Одна из строительных площадок расположилась на бывшей церковной земле на горке среди вековых дубов и лиственниц (где в советские годы дарьинцы косили траву и пасли скот). Решением жителей деревни эта стройка была прекращена, и была образована церковная община. 15 ноября 1991 г. состоялось учредительное приходское собрание, был принят устав прихода. 15 января 1992 г. он был утверждён Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, Управляющим Московской епархией. 18 февраля община была зарегистрирована Министерством юстиции. А уже 2 марта 1992 г. постановлением главы администрации Назарьевского сельского совета А. Г. Харчёва приходу был выделен земельный участок площадью 5 га. (500 соток) на прежнем месте для сооружения церковного комплекса. На краю этого участка жителями был установлен памятник погибшим в Великой отечественной войне. Так деревня сохранила поле от коттеджной застройки. Однако община не оформила эту землю, а новые местные власти и жители уже не согласились на закрепление за церковью участка в таком размере, большая часть земли стала деревенской. В августе 1995 г. по благословению Благочинного церквей Одинцовского округа священника Игоря Борисова попечение о православном приходе д. Дарьино возложено по древней традиции на настоятеля Троицкого храма п. Назарьево священника Виктора Васильева. С того времени на месте Никольского храма начали совершаться молебны, был воздвигнут крест. В соответствии с прошением Приходского Совета 19 ноября 1997 г. Указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем Никольской церкви в Дарьино назначен священник Виктор Васильев. В 1998 г. приход оформил право бессрочного пользования на земельный участок 0,766 га. и получил постановления главы сельской администрации В. А. Богданова и главы Одинцовского района А. Г. Гладышева, разрешающие строительство часовни, храма, воскресной школы, приходского дома и хозпостроек на церковной земле в Дарьино. Мастерская под руководством заслуженного архитектора России В.Ф Орловского, при содействии главного архитектора А.П Жданова, создала проект храма и курировала все этапы строительства.

http://sobory.ru/article/?object=07295

Пильняк однажды действительно стал очевидцем гибели Парфентьева, но не от воды, а огня. 17 сентября 1923 года Борис Андреевич сделал запись в дневнике о своем ночном посещении этого села. В те годы писатель жил в Коломне и около одиннадцати часов ночи неожиданно услышал удар в набатный колокол, по-видимому, раздававшийся в одном из ближайших к Коломне сел. Вместе с товарищем он поднялся на колокольню стоявшей неподалеку церкви Николы на Посаде и увидел зарево пожара за рекой Москвой – горело Парфентьево. На велосипеде Пильняк доехал до горящего селения, где бесстрашно бросался в огонь, растаскивал бревна горящих изб, помогал выгонять скотину. Набат, по-видимому, раздавался в ту ночь с несохранившейся ныне высокой колокольни Никольской церкви. Еще одно воспоминание о Парфентьеве оставил князь Дмитрий Петрович Багратион. В начале 1880-х годов, будучи еще уланским корнетом, Багратион вместе с эскадроном квартировал в селе Парфентьево под Коломной. Князь расположился в избе крестьянина Александра Устинова. Молодому офицеру была выделена небольшая комната с перегородкой и углом для денщика. Дмитрий Петрович запомнил обстановку комнаты в «квартире»: стол, накрытый зеленым сукном, кровать производства Сан-Галли и стену, увешанную охотничьими ружьями, патронташами, трубами, револьверами, саблями и шашками. Генерал-майор Д. П. Багратион, потомок знаменитого рода грузинских царей, стал известен впоследствии как командир 1-й бригады Кавказской туземной конной дивизии – так называемой «Дикой дивизии». Это было очень необычное военное соединение русской армии. В его рядах можно было видеть всадников и офицеров более двух десятков национальностей: дагестанских воинов, грузинских и армянских князей, персидских, французских, польских, шведских и прибалтийских аристократов. «Дикая дивизия совмещала несовместимое…Такой кавалерийской дивизии никогда не было и никогда, вероятно, не будет», – писал публицист Н. Н. Брешко-Брешковский. Князь Багратион стал известен также в литературной среде как издатель журнала «Вестник русской конницы». На этом поприще он даже вошел в список корреспондентов Льва Николаевича Толстого. В своем письме Багратион просил классика прислать потрет верхом на лошади и рассказать о предпочитаемом методе верховой езды. Автора «Войны и мира», видимо, не заинтриговала громкая фамилия генерала, и он оставил это письмо без ответа.

