Закрыть itemscope itemtype="" > В Саблино 24.05.2005 794 Время на чтение 3 минуты В поселке Саблино, возле железнодорожной станции, между продуктовыми ларьками можно заметить небольшую, чуть приподнятую над мостовой площадку, поросшую травой, заваленную пустыми картонными коробками... Приглядевшись, можно понять, что площадка эта - фундамент когда-то стоявшего здесь здания: вот и ступеньки, ведущие в помещение, которого теперь нет... На этом фундаменте стояла когда-то церковь во имя Святителя Николая - замечательный по красоте деревянный храм, построенный в начале ХХ века в честь рождения цесаревича Алексея. Храма давно нет, а фундамент его по-прежнему цел, и никакие экскаваторы не смогли справиться с ним... Да, прекрасный храм сгорел еще до войны, но богослужение в поселке Саблино не прекращалось никогда. Иконостас из старой церкви перенесли в маленькую кладбищенскую часовню, которая вскоре была перестроена и стала Никольским храмом, - благословение Святителя Мирликийского не было отнято от поселка. - А ведь не только Саблино, - вся здешняя округа находится в ведении Николая Чудотворца, - говорит настоятель Никольского храма о. Николай Аксенов. - Одна наша прихожанка, пожилая женщина, рассказывала мне такую историю: в самом начале войны, еще до того как Ленинг рад оказался в кольце блокады, их соседи уехали в эвакуацию. Перед отъездом они закопали во дворе много различных продуктов: консервов, круп... " Запомните, где мы их спрятали, - говорили они родителям этой прихожанки, - вдруг вам понадобится! " Но никто не думал, что война продлится долго, и никто не запомнил места, где лежит этот продуктовый клад. Когда же начался голод, кинулись искать, перерыли весь двор - все напрасно. И однажды эта женщина видит во сне Святителя Николая. Чудотворец ходит по двору и говорит: " Копайте здесь! " По указаниям святого клад был найден. Пожилые, помнящие войну люди составляют основу саблинского прихода, да и всего населения поселка. Это для них, для стариков, с трудом могущих добраться до далекого кладбищенского храма, была построена новая церковь - почти на том же самом месте, где стоял некогда деревянный Никольский храм. Памятуя, что был он связан с именем цесаревича Алексея, новый храм освятили в честь отрока-страстотерпца. Перестроили и кладбищенскую церковь - и так удачно перестроили, что теперь небольшой этот храм выглядит необычайно величественно, кажется гораздо больше своих истинных размеров. Внутри он просторен и светел, украшен иконами начала века, среди которых взгляд сразу выделяет образ Святителя Николая; кажется, что икона эта лучится сильным, но мирным, кротким светом. Здесь проходят праздничные и воскресные службы, а по будням прихожане собираются в центре поселка, в церкви св. цесаревича Алексея. Неподалеку от нее, в бывшем здании поселкового Совета, располагается гордость саблинского прихода - детская воскресная школа.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Монастырь, который скоро снова возсияет вновь Зимние именины в особой благодати возрождающейся обители 20.12.2023 179 Время на чтение 5 минут Источник: Попечение «Летний Никола» или «Никола Вешний», как называют день поминовения переноса мощей святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских в итальянский город Бари в конце XI века, относится к числу непереходящих церковных праздников (дата строго фиксирована) и ежегодно отмечается православными христианами 22 мая по новому стилю. Об иконе, написанной с его прижизненного изображения, рассказывал в один из таких памятных дней. Я декабрьский , поэтому мои именины приходятся на «зимнего Николу», 19 декабря по новому стилю, когда мы вспоминаем день преставления (упокоения) этого великого святого подвижника, апологета благочестия и абсолютной верности Церкви Христовой. Все остальные даты тоже именины, но считаются именинами малыми. Помимо двух основных праздников, посвященных святителю Николаю, существуют и другие дни церковного чествования Угодника Божия Николы. Так, праздник его рождения еще малоизвестен в России, поскольку был возрожден не так давно – в 2004 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II празднование Рождества Святителя Николая было возобновлено. Об этом безусловно значимом событии для всего христианского мира вместе с жизнеописанием тех благих дел, что совершал мой небесный покровитель, выпускал в этом году пост «Праздник пастыря доброго» . Ровно 70 лет назад, 19 декабря 1953 года, в своем слове к прихожанам в день памяти святителя Николая Мирликийского, тогда еще не причисленный к лику святых, хирург от Бога и Его же исповедник, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877 – 1961) напоминал всем нам: « Света незримого был полон великий Святитель Николай, память которого мы празднуем. Он был полон этого света незримого, от него исходившего и воспринимаемого сердцами и душами человеческими. В чем же источник этого света? Он появляется в сердце человеческом по мере того, как человек все глубже и глубже исполняет закон Христов, по мере того, как более и более творит добрых дел, по мере того, как все более и более милосердным становится он, приближаясь к ныне нами поминаемому Святителю Николаю, избавившему от позорной продажи на блуд тел своих трех дочерей несчастного голодающего человека.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/20/monast...

