 году был арестован, находился под следствием по подозрению в антисоветской деятельности, но через два с половиной месяца был освобожден и вернулся к исполнению своих обязанностей. После уничтожения храма в марте 1932 года стал служить в Николо-Богоявленском соборе в Ленинграде. О.Владимир был человеком весьма образованным. Из европейских языков свободно говорил по-французски, по-английски и по-немецки лишь читал и переводил, но без словаря. Из древних языков он свободно владел древнегреческим, латинским, древнееврейским и арабским. В 60-летнем возрасте он принялся изучать испанский язык. Имя о.Владимира стало известно не только среди гуманитариев, в частности византологов, он был близок с И.П.Павловым, с тогдашним президентом Академии наук А.П.Карпинским и другими. Дважды о.Владимир получал предложение выехать за границу, но каждый раз отказывался. 22 декабря 1933 года он был вновь арестован в связи с фабрикацией ОГПУ так называемого дела «евлогиевцев» по обвинению в систематическом проведении черносотенной пропаганды, руководстве " контрреволюционной ячейкой " организации из восьми прихожан, большинство которых ранее служило в царском флоте. На допросах 31 декабря 1933 - 17 января 1934 года. о.Владимир не скрывал своего негативного отношения ко многим действиям советских властей: " К антирелигиозной политике советской власти я отношусь отрицательно, т.к. этот момент в корне расходится с моим мировоззрением идейного христианства и человека преданного делу Православной Церкви. Являясь противником атеизма, теми средствами, которыми я располагаю и как священник, и как духовный руководитель верующих, данных мне в результате легального существования Церкви в СССР, я веду активную борьбу с ним и воспитываю окружающих в духе антиатеизма.Такое воспитание только естественно может препятствовать растущему безбожию и неверию и создать активные церковные кадры, препятствующие раздроблению Православной Церкви... По своим политическим убеждениям я являюсь сторонником конституционной монархии.

http://drevo-info.ru/articles/13675633.h...

Отец Святослав с большей любовью говорит о том, что за 16 лет служения в Кронштадте ему удалось собрать свою паству.  - Попав сюда, я впервые встретился с приходом, которого в Николо-Богоявленском соборе как такового не было. Храм в большом городе посещает очень много людей, большая часть которых постоянно меняется. Маленький же город накладывает свой отпечаток - люди здесь живут как одна семья. Это я почувствовал сразу. Я, конечно, против, чтобы люди привязывались к священнику, ведь он - лишь посредник между прихожанином и Богом. Но я понимаю, что некоторым людям так легче…  Свой приход - свой подход Отец Святослав - не формалист и не догматик. Кто был у него на исповеди - знает об этом своеобразном подходе. Батюшка не станет требовать полный список грехов. Из уважения к новичкам глянет в исписанный листок, а может и вовсе его порвать. " Ты скажи, что тебя в первую очередь сейчас беспокоит? Назови самый страшный свой грех " - вот вопрос священника, который многих ставит в тупик. И заставляет задуматься, не подходить к вере поверхностно, формально исполняя заведённый порядок. Батюшка не требует, не заставляет. Как тонкий психолог, он с Божией помощью просто отыскивает подход к душе каждого. Своей любовью направляя и вдохновляя вести внутреннюю работу над собой вдумчиво, качественно. И не спешить, положась на волю Господа.  - Самая большая исповедь происходит не в храме, а дома, когда ты готовишься к исповеди. Почему я бабушек наших благословляю сразу же? Да потому что знаю: они уже исповедались - не мне, а всё уже Господу рассказали.  Его проповеди - всегда разговор о том, что больше всего беспокоит. Легко перекидывая мостик между Священным Писанием и современными реалиями, батюшка обращает наше внимание на самое главное из происходящего вокруг. И при этом проповедь, читаемая перед большим количеством прихожан, незаметно переходит в диалог с каждым, кто внимательно слушает проповедующего. Отец Святослав старается быть максимально доступным. Он не стесняется шутить на амвоне, не боится вставить сленговое словечко. Но в то же время, говоря простым языком, он попадает прямо в душу... 

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010