http://sobory.ru/article/?object=09888

Тайны Немецкой слободы На этой странице старая Таганки тоже «соперничала» с Замоскворечьем. Именно здесь, на заяузской Болвановке, в XVI веке располагалась московская Немецкая слобода, которую традиционно соотносят с другим – Лефортовским районом на правом берегу Яузы и с Замоскворечьем. Действительно, самая первая Иноземная слобода появилась в Замоскворечье при великом князе Василии III. Там он поселил своих иностранных наемников, подальше от московского люда (как известно, в старину москвичи называли «немцами» всех иностранцев, кто не говорил по-русски – «немые», «не могущие ответить»), предоставил им льготы и права, например на относительно вольное употребление спиртного. Чуть позже, при Иване Грозном, который поселил в Замоскворечье и своих стрельцов, там открылся и первый московский кабак. Оттого замосквореченская Иноземная слобода, по легенде, называлась «Наливки» – от часто звучавшего там требования: «Налей-ка!», которого простым москвичам еще не дано было часто употреблять. В 1547 году заяузская Болвановка сгорела в печально знаменитом пожаре, что вспыхнул через полгода после коронации Ивана Грозного. Но уже в 1560–1570-х годах Иноземная слобода была переведена из Замоскворечья на левый берег Яузы и именно на Болвановку. Причиной тому стало огромное количество военнопленных, взятых в ходе Ливонской войны, которые и поселились на заяузской Болвановке. По воспоминаниям Джерома Горсея советники объяснили государю Иоанну Васильевичу, что есть разница между его пленниками и его врагами. Более того, из этих помилованных пленных, а в их числе были и французы, и голландцы, и шотландцы, и англичане, царь создал боевой отряд, сражавшийся на его стороне против крымских татар. Воинам дали хороший рацион, сильных лошадей и огнестрельное оружие, которое сильно испугало крымских татар, после чего ливонские пленники «жили в милости» у русского государя. В 1579 году население Иноземной слободы в Заяузье насчитывало более 400 человек. На Болвановке появилось свое Немецкое кладбище (старое; самое первое было в Замоскворечье), и надгробные плиты с латинскими эпитафиями позднее пошли на кладку Никольской церкви.

http://pravoslavie.ru/516.html

Стоит обратить внимание, что в Воскресенском соборе, изначально проектировавшемся, по-видимому, столичным мастером (только не из Петербурга, а из Первопрестольной), не всё удалось. Проект реализовали не в полной мере, возводили сооружение не москвичи, а сами вологжане, " как они видели " ; судя по проектной модели, которая сейчас хранится в музее Вологды, деталировка и пластика Воскресенского собора должны были быть значительно тоньше. Если приглядеться к обоим храмам - вологодскому и устьянскому, - становится заметно, что устьянцам безусловно удалось придать своей церкви тот утончённый вид, от которого отказались вологжане. Первое, что бросается в глаза: завершения храма в Устье более изящны по сравнению с вологодским прообразом. Вместо глухих барабанов со шлемовидным покрытием - тонкие барочные главки- " рюмочки " , характерные скорее для XVIII века, нежели для XIX, когда строился Никольский храм. Отличия касаются и подкупольного ряда окон: у устьянского храма они прямоугольные, тогда как у оригинала - круглые, что визуально делает его более массивным. Архитектурное решение боковых глав заимствовано у вологодского храма. Каждая установлена на цилиндрическом придельном объёме, так что барабан, по сути, является его продолжением вверх. Барабаны глухие, с декоративной имитацией оконного проёма, как у оригинала; обратите внимание, пилястры имеют ионические капители - то есть, ордерной цельности, требующейся от произведений строгого классицизма, речи не идёт. Колонны коринфского ордера на фасаде - ещё одно отличие Никольского храма от Воскресенского. У вологодского собора - колонны тосканские. Зато его наличники более соответствуют стилю барокко. В устьянском же храме, можно сказать, барочную форму наполняет своим содержанием классицизм (что, впрочем, неудивительно - учитывая время его постройки). В западном притворе располагается вход как в верхний, так и в нижний храм. Он совершенно непохож на притвор Воскресенского собора, что наверное, и неудивительно - пристройку к вологодскому храму сделали только в 1824 году, когда у храма в Устье уже был готов первый этаж.