Закрыть itemscope itemtype="" > Николай Жевахов: «Новая жизнь за границей» Вышел новый том воспоминаний товарища обер-прокурора Святейшего Синода 09.11.2022 1282 Время на чтение 5 минут Фото: indrik.ru В московском издательстве «Индрик» вышла новая книга: Жевахов Н.Д. «Новая жизнь за границей. Воспоминания товарища обер-прокурора Святейшего Синода». Публикация и составление М.Г. Талалая и М.А. Бирюковой. Научная редакция М.Г. Талалая. М.: изд. «Индрик», 2022. (280 с., ил.). ISBN 978-5-91674-680-8, сообщает наш корреспондент. Первые два тома «Воспоминаний товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода» князя Николая Давидовича Жевахова (1874–1945), впервые опубликованные в Мюнхене в 1923 г. (том 1) и в Новом Саде в 1928 г. (том 2), неоднократно переиздавались в России после падения советского режима (вот только полные переиздания: 1) М.: Родник: Изд. отд. Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, 1993 (серия: Царский Архив); 2) СПб.: Царское Дело, 2007; 3) СПб.: Царское Дело, 2014). Они охватывают период с сентября 1915 года по январь 1920 года и вызывают у читателей неослабевающий интерес. Третий том воспоминаний, в которых автор описывал свои злоключения в эмиграции, так и не был им издан из-за отсутствия средств, и до последнего времени его местонахождение не было известно. И вот наконец рукопись найдена, и продолжение воспоминаний выходит в свет! В книге: Жевахов Н.Д. «Новая жизнь за границей. Воспоминания товарища обер-прокурора Святейшего Синода» - в первые публикуется продолжение (3-й том) воспоминаний князя Н.Д. Жевахова. Это детальное и пристрастное повествование о прощании с Родинои, первых месяцах беженскои жизни в Сербии и прибытии в Италию ради главного дела жизни - устроиства паломнического подворья в Бари, близ мощеи святителя Николая Чудотворца. Вновь обнаруженные мемуары, обнимающие период с февраля по ноябрь 1920 года, дополнены редкими текстами Жевахова – очерками, заметками, воззваниями, касающимися Барградского дела. Особую часть (Приложение) составляют архивные материалы Императорского Православного Палестинского общества (впервые публикуются материалы, найденные в Архиве внешней политики Российской Империи и в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, за период 1910-1913 гг., в том числе письма Н.Д. Жевахова, выдержки из Журналов Заседания Совета Императорского Православного Палестинского Общества, касающиеся покупки земли и строительства православного храма во имя Святителя Николая Чудотворца Мирликийского в городе Бари, и странноприимного дома при нём ), курировавшего возведение подворья в Италии при непосредственном участии мемуариста. В книге собраны материалы, крайние даты которых помечены 1910 и 1944 гг., в совокупности они отражают не только жизнь и личность самого князя Жевахова, но и проливают ясный свет на историю Барградского православного храма и подворья.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/09/ni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Явные и грозные знаки помощи Божией подвергнувшемуся агрессии Запада и фашистов православному народу Украины Протоиерей Георгий Городенцев о том, как свт. Николай «дал по шапке» Кличко, Тягнибоку и Яценику 27.01.2014 5538 Время на чтение 3 минуты Вне всякого сомнения, первым таким благодатным и благим знаком является прибытие в Киев именно сейчас Даров волхвов. Как совершенно правильно говорит клирик Украинс кой Православной Церкви Московского Патриархата, настоятель Свято-Ильинского храма в Чернобыле протоиерей Николай Якушин : «Принесение Даров на Украину - это духовное укрепление для православных людей в годину смуты. В Киеве сейчас очень неспокойно, тем не менее, очередь людей, идущих к святыне, протянулась по всей Лаврской улице, и это тысячи людей. Люди идут с радостью, молятся. Пройдет смута, мы не сомневаемся в благополучном ее исходе с Божьей помощью». Еще об одном таком знаке, но уже весьма грозном, упоминает в своей статье-призыве « Отечество наше в великой опасности! » Мария Кемпфер, которая утверждает: «На Рождество, когда Кличко, Тягныбок и Яценюк появились на сцене, люди, приехавшие из Западных регионов Украины, увидели рядом с ними св.Николая, который им «дал по шапке» (не мои слова) и показал людям, чтобы они уходили с майдана... Многие ЭТО видели, и в тот же вечер много людей уехали из Киева. Теперь звонят из Хуста и переспрашивают, кто ещё видел св.Николая... На Западной сейчас много разговоров об этом». Заметим, что на Украине, среди православных и даже униатов весьма сильно почитание святителя Николая Мирликийского. Без всякого преувеличения можно сказать, что он – самый почитаемый здесь святой. Во всех более или менее значительных городах страны есть храмы, посвященные свт.Николаю, в крупных городах их может быть и несколько; практически в каждой области и даже районе Украины есть множество других селений со св.Никольскими храмами. Поэтому ничего удивительного, что св.Николай Чудотворец молится у Престола Божия на небе за столь почитающий его украинский народ и готов прийти ему на помощь. А те, кто читал житие святителя, который не раз со властью пресекал разные беззакония, в том числе, и неправды со стороны власть имущих, знают, что помощь эта будет скорой, неукоснительной и грозной для врагов Украины и ее народа, коими сейчас являются Запад (США и ЕС), а также местная оппозиция и фашиствующие молодчики.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/27/ya...