http://sobory.ru/article/?object=10182

В селе Гурьево Тверской области, недалеко от городка Старица, стоит небольшой каменный Никольский храм. Он был построен в 1874-77 г.г. на средства и по заказу помещика Семена Даниловича Каврайского. Здесь же, через дорогу, располагалась его усадьба с главным домом и парком, старые деревья которого и сейчас возвышаются среди молодой поросли. По другую сторону от Никольского летнего храма стоял деревянный зимний Спасский храм. Есть предположения, что Никольский храм построен по типовому проекту Константина Андреевича Тона: архитектурный облик церкви перекликается с другими постройками зодчего. Основной бесстолпный объем храма в плане представляет собой восьмигранник. К нему с востока примыкает прямоугольная апсида, с севера и юга – крыльца, а с запада – симметричный апсиде притвор, над которым располагается звонница. Над главным объемом храма высится восьмигранный световой барабан, увенчанный деревянным шатром с главкой луковичной формы. Арочные окна с решётками простого рисунка, килевидные кокошники, белокаменные карнизы, наличники и подоконники, ниши круглой формы над окнами – вот, пожалуй, и все, что украшает храм. Нельзя сказать, что отделка храма скупая, но и роскоши в ней нет. Храм построен из кирпича с белокаменными деталями и цоколем. В интерьере сохранились росписи, но состояние их неудовлетворительное. Иконостас, двери, окна основного объема храма, полы – все это утрачено. В советское время храм закрыли и использовали под склад, пострадал он и в годы войны, в это же время сильно повредили звонницу. С 1963 г. его использовали под колхозные нужды. Ныне стоит заброшенным. В 2018 г. в непогоду деревянная глава храма с крестом упала, что было предсказуемо: уже много лет она стояла, сильно накренившись. Пострадал и деревянный шатер, обитый металлом. Из-за падения главы он сполз, металлические листы облетели, в настоящее время деревянные конструкции стоят оголенные. Храм находится в аварийном состоянии. Необходимо провести архитектурно-инженерные обследования, разработать проект противоаварийных работ, закрыть окна, двери и воссоздать кровлю храма.