Ксизово. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь была построена в начале XVII века, поскольку уже в 1620 году в документах упоминается село Никольское по названию церкви. Каменную церковь с главным престолом Николая Чудотворца Мирликийского выстроил в 1759 году помещик Яков Дмитриевич Бехтеев. В 1865—1869 гг. (по другим данным, в 1867 г.) была выстроена существующая ныне каменная Никольская церковь на месте старого каменного храма. Существуют легенды, что в Никольском храме служил сам святитель Тихон Задонский. Известна его тесная связь с родом Бехтеевых, у которых он часто гостил в имениях в Липовке и Ксизово. В дореволюционное время два храма села Ксизово (Никольский и Иоанна Дамаскина) собирали на богослужение всю округу: жителей сел Балахна, Замятино, Засновка, Мухино, Соловьевка и др. В 30-х годах двадцатого столетия намоленное место не раз осквернялось. Разбивали о землю кресты, чернили святые росписи, сдирали оклады, рубили топорами иконы. Там, где очищались души молитвами, устроили маслобойню и склад, на кладбище – автозаправочную станцию. Известен последний священник – протоиерей Вележев Георгий Алексеевич, 1847 г.р., уроженец с. Патриаршее (ныне с. Донское)Задонского района. Постановлением коллегии Воронежской Губчека от 30.01.1921г. по обвинению в вымогательстве был приговорён к 5 годам лишения свободы условно. Оригинал статьи на сайте Липландия . Церковь в селе Ксизове Задонского уезда, с приделами на правой стороне святого Алексия Московского митрополита, на левой – Тихвинской иконы Божией Матери, вновь построена в 1867 году усердием крестьянина Ивана Абанина и прихожан. При этой церкви тёплая в честь преподобного Иоанна Дамаскина, при обеих церквах одна каменная колокольня. Земли 110 десятин пахотной и сенокосной. Есть план и межевая книга. Два штата. Прихожан 1590 душ.  В приходе деревни: Мухина, Замятнина (3 версты). Церковь в Ксизове существовала (Николаевская) с 1765 года; в 1865 году хотели её возобновить, но она обрушилась, а потому решились построить новую.

http://sobory.ru/article/?object=02078

Мытищи. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь Карта и ближайшие объекты Владимирская церковь в Мытищах (Церковь Владимирской иконы Божией Матери) расположена на Ярославском шоссе - бывшей Троицкой дороге, по которой богомольцы направлялись через село Мытищи в Троице-Сергиев монастырь. У самого шоссе стоит дивной красы церковь Владимирской иконы Божией Матери - высокая, голубая. В былые времена со всех проезжавших по дороге или проплывавших по соседней, судоходной тогда реке Яузе собирали мыт - торговую пошлину, отсюда и название Мытищи. Владимирскую церковь построили в 1713 году. В начале XIX века была пристроена колокольня " на семи колоколах " . В 1832-м пристроили северный, Сергиевский придел, а в 1899-м - южный, Никольский. Ее высокая колокольня была снесена в 1941-м, как возможный ориентир для вражеской артиллерии возле важной железнодорожной станции. Восстановлена в 1999 году. В Смутное время старинное село Заболотье, в находившееся в трёх километрах от Мытищ, перестало существовать. На его месте осталась пустошь. Деревянная церковь Святителя Николая Мирликийского, которая была раньше в Заболотье, была восстановлена к 1628 г уже в селе Мытищи. Половина села принадлежала Дворцовому ведомству, а другая - Троице-Сергиеву монастырю, деревянная церковь Святителя Николая стояла на Троицкой половине села. Стоящий и в наше время на Ярославском шоссе храм Владимирской иконы Божией Матери впервые упомянут в документах 1713 г.: " по челобитью Московского уезда с. Мытищ Богородицкого попа Дмитрия» освящён придел святителя Николая. Эта дата условно принимается за дату построения ныне существующего каменного храма. В книге В. и Г. Холмогоровых " Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII вв.» каменная церковь в Мытищах упоминается под 1735 г.: священник церкви Владимирской иконы Божией Матери, вотчины благоверной государыни царевны Елизаветы Петровны с. Мытищ, Иван Фёдоров обратился в Синодальный Казённый приказ за разрешением устроить в храме каменный пол.