http://sobory.ru/article/?object=10677

Всего, таким образом, в барабанах насчитывается 24 окна - вкупе с 24-мя окнами в стенах они обеспечивают прекрасное освещение собора. На протяжении истории Николо-Дворищенского собора его окна неоднократно меняли свой вид. Их превращали буквально в амбразуры, закладывали кирпичом, в нишах пробивали новые окна... Ныне первоначальная планировка восстановлена. Обратим внимание, что в центральном прясле южной стены (равно как и северной) имеется в каждом ряду по паре окон - в южнорусских храмах той поры ничего подобного мы не найдём. Это ещё одно " эхо " новгородской Софии. К западной стене собора в древние времена примыкала каменная паперть. После пожара, случившегося в 1460-х годах, её восстановили уже из дерева, но в конце XVII столетия вернулись к камню. В начале XIX века точно по периметру паперти возвели пристройку. Примерно тогда же появилась северная пристройка с характерным классицистическим фасадом, украшенным ионическими колоннами. Внутреннее пространство Никольского собора разделено на три нефа четырьмя крестчатыми в плане столбами, причём центральный неф значительно шире двух боковых. Храм снабжён нартексом. Над нартексом находятся хоры " полати " , имеющие П-образную форму: боковые части выступают из нартекса, занимая два примыкающих боковых пространства наоса (места для молящихся внутри храма). В древности нартекс отделялся от храма сплошной стеной, впоследствии на хорах восточные участки стен нартекса были разобраны и заменены арками. Учёные-реставраторы, работавшие в храме, обнаружили в полу хор множество перевёрнутых глиняных горшков, поставленных тесными рядами. Эти горшки облегчали нагрузку на своды " полатей " . Любопытно, что точно так же устроен пол на хорах новгородского Софийского собора. В северной части нартекса в первые десятилетия существования собора находилась крещальня, о чём свидетельствуют две широкие ниши в восточной стене. В южной части нартекса имелась каменная винтовая лестница, ведущая на хоры. Она появилась уже после завершения строительства собора - видимо, связано это было с изменением статуса церкви, которая задумывалась как " княжеская " , но и в конце концов стала " городской " .

http://sobory.ru/article/?object=00317

Как будто о Никольском храме говорил на днях патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на заседании Общества русской словесности в Фундаментальной библиотеке МГУ: «Если летишь над ближним Подмосковьем и над прилегающими к Московской области районами, то невольно видишь заброшенные деревни. Самое печальное, что в этих деревнях стоит единственное, что связывает нас с прошлым, единственное, что является реальным памятником архитектуры и культуры, это деревенский храм. Если бы вы видели, в каком состоянии многие из этих храмов!..Если не употреблять энергичных усилий, если не рассматривать задачу реставрации этих памятников как одну из первостепенных, если относить ее на последующие времена, когда мы, мол, немножко подразбогатеем и сделаем что-то другое, важное и полезное, у нас не останется и этих памятников, мы вообще превратимся в выжженную землю с точки зрения истории». По статистике, которую привел патриарх, более четырех тысяч храмов сегодня нуждаются в срочном ремонте или, по крайней мере, в консервации, «чтобы они не превратились в руины в ближайшие пять-семь лет». Спасением вот таких, не самых знаменитых, заброшенных, превратившихся в руины, не попадающих по причине бесхозности в государственные программы реставрации храмов у нас пока занимаются только волонтеры. Собирают средства, находят меценатов, организуют ежегодно десятки экспедиций по Архангельской и Вологодской областям, Карелии, другим регионам, некогда богатым деревянным зодчеством (об этом «Огонек» писал в 39, 2019). Обследуют храмы в заброшенных и обезлюдевших селах и погостах, проводят противоаварийные работы. Не жалуются, потому что знают: никто, кроме них, в погибающие села не придет. Инвесторам неинтересно… В нацпроекте «Культура» на ближайшие несколько лет заложена поддержка волонтерских организаций, работающих на ниве сохранения памятников архитектуры. Этим пока государственное участие в спасении заброшенного архитектурного наследия и ограничивается. Но вряд ли можно надеяться, что тысячи таких памятников — безмолвных свидетелей российской цивилизации — можно спасти усилиями одних волонтеров. Если хотя бы малую толику тех астрономических средств, которые тратятся в наши дни в российской столице и крупных городах на «благоустройство», шумные праздники, «фестивали меда» и т.п., направить на первоочередные противоаварийные работы в покосившихся храмах, заброшенных усадьбах, на элементарное заколачивание дверей и окон, какая получилась бы благородная государственная программа! Да и рабочих мест сколько бы образовалось, не говоря уже о перспективных точках приложения общественного темперамента. Глядишь, и развитию внутреннего туризма такая программа бы помогла, и в некоторые заброшенные села жизнь можно было бы вдохнуть.

http://sobory.ru/article/?object=11152

В 10 1/2 сделал смотр Пажескому корпусу, Павловскому, Петербургскому и Николаевскому училищам и затем произвел выпускных в офицеры. Потом принимал доклады. После завтрака поехали в манеж конюшенный и обходили раненых ниж. чинов, которых было 270 чел. Это продолжалось до 5 1/2. Очень оба устали. В 63/4 началась всенощная в церкви Большого дворца с офицерами и нижн. чинами Л.-Гв. Конного полка. Обедали у себя с Мари и Дмитрием. Весь вечер усиленно занимался. 25-го марта. Благовещение. День стоял отличный, солнце грело сильно. В 10 1/2 отправился с Мишей верхом ко дворцу — на церковный парад Конной Гвардии. Завтрак был многочисленный. Принял доклад Дурново и несколько депутаций. Гулял и работал на острове. Дядя Владимир пил у нас чай. Занимался до 7 час. Пошли ко всенощной. После обеда покатались с Мари и Дмитрием. Долго читал вечером. 26-го марта. Воскресенье. После обедни представлялись депутации офицеров и всадников Терско-Кубанского и 2-го Дагестанского полков. Гулял и долго работал на острове. День стоял чудный, в тени было 10°. После чая принял Трепова. Весь вечер читал. 27-го марта. Понедельник. Погулял четверть часика. Принял доклад Никольского. Начали говеть. Завтракал новый флиг.-адъют. Демидов. Принял несколько депутаций. Гулял с детьми и работал в снегу. Погода была ясная, но свежая. Обедали после службы вчетвером. Занимался целый вечер. 28-го марта. Вторник. Стоял великолепный день. Имел один доклад до обедни и два после. Вышел гулять в 4 ч. После чая принял еще Танеева. Мама приехала к нам на жительство. Обедали еще: Миша, Ольга, Петя, Мари и Дмитрий. Весь вечер занимался. 29-го марта. Среда. Совсем весенний день. До службы было два доклада, а после завтрака принимал. Гулял и работал в саду два часа. Пили чай у Мама. Вечером исповедывались, после общей молитвы в молельне. Занимался. до часа. 30-го марта. Четверг. Утром мы со всеми детьми причастились св. Христовых Тайн. На несколько часов нашло душевное успокоение. Погулял до завтрака. Еле управился к вечеру с делами. Служба 12 Евангелий продолжалась с 7 до 8.40. 31-го марта. Пятница.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Встали в 9 час. чудным утром. Были у обедни в походной церкви. В 11 час. поехали на дворцовую площадку, где выстроен был Уланский полк. Смотр оказался блестящий, принимая во внимание трудные условия зимнего похода в Лифляндскую губернию. Назначил офицера полка — Арсеньева флигель-адъютантом. Принимал наказных атаманов Уральского, Оренбургского и Астраханского. Слушали пение лидертафеля. Погуляли вдвоем. Встретили и проводили улан, возвращавшихся в Петергоф у Розового павильона. Мама пила с нами чай, после чего вернулась в Гатчину. Много занимался. После обеда покатались. 24-го апреля. Понедельник. Дивный день. Успел погулять утром. Имел доклады: Бирилева, Никольского и Федорова. После завтрака принял Николашу. Гулял и катался в байдарке. Много и долго занимался. Отвезли Эллу на станцию. Начал укладываться. 25-го апреля. Вторник. Великолепный день. Зелень распустилась вовсю. Весна напоминает весну 1897 г. Утром погулял. Имел три доклада. После завтрака покатался в байдарке. Поехал с Аликс в Павловск; посетили Мавру, у которой родилась дочь Вера две недели тому назад. Принял Горемыкина и Столыпина, нового Мин. Внутр. Дел. Обедали Петюша и Милица. Покатались вчетвером. 26-го апреля. Среда. Утром еще раз погулял в нашем чудном парке. Принимал. Завтракали раньше часа. В 2 часа отправились на жительство в Петергоф. На станции обычная встреча; в Александровском парке стояли Конно-Гренадеры, Уланы и Драгуны. Зелень здесь отстала от царскосельской и воздух прохладнее. Скоро устроился в своих комнатах. Гулял. Занимался целый вечер. Обедали на балконе. Принимал Трепова. 27-го апреля. Четверг. Знаменательный день приема Госуд. Совета и Госуд. Думы и начала официального существования последней. Мама приехала в 8 час. из Гатчины и отправилась с нами морем в Петербург. Погода была летняя и штиль. На “Петергофе” пошли к крепости и оттуда на нем же к Зимнему. Завтракали в 11 1/2. В час и 3/4 начался выход в Георгиевскую залу. После молебна я (сказал) прочел приветственное слово. Госуд. Совет стоял справа, а Дума слева от престола. Вернулись тем же порядком в Малахитовую. В 3 часа сели на паровой катер и, перейдя на “Александрию”, пошли обратно. Приехали домой в 4 1/2. Занимался долго, но с облегченным сердцем, после благополучного окончания бывшего торжества. Вечером покатались. 28-го апреля. Пятница.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