http://sobory.ru/article/?object=00058

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Святитель Николай Чудотворец. Житие, перенесение мощей, чудеса, слава в России Данная книга включает в себя подробное житие святителя Николая Чудотворца, историю перенесения его святых мощей из Мир Ликийских в Бари, посмертные чудеса, воспоминания паломников и описание некоторых выдающихся храмов и обителей его имени в России. Книга адресована современному православному читателю. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Святитель Николай Чудотворец. Житие, перенесение мощей, чудеса, слава в России Книга составлена на основе труда А. Вознесенского и Ф. Гусева «Житие и чудеса св. Николая Чудотворца и слава его в России» (с небольшими купюрами и мелкими дополнениями) Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 11-104-0349) Предисловие …святитель Николай видит нашу веру и усердие, приемлет похвалы, нами ему приносимые, возносит наши молитвы к Богу, ходатайствует, предстательствуя за нас перед Христом, избавляет нас своими теплыми к Богу молитвами от всяких бед и зол, от врагов видимых и невидимых, и испрашивает у Господа все благое и полезное нам, временное и вечное. Святитель Димитрий Ростовский Книга «Святитель Николай Чудотворец» повествует о личности великого угодника Божия, святителя Николая, архиепископа Мирликийского, и его почитании на Руси. Святитель Николай прославился как великий угодник Божий. Милосердие к страждущим, чудеса, явленные им при жизни, вдохновляют и сейчас верующих обращаться к святителю Николаю с молитвами о помощи. Николай Угодник творил чудеса при жизни, но немало происходило и происходит чудес и после его смерти. Он помогает морякам, путешественникам, детям и тем, кто находится в заключении, он помогает всем, кто обращается к нему за помощью, и избавляет от бед. Николаю Угоднику молятся о благополучии в пути, спасении от бури и потопления на море, об исцелении от разных недугов, о покровительстве семейного очага, о помощи в разных бедах, от грусти и уныния, за детей, чтобы пристроить в замужество дочерей, о помощи в бедности и нужде, о заступничестве за вдов и сирот, о сострадании к беззащитным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Панино. Церковь Параскевы Пятницы. Карта и ближайшие объекты В качестве деревни Панины Пруды упоминаются в исторических документах XVII века. После упразднения церкви в с. Агломазово в 1770 г. здесь была построена церковь в честь великомученицы Параскевы, которую перенесли, предположительно, из Агломазова. В 1790 г. при церкви был устроен придел в честь святителя Николая Чудотворца, а 16 марта 1794 г. иерей Стефан Иоаннов просил об освящении новопостроенного придела. Однако церковь со временем пришла ветхость, и ее заменили в 1851 году новой деревянной церковью с тем же храмонаименованием и Никольским приделом. Каменная церковь с колокольней в селе Панины Пруды Спасского уезда была построена 1903 году на средства священно и церковнослужителей, прихожан и разных благотворителей. Престолов в ней было два: главный – во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы, другой – во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Церкви принадлежала деревянная сторожка, в которой размещалась церковно-приходская школа. На ее содержание средства выделялись от общества. В 1914 году в ней обучалось 176 мальчиков и 96 девочек. Заведующим и законоучителем в церковно-приходской школе с 1911 года был священник Пятницкой церкви Иван Григорьевич Троицкий. 15.07.1940 г. церковь была закрыта под школу, но использовалось под нужды колхоза. http://www.ryazeparh.ru/ Дата основания храма 1750 год. Дата постройки кирпичного здания 1903 год. Дата закрытия в годы гонений на церковь 15 июля 1940 года. Дата возвращения и повторного освящения храма 1992-1996 гг. В качестве деревни Панины Пруды упоминаются в исторических документах 17 века. После упразднения церкви в селе Агломазово в 1770 году здесь была построена церковь в честь великомученицы Параскевы, которую перенесли, «вероятно, из Агломазово, что доказывается просьбою причта, поданною в 1797 году, о дозволении исправить церковные ветхости». В 1790 году при церкви был устроен придел в честь чудотворца Николая, а 16 марта 1794 года иерей Стефан Иоаннов просил об освящении новопостроенного придела. Однако церковь со временем пришла в ветхость, и ее заменили в 1851 году новой деревянной церковью с тем храмонаименованием и Никольским приделом.