В 1993 г., когда клуб в селе оказался заброшенным, чернопенцы решили возродить свой храм. Его малое освящение, совершённое еп. Костромским и Ярославским Иоанном (Витушкиным), состоялось 20 февраля 1996 г. Полное освящение храма, которое совершил митр. Московский и всея Руси Алимпий(Гусев), произошло 5 августа 2001 года. Композиционно само здание Никольской церкви складывается из храма с апсидой, трапезной и колокольни, усложнённой по сторонам двумя палатками. Основной объём, доминирующий в силуэте церкви, представляет собой приземистый бесстолпный четверик со скругленными углами, завершённый крупным " глухим " восьмигранным в сечении барабаном с граненой кровлей, увенчанной главкой на цилиндрическом барабане. Полукруглая в плане апсида и небольшая трапезная - несколько ниже и уже храма. Колокольня сохранилась на высоту двух нижних квадратных в плане ярусов. В декоре церкви преобладают формы национального стиля, сочетающиеся с элементами классицизма. По материалам: Н.А. Зонтиков " Храмы Костромского района " ; каталога " Памятники архитектуры Костромской области " , 2 выпуск, стр.120-121. Типичный для нач. 20 в. пример кирпичной неоштукатуренной церкви в русско-византийском стиле, обладающей компактным пространственным решением и насыщенной фасадной декорацией. Построена в 1914-1917 гг. на месте существовавшей ранее деревянной часовни по проекту, утвержденному в 1911 г. Симметричная осевая композиция здания складывается из храма с апсидой, трапезной и колокольни, усложненной по сторонам двумя палатками. Основной объем, доминирующий в силуэте церкви, представляет собой приземистый бесстолпный четверик со скругленными углами, завершенный крупным “глухим” восьмигранным в сечении барабаном с граненой кровлей, увенчанной главкой на цилиндрическом барабане. Полукруглая в плане апсида и небольшая ориентированная по поперечной оси здания трапезная, несколько ниже и уже храма. Колокольня сохранилась на высоту двух нижних квадратных в плане ярусов. В декоре преобладают формы национального стиля, сочетающиеся с отдельными элементами классицизма: различные по рисунку карнизы с поясами ширинок, бегунца и рядами сухариков; килевидные обрамления оконных проемов; массивные перспективные порталы и ленточная рустовка скругленных углов четверика храма. Облик здания значительно обогащает умелая расстановка архитектурно-декоративных акцентов: небольших арочных киотов в центрах боковых фасадов храма, сильно выступающего ризалита с аттиком в виде килевидных кокошников на восточном фасаде апсиды, а также арочных порталов на западном фасаде колокольни и на южном, обращенном в сторону села, фасаде трапезной. Широкие угловые пилястры на всех объемах дополнены на углах белокаменными полуколонками, рельефно выделяющимися на фоне краснокирпичных стен. Высокие арочные окна обеспечивают хорошее освещение внутреннего пространства.

http://sobory.ru/article/?object=02783

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010