http://sobory.ru/article/?object=17851

Турочак. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Первые миссионеры в окрестностях Турочака появились в 1864 году. Само основание села Турочак связано с деятельностью Алтайской Духовной Миссии. Миссионерский домик стоял на возвышенном берегу реки Бии. Первоначально в нем жили лесник и опекавший миссионерский стан священник-миссионер. Постепенно это место стало осваиваться, теми, кто промышлял сбором живицы, кедровыми орехами, бортничеством, охотой и рыболовством. Само слово «турочак» с алтайского языка переводится как домик или избушка. Только в 1870 году в Турочаке местным крестьянином Алексеем Казанцевым был построен первый молитвенный дом-часовня для размещения миссионерской походной церкви св. благ. Александра Невского. В 1896 году в селе образовалась церковно-приходская школа. В 1898 году в Турочаке было всего 7 домов. Первые переселенцы были Казанцевы Константин Яковлевич и Алексей Егорович, Пашпоновы, а с 1900 года – Шмаковы, Полосухины, Порошины, Енерековы, Филипповы. Храм в селе Турочак был построен в 1901 году на средства прихожан, среди них значительно преуспел крестьянин Алексей Казанцев. Новая церковь была построена на месте сгоревшей часовни и освящена во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца по распоряжению Начальника Алтайской Духовной Миссии Преосвященнейшего Макария (Павлова), Епископа Бийского. До 1907 года Турочакская Никольская церковь была приписана к Кебезенскому Покровскому храму, службы проводились приезжавшим время от времени священником-миссионером Кебезенского отделения о. Илией Седаковым. Отец Илья старался приезжать на все великие праздники и в среднем за год в Никольской церкви им совершалось до 10-ти литургий, как свидетельствует об этом архивный документ за 1906 год. С 1907 года в Турочаке появился постоянный священник-миссионер Николай Степанович Зырянов, в прошлом учитель миссионерских школ с 13-летним стажем. С 1908 года псаломщиком в храме был учитель А.С. Ильтеев. В 1908 году в селении Гурьяновском была построена церковь во имя Рождества Христова. В справочнике по Томской Епархии за 1911 год она значится как приписная к Турочакскому Свято-Никольскому храму. Так же в 1908 году было образовано Лебединское отделение Алтайской Духовной Миссии выделенное из Кебезенского отделения.

http://sobory.ru/article/?object=27255

У святителя Николая в Бари Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 27 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 Благочестие русского человека питает особую любовь к святителю Николаю, Мирликийскому чудотворцу († ок. 345; пам. 6 дек.). Верующий человек стремится побывать в итальянском городе Бари, чтобы поклониться святым мощам угодника Божия, которые почивают там с 1087 года. В последнее время в Бари проходят фестивали русского искусства, которые приурочиваются к летнему или зимнему дню памяти Святителя. 15–23 мая 2010 года в Бари проходил четвёртый фестиваль “Летний сад искусств”, в котором принял участие хор Регентской школы при Московской Духовной академии. В брошюре-программе фестиваля, выпущенной к его началу, говорится: “Хор Регентской школы — это самостоятельный творческий коллектив, который под управлением доцента Елены Николаевны Байковой приобрел профессиональное звучание” (Фестиваль российского искусства. Бари, 2010. С. 19). В рамках подготовки к поездке и к выступлению в марте был записан молебен святителю Николаю с акафистом нараспев. Выступлению хора 19 мая предшествовала спевка, и на звуки песнопений пришла группа итальянцев с переводчиком, который сообщил о желании известного итальянского певца Альбано Каризи спеть с коллективом школы “Аве Мария” Гуно в сопровождении органа. Концерт начался в 20.30 в базилике святителя Николая, которая была заполнена слушателями, присутствовало телевидение, мэр города Бари, гости, соотечественники. Концерт прошёл “на одном дыхании”, хористы старательно выполняли требования дирижера, были очень собранны и восприимчивы к жестам и штрихам музыкального материала концертной программы. Хор показал хороший уровень и ансамбль, благодаря достойной подготовке, полученной в Регентской школе. Своды древней базилики огласились православными песнопениями. Были исполнены пасхальные песнопения, песнопения, посвящённые святителю Николаю, а также преподобному Сергию и др. Особо следует назвать концерт Д. С. Бортнянского “Да воскреснет Бог” и Великое славословие Велиумова. Из произведений, созданных в Регентской школе, можно отметить “У Троицы окрылённые” и гимн Регентской школы (слова и музыка А. Звездина, выпускника Регентской школы). После завершения программы концерта Альбано Каризи исполнил “Аве Мария” Гуно в сопровождении органа и хора школы. Все произведения звучали без конферанса, поражала тишина в базилике, зато в конце концерта раздались бурные аплодисменты с радостными благодарственными словами на итальянском языке. Было сказано много тёплых слов в адрес хора Регентской школы, мэр города Бари пожал руку каждой хористке и сказал “спасибо” по-итальянски. После выступления много фотографировали.

http://pravmir.ru/u-svyatitelya-nikolaya...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010